Полная версия
Роса пустыни 1. Берешит. Комментарии к недельным главам Торы
Но еще труднее допустить нахождение хищников в ковчеге – ведь им для питания нужно свежее мясо, а о нахождении на ковчеге многочисленных животных, предназначенных в пищу хищникам, нам ничего неизвестно. Хотя мудрецы говорят нам, что будущие хищники в то время были травоядными, а те, которые стали хищниками в результате неправильного поведения допотопной цивилизации, например саблезубые тигры, в ковчег не попали.
1.2.8
Обычный вопрос, вызванный относительно малыми размерами ковчега и обилием необходимых для сохранения богатства сотворенного генофонда животных, а также объемом корма на год, гораздо большим, чем объем места содержания животного, для которого корм предназначен, может быть решен принятием гипотезы о многомерном пересекающемся пространстве, когда каждому животному отведены три измерения, но в этом же земном объеме могут быть три измерения мира другого животного, а Ноаху, живущему в своих трех измерениях, удается периодически настраивать свой трехпараметровый мир на совпадение с трехпараметровыми мирами то одного, то другого животного.
В этом предположении мы идем вслед за мишной (Пиркей Авот 5:5), рассказывающей о тесноте в Храме при стоянии людей и вдруг возникающем просторе при их падении ниц при том, что указанные в книге Шмуэль II размеры дворов Храма никак не предполагали, что во дворах может уместиться 600 тысяч взрослых евреев при наличии еще детей и женщин. Эта ситуация также трудна для нормально-физического объяснения без привлечения прямого чуда, если не ввести идею параллельно и одновременно существующих многих взаимопересекающихся трехпараметровых миров – индивидуального мира для каждого человека, пересекающегося (совпадающего) с мирами тех людей, которых данный человек хотел бы видеть. Сегодняшние понятия о структуре окружающего нас пространства, предложенные квантовой механикой, уже не исключают подобной гипотезы, которая еще 50 лет назад считалась бы абсолютным бредом.
Возросшая необходимая работа Ноаха и его семьи по обслуживанию многомерного, взаимно наложенного мира очень многих животных (у каждого животного или группы животных – свой мир трех измерений) может быть объяснена идеей, что если человек выполняет свои задачи, прикладывает свое усилие, старание (иврит: иштадлю́т) на 100%, то вся неподъемная по объему работа выполняется Тв-рцом в качестве ответа на 100-процентный иштадлю́т человека.
1.2.9
Стих 8:11 говорит о том, что выпущенный из ковчега голубь принес Ноаху оливковый лист. Это событие совершенно неординарное. Ведь если вся поверхность земли с ее растительностью целый год находилась под водой, да еще, похоже, горячей, то растительность, особенно ее высшие, древесные формы, не могла сохраниться. Хотя подразумевается, что как раз флора сохранилась, погибла только фауна. И Ноах не брал в ковчег семена (ну, может быть, взял семена пищевых растений, хотя это тоже в Торе не написано). Сохранение незатопленных участков суши могло сохранить жизнь части «плоти». Мы затрудняемся объяснить происхождение или сохранность упомянутого оливкового листа, как и сохранность остальной флоры на земле.
1.2.10
Стихи 8:8, 9 указывают на союз Тв-рца с животными и птицами. Но союз подразумевает наличие свободы воли у того, с кем союз заключается. Союз ведет к некоторым ограничениям этой свободы и получению вместо этого некоторых преимуществ от второй союзной стороны. Например, военный союз исключает совместную с врагом деятельность одного участника союза против другого, но добавляет ресурсы защиты от своего врага. Значит, к моменту заключения такого союза у животных и птиц были не только аппарат инстинктов, но и хотя бы некоторый уровень свободы воли. На это указывает также стих 6:12: «… извратила всякая плоть свой путь на земле». Извратить свой путь, отклониться от заданной программы могли только существа, обладающие свободой выбора. Сегодня, по современным научным представлениям и по взгляду Торы, животные свободой воли не обладают. Отсюда можно выучить содержание союза Тв-рца с животными и птицами: они отказались от своей допотопной свободы воли (в частности, отказались от возможности извратить свой путь) в обмен на их защиту Тв-рцом и их обслуживание с Его стороны. По сути, такой союз был последним актом свободной воли животных и птиц.
1.2.11
Общая линия комментария в отношении Тераха очень отрицательная и идет вслед за мидрашом о том, что Терах торговал идолами. Приведем далекую аналогию: древнегреческого философа Сократа (жившего гораздо позже Тераха) фактически судили (приговорили к смерти и казнили) не за его слова и дела, а за слова и дела, описанные Аристофаном в комедии «Облака», придуманные драматургом и приписанные Сократу. Имеется множество мидрашистских добавок (о том, что Терах делал идолов, был главным священником при идолах, был главным министром при царе-богоборце (Вавилонская башня) Нимроде; а еще мидраш говорит, что разбивание Аврамом идолов в магазине Тераха предшествует десятилетнему заключению Аврама в тюрьмах Нимрода и лишь после этого заключения была мидрашистская же история с печью, (в которой на сильного верой в Тв-рца Авраама сам Тв-рец набросил пдащ из журчащей росы и спас его, а спешно принявшего эту же веру Арана, увидевшего чудесное спасение Авраама, Тв-рец не спас), после которой Терах пошел в Канаан, и проч.). Общее во всех добавках и мидрашах – они не опираются на прямой текст Торы, но и не являются добавками фактов к тексту Торы.
В комментарии на стих 15:15 (недельная глава «Лех Леха») РАШИ указывает, что Терах сделал тшуву. Так как неясно, когда он сделал тшуву (РАШИ считает, что после ухода Авраама из Харана, так как о смерти Тераха сообщено перед уходом Авраама. Правда, в Торе нет раннего и позднего). Мы же можем отнести тшуву Тераха к правильному восприятию чуда, сделанного для Авраама в огненной печи еще в Ур Касдиме, столице Нимрода (мидраш о плаще из журчащей росы); и именно после этого появилось решение (стих 11:31) идти из богатого Ур Касдима, где, нужно полагать, Терах занимал заметное положение, в землю Канаанскую, бедную и материально, и духовно (ведь к моменту женитьбы Ицхака евреев, кроме Авраама, не было нигде, но Авраам послал своего раба Элизера в Харан, закляв его не брать Ицхаку жену из девушек Канаана. Там жили потомки рабов (Канаан был проклят Ноахом быть рабом), и, как объяснено нам нашими мудрецами, Тв-рец в Своей милости к евреям дал Страну рабам, которые, как известно, не обладают правами собственности, и поэтому юридически легко было в будущем передать эту землю евреям). В этой заброшенной и нищей Канаанской стране в то время нечего было делать, кроме как служить Единому – там в городе Шалем уже стоял Храм Единого, и в нем служил Малкицедек, и было знание о Тв-рце (мы узнаем об этом из стихов 14:18—20 недельной главы «Лех Леха»). Где-то там же располагалась йешива Шема и Эвера. Но на обычную материально обеспеченную жизнь рассчитывать не приходилось (подобное же положение сложилось в Стране в середине XIX века, когда слабеющая Оттоманская империя уже не возражала против приезда сюда евреев, но Страна была настолько пустой и нищей, с огромным количеством малярийных болот, что нужно было начинать все сначала и только идеологически (религиозно) мотивированные герои-первопроходцы (иврит: халуци́м) могли сюда приехать и заложить хоть какой-то фундамент жизни и работы для приехавших позже). Поэтому к моменту выхода Тераха из Ур Касдима в направлении Страны мы обоснованно можем считать его большим праведником, пошедшим вместе со всей семьей служить Тв-рцу именно в Эрец Исраэль. Так же считает Хизкуни в комментарии на стих 11:31, указывая, что Терах оставил Ур Касдим в качестве выполнения указания Всевышнего. То есть, по мнению Хизкуни, Терах знал Тв-рца и подчинялся Его указаниям, что явно указывает на праведность Тераха. Но если Терах решился на этот шаг без прямого обращения к нему Тв-рца, по собственному пониманию мира (опустим вопрос о влиянии Тв-рца на мысли человека), то Тераха в определенном аспекте праведности можно поставить даже выше Авраама. Ведь Аврааму потребовалось прямое и открытое обращение Тв-рца с приказом идти в Канаан. А то, что Терах не дошел до Канаана и осел в Харане, – так сколько за следующие тысячи лет пошли (или хотели идти) и не дошли! И даже если он и в Харане содержал магазин идолов (а по мидрашу этот магазин был у Тераха в Ур Касдиме задолго до просветления Тераха и его решения идти в Канаан – времени для тшувы у Тераха было достаточно), то мы не поставим это Тераху в большую вину. И сегодня многие из нас для содержания семьи работают на не очень соответствующих их взглядам местах работы, иногда в очень плохом окружении, и не всегда можно в припадке праведности все бросить и свободным уйти в никуда – многих удерживает по крайней мере ответственность перед семьей. Да и о магазине Тераха мы знаем только из мидраша, но, как известно, этой информации в Торе нет, а мидраш не передает нам фактические добавки к тексту Торы. Мидраш занят совсем другим – он пытается передать нам сложные мысли, которые невозможно передать иначе, как в облачении некоторого сюжетного, чаще всего фантастического рассказа. Зато Авраам пошлет своего слугу Элиэзера искать невесту Ицхаку (для продолжения рода образующегося еврейского народа) именно в Харан, так как там были наиболее развитые в духовном служении и в образовании жители. А поставщик идолов, неизбежно объясняющий правила и способы служения им, явно был из самых образованных именно в области служения духовным силам тамошних жителей. Как мы видим, даже мидраш, который комментаторы ставят в вину Тераху, подчеркивает его высокий уровень, но совсем не говорит ни о его злодействе, ни о его личном идолопоклонстве.
Кроме этого, мы, евреи, как указано в нашем комментарии на главу «Толдот», происходим от Тераха не только через Авраама, но и через всех жен трех поколений: самого Авраама, Ицхака и Яакова (Сара, Ривка, Рахель, Лея и из фразы Лавана о том, что Яаков не должен брать жен сверх дочерей Лавана (недельная глава «Вайеце» 31:50), комментаторы делают вывод, что Зилпа и Билhа тоже были дочерьми Лавана от наложницы и, следовательно, тоже происходят от Тераха). И хотя Тора приводит странные рассказы о происхождении важнейших людей в нашей истории (Иегуда и Тамар родили Переца, предка царя Давида; Боаз и принявшая гиюр моавитянка Рут родили другого предка царя Давида; праведный Ишай не совсем прямым путем (опять, по мидрашу) удостоился стать отцом царя Давида, в этот же список входит праведная жена царя Шломо Наама́), нам все-таки трудно допустить, что весь еврейский народ и по мужской, и по женской линиям произошел от злодея.
Косвенным подтверждением праведности Тераха может служить комментарий РАШИ на стих 25:22 в недельной главе «Толдот». На цитату из Торы «… и внял его мольбе Г-сподь…» (о молитве Ицхака о том, чтобы его жена Ривка родила) РАШИ пишет: «„его мольбе“, но не ее (мольбе). Потому что не сравнить молитву праведного, сына праведного (отца), с молитвой праведного, сына нечестивого (Йевамот 64 а)», хотя у нас нет оснований ругать родителей Ривки. Но тогда факт высочайшей принимаемости Тв-рцом молитв Авраама и Сары может дать нам косвенное подтверждение высокой праведности Тераха, так как их уровень молитвы явно соответствовал уровню молитвы праведного, сына праведного (отца).
Добавим: последний стих недельной главы (стих 11:32) говорит о смерти Тераха в Харане, но не о его постоянном проживании там после ухода Аврама. Можно предположить, что Терах пошел с Аврамом в Страну и только перед смертью вернулся навестить своего сына Нахора. Ведь стих 11:31 «… и поселились там [в Харане]» относится в равной мере к Тераху, Нахору и Авраму, что не помешало Авраму через много лет продолжить путь в Канаан. Значит, этот стих не мешал и Тераху присоединиться к Авраму. Вроде бы против этого предположения говорит первый стих недельной главы «Лех Леха» (стих 12:1): «… из дома отца твоего…». Но на это можно дать следующее объяснение. Праведник Терах пошел в Канаан к Тв-рцу (был двигателем семьи на пути к Тв-рцу, а Аврам в это время был ведомым), но не дошел – нервное топливо кончилось, и дом Тераха в Харане был пассивным в смысле движения к Тв-рцу. Но появился новый двигатель – Аврам. И он в качестве ведущего взял с собой Тераха, который на этом втором участке пути из Ур Касдима в Канаан стал ведомым, оставив дух пассивности, который был в его доме, доме отца Авраама в Харане из-за окончания «топлива» Тераха. Поэтому оставить дом отца совсем не означает оставить отца в этом доме (даже считая домом духовную атмосферу в нем). Кроме этого, возможен вариант, когда Терах не пошел сразу с Аврамом, но в дальнейшем посещал (один раз или более) Аврама в Канаане и проживал там более или менее длительное время, ходил в Храм Всевышнего в Шалеме, но смерть застала его в Харане.
1.2.12
Добавим еще о праведности Тераха. Модель Тераха в Торе используется дважды. Сначала сам Терах вышел из Ур Касдима в сторону Эрец Исраэль с целью там жить и служить Единому. Но первое вышедшее поколение (сам Терах) до Страны не дошло, умерло в галуте (в Харане), но в галуте же воспитало второе поколение (Авраама), который продолжил начатое дело, до Страны дошел и Единому служил. Убедившись в правильности данной модели, Тв-рец через 400 с небольшим лет повторил эту модель уже в массовом масштабе – первое поколение вышло из Египта, чтобы идти в Страну и там жить и служить Единому. Но по серьезным причинам до Страны не дошло, умерло в галуте (в пустыне), но воспитало следующее поколение, которое дополнило начатую первым поколением работу. А на злодеях такие модели Тв-рец не стал бы опробовать.
1.2.13
И еще о праведности Тераха. В стихе 31:53 недельной главы «Ваишлах» Лаван говорит Яакову: «Б-г Аврама и Б-г Нахора пусть судят между нами, Б-г отца их». Первая часть фразы вроде бы намекает на разных Б-гов Аврама и Нахора, но окончание фразы четко указывает, что у братьев был один Б-г и Он – Б-г их отца Тераха. То есть Б-г Авраама – это Б-г Тераха, того Тераха, который боялся Всевышнего и никаким идолопоклонником никогда не был, даже если он, согласно мидрашу, и содержал магазин идолов в Харане.
1.2.14
Обратим внимание на комментарий рава Шимона-Рэфаэля Гирша на стих 22:5 недельной главы «Балак» книги Бемидбар, на слова Торы «Он [Балак, царь Моава] отправил посланцев к Биламу, сыну Беора, в Птор, что у реки…»: «Поэтому он [Балак, царь Моава] отправил посланцев в Арам в районе Евфрата, на родину предков этого устрашающего, творящего чудеса народа, в то место, где была колыбель его предков…» Предков, а не предка.
Тогда получается, что рав Ш.-Р. Гирш «первым евреем» считает Тераха и именно на его родину отправляет послов к Биламу, чтобы проклинать евреев пришел именно тот человек, который знает душу народа, из которого вышли первые евреи, заложившие глубокую основу еврейского народа. Это также является дополнительным аргументом в пользу праведности Тераха.
Уточним: Арам-Наараим, Арам двуречья – по мнению ряда комментаторов, город в междуречье Тигра и Евфрата, в той же области, что и Ур Касдим, родина Тераха. Арам-Наараим как место житья Билама прямо упоминается в стихе 23:5 недельной главы «Ки Теце» книги Дварим. Также Арам-Наараим упомянут как город Нахора в стихе 24:10 недельной главы «Хаей Сара», а сам Нахор не упомянут в стихе 11:31 нашей недельной главы в списке тех, кого Терах взял с собой из Ур Касдима в землю Канаанскую и, можно думать, привел с собой в Харан. Тогда логично предположить, что Нахор, будучи взрослым, жил отдельно от Тераха в близлежащем к Ур Касдиму городе Арам-Наараиме и не пошел вместе с Терахом, а Бетуэль, сын его и Милки, дочери другого сына Тераха – Арана, к момету прихода в Харан Элиэзера, раба Авраама для поиска невесты Ицхаку, уже жил в Харане вместе со своими детьми Ривкой и Лаваном.
1.2.15
Тв-рец установил знаком о том, что больше Он не наведет потоп на землю, радугу в облаке (стих 9:13). Во-первых, радуга, конечно, связана с облаком тем, что она видна на фоне идущего дождя, если наблюдатель располагается между солнцем и дождем. Но она не находится в облаке, наблюдать ее можно только снизу. Можно отнести это выражение к образному, технически не совсем точному выражению, хотя Тора обычно точна в сообщаемой информации (кроме описания Самого Тв-рца). Во-вторых, не следует думать, что радуги не было до Потопа. Она была в силу существования физических законов преломления света, и Тв-рец взял для «знака» существующий в Им созданной природе феномен и присвоил ему значение «знака». Также Авраам отделил семь овец (недельная глава «Ваэра», стих 21:28) для знака при договоре с царем Авимелехом, хотя ничего нового в этих овцах или в их группе из семи особей не было. Но упоминание «радуги в облаке» имеет смысл. Ведь источник дождя, без которого невозможна радуга, – в облаке, а Тв-рец смотрит на источник явления, «зрит в корень», а не на следствия, даже если наблюдение непосредственно связано со следствием.
1.2.16
В стихе 8:22 Тора пишет: «… сев и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не перестанут». На основании этого стиха РАШИ, разобрав периоды года, делает вывод, что в период Потопа прекратилась смена дня и ночи, так как Солнце и планеты не функционировали (проще – прекратилось суточное вращение Земли). Есть и другие мнения – что из-за густого слоя облаков и паров не было видно смены времени суток (Берешит Раба́ 34:11, Эц Йосеф). Нам трудно принять и первое, и второе объяснения. Если при полном покрытии водой поверхности земли не было сельскохозяйственных работ, это логично. Если говорится о равномерности температуры в течение года, это тоже объяснимо большой аккумулирующей тепло силой океана и равномерным распределением тепла. Но Потоп был внутриземным, планетарным явлением, и нет оснований считать, что прекратилось суточное вращение Земли. А значит, даже при густых облаках и смазанном освещении все-таки смена дня и ночи была (иначе как Ноах вел календарь?). И обещание Тв-рца не прекращать смену дня и ночи, по-видимому, носит такой же характер, как принятие уже существующей радуги в качестве «знака». Кстати, во время остановки Солнца во времена Йеошуа это обещание было частично нарушено. Кроме того, в память о возможном прекращении смены дня и ночи были оставлены для примера полярные дни и ночи в малообжитых околополюсных областях севернее Северного полярного круга и южнее Южного полярного круга.
1.2.17
В стихе 11:1 Тора пишет: «И был на всей земле один язык и речи единые» (использованное слово «дварим» лучше перевести как «понятия»). А в стихе 11:7 был спутан только язык. Этого было явно недостаточно для рассеяния народов от непонимания друг друга. Ведь всегда существовали торговля и иные межнациональные отношения, всегда были люди, знавшие более одного языка. Труднее, если речи, базовые понятия и аксиомы мышления не едины, если даже говоря на одном языке люди не понимают друг друга, что наблюдалось всегда, во всей истории человечества, не только между народами, но и внутри многих народов, включая еврейский. Поэтому Тора сообщает нам в стихе 11:8, что народы не сами разбрелись от безысходности, а Сам Тв-рец их рассеял по лицу всей земли. Кстати, современные филологи пришли к выводу, что когда-то на земле был единый праязык и он был ивритом, древнееврейским и одновременно современным нам языком.
1.2.18
Нельзя не заметить, что появление обожженного кирпича вместо тесаного камня ознаменовало наступление первой великой технологической революции: стало возможно решить проблемы жилья, производственных и складских помещений как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Но люди предпочли использовать это великое технологическое достижение на создание себе имени, на борьбу с Б-гом. К сожалению, это и все остальные огромные технологические достижения лишь с опозданием и частично доходили до простых людей и ни в чем не облегчили решение главных жизненных задач – проблем семьи, морали, воспитания детей, самореализации. Все эти великие достижения так и остались тонкой технологической оболочкой цивилизации, оболочкой, которая готова прорваться в любой момент и обнажить первобытную звериную человеческую сущность, что так наглядно показала Катастрофа европейского еврейства, организованная самым просвещенным и культурным народом нашей цивилизации. И современный взлет технологии не только не решает, а скорее осложняет проблемы морали современной нам человеческой цивилизации.
1.2.19
Попробуем подсчитать высоту Вавилонской башни. Для этого примем некоторые допущения.
Примем прочность кирпича 4,0 кг/см2. Это хорошая прочность, так как в конце концов давление от веса башни нужно передать от фундамента на грунт, а разрешенная нагрузка на хорошую скалу из известняка в Иерусалиме сегодня принимается именно за 4,0 кг/см2. Сегодня прочность кирпичной кладки может составлять 50—70 кг/см2, но это при современной технологии подбора и облагораживания глины, без ослабляющих добавок соломы в кирпичи, при высокой и контролируемой температуре обжига и контролируемом времени обжига, хорошем цементном растворе между кирпичами. Удельный вес кирпича примем за 2,0 г/см3 (для сравнения: вода – 1,0 г/см3, насыпной песок – 1,6 г/см3, бетон – 2,4 г/см3). Весом внутренних площадок, лестниц и людей пренебрежем.
Первый вопрос: какой высоты можно построить столб кирпичей постоянного сечения для доведения нижнего кирпича до предела его прочности? Ответ: каждый сантиметр высоты кирпичной кладки добавляет давление на нижний кирпич 2 г/см2. Для набора давления 4 кг/см2 = 4000 г/см2 нужен кирпичный столб высотой 20 метров. Выше – нельзя, нужно увеличивать сечение столба. Увеличим его вдвое и поставим на него уже полученный кирпичный столб высотой 20 метров. В верхней точке увеличенного вдвое сечения давление будет 2,0 кг/см2, от столба постоянного сечения высотой 20 метров и это удвоенное сечение может быть высотой 10,0 метра с поставленным на него «первичным» столбом высотой 20 метров, чтобы давление опять пришло к величине 4 кг/см2. Увеличивая сечение каждый раз вдвое, мы получим возможность увеличивать высоту башни каждый раз на 10,0 метра.
В принципе, задача стала похожа на знаменитую шахматную задачу: посчитать объем зерен пшеницы, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, на вторую – два, на третью – четыре, на четвертую – восемь и т. д. по геометрической прогрессии с коэффициентом 2 (последовательность степеней числа 2 от 0 до 63).
Итак, примем начальную толщину стены Вавилонской башни (у ее контакта со скалой) за величину 32,0 метра. После первой ступени в 10 метров высотой толщину можно уменьшить до 16 метров, после второго 10-метрового этажа толщина станет 8,0 метра, после третьего – 4,0 метра, после четвертого – 2,0 метра, после пятого – 1,0 метра, после шестого – 50 сантиметров, после седьмого – 25 сантиметр. Добавим восьмой 10-метровый этаж, и перейдем на 12,5 сантиметра, и водрузим столб толщиной 12,5 сантиметра и высотой 20 метров. Итого… всего 100 метров высоты. Прочность кирпича, принятая равной величине 4,0 кг/см2, большего не позволяет; представить себе низ стены (или фундамент при более тонкой башне, ставшей более тонкой из-за более прочного кирпича, толще 32,0 метра тоже тяжело, а большую нагрузку на грунт скала не позволяет. Придача стене башни треугольного (трапециевидного), а не ступенчатого сечения добавит около 1/4 высоты – итого 133,3 метра (немного меньше, так как толщину верхней части, верхнего столба, нельзя довести до нуля. Итого восемь частей по 13,3 метра (точнее, одна трапециевидная часть, начавшаяся с 12,5 сантиметров вверху и заканчивающаяся шириной 32,0 метра внизу), то есть 106,4 метра + верхний столб 20 метров = 126,4 метра. При этом проект башни с определением ее конечной высоты должен был быть составлен ДО начала строительства, так как именно проектной высотой определяется ширина основания башни). Увеличивая предполагаемую прочность кирпича и ширину стены в основании, а также добавляя разрешенную нагрузку на скалу в основании башни (и пренебрегая ветровой нагрузкой, что является явно проблематичным допущением для верхней, относительно тонкостенной конструкции при большой высоте башни), можно еще увеличить высоту башни, довести ее даже до 500 метров (что явно невозможно для кирпичной относительно тонкостенной, не принимающей изгиба конструкции), но, с одной стороны, даже 500 метров – это еще не «главой до неба», а с другой стороны, даже такие цифры высоты явно не указывают на необходимость упомянутого в мидраше недельного или еще более долгого (годового) подъема на вершину башни. Мы в молодости, работая на 20-м этаже (примерно 70 метров), поднимались к себе пешком по лестнице из столовой, расположенной на первом этаже, за четыре минуты. Подъем на высоту 500 метров вряд ли займет больше двух часов. Да и кирпичи на верхнюю площадку строящейся башни даже древние люди не таскали на себе, а поднимали на веревках. Значит, мидраш, как и обычно, нужно читать не на поверхностном буквальном смысловом уровне, а выискивая в нем иносказательный смысл.