bannerbanner
Вернуть любовь
Вернуть любовь

Полная версия

Вернуть любовь

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Отец.

Ну что, София, есть от Саши вести?Что пишет? Скоро будете ли вместе?

Софья.

Давно уж писем нет. Почти что год.Надеюсь я, что скоро весть придёт.Я письма его старые читаюИ встретиться скорее с ним мечтаю.

Отец.

Безумное замыслил сын мой дело.Ну, коль решил – душа не очерствела.Колчаковской отвагой я горжусь.Побольше бы таких имела Русь.Не думай ты, что сыном я хвалюсь,С тобою я душой своей делюсь.

Софья.

Я так совсем не думаю. Ведь онНе для хвальбы в такую жизнь влюблён.Он – продолженье Ваше. Вы ведь тожеВсю жизнь в борьбе, а не на спальном ложе.Ведь он за Толлем мог бы не идти.Все знают – шансов нет его спасти.

Отец.

Да, если рассуждать умом, то так.Все говорят – безумец иль чудак.Но есть другое. Не у всех – но есть —Веленье сердца! Офицера честь!Коль есть надежда – хоть один процент,Не думают о риске в тот момент.Спасти другого, кто попал в беду.

Софья.

Бесстрашный! Лучше слова не найду.После доклада мне он говорил,Как весь Совет учёный убедил.Его отговорить ведь все пытались.С решением его не соглашались.

Отец.

Да, помню я. Тогда все против были.Но всё ж я горд, что парня не сломили.Хотя боялся очень за него.Единственного сына своего.На шлюпке через льды – дорога смерти.Так думал я тогда. Вы мне поверьте.Но он уже закончил свой походСейчас в Якутске и приказа ждёт.

Софья.

Что ж Вы молчали?! Значит, он живойИ скоро будет путь держать домой?

Отец.

Прости меня ты, Софьюшка, прости.Да, скоро точно будет он в пути.Но только, как сказать бы поточнее…

Отец остановил речь, замялся.

Софья.

Что только? Говорите же скорее.

Отец.

Не суждено попасть ему домой.Он просится на крейсер боевой.Сейчас идёт с японцами война.И защищает Порт-Артур страна.

Софья.

Всё ясно мне. Но я безумно рада,Что вышел он из северного ада.Как он мне мил. Его это натура —Он бы с ума сошёл без Порт-Артура.

Отец.

Да! Узнаю я в нём судьбу свою.То на ученьях в море, то в бою.Не знаю, сколько мне на свете жить.Хочу в поход я сына проводить.В Иркутск поеду. Он туда прибудет.

Софья.

А можно ли поехать с Вами будет?

Отец.

Конечно, если хочешь повидаться.

Софья.

Коль он захочет, там и обвенчаться.

Отец.

Вы удивительная девушка, София.Ради любви – страдания такие.Ты ждать умеешь, верность сохраняяИ в вечном ожидании – страдая.

Софья.

Любовь, она от сердца – всем известно.Приказывать ему нам – бесполезно.

Отец.

Прочтём молитву мы сегодня Богу,Чтобы облегчил нам он путь-дорогу.

Уходит.

Картина десятая

Март 1904 г. В Градо-Иркутской Михайло-Архангельской церкви венчаются Александр Колчак и Софья Омирова.

Священник берёт кольца со святого престола.

Священник.

Обручается раб Божий Александр рабе Божией Софии во имя Отца и Сына, и Святого Духа…

Обручается раба Божия София рабу Божьему Александру во имя Отца и Сына, и Святого Духа…

Картина одиннадцатая

В штабе Российского флота в Порт-Артуре – командующий флотом вице-адмирал Макаров С.О. Входит Колчак, представляется.

Колчак.

Здравия желаю, Ваше Высокоблагородие.Желаю быть полезным для народа я.Прибыл из Якутска получить назначение.На миноносец для боевого крещения.Боцман Бегичев прибыл со мной.Желаем быть в команде одной.

Макаров (улыбается, подходит к Колчаку, обнимает его).

Ишь, крещения ему не хватает.Да весь флот про тебя уже знает.Полезен он хочет быть, для народа.А две экспедиции за четыре года?Там – каждый день – боевое крещение.Выжить во льдах – не просто везение.Бесстрашие, мужество и отвага.

Колчак.

Хочу бить врагов Российского флага!

Макаров (снова улыбается).

Лихой, как мальчишка. Не так уж и молод.Познал ад Севера – голод и холод.Присядь-ка. Давай мне из первых устПоведай про Толля великую грусть.

Колчак.

Барон до Беннетты в тот год добрался.На острове в хижине обосновался.Записку оставил. Я ужаснулся.Назад за продуктами он вернулся.Я в путь обратный за ним пошёл.…До склада с продуктами Толль не дошёл.В ледовом плену встретил смерть свою.Колчак крестится.

Макаров (тоже крестится).

А это страшней, чем погибнуть в бою.

Колчак.

Не должен он был в тот поход идти.

Макаров.

А ты?

Колчак.

Я ведь шёл, чтоб его спасти.

Макаров.

Да, все понимали – напрасное дело.Тебя отпустили – найти его тело.Не знаю, как смог ты Совет убедитьНа шлюпке просторы морей бороздить.Когда в тот безумный поход ты пустился,Я мысленно с жизнью твоею простился.

Колчак.

Три года мы с Толлем в ледовом пленуВели с безысходностью вместе войну.За эти три года не раз, Вы поверьте,Мы были на грани арктической смерти.Он был мне так дорог. Я просто не мог.За ним не пойти в ад ледовых дорог.

Макаров.

Ты прав. Толль не должен был спорить с судьбой.Вернуться ему надо было с тобой.Решение Толля – души его крик —Он цели заветной своей не достиг!Я знаю, в мученьях он сильно страдал,Что цель не достиг – пораженьем считал.

Колчак.

Дошли б мы до цели, но мощные льды.Не дали идти.

Макаров.

На всё воля судьбы.Но твой командир, лейтенант, он из тех,Кто жизнь отдаёт, чтоб достичь своих вех.Сгорают в огне, замерзают в пути.Коль сердце стучит – продолжают идти.Пока не увидит мечту свою взор —Вперёд! А назад возвращенье – позор.На людях таких вся Россия стоит.Пока они есть, враг нас не победит.

Адмирал вздыхает, молчит немного.

Макаров.

Уж больно ты выглядишь плохо, Колчак.Ценю твой порыв я, но сделаем так.Пусть боцман твой на миноносец идёт.Тебя пятитрубный «Аскольд» – крейсер ждёт.

Колчак.

Позвольте мне с боцманом вместе.

Макаров.

Сынок,В себя хоть приди, ты же валишься с ног.Успеешь ещё совершить подвиг свой.

Адмирал слегка посуровел.

Долой возраженья! Не спорить со мной!

Расследование Кабакова.

Как удивительны порой бывают люди.Макаров-адмирал в лихие будниЧерез огонь и дым морских тревогУвидеть человека в людях мог.Не думал, не гадал Колчак в тот вечер —Тогда была последняя их встреча.Нашел Макаров смерть в морской пучине:Он подорвался на японской мине.И офицеры флота в его честьСердцами дали клятву себе – местьИ времени прошло совсем немногоКолчак взорвал японский «Такасого»Потом, как будто напророчил кто-то,В морских сраженьях поражение флота.В то время, когда гибли корабли,Японцы шли на Порт-Артур с земли.И моряки уходят с кораблейСтоять в боях за пядь земли своей.Они сражались насмерть, до конца.И гибли от смертельного свинца.Ни жизни и ни крови не жалея,Из гор Скалистых била батарея……Россия проиграла ту войнуРанение, контузия… В пленуСудьбу свою продолжил наш герой.Враг награждает милостью – домойВсе офицеры отправляться могут.С позором в сердце дали им дорогу.Акт милосердия? Стратегии просчёт!!!Коль воин жив, он снова в бой пойдёт.Зерно, когда живое, прорастёт.И даст потом прекрасные плоды —На благо своей Родины – труды.И офицеры в будущих бояхДостойно защитят Российский стяг.Но это всё потом. А в это времяДосталось всем живым позора бремя.Как будто бы они виновны были,Что в той войне японцы победили.Сражались так, что жизней не жалели.Не виноваты в том, что уцелели.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4