Полная версия
Интроспекция «Я»
Сложность не только в понимании, а ещё и в принятии. Человек всегда остаётся один на один с этим миром. Он не только один рождается и один умирает, но и один живёт. Не в том смысле, что он одинок. Смысл жизни проявляется в понимании жизни и ответственности. И даже если он перекидывает свою ответственность, но не сможет избежать жизненного выбора. Хочет он или нет, человек всегда находится в пределах жизненной ответственности. Читая книгу, мы проявляем эгоцентричность. Мы ищем то, что есть в этой книге для нас, не пытаясь понять то, что есть для автора. Нам необходимо понять, что автор прежде всего пишет для себя и свои мысли, а не пытается понять, как думаем мы. Человек- это всегда вещь в себе. В процессе чтения книги открывается значимый контекст мышления – именно понимание. В момент чтения индивид демонстрирует этот аспект осмысления. Понимание представляет собой умение уловить смысл, так называемое имманентное восприятие пространства через сознательные установки. На этом примере можно продемонстрировать, как понимание проявляется в акте мышления. Любая информация проходит через фильтр собственных убеждений и точек зрения, и, следовательно, понимание также зависит от этого. С одной стороны, оно всегда является индивидуальным и личным, и для того чтобы разум смог выявить смысл того или иного текста, это понимание должно присутствовать в самом тексте. Таким образом, понимание неразрывно связано с восприятием определенной информации. С другой стороны, оно также зависит от способности к пониманию. Некоторые книги чрезмерно трудны для понимания, и причина этому не заключается в содержании самой книги. Мы часто склонны перекладывать ответственность и не желаем признавать свои ограничения в мышлении. Существует еще один аспект. Не каждый способен воспринять те или иные идеи. Есть концепции, способные перевернуть восприятие действительности, и именно поэтому немногие способны воспринимать эти идеи с открытым умом и без предвзятых эмоций. Процесс сознательного мышления всегда отражает индивидуальные качества человека и зависит от особенностей его внутреннего мира. Мышление – это уникальная способность формирования бытия, где точками соприкосновения являются сознание и мир.
Глава 2.
Бытие как категория существования
Перед личностью и бесконечностью, все величины одинаково ничтожны.
Блез ПаскальДавайте рассмотрим существование человека через три основных аспекта. Все люди находятся в сфере предметного бытия, которое является реальным миром, в котором мы все живем. Это мир объектов, вещей и явлений, который мы можем наблюдать, анализировать и осмыслять. Это осязаемая реальность, которая разворачивается непосредственно перед нашими глазами. Экзистенциальное бытие представляет собой более сложный уровень, который не каждому под силу постичь. Это внутреннее, глубинное и подлинное ядро личности – то, что делает человека самим собой. Это его истинная сущность. Трансценденция же обозначает ту реальность, которая выходит за пределы нашего повседневного восприятия. Это недоступная граница всякого существования, которую мы не можем осознать. Тем не менее, в определенные значимые моменты она может проявляться, ярко освещая важные аспекты жизни. Примером такой «пограничной ситуации» является смерть: осознавая хрупкость нашего, казалось бы, стабильного мира, мы начинаем ближе познавать самих себя и настоящую природу экзистенции. Нахождение себя и осознание себя в этом мире может раскладываться по нескольким аспектам. Во-первых, это понимание того, что ты смертен. Во вторых, в акте любви мы можем проявлять свою истинную сущность. В акте полной самоотдачи другому человеку. В третьих, момент свободы, когда чувствуешь себя по-настоящему свободным, создается внутри нас что-то удивительное. Когда мы восхищаемся природной красотой, душа наполняется невиданной гармонией. Когда стоишь на вершине горы и ощущаешь себя центром мира. Принятие себя таким, какой ты есть, тоже является важным этапом раскрытия своей личности. Достижение цели или успеха в чем-то также добавляет внутренней уверенности. Я рад, что проживаю этот маленький промежуток времени моего существования, моей жизни не напрасно.
«Человек понимает, что он есть только благодаря тому делу, которое он совершает»2. Если ему нравится собственное дело. То он будет пытаться в этом деле себя максимально раскрыть, максимально проявить. Это говорит о его подлинной экзистенции, о его подлинном существовании. Бытие так же проявляется в коммуникации. Мы не можем жить без людей, нам необходимо любить и ненавидеть. Мы должны играть социальные роли, которые нам диктует общество. Должны каким-то образом дистанцироваться в этот мир. Иначе не будем чувствовать себя людьми, потому что, будучи выключенными из ситуации общения, мы выключаемся как личности. Главное – это найти пути для создания единой коммуникации. Найти такие условия, что бы люди, общающиеся друг с другом, принадлежащие к разным культурам, народностям, конфессиям, понимали и принимали друг друга.
Мы воспринимаем это сущее через другое сущее. А бытие, в свою очередь, требует от нас совершенно особенного познания. Традиционно в философии категория бытия рассматривается как сущее. Под словом сущее понимается всё то, что может попасть под ареол нашего взгляда. Это то, что мы наблюдаем, то есть наблюдаем проявления бытия человека. Но не само бытие, потому что оно оказывается для нас всегда скрыто. За чем-то, за какими-то рамками, за какими-то границами. Мы наблюдаем только поверхностный мир. Мир который мы можем проанализировать и для себя каким-то образом обозначить. Обычный человек, человек повседневности, захвачен сущим. Он живёт в этом сущем. Он не может от него отделаться. На самом деле способ существование человека проявляется через его сущность. При этом человеческую сущность невозможно описать. Для того что бы понять человека, необходимо оттолкнуться от этого сущего и заглянуть дальше. Отделаться от внешних характеристик, внешних качеств и посмотреть, что же есть такое сам человек. Главный вопрос о бытии как объективной реальности связан именно с бытием человека, потому что в отличие от всего другого, человек является единственным сущем, которое спрашивает о бытии. Только человек такое уникальное существо, которое стоит перед бытием. И только человеку может открыться его бытие таким, каким оно является на самом деле. Потому что только человек обладает возможностью познавать окружающий мир. Человеческая уникальность ещё в том, что мы для себя является самым близким существом и одновременно с самым далеким существом. Никто не сможет прожить мою жизнь за меня, никто не сможет посмотреть на мир моими глазами. Я сам с собой в этом смысле невероятно близок. Я проживаю эту жизнь, которую наблюдаю. Одновременно ещё и самая далёкое для себя существо. Мы чаще всего понимаем себя по аналогии с другими людьми, через сравнение. Я сравниваю себя с кем-то в процессе повседневного опыта, через способ понимания бытия. Мы сравниваем себя с другим человеком. Отдаляемся от подлинного понимания, что есть такое собственное бытие.
Бытие человека всегда должно отличаться, иметь свою индивидуальность. Мы должны являться себе как личности, как уникальные существа, которое обладают собственным бытием. В нашем мире мы всегда обращены к сущему. Мы всегда сравниваем себя с кем-то, измеряем свою жизнь в ценностях других людей. Измеряем жизнь в ценностях материального мира. Но если мы посмотрим на мир как таковой, то есть на сущее как таковое, то оно само по себе индифферентна. Оно не несёт в себе никакой эмоциональной окраски. Только человек набрасывает сетку из смыслов на этот мир, который его окружает. Вещи сами по себе бессмысленны, они не несут смысловой нагрузки. Проблема существования человека начинается с прошлого. Когда мы оказываемся в этом мире, мы оказываемся в событии с другими. Люди, заброшенные в этот мир. Когда мы появляемся на свет, мы ничего не выбираем: не свою страну, не своих родителей, не своё материальное или социальное положение. Мы просто однажды оказываемся здесь и пытаемся решает какие-то проблемы, которые возникают в нашей жизни. Бесполезно приписывать миру какие-то качества, то есть доброжелательность или не дружелюбие. Только человек даёт смысл этому миру. Рождаясь, мы уже застаём некие сложившиеся формы организации. Мы застаём некие ситуации и вещи, которые жили до нас. Эти принципы экзистенциального бытия наилучшим образом формулируют философскую концепцию бытия как способа человеческого существования. Бытие человека обладает, по крайней мере, тремя ключевыми характеристиками бытия в мире. Расположенность-это своеобразная пребывание в этом мире. Это своеобразная готовность к чему-то, настроенность, предрасположенность. Люди всегда прокручивают в своём сознании результаты своих поступков, негативные или позитивные. Человек всегда набрасывает на окружающий мир сетку своих смыслов и значений, которые позволяют человеку чувствовать в этом мире более комфортно. Самым главным в процессе интерпретации мира является язык, и не только как процесс коммуникации, но и как определение этого мира. Только в языке мы обнаруживаем себя и, в конце концов, с самим собой. Только в языке может развиваться такое понятие, как личность, как уникальность, совершенно неповторимое, уникальное человеческое существо. Выделяют два важных акта восприятия собственного бытие и несобственное.
Собственное бытие – это проектирование самого себя из своих собственных возможностей с умением быть самим собой. Здесь выявляется важная категория собственного бытия через самореализацию. Никогда и никто не сможет прожить мою жизнь за меня, не сможет совершить за меня мой выбор. Мы ежедневно сталкиваемся с выбором. Например, решаем, что надеть, что поесть или куда пойти. Эти решения не имеют критической значимости и принимаются спонтанно, поэтому мы не уделяем им много внимания. Однако есть и другой тип выбора, который испытывает каждый из нас – выбор, избежать которого невозможно. Это ситуация, когда необходимо принять решение, когда ты обязан определиться. Нужно решить, что тебе ближе, к какому действию склониться, какой поступок совершить. Это экзистенциальный выбор, который заставляет нас столкнуться с необходимостью выбора и ответственности за него. Выбор – это невероятно сложная вещь для человека. Потому что: «Какой бы выбор вы не сделали, вы всё равно пожалеете о том выборе, о том варианте событий, которое вы не совершили»3. Этот момент, когда мы совершаем выбор – это есть уникальная вещь. Потому что чтобы мы с вами не сделали, будем сожалеть о той возможности, которая у нас была. Люди всегда обречены на свободу, потому что в нас уже есть акт выбора, изначально заложенная природой. Мы уже имеем возможность совершить тот или иной выбор. И этом смысле мы всегда обречены делать выбор. И в этом обреченном выборе зиждется ответственность. В человеке всегда есть свобода, пока у нас есть внутренняя позиция, которая помогает оставаться человеком. Реализовывать свой внутренний потенциал, внутренние стимулы, то есть то, что тебе хочется. К чему мы стремимся на протяжении всей своей жизни. Есть еще очень важное понимание и одновременно страх ответственности заставляет нас перекидывать ее на судьбу, общество и других людей. Человек – это единственное существо, у которого существование предшествует сущности. Кем будет человек – неопределенно. до тех пор, пока это не решено сознанием самого человека. Начать изучать человека, давать ему характеристику, анализировать его можно только в одном случае – когда это человек умирает. Потому что только когда человек уходит с этого мира, мы можем сказать, что человек состоялся. До тех пор навешивать ярлыки на человека невозможно.
Не собственное бытие, когда человек живёт по аналогии сравнения. Когда моё бытие сравнивается с бытием другого человека. Здесь человек сталкивается с другим сознанием, которое оценивают меня. Я вынужден сравнивать себя и свои поступки с другими. Здесь обнаруживается конфликтность межличностных отношений. Другой человек есть всегда скрытая смерть моих возможностей. Я всегда соотношу себя с другими, завишу от другого человека. И ничего не могу с этим сделать, потому что я живу в обществе. И поэтому не могу развернуться в полную силу своих возможностей именно потому, что постоянно соотношу свои действия чужой оценкой с другим мнением о себе. Я всегда беззащитен перед другим человеком и никогда не могу быть самим собой. И хочу быть для других людей хорошим, хочу, чтобы они воспринимали меня только с позитивной стороны. Но это невозможно. Я не могу влезть в голову другого человека и заставить его думать о себе хорошо. Люди всегда формируют о нас свои взгляды, оценки, убеждения, вешают на нас ярлыки. С другой стороны, влияние окружающей среды на бытие человека. Наши действия могут быть обусловлены конкретными условиями нашей реальности, нашего окружающего мира. В зависимости от того, где я живу, в зависимости от того, что за внешний мир меня окружает. Мои действия могут быть волевыми, направленные на получение какого-то результата для достижения разного уровня жизненных благ, комфорта, удобства. Воля помогает человеку преодолевать какие-то негативные жизненные реалии, жизненные условия. Большое значение в жизни человека играют мотивы, которые заставляют нас что-то делать, то, ради чего мы совершаем действие. Мотивы же формируются не только в результате объективных обстоятельств, но и субъективных установок человека. О субъективных установках мы поговорим в следующей главе.
Здесь же мы рассмотрим объективные причины. Обретение богатства и могущества – это в итоге обретение мной безопасности. Это безопасная и здоровая жизнь. Ситуация, когда я знаю и понимаю, что у меня есть какие-то ресурсы, деньги, статус, власть. И если со мной что-нибудь случится, то я знаю, что у меня есть возможность решить эту проблему. Я могу защитить себя, свою семью, построив высокий забор или наняв какую-нибудь охрану, то есть обезопасить свою жизнь и здоровье. Сама природа позаботилась о нас. Она само по себе устроена так, что все люди хотят себе добра. Именно в этом смысле проявляется «эгоизм». Мы эгоисты в том смысле, что мы стараемся сделать лучше для себя. Опять же, здесь прослеживается взаимообусловленность внешних и внутренних мотивов. Нет ничего странного в том, что люди хотят постоянно добиваться именно своих желаний. Поскольку в этом заключается человеческое существование. Через такие мотивы формируется личность. С другой стороны, мы должны спокойно относиться к тому, что мы не всегда можем достичь наших целей. Обычно это называется фрустрацией и может вызывать чувство негатива, противоречия. Всё то, что происходит человеком, происходит только по необходимости, то есть случайности. Нет места совершенно нашей жизни. Потому что необходимость – это некая сила, которая побуждает нас к чему-то. За каждым моим поступком, за каждым моим действием стоит огромная чреда, плеяда моих предшествующих поступков, действий, моего отношения, моих мыслей. В процессе жизни у меня накапливается опыт, и всё это складывается в итоге сумму последующих действий и поступков. Здесь проявляется одна из проблематик философии, которая связана с двумя категориями: «свободой» и «необходимостью».
«Свобода есть осознанная необходимость» – данный тезис определяет фактор, влияние на поступки и действия человека. Но, с другой стороны, это снимает ответственность с самого человека. Главной проблемой объективного идеализма является невозможность дать точное представление об объективной реальности. Ни в опытных данных, ни в понятиях естественного языка мы не можем дать описание объективной реальности. Все эти вещи, предметы и явления, которые мы определяем. Все те понятия, которые мы обозначаем, являются феноменами нашего сознания. По своей сути мы имеем дело только с материей. На которые вы навешиваем те или иные ярлыки, априори бессмысленные. То есть объективную реальность мы в любом случае познать не можем. Красота сама по себе, справедливость сама по себе, благо само по себе – все эти термины, понятия в итоге оказывается необъяснимыми в рамках обычной формальной логики. С точки зрения этики и морали человек и только он может определить зло и добро. В объективном мире нет таких понятий. И в этом уникальность и в то же время трагичность человека. В своей деятельности и творчестве люди часто руководствуются, прежде всего земными, личными, узко частными интересами. Человек разделил этические аспекты мира и поведения на добро и зло, при этом сам часто эти эталоны не определяет для себя, а только для других. Давайте сначала попытаемся разобраться, что означают эти понятия для человека, и убедимся в том, что человек создает данные понятия в тех случаях, когда ему выгодно их употреблять. Эти понятия теряют свою ценность, если человек не берет ответственность на себя, а не на других. Именно внутренний ценз необходим для человека, а не внешнее давление. Этика всегда личностна. Зло- это ситуация, в котором человек чувствует себя неприятно. Мы избегаем его. а добро – это моменты, процессы, вещи, которые доставляют нам приятные эмоции и переживания. Таким образом, действия человека всегда причинно-обусловлена. Сами по себе предметы, какие-то явления, какие-то процессы, существующие в мире, являются совершенно нейтральными, то есть они не хорошие и неплохие. Всё зависит от тех чувств, которые испытывает человек, находясь вблизи этих предметов или процессов, событий или явлений. И это очень легко выявить таким примером, как эмпатия и эгоизм. Что из них хорошо, а что плохо. Чрезмерно эмпатичный человек всегда находится в невыгодном положении, им всегда пользуются, и в результате он не только страдает, но и теряет собственное «Я». Он вынужден подстраиваться под окружающий мир, и в этом он видит конформизм. Эгоизм, если он разумный, дает больше жизненных возможностей. Но если опять же чрезмерный эгоизм проявляется в человеке как гипертрофированный нарциссизм. И он тем самым он теряет собственное «Я» так как полностью поглощен в себя и не видит эту проблематику. в нем проявляется экзистенциальная тревога, что он может лишится этой самовлюбленности.
Причинная обусловленность – это когда в нашей жизни нет никакой случайности, ничего не происходит само собой. Наши действия могут быть обусловлены конкретными условиями нашей реальности, нашего окружающего мира. В зависимости от того, где я живу, в зависимости от того, что за внешний мир меня окружает. Мои действия могут быть волевыми, направленные на получение какого-то результата для достижения разного уровня жизненных благ, комфорта, удобства». Здесь проявляется понятие «Воли» человека. Воля помогает человеку преодолевать какие-то негативные жизненные реалии, жизненные условия. «очень сильно зависит человек от места, в котором он живёт». Большое значение в жизни человека играют мотивы, которые заставляют нас что-то делать, то, ради чего мы совершаем действие. Движущая причина, то есть действие как мотив. Существуют следующие мотивы, которые движут нашим поведением.
Самосохранение – один из значительных мотивов. Обретение богатства и могущества – это в итоге обретение мной безопасности. Это безопасная, здоровая жизнь, ситуация, при котором я знаю, что у меня есть какие-то ресурсы – деньги, связи, власть. И если со мной что-нибудь случится, то я знаю, что у меня есть возможность решить эту проблему. Я могу защитить себя, свою семью, построив высокий забор или наняв какую-нибудь охрану, то есть обезопасить свою жизнь и здоровье. Мы эгоисты в том смысле, что мы стараемся сделать лучше для себя. Если мы посмотрим на природу человека, мы увидим, что люди – это существа, у которых есть естественные способности, разум, благодаря которому они хотят избежать насильственной смерти, то есть инстинкт самосохранения. Люди- это существа, у которых есть естественные потребности, добиваются права на вещи в общей собственности. Всё то, что происходит с человеком, происходит только по необходимости, то есть случайности нет места совершенно в нашей жизни. Потому что необходимость – это некая сила, которая побуждает нас к чему-то. Относясь к этой силе, мы с вами можем стоять на двух позициях. С одной стороны, мы можем не замечать её, мы можем её отрицать, говорить для себя то, что этой силы нет. С другой стороны, то, что неизбежно вызывает и определяет наши действия, на самом деле уже состоит из суммы уже существующих вещей, процессов, явлений, событий. За каждым моим поступком, за каждым моим действием стоит огромная чреда, плеяда предшествующих поступков, моего отношения и мыслей. В процессе жизни у меня накапливается опыт, и всё это складывается в итоге сумму последующих действий и поступков. Если мы осознаём эту необходимость в своей жизни, то поймём что значит свобода в рамках осознанной необходимости. Я могу понимать эту необходимость, я могу её осознавать. Что бы ни происходило в моей жизни, это закономерно, это следствие. Эта закономерность снимает ответственность с человека.
Если я совершил какое-либо действие, это произошло из необходимости совершения данного действия. То есть у меня не было выбора. На самом деле это не так. Пока ты обладаешь выбором, ты ответственен за свои действия. Разговор о свободе как важный принцип человеческого существования не имеет ничего общего со свободой обыденной. Что купить – красные яблоки или зеленные Мы будем рассматривать свободу экзистенциальную. А покупать ли нам вообще яблоки или нет. А что значит выбор яблок и готов ли я отвечать за этот выбор. Все мы в той или иной степени детерминированы. Мы живем не свою жизнь, не подлинную жизнь. Но поскольку мы люди, мы внутренне стремимся к свободе. Таким образом, если мы возьмем метафорический язык и скажем, что мы рабы, воспевающие свободу. Но не каждый раб стремится к свободе. Есть рабы, которых отсутствие свободы вполне устраивает. Говоря о свободе, мы говорим о человечности в человеке. в какой степени мы являемся собой. С другой стороны, идея свободы представляется нам каким-то абсурдным. Ну какая может быть свобода, если нас даже не спросили, а хочу ли я вообще жить в этом мире. Нас забросили в этот мир, и эта заброшенность проявляется в нашей отчужденности, проявляется в отчаянии, в тревоге. Эти экзистенциальные категории нашего существования есть внутреннее стремление к свободе. И здесь возникает проблема: а возможна ли вообще свобода, если мы зависим от социальной и природной детерминации. Рождаясь, я уже становлюсь продуктом определенной культуры мышления. Как говорили экзистенциалисты, а это подход лично для меня близок. «Свобода это не осознанная необходимость, а осознанная возможность». Да, конечно, возможности ограниченны, но именно в возможности проявляется свобода. Человек не детерминирован, не из чего не выводится, он всегда находится вне мира, вне объективной реальности. Как говорили экзистенциалисты, называя человеческое существование «ничто». В человеке нет предметности и конкретности, он всегда проект самого себя. И в этом проявляется свобода возможности. У человека нет природы, но есть свобода «жить это упражняться в свободе». Заброшенность человека в мир дает одновременно ему свободу быть кем-то или не быть.
Свобода как выпадение из порядка вещей, свобода как самоопределение со всеми вытекающими отсюда последствиями (фрустрацией, отчаянием, тревогой). «Мы не выбираем время, но мы выбираем себя во времени». «Важно не то, что сделали из человека, важно то, что сделал человек из того, что сделали из него»4. Мы с вами продукт природы и общества. И в тоже время мы не детерминированы, а прорываемся сквозь собственную природу. Одни и те же люди в одной и той же ситуации ведут себя абсолютно по-разному. Один герой, а другой – предатель. Выбор и свобода, как и все человечество – это что-то сверхнеобходимое. Человек часто идет сверх собственного инстинкта самосохранения, сверх собственной природы и становится человеком. Он способен творить самого себя. И в свободе прослеживается победа внутреннего над внешними обстоятельствами. Человек стремится через творчество стать богом, но он не обладает абсолютной свободой, поэтому он никогда не станет богом. Однако у него есть возможность стать сверхчеловеком. Заберите у человека свободу, и он перестанет быть человеком. Свобода – это не какое-то свойство человека, это его определение. С другой стороны, в свободе все человеческие парадоксы: несчастье, страдание, тревога. При этом свобода ниоткуда не выводится, оно происходит из ничего». (внутреннее в человеке, вне природы, вне мира). это преодоление детерминизма. Конечно, в человеке есть и биологическое, и социальное, но это не вся правда о человека.
В человеке есть что-то еще и что-то еще определяет человечность. Через собственное существование, через бытие человек приобретает возможность, которое дает свободу. Но бытие – это также трагичность человеческого существования. Индивид формирует государственную систему, а затем эта система подавляет личность (намек на тоталитарные режимы, деспотизм и фашизм). Человек создает веру, что впоследствии приводит к конфликтам и крестовым походам. Он совершает открытие в научной сфере, и результат этих открытий – оружие массового уничтожения (водородная бомба). Мы сегодня живём в обществе тоталитарного социума. И ставим перед собой задачу, в этом обществе сохранить своё «Я». Для того чтобы разобраться в таких проблемах, как человеческая тревога и причины её появления, необходимо исследовать внутренние побуждения, которые лежат в основе действий индивида. Люди всегда адаптируются к любой ситуации, каким-то образом подстраиваются под те условия, в которых оказываются. Для человека очень важно чувствовать свою духовную связь с миром. Эта связь может порой принимать совершенно причудливые формы. готовность на всё, лишь бы избежать одиночества.