Полная версия
Батыева Русь
Но в этот раз не удалось дружине княжеской сабельками помахать. Не понаслышке знали люди, что их ждёт за неповиновение антихристианское. Тут же сход стихийный образовался, и решили все сельчане уходить в лес и пробиваться на восток. Там, слышали они, их братья по крови живут и там почитают ещё старых богов. Сколько таких деревень да сёл опустело на Руси за времена охристианивания? Никто не считал, да много их было, людей, не предавших родителей своих.
Нужно сказать, что со времён батыевых и вплоть до восемнадцатого века в ходу у православного церковного клира Руси-России был только Псалтырь. А в нём лишь сто пятьдесят псалмов на все случаи жизни написано. Сама же Библия на русском языке была издана только в девятнадцатом веке. И люди сравнивали: одно дело, когда поп, уткнувшись в Псалтырь, монотонно бубнил с амвона библейские истины, а другое, -когда волхвы вещали. Они тебе и про знамения растолкуют, и сон странный объяснят, и скажут когда сподручнее пахоту или сев начинать. Особо любопытным и про то расскажут, как небо над головой устроено, почему Солнце днём светит, а Луна ночью.
А ещё про почитание родителей земных и небесных напомнят и не преминут восславить их, чтобы жизнь счастливой была, чтобы роженица от бремени своего вовремя разрешилась, чтобы у коровы или козы молоко не перегорело; да мало ли о чём волхвы с людьми толковали. На все вопросы у них были разумные ответы.
Волхвы ведь знания свои несли ещё с седых времён. А попы… что попы? «Верьте нам и всё тут. А те, кто поверит, те и спасутся». С приходом христианства знания были подменены верой. Вот так совершился первый подлог в истории нашей цивилизации. А евреи, написавшие Библию, живут почему-то по своим талмудам да торам. Не загадка ли?
Каток христианизации, круша на своём пути укоренённую тысячелетиями старую
ведическую веру, часто вызывал отторжение у людей. Потому и полыхала на Руси уже
двести лет самая настоящая Гражданская война, в которой простой народ в массе своей не принимал новую веру. Семьи по живому раздирались на части, где отцы и деды за старую веру стояли, а их сыновья, чтобы уйти из-под строгой опеки старших, за новую веру ухватились. Раздрай был и между князьями. Киевские князья, уже принявшие христианство, силой навязывали новую веру князьям владимирским, новгородским и прочим, оттого и драчки между ними веками длились. И Русь в замятне этой слабела на глазах. А слабых заклевать всегда охотники найдутся.. На северо-западных границах то шведы-свеи, то крестоносцы ливонские и прочие огнём и мечом пытались свою, католическую веру принести на наши земли. На южные княжества в 1223 году напали неведомые ещё не то татары, не то монголы. У западных княжеств уже давно
«вась-вась» наметился и с Папой римским, и с соседями-католиками, и лишь маленький шажок оставался, чтобы они сами не превратились в заурядные католические королевства.
Правда в 1223 году тартаро-монголы как пришли на Русь, так и ушли, больше напугав народ, чем разорив. С другой стороны после этого скоротечного набега на южных границах спокойнее стало. Половцы, извечные степные разбойники, вдруг стали замиряться с русичами. Более того, родовитые князья русичей и половцев стали женить своих детей между собой, и к приходу новой волны тартаро-монгол половцы стали союзниками русичей.
Бату с помощью своих соглядатаев проведал и об этом. И потому озлобился он на половцев. Ведь они были всё-таки кочевым, степным народом и должны были, по его мнению, придерживаться Великой Ясы Чингисхана, списки из которой были вручены половецким ханам ещё задолго до начала Западного похода армии Бату, а потому стать на сторону Бату, но этого не произошло. И сыновья Чингисхана объявили половцев своими врагами. Перед вторжением на Русь тартаро-монголы в нескольких битвах нанесли им ряд серьёзных поражений и фактически прижали половецкого князя Котяна с его сильно потрёпанными войсками к самой границе южной Руси.
Кстати, по-большей части светловолосые и голубоглазые половцы имели гаплогруппу R1А, такую же, как и у русичей и тартарцев, то есть они были европеоидами. Вот такая непростая обстановка на Руси и вокруг неё сложилась накануне начала Западного похода тартаро-монгол.
ГЛАВА 3
Гуюк, сын Угэдэя и Мэнгу, сын Толуя ехали рядом, стремя в стремя. Оба они были
чингизидами, оба могли претендовать на трон Великого хана Монгольской империи.
Мэнгу, по крайней мере, внешне выглядел спокойным, а вот его двоюродный брат до сих пор кипел от негодования. Его отец, Великий хан Угэдэй не ему, своему отпрыску,
а полукровке Бату доверил командование объединённым войском, которому скоро надлежало отправиться в Западный поход и этому (теперь уже заочному) спору с отцом не было конца.
– Ну скажи, скажи брат, разве это справедливо? Почему это какой-то Бату будет командовать тобой, мной, нашими багатурами, нукерами?
Мэнгу меланхолично пожал плечами:
– Гуюк, ты не хуже меня знаешь, что Бату сын Джучи и он теперь, если не считать слабака Орду, первый из его сыновей и согласно Ясе нашего деда он, а не ты, или я старший хан после твоего отца, да прибудут его года.
Гуюк нетерпеливо отмахнулся:
– Но это же не так, не так! Орду, а не Бату старший сын у Джучи!
Мэнгу скосил глаза на брата и еле заметно усмехнулся:
– Верно, брат. Но ты же знаешь, что Орду сам попросил Великого хана считать старшим в улусе Джучи не его, а своего брата Бату.
Гуюк с досады так ударил ногайкой по крупу лошади, что та чуть ли не встала на дыбы:
– Да знаю, но лучше бы он этого не делал.
Лицо Мэнгу скривилось в усмешке:
– Не кипятись зря. В бою, сам знаешь, стрелы по-всякому летают, да и кумыс подают иногда не слишком свежий…
Намёк брата был настолько прозрачным, что Гуюк зашёлся в гадком, коротком смешке. Да, перед своим отъездом из Каракорума он был вынужден подчиниться воле отца, согласившись на то, что не он, а Бату теперь главнокомандующий над армией, отправляющейся в Западный поход. Прав Мэнгу – в бою или на пиру всякое может случиться…
Четыре тумена, а это сорок тысяч нукеров, шли за братьями к Искеру. Многие из них прославились в предыдущих походах на тангутов, ханьцев, харезмцев, персов. И среди этих прославленных были такие багатуры и полководцы, как Байдар и Бури – сын и внук Чагатая, Кадан – сын от третьей жены Угэдэя, молодой и горячий Бучек – сын Толуя, умудрённый годами и воинским опытом Кюльхан – сын Чингисхана от второй жены. К этой славной когорте можно было отнести багатуров Бурундая, Китбука и Хулагу – да всех и не перечесть.
Неспешно двигалось монгольское воинство. Ведь за колонной нукеров гнали огромное стадо коров и овец, отбитых у половцев. Пытались те севернее Арала, а потом в верховьях Иртыша остановить продвижение монгольской орды, да где там! Против такой силы нужно было выставлять не растопыренные пальцы, а мощный сжатый кулак. У половцев ни в том, ни в другом случае этого не получилось. Действовали они вразнобой и без всякого согласия между отдельными отрядами. Да и монголы так поднаторели в воинском искусстве, что легко рассеивали по степи половцев. Армия чингизидов всё более и более напоминала до совершенства отлаженную военную машину, которую трудно было остановить.
Наконец начались земли, примыкающие к Искеру. Здесь, в приречных низинах были вольготные пастбища, и мычащее и блеющее стадо «живого» трофейного мяса растеклось по ним. К Искеру к тому времени подтянулось сорок тысяч тартарцев под командованием военачальника Витомира. Только что в лагере поставили свои походные шатры десять тысяч воинов Сельджука, прибывших из Туркменистана.
Бату дважды высылал навстречу армии Гуюка своих курьеров, торопя его с прибытием в Искер. Лето 1236 года было на исходе и нужно было начинать поход в земли булгар и башкир с мордвой. Именно на такой очерёдности захвата приволжских земель настаивал Субэдэй, правая рука Бату в этом походе. Не зажили ещё обида и душевные раны у старого воина. До сих пор помнил он, как булгары, башкиры, эрзя и даже откуда-то взявшийся отряд недобитых татар вероломно напали на его войско при переправе через Волгу в месте впадения Камы-реки после завершения разведывательного похода на Русь в 1223 году. Кровью, только кровью смоет с себя Субэдэй позор поражения в той битве.
Не выдержал Бату, отправил к Гуюку ещё двух курьеров со словами:
– Даже пустынные черепахи быстрее вас тащутся по земле. С вами или без вас мы тотчас выступаем в поход против булгар. А вы или присоединяйтесь к нам, или с позором возвращайтесь в Каракорум. Думаю, Великий хан Угэдэй по достоинству оценит ваши ничтожные заслуги в этом походе.
Эти ли обидные, но справедливые слова главнокомандующего, проснувшаяся ли совесть, или осознание того, что вся слава и военные трофеи достанутся не ему, Гуюку и его братьям-чингизидам, а выскочке Бату подвигло монголов ускорить своё движение. Перед самым вторжением в Поволжье тумены принцев догнали армию Батыя. Хитрая лиса Субэдэй со своим корпусом лёгкой конницы решил сыграть роль загонщика в облавной охоте. Внезапно появляясь в тылах отрядов булгар и башкир его корпус наводил на противника страшную панику, и те волей-неволей шарахались в
сторону главных сил армии Бату, где их ждало неминуемое поражение. Нужно сказать, что слабое сопротивление нашествию тартаро-монгол оказали и булгары, и башкиры с мордвой. Более того, несколько отрядов мордвы перешло на сторону захватчиков. И это имело своё объяснение. Дело в том, что в 1217 – 1220 годах Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович уже пытался покорить эти земли, и много было убито в этой войне, много было сожжено городов и деревень. И хотя в 1221 году между русичами и теми же булгарами был заключён мир, так и не восстановилась сила некогда самого могущественного государства Поволжья.
В какой-то момент непрерывных сражений Бату даже был вынужден отозвать в свою ставку Субэдэя. Слишком жестоко он вёл себя по отношению к покорённым уже приволжским народам. Ещё немного и в безлюдную пустыню могли превратиться эти земли. С мордвой оказалось проще. Этот народ сопротивлялся тому же Великому князю Владимирскому дольше всех, аж до 1232 года. Вволю покуражились здесь дружины сына Юрия Всеволода, рязанских и муромских князей. Так что мордовские князьки наперегонки в отместку русичам сами становились под стяги батыевой рати.
Единственными, кого не настиг своей карающей десницей полководец Субэдэй, были татары. Отряды потомков некогда могущественного народа, едва не истребивших самих монгол, словно растворились в глухих прикамских лесах. Когда-то Чингисхан, мстя за гибель своего отца, рассеял, распылил татар по всему белому свету. Какая-то их
часть, спасая свои жизни, осела на берегах Камы. Но знали татары, что если монголы доберутся до них, пощады им не будет. Пока глухие леса Прикамья надёжно скрывали татар от их извечных противников. Но через два столетия после этих событий они напомнят о себе созданием Казанского ханства после распада Золотой Орды.
После покорения Приволжья перед тартаро-монголами открылась прямая дорога на русские княжества. А там после нескольких волн христианизации шла своя замятня.
Князьям срединных и северных княжеств вслед за киевскими волей-неволей приходилось выбирать христианство. Не принято было приглашать на общерусские съезды князей-язычников. А куда иголка, туда и нитка. Принимали крещение князья, принимали крещение и дружины княжеские. А вот с простым народом было куда как сложнее. Волнами с запада и с юга на север накатывалось христианство на ведическую Русь. Некоторые исследователи насчитывают до трёх-четырёх таких волн христианизации. Столь медленной (столетиями!) экспансии греко-иудейской веры на земли русичей способствовало само государственное устройство Руси. Вплоть до тринадцатого века она состояла как бы из отдельных княжеств со своими столицами и представляла собой конгломерат-федерацию наподобие легендарного государства
этрусков. Все жизненно важные вопросы (объявление войны, заключение мира, объединение или разъединение княжеств) решались на общерусских съездах. И проходили они до поры до времени в строгом соответствии с Ведами – законами предков, принятыми тысячи и тысячи лет назад. На этих съездах выбирали в князья
лучших из лучших. Именно им поручалось вести дружины на войну, организовывать
мирную жизнь на Руси. Христианство положило конец этому устоявшемуся порядку.
Теперь каждый князь в своём княжестве был «помазанником» божьим и мог творить всё что угодно с подданными своими. И такую власть, порой самодурственную и жестокую, поддерживал церковный клир новохристиан, потому как народ в массе своей отказывался добровольно идти в новые или обращённые христианские церкви и храмы; и священникам, по большей части грекам, приходилось кормиться буквально с рук местных князей.
Зима 1236-1237 годов выдалась на редкость снежной. Пережидая зиму, батыева рать стала лагерем на границе рязанского княжества у реки Мокша. Послал Бату послов своих сразу в несколько ближних княжеств русичей и предложил их князьям отныне дань ему платить. Но князья, все как один отказались это делать, а рязанский князь Юрий Ингварович ещё и присказкой ответил ордынцам, мол, «убъёте нас, всё ваше будет».
Ближе к весне Бату собрал военный совет. На глазах таяло трофейное стадо коров и овец. На глазах таяли запасы фуража и сена для скота и лошадей. Привычные к морозам тартарцы и монголы почти без людских потерь перенесли январские и февральские студёные дни и ночи, а вот военачальник Сельджук плакался Батыю, что чуть ли не после каждой ночёвки из лёгких шатров воинов его тумена выносили по
два-три окоченевших трупа. Не все южане выдерживали русские холода. И всё же весна брала своё. Длиннее становились дни, появились первые прогалины на лесных дорогах. Сама природа и погода толкали армию Бату продолжить поход.
До Европы уже докатились слухи о новом нашествии варваров с востока. Венгерский король Бела Четвёртый сообщил римскому Папе, что ему стало известно от князей пограничных русских княжеств: пришла из-за Волги на Русь рать огромная, в которой не только узкоглазые азиаты были, но и люди, похожие обликом на русичей.
Про Тартарию в Европе уже знали от тех же путешественников отца и сына Поло. Правда, Марко Поло не делал различий между русичами и тартарцами – все они были для него на одно лицо. Через своих миссионеров европейцы знали, что под ударами кочевников пал Китай, Катай, тангутское царство Си Ся, что монголы принялись
методично завоёвывать азиатские государства.
Нужно сказать, что понятие «варвары» католики-европейцы распространяли не только на азиатских кочевников, но и на язычников-тартарцев и даже на русичей, потому как те приняли византийскую, неправильную, с их точки зрения, веру. А после
1054 года, года раскола на католическую и православную ветви христианства, этот раскол только усилился. Европейцы ещё помнили о нашествии скифов, сарматов и гуннов, а вот о каких-то монголах ещё слыхом не слыхивали и видеть их не видывали.
На военном совете главными оппонентами Батыя, Витомира и Субэдэя были Гуюк, Мэнгу и Бури. Эти монгольские принцы настаивали на том, чтобы всей мощью, не распыляясь, последовательно захватывать все русские княжества, лежащие на их пути, не оставляя камня на камне от городов и сёл, а людей угонять в полон.
В конце своей речи Гуюк напыщенно произнёс:
– Русь сейчас слаба, и это может подтвердить наш прославленный багатур Субэдэй, который тринадцать лет назад уже пробовал на зуб русское воинство.
Гуюк при этих словах лишь слегка склонил голову в сторону старого полководца.
Принц был зол на старика за то, что тот был всецело на стороне Бату. Витомир, высокий человек плотного телосложения с мужественным лицом, обрамлённым светлой бородой и усами, покачал головой:
– Нет, принц, мы – тартарцы пришли сюда не сеять смерть и разруху, а склонить русичей к возврату к прежней вере в наших добрых, старых богов. Мой прадед Гостовид бежал когда-то из этих мест за горы Ирия, но бежал не от людей лихих, не от друзей и родных своих, а от притеснений князя местного, что силой заставлял молиться богу иноземному. Таки и нынешний князь рязанский, видимо, стал отступником от нашей веры истинной, а простой люд тут не причём, он и так настрадался уже и под гнётом княжеским.
Бату кивал головой, соглашаясь с доводами Витомира. Вспомнился ему недавний случай. Во время облавной охоты на волков, расплодившихся в округе, он вместе с сотней своих охотников и десятком тартарцев во главе с Витомиром неожиданно выскочили на небольшую, домов в пятьдесят деревушку, затерянную в лесах на другом берегу застывшей Мокши. И такая картина предстала перед его глазами: на утоптанной площадке перед гумном, в котором хранились необмолоченные снопы пшеницы, стояли сани-розвальни, запряжённые лошадью. В них, укрытый шубами сидел безусый ещё юноша, а перед ним к столбу, вкопанному в землю, был привязан мужичок в одних рваных портках, через дыры в которых просвечивалось голое тело. В некотором отдалении от места правежа стояла небольшая, человек в тридцать толпа селян. На
горке брёвен рядом с входом в гумно сидело восемь или десять княжеских дружинников, а двое из них по команде юнца, сидевшего в санях, охаживали плетьми уже вконец окровавленного мужичка.
Наскок ордынцев был настолько неожиданным, что все: и сани с юнцом, и дружинники, и толпа людская – оказались в плотном окружении. Заголосили бабы в толпе, схватились за палаши дружинники, потянулся к вожжам кучер юнца, намереваясь дать дёру. Но уже взял под уздцы лошадёнку один из тартарцев, натянули луки свои нукеры, принуждая дружинников не рыпаться с силой своей малой против
ордынцев.
Спешился Бату, а за ним и Витомир. Прошли они к столбу, где коченел от холода исполосованный плетьми местный мученик. Витомир взмахом руки отогнал от столба палачей, а Бату ткнул своей плёткой в мужика:
– Кто ты? Зачем правёж над тобой учинили? И кто тот барчук, что в санях сидит и
правежом управляет?
У мужичка и тело, и лицо было в шрамах, кровоточащих на морозе, но нашёл он в себе силы голову поднять, губы, посиневшие от холода разомкнуть:
– Барчук в санях, мил человек, то племянник младший князя рязанского Юрия Ингваровича, Бориской кличут. А правёж надо мной Бориска учинил за то, что я грозился дом его спалить.
Бату сдвинул свой малахай на макушку:
– За что это ты так осерчал на хозяина своего?
Мужичок с ненавистью посмотрел в сторону саней:
– Вчерась Бориска со своими халдеями вломился ко мне домой, снасиловали они на моих глазах жёнушку мою, а Настю, дочку мою, Бориска в свои хоромы утащил…
Вернулась она домой только сегодня утром, окровавленная вся… А ей всего четырнадцать исполнилось. Теперь вот висит она в петле в сарае моём, душа неприкаянная…
Витомир что-то быстро сказал своим людям. Те тотчас отвязали от столба мужичка, укрыли его шубами, сдёрнутыми с барчука, а самого его в одном исподнем привязали к
столбу вместо мужичка-страдальца. Бату помнил, как и его деда Чингисхана когда-то распяли у столба и едва не уморили до смерти, и он буквально закипел от негодования. Те же чувства, похоже, испытывал и Витомир. Поделом было бы мужичку, если бы он попусту бахвалился да грозился своему хозяину. Негоже было так поступать. Хозяин тебе и кров, и работу даёт, зачем же кусать руку, хлеб дающую? Но здесь было другое. Здесь обнаглевший от неподсудной власти над людьми высокородный упырь,
надругавшись над женой и дочерью бесправного мужика, его же ещё и наказывал неправедно. Шепнул Бату что-то на ухо Витомиру. И вот княжеские дружинники по приказу тартарца другой правёж устроили. Каждому из дружинников приказали по двадцать ударов плетьми нанести по изнеженному телу барчука. Да уже после шестого палача повис Бориска на столбу без дыхания.
Широко открытыми глазами смотрели на пришлых мужики в толпе, а молодые парни, невест которых успел испоганить Бориска, готовы были сами приложиться плетьми по ненавистному отпрыску, не знавшему что такое совесть и сострадание.
Именно с тех пор поползла молва по Руси: пришёл на землю русскую не очередной кровожадный кочевник-завоеватель, а справедливый хан с крепкой рукой и мягким сердцем…
ГЛАВА 4
Накануне нашествия тартаро-монгол на Русь Великим князем Владимирским был третий сын Всеволода Большое Гнездо, Юрий Всеволодович, а младший брат Юрия, Ярослав по родовому закону должен был править в Киеве. Хотя до 1236 года где Ярослав Всеволодович только не правил! И в Переяславле-Залесском, и в Новгороде раза четыре, а при Батые и Великим князем Владимирским побывал. Так вот перед самым приходом ордынцев Ярослав должен был править в Киеве. Но не лежала его душа к этому убогому престолу, хотя получил он на него право ещё в середине 1236 года не без помощи войска новгородского. Не нравились ему бояре да знать при киевском дворе. Лесть, обман, подкуп, письма подмётные – не престол, а гадюшник. И
тяготился Ярослав престолом этим. В Новгороде же он оставил княжить совсем ещё юных сыновей своих Александра (будущего Невского) и Фёдора, потому не раз и не два в год наведывался к малолеткам своим. А в Киеве… Что в Киеве? Киевская Русь тогда была окраиной русского мира. Это уж потом с помощью поляков да австрийцев
нынешние «свидомые» превратили слово «окраина» в «Украину» и русские, проживающие на этой территории, превратились в украинцев.
В Киев тогда ежегодно наезжали званые и незваные гости: послы из Чехии и Польши, Венгрии и Моравии, легаты от Папы римского да от латинян из Константинополя. И все они наперебой склоняли Ярослава принять их католическую веру. И так его порой эти гости доставали, что сбегал он из Киева с дружиной своей в соседнюю половецкую степь. И со многими половецкими князьками даже успел подружиться. Поучаствовал пару раз на стороне половцев в драчке между ними и досаждающих всем аланами. В походах хоть и малых возмужал Ярослав, окреп телом и
духом. И не утерпел Ярослав, когда прослышал о том, что тевтонцы опять зашевелились на северо-западных рубежах Руси, помчался туда. Уговор у него с братом Юрием был. Ярослав должен был стеречь границы северные и западные, а Юрий с востока страну оборонял. Правда Юрий вот уже несколько лет безуспешно пытался подчинить себе Волжскую Булгарию, земли башкир и мордвы. При этом и сам в походы против них ходил, и сыновей и племянников против них посылал. Да бестолку всё это было. Пустят друг другу кровянку да разбегаются в стороны, – не война, а морока сплошная. И когда с востока нашествие каких-то кочевников началось, Юрий поначалу не слишком озаботился. Сколько этих кочевников прибегало к границам Руси, сколько убегало, не сосчитать. Так и сам князь Юрий считал, так и его воеводы считали: всех гостей незваных, с юга и востока пришедших, побивали, вот и этих, мол, побъём. А Ярослава на северо-западной границе дела уже нешуточные задержали. В декабре 1237 года Папа римский Григорий Девятый своей буллой объявил второй крестовый поход на земли финнов и эстов. Народы эти до сих пор оставались языческими. А перед этим крестовым походом рыцари-монахи из двух орденов – Тевтонского и Меченосцев, по воле того же Папы объединились и создали единый Ливонский орден. Так что силу этот Орден такую набрал, что не только финнов и эстов его миссионеры решили крестить и покорять, они стали зариться и на псковскую землю.
Конечно, не первый раз и не первый год докучали крестоносцы на северо-западных рубежах Руси. Ещё в 1222 году тогдашний князь новгородский Всеволод Юрьевич посылал против них рать под водительством своего брата Святослава, и тот с дружиной своей разметал полки крестоносцев как пушинки. Чуть позже двадцатитысячная рать Святослава осадила ливонскую крепость-замок Ксев. Да своенравный купеческий Новгород взял да изгнал в это же время из города бояр-опекунов вместе с юным князем Всеволодом, и не добили тогда папское волчье логово, отступила рать к Новгороду спесивому. И понеслось… Двумя годами позже крестоносцы осадили в Юрьеве гарнизон воеводы Вячка, но помощь от князя Юрия не подоспела вовремя, и Юрьев пал.
Жестоко расправились тевтонцы и с самим отважным Вячко, ослепив его и вырвав язык, и с дружинниками гарнизона крепости. Мало кому удалось выжить тогда из русичей.
Словом, князь Ярослав разрывался между Новгородом и Псковом, отгоняя жестоких и спесивых католических псов Папы римского от границ Руси. Потому, когда от брата Юрия курьеры привезли по-настоящему тревожные вести о нашествии ордынцев и просьбу направить ему в помощь войска, находящиеся в его подчинении, Ярослав просто физически не мог выполнить просьбу брата. Оголить северо-западную границу,
осаждаемую крестоносцами – это значит отдать на их растерзание богатейшие города Руси – Новгород и Псков. К тому же послы его в Швеции донесли ему, что датский король Вольдемар Второй и Магистр Ливонского Ордена Герман фон Балк заключили между собой договор о разделе Эстляндии и начале совместной войны против русичей.