bannerbanner
Гибель Тартарии
Гибель Тартарии

Полная версия

Гибель Тартарии

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Но как ни «зачищали» Романовы историю России, а правда сама себе дорогу нашла. Лет десять назад с борта самолёта был случайно обнаружен контур одного форта Заволжского Вала, затем другой, третий… И хотя по приказу Романовых эти форты разрушили и сравняли с землёй, постепенно выяснилась полная картина: тартарцы построили десятки таких фортов вдоль всего левого берега Волги! У них не было другого выхода: если к 1557 году между царями Великой Тартарии и Московии наметились мирные объединительные тенденции, то с приходом во власть династии Романовых стала преобладать колониальная политика полурусских-полунемецких царей Московии. Уже тогда Папа Римский с правителями западноевропейских стран подбивали царей Московии на полный захват и делёжку Тартарии.

Кстати, Романовы приписывали заслугу строительства современных, а главное, типовых (!) фортов Заволжского Вала европейским инженерам, но выяснилось, что европейцы не умели строить подобные сооружения! Скорее всего к строительству этих фортов правители Великой Тартарии привлекали либо китайско-маньчжурских, либо турецко-османских специалистов.

Но распри между Московией и Тартарией начались ещё при правлении Ивана Третьего. Он был одним из самых выдающихся московских князей. Его ещё при жизни называли Иваном Великим. И было за что. Он упорно собирал воедино разрозненные русские княжества, развернул законотворческую деятельность. При нём строились новые и хорошели старые города, множились храмы и церкви. Именно при нём Москва окончательно обрела статус столицы, был принят герб с двуглавым орлом. Именно он в 1480 году поставил точку в освобождении Руси от тогда уже татарско-крымского ига в знаменитом «стоянии» на Угре. Именно он в конце ХУ века предпринял первый завоевательный, но безуспешный поход на Пермь и Югру, входившие тогда в состав Великой Тартарии. Так что его более осторожный и дальновидный внук, Иван Грозный намеревался мирно сосуществовать с грозной империей того времени, Великой Тартарией.

Но православным немцам Романовым были чужды почти братские отношения между этими народами – русами и русичами. И именно с приходом к власти Романовых начался закат великой империи русов…


Сеня и Алексей Митяевы действительно уже год находились под Царицыным. За этот год они поучаствовали в строительстве четырёх фортов на левом берегу Волги. А сейчас их в составе ста человек перевели на строительство первых равелинов мощного форта у места, где от Волги отделялась протока Ахтуба.

Братья были погодками. Сенька лишь на год с небольшим был старше своего брата Алексея, статного парня с шапкой обрезанных «под горшок» рыжеватых волос. На верхней губе и подбородке парня только-только начали пробиваться бородка и усы. А вот у Сеньки эта метаморфоза с переходом от безбородого отрока к полновесному облику «матёрого» мужика, считай, уже завершилась. Правда Сенькины бородка и усы чернявились как воронье крыло. И отец, посматривая иногда на сына и жену, даже покрякивал с досады, – его ли это сын? Но, наверно, в его ли, Марьиных генах пробудилась память о предках их рода. А были в их предках и даурские казаки и колымские остяки, да и ещё бог знает кто.

На месте равелина, который вознамерились возводить тартарцы в этот раз, когда-то было небольшое поселение, скорее всего рыбацкая деревушка. Староста артели Степан Тонкий, пожилой горбоносый человек подвёл всю свою ватагу к расплывшимся руинам и мотнул головой в сторону чернолицего от загара волхва.:

– Давай, Захарий, объясни бестолочам желторотым, что им нужно и что не нужно здесь делать.

Артельный волхв был человеком мудрым и малоразговорчивым. Выйдя из толпы, он оборотился к толпе лицом и глухо заговорил:

– Лет эдак сорок или пятьдесят назад в селение это пришла страшная болезнь, чума. Говорят, никто не спасся из этой деревеньки. Но запомните, болячка чумная и сотню лет может в земле прожить и ничего ей не станется. Так что если ногами или руками коснётесь этих руин, – Захарий повёл рукой в сторону развалин, – и сами чумными станете. Вон там, – он махнул рукой за спины артельщиков, – лесок стоит знатный, туда сейчас направимся грузить на телеги бурелом да сухостой набрасывать. Потом всё это на каждую ямищу руин нужно навалить да запалить. Вот так только огнём сможем мы выжечь заразу чумную, а уж потом за строительство равелинов возьмёмся.

Из толпы артельщиков донёсся молодой звонкий голос Евпарха, первого силача в артели:

– А может ну их, эти руины чумные. На версту-другую сдвинемся от них, да и заложим там равелины, а, Захарий?

Но волхв тут же замотал головой:

– Суемудрость эту никак нельзя в толк взять. Места фортов и их равелинов отмерены от сего места и до самой Перми до сажени малой, так что нельзя эти места смещать, иначе и вся линия Валов поломается. Так что делайте так, как я сказал.

Тогда на Руси и позже в России всех волхвов переловили и казнили нещадно, а на земле Тартарии их голос и мнение имели большую силу. Поворчали артельщики да за дело взялись. Уже несколько ходок за валежником братья сделали. Заметил Сеня, что брат его всё вздыхает и вздыхает да со злостью поглядывает на него.

– Ты чего такой смурной, Сенька? Чего на мя вызверился?

Тот проворчал: – Чего, чего. Это ж ты тятю отговорил, что б не пущал он меня вместе с Оськой в Тартарию Новую. Счас бы ту землю ногами топтал, много чего нового увидел, если б не ты, а здесь…

Сеня, не договорив, сердито швырнул на землю очередной обломок трухлявого дерева и тоскливо осмотрелся вокруг. Всюду копошились артельщики с охапками валежника. Молодому восемнадцатилетнему парню унылая однообразная работа была уже поперёк горла. Хотелось большего, если уж не путешествия за океан Великий, так баталий с противником, что на том берегу Волги тоже возводил свои крепости и форты. Алексей сердито цвиркнул слюной на землю:

– Вот баламошка маменькина. Сказано же тебе было, что Оську тятя лишь на год-два в

ту сторонку отпустил. Вернётся, расскажет, что к чему, вот тогда, глядишь, и мы с тобой за океан сходим.

Понизив голос, он прошелестел в ухо брата:

– Слышал я от мужиков, что на Охот-море бывали, что флот большой царь Святовир там строит. Так что когда-нибудь и мы с тобой за морем побываем.

Сенька лишь рукою отмахнулся:

– Ага, отпустит нас тятька, жди, не дождёшься.


Вечером к костру, у которого сидели Степан Тонкий и Захарий, подъехали пятеро верховых. Это был казачий разъезд,. что постоянно курсировал вдоль Волги, наблюдая за противоположным берегом. Один из казаков снял с крупа лошади и бросил у костра тушу добытого сайгака. На коште артели Степана было два таких казачьих разъезда. Казаки нет-нет да подбрасывали артельщикам добытых животных, а те кормили да поили служивых тем, чем сами питались.

Неделю назад старшинка Аким со своими казаками в десяти верстах от лагеря наткнулся на отряд из восьми ордынцев, что двигались сюда от Астрахани. Нет, ни стычки, ни воинственных речей при встрече не было. Всё-таки ордынцы, что в Астрахани, что в Крыму, были под джучидами, а с ними у царя Святовира полюбовный уговор о мире и согласии был. Хотя, честно говоря, русы недолюбливали степняков. Эти басурмане давно уже приняли мусульманство и сами русов, игнорирующих эту веру, еле терпели.. Но и у Девлет-Гирея, и у царя Святовира тогда был один общий противник – набирающая силу Московия, которая вырвалась из-под власти чжучидов-ордынцев.

Аким, отхлебнув из миски наваристый бульон тройной ухи, буркнул, не глядя на Степана и Захария:

– Мурза ихний, Энес-паша сделку мне предлагал. Мол, сто урусов он может пригнать сюда в помощь артельщикам, а мы – казаки за это десять молодых девушек должны будем отдать.

Степан со злостью разломил пополам сухую валежину и бросил её в костёр, отчего в ночное небо взметнулся целый сноп искр.

– Ишь чего удумали бесермены. С Дона и Днепра они русичей сотнями в полон угоняют и тут же торгуют ими. Мы тут сами холостякуем месяцами, откуда нам девок для них взять?

Захарий покосился на товарища:

– Нечего русичам делать у нас. Они хоть и братья нам по крови, да вот душу свою давно продали небесному царю иудейскому. А у нас свои заступники длань простирают над нами. Не хуже Христа ихнего наши Тарх и сестра его Тара-богоматерь защищают землю нашу от ворогов пришлых. Потому и неча русичей средь нас привечать, иначе вера их заразная нашу веру будет подкашивать.

Аким блеснул в улыбке крупными зубами:

– Верно баишь, Захарий. Потому и отшил я Энес-пашу. Их замашки магометанские ещё хуже, чем у православных. Не будь уговора царя нашего с их Девлет-Гиреем они и наш люд в полон угоняли бы.

– Ага, пусть только попробуют, – Степан скрутил фигу из пальцев и сунул её в сторону казака, – ни я, ни мои предки никогда не были под ордынцами, да и не будут никогда.


Глава 3

Начиная с Х1У века, когда чума и холера впервые проникли на просторы Великой Тартарии, теперь каждые 50 – 70 лет эпидемии терзали землю Тарха и Тары. И стала оскудевать людьми когда-то многолюдная империя. А рядом с ней на землях между озером Балхаш, горами Тянь-Шань и верховьями Иртыша образовалось и крепло с каждым годом молодое и пассионарное государство джунгар. Основным племенем, составляющим ядро этого этноса были ойраты. Хотя в эту группу западно-монгольских народов входили ещё дербеты, басеты, торизты, олёты, захчины и другие более мелкие племена.

Но если Великая Тартария по-сути являлась Славяно-Арийской империей и прямой наследницей Великой Скифии, то Джунгария была побочной ветвью в цивилизационном развитии государств в этом регионе. Тюрские народы Средней Азии, уже принявшие с Х1У

века ислам, одинаково нетерпимо относились и к православным русичам и к сибирским русам-несторианцам. Но ещё с дохристианских времён и вплоть до конца ХУ1 века влияние

Великой Тартарии в Евразии было настолько огромным, что тюрки на юге, всякие там франки, галлы, англы на западе до поры до времени не смели покушаться на народ и устои этой империи. Но такова уж судьба этих многолюдных и многоукладных образований. От империи скифов-русов стали откалываться целые куски, образовываться новые страны и народы. И вот в 1509 году Леонардо да Винчи, наблюдая этот процесс собственными глазами, с горечью пишет: «человеческий род скоро дойдёт до того, что один народ не будет понимать речи другого»..То есть ещё при жизни этого замечательного итальянца вся Европа говорила на едином скифско-русском наречии, а Азия благоговела перед великой империей. При этом переписка между турецкими, немецкими и прочими европейскими государями велась именно на этом едином для всех языке.

Вот сейчас Украина всеми силами пытается исторгнуть из себя всё русское: язык, обычаи, религию трогает, историю коверкает. Так и в те времена европейцы изрыгали из себя, своего обихода всё скифско-русское, в том числе и язык, освобождаясь, как они считали, от многовекового ига чужеродного. Потому радостно и охотно шли эти народы под знамёнами Тамерлана, Наполеона, Гитлера сначала на Великую Тартарию, свою бывшую метрополию, а потом на её правопреемницу – Россию. Нелюбовь, даже ненависть соседних народов сначала к Великой Тартарии, затем генетически перенеслась и на Россию. Вот почему после гибели северной Тартарии все эти бывшие «подданные» великой империи постарались стереть из памяти, своей истории всякое упоминание о главной метрополии всех народов Евразии. Можно этот процесс назвать естественным ходом исторического развития, а можно обозвать предательством, это уж кому как по душе.

Принятие христианства на Руси раскололо монолитное, единое тело Русско-Арийской цивилизации. Ведь сибирские русы отвергли новую веру и, наверное, было за что. Посудите сами .Вот как начинались, например молитвы русов, исповедующих ведический монотеизм , по злому недоразумению называемый язычеством: «…Введи нас во искушение…». А христианская молитва начиналась так: «Не введи нас во искушение…». Маленький нюанс навечно разделил две огромные философские вселенные! В первом варианте молитвы подразумевалось стремление к новому, развитию и продвижению в познании чего-либо, а второй вариант исключал даже мысль о самостоятельных действиях человека вне установленных церковным клиром рамок. Отсюда и разность в цивилизационном развитии

Запада и Востока.

Техническое и эстетическое наследие северной Тартарии до сих пор вызывает удивление и изумление. Так, например, обработка базальтового и гранитного камня в Тартарии достигала таких вершин, что в той же Европе подобная филигранная работа с этими материалами так и не была достигнута. Вспомните хотя бы огромные ванны из цельных кусков камня, или циклопическую чашу с тончайшими стенками, которые хранятся сейчас в Санкт-Петербурге. Были найдены мраморные колонны типа Александрийского столпа в том же городе, статуи, отлитые из чугуна с толщиной стенок всего в один-два сантиметра, и до сих пор непонятно как это было сделано. На якобы «демидовских» заводах на Урале в своё время были найдены такие станки и приспособления, назначение и принцип действия которых непонятны до сих пор. А чего стоят равелины, форты и сама Заволжская линия укреплений, протянувшаяся от Астрахани до Перми на две с половиной тысячи километров! И хотя Романовы пытались приписать строительство этих укреплений западноевропейским инженерам, сохранились восторженные воспоминания самих этих инженеров, что не по силам и уму такое строительство им было.

Понемногу проясняется и секрет быстрого возведения валов Заволжской линии обороны. Дело в том, что у русских такая умнейшая и просвещённая прослойка как волхвы, в массе своей была уничтожена уже к ХУ веку, а волхвы Тартарии этот секрет сохранили и применили. А он вот в чём заключался: в землю на определённой глубине закладывались цепочкой плиты из кварца, затем на них акустически воздействовали (как, до сих пор не установлено), в результате земля над ними вспучивалась на нужную высоту, и эти линии состыковывались с валами фортов по той же технологии. Те же засеки, колья, устанавливаемые в воде и лишь слегка скрытые ею, препятствовали нападению противника

со стороны реки, тоже были изобретены пытливым умом тартарцев, а не русских.

Ширина Заволжского Вала по всей его длине составляла семьдесят метров. Перед валом был устроен ров шириной десять метров и глубиной четыре метра. А форты с тремя равелинами в плане имели вид трилистника. Вам это ничего не напоминает? Форму такого трилистника имеет, например, российская военная база на одном из островов Северного Ледовитого океана! Может, наши военные строители позаимствовали сведения об этих укреплениях из чудом сохранившихся исторических документов той эпохи? По своей грандиозности и размерам Заволжские Валы сравнимы разве что со Змиевыми Валами, начинающимися от западных участков так называемой «китайской» стены и доходящей до южного берега Балтийского моря.

Так вот, Джунгария образовалась в ХУ веке на осколках распавшейся империи, созданной ещё Чингисханом. Китайцы кстати называли все племена ойратов монголами. Купцы из Джунгарии были частыми гостями в Грустине, столице северной Тартарии и других её городах. Эпидемии чумы и холеры в Большой Степи и в Великой Тартарии заметно «проредили» и города и людей на этих землях, но наслышаны были джунгары о богатствах северной страны и уже замышляли против неё непотребное, а потом и вовсе осмелели и начали грабительские походы. Не минула чаша сия и Асгарда Ирийского.


Хмурым было лицо Верховного волхва Вышеслава, когда к нему в дверь кельи кто-то постучал. Неделю назад вернулся он из Грустины от царя Святовира. Плохие новости сообщил тот ему. Дважды за последние полгода подходили с верховий Иртыша чуть ли не до окрестностей столицы отряды крикливых кочевников. В одной из стычек со степняками казакам удалось пленить двух нападавших. Все они были из Джунгарии, о которой ещё десять лет назад и слыхом не слыхивали. В былые годы царь мог призвать за неделю-другую под свои знамёна девять, а то и десять туменов. Да не те сейчас времена настали. С запада границу Тартарии постоянно терзали войска русичей, и туда отправлял Святовир все людские резервы. А последняя эпидемия чумы заметно истощила эти резервы. В самой столице после эпидемии едва ли четверть населения осталась. И сейчас не оправилась она от заразы пришлой.

Отправил Святовир послов в Кульджу, столицу Джунгарии, чтобы уговориться с южными соседями о мире и дружбе. Да не приняли джунгарцы доброй воли государя Тартарии. Всех трёх послов обезглавили, привязали трупы к лошадям, вложив отрубленные головы в руки несчастным, и к границе своей северной пригнали этот вестник войны неминуемой.


В дверь кельи просунулась голова Улады, правой руки Верховного волхва:

– Батюшка, замечены бесермены в окрестностях Асгарда!

– Много ли их?

– Пока сотню верховых узрели.

– Куда направились?

– Вдоль околицы посада проехались, но к храму так и не подступились. А потом опять к Иртышу поскакали да и скрылись с глаз.

– Ты, Улада, сильно не радуйся тому, что уехали бесермены. То разведка их была. Раз дорогу к Асгарду проведали, значит, скоро ещё пожалуют.

Улада мелко закивал головой:

– То и я кумекаю – не сотня, тысячи бесермен в гости скоро пожалуют, маракуши эдакие. Что делать будем, батюшка?

Сгрёб Вышеслав бороду в кулак, задумался на несколько секунд, молвил, наконец:

– Собери в трапезной к обеду всех главных волхвов храмов, да и старших тоже зови.

Оставшись один, Верховный волхв подошёл к оконцу своей кельи, из которого далеко-далеко просматривалась река Иртыш. Надо же, даже Чингисхан не посмел вторгнуться в Асгард Ирийский. Даже Тимур Хромоногий и тот лишь степной стороной прошёл, а ни в Асгард, ни в Грустину не посмел сунуться, потому как была у Великой Тартарии тогда сила несокрушимая. А сейчас какие-то кочевники, почуяв слабость дряхлеющей империи, решили попробовать её на зуб.

Вышеслав потёр ладонью грудь. Раньше и знать не знал, где у него сердце находится, а теперь расшалилось сердечко, не к добру это. Хотя может и пора уже болячкам проявляться, как-никак за девяносто лет уже ему. Но немощным он себя не считал. У волхвов и сто десять, и сто двадцать лет жизни – дело привычное. И каждый из волхвов, молодой он или старый, десятерых в сече стоит. Да ведь известно, что степняки всегда числом да нахрапом своим брали. Помаши палашом или саблей в окружении не двух-трёх, а десяти бесермен, не отмашешься.

Прикинул сколько защитников храма он под своей рукой сейчас будет иметь. Выходило, что-то около полутора тысяч храмовой братии да работных людей посадских ещё около трёх тысяч будет. Правда, из посадских почти половина – женщины, дети малые да старики немощные. Но три тысячи воинов худо-бедно наберётся. А вот у степняков другой счёт ведётся. Тумен, а то и два нукеров может сюда заявиться. И что тогда?


Сумрачно всматривался Вышеслав в бородатые лица однокашников своих. Может статься, что скоро суждено многим из них сгинуть в сече кровавой.

– Братья! Говорил я уже о том, что царь наш мне поведал, когда я был в Грустине. Теперь вот и до нас добрались бесермены окаянные. Пока отхлынули они от святыни нашей, храмов асгардских. Но чую я, что ненадолго они затаились. Сейчас снега ещё глубокие лежат в лесах наших, а вот отогреется земля, зазеленеет трава, появится корм для лошадок степняков, тут и они объявятся.

Трапезная была устроена на нижнем этаже первого надземного храма, и в ней стояло несколько рядов дубовых столов со скамьями. За ними могли вечерять не менее трёхсот волхвов и их послушников сразу. Но сейчас лишь за крайним рядом сидело всего лишь шестнадцать человек. Это был весь цвет, элита сословия волхвов Тартарии. В каждом из четырёх храмов было по главному волхву и по три помощника у каждого из них..

Привлекая внимание к себе, поднял руку высокий, худощавый человек с аккуратно остриженной бородой.

– Что сказать хочешь, Григор? – вскинул голову Вышеслав.

– Три дороги лесных ведут к Асгарду. Одна со стороны Грустины, другая на Кульджу ведёт, а третья – к горам Ирийским. Сейчас стылая ещё земля, снежком припорошена. Можно на первых двух засеки устроить знатные, вот и остановим бесермен на подступах дальних.

Кудлатая голова Вышеслава несколько раз одобрительно колыхнулась.

– Да, засеки издреле устраивались на южных границах страны нашей и не давали они свободы набегам степняков. Конечно же, устроим мы их на двух самых опасных направлениях. Но, думается мне, они только задержат на какое-то время бесермен, но не остановят.

Поднял руку Свят, главный волхв третьего верхнего храма:

– Говори, – качнул головой Вышеслав.

– Прошлым годом привезли к нам из Маньчжурии от двоюродного брата царя Святовира нужные для нас подарки – девять пушек и припасы к ним. Пушкарей мы за полгода подготовили, так что будет чем встретить орду степную ещё на подступах к храму.

Опять качнул головой Вышеслав. Полгода назад он сам наблюдал за показательными стрельбами из нового для тартарцев оружия. И хоть вразброс ложились каменные ядра, выпущенные из них, да для наступающей лавы кочевников в самый раз сгодится. Припомнилось ему, что вместе с пушками, ещё два десятка аркебуз Циндал, двоюродный брат царя Святовира, прислал в Асгард. Нашёл он глазами Ждана, одного из старших волхвов нижнего, подземного храма, выполняющего и роль главного хранителя оружейного арсенала. Понял тот молчаливый вопрос Верховного волхва, молвил:

– В сохранности содержим аркебузы и в сухости порох к ружьям этим. Два десятка стрелков и два десятка подручных к ним подготовили, так что не сумлевайся, батюшка, всё сготовим к встрече с бесерменами проклятущими.

Это были те времена, когда столетиями проверенное в боях оружие – луки со стрелами – начали постепенно вытесняться и заменяться огнестрельным оружием. Но волхвы храмовые до сих пор виртуозно владели и «дедовским» оружием, и его было достаточно для того, чтобы и посадских людей вооружить.

Много поручений дал Вышеслав своей братии. Закипела работа. Замуровали или усилили двери и ворота нижнего надземного храма. Из храмов всех уровней много добра ценного перенесли и спрятали в схронах лесных. Денно и нощно работали посадские кузнецы, готовя кольчуги и латы пластинчатые для воинства храмового. К ледоходу на Иртыше все три тысячи волхвов и посадских имели каждый по копью, палашу или сабле, щит без малого в рост. Половина из них имела луки дальнобойные и для ближнего боя. Определили места, где пушкам стоять, стрелкам из аркебуз находиться.

Высланные ещё до ледохода на реке дозоры тайные чуть ли не до самой Кульджи дошедшие, принесли вести тревожные. В военном лагере под столицей Джунгарии уже собралось не менее двух туменов нукеров бессерменских. А как только сошёл лёд на реке, вниз, к Таре побежали струги речные с беженцами из посада асгардского. Всех стариков немощных, всех женщин и детей малых решил эвакуировать Вышеслав от греха подальше. Наслышаны были тартарцы о злобности и жестокости степняков, знали, что не пожалеют те никого ради наживы, за которой они сюда пришли.

И пришёл день неминуемый, когда заметили со смотровой площадки третьего надземного храма, как весь правый берег Иртыша окрасился в чёрно-серый цвет. Это нескончаемые колонны степняков неумолимо приближались к святыне волхвов Тартарии. А вскоре гонцы принесли и другую тревожную весть. По дороге со стороны Грустины тоже двигалась сюда тьма кочевников. Правда, как и ожидалось, движение второй колонны хоть и ненадолго, но застопорилось, преодолевая засеки, устроенные в нескольких местах лесной дороги. Надвинулось море людское на Асгард. Уже и посадские строения заполыхали. С трёх сторон обступили нукеры храмовый комплекс. Воины-волхвы и посадские ратники, не вступая в неравную схватку на открытых подступах к крепости своей, отступили и укрылись под сводами твердыни. Дымы от пожарищ в посаде заволокли всю округу и всё, что за стенами творилось, словно в тумане было.

При эвакуации жители Асгарда разве что с десяток коз с собой взяли да курей кто сколько смог, а немалое стадо коров и целый табун лошадей разогнали с плачем по окрестным лесам, не имея возможности забрать скот с собой. Но приученные к постоянной дойке и кормёжке животные вскоре сами пришли назад, и теперь степняки с хохотом весёлым отлавливали бедных животных и резали их, пируя и отмечая успешное начало своего похода. А упившись кумысом они ещё и на собак устроили охоту, так как те по-прежнему пытались охранять бурёнушек и лошадей от злых и крикливых людей, заполонивших округу.

На третий день всеобщей вакханалии, творящейся вокруг храмового комплекса, к его главным воротам на расстояние полёта одной стрелы подъехали на лошадях трое: тщедушный на вид кочевник в замурзанной меховой куртке и таком же непотребном малахае на голове, нукер в кольчуге и с большим щитом в руках, тревожно взирающий на бойницы-окна, из которых в любой момент могли полететь стрелы. А между ними ехал на белом высоком жеребце ещё довольно молодой всадник, одетый в пластинчатые латы с островерхим шлемом на голове, верхушку которого венчали перья какой-то птицы. Он, не поворачивая головы, что-то прокричал в сторону своего тщедушного спутника, и тот на удивление звонким голосом озвучил вопрос-предложение своего господина:

На страницу:
2 из 4