Полная версия
Человек у горизонта
Я решился пройти обследование, хотя не очень люблю медицинские учреждения. У меня возникает такое чувство, что я себе не принадлежу. В любой момент врачи могут изменить мою жизнь, поставив неутешительный диагноз. И здесь невольно задаёшься вопросом: Что лучше: быть в неведении и умереть неожиданно? или знать о том, что ты вскоре умрешь. Знать или жить в незнании. И это касается не только понимание конечности, но и в понимании жизни. Что лучше: жить рабом обстоятельств и плыть по течению или обрести свободу и самому отвечать за себя. Мои опасения оказались не напрасными. врач констатировал рак головного мозга.
– Сколько мне осталось доктор? спросил я.
– От шести до десяти месяцев. Хотя были случаи жили и дольше – ответил доктор. Поблагодарив доктора, я вышел. Вдруг во мне что-то изменилось. Я начал воспринимать себя и мир иначе. Где-то я уже читал об этом состоянии. Ах, да вспомнил! – «пограничная ситуация». Осознавая свою конечность и абсурдность существования, я вдруг почувствовал себя полым человеком. Мне сложно признаться, что у меня проблемы в понимании себя и в отношении к миру. И вот, осознавая абсурдность и принимая то, что меня ждет впереди, я решил сбежать из этого мира. Я знаю, Матиас, ты меня осудишь за эту трусость и, скорее всего, никогда не примешь мое решение. Но я прошу помнить меня другим, не таким слабым. Моему лучшему другу Матиасу от Алекса Б.
Глава 2
Завершая чтение дневника, Матиас почувствовал себя опустошённым. Он никак не мог вспомнить фамилию своего друга. Помнил лишь имя и начальную букву фамилии. Ну, это не так важно, – подумал Матиас. Важно другое. Мир для него изменился, он перестал его радовать своими красками. Матиас почувствовал, что жизнь перестает иметь смысл. В этом мире он чужой и все, что он может сделать, так это стать частью мира. Стать другим, не собой, стать изнанкой жизни. Перевернуть обзор восприятия и посмотреть на мир внутренним взглядом. Матиасу захотелось выбросить этот блокнот и забыть о нем, но его что-то сдерживало. Размышляя о прочитанном, он никак не мог ухватить одну мысль. Поэтому попытался слепить хоть какой-то смысл из того, что у него было в голове. Мы стали пусты. В нас нет духовности и творчества. Страх который опустошает нас. Мы живем на уже готовых стандартах, концепциях, идеологиях. Перестали размышлять и творить. Главным смыслом существования стало выполнять определенную функцию. Мы ничего не выбираем. Создавать что-либо для души, стало не модным. С приближением вечера город медленно утопал в сумерках, когда Матиас приблизился к зданию. Интересно, как формирует пространство наше сознание.
Не пространство формирует вещи, а вещи и предметы формируют пространство через человека. Для человека этот мир не воспринимается как дом. Он постоянно что-то ищет. Мы в постоянном поиске себя и своего места в мире. Мое мировоззрение формирует мое отношение к миру. Если мы будем воспринимать мир таким, каков он есть, не вкладывая в мир собственные формы и образы, то этот мир потеряет эстетичность и красоту.
Зайдя в отель, Матиас взял ключи и поднялся в свой номер. Волнения охватили его, и он никак не мог устоять перед искушением открыть блокнот и снова прочитать его. В глубине души он еще сохранял надежду найти там желанное объяснение своему главному вопросу: Почему? Матиас вошёл в свой номер, устало опустился в кресло, включил настольную лампу и принялся читать. «Я должен понять», прозвучали слова в его голове. Взгляд Матиаса поднялся и внезапно зацепился за запыленный граммофон. Бережно открыв его, он обнаружил, что в граммофоне уже находится пластинка с записью песни «Can’t Help Falling in Love» в исполнении Криса Айзека. Матиас включил пластинку и тихо уселся в кресло. Слушая музыку, он успокоился. На него хлынули воспоминания. Он думал о девушке, с которой когда-то встречался, будучи студентом. И вот, закрыв глаза, Матиас сразу визуализировал ее образ. Она стояла перед ним, в чёрном платье. На петлице платья красовалась маленькая, блестящая, покрытая золотистой каймой бабочка. Солнечные лучи, отражаясь от бабочки, создавали мерцающие блики, которые пронзали его глаза и создавали ослепительное зрелище. Девушка танцевала как будто под ту музыку, которая играла в граммофоне. Она взмахивала руками, и казалось, будто она хочет взлететь. Но музыка постепенно утихала, и воспоминания покинули Матиаса. И внутри он почувствовал тоску вперемешку со страхом.
Осень постепенно вступала в свои права. Листья на деревьях начинали желтеть. Ранним утром, когда Матиас покинул гостиницу, морской ветерок подул прохладой. Небо было пасмурным, и по нему плыли густые тучи. Все это явственно намекало на скорый дождь. Сегодняшний день был посвящен похоронам его друга, и Матиасу необходимо было там присутствовать. Величие обязательства требовало его присутствия на последнем прощании. Несмотря на то, что Матиас не предавался восторгам, связанным с кладбищами, они все же напоминали ему о преходящей сущности всего на свете. Но обязанность побудила его отпустить личные предпочтения в сторону. Матиас остановил такси и, сообщив место назначения, сел в него. Глядя в окно профессор смотрел на перемещающиеся дома и суету улицы. В мифологии Древней Греции олимпийские боги завидовали людям (их смертности). Потому что именно понимание конечности делает жизнь значимой. Жизнь имеет смысл только тогда, когда ты понимаешь, что у тебя она одна и другой не будет. Ты должен прожить эту жизнь целостно. Он держал в руках дневник своего приятеля. Внутри него самого происходила борьба. С одной стороны, он не хотел читать этот дневник. Интуиция ему подсказывала: то, что в нем написано, перевернет всю его жизнь, его убеждения и взгляды. А с другой стороны, внутри него полыхал огонь любопытства и желание понять причину самоубийства его друга. Матиас задумался о религии, несмотря на то, что он сам не был религиозным человеком.
Смерть его друга вызвала у него внутреннюю тревогу и заставила проявить интерес к религиозным вопросам. В ходе своих размышлений, он пришел к выводу о главной цели религии – жизни после смерти, как утверждают многие верующие люди. Для религиозного человека, настоящая жизнь на земле представляет собой временное убежище, которому не нужно уделять особого внимания. Он не собирался критиковать религиозные убеждения, а лишь отмечал сознательные мотивы, проявляемые верующими людьми. В результате, Матиас приходит к выводу, что эта почти бесконечная концепция идеала бессмертия умаляет ценность «здесь и сейчас».
Хуже всего обстоят дела с наукой в данном вопросе. Она ничем не объясняет феномен смерти и представляет только убеждения материалистов, погружая человека в безысходность. С научной точки зрения, смерть лишена значения, в фокусе внимания науки лишь сама жизнь. Наука отказывается задумываться над вопросами смерти, по сравнению с человеком, она является всего лишь математической формулой. Человек – психологическое существо, он задает экзистенциальные вопросы, ответы на которые наука не предлагает, поскольку эти вопросы лежат за пределами познания. Для науки существует только мир вокруг и вокруг моего тела, то, что можно ощутить физически. Сам человек безразличен науке; ей интересны только мир, природа, общество, но личность человека не представляет интереса для науки. Она не может ответить на экзистенциальные вопросы. А ответ в самом человеке. Необходимо заглянуть в себя. Сама смерть даёт смысл к жизни. Человек начинает жить только после того, как осознаёт конечность. При жизни я не считался с отцом. Я раньше не осознавал, что он так значим для меня. Только после того, как его не стало. Я почувствовал утрату, почувствовал смерть. И понял важную истину: только когда мы теряем своих близких, начинаем ценить их. Как только ты понимаешь, что можешь потерять, начинаешь ценить. И ярче чувствуешь свою жизнь.
Такси подъехало до кладбища. Профессор расплатился с водителем, положил блокнот во внутренний карман пальто и вышел. Похоронная процессия уже завершила свой путь. Тело друга опустили в землю. Священник начал что-то читать. И вдруг полил дождь. Матиас открыл зонт. Его взгляд упал на лицо молодого человека. Который был среди толпы стоящих у могилы Алекса Б. Этот молодой человек ему показался знакомым, но он никак не мог вспомнить, где он его видел и почему это лицо ему так знакомо. Когда священник остановился, все двинулись в обратный путь. Это все, – с облегчением вздохнул Матиас и механически, неосознанно прикоснулся к блокноту, спрятанному во внутреннем кармане его пальто. Матиасу было совершенно непонятно, почему он это сделал. Но часто наши поступки происходят без всякого осознания. Вернувшись в город, он медленно и спокойно направился к парку. Он всегда испытывал глубокую благодарность к этому парку из-за его естественной красоты. Сел на лавочку, расположенную в центре зеленой зоны. Вокруг него стояли хвойные деревья, а также клен и ольха. Он ощутил тревогу, вызванную не только самими записями в дневнике своего друга. В них присутствовало что-то загадочное, пугающее. Но главным образом его встревожило то, что автор этих записей обратился именно к нему. В нескольких предложениях он явно услышал свое имя. И смысл текста заключался в том, что именно понимание конечности собственного существования дает возможность нам осознать целиком и полностью, что такое жизнь. И как нам в полной мере реализовать себя, стать самим собой. Он долго смотрел вдаль, как будто что-то пытался усмотреть там, за горизонтом.
Матиас вдруг почувствовал себя одиноким и заброшенным. И никто не сможет ему помочь избавиться от этих чувств. Надо бороться и бунтовать против этого мира. Взять на себя ответственность, опереться на себя. Искать опору вне себя – бесполезное занятие, потому что мир не дает мне эту возможность. Всё, что есть в мире. Не соотносится со мной. Искать опору в мире – это все равно, что ловить мыльные пузыри. Нет резона искать в мире смысл. Добро или зло это человеческие понятия. Мир таков, каков он есть. Не понимая эту истину. Человеку часто задаёт себе вопрос: Почему со мной, таким хорошим человеком, происходят плохие вещи? А проблема не в мире, а в тебе самом. Когда-то профессор Матиас написал диссертацию на тему философии абсурда, и сейчас он вспомнил несколько строк из этой диссертации.
Некоторые люди бегут от абсурдности существования, стремятся покончить с этой проблемой через собственную смерть. Это люди, которые испугались жизни. У них нет сил сражаться, нет сил бороться с этим миром. Эта трусость лишает человека важной составляющей стать человеком через бунт, через усилие, несмотря ни на что, стать самим собой. Это вопрос разлада между моим внутренним ощущением и миром вокруг меня. Когда мы вдруг понимаем, что наше отношение к миру является иллюзорным. Мы проецируем свои эмоции на окружающий нас мир. Когда мне хочется, чтобы люди воспринимали меня положительно, а мир в ответ остается холодным и незаинтересованным. Я не могу пробить эту стену, ведь мир не проявляет ко мне внимания. Если попытаемся разобраться в сути вопроса, то осознаем, что именно человек придает смысл этому существованию. Иными словами, нет нужды искать объективный смысл в мире. Проблема возникает, когда мы стремимся сделать этот мир понятным и близким, желая соединить его с нашим внутренним миром и наделить его человеческими чертами.
Люди пытаются проецировать себя в мир, и у них ничего не выходит. И когда они это поймут, возникнет чувство абсурда. Потому что мир не имеет к нам никакого отношения. Мир антипсихологичен. Когда человек осознает, что все его попытки сделать мир понятным оканчиваются неудачей, у него начинается депрессия, апатия, тревога. И вот здесь возникает мысль о том, что мир по отношению к человеку абсурден. Это понимается в контексте разлада между миром и человеком. Когда мы сталкиваемся с непониманием, с абсурдными ситуациями в мире и в жизни. Мы часто фокусируемся на будущем, откладывая текущие моменты на потом. Мы заявляем себе: «Сделаю это завтра, на следующей неделе, через месяц или год». При этом забываем, что жизнь происходит здесь и сейчас, и никто не гарантирует, что завтра наступит. Откладывая свои желания и цели, мы рискуем упустить возможности. В один миг можем осознать, что «завтра» уже не существует. Мы прожили свою жизнь и должны смириться с этой реальностью. Привычка думать, что «завтра будет лучше, чем сегодня», лишь отнимает время и не дает нам двигаться вперед. На самом деле, осознание конечности жизни придает смысл нашему существованию. Реализовать себя можно только в настоящем. Пока мы живы, у нас есть шанс.
Будучи любознательным ребенком, Матиас постоянно искал ответы и задавал множество вопросов. Его родители, обладая лишь базовым образованием, не имели возможности ответить на многие из них. Отец всю жизнь работал в доках грузчиком, а мать была домохозяйкой. И как вы догадались, семья была среднего достатка. Как и все родители, они мечтали о том, чтобы их сын достиг успехов, которые остались недоступными для них. Учился Матиас с неохотой, не потому что не имел способности. А потому что ему было не интересно зубрить одно и то же. Ему больше нравилось докапываться до смысла текста. С детства он зачитывался в библиотеке трудами великих философов. Особенно ему нравились тексты Эпикура, Ницше, Сартра и Камю. И впоследствии он напишет диссертацию на тему «Философия Абсурда». Но не все преподаватели могли толком объяснить ему смысл текстов. Поэтому ему самому приходилось искать ответы на вопросы. После окончания школы он поступает в университет, философский факультет. Отец был не доволен выбором сына. Разве философия может прокормить тебя – говорил он часто. Когда Матиасу исполнилось двадцать лет, отец умер от рака лёгких. Он был заядлым курильщиком. А затем и мать заболела, и он был вынужден всё свободное время ухаживать за матерью. И когда вечером он садился читать книгу по философии, мать часто понукала его за это.
– Зачем тебе эта философия Лучше бы пошёл в инженеры или стал врачом. Как-никак больше пользы для других. И тебе заработок, – говорила она.
После смерти отца, мать прожила еще пять лет. Это был тяжелый период для него. Он ощущал глубокую пустоту и одиночество, словно его заброcили в этот мир. В конце концов, Матиас продал родительскую квартиру и переехал в центр города, чтобы быть ближе к университету и библиотеке – его источникам вдохновения и знаний. С новым местом жительства началась размеренная и однообразная жизнь. Однако, после получения диплома, Матиас решил пойти еще дальше и поступил в аспирантуру. Он посвятил себя научным исследованиям и долгим часам работы над диссертацией, чтобы достичь своей цели. Наконец, все усилия были вознаграждены. Матиас успешно защитил свою диссертацию и получил степень доктора философских наук. Это дало ему возможность преподавать экзистенциальную философию в университете, распространяя знания и вдохновение среди молодого поколения студентов. Для него начался новый этап жизни, открывая множество возможностей для роста и самореализации. Он полностью посвятил себя работе. Семьей он так и не обзавелся. В студенческое время он встречался с несколькими девушками, но серьёзных отношений не было. Всё его время поглощала философия. В последствии часто сожалел о том, что не завел семью. Особенно когда оставался один в пустой квартире.
Все эти мифы о том, что завтра будет лучше, чем вчера, все эти временные откладывания лишены смысла. И причина этому то, что человек конечен. В этой мысли прослеживается смысл нашего существования. Ты можешь реализовать себя только здесь и сейчас. Пока ты жив, у тебя есть возможность и не упусти ее. Понятие конечности существования, с другой стороны, делает мою жизнь абсурдной. И это понимание спускает человека с небес на землю, заставляет его совершить переоценку ценностей. Я могу изучать этот мир, открывать различные законы природы. Мы можем наблюдать красивые явления природы, закат и рассвет. Но никогда не сможем сказать, что этот мир мой. И это заставляет нас чувствовать отчаяние.
Сам по себе мир не имеет разумности. Это мы пытаемся вложить в мир разумность. Единственное, что может примирить мир и человека – это понимание себя как часть мира. Наш опыт часто начинается со сравнения себя с другим человеком. В результате мы сталкиваемся с разочарованием, потому что другой человек не подходит под наш образ. Который мы для себя обозначили. И это так же приводит нас к пониманию того, что мир и я находимся в разладе. Я вижу и воспринимаю одно, а реальность это совсем другое. Это не подходящий мне мир в смысле того, что я никак не могу подойти к этому миру. Ни с какой стороны, потому что у мира не сторон. Когда мы сталкиваемся с внутренним миром другого человека. Нам хочется что бы другие принимали нас такими, какие мы есть. Пытаемся проявить себя в мире. Очеловечить природу и мир. Но снова сталкиваемся с проблемой абсурда. Вся фишка в том, чтобы научится жить в состоянии этого постоянного абсурда. Нам надо научится принимать этот мир.
Прервав свои воспоминания и мысли. Матиас увидел, что солнце закатилось за горизонт и город погрузился в ночную жизнь. В этом городе ночная жизнь очень бурная. Многие вышли из дома прогуляться по улицам и переулкам. Семейные пары бродили по парку или побережью моря, а молодые пары сидели в кафе. Матиас встал и пошёл по аллее парка в сторону отеля. Он всегда был не особенно общительным, и единственный его настоящий друг теперь лежит в земле. Матиас выпил кофе перед сном так как хотел почитать. Взял книгу и сел в кресло, но его сморило в сон.
На следующее утро он встал с постели. Во рту у него чувствовался горьковатый вкус вчерашнего кофе. Он подошёл к окну и увидел семиэтажное сероватое здание. Которое располагалось напротив его отеля, через дорогу. Потрескавшаяся в некоторых местах стена намекала на то, что здание не новое. Это здание напоминало ему многоаспектность бытия. Где-то там живут люди. У каждого из них своя собственная история жизни. Каждый из них смотрит на мир через свой собственный взгляд. И надеется на то, что другие видят этот мир, так же как и он. Матиас почувствовал такую тоску, что у него заныло в груди. Он хотел бежать от этого чувства в общество. Я не хочу больше сидеть тут один. Срочно бежать к другим, в конформизм автомата, в отчужденность. Этот город что – то делает со мной. Мне срочно надо отсюда уехать, – подумал Матиас. И начал было собираться, как вдруг вспомнил причину своего приезда. Надо сначала разобраться в случившемся! А для этого необходимо остаться, – подумал Матиас. Он вышел на улицу и направился в кафе, небольшое но уютное, которое располагалась за парком. Матиас вошёл и увидел, что посетителей в кафе было мало. Сев за столик у окна, он заказал кофе и десерт медовик. Он часто заказывал этот десерт в своем любимом кафе недалеко. И вдруг Матиас подумал: Интересно, у них в меню есть медовик? Но к удивлению официант принял заказ. Наверное, во всех кафе одинаковое меню, – подумал он и улыбнулся. Звучала спокойная музыка. Эта музыка напомнила ему о жизни Black Wonderful Life.
Слушая музыку Матиас смотрел в окно, его мыслями овладело чувство отрешённости от собственной жизни. Он любил размышлять вспоминая прошлое и мечтая о будущем. Понимая при этом, что это всего лишь интерпретация прошлого в виде надежды. Эти минуты рефлексии особенно ему нравились, так как он понимал и распознавал причину своих мыслей. Именно эти мгновения делали его жизнь цельной и придавали смысл его существованию. Но в данную минуту его мысли остановились на надежде. Ведь мы неправильно формулируем это понятие. Надежда должна быть возможностью и действием, а не просто желанием. Матиас вспомнил отрывок из произведения Ф. Кафки-«процесс» где описывается пассивная надежда. И так мы сидим в надежде, что жизнь даст нам шанс, даст нам разрешение, вместо того, что самим взять в руки собственную судьбу.
Официант принес ему кофе. Профессор положил в кофе две ложки сахара. И продолжал мысленно схватывать свою жизнь, через интроспекцию.
Неожиданно для нас происходят события, которые выбивают из повседневного привычного существования, из привычной нам жизни. Эта ситуации показывают человеку в одну секунду. Все эти ценности, статусы, все твои заслуги, которыми ты так гордился, на самом деле ничего не стоят. Мы можем прожить жизнь, так и не поняв её смысл. Так и не поняв, кто мы такие. И только когда человек переживает хрупкость своего мира, которое кажется до поры до времени устойчивым и стабильным. Он начинает приближаться к пониманию себя. К пониманию самой загадочной в мире природы человеческой натуры. Матиас почувствовал, как по его спине пробежали мурашки. Человек только тогда понимает самого себя, когда приходит к осознанию конечности собственного существования. Человек есть всегда вещь в себе. Несмотря ни на какие основания, он с изумлением обнаруживает противоречивость сущности и существования.
Расплатившись за кофе, Матиас вышел на улицу и направился в парк. По алее парка прогуливались молодые пары. Недалеко от парка располагалось море. К морю вела широкая прямая улица, это был проспект. По обеим сторонам проспекта перемещались автомобили. Медленно двигаясь вперед, они сигналили друг другу. Иногда, прерывая сигнал автомобилей, слышался смех прохожих, которые шли по тротуару и спешили по своим делам. Его не покидала мысль, что они что-то упускают в своей жизни.
В записях его друга прослеживается важная мысль, которую он никак не может уловить. Направив свой взгляд к горизонту, он спокойно двинулся по направлению к морю, все еще слыша в своей голове приятную мелодию, предвещающую грядущие перемены. Уже несколько дней Матиас задавал себе вопрос: что именно пытался сказать его друг в своем дневнике? Однако пока что ответ оставался неясным и недоступным. Он осознавал, что жизнь ускользает от него, словно облако, которое невозможно удержать в руках. Занимаясь устоявшимися социальными ролями, он ощущал себя отчужденным от самой сущности жизни. Человек представлял лишь крохотную составляющую общей системы ценностей, где нет места индивидуальности. В результате он упускал возможность настоящего существования.
Человек создал этот мир для себя, мир второй природы. Он построил дома, фабрики и заводы. Кичится и гордится, считая себя хозяином этого мира. И не замечает того, что этот мир так быстро смог поглотить его самого. Отношения между людьми теряют характер личностного, настоящего, искреннего общения и приобретают характер манипуляции. Когда люди в этом обществе ощущают себя товаром. Отчуждаясь, человек теряет самого себя. Человек теряет свои личностные, уникальные черты и превращается в продукт собственного труда, собственных желаний, становится продуктом идеологий. Будучи неотъемлемой частью общества, мы не можем проживать в изоляции.
С этими мыслями Матиас вышел на улицу. Его охватило ощущение отсутствие себя в мире. Это не я в мире, а мир во мне. В груди у него заныло и закружилась голова. Не в силах продолжать движение, Матиас присел на скамейку. В это мгновение, мимо проходил молодой человек. Заметив Матиаса, он не смог удержаться и подошел к нему, задав вопрос: «С вами все в порядке?»
– Да, со мной все хорошо, – ответил Матиас и, сделав глубокий вдох, почувствовал себя лучше. Боль в груди отступило. Со мной такое впервые, – подумал он. Матиас поднял голову вверх, как будто искал спасение в небесах. Еще вчера он мог уехать из этого города, но что-то его останавливало. Именно здесь он сможет найти ответы на свои вопросы. Ему начало казаться, что это именно то место, где он сможет найти себя. Человек изначально, с самого своего рождения, пытается понять, как он здесь оказался. А самое главное, что теперь с этим делать.
Люди, как правило, задумываются о вещах, которые имеют далеко не определённый и вероятностный характер. Существуют два вида вероятностей: это те события и факты, которые случаются в нашей жизни. И все наши убеждения, которые мы вырабатываем на протяжении нашего личностного опыта. Мы начинаем разделять жизнь на две категории, удовольствие и страдание. Но на самом деле мир не имеет к нам абсолютно никакого отношения, он абсурден и не соотносится с нашими эмоциональными формами чувственного восприятия.
Пот выступил у него на лбу. Он никак не мог подумать, что в своем рассуждении он придёт к осознанию заброшенности. Нет, он не хочет даже в мыслях говорить это слово. Слово, которого он боялся и не мог даже в мыслях принять. И многие другие тоже не смогут принять: Абсурд. Вот уже несколько недель он в этом городе, который его не отпускал. Глядя в окно и наблюдая огни мчащихся автомобилей, он выпускал струйку сигаретного дыма, пытаясь избавиться от бешеного потока мыслей, пронизывающих его сознание. Нужно бежать из этого урбанистического ада, который схватил его в свои лапы и чудовищным образом перекручивает его судьбу. Матиас потряс головой, прикрывая лицо ладонями, пытаясь смыть тяжесть мыслей, которая изматывала его. Он отгородился от этого города, находясь где-то вне его пространства. Скоро он вновь погрузится в привычную жизнь, проторенной дорогой. Дом, университет, кафе, и снова дом. Единственное, что приносило ему истинное удовлетворение в жизни, это время, проведенное в уютных кафе за чтением книг, а возможно, и медовик, который он так любил. Постепенно все эти привычные черты будут поглощены повседневной рутиной. Именно с такими мыслями Матиас улегся на диване и скользнул в сон.