bannerbanner
Интроспекция «Я»
Интроспекция «Я»

Полная версия

Интроспекция «Я»

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Люди испытывают огромный страх перед одиночеством. Оно является одним из самых мощных страхов, который угнетает личность. Мы все полностью зависим с самого рождения от других людей. Ощущение необходимости в обществе других людей для банального существования глубоко укореняется в человеке. С одной стороны, человечество представлено уникальным видом; мы осознаем, что на планете нет больше ничего подобного человеку. Одновременно в своей уникальности мы чувствуем и свою ничтожность. Понимая, что мы лишь маленькая песчинка на этом безграничном пространстве вселенной. И что бы избежать чувства одиночества, люди пытаются адаптироваться под окружающий мир. Существуют следующие виды адаптации: «поверхностная адаптация». Характер человека, его сущностная личность остаётся неизменной, меняются, появляются либо исчезают какие-то привычки и «динамическая адаптация» затрагивает внутреннюю структуру личности. Мы приспосабливаемся к внешним условиям нашей жизни, меняясь при этой сами собой. При этом меняется его уникальность, теряет свою индивидуальность. Люди стали хорошо накормленные и одетые автоматы. Может быть, у людей, кроме желания свободы, существует ещё и другое желание – желание подчиняться, не чувствовать ответственность за те вещи, которые мы совершаем. Желание переложить свою ответственность на плечи другого человека. В данном случае мы с вами теряем нашу индивидуальность.

Мы превращаемся в один из винтиков системы. Когда нам говорят, что нам нужно есть, что нам нужно пить. Как нам нужно одеваться, как нужно говорить и думать. Что нам нужно читать, с кем нам нужно дружить и как нам нужно жить. И мы принимаем бездумно какие-то уже сформированные, готовые стандартные шаблоны поведении. В итоге мы теряем собственное Я. Если наша деятельность не вызывает в нас абсолютно никакой заинтересованности, то, в конце концов, она превратится в бессмысленную и ненужную работу (рутину). Распределение нашего внутреннего потенциала является процессом личностного роста. Нам необходимо определить свои цели и увлечения. В противном случае жизнь станет пустой и лишённой смысла. Одна из основных трудностей сегодняшнего общества заключается в том, что индивиды утрачивают связь с реальностью. В какой-то момент мы начинаем осознавать, что впустую расходовали свои часы и дни. Главное на самом деле – это жизнелюбие, полная причастность к миру. Быть в этом мире по настоящему, ощущать этот мир, радоваться этому миру. Люди делятся на две категории: одни стремятся обладать, другие жить. То есть хотят самосовершенствоваться и познавать мир вокруг себя. Что должно характеризовать такого человека: во-первых, быть активным, деятельным человеком- продуктивно использовать свои возможности. Желание измениться самому и изменить свою жизнь. Ощущать себя на своем месте – это жизнь без идолопоклонничества, без иллюзий.

Когда нет иллюзий относительно себя и других людей, когда я реально оцениваю человека и самого себя. Это освобождение от нарциссизма, то есть освобождение от самолюбования. Только когда мы избавимся от такого рода иллюзии, сможем изменить себя. Жизнь, это своеобразный синтез, который проводит и соединяет мосты между нашим познанием рассудочным, логическим, передающим категориями, с нашей реальностью, с нашим опытом и чувственным познанием. Этот закон объективно проанализировать невозможно, потому что у него нет такого «коррелята» нашем мире, у него нет аналога в окружающем нас мире. Он действует во внутреннем мире человека. Именно это закон воли позволяет человеку выстраивать тактики и стратегии своего поведения. Мир, конечно, объективно существует, но без человека этот мир потерял бы всякий смысл. Именно человек придаёт этому миру какую-то осмысленность и всегда стремится придавать ему осмысленность.

Рассматривая категорию бытия, нельзя пройти мимо таких понятий, как пространство и время. Но эти понятия я рассматриваю с позиции человека. Не пространство определяет бытие, а вещи определяют пространство. Пространство как форма бытия с позиции существования человека заключается в том, что все предметы и объекты чувственно ассоциируются человеком. Например, когда мы возвращаемся спустя определенное количество времени в знакомое нам место, мы начинаем искать знакомые предметы и объекты, с которыми мы сталкивались в прошлом. Вещи изменили пространство и наше восприятие. Теперь это совсем другое место, и ассоциироваться оно будет нами иначе. Бытие для человека – пространство, в котором проявляется трансцендентальность души. В философии рассматривается очень важная проблема – это соотношение общего и единичного. Для познания мира нам необходимо сформулировать для себя взаимоотношения между двумя этими феноменами. С одной стороны, мы стремимся открыть в природе общее, нечто глобальное, нечто закономерное, то, что будет общим для многого. С другой стороны, мы способны воспринимать нашими органами чувств только единичные. То есть мы не можем увидеть общее понятие жизнь, мы можем увидеть только конкретного человека. Мир – это явление феноменов, которые выявляются только в бытие человека. Необходимо понимать, что человек воспринимает мир, предметы, других людей только через собственное бытие. То, что я представляю – это одно, а мир как объективная реальность – это другое. Но именно через представление я могу понять этот мир, если правильно пользоваться этой способностью. А это трудно сделать человеку. Так как, во-первых, выйти из собственного субъективизма практически невозможно, а во-вторых, трудно еще и донести информацию тем, кто привык к субъективизму.

Глава 3.

Сознание как форма отражения бытия

Сознание человека направленно на мир. Нет мира без человеческого сознания и нет человеческого сознания ни о чем, пустого сознания.

Жан-Поль Сартр

Как сказал один советский философ: «Одной из причин, почему я стал интересоваться философией, это совершенно непонятное, приводящее меня в растерянность, слепота людей перед тем, что есть. То есть стоят нос к носу перед чем-то и этого не видят». Эта проблематика восприятия бытия – неспособность принимать реальность как таковую и в то же время неспособность понять глубину воспринимаемого. В онтологии категория пространства занимает особое место. Именно в этой категории проявляется погруженность человека в свое Я. Здесь происходит невероятный поворот человека к самому себе. Мир, который я вижу, может в любую секунду измениться при каких-то условиях или обстоятельствах. Элементарная перемена настроения меняет наш окружающий мир, то есть в нашем представлении о нём. Мы зависим очень сильно от внутреннего своего состояния. Я не могу быть уверен ни в одном явление, которое окружает меня в этом мире. Но необходимо какое-то основание, на которое я могу опереться в суждениях существования реальности. «Я могу сомневаться в чём угодно, кроме одной вещи, кроме самого факта моего сомнения или фактом моего мышления. Я мыслю, следовательно, я существую» Рене Декарт. Если есть мое мышление, значит, существую и я.

Человек живет и наблюдает этот мир, а значит, есть мир, который я могу осмыслить. «Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а так, как он нам является. Мир конструируется (создаётся) нами только благодаря тому, что у нас есть сознание. Мы строим этот мир для себя, в нашем сознании» Иммануил Кант.

В этой мысли прослеживается важная функция сознания – соединение мира объективного с внутренним миром человека. И здесь проявляется перенос своего внутреннего мира в мир реальный. Ничего не имеющего с нашим психологическим миром. Человек подсознательно считает себя идеальным. Конечно, если мы займемся самоанализом, то выявим множество своих неидеальных качеств. Но здесь на помощь приходят защитные механизмы сознания. Почему у меня не получается? Причина не во мне, а в других. Начальство меня не ценит, общество не дает развиваться, преподаватель придирается, государство не поддерживает. В психоанализе это называется переносом. Таким образом, сознание идеализирует нас. Проблема не в нас, а в других людях. Судьба так распорядилась, общество неидеально. Благодаря этим критериям человек как бы пытается защитить свою идеальность. И сознание вырабатывает различные защитные механизмы психики. И эти психические акты, защитные механизмы, проецируют эту идеальность в мир. Еще одной особенностью сознания является стремление к идеальности, как смысловой поиск абсолютной сущности в мире. Стремление к идеальности проявляется в сущности человека и играет с ним злую шутку, так как идеальности не существует. Материальный мир не идеален, как и сам человек. При этом не являясь идеальным, человек ищет эту идеальность в мире вокруг себя и в других людях. Человек постоянно ищет не идеальность в других людях, так как боится (подсознательно) быть единственным неидеальным существом. И здесь проявляется еще один страх человека – страх одиночества. Страх от того, что он является единственным разумным существом в бескрайной вселенной.

С большим рвением человек стремится отыскать в бескрайнем космосе хоть малейшие признаки иных разумных существ. И пока он не находит доказательства существования других цивилизаций, человек стремится к сверхъестественному. Об этом мы поговорим позже, так как здесь проявляется другой экзистенциальный страх смерти и стремление к бессмертию. Стремление к идеальности имеет свои плюсы и минусы. Плюс в том, что, стараясь стать идеальными, люди совершенствуются и пытаются воспитать идеальных людей, создать идеальный социум. Люди никак не хотят понять, что идеальности не существует. Мир не идеален, люди не идеальны, следовательно и общество созданное людьми, ни когда не будет идеальным. Человек никак не может понять, что во все свои творения он вносит свои собственные не идеальные свойства. В обществе всегда будут социальное неравенство, потому что люди все разные. Стремление быть первым заложена в самом человеке и это очень важная черта. Так как прогресс, включает в себя это стремление. Человек, боясь быть одиноким в мире, подсознательно очеловечивает материальные и не материальные объекты вокруг себя. Наш опыт не даёт нам точного объективного знания об окружающем мире.

Сознание всегда направлена на какой-либо предмет, оно всегда есть отражение мира через восприятие человека. Человек накидывает сетку смыслов и символов на окружающее его бытие. Именно в этих смыслах, в этих актах сознания мы попытаемся разобраться и рассмотреть феномены сознания. С точки зрения феноменологии понять бытие как таковое нам мешают естественные установки – наше обыденное повседневное восприятие мира. Смысл в том, что человек воспринимает абсолютно весь окружающий его мир как нечто данное. Он полагает, что существует некий повседневный мир, в котором мы живём налично. Проблема в том, мы даже не сомневаемся, что мир – предметы, объекты, которые нас окружают. Такие, как мы их воспринимаем. Такой способ взгляда на мир называют повседневным или обыденным мировосприятием. Мы убеждены в том, что в мире существуют некоторые причины. Хотя любая причина- это привычка мышления. Есть другие люди, обладающие психикой, что я сам себя могу представить в качестве объекта. Получается, что люди воспринимают все эти вещи как нечто само собой разумеющейся. В результате такой установки происходит необратимое разделение мира на следующие критерии: мир действительности и мир явлений. Причём миром для нас является всё то, что может быть дано нам в качестве некоторой реальности. Это может быть всё, что угодно.

Предметы окружающего мира, объекты, которые попадают в поле нашего зрения. Разного рода психические акты, характеризующие сознание и психику человека. Всё, что мы можем наблюдать в качестве таковых. Неизбежный минус такой установки заключается в том, что появляется ряд предрассудков. Если появляется некая объективная реальность, которая при всём при этом не зависит от субъекта познания, то выходит такая интересная вещь. Для познания этой объективной реальности, независящий от субъекта познания, необходимо абсолютно адекватно её воспринимать. Для этого необходимо абсолютно адекватные механизмы, инструменты для её восприятия. Если же такого механизма нет, то мы начинаем сомневаться в том, что мы способны познавать этот мир объективно. Мир в том виде, в котором он нам даётся, есть не что иное, как опыт нашего сознания. Только в таком опыте и предметы, и мир в целом получает тот самый необходимый для нас смысл, который мы в нём усматриваем. Именно сознание дает нам возможность формировать для себя эту субъективную реальность. Бытие – это не что иное, как смысловое единство значений. Это тот комплекс смыслов, без которых невозможно представить себе восприятие мира. И это единство невозможно, без опыта нашего сознания.

В данном тексте я рассматриваю позицию феноменологии. Здесь нет попытки сомневаться в том, что мир объективен. Сомнение в другом. Мы должны выявить, можем ли совершенно правомерно утверждать, что этот мир таков, как мы его видим. Я пытаюсь через феноменологию объяснить, что первичным является не сам мир, а сознание. Сознание человека способна прорабатывать этот мир в сложнейших формах и придать этому миру некоторое смысловое единство. И это не субъективизм, а точка отчета мира. Через сознание, в котором этом мир проявляется. Самая главная задача – это отказаться от наивного способов восприятия мира. Главная цель – определить различие между тем, что нас окружает, то есть миром и чистым сознанием. Такова идея феноменологии. Сознание – это некоторое единство переживаний, которое испытывает человек, наблюдая, оценивая и анализируя окружающий мир. Это реальность чистого сознания. Это то, что создаёт весь наш опыт по познанию, по оценке, по анализу мира. Но это явление не часть мира. Мир вне нашего сознания, конструируется и определяется сознанием. Который формирует смысловой образ предметов, смысловой образа мира. Без этого механизма сознания, мы не можем никуда уйти. Не можем ничего познать вне и без нашего сознания, так как в нём содержится вся информация.

Наше сознание может создавать смысловые образы мира. Через представление, вызвать у нас картину, образ предмета или явления, которое в данный момент отсутствует. Смысловые образы могут быть более многогранны, чем реально налично присутствующий мир. Сознание – это уникальный механизм, который может выбрасывать из мира то, что в данный момент ему не нужно, то, что не является необходимым, с одной стороны. С другой стороны, оно может включать своё понимание мира, то есть аспекты, которые в данный момент не присутствуют. Именно направленность сознание на мир дает человеку возможность реализовать свой собственный личный опыт в объективной реальности. Феноменологический подход очень интересен еще и тем, что в нем прослеживается стремление изучать акты сознания и тем самым выявить возможности человека в познании самого себя. Феноменология дала основу для возникновения нового подхода в философии. И тем сами возникли новые направления (экзистенциализм психоанализ) целью которых было изучить внутренний мир человека. То что сознание вносит в мир, некоторые философы называют артефактом.

Слово артефакт, обозначает существующее в обществе, символы, позволяющее мне ориентироваться в мире. Сознание не является естественным, это искусственный продукт, который формируется в процессе социализации. Конечно, существует индивидуальное сознание, ведь опыт всегда индивидуален. Но сознание – это всегда продукт культуры, например, культуры языка. Совершенно новый подход к сознанию проявляется в экзистенциализме. Сознание здесь – это всегда бытие в себе. Люди считают свое сознание, свое «Я» хозяином в собственном мире, хозяином жизни. Действительность сознания и наша жизнь подчиняется не нашему разуму, а чему-то другому. Здесь мы снова подходим к важной идее – к существованию некой бессознательности в человеке, некой иррациональной природе. Мы боимся того, что собой представляем, и тем самым не хотим принимать себя как такового. Бежим от себя и готовы пожертвовать собственным «Я». Только бы не столкнуться с самим собой настоящим. И чтобы не оставаться с самим собой наедине, начинаем искать смысл своего существования вне себя, в объективном мире, убегая от собственной субъективности.

Сознание – это отражение действительности. Мы берем за основу, опору в мире. Не доверяем себе, следовательно, нам важно быть в мире. Осознавая себя частью мира, становимся элементом чего-то целого и растворяемся в общей массе, становясь продуктом формализованной структуры общества. Наше бытие теряет свою потенциальность. Мы живем и совершаем действия по принципу необходимости. Тем самым не можем заглянуть дальше. Мы становимся точкой между двумя бесконечностями: между бесконечностью вселенной и бесконечностью внутреннего мира. Если мы рассмотрим категорию времени в осознании собственного существования, то начнем сталкиваться с таким парадоксом. В процессе собственного существования мы постоянно теряем себя, все время находимся или в прошлом, или в будущем.

Идти к себе – это все равно, что идти к горизонту. Сколько не иди, а дойти до него не сможешь. И причина этого – настоящее, которое неуловимо. Вот только я подумаю, а моя мысль – это уже прошлое. Но усилие прилагать необходимо. Только через усилие мы можем почувствовать жизнь, почувствовать себя человеком. Если мы вернемся снова в проблематику абсурда, то увидим. Что именно в этом мире проявляется человеческие качества. Из того, что есть, через то, чего не должно быть. Не каждый человек обладает мужеством понять эту мысль. Страх обречённости и отсутствие опоры парализует человека, вызывает в нём тревожный диссонанс. Мир абсурден, потому что нет в нём рациональности. Но мы бунтуем, не сдаемся. Стремимся вперед. Да, это Сизифов труд. Но пока мы толкаем камень в гору, мы чувствуем себя человеком. Но если мы остановимся, перестанем быть людьми. Умрем не физически, а экзистенциально. Жизнь и смерть тесно соприкасаются.

Экзистенциальная смерть – это инфантилизм, стремление убежать от себя. Тем самым растворяемся в общей массе, при этом обвиняя других в своей незначительности. Чувствуя свою ущербность, начинаем искать в других те отрицательные черты, которые нам помогут себя оправдать. Мы стараемся перекладывать ответственность за свою жизнь на других. И чтобы спастись от себя, начинаем обвинять других. Это защитный психологический механизм позволяет нам чувствовать себя не таким ущербным. В философии есть такое понятие, как становление. Начальной стадией становления, является перерождение.

Перерождение – это возможность стать другим, возможность стать собой. Но для этого необходимо духовное усилие, акт самопознания, которое позволяет мне выйти из общей массы одномерных людей. Человек – это социальное существо. Мы не можем жить вне общества. Мне нужны другие люди, так же, как и им нужен я. Процесс самореализации, процесс становления невозможен вне общества. Необходимо научится решать экзистенциальные проблемы через самого себя, взяв на себя ответственность. Что должно характеризовать такого человека: быть активным, деятельным человеком. То есть продуктивно использовать свои возможности. Это желание измениться самому и изменить свою жизнь. Ощущать себя на своем месте. Это жизнь без идолопоклонничества и без иллюзий. Когда нет иллюзий относительно себя и других людей. Я смогу реально оценивать самого себя.

Возвращаясь к такому экзистенциальному тезису, как «существование определяет сущность», я подхожу к такому феномену бытия человека, как жизнь. Прежде чем начать рассмотрение данного феномена, мне хочется процитировать известного российского философа: «Мир: полон полу рождённых людей. Они хотели бы родится, но у них лишь побуждения. У них нет мысли, а лишь побуждение к мысли. У них нет жизни, а лишь побуждение к жизни». Люди стремятся к чему либо, но это лишь желание, а не само действие. Мы постоянно говорим о жизни, но не живем. Мы удовлетворяем потребности. И все наше время уходит на это. Стремясь за малым, мы теряем большего. Понимание жизни и жизнь – это разные вещи. Человек всегда проецирует себя, представляет себя в будущем не тем, кем он является. Например, имея плохие качества и осознавая их, мы часто говорим «ничего, я избавлюсь от них в будущем». Мы всегда смотрим в будущее, как бы проектируя себя во времени. Жизнь проявляется во множественных точках пространства. Это удивительный феномен бытия, в котором происходит сцепление различные факторов взаимодействия. И даже не подозреваем, на кого влияем в жизни, в чьём сознании мы оставили след. Наше сознание оставляет в пространстве множество точек влияния. Это может быть не так важно, но понимать это нужно. Рисуя картину или потрет, художник изображает своё видение предмета. Но ни один художник не сможет изобразить на холсте чью либо жизнь. Потому что жизнь всегда личностна, изменчива.

Я никогда не буду прежним. В процессе жизни я постоянно меняюсь. Я понимаю этот тезис так: если уже состоялся акт опыта, то уже переиграть невозможно. Что-то изменилось во мне, и мне теперь придётся с этим жить. Именно сознание конституирует бытие, через понимание. А понимать – это очень сложный акт. Для этого необходимо глубинное мышление и смелость. Только смелая мысль может осознать абсурдность существования и, несмотря на это, иметь смысл жизни. Мыслительный механизм переходит от внешних форм восприятия к внутренним формам. Мы постоянно наблюдаем взаимный переход мыслительного процесса от внешнего во внутреннее. Если рассматривать эту идею в тождестве бытия и сознания, мы увидим процесс взаимостановления. Влияние бытия на сознание диаметрально противоположно, влиянию сознания на бытие. Не только мир, в котором мы живем, влияет на нас, но и человек подстраивает и преобразует мир вокруг себя. Например, если мы видим какого-либо человека, мы отличаем его от других в двух аспектах: внешней определенностью, то есть количественным показателем например, цвет глаз, волос, цвет кожи. И внутренней определенностью, то есть качественными показателями особый характер, темперамент, психологический тип личности.

Наше сознание не разделяет объект на две эти категории, а охватывает предмет целостно, и здесь проявляется интенциональность

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Мартин Хайдеггер

2

Карл Ясперс

3

Жан Поль Сартр- французский философ экзистенциалист.

4

Жан Поль Сартр

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3