Полная версия
Орбиты Израиля. Том II
Многие века в иудаизме считалось, что женщине достаточно знать ведение домашнего хозяйства и только те законы (алахот), которые она обязана соблюдать (а многие религиозные авторитеты добавляли, что и их не нужно знать особо глубоко: деталями законов и решениями в спорных или пограничных ситуациях должен заниматься муж). Эти знания девочка получала дома от матери, и в сплоченном ортодоксальном закрытом обществе от девочки требовалось вести себя так же, как окружение. Вроде бы в особом системном образовании еврейская девочка не нуждалась. Но мы уже неоднократно писали, что для серьезного мыслительного развития мозга требуются определенные условия. К ним необходимо и обязательно относятся:
• непрерывное увеличение сложности решаемых ребенком, равно мальчиком и девочкой, задач (необязательно только математических; сюда входят и задачи из других предметов, и ситуации из жизни, требующие понимания, обоснованного анализа и разбора, а затем – принятия решения), создание некоторого небольшого, неразрушающего, но постоянного увеличения требований и сложности заданий над уже освоенным уровнем – каждая следующая задача должна быть немного сложнее предыдущей. Понятно, что скорость увеличения трудности предлагаемых ребенку задач является достаточно индивидуальной и неразрывно связана со способностями и скоростью мышления ребенка. И также важно упомянуть важнейшую необходимость многократных тренировок, повторения и закрепления достигнутого уровня сложности решаемых ребенком задач, связи задач из различных предметов и жизни – межпредметные связи для получения целостной картины мира. Сошлемся на мнения С. Л. Рубинштейна и Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка, приведенные нами в начале параграфа 2.3 «Развитие ребенка»;
• своевременное начало предложения ребенку задач определенного типа. Это связано с тем, что многие навыки, изучение которых не началось в определенное время, на определенной стадии развития мышления, уже не могут быть полностью и глубоко освоены, если их изучение начнется позже периода «закрытия окна хороших возможностей» для данного навыка. Объясним: если не начать учить ребенка в достаточно раннем возрасте (пять – семь лет) музыке, игре в шахматы, спорту, то, начав учить этому позже (более старших детей или даже взрослых), конечно, какого-то уровня достигнуть можно, но по-настоящему большие результаты уже окажутся недостижимыми, даже если ребенок изначально обладал большим талантом к этим занятиям. Если ребенок не слышал человеческой речи до четырех-пяти лет, то он уже никогда не начнет говорить ни на одном человеческом языке. Но то же самое касается и сложного абстрактно-логического мышления: его нужно начинать развивать не позже 9—11 лет, и к 12—13 годам «окно хороших возможностей» закрывается, а обучение этому типу мышления неизбежно базируется на уже развитых к этому времени иных типах мышления и на знании многих реалий этого мира. Иначе – большого уровня достигнут только единицы-исключения (мы указывали ранее, что именно с нарушением этого закона природы связано весьма малое количество мудрецов Торы при всеобщем обучении ей). Но Тора (и Мишна́, и Талму́д) в силу своего огромного объема и сложности не может предложить развитие такого сложного абстрактно-логического мышления в соответствующем этому мышлению возрасте; в этом возрасте еще не заканчивается пассивное накопление огромного материала Письменной Торы и Мишны. Только глубокое изучение Гемары способствует развитию сложного абстрактно-логического мышления (иначе говоря, развитию мышления на уровне даа́т), но такое изучение на серьезном уровне может быть введено где-то в 15—16 лет, и поэтому большинство религиозных (ультраортодоксальных, хареди́мных) школ и в древности, и сегодня начинает развивать этот тип мышления после «закрытия окна хороших возможностей». Отсюда следует вывод, что для развития сложного абстрактно-логического мышления именно в Торе совершенно необходим другой, вводимый на более ранней стадии инструмент развития мышления. Практически единственным известным нам таким инструментом является математика в своей форме словесных задач, для одаренных учеников – олимпиадных задач (вначале – «занимательная» математика) повышенной сложности, которые могут решаться даже при использовании минимального математического инструментария, накопленного уже в первом классе.
Но девочки обучались дома, часто – просто примером матерей, с минимальными объяснениями. Возникающие домашние ситуации и задачи никак не соответствовали ни первому, ни тем более второму требованиям развития мышления. Эти задачи были однообразны, не давали требуемое постепенное увеличение требований, не были методически последовательно предложены ребенку, часто – единичны (уникальны) и слишком сложны для ребенка, а потому требовали просто запомнить правильное решение без анализа действия матери в тех или иных ситуациях; отсутствовала достаточная повторяемость однотипных задач (кроме простейших рутинных). Поэтому мыслительное развитие девочек и в дальнейшем – женщин действительно оставляло желать много лучшего. Поэтому мы вынуждены признать оценку рабби Элиэзера бен Гирканоса в качестве верной для большинства женщин (или, иными словами, для типичной женщины) не только в современный ему период еврейской истории, но и в гораздо более поздние эпохи (по крайней мере до возникновения учреждений системного обучения девочек). А вслед за этим признанием мы вынуждены также признать обоснованность запрета женщине быть свидетелем в суде и занимать судебные и руководящие должности в общине (этот запрет пока обоснован нами уровнем мышления женщины, не получившей правильного системного образования. Сегодня эту проблему можно считать ликвидированной. В современном мире девочки в своем большинстве получают системное образование на уровне не худшем, а в ряде случаев за счет более широкого изучения научных предметов и лучшем, чем мальчики. Но в дальнейшем мы вернемся к этому запрету (настоятельной НЕрекомендации) уже исходя из других аспектов, одной группой которых является понимание роли женщины в мире вообще и в семье в частности, хотя современное секуляризованное общество такие НЕрекомендации не признает и женщины de facto как выступают полноправными свидетелями в судах, так и занимают должность судьи).
Мы даже не будем упоминать мыслительный, уровневый ущерб, понесенный еврейским народом от такого положения с образованием женщин, хотя мы знаем сегодня о значении генетически передаваемых свойств, в том числе мыслительных, от обоих родителей, а не только от отца (при этом мы не являемся сторонниками евгеники, видя, в частности, огромную разницу в способностях детей из одной семьи, периодическое появление мудрецов в семьях ам hаа́рец и не отрицая слишком часто подтверждаемую верность выражения «на детях гениев природа отдыхает»). В оправдание сложившегося издревле положения отметим, что слишком большое мыслительное преимущество евреев над иными народами мира могло легко привести к невозможности выполнения евреями их роли и задач в мире, установленных для них Свыше.
4.4. Причины современного состояния
Мы пытаемся рассмотреть современное положение вопроса, а после открытия и распространения школ для девочек «Бейт Яако́в» и изменений, произошедших в мире, ситуация резко изменилась и стала невозможной простая экстраполяция положения женщин в предыдущие века на современность. Также требуют переоценки и многие мнения мудрецов по данному вопросу; в первую очередь требуется переоценка исходных данных и причин для их высказываний, требуется тщательный анализ мнений для выяснения того, что сказано навечно как неотменимый закон существования и развития мира, а что сказано верно только для тех или иных условий.
В христианском мире в период со второй половины XV века до первой половины XVIII века (на точности приведенных временных границ мы не настаиваем) прошли четыре взаимно влияющих и не совсем совпадающих между собой по времени различных процесса, которые принципиально изменили лицо западной цивилизации по сравнению с темными Средними веками, погрузившими Европу во мрак после разрушения варварами Римской империи. Эти процессы: Реформация (католической церкви), Ренессанс, он же Возрождение (культуры, наук, искусств), появление протестантизма и капитализма. Нас в целях линии нашего изложения интересуют два процесса из этих четырех. Первый из них – развивающийся протестантизм – во многом заменил общественное признание ценности человека с внутренних параметров личности на знаки достижения внешнего успеха, что потребовало и от женщины для фиксирования своей ценности в обществе и даже в семье стремиться обзавестись такими знаками, как чисто внешними (соответствующие уровню положения одежда, украшения, обстановка дома, требования к подобающему поведению), так и проявляемо-сущностными (должность, образование, богатство, место в обществе). Второй из них – развивающийся капитализм – имея чисто экономические устремления, снизил зарплату мужчины до уровня, при котором стало уже невозможно приемлемо содержать семью. Это привело к необходимости послать на работу и жену. Капитализм выиграл дважды – уменьшил стоимость труда и добавил к имеющемуся мужскому резервуару трудовой силы еще и огромный женский резервуар (мы с интересом обнаружили, что вслед за К. Марксом сами отдали приоритет определенного направления развития общества экономике).
Оба этих процесса проходили медленно, постепенно и почти без участия евреев, которые в своей массе были заперты в гетто и продолжали свой традиционный образ жизни и образования (правда, нельзя отрицать, что именно евреи стояли в основе развития капитализма. Как мы отметили выше, капитализм немыслим без международной торговли, без банковских и иных ссуд, без взаимного доверия участвующих в сделках сторон, а значит, без периодически возникающих деловых конфликтов. Во-первых, это требовало похожей ментальности (отношение к делу, уважение к заключенным договорам, честность и проч.) от участников сделок, и во-вторых, наличия равнопризнаваемого многими участниками механизма разрешения конфликтов. Обе эти стороны в том мире могли представить только евреи, получившие одинаковое базовое воспитание и образование, рассеянные по миру, имеющие возможности дачи и получения ссуд и имеющие в любой точке мира раввинов или раввинские суды, судящие спорящие стороны по одинаковым законам Талмуда. Это и предоставило евреям особую роль «основателей» капитализма в мире). Но в мир пришла эмансипация. Она началась во Франции в самом конце XVIII века и шла по континенту до начала века двадцатого. Евреи, выйдя из гетто, обнаружили, что мир оказался совсем не таким, из которого они ушли в гетто тремя-четырьмя столетиями раньше. Пришлось приспосабливаться к имеющемуся миру, который резко противоречил сложившемуся за многие века еврейскому укладу жизни.
Еврейство ответило двумя противоположными (и обеими – крайними) тенденциями: с одной стороны, сохранением традиционного уклада жизни в черте оседлости Восточной Европы, мало отличавшейся от расширенного гетто (не совсем добровольно, были большие законодательные ограничения селиться за пределами черты оседлости; эта черта была ликвидирована только Октябрьским переворотом 1917 года; не будем здесь говорить, что открылось «освободившимся» и что совершилось с вышедшими из черты оседлости в широкий Советский Союз), и с другой стороны, немецким реформизмом с курсом на полную ассимиляцию.
В современном ультраортодоксальном (хареди́мном) сообществе наметилась (в период перед Второй мировой войной в Восточной Европе) и реализовалась на Святой земле уже после восстановления государства Израиля еще одна тенденция, которая в последнее время стала распространяться и на слой религиозных сионистов (слой «вязаной кипы»). Эта тенденция заключается в том, что муж полный день учится в йешиве (принося крохи в семейный бюджет), а жена работает вне дома за зарплату, в существенной части содержит семью и при этом продолжает выполнять все традиционно женские обязанности по дому. Понятно, что при таком подходе первыми страдают дети (в первую очередь их воспитание, далее – их обслуживание, создание для них хороших условий теплого дома, без которого их развитие неизбежно окажется ущербным).
Относясь весьма отрицательно к такому положению в семье, мы тем не менее примем его как данность, но выделим одну из явных болевых точек в такой ситуации (а таких болевых точек в данной ситуации немало). Два крупных раввина современности, руководители поколения рав Йосеф Шалом Эльяшив (упоминание о праведнике – к благословению), ашкеназ, и рав Шалом Коэн, сефард, духовный руководитель партии ШАС, издали алахические постановления, запрещающие «хареди́мным» (как пишется в такого рода постановлениях – еврейским) женщинам получать высшее образование. В нашем распоряжении нет текста постановления рава Й. Ш. Эльяшива, информация о его постановлении передавалась устно, зато постановление рава Шалома Коэна опубликовано даже на русском языке [9]: «Абсолютно недопустимо, чтобы девушки учились в каких-либо академических учреждениях, к какой бы системе они ни принадлежали, так как эта учеба сбивает их с правильного пути и противоречит законам Торы». Под запрет попали даже те высшие педагогические учебные заведения, которые предназначены для учебы «харедимных» девушек и которые готовят их к работе учительниц в женских школах того же сектора. Можно подумать, что сегодня можно полноценно учить девочек из ультраортодоксальных (хареди́мных) семей, если учительницы не имеют при этом серьезной педагогической подготовки. Особо интересно заметить в этой связи, что предыдущий духовный лидер партии ШАС Овадия Йосеф таких постановлений не публиковал, и даже более того: его дочь Адина Бар-Шалом, лауреат государственной премии Израиля, была одной из создательниц системы высшего образования для девушек из религиозных семей.
У такого запрета есть много последствий.
Во-первых, по нашим наблюдениям, не столь уж многие девушки из ультраортодоксальных (хареди́мных) семей (с согласия их семей) такому запрету подчинятся. Существующие педагогические высшие учебные заведения для таких девушек никто закрывать не собирается. И среди прочего это явно означает ослабление авторитета раввинов и их постановлений даже внутри их сектора, что является резко отрицательной тенденцией, к сожалению, провоцируемой самими раввинами, принимающими постановления, которые народ не может (или не хочет) выполнять.
Во-вторых, нам известны несколько ультраортодоксальных девушек, получивших научное высшее образование (необязательно педагогическое, а потому учившихся в обычных («светских») университетах: иных мест учебы просто нет, а учеба в таких «общих» университетах и колледжах сама по себе является большой проблемой, большим искушением и разрушением целостности морали) и испытывающих значительные трудности с замужеством в своей среде. Высокоразвитые и сильные именно в Торе (но слишком часто – только в Торе), глубоко «харедимные» мальчики не хотят жениться на таких девочках (девочки с таким образованием на харедимном сленге называются «сожженные» (иврит: сруфо́т. Впрочем, такая же оценка дается и харедимным мальчикам, получившим научные академические степени, без которых приличную работу с зарплатой, на которую можно содержать семью (например медбрат, учитель) не найти – огромная масса определенным образом воспитанных девочек хотят в мужья только йешиботника и согласны взять весь семейный груз на себя), так как они потеряли чистоту восприятия мира, впитав чужие, не предусмотренные для чистой «харедимной» девочки знания и тенденции), а менее развитые мальчики, не знающие мира, часто – весьма примитивные, не очень подходят этим высокоразвитым девочкам (уже не говоря о том, что и далеко не самые продвинутые даже в религиозном образовании мальчики с презрением и свысока смотрят на таких «сожженных» девочек). Собственно, основой таких алахических постановлений ведущих раввинов, по нашему предположению, является слабая и запоздалая попытка недопущения отмеченных диспропорций, но не путем поднятия уровня мальчиков, а путем искусственного ограничения развития девочек. Мол, если сама будет примитивной, то, может быть, и не поймет, что вышла замуж за примитивного, а не поймет – вполне может быть счастлива. А то, что она без образования будет работать на более тяжелых, менее творческих и, самое главное, на менее оплачиваемых работах, – так это цена за мир в семье (иврит: шлом ба́ит). Мы также знаем, что примитивность мышления матери часто приводит к достаточной примитивности мышления детей, а если и муж имеет только средние знания, и то только в Торе, то познание Тв-рца на всех Его путях в такой среде оказывается под большим вопросом.
В-третьих, на пути получения серьезного академического образования в «хареди́мной» среде есть еще дополнительное мощное препятствие. В былые века мальчик начинал работать только женившись, а до этого сидел в йешиве и учил Тору. Тогда вопрос о времени на получение специальности для заработка остро не стоял; он начинал работать подмастерьем и со временем поднимался (если поднимался) до мастера не только в ремесле, но и в торговле, в рождающемся банковском деле, в чиновничестве без специального образования. Сейчас – иначе, и этот вопрос остро стоит и для девочек, и для мальчиков. Дело в том, что для получения специальности, требующей современного высшего образования (а без этого трудно рассчитывать на приличную работу и приличный заработок), нужен аттестат зрелости (иврит: теуда́т багру́т), который при нулевых начальных знаниях математики и английского, характерных для выпускников йешив, требует не меньше трех лет серьезной учебы, и лишь затем – высшее образование, требующее четырех лет обучения (правда, сейчас харелимный мир научился обходить формальное требование наличия аттестата зрелости при поступлении на обучение для получения высшего образования – при высших учебных заведениях, ориентирующихся а прием харедим организовались подготовительные курсы (иврит: в разговорной речи мехи́на, но правильнее мехина́), на которых кандидаты в студенты учатся год, «изучают» математику, английский язык,, сдают местные экзамены и считаются годными для начала получения высшего образования (это за год-то с абсолютных нулей). Поэтому и выпускники с официальными дипломами имеют соответствующие знания и о мире, и даже о своей специальности). Итого при нормальной учебе семь лет, которые нужно вложить ДО появления нужды в заработке, который начинает явно требоваться через год-два после женитьбы (и даже с непрекрытой халтурой начала высшего образования после мехины требуется пять лет для получения диплома). Большинство начинает интересоваться заработком и путями его получения, когда жизнь сильно прижала и уже нет тех необходимых многих лет на получение образования и достойной работы. Ведь в эти годы нужно не только платить за образование, но и содержать семью. А выход на этот путь сразу лишает соискателя образования помощи общины, стипендии йешивы (так как это противоречит «генеральной линии партии»), что фактически для слишком многих исключает возможность этим путем воспользоваться. Эти люди оказываются в непреодолимых тисках обстоятельств и вынуждены всю жизнь перебиваться малоквалифицированным и, соответственно, малооплачиваемым трудом. Поэтому аттестат зрелости нужно получать еще в возрасте школы, а получать высшее образование – после нее. «Хареди́мный» мир к такому подходу мало приспособлен, большинство семинаров для девочек к получению аттестата зрелости не готовит. Девочки в этой среде часто выходят замуж раньше, чем женятся мальчики, в 17—18 лет, рожают через год и должны прокладывать свой путь к высшему образованию в очень тяжелых, если вообще возможных условиях. И запрет раввинов в первую очередь воздействует на школы, которые, не готовя девочек к получению аттестата зрелости, фактически запирают их возможность получить достойное образование и достойный заработок.
4.5. Об изучении женщинами глубин Торы
Одной из причин древнего запрета мудрецов женщинам глубоко изучать Тору (по нашим представлениям, сегодня таким высоким, доступным (!!!), но совершенно ненужным и вредным для женщин уровнем изучения Торы является глубокое изучение Талмуда (на уровнях ию́н, пильпу́ль) и изучение Алахи на уровне серьезного полного изучения «Шульха́н Ару́х» с несчетным числом комментариев на него) является не только особая роль женщины в мире и в семье, не только то, что женщина имеет свои, отличные от мужчины пути достижения счастья в этом мире и приближения к Тв-рцу, но и учет того, что женщина была создана позже мужчины (не будем углубляться в вопрос о том, что первичный Адам был двуполым и производством женщины было выделение женской сущности из общего с оставлением мужкой сущности в остатке. В этом смысле мужчина и женщина были созданы одновременно сначала в виде объединенной сущности, а затем в виде двух разделенных сущностей – мужской и женской соответственно. И стирание различий у этих сущностей не оставляет места для двух раздельных первых людей, лишает это разделение смысла). Более позднее создание женщины в качестве изделия второго поколения позволило усовершенствовать женскую сущность и облегчить ей приближение к Тв-рцу без напряженной и сложной учебы Торы (мы бесконечно далеки от мысли, что Тв-рцу путем создания устройств разных поколений сложности пришлось методом критической оценки предыдущей модели и на базе такой «работы над ошибками» постепенно совершенствовать изделие и тем самым приближаться к идеалу). Женщина совершенней и сложней мужчины и поэтому имеет возможность познания Тв-рца и приближения к Нему не только и не столько на уровне сложной учебы, мыслительной деятельности, сознания, тщательного исполнения многочисленных заповедей, но скорее и успешнее – на уровне чувства, интуиции, подсознания, ограниченной по сложности учебы и выполнения меньшего, чем мужчина, числа заповедей. И тогда по поводу изучения женщиной сложного уровня Торы можно привести следующую аналогию. Многие мудрецы (кроме РАМБАМа) серьезно относились к астрологии, но считали, что так как души евреев укоренены в самом Тв-рце, то звезды в имеющемся астрологическом описании над ними не властны, евреям даны иные способы воздействия на настоящее, будущее и даже на прошлое свое, своих близких, своего народа и мира в целом. Но если еврей обращается к астрологии (в первую очередь не для осознания настоящего, а для «заглядывания» в будущее), он понижает себя до уровня народов мира и попадает под власть звезд. Так и с женщинами, глубоко изучающими Тору: они не повышают себя, а совсем наоборот – понижают себя до уровня менее совершенных, чем они сами, мужчин, теряют многие чисто женские и более успешные аспекты познания Тв-рца, а совсем не приобретают дополнительную глубину и ясность этого познания.
Поэтому мы полностью согласны с мнением еврейских мудрецов многих поколений, что женщине противопоказано глубокое изучение Торы, причем это изучение ей противопоказано совершенно не по скудости ее умственных возможностей, а совсем наоборот – из-за богатства ее возможностей познавать Тв-рца, служить Ему и «прилепляться» к Нему без утомительной учебы и глубокого разбирательства сложнейших текстов. Женщине нужно полностью использовать для этого данные только ей и соответствующие только ей тонкие механизмы, а не претендовать на более грубые механизмы мужчины, который просто не может без них обойтись, так как не снабжен женскими механизмами познания и ощущения близости Тв-рца.
А если женщина все-таки становится на несоответствующий ее устройству и психике путь, ожидающие ее потери многократно превышают возможные приобретения. В первую очередь женщину на этом пути поджидает разрушение ее возможностей более тонко и глубоко, чем мужчина, познавать Тв-рца на чисто женских путях такого познания, недоступных мужчине.
Именно из такого понимания вредности для женщины углубляться в особо сложное и подробное изучение Торы мы будем строить наше понимание о необходимом образовании женщины.
Приведем некоторые примеры, иллюстрирующие, что принципиально разные пути изучения и служения мужчины и женщины ни в какой мере не являются дискриминационными по отношению к женщине и только больное феминистическое воображение видит дискриминацию в естественном порядке вещей, даже в тех областях, где женщина ставится на более высокое место по сравнению с мужчиной. Но феминисткам неважно, что место женщины более высокое, для них важно, что это место не равно месту мужчины, а значит – дискриминационно.
Хороший пример, объясняющий необязательность соблюдения некоторых заповедей (связанных со временем, иврит: зман грама́) женщинами, приводит в [1] проф. Йешаяhу Лейбович. Он указывает, что есть ряд заповедей, обязательных для исполнения только коэнами. И никакому мужчине не придет в голову исполнять эти заповеди, стараясь еще больше приблизиться ко Всевышнему. Также мужчина ни в какой мере не считает такое свое «ограничение» дискриминацией по признаку происхождения (правда, один муж счел себя дискриминированным таким подходом к избираемым на служение Тв-рцу и даже поднял большой народный бунт для изменения этой «несправедливости». Конечно, он обессмертил свое имя на все времена: его звали Корах, сын Ицhара, его бунт описан в одноименной недельной главе книги Бемидбар, но судьба его печальна). Так и женщина, исполняя необязательные для нее заповеди именно как заповеди, ко Всевышнему этим путем никак не приближается: у каждого (у женщины, у мужчины, у коэна) есть свои пути службы Тв-рцу, которые составляют только пересекающиеся множества, и нет необходимости искусственно делать их совпадающими множествами.