Полная версия
Полет в никуда
Она меня почти ничего не спрашивала. Взяла зачетку и поставила трояк. Я был доволен. Пастернак решил мою дальнейшую судьбу пребывания в институте киноинженеров.
Игорь долго смеялся над моим рассказом. За оказанную услугу, я купил ему пачку сигарет «Родопи». На большие награды я был не способен материально.
У Игорька была очень трогательная и печальная любовь к известной актрисе Татьяне Друбич. Он познакомился с ней, когда она работала фельдшером на скорой помощи. У мамы Игоря было плохо с сердцем, и он вызвал врача. Приехала Татьяна. Так завязалось знакомство. Он был некрасивым человеком, но чутким и обаятельным. Они дружили более двух лет. Она стала известной актрисой и снималась у Сергея Соловьева.
Когда Игорь приезжал в Москву из Ленинграда, Татьяна всегда встречала его с цветами. Мне казалось, что лучшей пары и быть не может. Он редко делился своими переживаниями со мною, но я видел, как он ее любил. Я попросил, чтобы Татьяна оставила для меня автограф. Игорь засмеялся и сказал:
– У нас в августе будет свадьба. Я тебя приглашаю. Вот сам тогда и
возьмешь свой автограф.
– Конечно, спасибо за приглашение, но я хочу его получить в ближайшее
время.
– Ладно, не зуди, привезу. На днях еду в Москву и привезу для тебя
автограф.
Он ехал заказывать ресторан, уже были приглашены гости. Но свадьба так и не состоялась.
Татьяна, как всегда, встречала его с цветами на вокзале. А Игорь ехал в Москву со своей приятельницей Ольгой – жутко некрасивой и наглой девицей. Они вышли из вагона, и Ольга, увидев, что стоит Татьяна, кинулась Игорю на шею и начала его целовать. Татьяна подошла к ним, кинула в лицо букет цветов и ушла.
Бывают же такие стервы, как Ольга, и попробуй потом объяснить, что ты не верблюд. Сколько хороших мужиков пропало из-за баб. Я эту суку, Ольгу, просто возненавидел.
Игорь же отнесся к этому философски: «Что бог не делает – все к лучшему». Но я видел, как он страдал и переживал. Мне было его очень жаль.
А автограф он мне все-таки привез. На фотографии Татьяны Друбич было написано: «Семь раз отмерь, один – отрежь». Этот снимок до сих пор хранится у меня. Кому этот автограф предназначался, я понял не сразу.
Потом говорили, что она вышла замуж за своего покровителя Сергея Соловьева. Наверное, он талантливый режиссер и неплохой человек, но мне почему-то очень хотелось, чтобы мужем у Татьяны Друбич был мой друг Игорь Вронин – единственный человек, с кем я мог поделиться своими проблемами. Он мог меня успокоить, подбодрить или «выругать» добрым словом. Я слышал, что он стал целителем, закончил медицинский институт и у него в Москве очень большие очереди. Чтобы попасть к нему на прием, нужно записываться заранее. Только лечит он не как медик, а занимается диагностированием кармы человека.
Почему двое людей, которые любят друг друга расстаются? Почему такой большой и многообразный мир им становится тесен? Сколько счастливых людей было бы в этом мире, если бы мы научились понимать друг друга. Понимать и прощать. Умение прощать – великий дар, который присущ очень немногим людям в нашем мире.
Может, все беды возникают из-за глупости, зависти, жадности, ревности. Мы давно разучились просто жить, дышать, любить. Мы усложняем себе жизнь. А как порой важно, научиться просто понимать человека. Я даже не призываю вас к сочувствию, это унижает того человека, которому ты сочувствуешь. Понимание и сочувствие – это совершенно разные проявления человеческой сути.
Затронуть нить души человека, услышать музыку вечности и понять ее, наверное, к этому можно придти только через любовь. Я не имею в виду любовь ко всему человечеству. Эту любовь я ненавижу, как ненавижу человечество. Но в моей ненависти нет злости. Я просто ненавижу людей. За отсутствие тех качеств, которые необходимо иметь людям. Я ненавижу и себя, по тем же самым причинам. Но, порой, как нам нужно иметь то фантастическое чувство любви и понимания, которое в природе пока не существует. И эту прекрасную мелодию выдумали и не воплотили в реальную жизнь. А как бы хотелось получать такие подарки от жизни, как любовь и понимание.
Была бы революция в мире людей? Навряд ли. Но была бы, хотя бы иллюзия жизни, которой нам порой так не хватает.
Нам всю нашу жизнь подсовывают какие-то заменители любви:
любовь к богу, любовь к женщине, любовь к матери, любовь к детям. Почему заменители? Потому что все качества, которые перечислены выше, это физические аспекты бытия человечества и только. Я же говорю о метафизической любви, любви не к объекту, а к сути объекта.
Христиане бы моментально приписали этому – «божественная», а я не верю в божественную любовь. Если бы она была, хотя б в малой степени, как у меня закоренелого грешника, он не создал бы этот сраный и ничтожный мир. Если бы Бог любил нас, вонючих своих отпрысков, хоть чуть-чуть больше, он не сотворил бы такого дерьма, в котором мы с вами живем. Мне его очень жаль. Если он существует, то в своем ничтожном проявлении он очень жалок. Хотя, может, я в чем-то не прав. Но сейчас, я полностью уверен в своей правоте, и, может быть, в ближайшее время мои взгляды на эту жизнь без любви, понимания и прощения не изменятся.
Глава 4.
Перед Новым годом ректорат института решил сделать всем студентам подарок. Они в наш маленький и убогий зал пригласили известного артиста театра и кино Андрея Миронова. Для меня он был, и по сей день остается, человеком со званием великого актера.
Я с удовольствием пошел на этот творческий вечер. Сидел в первом ряду. Миронов выступал в сопровождении концертмейстера – такого маленького еврея, который отменно играл на рояле. Миронов много пел, пританцовывая, рассказывал байки со съемочных площадок. Я не слушал его, я просто смотрел на великого и неповторимого Андрея Миронова. Я следил за его жестами, мимикой, за его глазами, руками – он все делал хорошо. У него был сильный насморк, он то и дело доставал носовой платок и сморкался. Наверное, он понял, что это смотрится довольно глупо, но не отменять же концерт из-за такой непрухи. Когда он пел песню «Остров невезения» из кинофильма «Бриллиантовая рука», при словах «Что они не делают, не идут дела, видно в понедельник их мама родила», он схватился за нос и постарался высморкаться не в платок, а в руку. И это при полном зале!
Потом схватился за театральный занавес, откинул его, сделал круг у концертмейстера и закончил петь.
Когда творческий вечер был закончен, ко мне подошел мой знакомый Виктор, он занимался обслуживанием этого зала, и говорит:
– Пойдем, я тебе кое-что покажу.
– Что именно?
– Пойдем, посмотришь «хохму»
Он подвел меня к сцене, на которой только что выступал артист.
– Видишь вон тот занавес? Представляешь, Миронов вытер свой нос о
наш реквизит.
Я посмотрел: «Да, действительно, – подумал я, – великий артист у всех на виду высморкался в театральный занавес и при этом никто толком ничего не заметил. Это здорово».
После концерта я очень хотел подойти к Миронову и перемолвиться хотя бы небольшим, но запоминающимся диалогом. Приготовил ручку и бумагу. Андрей вышел, от него пахло очень хорошим одеколоном. Лицо его было красным и мокрым от пота.
– Андрей, оставьте, пожалуйста, автограф.
– С удовольствием, – в нос проговорил Миронов.
– Плохо себя чувствуете? – заискивая, спросил я.
– Да, насморк одолел.
– Я заметил.
– А чем вы здесь занимаетесь, что это за институт? – картавя, спросил он.
– Мы учимся в институте киноинженеров. Технический персонал для
киностудий и кинотеатров.
– Операторы, что ли?
– Нет, хуже, будем чистить для операторов их кинокамеры и промывать
спиртом оптические оси, – сострил я.
Миронов рассмеялся, пожелал удачи, сел в машину и уехал. Мне было очень приятно – ведь я говорил с самим Андреем Мироновым! Я был горд и счастлив.
А автограф до сих пор у меня хранится в альбоме, он был оставлен на бумаге для заклейки окон. На тот момент я не нашел ничего более подходящего.
Мне очень хотелось попасть на концерт Гребенщикова еще раз. Я узнавал у Анечки, где можно послушать «живьем» Гребенщикова, но она не могла мне ничем помочь. Хорошая музыка, интересные тексты, а эта группа нигде не выступает. И я решил организовать концерт Б.Г. у себя в общежитии. Я подошел к коменданту с предложением. Это была пожилая женщина, вся погрязшая в «постельном белье» студентов и «разбитыми окнами» в общаге.
– Я хочу организовать «Аквариум» у нас в общежитии, – уверенно, но
наивно заявил я ей.
– Вы любите рыбок? Но у нас нет денег, молодой человек, чтобы
удовлетворить Вашу просьбу.
– Каких рыбок! Я хочу организовать концерт группы «Аквариум». Это
очень популярная в Ленинграде группа. Помогите мне.
– Не знаю такой группы. И это не концертный зал, а всего лишь
общежитие для иногородних студентов, – возмущенно, с раздражением ответила она. – Идите и не мешайте мне работать. «Аквариум» он хочет! До чего дошел. Совсем уже с ума посходили.
Я был огорчен и обижен – все равно ведь актовый зал пустует. «Ладно, – подумал я, – а если я Гребенщикова приглашу к себе в комнату? Это конечно не очень реально…». Но мне очень хотелось «вживую» послушать Б.Г. еще раз. И моя наивность, как всегда, меня не подвела.
Я поехал в «Сайгон» узнать у неформалов, как мне выйти на Б.Г.
Я подошел к длинноволосому парню в джинсовой жилетке, который стоял за столиком и пил кофе:
– Слушай, я хочу поговорить с Б.Г., ты не знаешь, как это сделать?
– С Гребенщиковым? – удивленно переспросил он.
– Да.
– А зачем тебе?
– Я хочу организовать его концерт.
– Он здесь бывает очень редко. Я пару раз его видел, но, в основном, он
тусуется в рок-клубе.
– А где этот рок-клуб находится?
– На Рубинштейна. В доме народного творчества. Хотя, подожди, вон,
видишь того парня, который стоит через столик от нас? Он знает Б.Г. лично, подойди к нему.
– Спасибо за информацию, – поблагодарил я его.
Я подошел к парню, который пил кофе с длинноволосой девушкой в очках и «ксивой»1 на груди.
– Извините, я бы хотел задать Вам пару вопросов.
– Каких вопросов? – недоверчиво спросил он меня.
– Мне нужно поговорить с Б.Г.
– Всем нужно почему-то поговорить с Б.Г., – ехидно промямлил он,
отхлебывая кофе.
– Но мне по делу с ним нужно поговорить.
– Пипл, по-моему, ты кофе перепил.
– Я концерт хочу его организовать. И я знаю, что ты можешь мне
помочь.
– Концерт? Где?
– В общаге института киноинженеров.
Парень перестал нервничать и ухмыляться:
– А ты по башке, потом, за это не боишься получить?
– От кого?
– Наивный! Б.Г. в опале, за ним всегда пасутся КГБ и фараоны. Ты что,
не знал, что ли?
– Нет. Ну, вообще-то, это уже мои проблемы, и я их постараюсь решить
сам.
– Ну ладно, если ты такой прыткий, подходи сегодня в семь на угол
Невского и Софьи Перовской. Я познакомлю тебя с Гребенщиковым.
В назначенное время я подошел к указанному месту. Никого не было. Я прождал тридцать минут и ужасно замерз. «Да, – думал я, – пипл ловко обманул, отделался от меня, хорошо, что хоть на Гражданке2 встречу не назначил, оттуда фиг выберешься потом».
Я пошел по улице Софьи Перовской в надежде погреться в каком-нибудь закрытом параднике. Бродил недолго, увидел открытую дверь и зашел. Все стены в парадном были исписаны какими-то стихами. И, вдруг, я увидел надписи: «Борис, мы с тобой», «Б.Г. – ты наш кумир», «Боречка, я тебя люблю».
Эти надписи явно относились к Борису Гребенщикову. Неужели все парадные в Ленинграде такие, как здесь. Этого не может быть. Наверное, здесь живет Б.Г., иначе, зачем такие признания в любви? Я же не буду признаваться в любви, ну, например, Софии Ротару у себя в комнате на стене, это же глупо.
Моя интуиция сработала безошибочно. Я позвонил в первую попавшуюся дверь. Открыла бабушка лет семидесяти.
– Гребенщиков здесь живет? – твердо и решительно спросил я.
– Нет, что Вы, Боречка на последнем этаже, поднимайтесь выше, -
интеллигентно ответила она.
Я быстро поднялся на последний этаж и позвонил в дверь. Открыла молодая женщина.
– Я к Борису. Он дома?
– Нет, он будет через час. – Она закрыла дверь.
Я сел на корточки у его двери и стал читать надписи на стенах. Чего тут только не было: и стихи, и признания в любви – дифирамбы лились потоком. «Кому это нужно, – думал я, – разрисовывать все стены в пятиэтажке. Много у него фанов, однако же».
Время пролетело быстро. Послышались шаги по ступенькам. Сверху я увидел человека в тулупе и заячьей шапке, которая давно потеряла форму и распласталась, как блин, на голове у своего хозяина. Это был Гребенщиков Борис Борисович.
– Добрый вечер, Борис.
– Добрый. Вы меня ждете?
– Да, Вас. Я хотел бы с Вами поговорить.
– Я сейчас разденусь и поговорим. – Борис пригласил меня в коридор.
– Слушаю Вас внимательно, – мягко произнес он.
– Я бы хотел сделать Ваш сольный концерт у нас в общежитии.
– Когда?
– Когда Вам будет удобно.
– Я свободен в субботу. Стоимость моего выступления 30 рублей.
– Что будете пить?
Он призадумался и пошли рассуждения вслух:
– Вино расслабляет, водка слишком пьянит, а вот портвейн – хорошая
рабочая жидкость, особенно портвейн 72.
– Хорошо, договорились. Будет Вам портвейн и 30 рублей.
Я сказал ему адрес и, как быстрее добраться до места назначения общежитского «сейшна».
Я шел и думал: «Как все просто делается. По всей видимости, у Бориса очень плохо с деньгами. Если Андрей Миронов за полтора часа взял 500 рублей, а Борис Гребенщиков за четыре часа берет 30 рулей и портвейн».
Но все равно песни у Б.Г. хорошие. Мне было не жалко отдать ему эти деньги, тем более, что в свою комнату я могу набить человек пять, это уже будет дешевле. Ну, портвейн нам обойдется по 1 руб.70 коп. за пол-литра, зато у меня в комнате будет петь «святой» Б.Г. – иронизировал я.
По дороге домой я зашел в «Сайгон» выпить кофе и увидел того парня, который назначил мне встречу. Он подбежал ко мне и заискивающе пролепетал:
– Извини, братан, не получилось. Сегодня у меня тут куча проблем была.
– Да, не извиняйся, я уже передумал по башке получать.
– Ну, и правильно сделал. Ну, давай, не серчай на меня.
Я допил свой кофе и поехал в общагу. Шел по Невскому к метро «Маяковская», на моем пути появились два парня, коротко стриженные, и девица с подбитым глазом в плаще. Появились неожиданно, выскочив из двора колодца.
– Чело, ты хочешь «чебурашку» посмотреть? – спросил меня тот из
них, который был здоровее и выше ростом.
– Какого «чебурашку»?
– Значит заинтересовался. А значит хочешь, – язвительно процедил
сквозь зубы здоровяк.
Я не успел ничего сказать, как девица распахнула плащ, под которым ничего не было кроме отвисших сисек и сильно заросшего волосами лобка.
– Ну, как? Понравилось? – спросил у меня тот, что был поменьше
ростом.
– Нет, не понравилось, – возмущенно ответил я.
– Не понравилось, а платить-то надо.
Они схватили меня под руки и потащили под арку во двор. Я даже сказать ничего не успел, как оказался в колодце дома. Я понял, что, если не отдам деньги, мне хорошо набьют морду, причем ногами.
– Сколько я вам должен за вашу «чебурашку».
– А сколько у тебя есть? Витек, обыщи его, – ехидно улыбаясь беззубым
ртом спросила девица.
– Не надо меня обыскивать. У меня денег всего пять рублей, я вам дам
четыре пятьдесят, а пятьдесят копеек оставлю на транспорт, чтобы доехать до общаги.
– Ты что, студент?
– Да, студент.
– Ладно, давай, с тебя со студенческой скидкой, три пятьдесят.
Я отдал им деньги и ушел. «Благородные мудаки, – подумал я, – и почему мне так везет на это дерьмо?! Наверное, у меня на лице написано, что я «лох ушастый». Вечно ко мне цепляется какая-то мразь и тащат из моего кармана родительские деньги, которых мне и так еле-еле хватает, чтобы прожить до конца месяца. Просто на всем моем внешнем виде выцарапано: «Вот, смотрите, идет «Федя», из которого можно вытрясти денежки». Меня это ужасно злило. Может, морду лица делать посерьезнее надо или походку сменить. Ну, прямо не знаю, как быть с таким видом, как у меня. Вроде ростом вышел, а на лице было написано: «Этого можно развести».
Ленинград 80-х… Город приличий и морали, город огней, город важной суеты и видимого благополучия. Но в тайной душе Ленинграда жила вечная темная и непонятная для многих жизнь. Жизнь городских колодцев, дешевого портвейна, новой музыки, обкуренной, и вырванной из глубины Ленинграда, поэзии.
Жизнь людей, которые не хотели жить внешним Ленинградом и походить на благополучие города. Они пытались жить по-своему и знали, что это их настоящая, ничем и никем не затоптанная, хотя, подчас, искореженная, истрепанная жизнь. Они пытались что-то сделать, и время расставило все на свои места.
Кто-то выжил и добился того, о чем мечтал. Другие закапывали свой талант в груде шприцов или заливали дешевым портвейном и умерли, забытые городом и его жителями. Каждый получал от этого чудовища то, чего он хотел и желал.
Черный пес – Петербург. Город прозы Достоевского, город стихов Бродского и снов Гребенщикова…
Гребенщиков опоздал на тридцать минут. Он приехал в общагу с девушкой, интеллигентного вида, с длинными и гладко зачесанными волосами. За спиной Б.Г. висела двенадцати струнная гитара в тряпичном чехле.
– Привет! – улыбаясь, поприветствовал он меня. – Это Аня со
Снигиревки.
Я не знал Аню и, тем более, где находится Снегиревка.
– Добрый вечер, Борис, проходим через вахту. Я, думаю, у вас нет с
собой документов.
– Нет, я не ношу их.
– Тогда я представлю Вас моим родственником. А это Ваша сестра,
договорились?
– Договорились. Сестра, ах, елы-палы, – пропел Гребенщиков.
– Пошли! – скомандовал я.
На вахте не возникло вопросов с проходом в общежитие. Мы поднялись ко мне в комнату. Рабочая жидкость была уже куплена и готова к употреблению. У меня в комнате собрались пять человек, которые очень любили творчество Б.Г.
Борис разделся, снял тулуп и шапку.
– Ну что, для разрядки, откупорим бутылочку портвейна, – вежливо
предложил я.
– Да, надо делать анализ, – философствовал Б.Г.
Борис сел на пол, его подруга Аня – на кровать. Мы выпили, поговорили о музыке, о книгах. Борис увлеченно рассказывал о буддизме и сыпал цитаты из книг об этой религии. Потом взял фломастер и написал на стене: «Седина – в бороду, а бес – в ребро». К чему она была написана, я так и не понял. Ну, наверное, великому Б.Г. лучше знать, чем мне непосвященному студенту.
В комнату постучали. Я открыл дверь, передо мной стоял Шарапов – это был студент из параллельной группы. Он был очень реалистичен и терпеть не мог творчество Гребенщикова. По этому поводу у нас не раз возникали споры и дискуссии, и, порой, они доходили чуть не до драки.
– Ты чего хочешь, Шарапов?
– А вы че здесь, бухаете?
– Тебе какая разница?
Он зашел в комнату и увидел сидящего на полу Гребенщикова с гитарой.
– Ой, мама родная, «Козлодоев», а ты как сюда попал?
– Мы разве знакомы? – растерялся Б.Г.
– Конечно, знакомы, я твою хуйню слушать не могу. Ни одного твоего
сраного текста не понимаю.
Борис после таких слов перестал пить, поставил стакан и сказал:
– Ну, если Вам не нравится, можете не слушать.
– Да я и не слушаю, но через стенку живет один идиот, который гоняет
твое говно с утра и до вечера по магнитофону. Этот бред у меня вот здесь сидит, – он провел пальцем по шее. – А все-таки, как ты сюда попал «Аквариум» с гитарой?
– Слушай, Шарапов, иди отсюда, а, – вмешался я, – отвали подобру.
Шарапов послал всех «на хуй» и вышел за дверь.
Настроение было испорчено, и я предложил еще выпить, мы откупорили бутылку, потом еще одну, и силы после этого инцидента начали восстанавливаться:
– Борис, не обращай внимания на этот кретин.
– Да, я знаю, мне такое не раз говорили. Ну, ведь у него есть свое
мнение. И я думаю, что доставил ему огромное удовольствие, дав возможность высказать это мнение мне в лицо.
– Да, это уж точно, он теперь будет всем рассказывать, что
Гребенщикова на хуй послал
– Ну, хоть в чем-то я ему угодил.
Б.Г. взял гитару и начал петь свои песни. Перед каждой песней он давал небольшие комментарии. Он пел часа два, потом отложил гитару и сказал:
– Ну, четверть своей нормы я выполнил.
Портвейн опять пошел в дело.
Мы поставили Б.Г. послушать группу «Воскресение».
– Я был у них на концерте, они меня приглашали.
– Ну и как? – поинтересовался я.
– Очень был пьяным, после первой песни я уснул на колонке, потому
что слушал их за кулисами.
– Когда выйдет твой новый альбом?
– Мы сейчас пишем материал, название его будет «Радио Африка». Там
будут очень хорошие песни.
– Спой из «Радио Африки» что-нибудь.
– Этот альбом электрический и на гитаре это не сделать. Будет
слушаться очень плохо и скучно.
– А когда он выйдет?
– Думаю, что через месяц.
Б.Г. пел еще часа полтора, потом делать это было все труднее, пальцы не слушались, и язык начинал заплетаться.
– Может, отвезешь меня домой, а Аню на Снегиревку забросите, – еле
проговорил Борис.
– Нет проблем!
Мы помогли ему одеться, нахлобучили кроличью шапку и пошли ловить такси.
– Ребята, мне у вас очень понравилось. – Б.Г. расплылся в улыбке. – Я
обязательно приеду к вам еще.
– Будем рады тебя видеть, Борис.
Мы попрощались, обменялись рукопожатиями, и великий и неповторимый Б.Г. уехал домой. Пьяный и с тридцатью рублями в кармане.
Да, в наше время все делалось просто.
Сейчас Борис Гребенщиков – это легенда, патриарх отечественного рока. А в 80-е годы его можно было запросто пригласить домой за символичную плату и послушать любимые песни Рамсеса IV.
Но без таких домашних «сейшнов», наверное, не состоялся бы великий Б.Г.. Это было нужно ему, и это было нужно нам.
«Аквариум» набирал обороты через «магнитофонную индустрию». Не было пластинок, компакт-дисков, не выпускались кассеты, но поклонники группы знали песни «Аквариума».
Сведения о концертах передавались при помощи «сарафанного радио» с молниеносной быстротой. На группу «Аквариум» всегда были аншлаги, и билеты продавались из рук в руки за символическую плату. Многие директора Дворцов культуры и местных клубов рисковали своим местом работы. Но, на свой страх и риск, устраивали концерты опальных исполнителей.
Глава 5.
Слух о том, что в общежитии выступал Борис Гребенщиков, разнесся по всему институту киноинженеров, и, конечно же, об устроителе сего мероприятия.