bannerbanner
Справочник видеомейкера
Справочник видеомейкера

Полная версия

Справочник видеомейкера

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

Этапы создания видео: где искать референсы

Что такое референсы и зачем их нужно искать?

Делая видео на заказ, необходимо не только придумать идею, но и донести ее до заказчика перед началом производственного процесса. А чтобы донести, нужно визуализировать то, чего еще нет. В этом случае и приходят на помощь референсы – похожие готовые ролики или отдельные ключевые кадры, примеры по свето- и цветопередаче, драматургии, ритму, эффектам – то есть любым составляющим видеопродукта. Чтобы не объяснять, что называется, на пальцах, можно показать что-то похожее. Референсы могут быть в виде фотографий, нарезки из фильмов, клипов и других роликов.

На уровне референсов может согласовываться все от ракурса показа товаров до персонажей. Например, в сценарии написано: дверь открывается и появляется ОН. Как выглядит эта дверь, как выглядит этот человек, он врывается в дверь или, напротив, открывает ее осторожно? Все это можно показать клиенту с помощью референсов. Вопросов рождается много. Ответы на них должен найти режиссер или видеомейкер. В этом референсы тоже могут здорово помочь ему самому.

Этапы создания видео: brainstorming

Когда вы уже достаточно напитались идеями, насмотрелись референсов и неоднократно прокрутили свою задумку под разными углами, то пришло время великого творчества. Пора включать генератор креатива и успевать записывать все, что он выдаст!

Вы можете выделить какое-то конкретное время под это. Или напротив заниматься другими делами, держа в голове свой проект. Главное, попробуйте его увидеть!

При мозговом штурме важно разделять этапы непосредственно созидания и критики. Поэтому сначала не анализируйте все, что вам придет в голову, а просто запишите. А когда поток идей иссякнет, можно будет приступить к анализу каждого озарения. И лучше это делать не сразу, а дать творческим мышцам передышку.

Далее начинается этап, когда все увиденное в воображении переходит в план действий.

Этапы создания видео: техника тестирования сценарного плана

Сценарный план – это зафиксированная последовательность будущих событий, это скелет будущего видео, на который будет наращиваться мясо в виде реплик, фрагментов интервью, закадрового текста и монтажных фраз, составленных из отснятых видеокадров.

Для тестирования написанного сценарного плана можно воспользоваться техникой, известной как: Hey, You, See, So.

Hey означает: Захвати внимание зрителя. Заинтересуй его, сделай так, чтобы он не оторвался от экрана.

You: Заставь зрителя ощутить, что это сообщение касается и его самого. Вовлеки его в происходящее. Затронь его чувства, чтобы он занял активную позицию «за» или «против».

See: Сделай сообщение ясным, понятным, конкретным, доходчивым, аргументированным и динамичным, опирающимся на логическую связь между важными информационными узлами, чтобы он смог воспринять сообщение во всей его целостности.

So: Позаботься, чтобы зритель понял значение причин, последствий и контекста события, а также их взаимосвязи с другим собственным знанием и другим опытом.

Этапы создания видео: как правильно писать сценарий

Как писать правильно, вряд ли кто знает. Я имею в виду процесс написания. Он может быть каким угодно: вы можете сначала написать финал, а потом вернуться к началу. Вам важно просто записать все, что вы уже видите в своем воображении. Зачастую именно какой-то конкретный кадр в мысленном видоискателе и становится триггером для всего ролика или фильма.

Безусловно, в теле- и кинокомпаниях есть требования к формату сценария. Соответствовать им важно, если вы собираетесь отправлять туда сценарий. Если же вы пишете для себя, то можно это делать в любом виде. Главное, чтобы было понятно и вашей команде, если она имеется.

Чтобы написать сценарий, надо просто сесть и начать. И не пугаться, если час, а может быть и больше, вы будете напоминать застывшее изваяние перед монитором, разглядывающее белый лист. Это нормально, скажу по собственному опыту. Смотрите, думайте и начните с чего-нибудь. Напишите любые слова, до которых додумаетесь, потом исправите, перепишете, главное, чтобы было, что редактировать.

Любое произведение создается по законам драматургии, то есть состоит из экспозиции, завязки, перипетий, кульминации и развязки. Такую структуру имеет все от анекдота до двухсотсерийной эпопеи.

Задача экспозиции – ввести зрителя в курс дела, показать ему, где и с кем сейчас будет что-то происходить, а главное – заинтриговать его и поймать на крючок, чтобы он захотел смотреть дальше. Потом повествование должно развиваться, раскручиваться, разматываться – как угодно. Достигнуть определенного пика и свершиться, оставив место лишь для вывода, смыслового знака препинания и эмоционального послевкусия.

Этапы создания видео: как собирать съемочную группу

Наличие и численность съемочной группы зависит во многом от поставленных задач и от продолжительности видео. Даже созданием полнометражного фильма может заниматься один человек, а минутной рекламой двадцать. В игровом кино, как правило, группа будет более многочисленной, чем это может быть при создании документального фильма. Чтобы понимать, кто вам может потребоваться, вот краткое описание функций различных профессий в видеопроизводстве на этапе продакшена.


Продюсер ответственен за полную организацию творческого процесса и финансы.

Режиссер отвечает за идейно-творческую составляющую готового видеопродукта и контроль всех этапов производства.

Оператор является вторым после режиссера руководителем на съемочной площадке. Он отвечает за творческое решение изображения.

Ассистент режиссера координирует коммуникации всех участников творческой бригады и заботится о том, чтобы съемочный процесс был обеспечен всем необходимым.

Звукооператор отвечает за расстановку микрофонов и запись звука.

Также к съемочному процессу могут быть привлечены осветитель, гример, реквизитор и художник.

В любительском видеопроизводстве все эти функции, как правило, берет на себя один человек. Это сложно, но можно.

Этапы создания видео: что сказать оператору перед съемкой

Вот несколько «прописных истин» видеосъемки, которые стоит держать в голове, снимая видео, или напомнить оператору.


1. Не нужно спешить с включением камеры, если нет уверенности в достаточной освещенности объекта и возможности записи качественного звука.

2. Стараться всегда использовать штатив и внешний микрофон. Съемку с рук и использование встроенного в камеру микрофона оправдывает лишь оперативный или обусловленный замыслом характер съемки.

3. Панорамные кадры должны иметь статику в начале и в конце каждого плана с движением камеры.

4. Проходки людей на экране стоит заканчивать их выходом из кадра, что облегчит монтаж. Это касается любых движущихся объектов: людей, животных, автомобилей и т. д.

5. Движущийся в кадре человек должен иметь законченные фразы движения, и вообще кадры с движущимися объектами желательно снимать длинными планами.

6. Характер исполнения панорамы и даже само направление панорамного движения определяется не «характером» оператора, а смысловым и пластическим содержанием эпизода.

7. Максимум крупных планов! Такая съемка органична для небольших экранов мониторов и смартфонов. К тому же она позволяет скрыть возможные нестыковки кадров. Например, монтировать беседу нескольких людей на крупных планах гораздо легче, когда они сняты по отдельности, а не соседствуют в одном кадре. В этом случае не возникает проблем ни с их позами, которые могут не совпадать в стыкующихся кадрах, ни в самой последовательности разговора. Возникает полная свобода для монтажного маневра.

Этапы создания видео: Снято! Что дальше?

Съемки закончены, материал собран. Что делать дальше?

Прежде чем писать сценарий, посмотрите все, что снято, оцените то, что есть. Потому что, к примеру, закадровый текст пишется не сам по себе, а на основе конкретных слов интервью и имеющихся кадров. То есть вам нужно рассказать словами – своими закадровыми, чужими из интервью – всю историю от начала до конца, выстроив ее, как из конструктора.

Попробуйте представить будущее видеопроизведение. Подумайте, какие, где и для чего потребуются титры, какой звукоряд будет предпочтительней – интершум, то есть родные, зафиксированные камерой звуки вместе с кадрами, или же нужна музыкальная поддержка.

Решите, чем эффектнее начать, зацепив внимание зрителя, какой эпизод сделать самым главным и чем логично закончить. Выбор оказывается непростым, если информации много и все кажется одинаково важным. Но хаос можно превратить в порядок, если соблюсти вековые законы драматургии.

Помочь в этом может следующая техника. Напишите и распечатайте на бумаге все отобранные фрагменты и наброски закадрового текста, затем разрежьте, чтобы каждый блок был отдельно. А теперь, что называется, помонтируйте на бумаге: соберите в одном порядке, потом поменяйте местами что-то, то есть поищите лучший вариант для раскрытия вашей главной мысли, а затем уже зафиксируйте то, что получилось в виде сценария.

Чтобы написать сценарий, надо просто сесть и начать. И не пугаться, если час, а может быть и больше, вы будете напоминать застывшее изваяние перед монитором, разглядывающее белый лист. Это нормально, скажу по собственному опыту. Смотрите, размышляйте и начните с чего-нибудь. Напишите любые слова, до которых додумаетесь, потом исправите, перепишете, главное, чтобы было, что редактировать.

Этапы создания видео: искусство монтажа

Уверена, что вы знаете, что слово «монтаж» в переводе с французского означает «сборка», и что помимо технологических задач собрать разрозненные части в единое видеопроизведение, у этого процесса есть более мощное по воздействию на зрителей назначение.

Хороший монтаж – это незаметный монтаж, когда соединенные кадры смотрятся одним происходящим действием и несут главную мысль, не отвлекая зрителя на стыки и переходы. В художественном плане монтаж способен творить настоящие чудеса, не только спасая зачастую плохо снятый материал, но и соединяя предметы и людей, в жизни не связанных друг с другом, монтаж рождает новые ассоциации и выводы.

Простой, логичный и последовательный монтаж подходит для информационных сюжетов, репортажей, то есть его задача проиллюстрировать рассказ о событии, постараться передать все, как происходило в жизни, чтобы зритель ощутил сопричастность с тем, что он видит на экране.

Но с помощью монтажа, возможности которого действительно зачастую сродни волшебству, можно так скомпоновать отснятый материал, что кадры приобретут совершенно новый смысл, которым до этого и не обладали. Или намеренно сталкивая какие-то кадры, можно подсказать зрителю определенную мысль или создать образ. Это уже художественный, интеллектуальный монтаж. В репортажных материалах он ни к чему, а вот в поэтических или философских очерках, публицистических или исторических документальных фильмах такой монтаж полнее раскроет тему. То есть характер монтажа диктуется жанром видеопроизведения.

Видеомонтаж – это волшебство и логика, азарт и интеллект, творчество и точный расчёт. Это удивительный процесс созидания.

Этапы создания видео: озвучка

На этапе монтажа происходит окончательное формирование всего имеющегося материала в цельное законченное произведение. И не менее влиятельная роль в этом отводится звуковому оформлению видеоряда. Речь людей, закадровая начитка, интершум планов – все это соединяется в уникальный звукоряд. Придать же нужное настроение или усилить визуальное воздействие каких-то кадров может музыка. Как правило, мелодия должна соответствовать тому, что происходит на экране, то есть быстрое развитие событий лучше сопровождать энергичной музыкой, а, к примеру, пейзажи безмятежной природы – более плавной. Одной и той же мелодией можно подчеркивать одинаковые по смыслу видеокадры, таким образом, тоже создавая ритм.

Музыкальная озвучка не должна быть громче голоса за кадром и заглушать его, если они используются вместе. Проверить это можно на очень тихой громкости: если вы различаете слова, то все нормально. Не следует озвучивать песней с голосом видео с начиткой, лучше взять просто инструментальную мелодию. Если закадрового голосового сопровождения нет, то в этом случае песня может выполнить отчасти его роль, и это уже будет, по сути, видеоклип, поэтому и кадры нужно монтировать под ритм песни. Старайтесь подгонять мелодию на монтажной линейке так, чтобы ее финал совпадал с концом всего ролика. В продолжительных видео одной мелодией, конечно, не обойдешься, она попросту надоест, поэтому для озвучивания фильмов уместно использовать несколько музыкальных произведений.

Этапы создания видео: дизайн видео

Когда видеоряд и звукоряд созданы, обычно приступают к добавлению титров, переходов и спецэффектов. Это и есть дизайн видео. И как в любом дизайне главным здесь является баланс – равновесие всех деталей для усиления, а не подавления того главного, ради чего, собственно, и создается это видео.

Переходы между кадрами стоит использовать продуманно и дозированно, чтобы в глазах у зрителя не рябило. Точно не следует вставлять через план разные переходы. Это такое же выразительное средство, как и другие элементы видео, и оно должно работать на генеральную идею. Например, если рассказ идет монтажными фразами про одно событие, то не нужно эти планы разбивать переходами, потому что это только внесет чужеродность в происходящее. А некоторыми из них, например, такими, которые как бы разрывают кадр на части горизонтальными или вертикальными линиями, и вовсе запрещено соединять планы с крупным изображением человека, потому что это создаст вполне реальное ощущение, что его разорвали на куски. Поэтому, прицеливаясь к любому переходу, подумайте, с чем ассоциируется его движение. К фильтрам, способным изменить изображение – состарить, тонировать и так далее – подход должен быть аналогичным, то есть их наличие должно быть уместным.

Если где и можно дать волю фантазии, так это в создании заставки ко всему произведению. Название может перемещаться, вращаться, составляться из разных букв, в общем, здесь можно использовать весь арсенал специальных эффектов, но о чувстве меры и идее всего произведения забывать не стоит.


Вот так шаг за шагом мы прошли все этапы создания видео. Дальше будем углубляться в ключевые моменты.

Сценарий и режиссура

Любую тему можно реализовать и в виде интервью, и в виде короткого ролика, и в виде фильма или сериала. Поэтому, когда тема размята и исследована, самое время определиться с формой или форматом будущего видео. То есть следующим шагом должен стать выбор подходящего жанра.

Понятие жанра пришло из древнегреческого театра и означает оно выбор методов воздействия на зрителя с целью вызвать в нем определенные эмоции. Это некий условный знак для зрителя, на что ему настраиваться.

Экранные жанры условно можно разделить на разговорные и визуальные. К разговорным жанрам относится беседа нескольких людей – так называемое, спик-шоу. Когда разговаривают двое – это интервью: один человек задает вопросы, другой отвечает. Может быть и монолог – обращение человека к зрителям. К визуальной группе видеожанров можно отнести ролик, репортаж, фильм.

Ролик – короткое, от 5 секунд до полутора минут, как правило, рекламирующее или анонсирующее что-то произведение. Чтобы за столь короткое экранное время выразить нужную мысль, драматургия его должна быть как в анекдоте – коротко и предельно ясно кто, что и зачем, а каждый кадр и каждый звук должны быть очень точно выверены. Зачастую, сделать 30-секундный рекламный ролик сложнее, чем 30-минутный фильм.

Разновидностью ролика можно считать клип и видеозарисовку. Клип – это тоже небольшое произведение, в котором роль закадровой музыки ведущая, поэтому все кадры монтируются под ритм мелодии. В видеозарисовке требования к взаимодействию звука и изображения не такие жесткие, как в клипе, там важнее создать нужную атмосферу, передать эмоции.

Репортаж – это наглядное изображение события, участником которого был сам автор. Его главная задача: рассказать словами и кадрами так, чтобы зрители увидели и поняли произошедшее. Цель репортажа – не только воссоздать картину события, но и вызвать у зрителя определенные чувства и отношение к нему.

Кроме событийного, репортаж может быть тематическим или постановочным.

Тематический репортаж связан чаще всего с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия. Это может быть репортаж с городских улиц, из мастерской художника, из цеха автомобильного завода или со стадиона, из балетного класса и так далее.

Постановочный репортаж – это популярное сегодня реалити-шоу, когда моделируются определенные условия, а затем ведется репортаж, позволяющий зрителям следить за реальным развитием событий.

Фильм – это еще более объемное экранное произведение, с более сложной драматургией, с наличием героев и нескольких линий повествования, с перемещениями во времени и пространстве. Фильм может быть документальным или игровым.

Сегодня искусство все больше тяготеет к смешению жанров. Использование жанровых элементов из одного вида в другом продиктовано тем, что искушенного зрителя все труднее чем-то удивить, а значит нужно искать и экспериментировать. Так и вы можете пофантазировать и попробовать придумать свой жанр, соединив какие-то элементы других визуальных искусств.

Что еще может помочь в выборе жанра? Это, конечно же, определение ресурсов, временных и технических, которыми вы располагаете на данный момент.


Когда идея какого-то ролика или фильма уже проработана и превращена в тему, уже понятно, о чем оно будет, определен жанр и формат, пора превратить задумку в сценарный план. Это нужно для того, чтобы писать дальнейший сценарий, если это игровое или постановочное видео, или планировать съемки, если речь идет о репортажном варианте.

Каждую драматургическую часть на экране можно выразить по-разному. В неигровом видео используется четыре основных способа: обращение к зрителю или участие в действии ведущего, закадровый текст с соответствующими кадрами или нарезка кадров под музыку, фрагмент действия без комментария и интервью.

Продумав и выбрав подходящий способ выражения генерального посыла будущего ролика или фильма и, расписав, что будет происходить в кадре в ключевых моментах, по сути, и получим сценарный план.

Если создается сценарный план к репортажному видео, после съемок он может поменяться и дополниться, потому что нельзя заранее точно предположить, что и как будет происходить.

В сценарном плане постановочного видео, напротив, можно прописать все до мельчайших подробностей и строго соблюдать его во время съемки.

Когда пишется сценарий до съемки, а когда после нее

«Весенним днем в маленьком европейском кафе встретились двое.

Мишка Шолохов, Сашка Фадеев, Илья Эренбург, – с жаром говорил один из собеседников – все они акробаты…

Шел 1937 год. За окнами просыпался Париж.

Да, акробаты, – продолжал говорящий. – Но они – не графы. А я – граф!..

Сидящий напротив художник-эмигрант Юрий Анненков запомнил эти слова. Запомнил и много раз потом повторял их. Но так никогда и не понял, говорил ли тогда, в 37-м, его собеседник серьезно или опять играл. Играл, как умел играть всю жизнь только он – классик советской литературы, граф Алексей Николаевич Толстой…

С этого эпизода начинается документальный фильм «Театр масок Алексея Толстого», одна из моих режиссерских работ. И привела я этот пример для того, чтобы проиллюстрировать вариант, когда сценарий пишется до съемок, потому что сначала был написан этот текст, а потом я придумывала и воплощала визуальное решение.

Но это лишь небольшая вводная сцена фильма. Все остальное не возможно было прописать заранее, потому что фильм документальный и были запланированы интервью внука Толстого, исследователей его биографии и использование реальных хроникальных кадров, которые еще нужно было отыскать в архивах.

Какой же была технология?

Сначала мы с автором сценария провели очень много часов в обсуждениях, что же мы хотим создать, какую конкретную мысль, какой образ Толстого хотим передать зрителям, какое свое мнение о графе советской литературы жаждем поведать миру. Из этих порой мучительных мозговых штурмов и просеивания фактов биографии великого писателя, уже добытых автором, для того, чтобы отобрать только те, которые подходят к нашей сверхзадаче, и складывался сценарный план и план съемок.

Сценарный план – это смысловой и драматургический скелет будущего фильма, на который потом будет наращиваться мясо в виде интервью и закадрового текста с соответствующим видеорядом.

После получения согласия людей на встречу с нами, мы отправились на съемки, которые производились в Самаре, Москве и Санкт-Петербурге. Кроме этого провели много часов в госархиве кинодокументов. А уже потом, после расшифровки всех интервью и отсмотра снятого материала, писался окончательный сценарий. И лишь после этого снимался тот постановочный эпизод, с которого начинается фильм, и текст которого я привела выше.


А вот другая производственная технология на примере фильма «Обратный отсчет. Хроника одного запуска с космодрома Байконур», хотя работа начинается с того же самого – сформулировать, что мы хотим сказать будущим фильмом зрителям.

Для нас представлялось важным сконцентрироваться не на очередном рассказе о космонавтах, а показать работу тех людей, которые всегда остаются за кадром, но от их профессионализма зависит безопасность космонавтов. Мы собирались дать возможность зрителям подглядеть за процессом и самим прочувствовать атмосферу происходящего. То есть, имея такую задачу, мы отправились в командировку на космодром Байконур. Сценарный план рождался уже на месте под воздействием событий, нашего знакомства с людьми-героями фильма и нашими впечатлениями. В основном мы старались фиксировать происходящее и получать комментарии людей на каждом этапе, потому что это отвечало задуманному жанру – репортаж с места событий, конкретнее – хроника одного запуска. В репортажной съемке много решений приходится принимать непосредственно в процессе, определяя, что же именно важнее запечатлеть на камеру в данный момент.

При создании этого фильма у нас не было возможности сначала съездить на разведку на Байконур, изучить локации для съемок, предварительно поговорить с людьми и так далее, поэтому все делалось, что называется, сразу «набело». И после возвращения и отсмотра материала вариант был только один – писать сценарий про то, что снято.

В документальном кино – это обычная практика. В игровом кино все с точностью наоборот – сначала пишется каждая сцена, каждая реплика персонажей, а лишь потом это экранизируется.

Драматургия – основа основ

А теперь поговорим подробнее, из чего же складывается драматургия и как правильно ее выстраивать. Кажется, что все просто: по мнению Аристотеля, в любом произведении должны быть «начало, середина и конец», а Люк Годар добавил: « и не обязательно в таком порядке». Но как распределить в этой кажущейся простоте все, что хочется передать зрителю, весь собранный материал? Чем эффектнее начать, зацепив внимание зрителя? Какой эпизод сделать самым главным, чем логично и весомо закончить свое видеопослание? Выбор оказывается непростым, если информации много и все кажется одинаково важным.

Но хаос можно превратить в порядок, если составить верную композицию, то есть соблюсти вековые законы драматургии. А именно, любое повествование начинается с пролога, который вводит в курс дела и представляет героев. Завязка или начало действия обозначает противоречие, которое легло в основу события, намечает тему и направление развития действия. Перипетии или развитие действия – это постепенное разворачивание событий от эпизода к эпизоду. Кульминация – это пик действия, его острие, поворотная точка к чему-то новому. И, наконец, развязка или финал – это логический исход истории. Задача экспозиции – не только показать, с кем сейчас будет что-то происходить, но и заинтриговать и поймать зрителя на крючок, чтобы он захотел смотреть дальше. Потом история должна развиваться, раскручиваться, разматываться – как угодно. Она должна достигнуть определенного пика и свершиться, оставив место лишь для вывода, смыслового знака препинания и эмоционального послевкусия.


Разумеется, разница между трагедией Эсхила и, скажем, репортажем о проблемах ЖКХ, конечно, есть, но в смысле действия законов драматургии, она не столь значительна, потому что и в том и в другом случае важно яркое цепляющее начало, наличие интриги для подогревания интереса, нужные акценты и четкое завершение. Зрителю должно быть все время интересно: а что же дальше?

На страницу:
2 из 5