Полная версия
Жить в совершенной Божьей воле
Евангелие зазвучало в Антиохии вскоре после мученической смерти Стефана, и большая часть населения города приняла Благую весть радушно. Фактически, в городе наблюдалось пробуждение: язычники вместе с евреями отворачивались от своего прежнего образа жизни и принимали Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Достаточно быстро в Антиохии появилась стремительно растущая церковь. Местные христиане активно благовествовали, как в самом городе, так и в прилегающих к нему районах. За время пребывания в этой церкви Савл регулярно служил вместе с христианами из язычников, благодаря чему научился беспрепятственному общению с ними. Впоследствии этот опыт во многом окажется полезным и приготовит его к беспрецедентному апостольскому служению с несколькими миссионерскими путешествиями, которые он осуществит на территории всей Римской империи.
Почему не Иерусалим?На определённом этапе жизни и служения Савла насыщенная многообразием антиохийская жизнь стала для него «правильным местом», в котором процесс его подготовки к служению протекал весьма успешно. За время его пребывания в Антиохии он научился многому ценному и полезному из всего, что видел и переживал – чему он не смог бы научиться, останься он в Иерусалиме.
Книга Деяний повествует о том, что в первые годы Церкви действия Святого Духа были сосредоточены на Иерусалиме. Именно здесь Святой Дух впервые излился в День Пятидесятницы. Новое вино Святого Духа вначале излилось на Иерусалим, однако по прошествии нескольких лет в городе возникла серьёзная духовная проблема. К моменту обращения Савла Иерусалимская церковь во многих аспектах превратилась в старые, заскорузлые винные мехи.
Подобно старым мехам, Иерусалимская церковь утратила свою гибкость. В результате этого Божьи действия по «расширению» Церкви – распространению Евангельской вести в языческом мире и до краёв земли – уже не могли сдерживаться, т.е. совершаться в одном лишь городе, в Иерусалиме.
За духовными проблемами Иерусалимской церкви стояли две основные причины. Первая из них заключалась в том, что Иерусалимская община состояла преимущественно из тех, кто до момента своего обращения в христианство, был набожным и религиозным иудеем, – многие из них привнесли с собой в христианскую жизнь свои иудейские обычаи. В результате община оказалась недостаточно гибкой для того, чтобы с готовностью двигаться за Господом.
Вторая причина, по которой Иерусалимская община превратилась в подобие старых винных мехов, заключалась в том, что христиане из бывших иудеев верили, что Евангелие предназначается лишь евреям. Подобное заблуждение привело к тому, что и на многие другие явления, в том числе и доктринальные вопросы, церковь начала смотреть весьма узко. При таком отношении действие Святого Духа среди местных христиан было существенно ограничено.
Едины во ХристеИсключив язычников из своей среды, Иерусалимская церковь лишила себя удивительного многообразия. Теперь в церкви были представители только одной национальности – евреи. Хотя они и считались бывшими иудеями, но в действительности остались весьма убеждёнными в своих прежних иудейских взглядах. Это было полным искажением образа «нового творения во Христе Иисусе»! Божий замысел не предполагал, чтобы поместная церковь состояла из представителей лишь одной конкретной расы, национальности или этноса. В Библии написано:
Вот Божий замысел: чтобы и язычникам, и иудеям, поверившим Благой вести, в равной мере разделять сокровище наследия Божьих детей. И те, и другие вместе составляют одно тело и становятся наследниками обетования о благословениях на основании их принадлежности к Иисусу Христу. (Ефесянам 3:6, дословный перевод с NLT).
Тело Христово запланировано Богом как сочетание представителей самых разных народов. Если мы попытаемся ограничить членство в наших церквях только одной расой или национальностью, мы исказим миссию Церкви.
Вероятнее всего, Савл не получил бы ценного откровения о том, что такое «Церковь», останься он в Иерусалиме. Иерусалимская община очень гордилась своими иудейскими корнями, и это предубеждение не позволяло им с готовностью принимать тот факт, что Бог может проявляться через людей разных национальностей, независимо от происхождения. Савл получил призвание служить, в первую очередь, язычникам. Обоснуйся он в Иерусалиме, где, как мы поняли, в церкви присутствовали преимущественно евреи, сохранившие иудейский взгляд на веру, вполне вероятно, Савл так и не был бы должным образом снаряжён и приготовлен к служению. Бог устраивал события, где в окружении и атмосфере национального многообразия поместной церкви Савл с лёгкостью научился служить язычникам.
Всё вышесказанное сыграло свою стратегическую роль в дальнейшем духовном развитии Савла и его становлении как сильного Божьего служителя, каким он со временем и стал.
А как насчёт вас?!
• Помогает ли вам то окружение, в котором вы сейчас живёте и служите Богу, пройти соответствующую подготовку?
• Какие ценные жизненные уроки преподаёт вам Господь в ваших нынешних обстоятельствах?
Это важные вопросы! Если же вы находитесь в правильном месте, можете быть уверены, что окружающие вас люди и обстоятельства помогут вам приготовиться к предстоящим событиям и служению.
Антиохия – «Новые мехи»Антиохийская церковь оказалась «новыми мехами». Христиане, жившие в этом городе, оставались гибкими и готовыми к новому движению Святого Духа, а их вера не была скованной религиозными традициями. Таким образом, христиане в Антиохии, не имея особого религиозного прошлого, не отягощались религией и не отвлекались на неё, а, значит, могли свободно принимать новые откровения от Бога. Именно по этой причине Господь поместил Савла в эту духовно процветающую атмосферу.
Как развивались бы события, откажись Савл внимать побуждениям Святого Духа и останься он в Иерусалиме?! Некогда раввин и фарисей, Савл с лёгкостью склонился бы к иудейской позиции по отношению к христианству. Он, наверняка, полностью упустил бы Божье откровение о Церкви. А его духовное развитие, а также формирование способности устанавливать связи с язычниками встретили бы серьёзные препятствия.
Многообразие среди духовного руководстваОдним из ключевых факторов, создававших прекрасную атмосферу внутри Антиохийской церкви, стало многообразие среди её духовного руководства. С появлением Савла и его сотрудника по служению Варнавы среди служителей, занимавших руководящие посты в церкви, возникло оптимальное сочетание возрастов. Это существенно важно, поскольку как молодые служители, так и те, кто постарше, привносят в общение и взаимодействие что-то своё, особенное.
Когда в церкви слишком много молодых лидеров, эта община рискует потерять равновесие, стабильность и остаться незрелой. С другой же стороны, слишком большое количество лидеров в возрасте способно ограничить церковь строгой приверженностью к традициям, а также неготовностью к переменам и нововведениям. Таким образом, когда в руководстве церкви сочетаются и молодые служители, и служители постарше, община живёт, она стабильна, в ней наряду с равновесием и доктринальной здравостью присутствует ощущение свежести и здорового возбуждения.
Для лучшего понимания уникальной обстановки в Антиохийской церкви предлагаю прочесть о её духовном руководстве. В Книге Деяний 13:1 говорится: В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
Здесь упоминаются пять лидеров: Савл, Варнава, Симеон, Луций и Манаил. Двое из которых были евреями, а трое – язычниками. Подобное указывает на то, что с традициями было порвано. Впервые евреи и язычники служили Господу вместе как равноценные члены Тела Христова.
• Варнава был левитом с острова Кипр. У него было отдалённое родство с евреями из колена Левия.
• Симеон назван в Писании «Нигером», что на латыни означает «чёрный». По мнению библеистов, эта деталь указывает на его расу и вероятное происхождение из Африки.
• Луций Киринеянин родом был из области Киринея, что в северной Африке. По мнению некоторых, этим «Луцием», в действительности, мог быть будущий евангелист Лука.
• Манаил, как говорится в Писании, был воспитан вместе с Иродом-тетрархом, что указывает на вероятность его родства с домом Иродов. Вполне возможно, аристократическое происхождение Манаила говорило о том, что он получил римское образование.
• Последним из служителей в этой группе назван Апостол Павел. В Антиохийской церкви его по-прежнему называли «Савлом». Он родился в семье с прочными связями среди иудейского сообщества; семье, невероятно состоятельной, помимо всего прочего, обладавшей римским гражданством. Воспитываясь в зажиточной семье, Савл получил лучшее образование, которое только можно было представить.
Создать такую поистине сверхъестественную среду было под силу одному только Богу! Приведя Савла в Антиохию, Святой Дух поместил его в многонациональную общину, где он научился служить плечом к плечу с евреями и язычниками.
Вклад Павла в общее делоАнтиохийские христиане получили в лице Савла превосходного учителя в области знаний иудейской культуры и Ветхого Завета. Это было просто невероятно! Братья и сёстры Савла по вере во Христа, вне всякого сомнения, быстро оценили глубину его познаний и мудрость. В определённом смысле, Савл превратился в ходячую библейскую энциклопедию и симфонию иврита для всей своей церкви! Такие навыки оказались крайне необходимыми для Антиохийской церкви, когда община окунулась в духовные сферы, не имея особых познаний и опыта в служении Духа и Его даров, и начала получать новые откровения, чего прежде в её практике не было. Савл привнёс в эту обстановку необходимое равновесие, помогая церкви стоять твёрдо и уверенно на фоне продолжающегося духовного роста и развития.
Как было отмечено в этой главе ранее, Бог задействует ваше окружение – людей, места и возможности вокруг вас – для того, чтобы сформировать вас и отточить ваши дарования. А в процессе развития ваших дарований Бог одновременно будет с вашей же помощью оттачивать дарования в других людях, как об этом написано в Книге Притчей: «Как железо оттачивает железо, так и люди совершенствуют друг друга» (Притчи 27:17, дословный перевод с NLT). Приняв на себя служение учителя Библии в Антиохийской церкви, Савл научился доносить на понятном для всех языке истины о том, как и в чём Ветхий Завет соединяется с Новым.
Савл жил этой истиной каждый день, соприкасаясь с представителями разных культур, спасённых и исполненных Святого Духа. Только представьте, насколько кардинально изменились все его взгляды и убеждения! Савл, «еврей из евреев», «обрезанный на восьмой день», поклонялся Богу и трудился ради Него рука об руку с необрезанными мужчинами из самых разных народностей, самого разного происхождения, для которых Иисус Христос стал Господом и Спасителем!
Савл видел проявления Божьей силы в людях и через людей всех национальностей. Как после этого он мог усомниться в том, что обрести спасение могут и греки?! И как он мог оспорить тот факт, что африканец стал лидером церкви, когда всё это происходило прямо у него на глазах?! Более того, люди различного происхождения служили рядом и вместе с Савлом в качестве лидеров церкви, а также проявляли себя как пророки и учители! Апостол впоследствии напишет следующее:
Все вы стали детьми Бога благодаря вере во Христа Иисуса. И все, кто были соединены во Христе через крещение, «облеклись» во Христа, как облекаются в новую одежду. Нет больше ни иудея, ни язычника, ни раба, ни свободного, ни мужчины и ни женщины. Теперь вы все одно во Христе Иисусе! (Галатам 3:26-28, дословный перевод с NLT).
Позвольте Богу обучить и подготовить васАнализируя свою жизнь, я вижу, как Бог всегда приводил меня в правильное место, чтобы там подготовить к следующему шагу. Например, прежде чем мы с Дэнис приступили к учительскому служению много лет назад, Бог утвердил меня под руководством пастора, который преподавал Божье Слово глубоко и со властью, извлекая из оригинального новозаветного греческого текста одну истину за другой. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с этим пастором в качестве его помощника, а он учил меня дисциплинировать себя и всецело отдаваться основательному исследованию Божьего Слова. Бог готовил нас с Дэнис к служению учителей.
Когда много лет назад в рамках нашего начинающегося учительского служения мы с Дэнис принялись ездить по всей Америке, у нас завязались дружеские отношения со многими пасторами из самых разных уголков страны, которые впоследствии поддерживали нас, когда мы переехали в СССР. В то время мы даже не догадывались о том, что эти служители и их церкви станут нашими финансовыми партнёрами и помогут нам следовать за Богом во исполнение нашего призвания за рубежом. Но если бы мы не встречались с этими людьми и не развивали бы с ними дружеских отношений, у нас не оказалось бы необходимых связующих звеньев для перехода к следующему грандиозному этапу Божьего поручения. Словом, оказаться в правильном месте в правильное время – необходимый компонент в вашей подготовке!
В какой обстановке сейчас находитесь вы? Вы там в Теле Христовом, куда поместил вас Бог (см. 1-е Коринфянам 12:18)? Или вы там, где хочется быть лично вам?
Может быть, церковь, которую вы сейчас посещаете, является для вас «Университетом Святого Духа», чем оказалась для Павла Антиохийская церковь. Возможно, в вашем нынешнем окружении столько посторонних шумов и помех, что вам кажется, будто вы попросту не сможете услышать Божий голос и разобрать, что Он говорит. Будьте спокойны: Святой Дух уже трудится внутри вас над поиском лучшего решения, ведь Он больше вас хочет, чтобы вы непременно услышали Его голос и последовали за Ним!
Возможно вам кажется, что негативное влияние окружающих вас людей препятствует вам войти в призвание. Согласен, что подобные обстоятельства могут быть весьма неудобными, однако это вовсе не означает, что не Бог привёл вас сюда! Это очень важный урок, и если вы его усвоите, то он сослужит вам добрую службу, когда наступит пора перейти к новому этапу Божьего призвания в вашей жизни.
Или же, находясь в «зоне комфорта», вам нет ни малейшей необходимости «растягиваться» (подобно винным мехам) и полностью полагаться на Бога. Если так оно и есть, вы, скорее всего, начнёте ощущать в душе нарастающее чувство «Божественного дискомфорта». Это Господь готовит вас к тому, чтобы вы ответили согласием на Его приглашение последовать за Ним туда, где вас ожидают одновременно и испытание веры, и ваше жизненное предназначение.
Призываю вас открыть перед Господом сердце, чтобы Он указал вам на неверные мысли, убеждения и настрой, а затем помог вам от них избавиться. Не бойтесь покориться Господу! Он никогда не навредит вам и не заведёт «не туда»! Своими действиями Бог наделяет вас всем необходимым для успеха!
Глава третья
Когда Бог выведет вас на орбиту, оставайтесь на ней!
В конечном итоге наступает момент, когда вам пора выйти на орбиту Божьего замысла в вашей жизни. Этот момент становится поворотным на вашем жизненном пути, отделяя вас от вашего прошлого и продвигая на путь, ведущий к будущему, которое приготовил для вас Бог.
В жизни Савла такой поворот произошёл в Антиохии, когда служители церкви вместе молились, через одного из них прозвучало пророческое слово: Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. (Деяния 13:2-3).
Савл получил чёткое слово с Небес, руководители той поместной церкви возложили на него руки, и он вместе с Варнавой сделал шаг навстречу своему апостольскому служению. После этого стратегического момента мы видим в Писании, что Савла начали называть Павлом.
Действуйте по предоставленному плануПервым и ключевым направлением последовательности приоритетов Божьего призвания в жизни Савла, было благовествование языческому миру. Второе – стать Божьим глашатаем перед царями и правителями. И третьим направлением, последним в списке приоритетов, свидетельство о Христе «сынам Израилевым».
Но что произошло, когда Савл – с тех пор называемый уже Павлом – фактически вступил в своё апостольское служение? Исследование ранних лет служения Павла, указывает на то, что Павел попытался в первую очередь проповедовать Евангелие евреям, а не язычникам. Отклонение от первоначально заданного курса, возможно, и явилось той причиной, по которой в первые несколько лет Павел испытывал глубокое разочарование и оставался практически бесплодным в служении. Несколько раз Павла прогоняли из города разъярённые местные иудеи, которые не хотели слушать его проповеди, и даже пытались причинить ему вред (см. Деяния 13:50; 14:5, 6; 17:5, 13, 14). Причинами столь неудачных действий Павла является то, что в своём служении Апостол не учитывал пророческий порядок приоритетов, указанный ему Иисусом. Это мои личные выводы о служении Павла в его первые годы после Антиохии.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.