Полная версия
Мой Достоевский
Виктор Овчинников
Мой Достоевский
К ВРЕМЕНАМ ДОСТОЕВСКОГО
События 100-летней давности, наполненные драматизмом, болезнью духа и тела русского народа, по-прежнему в центре общественных споров в России и в мире, продолжают питать исследования независимых и «придворных» ученых, разжигают полемику партийных и общественных лидеров, заставляют вследствие вновь открытых исторических фактов видоизменять оценки политиков, стимулируют дискуссии граждан страны, все более и более жаждущих разобраться в истории Русской Реформации XIX-XX вв. и запутаться в ней, одновременно…
Много грязи, лжи, фальсификаций. Ненависти тоже много.
Подкупленные шарлатаны, наемные псевдоученые, просто бессовестные люди завалили мусором передовицы газет, захватили огромные объемы времени на телеканалах, с утра до вечера «торгуют ширпотребом истории» на FM-каналах. «Новых политэкстрасенсов» – «детей и внуков» «врачивателей и лекарей душ» времен перестройки научили особым образом жестикулировать руками, загадочно нашептывать зрителям и слушателям псевдоистины, «закатывать» для большей убедительности глаза, обращая, будто шаманы, к небесам далеко не «невинные» взоры… И несмотря на такие уловки и ухищрения всем видна информационная проституция, хорошо различимы: из уст – бессовестная ложь, из сердца – первобытное неверие, из ума – банальное безумие.
Достижения исторической науки в изучении феномена 1917 года, который был лишь самым ярким из многих других феноменов Русской Реформации, за последние полтора века (сосредоточенные в качестве фундаментальных трудов в академических центрах, накопленные в сотнях трудов-монографий историков разных стран мира и десятках тысяч книг и статей проходных исследователей-соискателей ученых степеней, хранящихся в библиотеках) в современной, запутавшейся в собственной истории России, заказными «спорщиками» в расчет не принимаются.
Солируют, так называемые «свободные и независимые» средства массовой информации, дутые «эксперты» которых не только дурачат людей, но и сами находятся в плену всякого рода фальсификаций.
Им и неведома наука историография. В противном случае понимали бы, что «вещают» с чужого пожелтевшего от времени «листа».
В истории 1917 года в 2017 году «разбираются» актеры, режиссеры, редакторы, журналисты и так далее, и так далее.
«По-моему мнению и как мне кажется» – самые популярные изречения дней сегодняшних на каналах телевидения и радио. Здесь на пять-семь перекрикивающих друг друга работяг всяких «шоу», рекрутированных за приличные гонорары, один-два авторитетных историка, которым не дают более двух-трех минут для изложения своей позиции, при том перебивая, путая и освистывая их. Этих историков приглашают для создания иллюзии объективности в обсуждении исторических вопросов.
Оборванные мысли, оборванные аргументы, оборванные сюжеты истории, в сущности, намного хуже просто молчания.
У «носителей» собственного взгляда на 1917-й год, которых через своих «полпредов» на каналах телевидения и радио специально подбирает четвертая власть, чтобы глумиться над историей России, даже не возникает самый простой, обыденный, прозаический вопрос, а как убедить зрителей, что на чем-то объективном с научной точки зрения базируются эти с позволения сказать «мнения».
Не имея ни малейшего представления о том, что нужно для того, чтобы хотя бы чуточку понять историю, они с видом захолустных знатоков кулинарного дела «варят бурду» и выдают ее за новый исторический взгляд на прошлое России. Бадьи всякого рода помоев и суррогата обрушены «на уши» граждан страны, которые объективно в истории страны и ее ключевых периодах мало что смыслят. Ведь изучению истории надо посвятить жизнь, при этом хотя бы более или менее в исторических изысканиях следовать принципам методологии этой науки.
Государственная власть делает вид, что она как бы в стороне, что она поддерживает плюрализм мнений и свободу выбора в поиске истины.
На самом же деле это далеко не так.
Для современной власти история России, основанная на методологии этой самой исторической науки, нынче как никогда опасна. Ведь история, даже в самом малом приближении к подлинной картине прошлого, «высвечивая» это прошлое, зрит по сути в настоящее и предрекает будущее народа.
Поэтому привлекаются всякого рода непрофессионалы, которые кромсают картину истории также как мясники рубят топорами только что освежеванные туши скота.
Никого не интересуют законы науки, философские основания, наследие научных школ, принципы логики. Поэтому так легко и безнаказанно повсеместно искажаются причины, извращаются следствия, причины и следствия тасуются как карты в колоде.
И все сходит с рук.
Умные, нравственные, совестливые люди сторонятся грязи заказных трудов, а те, кто жаждет «жареных фактов» новой истории не имеет исторической подготовки и, естественно, рады «прикормке» и «заглатывают» мертвечину, как добротную наживку.
Особый разговор о великих личностях истории. О них судят карлики от науки, которые, как говорят в народе «и «Муму»-то не читали».
Любому серьезному исследователю известно, чтобы приблизиться к пониманию роли той или иной личности в истории, образно говоря, надо пуд соли съесть.
А так как этим привлеченные для нового прочтения истории «ученые» и журналисты заниматься не хотят, ими история как цельный процесс рвется на «лоскутки» и уже из них новоявленные псевдоисторики шьют «лживые одежды» противоречивой судьбы России.
Граждане России, особенно молодые поколения, лишенные за последние четверть века даже элементарных навыков определения обликов правды и кривды, рукоплещут всякой дребедени. Большинство молодых людей, зарабатывая хлеб насущный, не имеют времени для вдумчивого поиска ответов на противоречивые вопросы бытия.
Послушаешь рассуждения даже, как говорят, продвинутой молодежи и становится не просто грустно, а страшно. До чего же можно исковеркать сознание молодых людей, миссия которых сделать Россию в недалеком будущем самой передовой державой мира.
Исследования автора книги за последние 30 лет показывают, что 80% молодых людей в России не имеют даже схематического представления о периодах истории страны и их главном содержании. У 70% юношей и девушек в голове дырявая калька с популярных книжек «баснописцев» исторического профиля.
6 ноября 2017 года на первом канале телевидения состоялась премьера восьмисерийного фильма «Троцкий». Параллельно на втором канале тоже демонстрировался сериал «Демон революции». Другие каналы также не отставали, выбрасывая то отутюженную кинохронику, то выгодные редакторам документы, взятые невесть откуда. Многие уважаемые люди страны, в своих рассуждениях об объективном и субъективном в русской революции, делали ляп за ляпом, с менторской помпой изрекая «новые взгляды» и преподнося «новые факты», которые специалистам известны с «древних» времен и которые являются общим местом в исторической дискуссии.
Но кому до этого было дело? Ведь оппонентам тех, кто занимается шарлатанством в исторической науке места в информационном пространстве России не предусмотрено.
Сериал «Троцкий» был позиционирован создателями как один из самых ярких проектов канала 2017 года. Его генеральный директор Константин Эрнст, он же один из главных продюсеров газете «Вечерняя Москва» от 1 ноября 2017 года в материале О. Кузнецовой «Троцкий. Продюсер революции» заявил: «…Мы делали картину. И хотели, чтобы ее посмотрело, как можно больше людей. Мнение историков, экспертов или партий нас интересовало мало…».
Сколько же сегодня развелось таких «делателей» русской истории!
Вот точно так в прошлом «делали» «Краткий курс ВКП(б)» или общеизвестный талмуд «Истории КПСС».
Не будем даже задаваться вопросом о продюсерах продюсеров «делателей таких шедевров» и о том, почему именно такие «истории» они финансируют. Суть такого творчества – «вари в мутных помоях лапшу и вешай ее на уши народу, обретающемуся в поисках «новой» истины под нужным политическим соусом».
Нынче «историки» и вправду все, кому не лень!
И в расчет не берется катастрофический результат такого творчества: «хирурги-псевдоисторики» кромсают на операционном столе наше Всё – Россию.
Никто даже и не задается банальным вопросом, а как, например, «вранье о событиях русской истории» влияет на процесс воспитания молодых поколений или самочувствие людей преклонного возраста, на авторитет страны и авторитет ее руководства.
Никто не хочет даже вспомнить какие пороки рождает феодально-капиталистический рынок?
О чем идет речь?
О реальной картине жизни народа России тогда до 1917 года, в период до того уже длившейся больше века противоречивой Великой Реформации, и о реальной жизни сегодня после 1991 года: о пропасти между богатыми и бедными, о миллионах голодных, безработных и нищих, о противостоянии хозяев и тех, кого они именуют «быдлом», о коррупции в кругу чиновничества, которое зажирело до того, что уже воротит нос от рублевских хоромов и скупает дворцы в заморских странах, о политическом вранье с утра до вечера всякого рода псевдолибералов и псевдопатриотов, о преступности, алкоголизме, наркомании, проституции, растлении десятков миллионов людей культом наживы ради продолжения грабежа национальных богатств и так далее, и так далее.
Об этом, о человеческом достоинстве, в защиту которого выступили сотни тысяч лучших людей России, в крепостническую и посткрепостническую эпоху, ни слова. О русском народе и его историческом выборе между нерушимой верой в Помазанника Божиего – Царя и предательством Веры, Царя и Отечества – тоже ни слова!
Ни слова о земле и воле для 110 миллионов крестьян. Ни слова об ограблении крестьян в 1861 году, как и о шулерской приватизации после 1991 года.
Ни слова и о том, что великая мечта лучших людей России о справедливости душилась обществом «чинов и сословий» до 1917 года, но эта мечта не была осуществлена и в советское время теми, кто о ней все время болтал, но просто по природе своей не мог решить задачи, как созидания сбалансированной и жизнеспособной социалистической системы управления страной, так и организации ее экономики.
О современном времени честно и открыто не «уполномочены» сказать эти псевдолибераллы и псевдопатриоты-«консерваторы», которые часами кричат друг на друга с выделенных им кафедр шоумодераторами телеканалов.
Великая мечта об освобождении человека от дерьма феодализма и капитализма обязательно будет рано или поздно осуществлена. Никто и никогда не уничтожит историю подвига борцов за счастье народа, русскую и многонациональную советскую художественную и политическую литературу, театр, музыку и так далее, рожденные в XIX – XX вв. Никто не вытравит народную память и о хорошем, и о плохом на дорогах русского пути к свободе, справедливости, человечности.
Первые попытки в рамках Русской Реформации, в том числе и на протяжении семи советских десятилетий во многом грандиозные, во многом трагические не канут в лету. Вопрос какое наследие сберегаем, а от какого отказываемся по-прежнему в повестке дня исторического поиска историков-профессионалов.
Нам следует иметь ввиду, что русский народ поступит так, как поступал во все века.
О горе, страданиях и трагедиях предшествующих поколений будет вспоминать изредка, но все хорошее, сказочное, а на самом деле почти реальное, по-русски переварит, переплавит, передаст грядущим поколениям. Русский народ от своего прошлого не отречется. Наоборот, будет к вечной сказке-мечте неуклонно идти, в раздумьях возвращаться, к воле и земле стремиться, об избавлении от ненасытной бюрократии мечтать.
Народ России в лице его самых умных и совестливых людей во всем разберется. Печально только, что плата за такое «повышение квалификации» будет непомерно высокой.
Современные инквизиторы из штабов сонма олигархов жаждут шабаша, глумления над историческими фактами, над подвигом тех, кто сгнил в казематах царских и советских, им чуждо христианское терпение и милосердие.
Их мало интересует профессиональный подход к истории. Они – работники «идеологического» прилавка, наемные рабочие апологетов капитализма, где все продается и покупается, вооруженные инструментами шоу-бизнеса ковыряются в придуманном ими же самими прошлом.
За шабашем фальсификаторов-марионеток событий 1917 года скрывается главный замысел тех, кто за кулисами ставит сцены псевдоистории – доказать случайность восстания народа. Все делают для того, чтобы «народный порыв», «русский бунт», «восстание против всего», подменить «сказкой» об импорте заговорщиков и переворота из Европы.
Они не желают видеть нравственные альтернативы 1917 года. И не задают главного вопроса о том, почему русский народ перестал реагировать на уговоры царедворцев и помещиков, офицеров и священников, чиновников и земских деятелей, старост и полицейских… Почему под ногами валялся авторитет всех, в том числе и интеллигенции, кто призывал успокоится, снова вернуться в бараки и продолжать мирно и тихо помирать с голоду. Одновременно, все делается, чтобы доказать абсурдность и нерусскость, ненародность советского проекта.
Между тем, в самом примитивном изложении – Русская Реформация продолжительный исторический процесс избавления более двух сотен народов России, находящихся тогда на разных стадиях развития от первобытных до раннекапиталистических от бремени и пут сгнившего феодализма и сросшегося с ним варварского, дикого, дворянско-купеческого и во многом иностранного финансового капитализма. В Русской Реформации свое место в мире искал не только русский народ, читай русский крестьянин, но и многие другие народы российской империи, у которых было свое видение своего места в мире. Последующие события советской истории как раз это и показали.
Бог в русской истории незримо присутствует. Он не лишает русский народ свободы, в катастрофические периоды спасает его. Но совершать или не совершать ошибки Господь предоставляет самому народу. Сам же народ должен найти и свой путь к Спасению.
Русская Реформация, как река, ищущая свободные просторы и удобное русло, присутствует в русском обществе ежедневно, ежечасно, ежеминутно.
Она, эта реформация-река, то плавно катит свои воды в одни периоды мудрых реформ, то бурля разрушает все на своем пути, когда власть заражена мертвечиной и тогда перевоплощается в кровавые восстания и революции.
В нее впадают тысячи притоков разной силы, и она сама дает исток другим малым рекам. И охватить эту диковинную жизнь реки почти невозможно. Кто-то ее может на время покорить, а кто-то нет. Кто-то может изменить направление течения…
Но одно понятно, реку жизни народа нельзя объять полностью, как нельзя определить силу каждого родника, дающего ей свою энергию. И саму эту энергию по количеству и качеству трудно определить. Реку истории, жизнь народа, многомерность и многовариантность бытия надо учиться познавать и стараться любую рождающуюся задачу решать, памятуя народную мудрость «вода и гребни рвет». Правителям и их управителям надо, засучив рукава, строить водохранилища, мосты и дамбы, в других местах обустраивать берега и затоны, беречь пойму, чистить дно, следить за сбросами…
Беда тому правительству, которое спустя рукава обихаживает реку истории, реку жизни народа. Потоки превратятся в беспощадный потоп, который рано или поздно снесёт «воздушные замки» глупцов и временщиков во власти. Об этом говорят факты гибели многих государственных систем Руси, времена царствования Романовых, годы советские.
Беда тому правительству, которое не сможет правильно выстроить власть на местах, где правда и ложь до предела обнажены, где мудрость и глупость видны почти всем, где совесть и коррупция различимы без всяких разглагольствований о строительстве правового государства.
А потому хождение русского народа в революцию 1917-го года, как одно из событий многолетней Русской Реформации, началось намного раньше, чем начался «большевистский эксперимент», с бунтов крепостных крестьян и вольных казаков под руководством Степана Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачева, с робких шагов революционера Александра Радищева и его единомышленников в конце XYIII века, с попыток усовершенствовать государственный строй страны в 1825 году героями Отечественной войны 1812 года.
Разгорелась революция за счет «дровишек» крестьянских бунтов к 1861 году. Тлела в реформах и контрреформах, коррупции и продажности власти во времена правления императоров Александра Второго и Александра Третьего, и вновь взорвалась, приняв облик крестьянской войны 1905 года, которая обозначила исход власти императора Николая Второго.
Русский крестьянин, а не Ленин, Троцкий и еже с ними, творец революции. Он жег помещичьи усадьбы и занимался переделом земли.
Он ничего не понимал в разных «измах», но свою правду-матку гнул и требовал возвратить «отчину и дедину», то есть собственность предков.
Его многовековая мечта о земле, общинном труде толкала его, крестьянина, на Его Голгофу. Ему рубили голову, его сажали на кол, его вешали, где придется, жгли в кострах помещичьей инквизиции, его расстреливали всякого рода трибуналы, а Он –КРЕСТЬЯНИН все об одном и том же: «Отдайте землю!»
1861-й год не только не принес исполнения извечного желания крестьянства, но и в форме отрезков отнял у крестьян немалые земли, а в форме выкупных платежей ободрал русского крестьянина до нитки.
То, как царь и его окружение, чиновничество и помещики провели крестьянскую реформу не могло привести ни к чему другому, кроме как к крестьянскому бунту.
Царь – глава государства и глава православной церкви утратил доверие трудящегося народа, а его окружение близкое и дальнее, погрязшее во взятках и мздоимстве, перестало быть опорой царской власти и ждало удобного случая избавиться от Помазанника Божиего.
Общинный дух, православное товарищество переросли при исходе богобоязненности в алчное желание любой ценой свергнуть обладателей земель, а значит и главную их опору – царя, сжечь их поместья (чтобы и духу помещиков не было на Русской Земле), а далее по ртам, по мужикам поделить землю.
«Огненное колесо» крестьянского бунта покатилось по России. Большевики оказались «первыми», кто не испугался его смерча. Наоборот, они стали его направлять в нужном им направлении.
В романах Достоевского, Толстого, других великих русских писателей можно встретить немало деятельных, трудолюбивых и заботливых помещиков. Но и жизнь показывала, и писатели сами это признавали – подлинных хозяев-помещиков не так уж много, в основном же – прожигатели собственности и бездельники-рантье, ненавидящие крестьян, как людей второго сорта.
Русская Реформация в конце концов завершила оформление двух миров России: один мир трудящихся и второй мир сидящих у этих трудящихся на шее.
Никто иной как дворянин, помещик, вице-губернатор, русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин автор сказки о том, как один крестьянин двух генералов прокормил!
Так причем здесь революционеры?
Пробил час и началась «война миров».
Какая разница как звали бы того, кто понял, что жаждут эти 110 миллионов крестьян, кто подметил бы растущие до небес беспощадные потоки русской реки! Главное было уловить волну и благодаря ей подняться на гребень!
Понимала ли это царская власть?
Понимала ли это русская интеллигенция и те, кто занимался русским духом, русской православной душой?
Власть жировала. Факт.
Проматывала деньги в «европах», а в России пореформенной на пятьдесят тысяч крестьян приходился один фельдшер. Факт.
Какой смысл продолжать перечень общеизвестных пороков, ведущих к бунту?
И главное, никакой управы на «белую кость» и «голубую кровь»!
И вот сегодня, когда требуется как никогда верно понять прошлое, об обездоленном русском крестьянине почти ничего не говорят.
Видимо считают, что за советские и постсоветские годы его полностью извели!
А ведь проблема земли и воли имеет еще более глубокое основание, ибо речь идет о собственности и свободе. Тогда их желал справедливо получить каждый из 110 млн. крестьян. Сегодня свою долю собственности (от природных богатств страны) желает иметь каждый гражданин Российский Федерации. И он, гражданин Отечества, взирая на тех, кто ее по какой-то там приватизации заполучил почти всю, вслед за своими предками, требовавшими земли, начинает постепенно формулировать свои требования на право обладать справедливой долей собственности, несправедливо у народа изъятой.
Крестьянин был не только пахарь и сеятель, он и солдат, и казак, и носитель традиции, народной мудрости и православной веры, общинной идеологии.
По сути и у гражданина России те же обязанности!
Конечно, очень малая толика крестьян читала Льва Николаевича Толстого. Но вот что интересно, почти все крестьяне могли безошибочно повторить на свой лад размышления писателя в романе «Анна Каренина», вложенные в уста одного из героев произведения Николая Левина.
Вот как он говорил брату: «Ты знаешь, что капитал давит работника, – работники у нас, мужики, несут всю тягость труда и поставлены так, что, сколько бы они ни трудились, они не могут выйти из своего скотского положения. Все барыши заработной платы, на которые они бы могли улучшить свое положение, доставить себе досуг и вследствие этого образование, все излишки платы – отнимаются у них капиталистами. И так сложилось общество, что чем больше они будут работать, тем больше будут наживаться купцы, землевладельцы, а они будут скоты рабочие всегда. И этот порядок нужно изменить…».
Какие тут Марксы и Ленины, Европы и Америки! Какие коммунизмы и социализмы!
Пьесу «На дне» А.М. Горький выдумал? Или это просто частный случай?
А дети подземелья В.Г. Короленко жили на Луне, а не в России?
Вся совестливая Россия все видела и обо всем знала. И еще до «лениных и троцких» эта самая совестливая Россия стала называться «подпольная Россия».
Первые главы романа Толстого были опубликованы в 1875 году. Володя Ульянов еще бегал под стол и добросовестно за мамой повторял заповеди Божьи и заучивал молитвы.
А Ф.М. Достоевский по поводу романа писал, что с социальным романом Толстого «…ничто подобное из европейских литератур в настоящую эпоху не может сравниться».
Раз за разом Русская Реформация пыталась «этот порядок» изменить сначала «вяло бунтуя», потом постреливая во власть и закидывая бомбами «опоры» трона, и все равно захлебывалась в контрреформах, болтовне, бюрократической ограниченности…
Отречения императора Николая II, февраля 1917 года с его страшными последствиями для успокоения крестьянства тоже оказалось недостаточно.
Понадобился Октябрь, гражданская война, понадобились страшные гибельные для русского народа советские десятилетия в немалом страшные, но в немалом и великие.
И где же ныне Россия, вдобавок после перестроечных горбачевских и антикоммунистических ельцинских потуг?
Да вновь перед задачей, сформулированной Толстым: «этот порядок нужно изменить».
Действительно, власть в век раннекапиталистический обнаружила еще большую слабость, гнилость, антинародность и в страшной мясорубке Второй Отечественной войны, начавшейся в 1914 году, утратила полностью доверие народа, сама, собственными руками подтолкнула его к укорочению совести и к преступной доверчивости декретам Советов.
При всей жестокости и беспощадности закономерной и вовсе не случайной революции 1917 года, она была гуманней, например, французской, которая терзала и пожирала народ, потакая всяким «наполеончикам» с 1789 до 1871 гг.
Русская Реформация длилась дольше и не угомонилась, и все же не была столь кровавой как французская, хотя и была более продолжительной – с времен Александра Первого и до дней сегодняшних.
Революции в рамках длительных Реформаций нигде и никогда не творит весь народ, даже большая его часть. Носителями революции являются те слои народа, для которых она единственный способ реализовать свои устремления. Именно те слои, которые готовы переступить через Бога, Царя и Отечество! И Русского Крестьянина, для которого Бог, Царь и Отечество были святы, до такого преступления русская продажная и прогнившая бюрократия довела!
Слои самого рьяного крестьянства, умывшиеся кровью растерзанных помещиков, делали свое черное дело с молчаливого согласия всех тех, кто, как и они ненавидел продажную власть, но все же не мог идти в ногу с «революционерами», остановился у последней черты, наблюдая кровавую бойню.
В революцию пошли не все, топорами и револьверами работали не все. Но ответственность лежит на всех!
И тех, кто погнал «свиней» в пропасть, и тех, кто людей превратил в свиней. И сами люди виновны, ибо приняли тварный образ жизни.
Особенность Русской революции в границах Русской Реформации в том, что она не «напилась» морем крови в 1917-ом и последующих годах, а разгорелась пламенем предательств и зверств в 1930-е гг., приобрела новые формы в 1991 году.