bannerbanner
Что за X.Y…Z? Как родителям и детям понять друг друга. Теория ценностей поколений
Что за X.Y…Z? Как родителям и детям понять друг друга. Теория ценностей поколений

Полная версия

Что за X.Y…Z? Как родителям и детям понять друг друга. Теория ценностей поколений

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

С появлением беспилотных образцов технически решена проблема поиска автомобиля и его оплаты. А также проблема наличия/отсутствия автомобиля в конкретном месте, ведь система анализирует запросы и присылает в места пикового спроса больше машин.

Есть еще одна существенная деталь, отличающая попытки каршеринга ХХ века от будущего повсеместного использования. С рождением нового поколения изменилась сама философия каршеринга и появилась внутренняя потребность в нем:

– забота об экологии.

Поколение Зет фантазирует о том, чтобы решить глобальную проблему загрязнения воздуха. Зачем покупать автомобиль, который вреден для экологии? Лучше воспользоваться арендой или вовсе ходить пешком. Незачем производить еще один автомобиль, если каждый уже существующий автомобиль не загружен на 100%.

– желание быть независимым и потребность экономить.

Миллениал или Зет не хотят зависеть от кредита на машину, платы налогов и поиска стоянок. Как не хотят платить за страховку и бояться, что их собственность будет украдена. Для них это лишь дополнительные обременения, которых хочется избежать.

– готовность резко изменить жизнь с завтрашнего дня.

Современный мир предоставляет множество возможностей. Если захочется переехать в другой город или на соседний континент – лишняя собственность только мешает.

– прекрасная возможность для начинающих водителей.

Можно не просить у родителей машину, а просто сдать на права и пользоваться каршерингом.

Мог бы прижиться Зетовский эко-тренд и «разумное потребление» в то время, когда продукты в магазине выдавались по талонам? Или, когда полки ломились от еды и люди стремились компенсировать дефицит прошлых лет, пробуя новые и новые блюда, а достаток демонстрировать шубами, брендами и дорогими украшениями? Конечно, нет! Икс предпочитал голодать месяц, зато купить новые брендовые сапоги или куртку.


Кадр из фильма «Родня», режиссер Никита Михалков, киностудия «Мосфильм», 1981 год. «Родня» – очень характерный пример коммуникации трех поколений

«На деревню, дедушке»

В зависимости от того, участвуют ли бабушки и дедушки в воспитании внуков, дети в разной мере впитывают ценности предыдущих поколений.

Хорошо бы родителей спросить себя:

– Сколько времени их дети проводят с бабушками и дедушками?

– Насколько стиль воспитания у старшего поколения директивен?

– Какой у них тип мышления: ищут новое или имеют ригидный мозг?

Знаю много семей, где правила проживания у прародителей не обсуждаются. Ребенка просто отправляют на месяц к бабушке, и у него полностью меняются «правила жизни». Его кормят по часам, или, наоборот, закармливают, разрешают весь день смотреть мультики или забирают телефон, заставляют работать на огороде и диктуют, как ему одеваться. Так или иначе, меняя место жительства даже на короткий срок, ребенок получает новый опыт. И хорошо, если он плавно интегрирован в жизнь, не вызывая травм или отторжений.

В идеале проживание у прародителей – это хороший дополнительный опыт, который обязательно пригодится. В результате ребенок понимает, что существуют разные правила жизни в семьях, все они достойны уважения, и только он сам в будущем будет выбирать, как ему жить. Если правила серьезно нарушают его личные границы, он имеет право об этом сообщить и попросить уважать свои потребности.

Но в идеале бывает не всегда. Не редкость возникновение травматических реакций: «никогда больше туда не поеду». А также негативные воспоминания и дезориентация в правилах по возвращению домой. Например, родители запрещают есть сладкое, а прародители постоянно угощают конфетами. Когда в присутствии папы и бабушки кто-то дает ребенку сладкое, он не принимает решение сам, так как у него нет своей собственной позиции. Взгляд ребенка начинает скользить между папой и бабушкой – он не знает, как поступить, и пытается определить: «Кто из них главнее. От кого будут самые негативные последствия?».

Важный взрослый

В поколениях Беби-бумеров и Иксов было принято рожать детей в возрасте 18—30 лет, женщина после 26-ти лет считалась «старородящей». А начиная с поколения Игрек, момент, когда женщина считала себя готовой к материнству, сильно сдвинулся за тридцатилетний рубеж. Разница между мамой и ребенком сегодня может составлять 1—2 поколения.

Важен и порядок рождения. Например, у родителей Беби-бумеров между детьми большая разница в возрасте: один Икс, а второй – Игрек. Родители одни и те же, их ценности, конечно, корректируются со временем, но несущественно. Высока вероятность, что такой Игрек будет походить по своим ценностям на Икса.

Со сколькими поколениями контактирует новорожденный? Как минимум с двумя: своими сверстниками и родителями. Если есть взрослые родственники, то, может и с четырьмя.

Каждый важный взрослый привносит в жизнь ребенка ценности и установки. Основное влияние оказывают родители. В случае если родителей нет и ребенка воспитывают бабушка и дедушка, они прививают ему ценности своего поколения. Думаю, с изменением условий жизни в современной России и пенсионной реформой общение бабушек и дедушек с внуками уменьшится: многие бабушки просто перестанут сидеть с внуками, так как будут работать.

«Молчаливое поколение» – это люди, рожденные в 1923—1944 годы. Как правило, тогда на пенсию выходили по возрасту. По крайней мере, женщины. На вредных производствах женщина выходила на пенсию в возрасте 45—55 лет и могла посвятить себя воспитанию внуков, пока ее дети-их родители работали. Если бабушка жила на природе, к ней отправляли внуков на все лето – это целых три месяца ежедневного общения.

В поколении поздних Иксов материнство в 40—45 лет – скорее исключение или у женщины это не первый ребенок. У Игреков чаще встречаются взрослые мамы, вобравшие ценности двух прожитых на собственном опыте поколений (женщина, родившая в двадцать лет, застала одно поколение, своё; а родившая в сорок – два, своё и следующее за ним).

Стремление быстро выскочить замуж или жениться (как единственный способ сепарироваться от родителей) – становится неактуальным. Как следствие, и появление ранних детей – случайность, а не правило.

Ну, с детством разобрались. Переходим к взрослым!

Теоретически, по мере взросления человек впитывает ценности тех поколений, которые застает. Однако восприимчивость постепенно снижается. Это, кстати, вполне соотносится с большинством психологических теорий.

Базовые ценности впитываются до двенадцати лет. Именно в соответствие с ними человек совершает главные поступки своей жизни: выбирает партнера для семьи, получает профессию. В период до подросткового возраста каждый из нас получает самые болезненные травмы, и впоследствии они будут повторяться. Пубертат (переходный подростковый возраст) еще дает шанс на корректировку ценностей, хотя и несущественную.

Помимо уникального личного опыта, человек получает и травмы поколений. Предположим, в 1947 году родилась девочка Маша. Она – Беби-бумер и воспитывается на ценностях своего поколения. Вот ей исполняется двадцать лет, и она впитывает ценности поколения Икс. Не за горами и сорок лет – началась эпоха Игреков, и ей все сложнее понять собственных детей, которые «Казакам-разбойникам» предпочитают компьютерные игры.

Незаметно Марии стукнуло шестьдесят, и пришло время Зет – это ее внуки, которые сидят, уткнувшись в планшеты. А Беби-бумер Мария еще помнит, как ее мама складывала продукты в ледяную воду, так как холодильников не было, а в роддом ее везли на телеге. Внуки предлагают ей созваниваться по скайпу, а ей привычнее просто приехать в гости. Кнопочный сотовый Мария еще освоила, но смартфон уже не дается. Время быстро бежит, Мария отпраздновала восьмидесятилетие. Думаете ей все еще охота приспосабливаться к новому?

Пресловутая проблема «отцов и детей» происходит как раз из-за конфликта ценностей. К техническому прогрессу еще можно адаптироваться, но ко всему остальному – сложнее. Часто камнем преткновения становятся методы воспитания. Когда Мария появилась на свет, семьи были многодетными, дети росли на улице, никто их не контролировал. А ее внуки появились в то время, когда детей мало и каждый – центр Вселенной. Своих детей Мария могла и ремнем приструнить, а внукам и замечание нельзя сделать.

Тяжело? Тяжело. И с каждой сменой поколения всё тяжелее. Однако от готовности человека приспосабливать к изменчивому миру напрямую зависят качество и продолжительность его жизни. Семидесятилетний преподаватель, который не собирается «прогибаться под изменчивый мир», – не интересен студентам и не востребован. А семидесятилетний преподаватель, который знает, чем зацепить молодежь, может скачать ZOOM и прочитать лекцию – на вес золота.

Знать и прожить – не одно и то же.

Информационный канал – самый действенный способ передачи ценностей. На протяжении нескольких поколений детям читали одни и те же сказки, тем самым передавая базовые ценности. Ситуация изменилась – со сказками знакомят не всех детей, и теперь книжки можно не только читать, но и смотреть или слушать.

Cобытия бывают двух типов: которые человек непосредственно переживал и о которых он просто знает. Возьмем трагедию 11 сентября, когда террористы взорвали башни-близнецы. Миллионы людей наблюдали происходящее в «прямом эфире», и 11 сентября до конца жизни будет у них ассоциироваться со страшной катастрофой. Они пережили страх в прямом эфире, словно являясь участниками событий. Родившиеся позже, скорее всего, видели лишь архивные записи, и для них 11 сентября – лишь драматический факт истории, а не личная трагедия.

Еще один ужасающий пример – блокада Ленинграда. Как бы ни силился современный человек представить, каково это – питаться несколькими граммами хлеба в день, он не сможет это прочувствовать, а его тело – пережить. У блокадника же напоминание о том времени провоцирует мгновенные телесные и психологические переживания.

Исторические события «записываются» на телесном уровне или запоминаются на уровне сознания. Записанное на телесном уровне намного глубже проникает в человека, даже если речь о маленьких детях и их сознание ещё не способно удержать произошедшее в памяти.


Принципы формирования ценностей

Согласно Теории поколений, на формирование поколенческих ценностей влияют следующие факторы:

– Исторический контекст: войны, революции, правители, государственный строй, научные изобретения, теракты и т. д.

– Информационные сообщения: фильмы, книги, телепередачи, песни, стихи, поговорки, анекдоты, YouTube-каналы, реклама.

– Стиль воспитания.

– Дефицит: вещей, еды, информации, личного общения.

Например, эпоха Игреков – это 1984—2002 гг. Информационный фон, исторические события, стиль воспитания и дефициты обусловлены действиями Иксов и Беби-бумеров. Сами Игреки будут активничать в эпоху Зетов, но ценности у них формируются в то время, когда они были детьми.

Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда поведение двух поколений Игреков и Зетов, резко отличается от поведения Иксов и Беби-бумеров. По мнению старших поколений, Игреки и Зеты странно одеваются и питаются, увлекаются странными вещами и ищут странную работу. Ценностная пропасть мешает даже близким людям понимать и принимать ценности друг друга.

В этой книге мы будем разбираться в особенностях каждого поколения и выдвинем предположения о том, каким образом они будут развиваться.

Анализируя закономерности, можно предположить поведение будущих поколений и то, какие тренды они подхватят:

– Какие товары нужны?

– Что мотивирует людей выбрать ту или иную работу?

– Как найти общий язык в вечном вопросе «отцов и детей»?

– Какую профессию выбрать, чтобы в будущем быть востребованным?

Каждая из четырех составляющих формирования общих ценностей вносит свою лепту. Знаем о дефицитах – знаем о записанных на подкорке боли и травмах, а также о способе компенсации. Знаем о том, как компенсировали – имеем интересный материал для рассуждений и фантазий относительно следующих поколений. Представляем, свидетелем каких событий был человек – рассматриваем его действия в этом контексте. Изучаем информационные сообщения – знаем с помощью каких фраз и слов с ним общаться.

Ну что ж, начнем по порядку.

Беби-бумеры: (1945 -1964 гг.)


Зачем нам о них говорить, если их эпоха давно в прошлом?

Во-первых, Беби-бумеры по-прежнему управляют страной, занимают высокие посты в политике, являются собственниками крупных компаний, стоят во главе корпораций. Они до сих пор цепляются за воспоминания о том мире, где были рождены, и хотят его воссоздать, что отчетливо было продемонстрировано при голосовании за новую Конституцию 2020.

Во-вторых, они являются носителями «травм поколения» и передают их дальше своим детям и внукам. Ко мне, как к психотерапевту, часто приходят с семейными историями и установками из далекого прошлого. Все живет в генном материале, и нужно учиться отделять собственное от родового.

В-третьих, Беби-бумеры – это наши родители или бабушки с дедушками, и мы с ними взаимодействуем. Многие из них идут навстречу нашим ценностям. Часть не в состоянии это сделать, но это не значит, что они плохие. Просто, живут тем, что было заложено при рождении и в первые годы жизни. Важно понимать это и учитывать ценностные особенности.

Исторический контекст: «Трудоголизм и вера в непобедимость»

Их прозвали Беби-бумерами в честь бума послевоенной рождаемости. Это дети родителей, вдоль и поперек искалеченных войной.

Дети «молчаливого поколения» (1923—1944 гг.). Дети умерших на войне отцов. Дети от случайных военных романов. Дети репрессированных, сидевших, обворованных и перекалеченных коллективизацией, цензурой, доносами и голодом трудоголиков.

Дети и тех, кто раскулачивал, расстреливал, убивал, пытал и предавал. Дети тех, кто жил с чувством вины даже за то, чего не делал, ведь виноваты тогда были все априори.

Дети людей, которые больше всего на свете боялись проявить свою индивидуальности и особенность, ведь ценилось умение быть частью коллектива. Этот непростой генетический материал передался с молоком матери Беби-бумерам.

Беби-бумеры родились в эпоху надежд, когда «вот-вот все наладится, нужно только потерпеть» и «лишь бы не было войны». В эпоху «вкуса и гордости победы». Во время «холодной войны» – глобального противостояния социализма и капитализма, СССР и США.

Казалось бы, за двадцать лет навсегда развенчан «культ Сталина», люди почувствовали хрущевскую «оттепель», СССР первым покорил космос, и жители страны чувствовали себя жителями сверхдержавы.

«Как все это отражается на ценностях?», – спросите вы? Ценность – это то, что важно, существенно, является базисом, платформой для убеждений человека. То ядро, на которое он опирается в своей жизни. Когда происходит падение тирана – появляется надежда!


Советский политический плакат «Мы, они», художники С. Сахаров, К. Кубгинов. 1950 год. Плакат создан в начале холодной войны и представляет собой противопоставление ценностей капитализма и социализма


На смену чувства вины пришла надежда на то, что сейчас всё будет по-другому. «Во всех ошибках разберутся», есть возможность начать «с белого листа», война списала все грехи. Энергия от одержанной победы и быстрого строительства коммунизма формировала ценные для жителя той эпохи качества: трудоголизм и веру в непобедимость.

Политика «Оттепели» позволила получать паспорт крестьянам, желающим поехать учиться в ВУЗ, ФЗУ или военные училища. А с 1974 года паспорта получали все желающие. Вот основная причина стремления к образованию! Диплом – это шанс остаться в городе и освободиться от «советского крепостного права». Стереотип, который записался в подсознание советских людей на долгие годы. До сих пор родители не могут смириться с нежеланием детей идти учиться.

Справку для поездки в город получить было сложно, но возможно. Процесс урбанизации шел полным ходом, активно росли и строились города.

«Городское население СССР между 1926 и началом 1975 выросло почти в 5,8 раза, с 26,3 млн. до 153,1 млн. чел. К середине 1976 его доля составила 62%10».

Увеличивающееся городское население нужно было куда-то расселять, и началось массовое строительство жилья с маленькими кухнями или вообще без них (как в «Городке чекистов» в Екатеринбурге). Предполагалось, что «новый советский человек» покупает полуфабрикаты или питается в столовых. Уклад жизни в эпоху Беби-бумера принципиально изменился.

Беби-бумеры легко едут на «коммунистические стройки» и переводят деньги в пользу «бедных детей Африки». Они привыкали работать в команде, работать много и долго. При необходимости могли стать «универсальным солдатом» и трудиться круглосуточно на волне бума и энтузиазма, как и полагается представителям этой Эпохи.

Важным событием стало проведение в 1957 году VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Он пришелся на середину «Оттепели», москвичам разрешили открыто общаться с иностранцами (приехали 34 000 человек из 131 страны мира). К Фестивалю построили гостиницы «Украина» и «Турист», в столице появились «икарусы».


ГАЗ-21 «Волга». Серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год


Тогда же был выпущен автомобиль «Волга», надолго ставший символом обеспеченности и пределом мечтаний.

«Ни туристы, ни бизнесмены в страну еще не приезжали, дипломаты и редкие журналисты просто так на улицах не появлялись. Поэтому, когда мы вдруг увидели на улицах Москвы тысячи иностранцев, с которыми можно было общаться, нас охватило что-то вроде эйфории…» – пишет джазмен Алексей Козлов11

СССР уже не будет прежним. Знакомство с альтернативной жизнью состоялось в основном у москвичей, но «сарафанное радио» никто не отменял! Даже если человек никогда не видел джинсы, он точно о них слышал.

Одновременно развивалась субкультура стиляг: она возникла в конце 40-х и распространялась вплоть до 60-х, а второй волной – в 80-х. Знатоки связывают это с тем, что военные массово тащили из Европы трофейные вещи, яркие и непохожие на серую советскую одежду. Мода стиляг пробралась и в отдаленные уголки страны благодаря тому, что уехавшие учиться, навещали свои семьи в провинции и рассказывали о жизни в городе.



Даже в деревнях носили узкие брюки, которые надевали с мылом, красили волосы, тайно слушали джаз и танцевали рок-н-ролл. Однако со стилягами боролись и всячески высмеивали в прессе и на комсомольских собраниях. «Сегодня слушает он джаз, а завтра Родину продаст», – говорили тогда. Выделяться из толпы было не принято

И всё равно казалось, что советских людей ждет прекрасное будущее и сталинский террор навсегда остался в прошлом – его тело вынесли из Мавзолея, а самого великого вождя вычеркивали из учебников истории. Многие бы тогда удивились, узнав, что через шестьдесят лет некоторые будут вспоминать Сталина добрым словом.

К 1961 году через Берлин на Запад сбежало более 2,5 миллионов человек. Итог – возведение Берлинской стены, которую снесли только в 1991 году при Игреках. Оттепельный Хрущев показывал миру, что СССР по-прежнему «может показывать зубы».

1961 год запомнился денежной реформой: денежные знаки старого образца поменяли на новые в соотношении 1:10. При этом, цены, некратные десяти, округляли в бОльшую сторону, незаметно их повышая.

Во времена Хрущева деревенские жители впервые получили пенсии: «минимум 12 рублей в месяц: женщинам по достижению 60-ти лет и при колхозном стаже не менее двадцати лет, мужчинам – от 65-ти лет при стаже 25-ть лет12».

Самое грандиозное достижение того периода – конечно, полет в космос Юрия Гагарина! Раньше США, извечного соперника Советского Союза. Еще несколько десятилетий советские мальчики будут мечтать стать космонавтами, о покорении космоса и освоении других планет.

Стиль воспитания: «Выжил и хорошо»

Вечно виноватые родители воспитывают, с одной стороны, победителей, а с другой – стыдящихся, что не они воевали. Бумеры не такие герои, как их родители, и им нужно всю жизнь доказывать право жить.

«Каменные» матери с непрожитой болью утраты мужа, брата, отца. Отсюда «мужчины не плачут». Женщины плакать уже не могли, а остальные не заслужили такого права: им-то не довелось пережить войну. Родители тратили время и силы на то, чтобы выжить, а ребенок рос сам по себе, регулярно получая подзатыльники, а в особых случаях и ремнем.

Весь день предоставленные сами себе, Беби-бумеры – это дети, сумевшие выжить на улице. Время послевоенное, кто-то по-прежнему рожал, сколько Бог пошлет, кто-то уже пользовался контрацептивами и законным правом на аборт (аборт был под запретом в 1936—1955 гг.). Нередки случаи, когда детей (Иксов) из-за бедности отдавали бездетным родственникам или в обеспеченную семью.

Тревожное ожидание новой войны заставляло воспитывать послушных детей, которые по первому призыву Родины откажутся от личных интересов во благо общественных. Самого ребенка, как личности, словно не существует. Есть общественные ценности, и их нужно разделять.

Каждый ребенок должен был стремиться принадлежать к какой-то группе. Попадая в школу – становился октябренком, потом пионером и комсомольцем. Социальные институты максимально вмешивались в жизнь каждой семьи, и родители не должны были иметь собственного подхода к воспитанию.

Беби-бумеров воспитали «командными игроками», которые опираются на коллектив, семью, организацию. Им важно мнение других и «что люди скажут». У детей формировалась привычка постоянно сравнивать себя с другими соревноваться: «быть как все», «не хуже других», «мне нужно, потому что это есть у соседа». Эти дети давно стали бабушками и дедушками, но их психика все еще хранит старые установки.

Беби-бумеры умеют готовить пищу, «держать молоток в руках». В юности они легко уезжали в город учиться и переезжали по распределению в другие регионы. Они считали себя носителями большой миссии – строительства коммунизма.

Классификация Ллойд Де Моза

Обратимся к классификации стилей воспитания известного американского историка и психолога Ллойд Де Моза. В своей книге «Психоистория» он описал эволюцию воспитания детей с начала существования человечества до наших дней. Всего им выделено шесть стилей воспитания – от «детоубийственного» до «помогающего». Предлагаю ознакомиться с этой классификацией, потому что в следующих главах я так же буду определять по ней стиль воспитания для каждого поколения.

Классификация по Де Мозу:

– Детоубийственный стиль. Повсеместно такой стиль воспитания принадлежит периоду с начала человечества до 4 века нашей эры. Ребенок легко приносится в жертву как в религиозных обрядах, так и в обычной жизни. Дети живут по принципу естественного отбора: выживает сильнейший. Родители не страдают от утраты своего ребенка. Нет психологической связи между родителями и детьми. В настоящее время встречаются такие родители, но чаще они находятся в постоянном алкогольном или наркотическом опьянении, либо имеют психиатрические заболевания. Если вернуться к поколениям, то теоретически некоторые Беби-бумеры могли иметь таких родителей. Это связано с войнами, блокадой Ленинграда. Когда от невыносимого голода съедались младшие дети, чтобы выжить старшим. Конечно, эти вещи не носили массовый характер в обществе, но встречались.

– Оставляющий стиль характерен для периода с 4—12 в.н.э., при нем родители совершенно свободно отдавали своих детей кормилицам, на воспитание в чью-то семью, в подмастерья. Не было никакой гарантии, что, расставаясь, они когда-либо увидятся вновь. Детей туго пеленали и могли оставить где-то, как сверток. Традицию пеленания еще застали Беби-бумеры и Иксы, данная мера, предназначенная для того, чтобы ребенок много спал, был тих и не мешал, обрастала легендами. Бытовало мнение что благодаря пеленанию ноги не будут кривыми, или ребенок не поранит себя во сне. Мне недавно попалась статья, в которой описывались ясли послевоенного периода с колоссально высоким процентом смертности в них. Вы только представьте кучу орущих детей без памперсов, начиная с 1 месяца жизни. Некоторых из них роняли, кого-то забывали занести с улицы, и он умирал. Современной матери это покажется варварством, а это происходило каких-то полвека назад.

На страницу:
2 из 5