Полная версия
Первая мировая глазами Третьей. Британия против США
Гибель русского государства к революции оказалась привязана. Для блезиру на борта навесили несколько шлюпок: Государственный Совет, царское вето… В реальности же дело потопления государства свелось к тому, чтобы проделать в первых отсеках четыре дырки – и сразу. И сама по себе революция – только одна из пробоин.
Однако Февральский айсберг был непростым, он скрывал под собой огромную подводную глыбу, которую уместно назвать метареволюцией.
Николай наблюдал всю картину, и говорить, что он прозевал угрозы переворота не приходится: на полотне со множеством действующих лиц он единственный видел Дорианов (и Эдуардов) Греев без ретуши. То есть, в общем, революция в её видимой части Николая не пугала, одну он уже пережил, а, если учесть террор, то страна, по сути, сжилась с состоянием революции перманентной.
Предпосылки же и причины Февральской метареволюции вообще нет смысла повторять, их множество. Однако есть смысл рассмотреть, почему все причины «вдруг» как с цепи сорвались. Ведь все проявления по отдельности удавалось купировать на разных стадиях.
Великокняжеская фронда существовала – всегда. Причина её появления – неравный, а, по сути, морганатический брак Александра II. Первая его гессенская жена, хоть и была узаконена юридически, по крови являлась бастардом, что дало основание другим потомкам Николая I считать ветвь Александра III не вполне чистокровной. Сам Александр III, крепкий во всех отношениях, не позволял никому о княжеской оппозиции даже помышлять (полагаю, мог бы и лично морду начистить), его более романтический сын оказался у фронды в заложниках. Тем не менее, угрозу великих князей не раз отводили, в конце концов, большинство разослали по окраинам (потому окраины, в частности, Кавказ, Финляндия, Польша – дали революции столь многих).
Революция 1905 – 7 тоже не свалила государство, а ведь к ней добавилась ещё очень неудобная война, но и армия уцелела. То есть два фактора – недостаточно.
Экономическое, финансовое, социальное положение вообще отдельно в расчёт брать нельзя, но как довесок – роль они сыграют непременно. Этим хаосом заведовали военно-промышленные комитеты. Людям, возглавлявшим ВПК, продолжение войны было категорически выгодно, прогрессисты, октябристы и кадеты захватили Временное правительство, которое стало правительством крупного бизнеса, наживавшегося на войне.
И последнее – военный путч. То есть непосредственно арест государя в Ставке. Опять-таки, ничего страшного в силовом отречении Николая II не было: устранение правящего монарха тем или иным способом это, до известной степени, рутина. Монархии довольно устойчивы, а монархи крайне неустойчивы. Из всех профессий у них самый высокий процент смертности. Государства это не рушит, страны не распадаются.
Но кто же осуществлял сборку всех деталей?
Сияющая вершина айсберга – Дума. Точнее, думская среда, где деятели раскола (в том числе, ещё никонианского) ловили мутную рыбу, прикрываясь иммунитетом официального статуса. Именно через думскую среду сшивались отдельные модули противоречивых интересантов Февраля. Именно думский вольный телеграф осуществлял передачу информации, то есть, буквально: путчисты беспрепятственно ездили между заговорщиками и договаривались о совместном проламывании бортов. В сущности, то малое, на чем единогласно сошлись разнородные путчисты сводилось к свержению Николая (как во Франции, Китае и пр.) Уже дальше интересы расходились вплоть до смертоубийства, но и того было достаточно. Единственное, чего они не знали – день Д, который был назначен извне флотским боевикам для старта событий.
Консенсус на первой стадии был критически важен. Выбили из-под монарха все опоры сразу. Ну, монарх, вроде бы, что такого, это ещё не конец света. Но именно монарх был единственно возможной альтернативной точкой сборки. В том числе, и для монархии конституционной.
Тема «царь сам виноват, нужно было даровать ответственное министерство и пр.» подменяет сущности. Против Николая собирала силы не внутренняя оппозиция, стремившаяся к власти и политическим свободам – власть и свободы у них были: главные интересанты находились за границей. Ответственные министерства придумали в Англии.
Вопрос, кому выгоден был именно Февраль, имеет единственный ответ: союзники. Не случайно над думскими монтажниками нависало посольство Великобритании, координировавшее все усилия и обещавшее путчистам союзную индульгенцию. Малейшая разбалансировка привела бы к тому, что Николай справился бы с различными заговорщиками, причём, зачастую используя одних против других, как бывало уже не раз. Чтобы подавить нерешительность путчистов, были инициированы события на инфицированном ранее Балтфлоте с демонстративными убийствами адмиралов и офицеров.
Бьюкенен впоследствии написал целое оправдание себе, да и алиби было организовано заранее: находился в отпуске в Финляндии, вернулся: ай-ай-ай, уже дело-то сделано (впрочем, с Гельсингфорса-то убивать и начали).
Техника оправдания подростковая. Берётся самый последний из эмигрантских обиженных и оскорблённых, цитируется самая отъявленная глупость (ну, были в эмоциях, часто заговаривались, и это понятно: люди всё потеряли), и на ха-ха опровергается. С английским таким юмором. А если без ха-ха? Было ли английское посольство модератором Февраля? Это настолько очевидно, что никаких оправданий не требует, нужно всего лишь признать: имели право – и сделали.
А, кстати, почему англичане отнекиваются? Ведь убили Павла – и убили, Распутину запулили «контрольный» – что тут такого? Государство – не человек, у него совести нет, и Богу ответа давать не придётся. В каком-то смысле, даже почётно: завалили медведя, зверя, кстати, недоброго и угрюмого, который сам кого хочешь завалит (и заваливал, и до сих пор рычит). Так чего бы не сознаться?
А того. Получается ведь, убили-то союзника. Ну, пошли на охоту, загнали лося, а как делить – одного своего и уложили рядом. Сознаться в этом трудно даже государству, потому что у Британии сейчас «союзник» – США. Съедят на родном языке.
Обижаться тут, конечно, нечего. Это игра в великие державы. Цена – жизнь. Играй – или играть будут тобой. Тут без сантиментов. Николай сам готовил ловушку не меньшую. Повторю, метил стать главой царей. Действовал мужественно, хладнокровно, расчётливо. Промахов почти не допускал. К главному промаху можно отнести размещение до зубов вооружённой черни в Петрограде с его столичными соблазнами мирной жизни48, до которой тогда оставалось совсем немного, а стало много. А в двух гребках от Зимнего без толку прохлаждались обложенные сплошными минными полями кронштадтские моряки. Адмирал Вирен (убитый одним из первых) заблаговременно умолял отправить озверелую шваль куда угодно: никакой боевой ценности ни сам Балтфлот, ни эти воины не представляли, – разослать по закоулкам и заменить на новобранцев – всё чище, ибо ноль всё же больше минуса. А кто такой матрос? Армия состояла, в основе, из крестьян, часто неграмотных. Ружье дали – пошёл. При удобном случае – смылся в плен, дезертировал, ищи-свищи, ну, винтовочку свистнул. Корабль же требовал специалистов, туда набирали более образованных, было много рабочих. Но крестьянин – собственник, у него земля, и долго бунтовать он не захочет, да и город – не его среда, а морячок – очень часто пролетарий. Буржуа в первом поколении. Оборванец с образованьицем. Город – дом родной, часто буквально. Даже если и на корабле, то в виду городов. Опять-таки скученность и тотальное безделье. Русский флот – прибрежный, оборонительный: таможня, охрана жидких
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Утверждение о «пакете» влияния является умышленно упрощённым, качественным, необходимым лишь для наглядного усвоения базовых соотношений, но совершенно не принципиальных для дальнейших рассуждений.
2
Место, конечно, важнее мести. Россия, упавшая со второго места на третье после Крымской войны стремилась его вернуть, и Пруссия была как раз кстати. Ту же природу имел факт изоляции Франции от БИ (той не понравилось, что Франция снова вознеслась так, что Наполеон III стал задумываться о месте дяди). Итог Франко-прусской войны: 1 – БИ, 2/3 – Россия/Германия. И Россия имела все шансы твёрдо обогнать Германию с выходом Транссибом в Китай и на Тихий океан, а также в процессе «внутренней колонизации».
3
Анекдот эпохи освоения (то есть присвоения) Китая: Китайский император: – Хотим, чтобы у нас всё было. Европейские волшебники: – Раз, два, три (тысячелетия)! У вас всё – БЫЛО!
4
См. Приложение «Монархи, монахи, МИД, масоны, массы, меньшинства»
5
Вотум недоверия вынесли, по сути, ультра-тори, которые пришли в ярость от проведённого умеренным кабинетом закона о равноправии католиков. Их представитель, прадед У. Черчилля, сам внёс на рассмотрение проект нового избирательного закона. От него ожидали наплыва избирателей-протестантов.
6
Влияние на свингеров приписывали революционной Франции, а чартистов обвиняли в связях с Россией.
7
В Лондоне, в 1896, на Конгрессе 2-го Интернационала, бывшего по составу делегатов на 2/3 национально британским руководящим и направляющим съездом.
8
Параллельно, экономику возгоняли в ранг научной дисциплины. А это просто раздел идеологии, то есть, религии.
9
Шутя, в свой адрес: «…Я – буржуй и доктринер…»
10
По сути, протофашистской и шовинистической.
11
См. Приложения.
12
Их было много потом – в разные годы почти все народности получали своих «молодых».
13
Справедливости ради надо сказать, что националистический сепаратизм был игрушкой Александра I.
14
Проблемой для шпионов оказалось то, что готовили их к сепаратизму под разными лозунгами, но ситуация в конце войны поменялась, и развинчивать, например, Россию, стало невыгодно. С точки зрения БИ война оказалась не доигранной: два конкурента упали, но выросли США. Довольно быстро со всеми сепаратистами в России и Германии покончили, их просто убили. Лузеров вновь собрали в два довоенных кулака и насадили на «Ось» для войны с США.
15
Это не так плохо, как кажется. «Элиты» РФ ничего не ввозят.
16
У США был-таки план высадки в Монреале и вообще в Канаде в рамках полномасштабной войны с Британией, и отменён он был летом 1939.
17
Англо-русско-американские перипетии эпохи Конгрессов и доктрины Монро описаны в книге автора «Братья Александр и Николай Первые»
18
Пятым, нейтральным арбитром по Венесуэле всеми тремя сторонами был выбран юрист из России Фридрих Мартенс, главный юрист и спикер созванных Россией Брюссельской и двух Гаагских конференций о методах войны и гуманитарном праве. Мартенс, номинированный за множество успешных дел восемь раз на Нобелевскую премию мира, её так и не получил, а за проваленный договор 1897 премию в 1903 дали английскому батраку, профанатору от «рабочего» класса, одному из основателей террористического «Интернационала» и т. п. подставных структур британского доминирования.
19
О важной форме сближения через семьи см. Приложения: «Миф об англосаксонском братстве».
20
См. Приложения
21
Из Европы бедные голодные эмигранты всегда приплывали вместе с профессиональными борцами за их права.
22
Ограниченный, но успех. Администрация отвлекалась на борьбу с глупыми щупальцами и пропускала удары от головы спрута.
23
Слабый русский национализм в массах привёл к огромному количеству пленных во время ПМВ: люди, в основе, практичные крестьяне-собственники, не понимали толком, что воевать надо за страну. Рассуждали своей головой, а не мозгом шовинистического спрута.
24
Николай II ясно понимал суть этого предложения: БИ нужен был союз с Россией для разрушения русской восточной политики через союзнические механизмы, которые гораздо мощнее вражеских. Ему выгодно было не пускать Англию к себе на задний двор (тут уже даже не Китай, а Царское Село). В письме к Вильгельму написано прямее некуда: «Англии… нужна дружба с нами, чтобы она могла втайне противодействовать росту нашего влияния на Д. Востоке».
25
Она датируется 1905 – 7 годами, но началась значительно раньше. В итоге, получается смешно: главную русскую революцию запустил некий поп-гапон. И ничего, сошло.
26
Немецкую дипломатию унизили даже в Китае, причём в древнем. Во время боксёрского восстания в Пекине был убит глава германского посольства барон фон Кеттлер, сразу после переговоров в МИДе.
27
Переписка Вильгельма с Николаем позволяет утверждать, что первый у второго, по-родственному, брал уроки дипломатии.
28
Георг переменил фамилию, основал дом Виндзоров, в честь какого-то дома. Объясняли так: в 1917 году стало опасно, мы ж немцы, как бы чего не вышло. На самом деле было так: Георга уговаривали Николая с семьёй спасти (многие монархические родственники всей Европы). Переименованием Георг прошипел: отрекаюсь от вас, шваль, и от вашего рода и от ваших фамилий. Будете у меня в ногах ползать. Хочу – спасу, а хочу – брата двоюродного сгною в Сибири. «Бей своих, чтоб чужие боялись».
29
Да и англичанам: у их парламентской монархии конституции нет.
30
Война с Японией совершенно не подорвала русского кредита, обмен на золото не прекращался, налоги увеличились всего на 5%, а вот революция сбор налогов нарушила до такой степени, что пришлось брать стабилизационный кредит у Франции.
31
Вопрос, почему Николай сделал лишнее движение и ввёл Думу ключевой. Расставим даты: 24 июля – Бьёркский договор, 19 августа – Манифест о созыве Думы, 5 сентября – Портсмутский мир. Это метод кнута и пряника.
32
Согласно довольно неряшливой (другие ещё хуже) работе Гейфман за год с октября 1905 было убито или ранено около 3600 госслужащих, за следующий год около 900, за следующие 2,5 года только убито – 732.
33
Правила восхождения по общественной лестнице были ясными и чётко изложенными. И вдруг сбоку сбросили пиратский конец, по которому из трюма мигом и на самый верх вскарабкались красные элементы. Канат, что более всего поражало, швырнули с капитанского мостика Зимнего дворца.
34
Китайцы подчёркивают свою деревенщину, но в деревне можно родиться Манькой, а можно Троекуровым; Кан был Дубровским, похоже, из семьи феодалов средней руки. Деревня была типа Царского Села, рядом сияли европейские Гонконг и Кантон. Толкового хлопчика туда и сосватали. Похожее было и у Сунь Ятсена, детство он провёл в пешей доступности Макао.
35
То есть, после провала очередной мирной конференции в Гааге в 1907. Вообще, инициатива Николая об ограничении гонки вооружений (1898) историков путает, «автократ хотел набрать очки». Между тем, и без очков видно, что Россия была кровно заинтересована в мире, темпы её роста позволяли за четверть века обогнать всех, кроме США.
36
Александр в Вене заявил что-то вроде: «Я завоевал Польшу, и у меня есть 800 тысяч солдат, чтобы это защитить». Перед вторжением Наполеона у него имелось тысяч 250 – 300, в 1813 – 14 году – 400, следовательно, основные силы он тренировал для переговоров.
37
Интересно, что в России «голод» привёл к денационализации военной промышленности, а в Великобритании – к национализации.
38
Такие акции по истреблению высокомотивированной молодёжи проводили все, начали немцы в битве под Лангемарком, послав в ноябре 1914 своих студентов и рабочих на английские пулемёты. Патриотов опасно держать внутри страны, особенно военной порой, они могут по щелчку перестроиться в антиправительственную колонну.
39
Кому-то такое покажется абсурдным, но вспомните, например, Наваринское сражение пяти флотов. Тогда стратегически победа союзников Британии была им совершенно невыгодна, и они, возглавляя коалицию, пытались выйти до боя переговорами хотя бы на ничью.
40
Планы Ставки сразу копировались союзникам, они составлялись так, чтобы последним было формально не к чему придраться. Именно поэтому так важно было понимание между Верховным и генералами поверх официальных распоряжений. Ярость союзных мемуаристов в отношении Эверта и Куропаткина вполне предсказуема. Их называли бездарными командующими, а люди просто путали следы в фиктивной войне, как могли. Когда в ВМВ нужно было подсовывать туфту американцам, англичане о них вспомнили.
41
По сути, вышибли из войны Австрию. После брусиловщины та перестала быть вполне независимой державой. Характерно, что Германия выжидала, пока положение «союзника» станет безнадёжным, и только после этого оказала решительную «помощь».
42
В действительности жизненно важный стратегический порт в 1916 основали под именем Романов-на-Мурмане. Из этого порта круглый год был выход в открытый Атлантический (тогда главный) океан.
43
Став главой МИД Временного правительства, глупый политический прожектёр мигом получил разворот от ворот своих любимых «союзничков». Шиш тебе, Милюков, а не проливы. «Скрипач не нужен».
44
Сам термин «Маньчжурия» придуман геополитиками середины XIX в. для себя, а не для маньчжуров.
45
Концентрацией в городе ненадёжных резервистов занимался один из главных путчистов генерал Рузский.
46
Какие проблемы решали эти люди? Огромное количество странных женщин в длительном процессе слома русского государства говорит о том, что вопросы были половые в нешироком диапазоне от нимфомании до лесбиянства (а мужчины просто лучше могли замаскировать свои девиации).
47
Когда «Титаник» нашли, выяснилось, что пробито пять первых отсеков. Четыре-таки было недостаточно. Что же, может быть. Впрочем, с Россией так же.
48
Существовал, конечно, план их нейтрализации, но именно потому, что он существовал, этот план был сам нейтрализован в первую очередь.