Полная версия
Избрали бы себя, будь вы на месте Бога?
После того как все, бывшие на корабле, выбрались на остров Мелит, Павел вместе с членами команды пошел собирать хворост для костра. В хворосте, который он нес, притаилась ядовитая змея. Когда Павел хотел положить эти дрова в огонь, змея выползла и укусила его за руку. Это была очень ядовитая змея. А «иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно, этот человек – убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить» (Деяния 28:4). Что же сделал Павел? Стряхнул змею! «Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда» (Деяния 28:5). Жители острова были шокированы тем, что он не умер, и подумали, что он бог. Вот так да! Не прошло много времени, как все жители острова собрались вокруг Павла, готовые внимать каждому его слову! А начальник острова Публий был так впечатлен событием, что пригласил Павла провести три дня в своем доме, где тот возложил руки на отца Публия, который «лежал, страдая горячкою и болью в животе» (Деяния 28:8). Отец был исцелен, и вскоре пробуждение охватило весь остров! «После его события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы» (Деяния 28:9). К тому дню, когда Павел должен был отплыть с Мелита, он завоевал такое уважение и почтение, что жители острова снабдили его всем необходимым для дальнейшего путешествия!
Что бы вы сделали на месте Павла, если бы потерпели кораблекрушение, потеряли все свои вещи и оказались на острове, населенном варварами, а затем вас еще укусила ядовитая змея? Смогли бы вы просто стряхнуть ее, как это сделал Павел? Смогли бы вы превратить это бедствие в пробуждение? Или поддались бы искушению сесть и заплакать, сожалея о своей разбитой жизни?
Правильное отношение – вот, что удерживало Павла в самом центре пробуждения, где бы он ни оказался. Он мог бы уступить своей плоти и выбросить белый флаг. Но благодаря тому, что он принял решение никогда не останавливаться, Божья сила была с ним в любой ситуации. Павел также свидетельствует о том, что кроме этого кораблекрушения, подобное случалось с ним еще два раза. Такие преграды причиняли ему много неудобств, но не смогли остановить его на полпути к цели.
Ночь и день пробыл во глубине морскойФраза «ночь и день» означает 24 часа. Словосочетание «глубина морская» соответствует греческому bathus, которое переводится как самые глубокие морские впадины. Поскольку Павел упоминает об этом событии в связи с кораблекрушением, то можно предположить, что эти ночь и день, проведенные в морской глубине, были результатом одного из кораблекрушений, о которых ничего не известно. Об этом случае мы больше ничего не знаем. Не имеет значения, когда и как это случилось. Ясно то, что это было одним из ужасных происшествий в жизни служителя. Форма глагола, использованная в греческом оригинале, показывает, что эти события были еще свежи в памяти Павла в тот момент, когда он о них писал. Можно даже предположить, что Павел написал 2-е Послание к Коринфянам вскоре после того, как это случилось.
Итак, Павел провел 24 часа водном из самых глубоких мест моря, пытаясь удержаться на плаву. Но и это не испугало его и не помешало сесть на следующий корабль и поплыть туда, куда призывал его Бог. Эта очередная преграда на пути тоже не смогла остановить апостола!
Много раз был в путешествияхСлово «путешествие» соответствует греческому odoiporia, которое означает «путешествие пешком» Словосочетание «много раз» соответствует греческому слову pollakis, которое означает «неоднократно, часто, много раз» Используя эту фразу, Павел показывает, что он путешествовал пешком почти во все города, в которых должен был побывать, следуя своему призванию.
Например, он пришел пешком из Антиохии Писидийской в Иконию (Деяния 13:51); затем он пошел пешком из Иконии в Листру (Деяния 14:6); потом пошел пешком из Листры в Дервию (Деяния 14:20); вернулся пешком в Листру (Деяния 14:21), а затем – пешком из Листры – назад в Иконию (деяния 14:21). Из Икании он вернулся пешком в Антиохию Писидийскую (деяния 14:21); прошел пешком через всю Памфилию (Деяния 14:24), а затем пошел пешком в Пергию (Деяния 14:25). Оттуда Павел и его спутники отплыли на корабле в Антиохию (где находился дом Павла). Но затем они отправились пешком в Финикию и Самарию (Деяния 15:3). Оттуда они пошли пешком в Иерусалим (Деяния 15:4); а из Иерусалима вернулись пешком в Антиохию (Деяния15:22). Из Антиохии Павел пошел пешком через всю Сирию и Киликию (Деяния 15:41). Он дошел пешком до Дервии и Листры (Деяния 16:1). Затем он прошел пешком через Фригию и страну Галатийскую (Деяния16:6). После того прошел пешком через Мисию и пришел в Троаду (Деяния 16:8).
Увидев в видении человека из Македонии, взывавшего о помощи (Деяния 16:9), Павел отправился на корабле в Троаду (Деяния 16:11). Его корабль прибыл в Самофракию, а на следующий день отплыл в Неаполь (Деяния16:11). Оттуда Павел и его спутники отправились в Филиппы, главный город в той части Македонии (Деяния 16:12). Из Филипп Павел отправился пешком через Амфиполь и Аполлонию в Фессалонику (Деяния 17:1). Из Фессалоники он пошел пешком в Верию (Деяния 17:10). Из Верии Павел отплыл на корабле в Афины (Деяния 17:15). Из Афин он пошел пешком в Коринф (Деяния 18:1). Из Коринфа отплыл в Сирию (Деяния 18:18). Затем из Сирии он дошел до Ефеса (Деяния 18:19). Из Ефеса отплыл в Кесарию (Деяния 18:22), а оттуда пошел пешком в Антиохию (Деяния 18:22). Из Антиохии он пошел пешком через страну Галатийскую и Фригию (Деяния 18:23), а оттуда через верхние страны пришел в Ефес (Деяния 19:1). Список мест, которые посетил Павел, исполняя свое призвание, просто поражает воображение. За время своего служения этот человек очень много прошел пешком!
Если сложить все пройденные Павлом километры, то, скорее всего, он находился в пути больше, чем проповедовал. Неудивительно, что он сказал: «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками» (1 Коринфянам 14:18)! У него было достаточно времени для молитвы на языках, когда он ходил пешком по странам восточного и северного побережья Средиземного моря.
Это также дает представление о том, какие взаимоотношения были у Павла со спутниками. Было бы невозможно путешествовать так далеко и так часто и преодолевать такие трудности без дружеских взаимоотношений с попутчиками, поэтому неудивительно, что он сказал Тимофею: «Ты знаешь все о моем учении и о том, как я живу, о моих целях, вере, терпении, любви, стойкости, o преследованиях, о страданиях…» (2 Тимофею 3:10-11, Новый Завет в современном переводе).
Не забывайте, что человек, который прошел огромные расстояния, был трижды бит палками по ступням! Только имея здоровое тело, Павел был способен так много ходить пешком. Больной человек просто не выдержал бы такой физической нагрузки. Павел был здоровым человеком. Несмотря на то, что его трижды били палками по ступням, он не страдал от последствий этих жестоких наказаний. Очевидно, Павел знал, как укрепляться воскрешающей Божьей силой, способной оживлять его смертное тело.
Сегодня многие люди тратят около получаса, чтобы найти место для парковки поближе к нужному им зданию. Хотя если поставить машину чуть в стороне, то придется пройти пешком не больше пяти минут. Люди просто ленятся ходить пешком, кроме случаев, когда у них нет выбора.
У Павла, однако, не было ни машины, ни поезда, ни самолета, чтобы добраться до нужного ему места. Совершая такие дальние походы пешком, он непременно сталкивался с большими трудностями. Но не было таких проблем, которые могли бы остановить этого человека. Он принял твердое решение идти вперед. Даже если бы потребовалось обойти пешком весь мир для того, чтобы исполнить призвание, – он сделал бы и это.
Павел обязательно воспользовался бы современными транспортными средствами, имея такую возможность. Сегодня самолеты, поезда, автомобили, позволяют покрывать большие расстояния за короткий срок. Они дают возможность донести Евангелие во все концы света. Но отсутствие транспорта не остановило Павла.
Как же часто неудобства останавливают нас сегодня? Если незначительные неудобства мешают нам исполнять Божью волю, то это говорит об очень слабом посвящении.
Кроме того, на своем пути Павел сталкивался с преградами, которые вынуждали его к незапланированным изменениям маршрута, а это требовало дополнительного времени, сил и денег. Но несмотря ни на что, он двигался вперед, чтобы принести Евангелие язычникам.
В опасностях на рекахТеперь Павел рассказывает о том, с чем он сталкивался, когда направлялся в страны, а именно: он был «в опасностях на реках».
Слово «опасность» соответствует греческому kindunos, которое означает крайне опасная или непредсказуемая ситуация. В 11-й главе 2 Послания к Коринфянам Павел восемь раз использует это слово с целью показать, что большая часть его служения была связана с высокой степенью риска. Фактически, его жизнь постоянно находилась в опасности. Павел не искал опасностей. Они появились вместе с призванием, которое Бог определил для него.
Слово «река» соответствует греческому potamos. Используя эти два слова kindunos и potamos, Павел объясняет, что ему приходилось переправляться через крайне опасные потоки, чтобы добраться до мест, в которые его направлял Святой Дух. Переправляться через реки было серьезным делом в античном мире. Это яркий пример опасности, с которой сталкивались путешественники. Мосты встречались очень редко, особенно в отдаленных местах, поэтому реки были серьезной проблемой, особенно во время разливов и довольно частых наводнений. Хотя Павел и не перечисляет реки, которые он пересекал, можно предположить, что это были Иордан (Иудея), Оронт (Сирия), Сиднас (Силикия), Миндер и Каустер (Азия), Стримон и Эксиос (Македония).
Идя из города в город, апостол проходил через пустынные земли, взбирался на горы и утесы, переправлялся через самые опасные в те времена реки. Говоря o служении Павла, часто упускают из виду эти опасности. Но, исполняя Божью волю, он сталкивался с ними ежедневно.
А скольких людей вы знаете, которые согласились бы подвергнуть свою жизнь риску ради исполнения Божьей воли?
Я всякий раз удивляюсь тому, как много людей, обеспокоенных нестабильностью политической обстановки в стране, пишут нам, пытаясь предостеречь: «Вам и вашей семье нужно уехать пока не поздно! Бог не хочет, чтобы вы оказались в опасной ситуации!» Но если бы ранняя Церковь и все люди, призванные Богом за последние два тысячелетия, имели бы подобное отношение, никто из нас сегодня не знал бы Евангелия!
С чем бы вы ни сталкивались и через что бы ни проходили, исполняя Божий план, помните: ничто не может застигнуть Бога врасплох. Конечно же, Он не придумывал все эти проблемы. Но когда Он призвал вас, то снабдил всей необходимой силой, мудростью и пониманием, чтобы вы смогли преодолевать преграды, которые сатана пытается воздвигнуть на вашем пути. Нет такой преграды на пути к исполнению Божьей воли, с которой вы не могли бы справиться!
В опасностях от разбойниковПавел постоянно подвергался опасности встречи с разбойниками.
Слово «разбойник» соответствует греческому lestes, которое означает «грабитель, разбойник с большой дороги, бандит или мошенник». Обычно это были банды жестоких, вооруженных разбойников, промышлявших грабежом. В этой связи Павел во второй раз использует греческое слово kindunos (крайне опасный).
В древнем мире разбойники и воры прятались в пещерах и рвах вдоль дорог, которые вели от одного города к другому и были основными маршрутами путешественников. Так появилось выражение «разбойник с большой дороги» – оно относилось к бандитам, нападавшим на людей на дорогах. Если учесть, как часто Павел и его спутники передвигались пешком, то становится ясно, почему Павел подвергался опасностям от разбойников.
Представьте себе путешествие пешком в самые отдаленные концы земли. Все необходимые вещи вы должны нести на себе. В вашем рюкзаке провизия, одежда и деньги, которые понадобятся в пути. Вы знаете, что в пещерах вдоль дороги прячутся злые разбойники, которые только и ждут, чтобы напасть на очередную жертву. Вам также известно, что эти разбойники пользуются дурной славой не только за грабежи, но и за избиения и убийства своих жертв. Однако это единственная дорога в нужный вам город.
Можете быть уверены в том, что Павел и его спутники были начеку на протяжении всего пути. Они использовали духовную власть и связывали злых духов, которые действовали в этих злодеях, таившихся во рвах и пещерах. Вполне понятно, что эти походы были крайне рискованным предприятием, так как Павел использует слово kindunos (опасности). Но даже эта опасность не могла остановить Павла исполнять Божью волю. Он связывал дьявольские замыслы во имя Иисуса и смело шел вперед, даже через опасные территории, на что другие не осмеливались.
В опасностях от единоплеменниковСлово «единоплеменники» соответствует греческому genos. Это слово можно использовать только по отношению к людям, имеющим общих предков. Павел говорит о евреях, которые постоянно преследовали его, куда бы он ни шел. Они противились ему в Саламине (Деяния 13), Антиохии Писидийской (Деяния 13:45-50), Икании (Деяния 14:2), Листре (Деяния 14:19), Фессалонике (Деяния 17:5-9), Верни (Деяния 17:13), Коринфе (Деяния 18:12-16) и так далее.
Третий раз апостол Павел использует слово «опасность» (греческое kindunos – крайне опасный), когда говорит, что сталкивался с опасностями со стороны своих собратьев. Они преследовали его повсюду. Они были тем главным инструментом, который использовал сатана, чтобы навредить Павлу. Далее в этой главе вы увидите, что неверующие, исполненные злобы иудеи и были «жалом в плоти» Павла (2 Коринфянам 12:7). Но, несмотря на бесконечные преследования, Павел устремлялся вперед к высокому Божьему призванию в Иисусе Христе. Он не позволял группе озлобленных религиозных людей удерживать его от исполнения того, к чему был призван. И такая преграда не могла остановить его.
В опасностях от язычниковСлово «язычники» соответствует греческому ethnos, т.е. все другие народы, кроме евреев.
Языческий мир был очень странным миром. Он изобиловал разными религиями, обычаями и культурой, которые противились познанию праведного и святого Бога. Религия языческого мира одобряла самые непристойные и грязные сексуальные извращения. В языческих храмах поклонялись тысячам богам, и каждому соответствовал свой определенный ритуал поклонения. В большинстве этих ритуалов использовалось вино и наркотики, чтобы привести поклоняющихся в состояние безумного возбуждения, что являлось частью акта поклонения богам. Через эти религии действовали бесы. И чем больше вино, наркотики, музыка, звук барабанов и сексуальные извращения опьяняли участников языческого ритуала, тем сильнее становилась демоническая активность в храме. Во время такой агонии могло произойти все, что угодно. Ситуация могла запросто выйти из-под контроля.
И опять апостол Павел использует слово «опасность» (греческое kindunos – крайне опасный). В такие моменты легко могла вспыхнуть агрессия против Евангелия. Подобная обстановка представляла серьезную опасность для Павла и его спутников, так как они противостояли силам тьмы и призывали этих идолопоклонников к покаянию.
Павлу приходилось бывать в языческих городах, находящихся под сильным демоническим влиянием. Именно такими были Фессалоники, Афины, Коринф и Ефес – известные в числе самых одержимых демонической силой языческих городов в истории человечества. Именно в эти места Святой Дух привел Павла. И здесь он пережил самый успешный период своего служения.
Бог не всегда хочет, чтобы мы находились там, где безопасно. Евангелие должно придти в каждую страну, каждый город и каждую деревню. Если мы хотим быть только там, где удобно и безопасно, то ни один из нас не уйдет далеко от своего дома. Спасибо Господу за тех, кто пришел раньше нас и победил силы тьмы, чтобы мы смогли увидеть славный свет Евангелия!
Хотя Павел сталкивался с серьезными угрозами, находясь среди язычников, это не смогло остановить его, потому что он был призван стать апостолом для язычников (Римлянам 15:16). Не было такой опасности в языческом мире, которую он не мог бы победить силой Божьей. Павел был так силен в Духе, что прошел через самые рискованные ситуации и духовную тьму, исполняя то, что Бог велел ему исполнить.
В опасностях в городеПавла выгоняли из многих городов за годы его служения. «Конечно, жителям этих городов следовало быть повежливее и так не поступать», – подумаете вы. Но Павел столкнулся с самым сильным противлением как раз в самых высококультурных и процветающих городах мира.
И в пятый раз Павел использует слово «опасность» (kindunos). Он чаще всего трудился в густонаселенных городах. Его первейшее призвание как апостола заключалось в основании церквей в каждом населенном месте, куда он приходил, поэтому Святой Дух приводил Павла в густонаселенные центры, где была возможность собрать богатый урожай душ.
Подобно современным большим городам, таким как Нью-Йорк, Лондон, Москва или Чикаго, – крупные города древнего мира таили в себе опасность, которая не существовала в маленьких городах и селах. Однако Павел смело встречал все опасности и трудности в силе Святого Духа. Некоторые из этих трудностей носили финансовый и политический характер, не говоря уже o стрессе, которому подвергается каждый человек, занимающийся каким-либо делом в крупном городе.
Но какие бы барьеры не возникали на пути Павла, ничто не могло помешать ему осуществлять свое призвание. Он продвигался вперед и выполнял свою работу наилучшим образом, где бы ни находился.
В опасностях в пустынеУже шестой раз апостол Павел использует слово «опасность» (греческое kindunos, что значит «крайне опасный»), упоминая о том, с чем ему пришлось столкнуться в пустыне. Мы точно не знаем, что он имеет в виду. Слово «пустыня» соответствует греческому eremia, которое описывает «отдаленное, заброшенное место».
Маршрут Павла часто пролегал через отдаленные пустынные местности, где воры и разбойники легко могли напасть на него и его спутников. Были случаи, когда на них нападали дикие звери. Они подвергались опасности в пустынных местах так же, как и в городах. Но и эти трудности Павел встречал с уверенностью в том, что Божья сила поможет преодолеть любую преграду.
В опасностях на мореИ снова, уже в седьмой раз, Павел использует слово «опасность» (греческое kindunos, что значит «крайне опасный») в связи с передвижениями по морю. Как мы уже знаем, Павел трижды терпел кораблекрушение. Одно из них описано в Книге Деяний. Кроме этого случая, у помянутого Лукой в Деяниях, было еще два кораблекрушения.
Известно, что большинство потерпевших авиакатастроф у людей боятся снова подняться на борт самолета. Подобное происшествие оставляет неизгладимый след в памяти человека. Кораблекрушение – не менее тяжелое потрясение, которое невозможно забыть. Было бы по-настоящему жутко оказаться на плаву посреди моря, не зная, спасут тебя или нет. С Павлом это случалось трижды.
Этими атаками дьявол старался нагнать страх на Павла, чтобы он никогда больше не сел на корабль. Но у Павла не было выбора, если он хотел попасть туда, куда Господь его призвал для служения, поэтому он не позволил этим препонам повлиять на решение быть послушным Богу и нарушить его внутренний мир. Если для успешного выполнения Божьего поручения требовалось сесть на корабль и поплыть, подвергаясь опасностям, он был готов сделать это.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.