Полная версия
История как символ. Философские заметки
Итак, каждая форма духосопричастия должна получить «для себя», исключительно своими средствами ответы на указанные выше три вопроса. Будут ли получены эти ответы? Это уже совершенно иной вопрос. Для нас важно выделить саму фундаментальность этой триады. Без ответа, без получения исчерпывающего ответа для человека на все три вопроса, мы не можем считать какую-либо форму духосопричастия – осуществившейся вполне, достигшей своей полноты, своего полного господства. Получение же ответов будет означать, что осуществилась остановка данной формы постижения на максимально доступное для неё причастие Духу. Другими словами, осуществилась «принципиальная установка». Так мы будем впредь называть определяющий фактор в направленности той или иной формы духосопричастия.
Поэтому, отвечая на поставленный в начале вопрос: «вследствие чего происходит смена» господствующих форм духосопричастия, мы уверенно можем сказать: вследствие осуществления данной формы её «принципиальной установки». Это означает, что её собственными средствами удалось ответить на три фундаментальных вопроса исчерпывающим образом.
§ 3. Народ, переживание, религия
Под «народом», в данном случае, мы понимаем людей, не связанных непосредственно ни со сферой науки, ни со сферой философии, ни со сферой искусства. Это не означает, что те, кто относится подобным образом к народу, не имеют отношения внешнего или навыков к науке, философии и искусству. Отнюдь нет. Он их может иметь. Но положительно отличается от остальных тем, что у него преобладающую роль в отношении к миру символов, а ровно и к Духу играет переживание, а не его осмысление, отображение или ощущение. Последние выступают для переживания как подчиненные способы прочтения.
Историческое подтверждение это мнение находит в творчестве выдающихся немецких мистиков средневековья, являвшихся европейскими провозвестниками непосредственной связи человека с Духом. Как известно, Яков Бёме был сыном крестьянина, а Кульман- ремесленника, т. е., в истории можно проследить как духосопричастие «народа», являющееся сущностью всякой религии, её основным «каналом» духовной связи. Переживание мистического не было замутнено ни мёртвым холодом понятий рационализма, ни горячей жаждой ощущения слепого эмпиризма, ни ложностью фантастических образов эстетизма. Переживание всегда чисто. При всём титанизме Ницше, ему всё-таки нельзя отказать в проницательности: Ich liebe Den, dessen Seele tief ist in der Verwundung, und der an einem Erlebnisse zugrunde gehen kann…
Это есть сама молодость в переживании. Однако, в интересующем нас вопросе, понятие «Народ», употребляемое в социальном смысле, не тождественно «народу» как понятию, обозначающему совокупного субъекта постижения. Объёмы этих понятий могут пересекаться, но никогда не могут быть тождественны. Так правомерно допустить субъекта, объявляющего себя «философом», но, в действительности, совершенно не способного выводить одни идеи из других или, говоря другими словами, рационально «читать» символы, оставаясь по существу на религиозной почве непосредственного постижения духа, т. е. находясь под его подчиняющем воздействием и, в силу этого, не способного выделить этот дух как «понятие» или принцип (идею). То же самое можно сказать обо всех остальных субъектах, нарекающих себя произвольно тем или иным эпитетом. У Апостола Павла верно замечено (Гл. 2, 14) «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон». Конечно, при этом не исключается крайний случай, когда субъект может не признавать за собой ни первого, ни второго, ни третьего.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См.: Андрей Павленко. Возможность техники, – СПб., Алетейя, 2010.
2
См.: Павленко А.Н. Рацио фундаментализм //Вопросы философии, 2008 № 1,С. 29–44.
3
См. например: Павленко А.Н. Сосуществование Вселенной и человека: от квантовой космологии к антропологии и обратно//Вестник РУДН (Философия), – М. 2013, № 4, С.7 -24.
4
Смотрите, например, такие издания как: Замысел Бога в теориях космологии, – С.П.г., Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004 г.; Замысел Бога в теориях физики и космологии, Выпуск 2, Время. – СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005 г.; Философия науки, Вып. 14, М. Институт философии, 2009 г. Кроме того, 12 июня 1999 года Григорий Моисеевич Идлис выступил в качестве официального оппонента на защите моей докторской диссертации.
5
Смотрите подробнее: Человек в техническом мире: вызовы XXI века// Сборник материалов XIV конференции «Наука, философия, религия», – М. Фонд Андрея Первозванного, 2012 г..
6
Отсюда, может быть, фиксация – «стояния» во всех языках. В немецком Gegenwart, gegen – (на) и warten – ждать, стоять. В английском Pre – до, перед: send – передавать, распределять! То же самое мы обнаруживаем и в испанском – Presente – (pre- до, перед), a sent(ar) – сажать, сдерживать), т. е. sentar тоже связано с оттенком «останавливать». Забегая вперёд, Sentado означает и «положительный».
7
Странно иногда слышать расхожие обвинения в адрес мародеров, промышляющих «вскрытием» человеческих могил на кладбищах. Куда более мародёрны действия целых поколений учёных мужей, вскрывающих «могилы» усопшей истории. Разве полуразрушенный Парфенон это не могила Эллады? Разве «новая» Москва, построенная на месте старой, это не строительство на кладбище? Всякая попытка «узнать», «изучить», «изменить», «реконструировать» любые «исторические Афины», есть залезание в могилу Символа и кощунственное надругательство над ним. Причём без всякой пользы для себя и для этой могилы. Москва и должна была бы оставаться в истории как надгробие погибшей Великой Русской империи. Но, вопреки здравому смыслу, шайка разбойников совершила над ней кощунственное надругательство.
8
Понятия «духовный луч» и «духовный свет» могут быть без труда проиллюстрированы следующим примером. Духовная связь с сущим сродни направленному лучу света на чёрном полотне с обратной стороны для наблюдателя. Причём, как и в действительном электромагнитном излучении, индукция, не даёт проявления сразу всей мощности потока, постепенно его накапливая и постепенно ослабляя. Так и жизнь отдельного человека есть проекция духовного луча на полотно вещественного мира его «организма», загораясь медленно с самого оплодотворения в молодости и потухая медленно в старости. Как медленно духовное проникает в вещественное тело, также медленно оно и покидает его. Поэтому не только каждый человек, но и каждый род, каждый народ, всё человечество, наконец, есть не что иное, как огромный сноп духовного света, «проецируемый» на мир мёртвой матери. В приведённом примере представлен только «горизонтальный срез» ствола истории, который позволяет различить «плотность» духовного свечения, но совершенно ещё не рассматривается его интенсивность и длительность. Последнее можно установить, добившись «вертикального разреза». Примечательно, что «вертикальный срез» возможен только от «бытия-в-прошлом» до «бытия-в-настоящем». На последнем он обрывается, оставляя в будущем поле загадок.
Люди, способные «увидеть» этот свет, не могут не констатировать или не признавать того, что избрав, допустим, недлящимся мигом настоящего (60–70 лет), они увидят, что вся история напоминает мерцание, образованное множеством вспышек «настоящих» мгновений человеческих жизней. И лишь по относительной плотности этих «вспышек» мы можем судить о более «крупных» лучах – родов и народов. Избрав же возраст последних в 1000–1200 лет, за их «настоящее», мы обнаружим в истории другой ряд мощных вспышек, с той или иной продолжительностью свечения. Отсюда напрашивается последний вывод: не есть ли и история человечества одна такая вспышка божественного животворного духа?
9
Лосев А. Ф. «Диалектика числа у Плотина», М., 1928 г., стр. 44.
10
Близость смысла «Стоящего-стоящего» прослеживается и в других языках: немецкий (warten-werten), испанский (sentar-sentado), а в латинском даже отчетливее, чем в русском: (constare – стоять, останавливаться), но это же constare – «Стоить».
11
В немецком языке есть более ёмкий и удачный термин der Kunstler, производный от слова «искусство» – der Kunst и обозначающий совокупного деятеля этой области.