Полная версия
Бельгийский лабиринт
Бельгийское Сопротивление прославилось своей сетью эвакуации людей из страны. Эта сеть простиралась от Нидерландов до Испании. Такие организации, как «Комета» и «Пэтлайн» Пэта О'Лири, тропами контрабандистов переправили к союзникам сотни молодых бельгийцев и доставили в безопасное место две сотни военных летчиков, оказавшихся на оккупированной немцами территории, после того как их самолет был сбит.
Знаменитыми можно также назвать разведывательные службы. Они охватывали более двадцати тысяч человек без малого в двадцати пяти различных организациях. Часто это были самые скромные и незаметные люди. Только после смерти моего симпатичного пожилого соседа я узнал из некролога, что он был членом группы Сопротивления «Самоедская лайка». Сам он ни разу об этом и словечком не обмолвился. На похоронах простенький кассетник играл партизанскую песню. Признаюсь, я не мог сдержать слез.
В Бельгии, как и во всех оккупированных странах, преследовали евреев. Но нигде в Европе, кроме Дании, население так активно не противилось их депортации, как в Бельгии. Я сознательно использую здесь слово «население», потому что общее противодействие функционировало на всех уровнях, от верхнего до низового, от монаха-бенедиктинца до простой домохозяйки. «Функционировало» означает, что вам не нужно искать никаких смелых публичных заявлений или – при всем моем уважении к этому событию – вспоминать Февральскую забастовку23. Это были, что называется, «малые дела», тайные и эффективные, проявление житейской изворотливости, как мы это называем в Бельгии.
В своей фундаментальной работе «Гибель. Преследование и истребление нидерландского еврейства в 1940–1945 годы» Я. Прессер полагает, что к началу войны в Нидерландах жили 140 тысяч евреев и, по его подсчетам, немцами были убиты от 90 до 160 тысяч. В Бельгии численность евреев была невелика и составляла менее 10% населения. Общее количество евреев в 1940 году оценивается в 65 тысяч. Большинство из них – недавние беженцы или эмигранты из Германии и Центральной Европы. Свыше половины из них смогли пережить войну. В начале Второй мировой войны в Бельгии проживало менее 50% того числа евреев, что населяли Нидерланды. Столько же их было после войны.
Бельгийские руководящие инстанции редко выказывали стойкость и мужество. Уже перед войной они проявляли признаки антисемитизма. В Антверпене Фламандская судейская конференция уже в 1939 году утвердила новые правила, исключавшие членство в ней еврейских адвокатов. Из раннего периода оккупации (1940 год) известны случаи, когда полиция (в Антверпене, Андерлехте, Льеже) выступала против немцев, которые приставали к евреям на улице или устраивали антисемитские буйства.
Когда немцы стали принуждать бельгийские власти к регистрации еврейской части населения, они натолкнулись на увертки и волокиту. В конце концов, общинам на местах пришлось это сделать. Составление регистрационных списков по сути значило, что положен конец равенству граждан перед законом. Тем самым нацисты доказали то, чего они, собственно, никогда и не скрывали, – свое крайнее презрение к демократическому общественному устройству и стремление его уничтожить. Судебные органы решительно выступили против, хотя и не везде. Порой эта борьба заканчивалась смертельным исходом. Например, декан Брюссельской коллегии адвокатов Луи Браффор отказался предоставить список членов коллегии, так что немцы из-за отсутствия данных не могли изъять оттуда еврейских адвокатов. В коллегии Антверпена это было сделано. Браффора расстреляла «команда смерти» организации «Рекс».
Конечно, мы отнюдь не бо́льшие и не меньшие антисемиты, чем другие страны и народы. Как и всюду, в Бельгии евреев выдавали и доносили на них чаще всего в анонимных письмах. Но ни один бельгиец, будь он хоть «гоем», хоть «жидом», не доверяет власти, тем более если та ходит в армейских сапогах. Никто так, как бельгиец, не поднаторел в умении обходить всевозможные правила и увиливать от них. Никто не умеет при этом так гениально импровизировать. И никто меньше, чем немцы, был в состоянии это уразуметь. Не говоря уже о том, что евреи переселились в нашу страну большей частью прямиком из тех уголков Европы, где они на собственной шкуре испытали гнет преследования.
Простые фламандки в цветастых платьях хватали за руку детей, родителей которых внезапно арестовывали посреди улицы. Они отводили этих детей к себе домой и заботились о них всю войну. Наши монастыри, католические сиротские приюты, школы-интернаты, католические каникулярные лагеря и санатории кишели евреями, особенно еврейскими детьми. Аббаты, пасторы и капелланы заботились о том, чтобы в лабиринтах этих католических прибежищ евреи никому не попадались на глаза. Ивонна Невейен, управляющая Национальным фондом по вопросам детства, изыскивает деньги, нанимает сотрудников, арендует дома у крупной национальной организации для размещения спасенных евреев и оплаты их пребывания.
В 1942 году восемь человек, в том числе один католик, один коммунист, один инженер родом из Бессарабии, один нидерландец и один бельгиец (нееврей), основали Comitе́ de dе́fence des Juifs (Комитет защиты евреев). Он входил в состав Фронта независимости, самого крупного отряда Сопротивления. Несмотря на свое французское название, Комитет действовал по всей стране. Существовала также Ассоциация евреев в Бельгии (Vereining
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Первая строка национального гимна Бельгии. – Здесь и далее примечания редактора.
2
Хадевих (Хадевейх) (ок. 1200 – ок. 1269) – выдающаяся нидерландская поэтесса.
3
Марлант Якоб ван (до 1235 – ок. 1300) – писатель, основоположник дидактического жанра в нидерландской литературе.
4
Синт-Алдегонде Марникс ван (Марникс де Сент-Альдегонд) (1540–1598) – голландский писатель, политический деятель.
5
Паломничество на Изер (IJzerbedevaart) – манифестация, ежегодно проводимая в г. Диксмёйде (Западная Фландрия) у Башни на Изере – памятника фламандским солдатам, погибшим в годы Первой мировой войны. Носит антивоенный характер и одновременно выражает стремление фламандцев к политической автономии. Отношение общественности к этому событию противоречиво, так как Паломничество проводилось также и при немецкой оккупации в годы Второй мировой войны и в нем принимают участие бельгийские неонацисты.
6
Противоречие в определении (лат.).
7
«Главной целью бельгийского наступления было уничтожить как можно больше фламандцев» (фр., англ.).
8
Смертельно опасно (фр.).
9
Бельпер Мари-Элизабет (1853–1948) – бельгийская писательница, активистка Фламандского движения.
10
Ковеларт Франс ван (1880–1961) – бельгийский юрист и государственный деятель.
11
Бельгия будет латинизирована или перестанет существовать (фр.).
12
Политическое отделение (нем.).
13
Заложенной вещью (нем.).
14
Военная администрация (нем.).
15
Гражданская администрация (нем.).
16
Наступательные бригады (нем.).
17
Полевая жандармерия (нем.).
18
Полиция безопасности (нем.).
19
Служба безопасности (нем.).
20
Брюссельское арбитражное общество (нем.) – финансовая компания, функционировавшая в Бельгии в период оккупации. Была создана немецкой оккупационной администрацией с целью выявления и экспроприации средств, находившихся на банковских счетах евреев и «врагов». К последней категории относились лица, являющиеся резидентами стран, с которыми Германия ведет войну, или эмигрировавшие в эти страны.
21
Название партизанской войны, особенно в Испании и Латинской Америке (от исп. guerilla > guerra [война]).
22
Великое отключение (фр.).
23
Февральская забастовка (Februaristaking) – всеобщая забастовка в Нидерландах, проведенная 25–26 февраля 1941 г. под руководством коммунистов в знак протеста против преследования евреев. На второй день забастовки в ней приняло участие 300 тысяч человек.