Полная версия
Экзистенция и культура
Человеку предстоит пережить в экзистенциальном выборе не столько сам процесс выбора, а в большей степени – его последствия, и в том числе потери. Личность в экзистенциальных ситуациях сталкивается с противоречивостью ценностей и взаимоисключающими альтернативами. Драма экзистенциального выбора включает отречения, отказ от возможностей, неизбежные сомнения в принятом решении. Именно с переживанием потерянных возможностей может быть связан «кризис среднего возраста», когда человек сопоставляет ожидаемую когда-то и реальную траектории жизни, понимает, что призвание уже во многом избрано, а жизнь в целом сложилась (разворачивание этой проблемы представлено в разделе 3 о человеке как «долгом существе).
Вместе с тем экзистенциальный выбор всегда содержит в себе еще непроявленные созидание и возможность, объединяя личностные усилия по обретению свободы и внутренней силы утверждения собственного бытия.
Пограничная ситуация вины предусматривает принятие человеком ответственности за каждое действие, имеющее в мире последствия, о которых субъект действия мог и не знать. Человек – виновник последствий своих поступков, предугадать до конца которые невозможно. «Я совершенно не знаю, что такое моя чистая душа, о которой как своей возможной экзистенции я так забочусь, но каждый раз я отброшен к своей конкретной совести, ведущей меня и в каком-либо смысле сознающей себя виноватой, даже в моих глубочайших чувствах»144.
Действует человек или не действует, все имеет последствия. Принимая же ответственность и совершая те или иные поступки, разрешая экзистенциальную ситуацию, человек не может быть уверен в их «правильности», поскольку экзистенциальные проблемы не имеют окончательного или однозначного решения, уготовленных путей, четких эталонов. Уникальность смысла выступает одновременно и даром, и бременем, заставляя личность постоянно пребывать в поиске, в сомнении, неуверенности. Согласно Л.С. Выготскому, «кризисы – это не временное состояние, а путь внутренней жизни»145. Собственная сущность человека, смысл его судьбы в какой-то мере всегда остается вне зоны его понимания. В этом трагизм, сложность, неустойчивость и вместе с тем основание для поиска, новых открытий, творческого свободного акта действия. И в этом актуалистический смысл экзистенции: она никогда не есть, но всегда только становится в процессе постановки и разрешения личностью предельных смысложизненных вопросов, формирования на этой основе миро- и самоотношения, системы ценностей и типа активности в отношении к определенным ситуациям.
Просветление, пробуждение экзистенции позволяет, таким образом, в любой пограничной ситуации обнаружить ее положительный смысл, экзистенциально осознать и принять ее. Экзистенциальный опыт – противостояние незащищенности человека в мире, опыт самостановления, который связан с вызовами и кризисами личного существования. Это становление «мужества быть», под которым П. Тиллих понимает в первую очередь способность осознавать тревогу, принимать ее и существовать с ней, не вытесняя ее и не давая ей превратиться в патологическое и разрушающее переживание. Экзистенциальная философия направлена на возвышение индивидуальности личности, индивидуальной судьбы, на выражение подлинной глубины индивидуального бытия, заданной ему свободы, которая связывается с ответственностью личности за свои решения и жизненный путь в целом. Это, с одной стороны, усиливает трагический характер видения существования человека в целом, но с другой, наполняет верой в силу его личности. В страдании есть особый смысл ее пробуждения.
Трагичность экзистенциальных переживаний и экзистенциального опыта состоит в том, что в большинстве случаев это опыт личной катастрофы, раздвоения, когда меняется система ценностей, рушится привычная система убеждений и критерии оценок. Экзистенциальный опыт возникает и трансформируется на динамических границах жизненных этапов, кризисов, вызывающих феномен «разделенного Я». В ситуациях предельного опыта происходит разрыв в привычной повседневности, обычные заботы обнаруживают свою несущественность. Переживая этот разрыв, человек подходит к необходимости осознания и понимания своего места в мире через иную систему идентификации, способен обнаружить новые смыслы.
Пробуждающая роль «отрицательных» экзистенциальных переживаний состоит в том, что они могут создавать почву для духовного развития личности. Жизненный путь героя романа С. Моэма «Бремя страстей человеческих» Филипа Кэри показывает читателю пример становления характера личности, переживающей поворотные события и условия жизни: собственные физические недостатки, осмеяние со стороны сверстников, неразделенную любовь, бедность. Все это порождает мучительную рефлексию человека, который пытается выстроить свою жизнь, сложить ее в единый «узор ковра», несмотря на многочисленные перипетии. И в преодолении этих перипетий формируется и проявляется экзистенциальный опыт сильной личности, умеющей находить их смысл или признавать бессмысленность. Главный герой, в частности, понимает, что «он принимал свое уродство, которое так калечило его жизнь; он знал, что оно ожесточило его душу, но именно благодаря ему он приобрел благотворную способность к самопознанию. Без нее он не мог бы так остро ощущать красоту, страстно любить искусство и литературу, взволнованно следить за сложной драмой жизни. Издевки и презрение, которым он подвергался, заставили его углубиться в себя и вырастили цветы – теперь уже они никогда не утратят своего аромата»146.
Человек на протяжении всей своей жизни переживает экзистенциальные данности своего бытия и выстраивает свое отношение к ним, в чем-то их преодолевая. Здесь свою роль играет как опыт повседневной жизни, традиций, которые дают семья и сообщество, так и опыт личных кризисов, неумолимого поиска и неудовлетворенности, необходимости оправдать свое существование из какого-то особого источника (вера, творчество, ценность). Экзистенциальное становление предусматривает принятие боли, страдания, близости смерти. Если человек учится включать страдание в духовный контекст, это меняет как переживание само по себе, так и значение страдания147
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
В разделах 1,2,4 в расширенном варианте использованы главы более ранней книги (Касавина Н.А. Экзистенциальный опыт в философии и социально-гуманитарных науках. М.: ИФРАН, 2015. 189 с.) как методологическое основание исследований, проведенных позднее.
2
Латентное развитие экзистенциальной проблематики в восточной философии представляет собой самостоятельный ракурс исследования и требует отдельного изучения.
3
Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 88–93.
4
Dewey J. Experience and Nature. Chicago, 1926. P. 28.
5
См.: Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1995. С. 99.
6
Марсель Г. Опыт конкретной философии. М., 2004. C. 15.
7
Тиллих П. Мужество быть // Пауль Тиллих. Избранное: Теология культуры. М., 1995. С. 99.
8
Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология // Логос. 1992. № 3. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М., 1999. Лэнг Р. Расколотое «Я». СПб, 1995. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. М., 1998. Bugental J.F.T. Psychotherapy and process: The fundamentals of an existential-humanistic approach. Reading (MA), 1978. Дорцен Э. ван. Практическое экзистенциональное консультирование и психотерапия. Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007. Deurzen E. van. Everyday Mysteries. London: Routledge, 1997. Deurzen E. van. Paradox and Passion in Psychotherapy. Chichester: Wiley and Sons, 1998. Дорцен Э. ван. Вызов подлинности по Хайдеггеру // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2006. № 8. Лэнгле А. Фундаментальные мотивации человеческой экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии // Психотерапия. 2004. № 4. Лэнгле А. Терапевтический случай нахождения собственного Я (применение метода персонального экзистенциального анализа) // Психология: Журн. Высш. шк. экономики. 2005. Т. 2. № 2. Спинелли Э. Зеркало и молоток: Вызовы ортодоксальному психотерапевтическому мышлению. Минск, 2009.
9
Ѕсhutz А. Рhеnоmеnоlоgу аnd thе Ѕосіаl Ѕсіеnсеѕ // Соllесtеd Рареrѕ І: Thе Рrоblеm оf Ѕосіаl Rеаlіtу. Тhе Наguе: Martinus Nijhoff, 1962.
10
Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Россия: трансформирующееся общество. М., 2001.
11
Adler P.A., Adler P., Fontana A. Everyday life sociology // Ann. Rev. Sociol. 1987. Vol. 13. Douglas J. et al. Introduction to the Sociologies of Everyday Life. Boston, 1980. Existential Sociology / Ed. by J. Douglas, J. Johnson. N.Y., 1977. Fontana A. The Last Frontier. Beverly Hills, 1977. Kotarba J.A. The chronic pain experience // Existential sociology. Ed.: Jack D. Douglas, John M. Johnson. N.Y., 1977. Kotarba J.A., Fontana A. The Existential Self in Society. University of Chicago Press, 1987. Postmodern Existential Sociology / Ed. by J. Kotarba, J. Johnson. Walnut Creek (CA), 2002. Tiryakian E. Sociologism and Existentialism: Two Perspectives on the Individual and Society. Englewood Cliffs (NJ.), 1962. Тіrуаkіаn Е. Іntrоduсtіоn // Тhе Рhеnоmеnоn оf Ѕосіоlоgу: Rеаdеr іn thе Ѕосіоlоgу оf Ѕосіоlоgу / Ed. by Е. Тіrуаkіаn. N.Y., 1971.
12
Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социол. исслед. 2009. № 8.
13
Текст главы является расширенной версией следующей публикации: Касавина Н.А. Экзистенциальный опыт как феномен культуры // Вопросы философии. 2014. Т. 40. № 2. С. 46–56.
14
Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. СПб, 2013. С. 122.
15
См.: Визгин В.П. Николай Бердяев и Габриэль Марсель: к феномену встречи // Вопросы философии. 2010, № 3. С. 110–118.
16
Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». СПб, 2005. С. 96.
17
Доброхотов А. Апология Когито или проклятие Валаама. Критика Декарта в «Ненаучном послесловии» Кьеркегора // Логос, № 10, 1997. С. 137.
18
Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 202.
19
Подробный анализ понимания опыта в феноменологической традиции см.: Лехциер В.Л. Характерология опыта (онтологическое введение в проблему описания художественного переживания) // Вестник Самарского государственного университета. 2001. № 1 (19). С. 9–34.
20
Кузьмина Т.А. Экзистенциальный опыт и философия // Вопросы философии. 2007. № 12.
21
Там же. С. 7.
22
Там же. С. 22.
23
Больнов О. Философия экзистенциализма. СПб.: 1999. С. 69.
24
Там же. С. 38.
25
Вместо варианта «экзистенциальное существование», выбранного С.Э. Никулиным для перевода термина die Existenz в работе О. Больнова «Философия экзистенциализма» (СПб.: Лань, 1999) предпочтительнее использовать термин «экзистенция».
26
Ясперс К. Философское ориентирование в мире // Ясперс К. Философия. Книга первая. М., 2012. С. 27.
27
Там же. С. 42.
28
Термин «экзистенциальное сознание» – надо сказать, употребляется крайне редко, только в определенном контексте, и он не очень удачен, поскольку речь как правило идет не об измерении сознания, а именно о глубинном уровне сознания, на этом уровне оно соприкасается, смыкается с экзистенцией. В этом смысле всякое сознание экзистенциально.
29
Ясперс К. Философское ориентирование в мире // Ясперс К. Философия. Книга первая. М., 2012. С. 47.
30
Бибихин В.В. Собственность. СПб., 2012. С. 213.
31
Пастернак Б. Охранная грамота. Шопен. М., 1989. С. 12.
32
Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 89.
33
Такого понимания общества придерживался Н.И. Лапин, обосновывая антропосоциокультурный подход к его пониманию.
34
Порус В.Н. Бытие и тоска: А.П. Чехов и А.П. Платонов // Вопросы философии. 2014. № 1. С. 24.
35
Если воспользоваться словами Э.Ю. Соловьева применительно к идеям К. Ясперса. См.: Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм // Вопросы философии. 1966. № 3.
36
Цветаева М. Письма 1905–1923 гг. М., 2012. С. 609.
37
Интерпретацию идей М. Мерло-Понти об опыте «в терминах тела» см.: Лехциер В.Л. Введение в феноменологию художественного опыта. Самара, 2000.
38
Кузьмина Т.А. Экзистенциальный опыт и философия // Вопросы философии. 2007. № 12. С. 24–26.
39
Больнов О. Философия экзистенциализма. СПб, 1999. С. 73.
40
Там же. С. 144.
41
Там же. С. 146.
42
Ясперс К. Философия. Кн. II. М., 2012. С. 355.
43
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991. С. 25.
44
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. С. 218.
45
Лапин Н.И. Антропосоциокультурный эволюционизм – метатеоретический принцип изучения сообществ людей // Социологические исследования. 2018. №3. С. 6.
46
Знаков В.В. Психология понимания мира и человека. М., 2016. С. 30.
47
Касавин И.Т. Опыт как знание о многообразии // Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб, 1998. С. 56–87.
48
Пруст М. В сторону Свана. М., 2012. С. 101.
49
Там же. С. 100.
50
См.: Даренская В.Н. Традиционная культура как источник экзистенциального опыта // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. С. 36–43.
51
Целостность – часто использующийся образ для подчеркивания интегративности и сложности таких категорий, как «дух», «культура», «жизнь». Холистический подход говорит о доминировании целого над частью, несводимости целого к сумме частей. В этом смысле жизнь не сводима к сумме бытия и сознания, к совокупности экзистенциалов или экзистенциальных переживаний, исторических этапов, биографических фрагментов. Древние греки считали, что дать верную оценку человеческим поступкам (отдельному) можно лишь по завершении жизни человека (целого). Книгу можно понять только в контексте всего творчества автора, утверждал Л.С. Выготский.
52
Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1990. С. 180.
53
См.: Знаков В.В. Непостижимое и тайна как атрибуты экзистенциального опыта // Психологические исследования. 2013. № 6 (31).
54
Знаков В.В. Психология понимания мира человека. М., 2016. С. 14.
55
Лекторский В.А. Опыт // Новая философская энциклопедия. М., 2001. С. 159.
56
Больнов О. Философия экзистенциализма. СПб, 1999. С. 38.
57
Ясперс К. Философия. Кн. II. М., 2012. С. 350.
58
Ясперс К. Философия. Кн. I. М., 2012. С. 360.
59
Ясперс К. Философия. Кн. I. М., 2012. С. 67.
60
Ясперс К. Философия. Кн. II: Просветление экзистенции. С. 358–360.
61
Текст главы представляет собой расширенный вариант статьи: Касавина Н.А. Экзистенциальный опыт: переживание пути или становление структуры // Вопросы философии. 2013. № 7. С. 63–72.
62
Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. Х., 2011.
63
Марсель Г. Метафизический дневник // Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994. С. 85–87.
64
Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути (М. Пруст. «В поисках утраченного времени») // Из истории мировой гуманистической мысли. М., 1995. С. 267–268.
65
Камю А. Миф о Сизифе. Калигула. Недоразумение. М., 2010. С. 35.
66
Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. С. 37.
67
Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. СПб., 1997. С. 11.
68
Одно концептуальное целое с понятием «ситуация» образуют понятия «текст» и «смысл». Текст как единица коммуникации рассматривается Т.М. Дридзе как иерархия коммуникативно-познавательных программ, объединяемая концепцией или замыслом (коммуникативной интенцией) партнеров по общению, а текстовая деятельность оказывается одним из ключевых механизмов социокультурной регуляции, обеспечивающих путем включения сознания и интеллекта, интенции, воли и эмоций субъекта общения саму возможность обмена деятельностью и ее продуктами между людьми. См.: Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. М., 1984.
69
Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. СПб., 1997. С. 37.
70
Касавин И.Т. Философия и литература: диалог дискурсивных культур // Диалог культур в условиях глобализации: XII Международ. Лихачев. науч. чтения, 17–18 мая 2012 г. Т. 1: Докл. СПб., 2012. С. 98.
71
Марсель Г. Опыт конкретной философии. М., 2004. С. 5–6.
72
Гессе Г. Гертруда. М., 2010. С. 6.
73
Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994. С. 43.
74
Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. Харьков, 2011. С. 31.
75
Гессе Г. Гертруда. М., 2010. С. 5.
76
Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. СПб, 1997. С. 52.
77
Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994. С. 7.
78
Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994. С. 14–15.
79
Степанов Ю.С. Протей: Очерки хаотической эволюции. М., 2004. С. 78.
80
Jaspers K. Philosophie. Bd. II. B., Goettingen, Heidelberg. 1956. S. 202 (в переводе П.П. Гайденко).
81
Подробнее см.: Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы // Отв. ред. Т.М. Дридзе. М., 1994. С. 37–62.
82
См.: Сапогова Е.Е. Автобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2005. № 2. С. 63–74.
83
Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб, 2002. С. 13.
84
Марсель Г. Взгляд в прошлое // Марсель Г. О смелости в метафизике. СПб, 2012. С. 261.
85
Valéry P. Oeuvres. Bibliothèque de la Pléiade. T. II., 1960. P. 1514.
86
Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. СПб, 1997. C. 20.
87
Гришина Н.В. Экзистенциальная психология в поисках вектора своего развития // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 42.
88
Марсель Г. Взгляд в прошлое // Марсель Г. О смелости в метафизике. СПб, 2012. С. 261.
89
Больнов О. Философия экзистенциализма. СПб., 1999. С. 154.
90
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 386.
91
Бинсвангер Л. Экзистенциальный анализ. М., 2014. С. 135.
92
Аврелий Августин. Исповедь. М., 2000. С. 222.
93
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 384.
94
Там же. С. 385.
95
Там же.
96
См.: Hutchins, E. (1995). Cognition in the Wild, Cambridge, MA: The MIT Press, 379 p. Hutchins, E. (2000). Distributed cognition. International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. Available at: http://comphacker.org/pdfs/631/ DistributedCognition.pdf (date accessed: 15.02.2021). Perry, M. (2013). “Distributed Cognition”, in: H. Paschler (ed.), Encyclopedia of the Mind, Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, pp. 258–260. Шиповалова Л.В. Распределенное познание и его границы в контексте публичной научной коммуникации // Социология науки и технологий. 2019. Т. 10. № 3. С. 56–71.
97
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2008. С. 12.
98
Знаков В.В. Психология понимания мира и человека. М., 2016. С. 171.
99
Сапогова Е.Е. Границы «я»: жизненный и экзистенциальный опыт // Человек, субъект, личность в современной психологии (к 80-летию А.В. Брушлинского) / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. Т. 1. М., 2013. С. 445–447.
100
Фаулз Дж. Волхв. Роман. М., 2004. С. 248.
101
Гришина Н.В. Экзистенциальная психология в поисках вектора своего развития // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 42.
102
См.: Касавин И.Т. Социальная эпистемология… как эпистемологическая проблема // Эпистемология и философия науки. 2007. № 4. С. 30–34; Смирнова Н.М. Контекстуальная парадигма социальной эпистемологии // Эпистемология и философия науки. 2007. № 4. С. 35–38.
103
Ялом И. Как я стал собой. Воспоминания. М., 2018; Ялом И., Ялом М. Вопрос о жизни и смерти. М., 2021.
104
Образ Грегори Соломона прекрасно передан В. Этушем в миниатюре «Цена» по пьесе А. Миллера (в составе спектакля «Пристань», поставленного Государственным академическим театром им. Е. Вахтангова в 2011 г. к 90- летию театра).
105
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2008. С. 44–53.
106
Фаулз Дж. Волхв. С. 323.
107
Schutz A. The Phenomenology of the Social World. Chicago, 1968. P. 218.
108
Больнов О. Философия экзистенциализма. СПб., 1999. С. 76.
109
Там же. С. 76–77.
110
Фаулз Дж. Волхв. М., 2004. С. 323.
111
Знаков В.В. Психология понимания мира человека. М., 2016. С. 42.
112
Анализ роли языка в контексте опыта см.: Касавин И.Т. Идея опыта: реабилитация или тризна? // Эпистемология и философия науки. 2012. № 3.
113
Цветаева М. Письма 1905–1923 гг. М., 2012. С. 705.