Полная версия
Я ни Я. Нам нужно видеть горизонт…
Я ни Я
Нам нужно видеть горизонт…
Владимир Кондратьев
© Владимир Кондратьев, 2020
ISBN 978-5-4498-2784-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Вы – соль земли.
Если же соль потеряет силу,
то чем сделаешь её солёною?
Мат. 5; 13
Человек многое осознаёт бессознательно душой, принимая это как бы неосознанно вовнутрь и ощущая как горькое или сладкое, грустное или весёлое, холодное или тёплое.
Ум холоден и рационален, он может быть только помощником у души – проводником. Трудно себе представить, чтобы мы оценивали все книги только умом: количество букв и страниц, химический состав типографской краски и бумаги, толщина, геометрическая форма и размер. Абсурд…
Ум только проводник настоящих книг к нашему внутреннему миру, а принимаются и оцениваются они душой. Но то, что было бы абсурдным по отношению к произведению искусства, мы позволяем себе в отношении окружающего нас мира. Мы постоянно меряем и оцениваем его, бездушно выражая своё отношение к нему только качеством и количеством.
Взгляд души, глазами сердца – это взгляд, не замутнённый сомнением. Он позволяет видеть вещи такими, какими они на самом деле являются, в их истинном свете чистого образа.
Образность – это форма смысла. Познай форму и узнаешь саму суть.
Как? Пойми её – образность – через смысл. Вникни в фразу, несущую этот смысл и образ. Если нет точного совпадения смысла фразы с образом, возникающим внутри, найди подобие этой фразы имеющее такое же смысловое значение, и с помощью этого подобия постарайся поймать ускользающий свет чистого образа. В конце концов, когда научишься этому, любой смысл будет сразу рождать образ внутри и окружающий мир предстанет перед тобой в своём истинном свете.
Увидев смысл и овладев покоем, каждый изменит свою душу к лучшему. Она же, в свою очередь, поможет овладеть Истиной, соединяя все грани понимания её в сознании.
Умение воспринимать смысл помогает, мысленно оперируя нерушимыми понятиями, двигаться, развиваясь в бытии. Это развитие – движение в мысли в поисках самого себя ведёт к своей истинной сущности внутреннего Человека – своего истинного «Я». И в этом движении мы рано или поздно обретём его.
А пока… Пока мы ещё двигаемся… И каждый, осознав это движение, должен сказать сам себе: «Пока – я ни Я…»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Покаяния
Пока я ни Я…
Я погружаюсь в бездну мироздания,Оставив наверху все муки жития.Там в дебри мыслей моего сознанияВойдёт живой огонь начала бытия.Повергнув в ужас мрак существования,Очистит душу, что томится от греха.Безмолвно ожидаю Покаяния,Святого Духа мудрости штриха,Блаженного Самоосознанного Созерцания…Вне мироздания – в реальности сознания.1
Две ветви христианства напоминают мне двух путников бредущих по степной дороге, каждый по своей обочине. В степи этой дует один и тот же пронизывающий боковой ветер – «ветер перемен». И от этого на одной обочине, с подветренной стороны, густо растёт высокая трава. А на другой обочине, наветренной, только чахлая растительность, грязь и лужи.
Поначалу первый путник вёл всех за собой. Он шёл по высокой траве, и росой с этой травы всем намочило ноги. Затем всех повёл второй, другим путём, и все испачкали ноги в грязи и лужах.
Христианство существует уже две тысячи лет. В первом тысячелетии впереди шло православие в Греции и Византии, но духовность тогда была оторвана от повседневной материальной жизни, и от того почти не развивалась, не шла в души людей. А во втором тысячелетии повёл всех католический Рим.
Рим привязал духовность к повседневной материальной жизни, заставив служить её ей. И от этого духовность увязла в грязи мирской суеты и стала от неё очень зависима, и опять же, не войдя в души людей, остановилась в развитии.
Теперь, когда настало третье тысячелетие, пришла пора этим двум путникам сойтись посреди дороги и вести всех к намеченной цели этим серединным путём – вдвоём, бок о бок, не теряя собственной индивидуальности каждый (первый – чистоту духовности, второй – единения массовости).
Цель эта – Царствие Божие.
Смотри…Как за окном безумствует гроза!Как бьётся ветер, разметав деревья;И злятся, потемневши, небеса,Обрушиваясь влагою на землю…Бессильна перед натиском водыМогучая недвижимость природы —Покорно в ожидании судьбыСклонилась перед силой злобы.За что так сердится гроза?За что так ветер рвёт деревья?Наверно, оттого что в небесаТак мало душ идёт, меняя их на землю.Царствие Божие
Потому говорю им притчами, что они видя не видят,
и слыша не слышат, и не разумеют;
И сбывается над ними пророчество Исаии,
которое говорит: «слухом услышите – и не уразумеете,
и глазами смотреть будете – и не увидите.
Ибо огрубело сердце людей сих…»
Мф. 13; 13,14,15
А где есть Царствие Божие?..
– Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем… Мф. 13;31/
– Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
А когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. Мк. 4;31,32.
Где, то поле, на котором оно сеется?
– Неразумные! Не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
Лк. 11;40
– … да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; «Отче наш». Лк. 11;2
– … не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
Лк. 17;20, 21
– … блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
Лк 14;15
– Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: не далеко ты от царствия Божия.
Мк. 12;34
Как войти в него?
– Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Лк. 11;35.
– Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. Лк. 11;52.
– Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, но не смогут. Лк. 13;24.
Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил
Бог любящим Его.
1Кор. 2; 9.
Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий
живёт в вас?
1Кор. 3;16.
Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
1Кор. 6;19.
Где есть… — «на поле своем», «когда сеется… меньше всех… на земле», «когда посеяно… больше всех».
Где, то поле… — «внутреннее», «и на земле, как на небе», «внутрь вас есть».
Как войти… — «кто вкусит» «разумно» «свет… не… тьма», «ключ разумения» — «тесные врата».
Ибо Царствие Божие не в слове, а в силе.
1Кор. 4; 20
Святой Григорий Синаит:
– Царствие небесное подобно скинии богозданной; ибо и оно в будущем веке, подобно Моисеевой будет иметь две завесы, – из них в первую внидут все освящённые благодатью, во вторую же только совершеннейшие.
– Многими обителями назвал Спаситель различные степени тамошняго состояния.
Царствие одно, но многия имеет внутри (себя) различия, по различию имеющих внити в него в добродетели и ведении, и в мере обожания. Ибо «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разница в славе», как говорит Божественный Апостол (1Кор. 15;41), хотя все они на божественной тверди сияют.
– Земно будет тело нетленное, без мокрот однако ж и дебелости, быв неизреченно претворенно из душевнаго в духовное, так что будет и перстно и небесно. Каким создано было оно в начале, таким и воскреснет, да сообразно будет образу Сына Человеческого по всецелому причастию обожения.
– В будущем веке, говорят, Ангелы и Святые никогда не престанут
преуспевать в приумножении дарования, стремясь все к большим и к большим благам. Умаления же или прехождения от добродетели ко греху век оный не допускает.
– Будущия награды и наказания равно вечны. Хотя иным это кажется иначе. Одним Божественная правда воздаст вечную жизнь, а другим – вечное мучение. Те и другие, добре и зле проживши нынешний век, воздаяние получат по делам: количество же и качество воздаяния определится добродетелями или страстями, навыком укоренившимся.
Святой Григорий Палама:
– Если, по слову Господа, Пророков и Апостолов, «Царствие Божие внутрь нас есть» (Лук. 17;21), то не будет ли и вне царствия небеснаго тот, кто так усердно старается изгнать ум из внутрь себя во вне?
– Поелику, как некто из великих учителей говорит о сем, по преступлении (по падении) внутренний человек обыкновенно согласуется с внешним (с внешними положениями и движениями), то почему не принять, что тому, кто старается ум свой обратить в себя самого, очень много содействует в сем очей своих, вместо блуждания туда и сюда, возвращение внутрь и установление в груди своей? Как, при обращении очей во вне, чрез видение вещей ум рассеивается по сим вещам: так, при возвращении очей внутрь, это движение их естественно туда же внутрь сердца повлечет и ум того, кто усиливает дать ему обратное движение, собрав от вне внутрь.
Святой Исаак Сирин:
– Постарайся войти во внутреннюю сокровищницу свою, и узришь сокровищницу небесную. Ибо и то и это одно суть; и одним входом видишь ты их обоих. Лестница в царствие оное внутрь тебя сокрыта, т.е. в душе твоей. Омой себя от греха и найдёшь там степени восхождения, по коим можешь взойти в него.
Вера, Надежда, Любовь
Разве вы не знаете, что Он есть, и что всё, что существует, есть Он… безмолвное, не имеющее образа, необъятное, непознаваемое для ограниченной мысли.
Бог открыл нам Свое имя. Имя это – ЛЮБОВЬ. Мир создаётся только Любовью и разрушается ненавистью. Любовь открывает двери в Царствие Божие, а ненависть наглухо их закрывает.
Любовь – это Свет, освещающий нам путь познания добра и зла и ведущий к Богу.
Любовь – божественный Огонь души.Надежда – божественный Свет.Вера – божественное Дыхание в душе.Любовь – сильна,но очень переменчива.Надежда —призрачна и далека.А Вера?Вера – неизменчива, —уверенно, спокойно высока.Вера и Знание
Вера есть осуществление ожидаемого
и уверенность в невидимом.
Евр. 11;1
Вера – это состояние души, открытой божественному Дыханию, сосредоточенной на Истине.
Осуществление веры в союзе с божественным Дыханием достигается усилием мысли.
Я верю, чтобы познавать,
и познаю, чтоб крепче верить
Вера и Знание
Спор давний и непримиримый,что эти два понятиянесовместимы.«Знанье Веру разрушает», —так говорит, кто этого не знает.Кому-то это нужноклин между ними вбить,чтоб с Божьим знаньем дружнотруднее было жить.Скажи, во что ты веришь?Во что-нибудь, иль ни во что?Ах, в нечто…Хорошо!Тогда сейчас проверишь,кому душу доверишь.Тот, кто не верит, утверждает,что Вера —это что-то неопределенно;где Бог – никто не знает,и всё этотолько от жизни тёмной.Конечно,если в Вере нетопределенного предмета,неверием зовуттогда по праву это.Вот тут-то возникает парадокс…Неверие ведь тоже есть предмет.Вопрос?..Иль нет, скорей – ответ!Наверно, каждый твёрдо знаетпро то, что, веряиль не веря, утверждает.Любое утверждениеесть знание чего-нибудь —стремление ему себя доверитьи отдать…И этогоу этого стремленья не отнять!Отсюда и желание — противопоставлять.А если веру в Бога отрицать, —то, значит, отрицать религию Его!И значит, доверяя верить…Но вот вопрос, в кого?Кто движет этим? Кто такой?Куда ведет вслед за собой?Бог – это Свет!А там, где света нет, —там тот другой,что прячется всегда за тьмой.Знание – есть подлинная Вера.Им мера – Свет и Истина, —едины и неразлучимы.А тот, кто разлучил всё это,боится даже слабенького света,огня свечи или лучины…Свет и Тьма
Свет и тьма, жизнь и смерть, правое и левое – братья друг другу. Их нельзя отделить друг от друга. Поэтому и хорошие – не хороши, и, плохие – не плохи, и, жизнь – не жизнь, и смерть – не смерть. Поэтому каждый будет разорван в своей основе от начала. Но те, кто выше мира – неразорванные, вечные.
Апокриф от Филиппа.
Небо и Земля, Свет и Тьма, Добро и Зло – этот мир создали Бог и диавол, вложив в него каждый свой «капитал». И естественно, каждый при этом хочет получить свою долю «прибыли» живыми душами, спустя какое-то время, когда они совсем созреют.
Конец неизбежен…
И как бы оптимисты и с той, и с другой стороны не опровергали это, Апокалипсис состоится. Так уж устроен этот мир: на каждого интеллектуала «духовника-проповедника», с его высшими ценностями и возможностями души, появится свой интеллектуал «писатель-фантаст», с кибернетическим супер разумом и братскими внеземными цивилизациями, приходящими на помощь, если что… А на каждого «труженика-земледельца» появится «вор-грабитель».
И с какой силой мир будут тянуть к Свету и Добру одни силы, с такой же его будут тянуть во Тьму и Зло другие – пока не разорвут на две части.
Конец неизбежен.
Деревья никогда не вырастут до неба;Вершины гор не заслонят нам звёзд;Дождя не будет в стужу вместо снега;И соловей не запоёт, как дрозд…Всегда найдётся в этом мире тайна,Которую не суждено раскрыть!Чтоб в богомироздание случайноМирскую нашу грязь не затащить.Деревьям никогда не дорасти до неба;Вершинам гор не заслонить нам звёзд;Дождю не литься в стужу вместо снега;И соловья нам не заменит дрозд.Свет
Бог есть свет,
и нет в Нём никакой тьмы.
1Соб. посл. Ин. 1;5
«Я Бог Мира, который лелеет его в своей груди», – так сказал один из героев «Фауста» Гёте. Всякое вещество, из которого состоит все вокруг, и мы в том числе, делится до определённой величины (клетка, молекула, атом и т.д.). И то, что оказывает сопротивление дальнейшему делению, переходя в другое состояние при попытке делить дальше, и есть истинная суть окружающего нас мира – истинная суть бытия. Из этого следует, что всё, что нас окружает, есть только лишь проявление этой истинной сути.
В конечном счете вещество состоит из атома, который при своём дальнейшем делении выделяет огромную энергию – мощнейшую вспышку ослепительного света. Энергия Абсолютного Света – истинное состояние вещества в этом мире. Бог есть Абсолютный Свет и ничего, кроме Света… Он и есть истинная суть нашего бытия, образующая сочетание веществ в нём из своих неделимых частичек Себя Самого, подобно тому как единица образует из себя самой любое число в мире чисел. Она так же неделима (при дальнейшем делении не дает целых чисел, переходя в другое состояние), и так же любым количеством своих неделимых малых частей единица образует любое сочетание чисел.
Из всего этого следует, что само бытие, его суть – в нас самих, а всё, что окружает нас, – только его проявление. То, что вне нас познаваемое само по себе, является действием бытия на наше сознание. Само бытие, суть которого в нас, само по себе не познается. От этого, наверно, и ощущение, когда уходишь в себя, что окружающий мир назойливо вмешивается в твою жизнь; и от этого, наверно, как следствие желание отгородиться от него и быть наедине с самим собой.
Дымкой белой,утром мглистым,разорвало темноту.Птицей светлой,бликом быстрым,кто-то шёл сквозь мрак и мглу.По деревьям и по крышамНад моею головой – шёл,И, поднимаясь выше, звалуйти вслед за собой…Так душе тут одиноко:в грязи,в тьме,в злорадстве,в зле;чистой, доброй, без порокав этой чёрной, чёрной мгле.Наша сущность
Я есмь Сущий.
Исх. 3—14
Божественная Сущность для того чтобы стать основой реальности, должна быть неделимой и неразложимой единицей; для того чтобы быть многообразием этой реальности, эти единицы должны действовать самостоятельно – воспринимая действие и взаимодействуя между собой; а для того чтобы составлять всё существующее, они должны обладать определённым содержанием и быть определёнными идеями (смыслами). Так считал В. Соловьев, так считали многие другие философы и до него, и после…
Каждый, наверное, хотел бы обнаружить в себе источник сокровенных сил, который помог бы ему увидеть своё будущее и реализовать самые потаённые желания. Но мало кто догадывается, что этот источник гораздо ближе и доступнее, чем всем им представляется.
В желании понимать невидимый мир мы должны искать скрытое значение во всём. Конечно, в повседневной суете, в плену у своих привычек, окружающих условностей и навязанных этим понятий это не просто. Но если мы действительно хотим прийти в себе к пониманию его, мы должны стараться всеми силами замечать те едва заметные на первый взгляд различия, которые видны во всём между этими двумя мирами: миром так называемой реальности различий и перемен и миром причин – невидимых, но до боли ясных чувств; миром, в котором берёт своё начало всё окружающее нас вокруг и который стал первопричиной нашего существования.
«Если не уведаем, какими нас создал Бог, то не познаем и того, какими нас создал грех, – учат нас Святые Отцы. – Не знающий истины не может и веровать истинно, потому что знание естественно предшествует вере».
Звучала музыка —природа замерзалапод еле слышный аккомпанемент.То на ветвях сосульками дрожаламелодия. Её моментхрусталиками проникал мне в душуи затихал на время, до поры.А я, всё продолжая слушать,ловил мгновения этой игры.Она то долго-долго не смолкала;то так же долго не звучала, умерев;то быстро пару нот перебирала;то замирала,оборвав напев…Звучала музыкаи умирала;и вновь звучала,продолжая жить…В природе замерзающей её начало,как только-толькозародившаяся жизнь.Телесная сущность Творца
Но вы не по плоти живёте, а по духу,
если только Дух Божий живёт в вас.
Рим. 8; 9
Если посмотреть на сущность Творца с точки зрения телесности и энергий этой телесности, то можно увидеть смысловую природу сущности во всей её первозданной чистоте. Увидеть, как она воплощена в самом факте существования и как сотворена по природе своей, так как она находится в теле и проявляет себя в материи энергоинформационным воздействием.
Этот телесный лик смысла существования Творца можно не только созерцать, но и творить созерцание этого лика в различных формах искусства, донося его до других – до тех, кто не может его видеть сам, но хочет этого. И вкладывая его (лик) в них, изнутри, через душу, можно пойти ещё дальше, идя туда, где каждый, творя себя как телесный смысл, будет сливаться с ним, творя окружающий мир через себя самого.
И то, и другое – творчество разных видов. Первое – творчество в жизни, посвящая себя различным формам искусства; а второе – жизненное творчество, религиозно-мистическое подвижничество служения в повседневной жизни.
«Тихий голос воды,шелестение трав;ветра ласковое прикосновенье…Кто рассудит меня —прав я или не прав;кто побудет со мноюхотя бы мгновенье…»Ветер кроны качает;лес безмолвно стоит,шелестя на ветруедва слышно ветвями.У реки человекнеподвижно сидит,мысли, взвившись над ним,вдаль плывут облаками.Одиноко емусредь чащобы лесной,как на небемерцающей звёздочке малой;одиноко емупосле ссоры пустой.Грустно…Как от весны запоздалой.Начало разума
Не думайте о себе более,
нежели должно думать.
Рим.12; 3
Разум берет своё начало из начала всех вещей, вместе с природой и временем. Авторитет же для разума произошёл из истинного разума. Поэтому всякий авторитет, не одобряемый разумом, бессилен перед ним.
От того так трудно порой бывает общаться с людьми, объясняя им что-то. Ещё труднее в этом общении пытаться их убедить в истинности слов. Ведь то, что для них является нормой, – абсурдно. И сам этот абсурд их поведения в этом лежит за пределом понимания этих людей. Хотя вроде бы все так просто… Нужно только внимательно присмотреться к себе и окружающим – присмотреться, сделать над собой усилие и…
Все действия людей исходят прямиком из ограниченности понимания окружающего их мира и несовершенства эгоистической воли каждого.
Нужно только сделать над собой усилие и попытаться понять, что нельзя пользоваться собой таким, как единственно верным шаблоном в оценке всего происходящего, и перестать руководствоваться своей ограниченностью как высшим правилом жизни. Только когда каждый захочет изменить себя сам, изменится что-либо в окружающем нас мире: «Спаси себя и ты спасешь весь мир».
Перевернулась внешность и сознание,Перевернув и образ мироздания, —Мой взгляд на суть вещей;На всё, что происходит;На мир, в котором солнце всходит и заходит.В нём жизнь простая, без затей,Рождает множество идей…Длящееся в не длящемся
Да даст вам Бог духа премудрости
и разума, просвещенна очеса сердца вашего…
Еф. 1, 17. 18
Наш мир состоит из противопоставлений и противоречий. Он изначально разделён сам в себе: день и ночь, свет и тьма, добро и зло… Поэтому в нём всегда «низкое сочетается с высоким», потому что если для нас есть понятие «высота», то это значит, что есть где-то и «низ». Точно так же со всем остальным: «хорошо – плохо», «широко – узко» и так далее.
Мы в своей повседневной жизни опираемся на понятие «время», подразумевающее собой понятие «длящееся». И тут резонно возникает вопрос, раз есть что-то «длящееся», значит, должна быть его противоположность – «не длящееся». Без времени нам трудно представить свою жизнь – без него мы как без рук. Но куда же тогда девалось то другое – вневременное?
Временное – это нечто длящееся, текущее и кончающееся, которого всегда либо не хватает, либо очень много и некуда девать. Оно нам всем хорошо знакомо. А что же тогда такое вневременное, то самое – «не длящееся»?..
Стоп-стоп, тут нам пора поставить всё на свои места, чтоб не запутаться окончательно в том, что начинает путаться. Я думаю, вашей мысли к этому моменту, если, конечно, вы ещё читаете это, уже приходится трудно. Ей не за что уцепиться, и она превращается в нечто сплошное и вялотекущее. Ну а если вы понимаете то, что читаете, у вас, конечно же, возникли вопросы. Всё правильно, именно здесь ваша мысль доходит до края вашего понимания в этом мире. Дальше для неё пустота – обрыв, за краем которого пропасть не понимания…