Полная версия
Избрали бы себя, будь вы на месте Бога?
Следует уделить особое внимание слову «мир», поскольку речь идет о нашей власти над всем, что бы сатана ни пытался нам устроить «Мир» соответствует греческому kosmos и всегда относится к упорядоченной системе в таких сферах, как общество, культура, природа и наука. Сегодня ученые используют слово kosmos со значением вселенная. Несмотря на свою бесконечность в пространстве, вселенная является системой с безупречным порядком.
Таким образом, написав, что мы имеем веру, побеждающую мир, Иоанн имеет в виду, что нам принадлежит торжество победы даже над установленным в мире порядком вещей. Еще раз отметим, что kosmos включает в себя все упорядоченное. Это понятие включает в себя политику – упорядоченную систему управления в обществе. Оно включает науку – упорядоченное, систематизированное изучение физического мира; включает экономику, культуру и любую другую упорядоченную систему на земле.
Во 2-м Коринфянам 4:4 Павел называет сатану «богом мира сего» (Новый Завет в современном переводе). В этом стихе слову «мир» соответствует греческое aiona. Оно описывает мысли, мнения, принципы, теории, надежды, порывы и стремления отдельного поколения. Если слово kosmos описывает саму упорядоченную систему, то aiona описывает менталитет этой системы. Называя сатану «богом мира сего», Павел показывает, что тот главным образом оказывает влияние через мировые системы.
Например, сатана проявляет себя через систему образования, когда она выступает против принципов Божьего Слова. Он также манипулирует мышлением потерянного мира через антихристианские настроения, существующие сегодня в кинопроизводстве. Именно поэтому в кинофильмах часто представляют верующих глупцами. Это дьявол действует через безбожную систему развлечений, чтобы настроить общество против Церкви. Наконец, сатана действует через мировые правительственные системы, чтобы противостоять Евангелию и лишить верующих свободы.
Бог действует через христиан и Церковь, сатана же – через неверующих и мировые системы, которые не утверждены в Божьем Слове. Дьявол просто мастер в мирской сфере, поэтому Павел называет его «богом мира сего» Системы этого мира и образ мышления являются основными каналами, через которые действует сатана.
Почему это так важно? Потому что вы должны знать, что сатана использует окружающий вас мир с целью помешать вам исполнить свое призвание.
К примеру, когда сатана атакует наше телевизионное служение в бывшем СССР, это не является невидимой, неосязаемой и неосознаваемой атакой. Время от времени такие удары наносятся со стороны правительства или религиозных организаций, в которых ему удалось построить свои твердыни. Он пытается перекрыть трансляцию Божьего Слова для миллионов духовно нуждающихся людей, атакуя процесс перемещения финансовых средств для оплаты эфирного времени.
Сатана не прячется в шкафу, чтобы выпрыгнуть среди ночи и напасть на нас, пока мы спим. Он использует людей, события, ситуации, обстоятельства и дилеммы, чтобы отвлечь нас от достижения Божьей цели. Как «бог мира сего» он использует мир, чтобы сражаться против нас. Но неважно, какое оружие применяет сатана или как он пытается сразить нас, 1 Иоанна 5:4 провозглашает, что наша вера побеждает мир!
Это значит, что мы имеем веру, которая превосходит и берет верх над любой организацией, событием, обстоятельством или проблемой, которую сатана пытается использовать против нас. Хотя он и «бог мира сего» (Новый Завет в современном переводе), но у нас есть такое мощное оружие, которое способно разгромить его, как только он появится без приглашения.
Представьте себе, как могущественно было это послание для ранней Церкви! Оно означало, что верующим не было равных во всей Римской империи и среди ее одержимых бесами диктаторов, вопреки тому, что Церковь безжалостно гнали. Христиан запирали в клетках, как диких зверей. С ними обращались, как с опасными преступниками. Их даже заставляли сражаться со львами, тиграми и гладиаторами на стадионах.
Мы с вами никогда не сталкивались с подобными случаями, поэтому не можем себе полностью представить, насколько трудно им жилось.
Независимо от того, что чувствовали или видели верующие ранней Церкви, апостол Иоанн написал им: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера ваша» Этот стих можно перевести так: «Вы имеете победу – веру, которая побеждает, господствует и торжествует даже над установленным в мире порядком вещей». По словам апостола Павла, нет ничего, с чем бы ни справилась ваша вера!
Прошло некоторое время, прежде чем исполнился этот стих Писания, но, несмотря ни на что, Церковь неотступно держалась за эти слова и верила. В конце концов, вся Римская империя капитулировала перед Евангелием Иисуса Христа. Вера ранних христиан победила мир!
Тьма пыталась поглотить молодую Церковь, но не смогла, потому что «тьма не имеет силы подавить свет или удержать его под своей властью». Тьма может помешать свету сиять, но не способна удерживать его постоянно. В конце концов, свет все равно пробивается сквозь тьму.
Это также относится к вам и вашей мечте, видению или призванию. Время от времени, возможно, вы будете ощущать, что наткнулись на преграду в стремлении исполнить данное вам Богом призвание, но не отчаивайтесь. Эти преграды ненадолго. Дьявол может украсть вашу мечту, видение или призвание при условии, что вы сдадитесь! Но если вы будете стоять твердо и не, уступите, ваша вера преодолеет все препятствия, которые он воздвигнет на вашем пути!
Дьявол мешал апостолу Павлу
В 1 Послании к Фессалоникийцам 2:18 апостол Павел делится свидетельством о том, как дьявол мешал ему исполнять то, что Бог вложил в его сердце. Он пишет: «И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам; но воспрепятствовал нам сатана».
Слово «воспрепятствовал» соответствует греческому egkopto и означает перекрыть дорогу с целью сделать ее непроходимой для путников. Преграда не давала путнику возможность вовремя попасть в место назначения. В результате путешествие задерживалось или временно откладывалось. Путник мог бы избрать другой маршрут, но он был неудобен, потребовал дополнительных расходов и отнял много драгоценного времени, которое можно было использовать для других дел.
Используя это слово, Павел сообщает, что демонические атаки много раз причиняли ему неудобства. Сатана старался остановить распространение Евангелия. Он искусно создавал неожиданные проблемы, чтобы помешать Павлу выполнять задание, которое Бог вложил в его сердце. Но разве Павел отчаивался, если все происходило не так, как он того ожидал? Выбрасывал ли он белый флаг и сдавался? Нет! Апостол Павел никогда не останавливался лишь только потому, что дьявол мешал ему! Никакие препятствия не могли его остановить! Он отказывался сказать «нет» Несмотря на неудобства, он был готов выполнить задание, сколько бы времени, усилий и затрат на это ни потребовалось. Он был так настойчив, исполняя призвание, что всегда находил способ его осуществить.
Примером сказанному может послужить история o том, как Павел покинул Ефес, потому что его жизнь оказалась в опасности (Деяния 19). Должно быть, ситуация была на самом деле угрожающей. Павел посвятил четыре года своей жизни верующим в Ефесе. Покидая город, он мог бы прослезиться: «О, я не могу понять, почему Господь допустил это! Он ведь знает, как я люблю Ефес!» Он мог бы оплакивать былое: «Я больше никогда не увижу верующих в Ефесе. Дьявольские атаки навсегда закрыли передо мной двери в этот город!»
Однако апостол хорошо знал, что ни плач, ни стенания ничего не могут изменить, поэтому он спустился к побережью в город Милит и призвал туда старейшин ефесской церкви (Деяния 20:17). Павел решил, что если он сам не может попасть в Ефес, то почему бы ни пригласить пресвитеров к нему в Милит? Неужели нужно сдаваться только из-за того, что на пути возникло препятствие? Он знал, что существуют другие пути к достижению цели, и находил способы выполнить порученное Богом задание. Разве мы должны останавливаться только из-за того, что дьявол оказался на нашем пути? Если бы это было достаточно веской причиной, нам бы следовало вообще прекратить делать что-нибудь для Господа! Дьявол никогда не позволит нам свободно исполнять то, что есть у нас в сердце. Мы должны решительно продолжать дело, к которому призваны, даже если дьявол пытается захлопнуть дверь прямо у нас перед носом. Ну, а что делать, если дьявол закрыл дверь в Ефес? Это значит, что настало время Павлу поискать открытое окно! И если он сам не мог пойти к старейшинам, то почему бы их ни пригласить прийти к нему? Павел обнаружил от крытое окно в Милите, позвал пресвитеров, встретился с ними и исполнил свое поручение в точности, как повелел ему Бог. Задание было выполнено!
Апостол обладал цепкой хваткой и решил никогда не сдаваться. Какое бы сопротивление ни оказывалось ему, он уже заранее решил не отступать и найти способ осуществить то, к чему Бог призвал его.
Павел отказался зависеть от людей или проблем
События, с которыми Павлу пришлось столкнуться, могли бы просто раздавить обычного человека. Но благодаря тому, что апостол стоял в вере и помнил о предстоящей награде, он смог преодолеть все направленные против него дьявольские атаки. Эти нападки, несомненно, препятствовали ему, но дьявол так и не смог остановить Павла, потому что тот принял твердое решение быть непобедимым.
Во 2 Послании к Коринфянам 11:23-27 Павел описывает трудности и преграды, с которыми ему пришлось столкнуться:
«Христовы служители? В безумии говорю: я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе».
Давайте рассмотрим этот список трудностей, чтобы понять, с чем пришлось столкнуться Павлу, когда он исполнял Божью волю. Какой бы ни была цена, какие бы преграды сатана ни пытался воздвигнуть на его пути, – ничто не могло столкнуть этого служителя Евангелия с дистанции. Ваши проблемы просто бледнеют в сравнении с трудностями, которые преодолевал Павел, выполняя свое предназначение!
Вот что, по его собственным словам, пережил апостол Павел.
Гораздо более был в трудахПавел использует греческое слово kopos для описания труда, который он вложил, чтобы исполнить апостольское призвание. Слово kopos означает самый тяжелый вид физического труда. Оно часто используется для описания земледельца, работающего в поле под палящим полуденным солнцем. Он напрягается изо всех сил, чтобы толкать плуг и вспахивать затвердевшую землю. Подобный труд требует полной концентрации и самоотдачи. О лени и речи быть не может, если нужно вспахать такое поле. Фермер должен приложить огромные усилия, чтобы выполнить эту работу.
Павел использует именно слово kopos для описания своего труда! Похоже, он не знал человека, который бы работал больше, чем он. Он говорит: «Гораздо более был в трудах…»
Слово «более» соответствует греческому perissos. В этом предложении оно использовано в превосходной степени, что означает «в высшей степени много» Этот стих можно представить следующим образом: «Я трудился гораздо больше других» или «Я трудился больше, чем вы даже можете себе представить». Этим заявлением Павел дал понять, что его не впечатляло, как трудились многие служители Евангелия. Он не хотел иметь ничего общего с лентяями в церкви. Он подчеркнул: «Когда дело касается тяжелой работы, то нет более трудолюбивого человека, чем я!» Он приложил неимоверные усилия, чтобы достичь цели, которую поставил перед ним Иисус (на осн. Филиппийцам 3:12).
Безмерно в ранахПавел также говорит, что его не один раз избивали, когда он выполнял данное Богом поручение. Слово «раны» соответствует греческому plege, которое означает поражать, ударять, ранить или жестоко избивать. Это слово часто встречается в Новом Завете. Например, в Евангелии от Луки 10:30: «На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым», слово «изранили» соответствует тому же греческому слову plege. Заметьте, насколько серьезно был ранен этот человек, что воры, уходя, посчитали его мертвым. Ему нанесли смертельные раны. Павел использует это слово, чтобы показать, какие жестокие избиения он перенес, выполняя Божье поручение.
То же самое слово использовано в 16 главе Книги Деяний, где вновь описаны избиения, которым Павел и Сила подверглись в Филиппах. После того как Божья сила потрясла стены темницы и освободила Павла и Силу от оков, к ним вбежал тюремный страж, чтобы узнать, как ему спастись. Этот сторож принял спасение и «… взяв их в тот час ночи, он омыл раны их…» (Деяния 16:33). Слово «раны» соответствует тому же греческому слову plege и описывает избиения, которые претерпел Павел. Случай в Филиппах, когда Павел был избит, не был единичным. Во 2 Послании к Коринфянам апостол вновь пишет, что он был «безмерно в ранах».
Слово «безмерно» соответствует греческому huperballo, которое состоит из двух слов huper и ballo. Слово huper означает «больше и сверх обычного» Слово ballo переводится как «бросать» При соединении этих двух слов создается впечатляющая картина. Представьте стрелка, который берет стрелы и лук и отправляется на стрельбище. Он нацеливается в центр мишени, натягивает тетиву лука и стреляет, однако промахивается, и стрела летит далеко за пределы стрельбища.
Этот пример говорит о том, что тяжесть побоев, которым подвергался Павел, выходит за пределы нашего воображения. Слово huperballo описывает как частоту, так и силу побоев. Избиения были частыми; это были безжалостные, суровые акты жестокости. Во что враги превращали тело Павла, переходило все границы!
Более в темницахСлово «темница» соответствует греческому phulake. Оно описывает место заточения, тюрьму или строго охраняемое место. Подобная темница обычно представляла собой темную, тесную камеру, в которой содержали самых закоренелых и опасных преступников. Заключенные, которых помещали в камеры такого типа, представляли собой столь большую угрозу, что обычно их охранял целый отряд тюремных стражей все двадцать четыре часа в сутки.
Это слово phulake использовано в книге Деяний 12:4, где говорится о заключении Петра в Иерусалиме: «И, задержав его, посадил в темницу и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу» Петра, похоже, считали особо опасным преступником, поскольку для его непрерывной охраны назначили четыре группы солдат по четыре человека в каждой!
Апостол Павел за годы своего служения не раз побывал в столь строгом заключении. По его словам, он был «более в темницах». Подобные заточения стали обычными для него, и даже последние дни своей жизни он провел в темнице: «Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его» (Деяния 28:16).
Разумеется, никто не хочет попасть в тюрьму. Но если тюрьма была неизбежна на пути выполнения апостольского призвания, Павел шел на это. Он был готов перенести любое неудобство, заплатить любую цену и пройти любое расстояние ради того, чтобы исполнить поручение, которое дал ему Бог. Даже тюрьма не могла остановить его.
Многократно при смертиСлово «смерть» соответствует греческому thanatos. Здесь, однако, Павел использует форму множественного числа thanatoi, что буквально означает «смерти».
Павел нередко писал о смерти. Мы склонны придавать этому духовное значение, но на самом деле Павел постоянно сталкивался с реальной угрозой физической смерти. Когда он писал: «Я каждый день умираю…» (1 Коринфянам 15:31), он имел в виду: «Я постоянно нахожусь под угрозой смерти» Павел так часто встречался со смертью, что научился смело смотреть ей в глаза, поэтому в Послании к Римлянам 14:8 он написал: «…живем ли, или умираем, – всегда Господни». Из 1 Послания к Коринфянам 15:55 видно, что он научился размышлять о победе, а не о смерти и обреченности «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» Это не иносказания о смерти. Это мысли человека, который почти каждый день подвергался смертельной опасности. Павлу вовсе не нравилось жить под угрозой убийства или расправы – просто это стало неотъемлемой частью его жизни. Но вместо того, чтобы убегать и прятаться от нависшей опасности, он смело противостоял ей и продолжал двигаться вперед, делая то, к чему был призван.
Пять раз было дано по сорока ударов без одного«Сорок ударов без одного» было еврейским способом наказания, который пять раз применяли к Павлу. Это было наказание за серьезные проступки: «И если виновный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счету. Сорок ударов можно дать ему, а не более…» (Второзаконие 25:2-3).
Это было одно из самых жестоких наказаний древнего мира. С наказуемого снимали всю одежду, и он представал обнаженным перед своим палачом. Ему связывали руки, чтобы он не мог себя защитить. Затем палач начинал бить жертву по обнаженному телу плетью, сделанной из трех кнутов: одного из телячьей кожи и двух – из ослиной. К концам этих кнутов часто привязывали кусочки стекла, кости или металла, чтобы сделать наказание «более запоминающимся». Палач бил с такой силой, что кусочки стекла, кости или металла вонзались в кожу жертвы. И когда он резко отдергивал плеть для следующего удара, эти наконечники вырывали целые куски плоти. На теле жертвы навсегда оставались ужасающие шрамы. Одна треть ударов наносилась по груди и лицу заключенного, а две трети – по спине, ягодицам и ногам. Жертву заставляли наклониться, чтобы палачу было удобнее наносить удары. Кровь брызгала в разные стороны, а плеть со свистом проносилась в воздухе и когда вновь опускалась на тело жертвы, раздавался звук беспощадного удара.
Но давайте поразмышляем глубже. Если плеть была сделана из трех кнутов и Павел каждый раз получал тридцать девять ударов, это значит, что на самом деле он получал 117 ударов! Так как он подвергался такому жестокому наказанию пять раз, значит, что на его грудь, спину, лицо и ноги пришлось 585 ударов. На его теле не было места, которое не получило бы удар или откуда не был бы вырван кусок плоти!
Павел был полностью посвящен выполнению Божьего призвания, и ничто не могло его остановить! После очередного страшного избиения он находил в себе силы снова вернуться к тому, что делал до наказания, поскольку решил не останавливаться, пока не завершит свое задание! Наказание плетьми вовсе не было приятным. Никто бы не пожелал себе такого «удовольствия». Но Павел не позволил, чтобы оно стало препятствием на пути его служения. Он сталкивал противника со своего пути и вновь вставал на свое поприще.
Три раза меня били палкамиВ древнем мире наказание палками было одним из страшнейших видов истязаний. Сильный палач привязывал руки жертвы к телу, как если бы это была смирительная рубашка, затем ноги наказуемого поднимали, а голова и грудь оставались на земле. Потом истязатель начинал бить жертву по ступням большой палкой или металлическим прутом. Он бил, бил и бил до тех пор, пока ступни жертвы не оказывались разбитыми окровавленными и искалеченными. Иногда это истязание было таким жестоким, что претерпевший наказание больше никогда не мог ходить.
Интересно, что Книга Деяний не приводит конкретного случая, что Павла били палками. Однако, продолжая изучать список его «приключений», мы увидим, что многие события, которые произошли с Павлом за время его служения, не записаны Лукой в Книге Деяний. Но Павел не забыл ни одно из них.
Мы не знаем, когда именно Павла били палками по ступням, но он пишет, что за все время своего служения он трижды подвергся этому наказанию. Понятно, что дьявол не хотел, чтобы этот проповедник принес Евангелие куда-нибудь еще! Сатана пытался искалечить его ноги, чтобы навсегда столкнуть его с дистанции.
Как известно, ноги проповедника являются угрозой для дьявола. Павел цитировал пророка Исаию: «…как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Римлянам 10:15). Фактически, эти атаки на ноги Павла были атаками против Евангелия. И все же, вместо того чтобы выбросить белый флаг и сдаться из-за этих страданий, Павел держался за Божью силу, поднимался, расправлял плечи и продолжал делать то, к чему был призван Богом. Сатана не смог сломать этого человека!
Нет ничего удивительного в том, что Павел писал о воскрешающей силе Бога. На основании личного опыта он утверждал: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Римлянам 8:11).
Однажды камнями побивалиЭтот случай описан в Книге Деяний 14:19. После того как Павел успешно благовествовал язычникам в Листре, иудеи, противившиеся Евангелию, пришли из Икании, чтобы возбудить в народе недовольство его служением. Они так преуспели в распространении негативной информации о Павле, что весь город обратился против него. В порыве гнева жители Листры побили Павла камнями и «… вытащили за город, почитая его умершим» (Деяния 14:19).
Возможно, Павел действительно был мертв. Побивание камнями было крайне жестоким наказанием. Люди старались попасть камнем прямо в голову жертве с целью нанести смертельный удар. Обычно они бросали камни до тех пор, пока полностью не раздробляли голову жертвы и не убеждались в ее смерти. Но даже когда было очевидно, что у жертвы нет ни малейших признаков жизни, они бросали в мертвое тело оставшиеся камни, а затем вытаскивали труп за город и оставляли там на съедение диким зверям. Поэтому если жители Листры подумали, что Павел мертв, – значит, нет причин сомневаться в том, что он действительно был мертв.
Далее в 20-м стихе сказано, что, когда ученики собрались возле тела Павла, он встал. Может быть, ученики взялись за руки и стали молиться о его воскресении? Я думаю, что именно это они и сделали. Позднее Павел написал свидетельство о своем восхищении на небо (2 Коринфянам 12:l-4). Он слышал неизреченные слова, но ему не дано было право пересказать их людям. Когда же Павел был восхищен на небо? Могло ли это произойти, когда он был побит камнями в Листре? Лично я думаю, что это случилось именно в тот день.
Неудивительно, что Павел писал с такой убежденностью: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь… не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 8:38-39). Даже смерть не может остановить человека, который принял твердое решение двигаться вперед!
Когда толпа начала забрасывать Павла камнями, он мог бы сдаться на милость судьбы, решив: «Да, скорее всего это конец моего жизненного пути. Мне осталось только сдаться и умереть». Если бы это так и произошло, то я уверен, что это событие стало бы его концом. Но я не сомневаюсь, что, когда толпа бросала в него камни, он думал: «Я не умру сейчас! Моя работа еще не выполнена! Даже если они меня убьют, я просто должен буду воскреснуть!»
Бог любит сотрудничать с такими людьми! Он знает, что такие люди действительно доведут дело до конца! Побитие камнями не входило в планы Павла. Это было неожиданным препятствием, которое дьявол создал на его пути к исполнению призвания. Этот инцидент украл время и ненадолго задержал Павла, но не остановил его.
Три раза я терпел кораблекрушениеЭтот стих несколько загадочный. Дело в том, что в Книге Деяний упоминается только об одном кораблекрушении, однако, судя по этому списку приключений, за время служения Павла произошло столько всевозможных событий, что Лука просто не смог записать всего в Книге Деяний.
Путешествие по морю было довольно опасным предприятием. В то время корабли не были надежными. Часто на пути встречались рифы. Несмотря на умелое управление, даже лучшие корабли разбивались о скалы или другие опасные препятствия. В Деяниях 27:41-44 описан случай, когда корабль, на котором плыл Павел, попал на косу и сел на мель, а волны разбивали корму. В этот критический момент Павел стал Божьим посланником на корабле! Он возвещал слово веры команде и пассажирам и вскоре снискал всеобщее уважение.