Полная версия
История Испании
Центральным событием правления Альфонсо VI, несомненно, было присоединение Толедской тайфы в 1085 г. Наиболее вероятно, что правитель тайфы аль-Кадир заключил договор с леонокастильским королем о сдаче города в обмен на помощь в захвате Валенсии. После того как христианские войска вошли в город, где при вестготских королях собирались знаменитые Соборы; столицу обширной Центральной марки аль-Андалуса, Альфонсо VI стал использовать в документах титул «император всей Испании» или «повелитель двух вер». «Леонская империя» прошлого превратилась теперь в «Испанскую империю». Толедо был первым крупным городом аль-Андалуса, завоеванным христианами. Кроме того, взятие Толедо означало получение контроля над значительной частью долины Тахо. В Толедо стали приезжать новые жители – христиане с севера, воины и торговцы. Первым архиепископом после восстановления здесь кафедры стал выходец из Франции Бернард де Седирак. Но большинство все же пока составляли местные – мосарабы и иудеи.
Это продвижение на юг позволило активизировать колонизацию на землях между рекой Дуэро и горами Центральной Системы, которые было принято называть «эстремадура»29. Чтобы увеличить население, здесь было разрешено селиться и правонарушителям. Сюда стекались переселенцы из областей к северу от Дуэро, но большинство – из Риохи. Основой административной организации территории стали так называемые «общины города и земли» (comunidades de villa y tierra), или «города и села» (de villa y aldeas). Самыми важными со стратегической точки зрения были крепости Сеговии, Авилы и Саламанки. Их стали именовать пограничными городами из-за важности их военной функции. Наиболее влиятельной группой в этих городах были кабальеро, которые стали главными участниками знаменитых «cabalgadas» – военных экспедиций в мусульманские земли с целью захвата добычи. Многие большие и мелкие города «эстремадуры» получили фуэро, среди которых наиболее знаменито фуэро Сепульведы.
Вторжение Альморавидов. Замедление наступления христиан
Всего год спустя после взятия Толедо Альфонсо VI потерпел крупное поражение при Саграхасе от войска Альморавидов, выходцев из Северной Африки, которые за несколько месяцев до этого высадились в Альхесирасе. Начался сложный период в правлении Альфонсо VI. Альморавиды, утвердившие свою власть над северо-западом Африки, вторглись в земли аль-Андалуса по призыву правителей тайф Севильи, Гранады и Бадахоса. Но кто же были эти «люди из обители» – так переводится понятие «аль мурабитун», от которого произошло слово «альморавиды»? Так называли берберов, которые очень строго придерживались вероучения ислама, и особенно важной для них была идея священной войны. В большинстве своем это были скотоводы. Центром их владений стал Марракеш, основанный в 1070 г., а первым правителем – Йусуф ибн Ташфин.
После победы при Саграхасе Альморавиды вернулись в Африку, но с 1090 г. начали активную военную кампанию по подчинению тайф аль-Андалуса. Первой покорилась в 1091 г. Севилья, затем Бадахос. Мусульманские земли полуострова вновь стали единым государством. Основной чертой этого периода было усиление позиции той части исламского общества, которая ратовала за строгую религиозность и была враждебно настроена ко всем иноконфессиональным общинам, что привело к преследованию мосарабов и иудеев. Альморавиды начали чеканить собственную монету, снизили налоги для того, чтобы добиться поддержки своей власти. С точки зрения развития интеллектуальной культуры это был менее благоприятный период, чем время тайф.
Одной из главных целей альморавидов, безусловно, было возвращение Толедо. И хотя им не удалось ее достичь, они смогли нанести еще несколько крупных поражений Альфонсо VI – в 1097 г. при Консуэгре и в 1108 г. при Уклесе. В последнем сражении погиб единственный сын Альфонсо VI, что стало тяжким ударом для короля. Он умер спустя несколько месяцев после битвы при Уклесе. Это военное противостояние привело к потере христианами нескольких важных пунктов. Немного иначе развивались события, связанные с фигурой Родриго Диаса де Вивар. После изгнания он становился вассалом того господина, который был щедрее, и это в конце концов привело его на службу к правителю Сарагосы. В 1094 г. Сид захватил Валенсию. Город стал центром его владений, которые представляли собой, по сути, феодальное княжество. Родриго Диас де Вивар правил Валенсией до своей смерти в 1099 г. и отбил несколько атак Альморавидов, продемонстрировав свои исключительные способности военачальника. Вдова Сида донья Химена смогла удерживать Валенсию до 1102 г., но все же в конце концов город был завоеван Альморавидами.
Успехи Арагона и Каталонии
Политические центры христиан на востоке полуострова также завладели инициативой в противостоянии с мусульманами, однако их успехи до конца XI в. были не столь заметными, как у Леоно- Кастильского королевства. Хуже всего складывалась ситуация для королевства Памплона. Гарсия Санчес III, наследник Санчо III Великого, погиб в сражении при Атапуэрке в 1054 г. с войсками своего брата Фернандо I. Королевство потеряло область Буреба, отошедшую к Кастилии. Санчо IV, о правлении которого очень мало что известно, стал жертвой заговора знати и был убит в Пеньялене в 1076 г. В результате королем Памплоны был провозглашен Санчо Рамирес, правитель Арагона.
На востоке Испании именно Арагон добился значительного увеличения своей территории. Это графство превратилось в королевство при сыне Санчо III Великого, Рамиро I (1035–1063). В 1044 г. он смог присоединить в качестве наследства владения своего сводного брата Гонсало – графства Собрарбе и Рибагорсу. В горах Гуара он также учредил несколько владений, которые должны были оборонять южные границы Арагона. Наконец он собрал войско для похода против Сарагосы, но кампания оказалась неудачной – в битве при Граусе христиане потерпели поражение, а Рамиро I погиб. Его наследник, король Санчо Рамирес (1063–1094), начал свое правление с похода на крепость Барбастро. При этом он обратился за помощью к рыцарству французских земель, которые принимали участие в этой кампании под знаменем креста, получив благословение папского престола. Барбастро был взят в 1064 г., однако мусульмане довольно быстро его вновь отвоевали. В 1076 г. Санчо Рамирес провозгласил себя королем Памплоны. Арагон и Наварра вновь объединились, но в отличие от предыдущей унии теперь главенствующую роль играли арагонские правители. Наиболее значительных военных успехов Санчо Рамирес добился в конце своего правления, заняв крепости Граус (1083), Аргуэдас (1084), Монсон (1089) и Монтеарагон (1091). При попытке завоевать Туделу он потерпел поражение. Новый король Арагона Педро I (1094–1104) продолжил продвижение на юг. Победив мусульман в битве при Алькорасе, он занял Уэску в 1096 г., а в 1100 г. окончательно утвердился в Барбастро. Также он захватил Болеа и замок Каласанс. Педро I иногда оказывал помощь Сиду в его военных экспедициях. Он объявил о своем намерении участвовать в крестовом походе, провозглашенном в 1095 г. папой Урбаном II, однако в итоге не осуществил его. Арагон в результате всех описанных действий занял область, которую называют Равнинная Земля (Tierra Llana), где мусульманское население оставалось в большинстве. Эта область стала объектом активной колонизации, в которой принимали участие группы свободных неблагородного происхождения и часть знати. Наиболее заселенными стали земли между реками Гальего и Синка.
Каталонские графства также добились некоторых успехов в расширении своих владений в южном направлении, однако внутренние распри, особенно между братьями Рамоном Беренгером II и Беренгером Рамоном II сыграли свою негативную роль. В правление Рамона Беренгера I (1035–1076) активно осваивались земли в области Таррега, при Рамоне Беренгере II (1076–1082) – в долинах Уржеля, а при Беренгере Рамоне II (1082–1097) – в Камп-де-Таррагона. В 1090 г. было объявлено о восстановлении епископской кафедры Таррагоны. Но самых ощутимых результатов в продвижении на юг добился Рамон Беренгер III (1097–1131) в начале XII в., который участвовал в завоевании Балагера (1106) и активно поддерживал колонизацию земель вокруг Таррагоны.
Развитие городов-крепостей и становление сословия горожан
Господство сельского мира в христианской Испании XI в. было полным. Большинство населения жило в сельских поселениях, а источником материального богатства оставалась земля. Однако очень постепенно значение городов росло. Традиционно особое внимание уделяется роли, которую сыграл в этом «Путь Сантьяго». Один отрывок из Саагунской хроники прекрасно отразил это: анонимный автор пишет, что в последние годы XI в. в «этот город съехались умельцы во многих ремеслах: кузнецы, каменщики, портные, сапожники, кожевники». А родом они были, продолжает автор, «гасконцы, бретонцы, немцы, англичане, бургундцы, нормандцы, тулузцы, ломбардцы, провансальцы». Таким образом, множество ремесленников и торговцев, в большинстве своем выходцы из Франции, селились вблизи замков и монастырей вдоль всего «Пути Сантьяго». И это были в основном городские поселения. Есть множество примеров городов, которые стали активно развиваться именно благодаря росту потока паломников: Хака в Арагоне, Памплона и Эстелья в Наварре, Логроньо в Риохе, Бургос и Кастрохерис в Кастилии, Саагун, Леон и Асторга в Леоне и, собственно, Сантьяго-де-Компостела в Галисии. Наиболее ярким примером стал Бургос. Вблизи замка, завоеванного христианами в 884 г., сложилось поселение из ремесленников и торговцев. В Х в. некоторые источники упоминают о существовании лавок в Бургосе. Но именно то обстоятельство, что «Путь Сантьяго» прошел через город, стало главным фактором, обеспечившим его рост.
Тем не менее не следует забывать, что специализация в разных сферах и постепенный рост торгово-ремесленного населения именно в городах проявились еще до складывания «Пути Сантьяго». Примером этого может служить история Леона. В прошлом римская колония, где располагался легион, он был отвоеван христианами в середине IX в., а в Х в. уже превратился в центр еженедельной ярмарки. Кроме того, здесь фиксируется довольно заметное число ремесленников, некоторые из них приехали из мусульманских земель, т.е. были мосарабами. Тот факт, что через Леон прошел «Путь Сантьяго», имел разнообразные последствия, и среди прочих появление в XI в. квартала франков (vico francorum), т.е. тех, кто пришел из-за Пиренеев и остался жить в городе. И безусловно, были довольно крупные города, располагавшиеся на значительном удалении от основного паломнического маршрута. В качестве примера можно привести Жирону в землях восточно-пиренейских графств и, конечно, Барселону, которая уже с XI в. была крупнейшим центром, прежде всего морской торговли. Также развивалась городская среда к югу от «Пути Сантьяго» – в долине Дуэро, на ее северных берегах, мы видим такие города, как Самора, Паленсия, Бурго де Осма или Вальядолид. Последний получил очень сильный импульс в своем развитии в конце XI в. при графе Педро Ансуресе, вассале Альфонсо VI. К югу от Дуэро, в пограничной зоне, в конце XI в. важную роль стали играть города Сеговия, Авила, Саламанка, которые в этот период были прежде всего важными центрами для организации военных действий.
Ремесло в городах было довольно разнообразно и ориентировалось в первую очередь на удовлетворение спроса местного населения. Были ремесленники, занятые производством продуктов питания, одежды, строительством, изготовлением керамики, обработкой металлов. Но пожалуй, самой динамично развивавшейся отраслью было изготовление тканей. Что касается организации торговли, то она существовала в форме как постоянной продажи товаров, так и еженедельных ярмарок. На них происходил товарообмен между городом и его ближайшей округой. Если же речь шла о торговле между близлежащими городами, то ярмарки назначались на разные дни, чтобы между ними не возникала конкуренция. Так, например, вдоль «Пути Сантьяго» существовала такая последовательность: в понедельник была ярмарка в Саагуне, во вторник – в Мансилье, в среду – в Леоне.
С точки зрения социальной иерархии жители городов входили в социальную страту «работающих» (laboratores), однако были отдельные черты, выделявшие их из общей массы сословия трудящихся. В самых общих чертах горожане были более свободны, чем крестьяне. Представление о единении жителей одного города обычно выражалось в таком явлении, как conjuration – коллективная клятва, которую приносили все горожане. В целом, в противоположность феодальным иерархическим структурам, городские общины в момент своего зарождения существовали как сообщества равных. Именно это подразумевает пословица: «Городской воздух делает свободным». Горожане обычно выходили из-под юрисдикции сеньоров территорий, где располагался город. Пример тому мы находим в истории Саагуна, жители которого должны были обязательно выпекать хлеб в печи, принадлежавшей сеньору, т.е. бенедиктинскому монастырю. Но в конце XI в. горожане добились освобождения от этой обязанности, взамен, правда, на уплату подати монастырю.
Связи с христианской Европой
Христианская Испания поддерживала в XI в. тесные контакты с запиренейской Европой. Некоторые монархи – король Наварры Санчо III или леоно-кастильские короли Фернандо I и Альфонсо VI, очень активно перенимали влияние, идущее извне. Это выражалось в том числе и в поддержке паломнического движения в Компостелу: строились странноприимные дома и постоялые дворы, устанавливались нормы о защите жизни и имущества паломников. Другим направлением европейского влияния был альянс с аббатством Клюни, которое короли поддерживали экономически. И в этом контексте совершенно неудивительно, что все пять законных жен Альфонсо VI были иноземного происхождения – четыре из французских земель и одна из Италии. А кроме того, этот монарх выдал замуж своих дочерей – Урраку и Тересу – за представителей высшей французской знати – Рай-мунда Бургундского и Генриха Бургундского.
Кульминационным моментом в этом движении испанских христианских королевств навстречу Европе можно считать Бургосский собор 1080 г. На нем было принято решение о замене мосарабского обряда30 литургии на римский, каноническое право эпохи григорианской реформы должно было заменить правовые постановления вестготской эпохи, а также каролингское письмо утверждалось взамен вестготского. Возможно, само это решение было принято несколько раньше, на Королевском совете, а на соборе оно было подтверждено. Одновременно в землях Леоно-Кастильского королевства начинает активно распространяться бенедиктинский монашеский устав, который прежде здесь был мало известен.
На территории Пиренейского полуострова начинает распространяться романский стиль, общеевропейское художественное движение. И первые его памятники появились именно вдоль «Пути Сантьяго». В то же время из Испании за Пиренеи проникали некоторые элементы художественной культуры мусульманского происхождения. В эту же эпоху начинают много строить крепостных стен из камня вокруг городов, прекрасным примером могут служить знаменитые стены Авилы. И конечно, очень важную роль сыграло влияние «Пути Сантьяго» в истории испанской словесности. В целом христианская Испания поддерживала очень многообразные контакты с другими европейскими странами, которые находили отражение в жизни отдельных людей и сказывались на обмене идеями и товарами.
5. XII век.
Эпоха равновесия
В XII в. христианские королевства Пиренейского полуострова сохраняли военное преимущество перед мусульманами аль-Андалуса. Но, как и в конце предшествующего века, в XII в. мусульманские земли были завоеваны североафриканскими правителями. На этот раз это были представители династии Альмохадов, которые, так же как и Альморавиды до них, замедлили продвижение христиан на юг. Поэтому можно говорить о своего рода равновесии, сложившемся прежде всего в приграничной зоне королевств Леона и Кастилии, которые лишь немного продвинулись на юг по плоскогорью Месеты. Напротив, на востоке полуострова, территориальные приобретения христиан к концу XII в. были весьма заметны: после завоевания Сарагосы были заняты земли по нижнему течению Эбро и горные области в районе Теруэля. XII век стал также свидетелем значительных изменений в расстановке политических сил. Превосходство западных королевств, правители которых со времени Альфонсо VI использовали даже титул «император», было поколеблено во второй половине столетия, когда на востоке образовался прочный союз между королевством Арагон и Барселонским графством. Кроме того, на западных землях сложилось королевство Португалия, а Леоно-Кастильское королевство после смерти Альфонсо VII распалось на две части.
В XII в. возникли самые известные испанские духовно-рыцарские ордена, которые сыграли очень важную роль в военных кампаниях против мусульман. Наконец, в XII в. появились кортесы – колыбель будущего политического института представительства, наподобие парламентов. В области духовной культуры это был период, важный для истории романских языков, – народные языки (старокастильский, галисийский, старокаталанский и др.) постепенно обретали письменную форму.
Наступление Арагона. Завоевание Сарагосы
Альморавиды продолжали расширять свою власть на Пиренейском полуострове, подчиняя себе новые тайфы аль-Андалуса. В 1110 г. они захватили Сарагосу. Но здесь они столкнулись с очень сильным противником – королем Арагона Альфонсо I (1104–1134) по прозвищу Воитель. Этот правитель, будучи человеком очень воинственным и одновременно религиозным, как представляется, собирался организовать масштабный крестовый поход против мусульман, который должен был начаться в верховьях Эбро, а завершиться в Иерусалиме. В первые годы своего правления он завоевал крепости Эхеа (1105) и Литера (1107). Сложные обстоятельства, возникшие в результате его брака с королевой Леона и Кастилии Урракой, стали причиной его отъезда на несколько лет из Арагона. Но в 1117 г. он возобновил свои действия против мусульман, захватив Бельчите. В следующем году после длительной осады Альфонсо I взял Сарагосу, столицу Верхней марки аль-Андалуса. Король продолжил свое движение по долине реки Эбро и в 1119 г. завоевал Туделу, Тарасону, Руэду и Борху. Еще год спустя Альфонсо I нанес поражение мусульманам в битве при Кутанде и занял город Сория, который затем перешел к Кастилии, и Калатаюд. Наконец, в 1121 г. он овладел Дарокой. Несколько лет спустя, в 1126 г. Альфонсо I совершил крупный поход в глубь мусульманских земель, откуда вернулся с большим числом мосарабов, которые поселились в долине Эбро. В низовьях Эбро продвижение войск короля Арагона было уже не столь быстрым и успешным. В 1134 г. они потерпели поражение при Фраге, а Альфонсо I Воитель умер. Не имея детей, король принял решение передать свои владения международным рыцарским орденам.
Земли, которые отвоевал у мусульман Альфонсо I, были не только очень обширны, но и очень богаты. Помимо того, что здесь располагалось множество городов, они изобиловали территориями с ирригационными сооружениями. Значительная часть мусульманского населения не покинула своих мест жительства, хотя из некоторых крупных городов, например Сарагосы, они были вытеснены. В долины среднего течения Эбро стали переселяться выходцы как из горных областей Пиренеев, так и из южнофранцузских земель. Довольно значительные владения и привилегии получили состоятельные кланы знати. На юге королевства господствующей социальной группой стали кабальеро, что и объясняет наименование этой области «арагонской эстремадурой» за сходство с пограничными территориями Кастилии и Леона.
В Леоно-Кастильском королевстве после смерти Альфонсо VI на трон взошла его дочь Уррака (1109–1126). Оставшись вдовой после первого брака с Раймундом Бургундским, Уррака вторично вышла замуж за короля Арагона Альфонсо I. Однако этот союз привел к многочисленным сложностям. В одной хронике, современной событиям, его назвали «проклятым и порочным браком». Во время правления Урраки произошли крупные восстания в городах Саагун и Сантьяго-де-Компостела. Эти выступления, в которых участвовали не только горожане, но и жители округи и клирики, были направлены против сеньоров этих областей – бенедиктинского аббатства Саагун и архиепископа Сантьяго-деКомпостела Диего Хельмиреса. После нескольких лет жестоких столкновений восстания были подавлены. Основной целью восставших было не столько освобождение от власти феодальных сеньоров, сколько получение привилегий для поддержания их экономической и хозяйственной деятельности. Урраке пришлось столкнуться также с сепаратистскими настроениями части галисийской знати во главе с Педро Фроиласом. И одновременно происходило отделение от королевства Португальского графства, где правили сестра Урраки Тереса и ее муж Генрих Бургундский. Что касается южных границ королевства, то в эти годы они практически не изменились.
«Испанская империя» против Арагонской Короны
Леоно-Кастильское королевство перешло от Урраки к Альфонсо VII (1126–1157), ее сыну от брака с Раймундом Бургундским. Будущий король провел свои ранние годы в Галисии, где был вовлечен в интриги местной элиты. Взойдя на трон, Альфонсо VII вступил в борьбу с Альфонсо I Воителем, с армией которого произошло сражение при Кастрохерисе в 1131 г. Смерть короля Арагона в 1134 г. позволила Альфонсо VII вторгнуться в его земли и даже занять Сарагосу. В следующем году Альфонсо VII был торжественно провозглашен императором на церемонии коронации, которая прошла в Леоне. Альфонсо VII принял клятву верности от многих королей и правителей христианского мира. Это, безусловно, был кульминационный момент в истории «Испанской империи». В последующие годы кризис власти Альморавидов позволил христианам продолжить продвижение по Месете на юг, в ходе которого были завоеваны Ореха (1139), Кория (1143) и Калатрава (1146). В 1147 г. король организовал военную экспедицию, которая дошла до Альмерии. Это событие хотя и не привело к взятию города, было воспето в поэме. С другой стороны, в 1143 г. Альфонсо VII был вынужден признать королевский титул правителя Португалии Афонсу Энрикеша, который начал использовать его четырьмя годами раньше. Афонсу I Энрикеш (1139–1185) был сыном Тересы и Генриха Бургундского, т.е. двоюродным братом Альфонсо. Леоно-Кастильскому королю удалось заключить в 1151 г. договор в Тудилене с графом Барселоны и правителем Арагона Рамоном Беренгером IV. По этому договору производился раздел тех территорий аль-Андалуса, которые намеревался завоевывать каждый из государей-участников.
В Арагоне после смерти Альфонсо I Воителя возникла сложная ситуация из-за содержания его завещания. В результате власть в королевстве перешла не к рыцарским орденам, а к брату Альфонсо I Рамиро, прозванному Монахом, так как до получения короны он принадлежал к духовенству и жил в монастыре. Наварра, воспользовавшись этой неурядицей, смогла восстановить свою автономию. Королем стал Гарсия Рамирес VI (1134–1150), прозванный Восстановителем. Он присоединил к своему королевству Туделу с округой. Известно также, что он присутствовал на коронации Альфонсо VII в 1135 г. Экспансия Наварры на юг была невозможна: доступ к мусульманским землям ей закрывали соседние Арагон и Кастилия. Король Арагона Рамиро II (1134–1137) заключил брак, в котором у него родилась дочь Петронила. Для наследницы Арагона сразу стали искать будущего супруга. Первоначально рассматривалась кандидатура кастильского принца, но затем от этой идеи отказались.
В итоге Петронила стала женой графа Барселоны Рамона Беренгера IV (1137–1162). Это стало основой объединения, которое никогда впоследствии не распадалось и из которого выросло государство, часто именуемое Арагонской Короной. Рамон Беренгер IV, титуловавшийся «принцепсом арагонцев», был вынужден принести клятву верности Альфонсо VII в обмен на возвращение Сарагосы. Однако в реальности после образования союза Арагона и Барселонского графства «Испанская империя» уже не господствовала безраздельно в христианских землях. Несколько лет спустя Рамон Беренгер IV начал наступление на мусульманские владения в низовьях Эбро. При участии южнофранцузских рыцарей и с помощью генуэзского флота он смог взять Тортосу в 1148 г. В следующем году в союзе с графом Уржеля Арменголем VI он захватил Лериду. В оба города стали прибывать переселенцы из каталонских графств. Рамон Беренгер IV передал довольно значительные земли под власть знати и Церкви. В 1153 г. граф Барселоны захватил крепость Сиурана, что означало установление власти христиан на всей территории Новой Каталонии.
«Испания пяти королевств»
Во второй половине XII в. христианская Испания состояла из пяти королевств. Восток занимало королевство Арагон, существовавшее в унии с Барселонским графством. На западе сложилось королевство Португалия, добившееся признания своей самостоятельности в 1143 г. За несколько лет до того, после смерти арагонского короля Альфонсо I Воителя, было восстановлено королевство Наварра. Еще два королевства – Леон и Кастилия стали развиваться независимо друг от друга, после того как в 1157 г. были разделены между сыновьями Альфонсо VII. Как написал в свое время испанский филолог и историк Р. Менендес Пидаль, христианская Испания превратилась из «Испанской империи» в «Испанию пяти королевств».