bannerbanner
Экзистенция и культура
Экзистенция и культура

Полная версия

Экзистенция и культура

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
10 из 10

114

Анкерсмит Ф. Возвышенный исторический опыт. М., 2007. С. 33.

115

Знаков В.В. Тезаурусное и нарративное понимание событий как проблема психологии человеческого бытия // Методология и история психологии. 2010. Т. 5. Выпуск 3. С. 110.

116

В данном контексте значимо гегелевское понимание становления как постоянного напряжения. Гегелевская интерпретация термина «становление» может быть применена и к пониманию становления личности, носящего постоянный характер. Становление – это категория отношения, взаимодействия, характеризующая «беспокойство внутри себя», изначально присущее бытию, почему Г.В.Ф. Гегель и писал, что «начало само есть становление» (Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 1. Л., 1932. С. 153). Становление оказывается «безудержным движением», которое как разрушительно (переход от бытия к ничто), так и созидательно (переход от ничто к бытию) (Там же. С. 156). Характеристику феномена становления см. также: Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX в. М., 1976. С. 296.

117

Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М., 1981. С. 101.

118

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 44.

119

Глава написана на основе следующей статьи: Касавина Н.А. Экзистенциальный опыт: отчаяние и надежда // Философские науки. 2016. № 10. С. 51–64.

120

Bugental J. The search for existential identity: Patient-therapist dialogues in humanistic psychotherapy. San Francisco, 1976. В переводе на русский язык названия данной работы Д. Бьюдженталя понятие экзистенциальной идентичности не фигурирует. См.: Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. М., 2007.

121

См.: Унамуно М. де О трагическом чувстве жизни. Киев, 1996. С. 56.

122

Борхес Х.Л. Бессмертие // Борхес Х.Л. Соч.: в 3 т. Т. 3. Рига, 1994. С. 271.

123

Ясперс К. Философия. Кн. 2: Просветление экзистенции. М., 2012. С. 235.

124

Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков, 2003. С. 218.

125

Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 222.

126

Там же. С. 220.

127

См.: Визгин В.П. Примечания // Марсель Г. О смелости в метафизике. СПб, 2012. С. 302.

128

Марсель Г. О Философском поиске // Марсель Г. О смелости в метафизике. СПб, 2012. С. 290.

129

Визгин В.П. Экзистенциальная философия Габриэля Марселя // Марсель Г. О смелости в метафизике. СПб, 2012. С. 8.

130

Эта неоднозначность отчетливо показана в работах Э.Ю. Соловьева: Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм // Вопросы философии. 1966. № 3; 1967. № 1.

131

Марсель Г. О смелости в метафизике. СПб, 2012. С. 59.

132

Ясперс К. Философия. Кн. II: Просветление экзистенции. М., 2012. С. 253.

133

Там же. С. 205.

134

Там же. С. 205. С. 211.

135

Там же. С. 212.

136

Ясперс К. Философия. Кн. II: Просветление экзистенции. М., 2012. С. 248.

137

Там же. С. 206.

138

Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб, 1999. С. 115.

139

Интересно, что работа П. Тиллиха «Мужество быть» была написана им как ответ Р. Мэю, его младшему товарищу и соратнику, который писал диссертацию о феномене тревоги (впоследствии у Р. Мэя вышла книга под названием «Смысл тревоги»).

140

Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1995. Т. 1. С. 33–44.

141

Якобсен Б. Жизненный кризис в экзистенциальной перспективе: могут ли травма и кризис рассматриваться как помощь в личном развитии // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии / Сост. Ю. Абакумова-Кочюнене. Бирштонас; Вильнюс, 2005.

142

Бьюдженталь Д. Предательство человечности: миссия психотерапии по восстановлению нашей утраченной идентичности // Эволюция психотерапии: в 3 т. Т. 3. М., 1998. С. 180–207.

143

Там же.

144

Ясперс К. Философия. Кн. II: Просветление экзистенции. М., 2012. С. 250.

145

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Соч.: в 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. М., 1982. С. 291.

146

Моэм У.С. Бремя страстей человеческих // Моэм У.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1991. С. 653.

147

См.: Йоманс Э. Самопомощь в мрачные периоды // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М., 1997. С. 119.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
10 из 10