Полная версия
Тайна гениальности, или Сборник дэуформул
И так. Две «стандартные» ситуации – два типичных примера работы упомянутых механизмов и формирования доминанты.
Объект (стимул) → состояние влюбленности → производные (желания, направленные на контакт с объектом → анализ, поиск подходов) = механизм аккумуляции положительных переживаний.
Дом (стимул) → состояние психологического давления → производные (желание изменить ситуацию → анализ, поиск решения) = механизм минимизации отрицательных переживаний.
Мы наблюдаем, что функционал цикла всегда направлен на положительный момент и проявляется либо в направлении к индуктору состояния, либо от него. Таким образом, бессознательные стремления к аккумуляции положительных и к минимизации отрицательных переживаний лежат в природе производных любого психологического цикла. При этом сами психологические циклы, как база производных, являются фундаментальной основой наших желаний и целей. Например, состояние стремления к конкретному человеку (к стимулу цикла); стремление к определенному месту, которое вызывает спокойствие (цикл «место → спокойствие»); стремление заниматься хобби, любимым делом (стимулы состояния заинтересованности, удовольствия), стремление к признанию и славе (бессознательный цикл «Я = величие → удовольствие») и так далее. Желания – это язык циклов. Если мы по-настоящему чего-то хотим – мы на этом зациклены. На чем с рождения зациклены Вы?
Аналогичная картина и с целями. Например, Вы впервые прокатились на автомобиле, испытали восторг, сформировался цикл «управление автомобилем → восторг, эйфория, свобода». Механизм аккумуляции положительных переживаний формирует твердую цель купить собственную машину. Цели – это более выраженная циркуляция АВ в цикле – это более «толстое», заряженное желание. И даже навязанные желания, например, поступление в ВУЗ – это цикл состояния уверенности в завтрашнем дне. Достаточно каждый день слышать от взрослых, что «Только высшее образование поможет тебе устроить свою жизнь»…, чтобы идея поступления в ВУЗ сформировала твердый цикл. Даже рутинная работа представляет собой циклы: выполнение рабочей задачи (потребность) → состояние удовлетворенности, спокойствия и прочее. Циклы – это наше всё, это МЫ.
Стоит отметить, что если природа психологических циклов и первичные производные (эмоциональные – желания, например) представляют собой область бессознательного, то вторичные производные (интеллектуальные – анализ достижения желаний, генерирование планов) представляют собой уже синхронизацию бессознательных и сознательных процессов. Возможно, сознание как продукт эволюции, появилось для оказания помощи бессознательному. Отсюда и «двойная концентрация» – внимание сознания обусловлено эмоциональным (бессознательным) сосредоточением (что работает и в обратном порядке).
Описанные выше примеры относятся к «внешним циклам» – это циклы, для формирования которых необходим внешний выраженный стимул. Существуют еще и обратные циклы, о них мы поговорим позже, разбирая индивидуальное внимание. Но и те, и другие циклы опираются на базовые человеческие потребности:
– естественные потребности – потребность в любви, в положительных переживаниях, в чувстве уверенности, в самовыражении, самоутверждении и самореализации и так далее.
– искусственные потребности, возникшие в результате проблем и сложных жизненных ситуаций.
И так, подведём итоги. Эмоциональные состояния, акценты восприятия, желания и цели функционируют и развиваются внутри бессознательных циклов. Поэтому первым типом АВ является внимание циклическое. Циклическое АВ фокусирует нас на стимуле. Оно связано с эмоциональными состояниями, поэтому было бы справедливо именовать его эмоциональным вниманием. Но в этом случае из виду упускается структурная ячейка бессознательного – цикл. Наше бессознательное состоит из множества циклов.
Продолжим. Напомню, что в качестве отдельных подвидов циклического внимания можно выделить фоновое внимание, ритмическое и индивидуальное.
Фоновое внимание. С раннего детства ребенок непроизвольно обращает внимание на всё новое – первый в его жизни снег, первое пение соловья, первая метель… Интерес, изумление, восторг – эмоциональные реакции формируют бессознательные циклы, которые постепенно уходят в фоновый режим. Но они сохраняют свое воздействие и продолжают влиять на эмоциональное состояние человека. Для «иллюстрации» проведём мысленный эксперимент. Представьте, что сейчас начало июня. Ваш офис, открытая на балкон дверь, залитый солнечными лучами кабинет… Пение соловьев… Представили? На рабочем столе лежат Ваши бумаги. Каковы Ваши внутренние ощущения? А теперь перенеситесь в февраль. За окном метель. Голые деревья, серое небо. И те же самые бумаги на столе. Существует ли разница между этими фонами, если рассматривать их через призму настроения? Настроение – это направленность психики.
В рабочей обстановке это влияние зачастую не осознаваемо. Но когда мы наедине с природой – фоновое внимание синхронизируется с произвольным, что усиливает воздействие эмоциональных стимулов. Поэтому многие любят отдыхать на природе.
Индивидуальное внимание – это природная карта циклов удовольствия человека, определяющая спектр интересов развивающейся личности, развитие которых и формирует индивидуальность. Подробнее о них мы поговорим позже.
Почему меняется внутреннее время
Второй подвид циклического внимания – ритмическое внимание.
С одной стороны, ритмы являются фоновым проявлением, с другой – это «профильный диапазон» среди всего фонового разнообразия. И характер их влияния на нашу психику отличается от влияния остальных фоновых стимулов. Так, если природные индукторы способствуют определенному эмоциональному настрою (например, шелест листьев → настрой на внутреннее успокоение), то определенные ритмы делают нас проводником собственной частоты, то есть их действие является более выраженным. Например, Вы играете в шахматы. Ваш ум занят просчетом ходов, анализом ситуации, наблюдением за соперником. Партия доставляет Вам удовольствие. В определенный момент Вы замечаете, что постукиваете пальцем по шахматной доске (или слегка «танцуете головой») в ритм приятной музыке, играющей в комнате (стоит отметить, что в подавляющем большинстве случаев Вы не фиксируете данное действие и не придаёте ему значения). На ритм реагирует тело и, частично синхронизируясь с ним, механически подыгрывает ему, то есть настраивается на частоту ритма. Таким образом, если остальные фоновые стимулы генерируют «волну», то есть частичный или общий настрой психики на себя, ритмическое АВ проявляется в механической проводимости ритма телом. Но почему происходит синхронизация? В основе данной реакции лежит соответствие музыкального произведения текущему эмоциональному состоянию («эмоциональный резонанс»), то есть таким образом Вы бессознательно аккумулируете состояние удовольствия от игры – работает механизм аккумуляции положительных переживаний.
Другой пример – студент на экзамене. В ожидании билета он механически постукивает пальцами по столу в определенном ритме, выводя тем самым часть внутреннего напряжения. Последний пример – без присутствия внешнего ритма в фоне – говорит о том, что в широком ряде случаев ритм можно рассматривать, как производную психологического цикла (нацеленную на минимизацию или аккумуляцию). Особенно это явно в тех случаях, когда задачи цикла имеют временное ограничение – появляется ритм достижения цели за определенный промежуток времени. Например – успеть на работу к 8 утра, время – 7-45.... Ваш внутренний ритм ускоряется, проявляется в скорости ходьбы, в иных действиях и решениях, он отражает задачу «успеть на работу (цель) → состояние спокойствия». То есть является производной данного цикла. Буквально через несколько часов после написания этих строк, уже читая дочке сказку перед сном («Колобок»), я вдруг заметил, что во время чтения песенки колобка ритмично двигаю правой ногой. Олеся любит эту сказку и я читаю ее по несколько раз подряд каждый вечер. Однако ранее такой реакции я не наблюдал. При чтении других отрывков рассказа бессознательные ритмичные движения тоже отсутствуют. Я вспомнил, что чтение песни колобка вызывало во мне постоянное желание пропустить этот отрывок, потому что он регулярно и монотонно повторяется. Это сделало песнь колобка индуктором состояния напряжения. В ходе развития данного «микроцикла» напряжение возросло, и производной эмоциональной петли стал ритм, снимающий напряжение. Мы сталкиваемся с ритмами каждый день, однако чаще не замечаем этого.
Но вернёмся к внешним ритмам. Многих людей успокаивает шум прибоя, почему? Представьте, Вы стоите на берегу реки. Не спеша …идёт волна… Скажите, сколько секунд может пройти между идущей волной и последующей? Одна, две, три? Иногда значительно больше. Дело в том, что идущие волны формируют ритм. И этот ритм в спокойную погоду медленнее реального времени, и тем более, внутреннего времени человека, пребывающего в состоянии тревоги. Бессознательное настраивается на приятный ритм и синхронизируется с ним, вследствие чего собственное время замедляется (в соответствии с частотой волн). Поэтому взволнованный человек, оказавшийся на берегу реки со спокойным прибоем, может успокоиться. Но бывают и обратные случаи, когда слишком быстрый темп прибоя вселяет тревогу – внутреннее время ускоряется.
Таким образом, мы являемся «проводниками» фоновых ритмов. Если у человека высок естественный уровень ритмического АВ (то есть природный сектор индивидуального АВ выражается в повышенной чувствительности к ритмам, если сказать проще – его природные интересы направлены именно на музыку), он может стать блестящим танцором, композитором или барабанщиком. Последние, например, способны входить в состояние, близкое к «экстазу», потому что в процессе работы аккумулируют свою проводимость и достигают эмоциональной разрядки. Аналогичная картина и с выбором музыки – мы бессознательно выбираем композицию, способную аккумулировать наши переживания, то есть выбор предопределен сосредоточенностью психики. Любая композиция состоит из мелодии, которая раз за разом повторяется и развивается, что представляет собой «эмоциональный ритм», аккумулирующий внутри нас соответствующее состояние. Аккумулирование переживаний позволяет вывести их (разрядиться) через различные механизмы, например, через слезы или через танцы. С другой стороны – эмоционально «зарядиться», если у нас уже хорошее настроение и музыка его «подогревает».
Физиологический центр «подвнимания»
Алгоритмическое АВ выражается в сосредоточенности бессознательного для осуществления контроля над неосознаваемыми процессами. Термин «неосознаваемые процессы» вовсе не означает, что они не контролируемы. Их контролирует бессознательное, контроль требует сосредоточенности, то есть активности так называемых «нейронов внимания». Например, алгоритм реализации фонового контроля над дыханием ребенка, описанный в начале главы. Неосознаваемый процесс, в ходе которого проявляются и направленность и сосредоточенность психики. Направленность выражается в ориентации на сигналы дыхания (вдох/выдох), сосредоточенность – в обработке этих сигналов.
К неосознаваемым процессам относится целая «плеяда» автоматических алгоритмов – дыхание, ходьба, речь, правописание, управление велосипедом, автомобилем, рабочие навыки и так далее. Мы не следим за своим дыханием, не контролируем передвижение языка во время речи, не задумываемся о том, как вывести букву «а» перед тем, как её написать… Все наши навыки после освоения становятся автоматизированными процессами – они выключаются из поля сознания и управляются бессознательным.
Позиция об участии АВ в неосознаваемых процессах подтверждается физиологическими данными. Ствол мозга, осуществляющий контроль над базовыми функциями организма (процесс дыхания, сердечно-сосудистая деятельность и прочие) покрыт сетью нейронов, называемой ретикулярной формацией. Именно она отвечает за внимание. Более того, не только мозжечок участвует в координации движений, но и …ретикулярная формация. Она участвует в регуляции мышечного тонуса, в обеспечении ориентации в пространстве; равновесии и координации движений. Ретикулярная формация обеспечивает двигательные, пищевые и ориентационные рефлексы и, самое главное – осуществляет сложные двигательные акты, контролирует их: «Ретикулярная формация (РФ) принимает участие в реализации многих функций организма. Так, РФ контролирует двигательную активность…» (Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов, «Нормальная физиология», 2012 г.). Для осуществления такого контроля недостаточно двигательной памяти – необходим мониторинг окружающей среды, направленный анализ. Например, управление автомобилем требует бессознательного учета многих факторов ежесекундно, то есть речь идёт о бессознательном сосредоточении и контроле.
Физиологический компонент теории АВ подразумевает связь потенциального центра АВ со всеми участками мозга. Клетки ретикулярной формации присутствуют в гипоталамусе, которому отводится центральная роль в возникновении эмоций (и именно медиальная преоптическая область гипоталамуса отвечает за заботу матери или отца о своём ребёнке). И, что вызывает еще больший интерес, «Ретикулярная формация связана со всеми отделами центральной нервной системы. В настоящее время считается, что ретикулярная формация регулирует процессы, совершающиеся во всех отделах ЦНС, включая и кору большого мозга» (Батуев А. С., «Анатомия, физиология, психология человека», 2011 г.).
Таким образом, РФ отвечает всем характеристикам потенциального центра АВ.
Рис. 1. Ретикулярная формация
Секрет гениальности или cверхконцентрация «подвнимания»
Сверхконцентрация является самым интересным свойством АВ – она объясняет психологические феномены, которые на протяжении десятилетий волнуют исследователей. Однако прежде мы должны рассмотреть ряд других его свойств, чтобы легко и свободно оперировать в дальнейшем.
Фундаментальным свойством автоматического внимания является тождественность его величины уровню значения акцента («предопределенность величины»). Например, вы решаете важную проблему, пишите научную статью или готовитесь к рабочим переговорам. Пока эти задачи актуальны – автоматическое внимание синхронизируется с сознательным для их выполнения. Более того, высокий уровень концентрации АВ в цикле задачи может вызвать эффект «сквозной циркуляции» – обсуждая с близким человеком или с гостем совершенно другую тему, Вы внезапно, неосознанно «уходите в себя», в область решения проблемы. То есть, уже бессознательное вовлекает сознание. При дальнейшем развитии мы наблюдаем формирование цикла доминанта – высокая доля автоматического сосредоточения действует как «воронка» (тематические мысли могут отвлекать от концентрации на произвольном объекте и даже мешать заснуть – попробуйте остановить этот внутренний двигатель…). Однако стоит найти решение или выполнить задачу (написать статью, успешно провести переговоры) и уровень её актуальности снижается до 0. Автоматическое внимание «уходит» из цикла задачи и перераспределяется по основной карте акцентов в зависимости от уровня их значения. …Вернее, возвращается на исходные позиции, однако сначала оно переходит в восприятие «настоящего», увеличивая уровень эмоционального погружения в него, потому что удовлетворённость является одним из «ключей» к настоящему моменту (читайте мою книгу «Тренинг состояния блаженства»).
И так. Величина АВ соответствует уровню значения акцента (объекта/задачи/процесса…)
Автоматическое внимание фокусируется на акцентах, которые мы выделяем сознательно, оно соответствует значениям, которыми мы наделяем тот или иной процесс, цель, задачу. При этом данный процесс носит и обратный характер – исходя из эмоциональной компоненты, бессознательное само определяет значение акцентов для сознания. Например, Вы амбициозны и появляется шанс получить известность. Данный шанс, опираясь на бессознательное стремление к признанию и самореализации, автоматически становится приоритетной задачей для сознания. Процесс управления сознанием мы особенно явно наблюдаем при «сквозной циркуляции» и доминанте. Такая «обоюдность» между сознанием и бессознательным в Дэусологии названа принципом обратной связи. Более того, «сквозная циркуляция» и влияние доминирующего цикла прямо указывают на свойство устойчивости АВ.
Другое базовое свойство АВ уже неоднократно было упомянуто выше – это процесс его синхронизации с сознательным вниманием. Синхронизация – это включение АВ в психические процессы с участием сознательного внимания. Синхронизация увеличивает восприимчивость информации. Рассмотрим на конкретном примере. Ребенок с гуманитарным складом ума может входить в определенный «ступор» на уроках технического направления. Он не успевает перерабатывать информацию и по этой причине часто не понимает, о чем идет речь уже через 15-20 минут после начала урока. Таким образом «ступор» – это результат информационной перегрузки, вызванный сниженной восприимчивостью к предмету, то есть отсутствием синхронизации.
Особое место среди свойств АВ занимает сверхконцентрация. В чем она проявляется и к чему приводит?
Известный в России врач-психотерапевт Владимир Леонидович Райков (1934-2007 гг.) проводил эксперименты по развитию творческих способностей человека с использованием методов гипноза. Когда одному испытуемому внушили, что он Поль Морфи (гениальный американский шахматист), и предложили сыграть в шахматы, первой его реакцией было требование огромного гонорара – миллиона долларов. Ему вручили пачку чистой бумаги и объявили, что это миллион (в этот момент на энцефалографе был зарегистрирован мощный всплеск электрической активности, свидетельствующий о выраженной эмоциональной реакции!). Далее состоялась шахматная партия. Играл с этим испытуемым Михаил Таль, и он же сыграл с ним партию в его обычном состоянии вне гипноза (М. Таль – советский и латвийский шахматист, гроссмейстер, восьмой чемпион мира по шахматам). Было видно, как уверенно держался во время игры испытуемый, пока считал себя Полем Морфи, для которого имя Таля ничего не значит, и как робко вжался в стул вне гипноза, хорошо представляя себе, с кем он играет. В итоге Таль признал, что «в образе» испытуемый играл, конечно же, не на уровне Морфи, но примерно на два разряда выше, чем без гипноза.
Владимир Леонидович Райков успешно провёл множество аналогичных экспериментов, делая внушения, направленные на усиление уже имеющихся способностей человека («Вы – Пикассо!», «Вы – Паганини»…). Состояние транса открывает прямой доступ к бессознательному. Поэтому внешние установки не сталкиваются с внутренними барьерами, имеющими место в нормальном состоянии сознания («этого не может быть!», «это не так!»). И способности гипнотизируемых людей действительно улучшались! Но почему? Ответом на этот вопрос как раз может стать процесс сверхконцентрации АВ. На основании экспериментов с участием М. Таля можно сделать вывод, что установка «Я – Поль Морфи» сформировала у испытуемого завышенное по отношению к норме тематическое состояние уверенности в себе. Для реализации установки бессознательное сконцентрировало в цикле состояния уверенности больший объем АВ, соответствующий заданному внушению. В результате выросли показатели производных цикла – бессознательный анализ стал глубже, качество игры поднялось. Другими словами, сверхконцентрация АВ
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.