bannerbanner
Справочник видеомейкера
Справочник видеомейкера

Полная версия

Справочник видеомейкера

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Все три выразительных средства режиссуры взаимосвязаны, они обогащают и создают друг друга. В доказательство этого и для тренировки посмотрите фрагмент любого фильма, документального или игрового, вдумчиво и не спеша, вооружившись ручкой и бумагой. Сначала посмотрите без звука, а потом прослушайте его без изображения, и выявите для себя, чем и как они дополняют друг друга. А для наглядности перенесите на бумагу любой эпизод так, чтобы в левой колонке было описано изображение, а в правой – соответствующий ему звук.



В результате у вас получится раскадровка, то есть режиссерский сценарий.

Проверьте себя

Ответьте на следующие вопросы прежде, чем начнете писать свой сценарий для видео:


1. Какую цель преследует видеосценарий?


2. Какие элементы будут присутствовать в его структуре?


3. Каким образом будет формироваться сюжет?


4. Какой будет логическая цепочка событий в кадре?


5. Кто будет главным героем истории?


6. Какие еще персонажи необходимы?


7. Как будет происходить подбор локаций для съемки?


8. Что нужно учесть при монтаже?


Когда идея разработана, жанр выбран, драматургия выстроена и написан сценарий или, как минимум, сценарный план, значит, самое время приступить к съемке.

Съемка

Чтобы хорошо снимать, необходима хорошая видеокамера. Так думаю очень многие новички, поэтому самый частый вопрос, который мне задают, это – как выбрать видеокамеру?

Мое мнение на этот счет таково: внимание к техническим знаниям сильно преувеличено.

Сколько раз я попадала в разные группы, где очень серьезно обсуждались технические нюансы той или иной камеры, а люди как не умели снимать, так и не умеют. Потому что снимает не камера, а человек, в руках которого эта камера.

Можно знать все термины, все параметры камеры, но если не научиться видеть кадр, выстраивать композицию, на которую хочется смотреть, и снимать только одно слово, если говорить по аналогии с нашей речью, вместо полноценных предложений или поэтических строк, то никакая, даже самая дорогая и навороченная камера, классных кадров не сделает.


Конечно, техническая грамотность нужна, глупо не использовать все возможности своей аппаратуры или испортить интервью плохим звуком и светом. В видеотворчестве, как и в любом другом, осуществляемом при помощи какой-то аппаратуры, технические и творческие вопросы очень связаны, но творческие гораздо важнее. Можно наизусть знать все кнопки видеоредактора, но так и не уметь монтировать, потому что это, как и съемка, искусство, а не механическое соединение кадров.

Но обсуждать технические параметры проще и понятнее, тут есть иллюзия, что вот, если бы у меня была хорошая камера, я бы и снимал, как Бог! Но это лишь иллюзия…

Поэтому путь, на мой взгляд, один – учиться передавать свои мысли и эмоции визуальным языком, то, что называется «мыслить картинками». Абсолютно уверенно скажу, что способность эту можно в себе развить, если захотеть.

Так что по большому счету все равно, какой видеокамерой снимать. Можно и смартфоном снять шедевр.

Но если вы все же стоите перед выбором, то учтите следующее.

Как выбрать видеокамеру

Выбор видеокамеры напрямую зависит от:

– Вашего бюджета;

– Что вы будете снимать;

– Где вы будете снимать;

– Кто будет снимать и редактировать видео;

– Как часто вы будете снимать видео.


Например, если вы собираетесь снимать в путешествиях, в том числе под водой или в экстремальных условиях, то вам подойдет GoPRO или аналогичная экшн-камера.

Если планируете снимать интервью, то в этом случае, главным в камере будет возможность подключения внешнего микрофона.

Если планируете размещать видео только в интернете, то HD-качества будет достаточно, а если продавать на видеостоках, то потребуется уже Full HD или 4к. В то же время, если вы будете снимать утренники в детском саду исключительно для семейного архива в 4к, то это будет занимать очень много места в памяти и камеры, и компьютера. А мощность компьютера для монтажа такого видео должна быть намного больше, чтобы проворачивать тяжелые видео-файлы.

То есть при выборе видеокамеры стоит обращать внимание на:

– возможность подключения внешнего микрофона;

– возможность съемки минимум в Full HD (разрешение видеосъемки 1920x1080);

– светочувствительность матрицы, потому что крупная светочувствительность или трехматричная схема – залог хорошего качества картинки;

– оптику – хороша та, которая широкоугольная, обладает высокой светосилой, умеет быстро фокусироваться и оснащена оптическим стабилизатором. Кратность приближения (зума) свыше 10х избыточна. А при съемке с рук – и вовсе бесполезна;

– наличие флэш – памяти;

– объем батареи.

Наличие видоискателя очень выручит при солнечной погоде, но это прерогатива сравнительно дорогих моделей.


Безусловно, плохая съемка не угрожает безопасности жизни, и это хорошо. Но у меня это рождает такие же ощущения, как и когда я вижу безграмотное письмо. Вообще, у слов и кадров общего очень много. И если себя хотя бы чуть-чуть заставить подумать логически, то можно хорошо снимать, и не зная никаких специальных операторских правил.

Кадр – это фраза. Каждый кадр рассказывает о ком-то или о чем-то: как они выглядят, как соотносятся друг с другом и с остальными объектами. Для сравнения попробуйте поговорить с кем-нибудь, проглатывая каждое второе слово. Вряд ли вас поймут. Так и в съемках должна быть разборчивость.

Реальность сегодня такова, что даже маленькая камера в вашем смартфоне может дать вам большие возможности для самореализации, заработка или славы. Так-то оно так, только получится это не у каждого владельца смартфона, потому что нужно знать, что и как снимать, и, что еще важнее, уметь это делать.

17 самых частых ошибок при съемке

Они приносят разочарование и автору, и зрителям:


1. Трясущиеся кадры;

2. Много неоправданного движения камеры – панорам, отъездов-наездов;

3. Камера сфокусирована не на тот объект;

4. Потеря фокуса, отчего изображение получается размытым;

5. Завалена линия горизонта;

6. Слишком мало или много воздуха над головой человека в кадре;

7. Ноги или голова человека в кадре «отрезаны»;

8. Человек вываливается из кадра;

9. Планы похожи один на другой;

10. При смене ракурса план остается той же крупности;

11. Высота камеры неуместна;

12. Монотонность в крупности – слишком много общих или крупных планов;

13. Отвлекающий внимание задний план;

14. Главный объект съемки чем-то перекрыт на переднем плане;

15. Немонтажность съемок – несовпадение действия на планах;

16. Нарушение непрерывности действия, отсутствие начала или конца происходящего в кадре;

17. Изображение получается голубым или желтым.


Трясущиеся кадры – это убийцы многих интересных съемок. Происходит подобная неприятность от того, что люди снимают с рук, причем, как правило, держа камеру лишь одной рукой. А в таком положении просто невозможно снять кадры без дрожания. Решается проблема просто, если использовать любые штативы, моноподы и стедикамы. Сейчас подобных аксессуаров в продаже немало, в том числе и для смартфонов. Но что делать, если нет возможности приобрести приспособления для стабилизации изображения или вы оказались без них и увидели нечто интересное для съемки? Об этом и поговорим дальше.

Как избежать трясущихся кадров

В действительности очень часто приходится снимать с рук. В этом случае, первое – это держите камеру или смартфон двумя руками. Второе – попробуйте задержать дыхание, пока снимаете какой-то план. 5—10 секунд выдержать несложно, я так делаю, когда нет других вариантов. Третье – поставьте камеру на что-нибудь устойчивое, хоть на стул, или облокотите руки с камерой на что-нибудь – тоже поможет.


А вот еще несколько неожиданных приемов.

Прикрутите к камере веревку, а второй ее конец бросьте на землю и наступите на него ногой. Натяните веревку и вы почувствуете, что камера обрела некоторое стабильное положение. Подобную роль монопода может выполнить и любая палка, если можно прикрепить к ней камеру, а другим концом упереться в землю.

Или, когда вы держите камеру двумя руками, повесьте на большой палец одной из рук какую-нибудь сумку. Разумеется, не слишком большую и тяжелую, а такую, нагрузка от которой на ваш палец была бы комфортной. Странный на первый взгляд совет может оказаться весьма полезным, потому что при такой конструкции незначительные подрагивания рук с камерой слаживаются весьма эффективно.

Всегда ли камера должна быть статичной

Природа видео – движение. Это и перемещения камеры, и внутрикадровая динамика, и течение времени на экране. Без этого не получится кино, но и постоянный «экшн» ради «экшена» хорошего фильма тоже не создаст.

Да, человек так устроен, что его внимание реагирует на малейшее движение вокруг. Эта способность сохранилась с древних времен, когда была необходимость отслеживать опасность или караулить жертву. Поэтому часто современное кино использует этот триггер. И если не знает, как захватить внимание зрителя чем-то еще, цепляет его постоянными погонями, атаками, стрельбой, не давая отвлечься ни на секунду. Погони и танцы, действительно, очень кинематографичны. Но попадались ли вам фильмы, в которых этот экшн был самоцелью? Мне, к сожалению, да.


Панорамы, то есть движения камеры вправо-влево и вверх-вниз, нужно снимать с осторожностью и только тогда, когда они, действительно, нужны. А не по принципу: куда глаза, туда и камера. Камера и глаза – это не одно и то же, потому что угол зрения камеры меньше угла зрения человеческого глаза. Чтобы убедиться в этом, проведите небольшой эксперимент. Быстро поверните свою голову слева направо на 180 градусов – все ли предметы, которые были на этом пути, вы успели увидеть? Скорее всего, да. А теперь проделайте то же самое камерой и посмотрите отснятую панораму. Вы увидите, что на экране все промелькнет с такой скоростью, что разглядеть не получится. Так что лучше придерживаться совета продюсера BBC Майкла Делахей относительно съемки панорам и отъездов-наездов: «Используйте их, только если этого требует сюжет. Например, медленный отъезд от репортера во время стендапа может эффективно открыть огромное пространство либо пустоту данного места. Или панорама комнаты, заполненной участниками семинара, может показать одного мужчину среди 11 женщин. Равно как и перефокусировка от здания к колючей проволоке говорит нам о том, что это – место лишения свободы. Но никогда не используйте панораму, отъезды – наезды и перефокусировки только ради того, чтобы они были».


Что же еще, кроме движения актеров внутри кадра или съемки с панорамированием камеры поможет избежать неприемлемой для видео полной статики?

Это темпо-ритм и движение времени в фильме.

Про темпо-ритм добавлю, что это чередование эпизодов, насыщенных активными действиями в кадре со спокойными сценами, но в которых чувствуется нарастающее внутреннее напряжение. То есть за динамичной сценой следует статичная, и это чередование создает определенный рисунок всего фильма, который и не дает зрителю заскучать.

А без движения времени не обойдется даже самое короткое хорошее видео. В любом фильме или ролике все должно меняться: обстоятельства происходящего, мировоззрение героя, события. Трудности преодолеваются, цели достигаются, а самое главное, меняемся и мы при просмотре. Если не показывать изменения, то «кина» не будет, а будет лишь фиксация мгновений, как в фотографии. Поэтому для видео так важна драматургия, то есть изменения жизни во времени. Другими словами – нужна история.


Дальше коротко расскажу самое важное, что нужно знать и делать, чтобы снимать классные кадры всегда и везде.

Какой вопрос нужно задавать себе всегда перед началом съемки любого кадра

Нацеливаясь камерой на что-то и приступая к выстраиванию любого кадра, спросите себя: что конкретно я собираюсь снимать в данный момент? Ответ на этот, казалось бы, незамысловатый вопрос сразу избавит кадр от невнятности и непонятности, которые, к сожалению, очень часто встречаются в горе-кадрах, потому что ваш ответ определит главный объект в кадре, который должен привлечь внимание зрителя в первую очередь.

Зачем обращать внимание в кадре на фонарный столб, угол стены здания или складки висящей оконной гардины

Любую съемку всегда и везде следует начинать с выравнивания положения камеры относительно вертикальных и горизонтальных линий. Если этого не делать, то те интересные объекты, которые мы хотим запечатлеть, окажутся на видеокадрах совсем не такими замечательными, как мы их видели в жизни. Потому что кривой горизонт или заваленные вертикали исказят изображение, разрушат ту самую гармонию, которая нас привлекла и вдохновила на съемку. И в результате кадры, которые могли бы стать действительно стоящими, будут безвозвратно испорчены.

Сложность выравнивания камеры заключается лишь в том, чтобы не забыть обратить свое внимание на линию горизонта и вертикали. Потому что вертикальные линии обязательно найдутся в любом кадре: фонарный столб, угол стены здания, складки висящей оконной гардины. Надо лишь увидеть их и откорректировать кадр так, чтобы вертикали действительно были вертикальными, а линия горизонта ровной.

От чего зависит внутреннее содержание любого кадра

Если провести аналогию с литературой, то кадр – это фраза, то есть некая смысловая и структурная единица. А уже из последовательности таких видеопредложений складывается вся видеоистория. Как и в литературе, меткость выражения кадра зависит от многих нюансов.

Что будет внутри кадра, то есть то, что увидят зрители, как раз и зависит от его композиции. Следовательно, прежде чем нажать «REC», определите объект или объекты съемки, иначе и снимать не стоит.

Объект съемки – это «главный герой» кадра, он должен привлечь внимание зрителя в первую очередь. Зритель должен иметь возможность как следует его разглядеть, поэтому объект должен быть в фокусе и хорошо освещен.

Как определить главный объект съемки

Самый простой способ сделать это – обратить внимание, на каком из объектов ваш взгляд остановился в первую очередь, именно этот объект и нужно снимать в качестве «главного героя».

Однако часто бывает так, что другие, второстепенные, на ваш взгляд, объекты, попадая в поле зрения камеры, перетягивают на себя одеяло зрительского внимания. То есть вы снимали один объект, а в кадре потом главенствует совсем другой объект, что может кардинально поменять смысл плана.

Чтобы научиться понимать, какие из объектов претендуют на главную роль, включите камеру и выберите сцену для съемки, но сделайте картинку не в фокусе, так, чтобы все изображение превратилось в цветные пятна разной величины. Снимите такой кадр и рассмотрите его. Какое из пятен привлекает ваше внимание в первую очередь?

Скорее всего, ваше внимание привлечет сначала самое крупное пятно, а затем вы переключитесь на движущееся пятно, если таковое имеется в отснятом кадре.

Такое свойство зрительного восприятия досталось нам от далеких предков, когда обратить внимание на крупный или, тем более, движущийся объект, зачастую значило «быть или не быть».

Поэтому и внимание ваших будущих зрителей будут привлекать в первую очередь крупные, движущиеся, ярко окрашенные, ярко освещенные объекты. Соответственно этим параметрам и следует располагать объекты в кадре и взаимно их «уравновешивать».

Как узнать, что композиция кадра верная

Любой кадр сообщает нам о своем главном герое, о каком-то объекте – как он выглядит, какие у него взаимоотношения с другими объектами, если они есть в кадре. Если все это «читается», то есть понятно тому, кто смотрит на этот кадр – значит его композиция верная.

Как должен располагаться объект съемки, если в кадре он один

Если объект съемки в кадре совсем один, то он должен располагаться в центре кадра, так как именно на центр кадра зритель обращает внимание прежде всего.

Как расположить объекты в кадре, если их несколько

Если объектов несколько, нужно определить главный из них, то есть то, ради чего вы собираетесь снимать данный кадр. Главный объект в кадре должен быть хорошо виден и не загорожен.

Остальные объекты призваны дополнять и обогащать главное. Если что-то не помещается в один кадр, то ищите точку, близкую к линии, соединяющей эти два (три, четыре…) объекта. Таким способом можно вписать в кадр даже очень далеко расположенные друг от друга объекты.

Как добавить глубину кадру

Мир вокруг объемный, а его видеоизображения всего лишь двухмерны. Но есть такое понятие, как глубина кадра. Это как раз то, что дает ощущение пространства и объема. К примеру, уходящие вдаль дороги создают ощущение пространства. Это называется линейная перспектива, то есть использование в кадре сходящихся к линии горизонта линий.

Еще один простой, но эффективный способ добавить глубины это снимать объекты не фронтально, а немного под углом, тогда они тоже не будут смотреться плоскими.

«Кадр в кадре» тоже хорошо работающий прием, и заключается он в том, что главный объект кадра, к которому вы хотите привлечь внимание зрителя, обрамлен какой-то естественной рамкой. В этом случае у зрителя создается ощущения присутствия в вашем кадре.

Эффект уменьшения объектов в кадре – это еще один хороший способ добавить кадру глубину. Это может быть ряд деревьев, фонарных столбов или любых других предметов, которые визуально уменьшаются по мере их отдаления от объектива. Чтобы сделать такой кадр наиболее выразительным, нужно как можно ближе подойти к ближайшему объекту, чтобы он выглядел максимально крупно, тогда разница в размерах будет наиболее ощутима.


Думаю, что вы замечали, что у любого кадра есть несколько слоев восприятия. Это передний план, средний и задний план (фон), только мы не всегда их различаем, если они не проработаны при съемке. Например, вы снимаете озеро: включили камеру и, не сходя с места, запечатлели то, что попало в видоискатель. А вот если добавить на передний план травинок – то получится гораздо более интересное и объемное изображение.

Если же предметы на переднем плане сделать размытыми, переведя фокус на более дальние объекты, то и внимание зрителя будет останавливаться в глубине кадра, и, главное, у него будет ощущение глубины.

Когда в кадре, что называется, «читаются» все три плана: передний, средний и задний – это и делает кадр наиболее выразительным, потому что несет гораздо больше визуальной информации, и зрителю становится интереснее разглядывать такой кадр.

Что такое «Правило третей»

Одним из важных правил композиции является правило третей, то есть объект, если он не единственный в кадре, и к которому вы хотите привлечь внимание, должен располагаться не точно в центре, а чуть левее или правее, выше или ниже.

Представьте кадр с пейзажем, где линия горизонта проходит строго по центру. Как вы думаете, на что обратит внимание зритель – на землю или на небо? Не понятно, что здесь главнее. А теперь мысленно разделите кадр на три части по горизонтали, и пусть две трети займет небо, а нижнюю часть займет земля, если вы хотите привлечь внимание к небу. И наоборот, если для вас важнее то, что происходит на земле.


А если мысленно разделить кадр еще и на три части по вертикали, то получится решетка, а точки пересечения будут лучшими местами для тех объектов, к которым вы хотите привлечь внимание. Правило третей позволяет строить кадры с естественной для глаза асимметрией и помогает привлечь внимание к нужной точке, где главный объект будет сочетаться с передним и задним планом, а не состязаться с ними за внимание зрителя.

Старайтесь, чтобы линия горизонта (реальная или воображаемая) находилась несколько выше середины кадра. Это соответствует тому, как человек обычно смотрит на окружающий мир: в его поле зрения попадает больше того, что находится на земле, чем того, что есть над головой. Так что не заставляйте ваших будущих зрителей «задирать подбородок».

Как выбрать крупность кадра

По масштабу изображения планы бывают дальние, общие, средние, крупные и очень крупные.

Дальний план призван показать место события, дать характеристику окружающей среды. Человек, если он есть в кадре, занимает маленькую площадь экрана, в данном случае речь не про него, он лишь одна из составляющих всей композиции. Дальний план подходит для съемки пейзажа или для вводного (экспозиционного) кадра, чтобы зритель мог увидеть, куда его пригласили, и где будет развиваться дальнейшее действие.

Общий план уже формирует впечатление об участниках действия, знакомит с основными объектами съемки в контексте среды, в которой они находятся.

Средний план крупнее общего и показывает взаимоотношения главного объекта съемки с второстепенными объектами.

Крупный план полностью сосредоточен на объекте, зритель имеет возможность его хорошо рассмотреть. А очень крупный план – это деталь объекта, это акцент на чем-то. Это чувства и эмоции человека – лицо или только глаза. Это очень сильная по влиянию крупность, это, в общем-то, приказ зрителю обратить внимание именно на какой-то конкретный нюанс.


В свою очередь, каждая крупность тоже имеет три градации.

Общий третий план – рост человека в кадре настолько меньше вертикального размера кадра, что неразличимы его индивидуальные черты. Такую крупность кадра еще называют «дальний план».

Общий второй план – рост человека в кадре меньше вертикального размера кадра, но уже различимы черты его лица и детали одежды.

Общий первый план – когда человеческая фигура точно вписывается в размер кадра.

Средний третий план – человеческая фигура ограничивается нижней частью кадра по колено.

Средний второй план – человеческая фигура ограничивается нижней частью кадра по пояс.

Средний первый план – человеческая фигура ограничивается нижней частью кадра по грудь.

Крупный третий план – в кадре голова и шея человека.

Крупный второй план – в кадре только лицо.

Крупный первый план – в кадре часть лица.


Чем общее план, тем больше объектов он в себя вмещает, соответственно зрителю требуется разное время на рассматривание кадров разной крупности. Поэтому снимать дальние и общие планы нужно большей продолжительности, чем крупные и очень крупные.

Сколько нужно оставлять пространства до края кадра при съемке человека

Снимая человека (или себя), оставляйте «воздух» над головой в нужном количестве. Определяется это визуально, но приблизительные стандарты выглядят так:

– на крупном плане «воздух» равен высоте от бровей до верхней границы головы;

– на среднем плане «воздух» равен высоте от бровей до подбородка;

– на общем плане «воздух» равен высоте головы с шеей, на дальнем плане больше;

– а на очень крупном плане – детали – «воздуха», разумеется, нет совсем.


Но не только выше человека в кадре есть свободное пространство, но и слева или справа от него. Как быть с ним?

С той стороны, куда обращен взгляд человека в кадре и должно быть «воздуха» немного больше, то есть дайте объекту пространство для взгляда. А сколько оставлять пространства, решить можно, руководствуясь следующим. Если герой присутствует в кадре на среднем плане и смотрит куда-то вдаль, то дайте ему столько «воздуха», чтобы в кадре могла уместиться его рука, если он решит совершить какой-то жест. Если же вы снимаете его крупным планом, то представьте, что человек прикладывает руку козырьком, словно защищает глаза от солнца – свободного пространства в кадре должно быть столько, чтобы рука уместилась и не обрезалась в таком положении границей кадра.

Где снимать человека, как выбрать фон

От того, что зритель увидит помимо человека, то есть фона и окружения, во многом зависит, поверит ли он происходящему.

Съемка на улице более натуральна и приближена к тому, кто смотрит. Он больше соотносит то, что видит, с собой. И для уличной съемки не нужны световые приборы, если ее производить днем в правильное время.

Снимая в помещении, расположите человека в центре комнаты лицом к источнику света.

На что обратить внимание при выборе места съемки

Когда будете осматривать потенциальное место съемки, постарайтесь взглянуть на ситуацию так, как видит ее ваша камера: посмотрите на неосвещенные предметы, выявите все, что может испортить кадр или увести внимание зрителя.

На страницу:
4 из 5