Полная версия
История Испании
Португалия начала свой самостоятельный исторический путь. Ее главной задачей стала война с мусульманами для расширения границ в южном направлении. И успехи не заставили себя долго ждать. Афонсу I, первый правитель независимого королевства, завоевал Сантарен и Лиссабон в 1147 г., Бежу – в 1162 г., Эвору – в 1166 г. В правление его сына Саншу I (1185–1211) к Португалии были присоединены земли Алгарви.
После смерти Альфонсо VII в 1157 г. Леоно-Кастильское королевство было разделено между его сыновьями: Кастилию получил Санчо III (1157–1158), а Леон – Фернандо II (1157–1188). Ранняя смерть Санчо III привела к тому, что на троне оказался его малолетний сын Альфонсо VIII (1158–1214). В период его малолетства шла острая борьба за власть между двумя знатными родами – Кастро и Лара. Этой ситуацией попытались воспользоваться также правители соседних королевств, Фернандо II Леонский и Санчо VI Наваррский, который хотел вернуть Логроньо в состав своего королевства. Ситуация изменилась в 1170 г., когда Альфонсо VIII достиг совершеннолетия. Ему удалось заключить очень удачный и выгодный брак с дочерью английского короля Генриха II Элеонорой. В качестве ее приданого под власть кастильского короля перешла Гасконь. В 1177 г. Альфонсо VIII отвоевал у мусульман Куэнку, которой было даровано фуэро, ставшее важной вехой в истории права Испании. В 1179 г. Альфонсо VIII заключил с королем Арагона Альфонсо II договор в Касорле, в котором производилось новое разделение земель, которые оба монарха планировали отвоевать у мусульман. Немного позже, в 1183 г., кастильский король договорился с Фернандо II Леонским о браке своей дочери Беренгелы с наследником леонского престола, будущим Альфонсо IX. В 1195 г. Альфонсо VIII потерпел тяжелое поражение в сражении при Аларкосе от Альмохадов, незадолго перед этим установивших свою власть над аль-Андалусом. Потребовалось несколько лет, чтобы христиане смогли взять реванш в знаменитой битве при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 г., ознаменовавшей конец владычества Альмохадов. Помимо этого, Альфонсо VIII присоединил к своему королевству в 1200 г. Гипускоа и часть Алавы, принадлежавшие до этого Наварре. Кастильский король также содействовал развитию кантабрийского побережья.
Король Леона Фернандо II постоянно враждовал с Кастилией, вплоть до 1183 г., когда был заключен мир Фресно-Лавандера. Также у леонского монарха были постоянные конфликты с западными соседями, португальцами. Но при этом ему удавалось развивать экспансию в южном направлении. В 1166 г. он захватил крепости Йельтес и Алькантара. Его сын Альфонсо IX (1188–1230) начал свое правление, созвав Королевский совет, на котором присутствовали представители третьего сословия, и это стало началом становления института кортесов. Отношения с Кастилией у Альфонсо IX были напряженными, прежде всего из-за расторжения брака с кастильской инфантой Беренгелой. Это, в частности, объясняет отказ Альфонсо IX от участия в военной кампании, завершившейся победой христиан при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 г.
Во второй половине XII в. в Леоне и Кастилии появились испанские духовно-рыцарские ордена, организованные по образцу орденов госпитальеров и тамплиеров. Первым возник орден Кала-трава (1158). Начало его истории связано с обороной крепости Старая Калатрава, которая в те годы подвергалась постоянным нападениям мусульман. Новый орден принял устав цистерцианцев. Несколько лет спустя появился орден Алькантара, возникший на основе рыцарского братства Сан-Хулиан-де-Перейро. Алькантара также использовала цистерцианский устав. Орден Сантьяго сложился в 1171 г. на основе братства Касереса, основанного королем Леона Фернандо II. Орден Сантьяго в отличие от двух упомянутых использовал августинский устав. Все три ордена с момента своего основания играли важнейшую роль в военных действиях против мусульман, а также в колонизации отвоеванных земель.
Двигаясь дальше на восток, перейдем к королевству Наварра. Гарсии Рамиресу VI наследовал Санчо VI (1150–1194), прозванный Мудрым. Новый король стремился, используя малолетство правителей сопредельных Кастилии и Арагона, возвратить под свою власть земли, ранее отторгнутые от Наварры, однако не преуспел в этом. И более того, в 1179 г. Риоха окончательно перешла Кастилии. Санчо VI провел несколько важных административных реформ. Его наследник, Санчо VII Сильный, начал свое правление не очень удачно: Наварра потеряла вместе с Гипускоа выход к морю. Король решил направить свои усилия на расширение королевства в северном направлении. Улучшение отношений с Кастилией привело к тому, что Санчо VII помогал Альфонсо VIII в организации похода, завершившегося битвой при Лас-Навасде-Толоса. Кроме того, Санчо VII предпринял меры для оздоровления Королевской казны.
Альфонсо II (1162–1196), сын Рамона Беренгера IV и Петронилы, был первым королем каталоно-арагонской конфедерации. Он предпринял важные шаги для унификации устройства каталонских графств, некоторые из них, например Руссильон и Пальярс-Юса, сам присоединил. Также он вмешивался в дела на юге Франции и смог присоединить графство Прованс. Но самым важным в его правление было возобновление Реконкисты. Завоевав крепости Каспе и Альканьис, он продолжал продвигаться на юг до горной цепи Альбаррасин и закончил завоеванием Теруэля в 1171 г. Альфонсо II поддерживал хорошие отношения с Альфонсо VIII, с которым подписал договор в Касорле (1179). После его смерти на трон взошел его сын Педро (Пере)31 II (1196–1213), прозванный Католическим. Этот король получил корону от папы Иннокентия III в Риме в 1204 г. и признал свое королевство вассалом Святого престола. Он также оказал помощь Альфонсо VIII в его походе против мусульман, закончившемся победой при ЛасНавас-де-Толоса. Но в центре его интересов были северные границы его королевства: он помогал своим южнофранцузским вассалам, в частности графу Тулузы, которых обвиняли в том, что они защищают альбигойскую ересь. Педро II потерпел поражение и погиб в битве при Мюре в 1213 г., и это положило конец продвижению Арагонской Короны за Пиренеи.
Альмохады: новое препятствие наступлению христиан
Империя Альморавидов в первой половине XII в. клонилась к упадку, и потеря Сарагосы стала началом ее краха. В аль-Андалусе начались внутренние столкновения, которые привели к падению власти Альморавидов и началу второго периода тайф. Наиболее влиятельными были тайфы Севилья, Бадахос, Кордова, Гранада, Валенсия и Балеары. Параллельно с начала XII в. на севере Африки начало развиваться движение Альмохадов, их название происходит от арабского слова, означающего «верующий в единого Бога». Оно стало очень популярно среди берберских племен Атласских гор. Движение Альмохадов, которое ратовало за преобразование всего жизненного уклада на основе изначальных коранических норм, очень быстро стало военно-политической структурой, захватившей власть и вытеснившей альморавидов на севере Африки. Альморавидская столица Марракеш пала в 1147 г. Одновременно Альмохады высадились на берегах Пиренейского полуострова и захватили Севилью (1147), ставшую столицей аль-Андалуса, Кордову (1148), Бадахос (1150), Гранаду (1154). Тайфа Валенсия противостояла Альмохадам до 1172 г. Мусульманские войска под командованием Абу Йусуфа ибн Йакуба одержали победу над Альфонсо VIII в 1195 г. при Аларкосе. Сразу вслед за этим Альмохады опустошили область вокруг Калатравы (так называемую Кампо-де-Калатрава). В начале XIII в. они смогли закрепиться на Балеарах. Но в 1212 г. Альмохады потерпели разгромное поражение в битве при Лас-Навас-де-Толоса, что стало началом их краха.
Власть альмохадских правителей, которые именовали себя иногда эмирами, а иногда и халифами, имела ярко выраженный диктаторский характер. Основой власти была армия. Тем не менее все указывает на то, что экономика аль-Андалуса во второй половине XII в. переживала подъем, который отразился среди прочего на увеличении площадей с ирригационными сооружениями. Альмохады проявляли крайнюю нетерпимость к иноверческим общинам, что привело к массовой миграции мосарабов и иудеев на север полуострова. Но это не стало препятствием для культурного расцвета аль-Андалуса в это время. Самыми известными учеными того времени были врач и философ Аверроэс, а также иудейский мыслитель Маймонид. Аверроэс, прославившийся своими комментариями трудов Аристотеля, пытался примирить мусульманскую доктрину и идеи греческого философа. Маймонид, которые был вынужден уехать из аль-Андалуса, также был врачом, но самое знаменитое его сочинение «Путеводитель растерянных» было посвящено проблеме соотношения веры и разума.
Города и торговля
Характерной чертой христианской Испании в XII в. было начало очень активного роста городов. Обычно города в это время уже были окружены стенами, внутри которых проживали преимущественно ремесленники, а кроме того, они обладали своим фуэро. Рассмотрим это на примере. Арабский путешественник аль-Идриси, который посетил земли на севере Месеты в первой половине XII в., так описывал Бургос: «Большой город, через который протекает река и который поделен на районы, окруженные стенами. В одном из них живут только иудеи. Город хорошо укреплен и приспособлен для обороны. Он находится на большом пути, по которому проезжает много путешественников». Часто мы узнаем о строительстве новых стен, которые должны были защищать кварталы, выросшие за пределами первоначального укрепленного поселения. Так произошло, например, в Вальядолиде, где в конце XII в. выстроили новую стену, которая охватила территорию в десять раз большую, чем первоначальный небольшой городок, который обнаружил здесь Педро Ансурес, приехав в эти земли в конце XI в. Тогда же короли стали часто даровать таким городам фуэро. Альфонсо VIII, старавшийся поддерживать развитие прибрежных территорий Кантабрии, даровал фуэро Сантандеру в 1187 г., и почти одновременно король Наварры Санчо VI утвердил фуэро Витории и Сан-Себастьяна.
Расцвет городов очевидным образом был связан с развитием ремесла и торговли. В XII в. короли учредили множество ярмарок, которые представляли собой рынки, собиравшиеся ежегодно, как правило, в день памяти какого-нибудь святого. В Леоне и Кастилии самыми старыми были ярмарки в городе Белорадо, берущие свое начало в 1116 г. Затем были учреждены ярмарки в Вальядолиде (1152), в Саагуне (1153), в Каррионе-де-лос-Кондес (1169) и др. Важным фактором, который способствовал развитию торговли, был рост монетизации экономики. Сыграли свою роль и выплаты дани, которые получали христиане от тайф, что означало увеличение количества доступного драгоценного металла. Что касается королевств Леона и Кастилии, то там была распространена монета мусульманской чеканки. В 1171 г. Альфонсо VIII повелел отчеканить на монетном дворе в Толедо золотые мараведи, которые воспроизводили мусульманские. Тогда же была выпущена серебряная монета, получившая название городских солидов. Но наиболее ходовыми были динеро де вельон32. И не следует забывать о деятельности менял, которых становилось больше день ото дня. В землях Испании, особенно в Каталонии, стали появляться первые торговые компании, пришедшие сюда из Италии. Самая первая из них образовалась в 1194 г.
Рождение кортесов
В 1188 г. король Леона Альфонсо IX созвал внеочередную Королевскую курию, на которой впервые присутствовали представители нескольких городов королевства, т.е. третьего сословия. Это событие стало ни больше ни меньше началом истории института представительства в Испании. Предполагается, что годом ранее, в 1187 г., на Королевском совете, собранном в Кастилии, присутствовали представители городов. Но леонская курия по-прежнему считается точкой отсчета в истории кортесов. По какой причине представители городов участвовали в заседании Королевского совета? Санчес-Альборнос считал, что горожане были недовольны злоупотреблениями королей при чеканке монеты и заключили с Короной соглашение. В обмен на экономическую помощь городов монархи обещали чеканить монету по определенным правилам и не чаще одного раз в семь лет. На кортесах 1202 г., собранных в Бенавенте, очень горячо обсуждалось, что «король продал монету жителям долины Дуэро, получая от них за каждые семь лет мешки с мараведи. И в тот же год была выкуплена монета по всей Эстремадуре». В любом случае появление в управлении королевств представителей горожан со всей очевидностью свидетельствует о растущей роли этой социальной группы.
Реформа Церкви и новое в культуре
Христианские королевства Испании поддерживали тесные связи с запиренейской Европой. Это объясняет тот факт, что новые веяния на континенте быстро достигали полуострова. Так, например, произошло с цистерцианским орденом, появившимся как движение за обновление монашества внутри бенедиктинского ордена. Его распространение в Испании началось с 1140 г., когда был основан первый монастырь Фитеро в Наварре, принявший обновленный устав. Всего через несколько лет на Пиренейском полуострове появилось множество других реформированных монастырей. Упомянем такие, как Санта-Креус и Поблет в Каталонии; Веруэла, Пьедра и Руэда в Арагоне; Лейре и уже названный Фитеро в Наварре; Сакрамения, Уэрта и Вальбуэна в Кастилии; Мореруэла, Сандоваль и Карраседо в Леоне; Собрадо, Мелон и Осера в Галисии. Основной максимой цистерцианцев была абсолютная бедность и простота в обиходе. Их обители обычно находились в отдалении от городов. С другой стороны, цистерцианцы, возродившие обязанность монахов трудиться руками, играли очень важную роль в колонизации земель, в чем им помогали обращенные братья. В XII в. в испанских землях появился орден премонстрантов, которые основали монастыри Санта-Мария-де-Бельпуч в Каталонии; Ретуэрта, Ла-Вид и Санта-Мария-де-Агилар-де-Кампоо в Кастилии. Что касается картузианцев, их первой общиной стала Скала Деи, основанная в 1163 г. в каталонских землях.
Одновременно продолжалось развитие «Пути Сантьяго». К первой половине XII в. относится текст французского клирика Эмерика Пико, который принято называть первым путеводителем с описанием маршрута паломников, направляющихся в Сантьяго-де-Компостела. Он известен как «Книга Святого Иакова» и входит в пятую часть знаменитого Кодекса Каликста. В этом сочинении Эмерик Пико описывает этапы пути, а также отмечает особенности разных областей, через которые он проходит, и рассказывает о разных продуктах, изготовляемых местными жителями.
В культуре по-прежнему господствует Церковь. Помимо монастырских школ, где учились монахи, все больше появляется школ при соборах. Наиболее знамениты в XII в. были школы соборов Сантьяго-де-Компостела, Толедо, Паленсии и Сеговии. Самой необычной чертой испанской культуры XII в. были интеллектуальные контакты между христианами и мусульманами. В арагонском городе Тарасона существовал центр, основанный первым епископом, выходцем из французских земель, доном Мигелем, где совместно трудились над рукописями христиане, мусульмане и иудеи. Архиепископ дон Раймундо организовал подобный же центр в Толедо, который принято называть «толедской школой переводчиков». Там переводили тексты с арабского на латынь. В Испанию приезжали интеллектуалы со всей Европы – Аделард Батский, Герман Каринтийский, Роберт Честерский, Герард Кремонский. Важной фигурой в толедском центре был Хуан Севильский – мосараб или иудей. В Толедо переводили труды как мусульманских авторов – Авиценны, аль-Газали, так и античных мыслителей и ученых – Эвклида, Гиппократа, Птолемея и Аристотеля.
Другим важным фактом культурной жизни XII в. в христианской Испании было развитие народных языков, которые начали постепенно вытеснять латынь. В Леоно-Кастильском королевстве в XII в. (ок. 1140 г., по мнению Рамона Менендеса Пидаля, хотя многие ученые отодвигают эту датировку на более позднее время) была записана на романсе «Песнь о моем Сиде», вершина творчества хугларов – народных поэтов. Тогда же появляются и первые памятники на каталанском – XII веком датируются «Проповеди Органьи», самый ранний известный текст на этом языке.
6. XIII век.
Восток Испании: экспансия Арагона и Каталонии
Крах власти Альмохадов после их поражения при Лас-Навас-деТолоса в 1212 г. позволил христианским королевствам возобновить свое продвижение на юг. В первой половине столетия они добились впечатляющих успехов в расширении подвластной им территории. Арагонская Корона смогла присоединить, во-первых, Балеарские острова, а во-вторых, Валенсию. Их завоевание полностью соответствовало договорам с Кастилией о будущих разделах земель и означало окончание Реконкисты для Арагона. Однако оставался вопрос о принадлежности земель Мурсии, который занимал арагоно-каталонских правителей и после того, как Мурсия была присоединена к Кастилии. Еще до конца XIII в. Арагонское королевство сделало первые шаги в расширении и укреплении своего влияния в Средиземноморье. В сфере экономики довольно заметно различие между Арагоном, где господствовало сельское хозяйство, и Каталонией с ее постоянно растущей активностью в торговле. Общество постепенно становится более стратифицированным как в городах, так и среди сельского населения. В Арагоне, кроме того, довольно значительную часть населения составляют мудехары33, а иудейские общины оставались и в Арагоне, и в Каталонии. В политической организации этих земель наиболее заметными новыми чертами стали появление кортесов и распространение рецепированного римского права. В культуре восточно-испанских земель очень важную роль сыграл выдающийся мыслитель и проповедник Рамон Льюль.
Присоединение Балеарских островов и Валенсии
Самые большие территориальные приобретения Арагонская Корона сделала в правление Хайме (Жауме) I (1213–1276), получившего прозвище Завоеватель. На кортесах в Барселоне 1228 г. было принято решение начать завоевание Балеарских островов. Одной из целей этой экспедиции было покончить с пиратскими рейдами, которые мусульмане осторова Мальорка регулярно совершали вдоль средиземноморского побережья, нанося ощутимый ущерб каталонским купцам. Год спустя, в 1229 г., из гаваней Таррагоны, Салоу и Камбрильса вышла эскадра из полутора тысяч судов. Эскадра достигла берегов Мальорки и нанесла мусульманам поражение в битве при Портопи. Еще до конца года был взят город Пальма. Однако война продолжалась до 1232 г., так как в горных районах острова мусульмане успешно сопротивлялись наступлению христиан. Несколько лет спустя, в 1235 г., Хайме I захватил острова Ивису (Ибицу) и Форментеру. А остров Менорка, напротив, оставался под властью мусульман еще долго, до 1278 г., когда его смог завоевать король Арагона Альфонсо III.
Сразу же началась целенаправленная колонизация острова Мальорка, для которой применялась «практика разделов» (repartimiento). Половина земель острова была передана богатейшим представителям титулованной знати – магнатам, принимавшим участие в завоевательном походе. Среди них были графы Ампуриаса и Руссильона, виконт Беарна (его владения располагались на юге Франции), архиепископ Барселоны. Переданная им часть острова получила название «половина магнатов» (medietas magna-tum). Земли из «королевской половины» (medietas regis) были розданы во владение ордену тамплиеров, инфанту Альфонсо, должностным лицам из Королевского совета, а также тем, кто стал переселяться на острова; большинство новопоселенцев были родом из Каталонии. Много ли мусульман осталось на Мальорке? Большинство покинули остров, предположительно осталось только 10%, т.е. около 12 тыс. человек, часть из них были превращены в рабов.
В 1230-е гг., несмотря на то что военные операции на Балеарах еще продолжались, Хайме I решил начать завоевание Валенсийской тайфы, которое предусматривалось по договорам, заключенным с Кастилией, о разделе незавоеванных мусульманских земель. Это предприятие было выгодно прежде всего каталонцам, которые наравне с арагонцами приняли в нем активное участие. Первым походом 1232 г. руководил граф Бласко де Арагон, который захватил крепости Арес и Морелья на северных границах Валенсийской тайфы. На Королевской курии, состоявшейся в Монсоне в том же году, было принято решение, что королевские войска поддержат начатый поход. Первыми крепостями, которые завоевали христиане, были Бурриана, Пеньискола и Альмансора. Следующая Королевская курия в Монсоне, прошедшая в 1236 г., постановила продолжить наступление на юг. Решение, принятое в Монсоне, поддержал папа Григорий IX, объявив в своей булле будущую военную кампанию крестовым походом. В 1237 г. был взят Пуч. Но кульминацией, вне всякого сомнения, стало завоевание города Валенсия, который сдался в 1238 г. после длительной осады. С этого момента и до 1245 г. шли военные действия по завоеванию территорий к югу от Валенсии, которые принадлежали тайфе Дения. Первой была взята Кульера в 1239 г., а закончилась война после падения Альсиры в 1245 г.
Неоднородность территории Валенсии объясняет тот факт, что колонизация шла неравномерно. Кроме того, не следует забывать, что на завоеванных землях, особенно в южных областях, большинство мусульман остались. В северной гористой части, где плотность населения была невелика, владения получили ордена тамплиеров и госпитальеров. Иной характер приняла колонизация долин между реками Михарес и Турия, заселенных мудехара-ми. Но главная задача заключалась в заселении центра нового королевства – Валенсии и ее ближайшей округи. Оттуда были вытеснены две трети мусульман, а на освободившиеся земли пришли поселенцы из Каталонии и частично из Арагона. Они получили 65 тыс. га земли и 2,6 тыс. домов. Валенсии было даровано фуэро, составленное под сильным влиянием рецепированного римского права. Напротив, на юг завоеванных территорий новое население почти не отправлялось, и там долго сохранялось мусульманское большинство. Только приграничные районы были частично колонизированы христианами.
В 1244 г. Хайме I заключил с королем Кастилии Фернандо III договор в Альмисре, в котором согласовывался раздел территорий, прежде принадлежавших аль-Андалусу. В 1247 г. в валенсийских землях вспыхнуло восстание мудехаров под предводительством аль-Азрака. После того как через год восстание было подавлено, многие мудехары покинули королевство Валенсия. Тем не менее в конце XIII в. мусульманское население Валенсии по-прежнему заметно превосходило христианское по численности.
Чтобы ограничить власть титулованной знати, Хайме I решил оказать поддержку королевским городам, которые добивались автономии. В 1265 г. был создан первый муниципальный совет – Консехо в Барселоне. В 1258 г. был подписан договор с королем Франции Людовиком IX в Корбее, в соответствии с которым прекращалась вассальная зависимость графов Барселоны от французских королей. Хайме I планировал еще один крестовый поход, но не смог реализовать эту идею.
Начало экспансии в Средиземноморье
После смерти Хайме I королевство было разделено между его сыновьями. Педро (Пере) III (1276–1285), прозванный Великим, получил Арагон, Каталонию и Валенсию. Мальорка отошла Хайме (Жауме) II. Педро III был вынужден противостоять растущему давлению, с одной стороны, титулованной знати, с другой – растущих городских олигархий. В 1283 г. королю пришлось подписать на кортесах, проходивших сначала в Тарасоне, затем в Сарагосе, документ, получивший название Главной Привилегии, укреплявший положение арагонской и валенсийской знати, а также некоторых городов в этих королевствах.
В правление Педро III Арагонская Корона начинает свое продвижение в Средиземноморье. Арагонский король был женат на Констанции Сицилийской34, в это время на острове Сицилия правила Анжуйская династия35. Однако вспыхнувшее в 1282 г. восстание против французов получившее название «Сицилийская вечерня», привело к тому, что Педро III был провозглашен королем Сицилии. Это событие вызвало резкую отрицательную реакцию папы римского, который отлучил Педро III от Церкви, и короля Франции Филиппа III, поддерживавшего анжуйцев. Французский монарх отправился со своими войсками в Каталонию, однако вскоре они отступили.
После смерти Педро III ему наследовал Альфонсо III (1285–1291), а Сицилию получил его второй сын, Хайме (Жауме). Альфонсо III за время своего короткого правления вынужден был противостоять давлению знати внутри королевства и враждебной политике Франции и папства вовне. Мирный договор в Тарасконе несколько облегчил положение короля. Альфонсо III поддержал кастильских инфантов ла Серда (см.: С. 100–101) в их династическом конфликте с королем Кастилии Санчо IV.
После смерти Альфонсо III на трон взошел его брат Хайме (Жауме) II (1291–1327), до этого правивший на Сицилии. В результате заключения договора в Ананьи (1295) Хайме II пришлось отказаться от Сицилии, но в качестве компенсации он получил права на Корсику и Сардинию36. В 1296 г. его брат Федерико провозгласил себя королем Сицилии37. В последние годы своего правления Хайме II смог захватить Сардинию, однако в дальнейшем при управлении островом Арагонской Короне пришлось улаживать отношения с Пизой, а затем с Генуей. Также при Хайме II была организована Великая кампания – поход отряда альмогаваров38 под командованием Рожера де Флор в Константинополь, на службу к византийскому императору. Примерно в 1303 г. отряд численностью в 4 тыс. воинов прибыл в Константинополь и участвовал в боях с турками, совершив немало блестящих подвигов. Однако после убийства в 1305 г. Рожера де Флор каталонцы не стали подчиняться местным византийским властям и захватили власть в Афинском герцогстве и Неопатрии. Что касается ситуации на Пиренейском полуострове, то Хайме II конфликтовал с Кастилией, поддерживая претензии на трон инфантов ла Серда и требуя передать Арагону королевство Мурсия. По мирному соглашению, заключенному в Агреде (1304), Мурсия осталась у Кастилии, а Арагон получил Аликанте и сопредельные земли.