bannerbanner
Пролегомены к государству Платона. Часть третья
Пролегомены к государству Платона. Часть третья

Полная версия

Пролегомены к государству Платона. Часть третья

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 6

568b

ἄρα «σοφοὶ τύραννοί» εἰσι «τῶν σοφῶν συνουσίᾳ.» καὶ ἔλεγε δῆλον ὅτι τούτους εἶναι τοὺς σοφοὺς οἷς σύνεστιν.


καὶ ὡς ἰσόθεόν γ», ἔφη, τὴν τυραννίδα ἐγκωμιάζει, καὶ ἕτερα πολλά, καὶ οὗτος καὶ οἱ ἄλλοι ποιηταί.


τοιγάρτοι, ἔφην, ἅτε σοφοὶ ὄντες οἱ τῆς τραγῳδίας ποιηταὶ συγγιγνώσκουσιν ἡμῖν τε καὶ ἐκείνοις ὅσοι ἡμῶν ἐγγὺς πολιτεύονται, ὅτι αὐτοὺς εἰς τὴν πολιτείαν οὐ παραδεξόμεθα ἅτε τυραννίδος ὑμνητάς.


οἶμαι ἔγωγ», ἔφη, συγγιγνώσκουσιν ὅσοιπέρ γε αὐτῶν

568c

κομψοί.


εἰς δέ γε οἶμαι τὰς ἄλλας περιιόντες πόλεις, συλλέγοντες τοὺς ὄχλους, καλὰς φωνὰς καὶ μεγάλας καὶ πιθανὰς μισθωσάμενοι, εἰς τυραννίδας τε καὶ δημοκρατίας ἕλκουσι τὰς πολιτείας.


μάλα γε.


οὐκοῦν καὶ προσέτι τούτων μισθοὺς λαμβάνουσι καὶ τιμῶνται, μάλιστα μέν, ὥσπερ τὸ εἰκός, ὑπὸ τυράννων, δεύτερον δὲ ὑπὸ δημοκρατίας: ὅσῳ δ» ἂν ἀνωτέρω ἴωσιν πρὸς

568d

τὸ ἄναντες τῶν πολιτειῶν, μᾶλλον ἀπαγορεύει αὐτῶν ἡ τιμή, ὥσπερ ὑπὸ ἄσθματος ἀδυνατοῦσα πορεύεσθαι.


πάνυ μὲν οὖν.


ἀλλὰ δή, εἶπον, ἐνταῦθα μὲν ἐξέβημεν: λέγωμεν δὲ πάλιν ἐκεῖνο τὸ τοῦ τυράννου στρατόπεδον, τὸ καλόν τε καὶ πολὺ καὶ ποικίλον καὶ οὐδέποτε ταὐτόν, πόθεν θρέψεται.


δῆλον, ἔφη, ὅτι, ἐάν τε ἱερὰ χρήματα ᾖ ἐν τῇ πόλει, ταῦτα ἀναλώσει, ὅποι ποτὲ ἂν ἀεὶ ἐξαρκῇ τὰ τῶν ἀποδομένων, ἐλάττους εἰσφορὰς ἀναγκάζων τὸν δῆμον εἰσφέρειν.

568e

τί δ» ὅταν δὴ ταῦτα ἐπιλίπῃ;


δῆλον, ἔφη, ὅτι ἐκ τῶν πατρῴων θρέψεται αὐτός τε καὶ οἱ συμπόται τε καὶ ἑταῖροι καὶ ἑταῖραι.


μανθάνω, ἦν δ» ἐγώ: ὅτι ὁ δῆμος ὁ γεννήσας τὸν τύραννον θρέψει αὐτόν τε καὶ ἑταίρους.


πολλὴ αὐτῷ, ἔφη, ἀνάγκη.


πῶς [δὲ] λέγεις; εἶπον: ἐὰν δὲ ἀγανακτῇ τε καὶ λέγῃ ὁ δῆμος ὅτι οὔτε δίκαιον τρέφεσθαι ὑπὸ πατρὸς ὑὸν ἡβῶντα, ἀλλὰ τοὐναντίον ὑπὸ ὑέος πατέρα, οὔτε τούτου αὐτὸν ἕνεκα

569a

ἐγέννησέν τε καὶ κατέστησεν, ἵνα, ἐπειδὴ μέγας γένοιτο, τότε αὐτὸς δουλεύων τοῖς αὑτοῦ δούλοις τρέφοι ἐκεῖνόν τε καὶ τοὺς δούλους μετὰ συγκλύδων ἄλλων, ἀλλ» ἵνα ἀπὸ τῶν πλουσίων τε καὶ καλῶν κἀγαθῶν λεγομένων ἐν τῇ πόλει ἐλευθερωθείη ἐκείνου προστάντος, καὶ νῦν κελεύει ἀπιέναι ἐκ τῆς πόλεως αὐτόν τε καὶ τοὺς ἑταίρους, ὥσπερ πατὴρ ὑὸν ἐξ οἰκίας μετὰ ὀχληρῶν συμποτῶν ἐξελαύνων;


γνώσεταί γε, νὴ Δία, ἦ δ» ὅς, τότ» ἤδη ὁ δῆμος οἷος οἷον

569b

θρέμμα γεννῶν ἠσπάζετό τε καὶ ηὖξεν, καὶ ὅτι ἀσθενέστερος ὢν ἰσχυροτέρους ἐξελαύνει.


πῶς, ἦν δ» ἐγώ, λέγεις; τολμήσει τὸν πατέρα βιάζεσθαι, κἂν μὴ πείθηται, τύπτειν ὁ τύραννος;


ναί, ἔφη, ἀφελόμενός γε τὰ ὅπλα.


πατραλοίαν, ἦν δ» ἐγώ, λέγεις τύραννον καὶ χαλεπὸν γηροτρόφον, καὶ ὡς ἔοικε τοῦτο δὴ ὁμολογουμένη ἂν ἤδη τυραννὶς εἴη, καί, τὸ λεγόμενον, ὁ δῆμος φεύγων ἂν καπνὸν

569c

δουλείας ἐλευθέρων εἰς πῦρ δούλων δεσποτείας ἂν ἐμπεπτωκὼς εἴη, ἀντὶ τῆς πολλῆς ἐκείνης καὶ ἀκαίρου ἐλευθερίας τὴν χαλεπωτάτην τε καὶ πικροτάτην δούλων δουλείαν μεταμπισχόμενος.


καὶ μάλα, ἔφη, ταῦτα οὕτω γίγνεται.


τί οὖν; εἶπον: οὐκ ἐμμελῶς ἡμῖν εἰρήσεται, ἐὰν φῶμεν ἱκανῶς διεληλυθέναι ὡς μεταβαίνει τυραννὶς ἐκ δημοκρατίας, γενομένη τε οἵα ἐστίν;


πάνυ μὲν οὖν ἱκανῶς, ἔφη.

Государство

Книга восьмая

543а Сократ: «Очень хорошо. Итак, Главкон, мы согласны, что государство, которое должно достичь вершины хорошего управления, должно иметь общность жен и детей и всестороннее образование, а также что занятия мужчин и женщин должны быть одинаковыми в мир и на войне, и что правителями или королями над ними должны быть те, кто лучше всего проявил себя как в войне, так и в философии. «Мы согласны», – сказал он. «И далее мы предоставили это, 543b, что, когда правители вступят в должность, они будут проводить этих солдат и селить их в жилищах, таких как мы описали, которые не имеют ничего личного ни для кого, но являются общими для всех, и в дополнение к таким жилищам мы согласились, если помните, каков должен быть характер их имущества. «Да, я помню, – сказал он, – что мы считали правильным, чтобы ни у кого из них не было ничего, чем обладают сейчас простые люди, но чтобы, будучи как бы спортсменами 543с войны и стражами, они должны были получать от остальные ежегодно платят за свою опеку свое ежегодное содержание и посвящают все свое внимание заботе о себе и государстве. «Правильно», – сказал я. «Но теперь, когда мы закончили эту тему, давайте вспомним точку, с которой мы вступили в отступление, которое привело нас сюда, чтобы мы могли снова продолжить наш путь тем же путем. «Это легко», сказал он; «ибо в то время, почти точно так же, как и теперь, предполагая, что вы закончили описание города, вы собирались сказать, что вы предполагали такой город 543d, как вы тогда описали, и соответствующий тип человека, как хороший , и это тоже, хотя, как оказалось, у вас был еще более прекрасный город и тип человека, о котором можно было бы рассказать; 544а, но в любом случае вы говорили, что остальные – отклонения, если этот город прав. Что же касается других конституций, то, насколько я помню, вы говорили, что существует четыре вида, о которых стоит говорить и наблюдать за их недостатками, а также за соответствующими типами людей, чтобы, когда мы их всех увидели и пришли к соглашению о лучших и худших человек, мы могли бы определить, является ли лучший из самых счастливых, а худший из самых несчастных, или же все наоборот. И когда я спросил, какие четыре конституции вы имеете в виду, тогда вмешались Полемарх и Адеймант, и именно так вы снова возобновили дискуссию и довели до этой точки. «У вас самая точная память», – сказал я. «Тогда во второй раз, как в борцовском поединке, предложите мне тот же прием, и когда я повторю свой вопрос, постарайтесь сказать мне, что вы тогда собирались сказать. «Я сделаю это, если смогу», – сказал я. «И действительно, – сказал он, – мне самому не терпится услышать, какие четыре формы правления вы имели в виду. 544c «В этом не будет никакого затруднения», – сказал я. «Ибо я имею в виду именно те, которые имеют имена в общем употреблении: то, что многие хвалили, ваше критское и спартанское строение; и второй по месту и почету, то, что называется олигархией, конституцией, изобилующей многими бедами, и ее последующим аналогом и противником, демократией; а затем превосходящая их всех благородная тирания, четвертая и последняя болезнь государства. 544d Можете ли вы назвать какой-либо другой тип правления, я имею в виду любой другой, представляющий собой отдельный вид? Ибо, без сомнения, существуют наследственные княжества, купленные царства и подобные промежуточные конституции, которые можно было найти у варваров в даже большем количестве, чем у греков. «Конечно, сообщается о многих странных явлениях», – сказал он. «Знаете ли вы, – сказал я, – что среди людей должно быть столько типов характеров, сколько существует форм правления? Или вы полагаете, что конституции возникают из пресловутого дуба или скалы, а не из характеров граждан, которые, так сказать, своей силой и весом на весах влекут за собой другие вещи? «Они не могли прийти из какого-либо другого источника», – сказал он. «Тогда, если форм правления пять, то и моделей индивидуальных душ также должно быть пять. " "Конечно. «Теперь мы уже описали человека, соответствующего аристократии или правительству лучших, которого мы считаем истинно хорошим и справедливым человеком. 545а «У нас есть. «Не должны ли мы затем, после этого, рассмотреть низшие типы: человека сварливого и жаждущего чести, соответствующего лаконской конституции, и олигархического человека, в свою очередь, и демократического человека, и тирана, чтобы После наблюдения самого несправедливого из всех мы можем противопоставить его самому справедливому и завершить наше исследование относительно отношения чистой справедливости и чистой несправедливости по отношению к счастью и несчастью обладателя, чтобы мы могли либо следовать совету Фрасимаха и добиваться несправедливости 545b, либо настоящему аргументу и добиваться справедливости? «Конечно, – сказал он, – это то, что мы должны сделать. «Неужели мы, как мы начали с рассмотрения моральных качеств в государствах перед отдельными людьми, как там более проявляющихся, так и теперь рассмотрим сначала конституцию, основанную на чести? Я не знаю какого-либо специального названия для его использования. Мы должны назвать это либо тимократией, либо тимархией. И тогда в связи с этим 545с мы рассмотрим человека этого типа, а затем олигархию и олигарха, и снова, устремив взор на демократию, мы будем созерцать демократического человека: и, в-четвертых, придя в город, управляемый тираном и наблюдая за ним, мы, в свою очередь, заглянем в тираническую душу и таким образом постараемся стать компетентными судьями в стоящем перед нами вопросе. «Это был бы, по крайней мере, систематический и последовательный способ проведения наблюдения и принятия решений», – сказал он. «Ну-ка, – сказал я, – попробуем сказать, каким образом из аристократии могла бы возникнуть тимократия. 545d Или это простое и неизменное правило, согласно которому в любой форме правления революция начинается с самого правящего класса, когда в нем возникают разногласия, но пока он находится в единстве с самим собой, каким бы малым оно ни было, новшество является невозможный? «Да, это так. «Как же же, Главкон, – сказал я, – возникнут волнения в нашем городе, и как наши помощники и правители рассорятся и будут в ладах между собой и между собой? Должны ли мы, как Гомер, призвать Муз рассказать, «как фракция впервые напала на них» 545e, и сказать, что эти богини, играя с нами и дразня нас, как если бы мы были детьми, обращаются к нам в высоком, пародийно-серьезном трагическом стиле? 546а «Как? «Примерно в этом духе. По правде говоря, государству, устроенному таким образом, тяжело поколебаться и поколебаться; но так как всему возникшему назначена гибель, то и такая ткань, как эта, не устоит навеки, но непременно разрушится, и таков способ ее растворения. Не только для растений, растущих из земли, но и для животных, живущих на ней, существует цикл вынашивания и бесплодия для души и тела так часто, как вращение их орбит совершает полный круг, краткими курсами для недолговечных и противоположное для противоположного; но законы благополучного рождения или бесплодия для вашей расы, 546b люди, которых вы вырастили, чтобы они были вашими правителями, несмотря на всю свою мудрость, не смогут установить их с помощью рассуждений, соединенных с ощущениями, но они избегут их, и наступит время, когда они рожать детей не вовремя. Для божественных зачатий существует период, охватываемый совершенным числом, а для смертных – первым, в течение которого преобладающие и господствующие увеличения, когда они достигают трех расстояний и четырех пределов ассимилирования и ассимиляции, увеличения и убывания, делают все вещи обратимы и соизмеримы 546c друг с другом, при этом базальные четыре трети, соединенные с пемпадом, при третьем увеличении дают две гармонии, одна из которых представляет собой произведение равных факторов, взятых сто раз, другая равной длины в одну сторону, но продолговатую, – одно измерение ста чисел, определяемое рациональные диаметры пемпада, не имеющего одного в каждом случае, или иррационального, лишенного двух; другое измерение ста кубов триады. И все это геометрическое число является определяющим для лучших и худших рождений. 546d И когда ваши опекуны, упустив это, соберут невест и женихов несвоевременно, потомство не будет ни благородным, ни удачливым. Из таких потомков предыдущее поколение, конечно, установит лучших на должности, но все же эти, будучи недостойными и вступив в свою очередь во власть своих отцов, сначала как опекуны начнут пренебрегать нами, обращая слишком мало внимания. к музыке, а затем к гимнастике, чтобы наши юноши деградировали в своей культуре; и избранные из них 546е правители не окажутся весьма эффективными стражами для испытания 547а Гесиодовой и нашей рас золота, серебра, бронзы и железа. И это смешение железа с серебром и бронзы с золотом порождает непохожесть и негармоничную неравномерность, вещи, которые всегда порождают войну и вражду, где бы они ни возникали. «Посмотрите, вы принадлежите к этой линии», – мы должны утверждать, что разногласия будут существовать, где бы они ни происходили и всегда. «И справедливо, – сказал он, – мы подтвердим, что музы отвечают. «Они должны быть нужны, – сказал я, – поскольку они Музы. 547b «Ну, тогда, – сказал он, – что же скажут музы дальше? «Когда возникла ссора, – сказал я, – две группы тянули друг против друга, железная и медная к зарабатыванию денег и приобретению земли и домов, золота и серебра, а две другие, золотая и серебряная, не будучи бедными, но по природе богатыми душой, старались вернуть их к добродетели и их первоначальному устройству и, таким образом, борясь и борясь друг с другом, пошли на компромисс в плане распределения и взятия себе земли и дома, 547c порабощая и подчиняя в качестве периоеков и крепостных своих прежних друзей и сторонников, свободу которых они были хранителями, и занимаясь войной и следя за этими подданными. «Я думаю, – сказал он, – что это отправная точка трансформации. «Не будет ли это государственное устройство, – сказал я, – чем-то вроде промежуточного между аристократией и олигархией? " "Во всех смыслах. «В результате этого изменения и возникнет оно. Но после изменения 547d каков будет его образ жизни? Разве не очевидно, что в чем-то оно будет подражать предшествующему государственному устройству, в чем-то – олигархии, поскольку оно является промежуточным, и что оно также будет иметь некоторые свойства, свойственные ему самому? «Это так», – сказал он. «Затем, почитая своих правителей и воздерживаясь от занятий сельским хозяйством, ремеслом и зарабатыванием денег в целом, класс воинов и в обеспечении общих общественных столов, и в преданности физической подготовке, и в мастерстве в военных играх и состязаниях – во всех этих чертах оно будет копировать предыдущее состояние? " "Да. «Но в своем страхе 547е допустить к должности умных людей, так как люди такого рода у него уже не простые и энергичные, а смешанного типа, и в своем склонении скорее к более резвому и простодушному типу, кто лучше подходит для войны 548а, чем для мира, и в уважении военных хитростей и ухищрений и занятии войной большую часть времени – в этом отношении по большей части ее качества будут свойственны ей самой? " "Да. «Такие люди, – сказал я, – будут жаждать богатства, как люди в олигархии, и будут питать яростную тайную жажду золота и серебра, владеть складами и частными сокровищницами, где они смогут их спрятать, а также оградами. своих домов, буквально частных любовных гнездышек, в которых они могут расточать свое богатство своим женщинам 548b и всем, кому они понравятся, с большими расходами. «Совершенно верно», – сказал он. «И не будут ли они скупы на деньги, так как ценят их и не имеют права владеть ими открыто, расточая чужое богатство из-за своих аппетитов, наслаждаясь удовольствиями тайно и убегая от закона, как мальчики от отца, ведь они воспитаны не уговорами, а силой из-за пренебрежения истинной Музой, спутницей дискуссии и философии, 548в и из-за предпочтения гимнастики музыке? «Вы прекрасно описываете, – сказал он, – государственное устройство, которое представляет собой смесь добра и зла. «Да ведь стихи смешались, – сказал я, – но самая заметная черта в ней только одна, вследствие преобладания резвого элемента, а именно сварливость и корыстолюбие. «Да, очень», – сказал он. «Таковы были бы происхождение и природа этого государственного устройства, если бы мы могли просто обрисовать фигуру 548d конституции словами, а не разрабатывать ее точно, поскольку даже наброска будет достаточно, чтобы показать нам самый справедливый и самый несправедливый тип человека, и было бы невыполнимой задачей изложить все формы правления, не упуская ни одной, всех обычаев и качеств людей. «Совершенно верно», – сказал он. «Что же тогда представляет собой человек, соответствующий этой конституции? Каково его происхождение и какова его природа? «Мне кажется, – сказал Адеймант, – что в плане спорности он довольно близок к Главкону здесь, 548e. «Возможно, – сказал я, – в этом, но я не думаю, что их природа идентична в следующих отношениях. " "В чем? «Он должен будет быть несколько своевольным и бескультурным, но все же любителем музыки и любящим слушать разговоры и речи, хотя сам отнюдь не ритор; 549а и к рабам такой был бы суров, не презирая их, как это делают действительно образованные люди, но был бы мягок со свободнорожденными и весьма покорен чиновникам, любитель должности и чести, не основывая свои претензии на должность на способности говорить или что-то в этом роде, а на своих подвигах на войне или подготовке к войне, и он будет поклонником гимнастики и охоты. «Да, – сказал он, – таков дух этого государства. «И не был бы такой человек 549б пренебрегать богатством и в юности своей, но чем старше он становился, тем больше любил бы его по причине своего участия в сребролюбивой природе и потому, что его добродетель не искренна и не чиста, так как в ней недостает лучший опекун? «Какой страж? – сказал Адеймант. «Разум», – сказал я, – «смешан с культурой, которая является единственным хранителем добродетели на протяжении всей жизни в душе, которая ею обладает. «Хорошо сказано», – ответил он. «Это характер, – сказал я, – тимократического юноши, напоминающий город, носящий его имя. " "Во всех смыслах. 549c «Его происхождение примерно такое: иногда он – молодой сын хорошего отца, который живет в плохо управляемом государстве, избегает почестей, должностей, судебных исков и всего такого назойливости и готов отказаться от чего-то из своих прав. чтобы избежать неприятностей. «Как он возникает? " он сказал. «Почему, когда, во-первых, – сказал я, – он слышит, как его мать жалуется 549d, что ее муж не из правителей и по этой причине ею пренебрегают среди других женщин, и когда она видит, что ее муж не очень озабочен деньгами, не дерется и не скандалит в частных судебных процессах и на публичных собраниях, но относится ко всем подобным вещам легкомысленно, и когда она замечает, что он погружен в свои мысли и не слишком уважает ее и не пренебрегает ею, и, как следствие, на все это сетует и говорит мальчику, что его отец слишком нерадивый и никакой человек, со всеми прочими жалобами 549е, с которыми в таких случаях пилят женщины. «Действительно много, – сказал Адеймант, – и по роду своему. «Значит, вы знаете, – сказал я, – что даже домашние рабы таких людей, если они верны и дружелюбны, в частном порядке говорят то же самое сыновьям, и если они наблюдают за должником или кем-либо другим преступника, которого отец не преследует, они призывают мальчика наказать всех таковых, когда он вырастет и докажет, что он более мужчина, чем его отец, и когда мальчик выходит на улицу, он слышит и видит то же самое. О людях, которые занимаются своими делами в городе, говорят как о простаках, и к ним относятся с пренебрежением, тогда как вмешивающихся в дела других людей почитают и хвалят. Тогда юноша, слыша и видя такие вещи, а с другой стороны, слушая слова своего отца и внимательно наблюдая за его занятиями в отличие от занятий других людей, уговаривается обоими, его отец 550b поливает и способствуя росту разумного начала в его душе, а также в других, страстных и страстных; и так как он по природе не злой, но впал в дурные связи, под этими двумя ходатайствами он приходит к компромиссу и обращает управление в своей душе к промежуточному началу честолюбия и высокого духа и становится человеком надменным душой и жаждущим чести. «Вы, я думаю, наиболее точно описали его происхождение. 550c «Тогда, – сказал я, – у нас есть второе государство и второй тип человека. «У нас есть», сказал он. «Неужели мы тогда, как Эсхил: сказали бы: «расскажи о другом воине перед другими воротами», или, вернее, в соответствии с нашим планом, сначала о городе? «Во что бы то ни стало», сказал он. «Я считаю, что следующей формой правления будет олигархия. «А какой режим, – сказал он, – вы понимаете под олигархией? «Это основано на имущественном цензе, – сказал я, – при котором богатые занимают должность 550 пенсов, а бедняки исключаются. «Я понимаю», сказал он. «Тогда не следует ли прежде всего говорить о том, как демократия переходит в это? " "Да. «И действительно, – сказал я, – характер этой перемены ясен даже пресловутому слепому. " "Как же так? «Та сокровищница, которой владеет каждый, наполненная золотом, разрушает это государство; ибо сначала они выдумывают себе способы расходования и извращают с этой целью законы, 550е и ни они, ни их жены не подчиняются им. «Это вполне вероятно», – сказал он. «И затем, насколько я понимаю, наблюдая и подражая друг другу, они приводят большинство из них к такому образу мышления. «Это вполне вероятно», – сказал он. «И поэтому, с течением времени, и они продвигаются в погоне за богатством, чем больше они почитают это, тем меньше они чтят добродетель. Не может ли противостояние богатства и добродетели быть понято так, как если бы каждое из них лежало на чаше весов, склоняющихся в противоположные стороны? «Да, действительно», – сказал он. «Итак, когда в государстве почитается богатство и богатые, то добродетель и добро менее почитаются. " "Очевидно. «И то, что люди во всякое время почитают, они практикуют, а то, что не почитается, пренебрегают. " "Это так. «Таким образом, наконец, из любителей победы и любителей чести они становятся любителями корысти и денег, и они хвалят и восхищаются богатым человеком и ставят его на должность, но презирают человека, который беден. «Совершенно так. «И разве не тогда они принимают закон 551б, определяющий границы олигархического государства, предписывающий сумму денег, большую сумму там, где это больше олигархия, где она меньше, и меньшую, и провозглашая, что ни один человек Должно ли занимать должность чье имущество не соответствует требуемой оценке? И этот закон они либо проводят силой оружия, либо, не прибегая к нему, создают свое правительство путем террора. Разве не так? " "Это. «Тогда можно сказать, что истеблишмент устроен таким образом. «Да, – сказал он, – но каков характер этой конституции и каковы ее недостатки, о которых мы говорили? «Для начала, – сказал я, – рассмотрим природу ее конститутивного и определяющего принципа. Предположим, люди будут назначать лоцманов на корабли таким образом, по имущественному цензу, и не позволять бедному человеку ориентироваться, даже если бы он был лучшим пилотом. «Печальное путешествие им придется совершить», – сказал он. «А разве то же самое не относится и к любой другой форме правления? " "Я так думаю. «Кроме города, – сказал я, – или это справедливо и для города? «Прежде всего, – сказал он, – тем более, что это величайшее и самое трудное правило из всех. 551d «Значит, вот один очень большой недостаток олигархии. «Так кажется. «Ну, а это поменьше? " "Что? «Что такой город по необходимости должен быть не один, а два: город богатых и город бедных, живущих вместе и всегда замышляющих друг против друга. «Нет, клянусь Зевсом, – сказал он, – он ничуть не меньше. «Не можем мы, далее, одобрить и это – вероятность того, что они не смогут вести войну, по причине необходимости либо вооружать и использовать массу, 551е и бояться их больше, чем врага, либо же, если они не используйте их, оказавшись на поле битвы, действительно олигархами и правителями немногих. И к этому надо добавить их нежелание жертвовать деньги, потому что они любители денег. «Нет, действительно, это не достойно восхищения. «А как же та черта, к которой мы давно придрались, – к тому, что в таком государстве граждане – это хлопоты и мастера на все руки, фермеры, 552а финансисты и солдаты – все в одном лице? Вы думаете, это правильно? «Ни в коем случае. «Подумайте теперь, не является ли это государство первым, допускающим то, что является величайшим из всех подобных зол. " "Что? «Позволение человеку продать все свое имущество, которое разрешено приобрести другому, и после продажи его продолжать жить в городе, но не являясь его частью, ни стяжателем, ни ремесленником, ни рыцарь и не пехотинец, а классифицируется только как нищий и иждивенец. 552b «Это первое», – сказал он. «В олигархических государствах такого рода запрета, конечно, нет. В противном случае некоторые из их граждан не были бы чрезмерно богатыми, а другие – нищими. " "Верно. «Но обратите внимание на это. Когда такой человек тратил свое богатство, был ли он тогда больше полезен государству в вопросах, о которых мы говорили, или он просто казался принадлежащим к правящему классу, тогда как на самом деле он не был ни правителем, ни помощником в делах, о которых мы говорили? государство, а только потребитель товаров? «Это так», сказал он; «Он только казался, но был всего лишь расточителем. «Скажем ли мы тогда о нем, что как в клетке рождается трутень, вредитель улья, так и такой человек вырастает в своем доме, вредитель государства? «Во что бы то ни стало, Сократ», – сказал он. «И разве Бог, Адеймант, не оставил трутней, которые имеют крылья и летают, без жала, а из здешних трутней, которые путешествуют пешком, он сделал одних безжаленными, а других вооружил ужасными жалами? И из бесжалых, наконец, рождаются нищие в старости, 552d, а из снабженных жалом всех, которые называются злодеями? «Совершенно верно», – сказал он. «Тогда ясно, – сказал я, – «Что где бы вы ни увидели в городе нищих, где-то поблизости найдутся скрытые воры, карманники, грабители храмов и подобные им преступники. «Очевидно», сказал он. «Ну что, в олигархических городах вы не видите нищих? «Почти все таковы, – сказал он, – кроме правящего класса. «Не должны ли мы тогда предположить, что в 552е есть и множество преступников, снабженных жалами, которых правители своим надзором насильно удерживают? «Мы должны так думать», – сказал он. «И не скажем ли мы, что наличие таких граждан есть результат неполноценной культуры, дурного воспитания и неправильной конституции государства? " "Мы будем. «Ну, во всяком случае, таков был бы характер олигархического государства, и это, а может быть, даже больше, пороки, которые его поражают. «Почти вот это», – сказал он. 553а «Тогда, – сказал я, – будем считать отмененной конституцию, называемую олигархией, правители которой определяются имущественным цензом. А затем мы должны рассмотреть человека, который подобен ему, – как он возникает и каков после этого его характер. «Совершенно так», – сказал он. «Разве переход от этой тимократической молодежи к олигархическому типу не происходит главным образом по этой причине? " "Как? «Когда сын, рожденный от тимократического человека, сначала подражает своему отцу и идет по его стопам, а затем видит, что он внезапно разбивается, как корабль на риф, о государство и приводит к полному крушению как свое имущество, так и самого себя. возможно, он был генералом или занимал какую-то другую важную должность, а затем озорные подхалимы затащили его в суд и казнили, или изгнали, или объявили вне закона, и он потерял все свое имущество… – Вполне вероятно, – сказал он. «И сын, друг мой, увидев и претерпев все это и потеряв свое имущество, робеет, я думаю, и тотчас же сбрасывает с трона своего 553c этот принцип чести и этого высокого духа и смиряется перед бедность обращается к добыванию денег, и жадно и скупо, мало-помалу бережливостью и упорным трудом собирает имущество. Не думаете ли вы, что такой человек затем установит на этом троне принцип аппетита и скупости и воздвигнет его как великого царя в своей душе, украшенного тиарами и золотыми ошейниками и опоясанного персидским мечом? «Да», сказал он. «И под этим господством он заставит разумные и высокомерные принципы смиренно преклоняться направо и налево, как рабы, и позволит одним рассчитывать и рассматривать только способы заработать больше денег из малого, а другим восхищаться и чтить только богатство и богатых людей, и гордиться ничем, кроме обладания богатством и всем, что способствует этому? «Нет другого столь быстрого и уверенного превращения амбициозного юноши в скупого типа. 553е «Так это наш олигархический мужик? – сказал я. – Во всяком случае, он вырос из человека, напоминающего конституцию, из которой возникла олигархия. 554а «Посмотрим же, будет ли у него подобный характер. " "Покажи нам. «Разве он не походил бы на него, прежде всего, в том, что ценил богатство превыше всего? «Неизбежно. «А еще тем, что он был бережлив и трудолюбив, удовлетворял только свои необходимые аппетиты и желания и не предусматривал расходов на другие вещи, но подавлял другие свои аппетиты как суетные и невыгодные? " "Во всех смыслах. «Он был бы жалким типом, – сказал я, – ищущим излишка прибыли во всем, 554b и накопителем, тип, который одобряет толпа. Разве не таков был бы характер человека, соответствующего такому государственному устройству? «Я, конечно, так думаю», – сказал он. «Собственность, во всяком случае, является вещью, наиболее почитаемой этим государством и таким человеком. «Это, я так понимаю, – сказал я, – потому, что он никогда не обращал своих мыслей к истинной культуре. «Я думаю, что нет, – сказал он, – иначе он не сделал бы слепым одного руководителя своего хора и первого по чести. «Хорошо сказано», – ответил я. «Но подумайте вот о чем. Не скажем ли, что вследствие этой бескультурности в нем возникают аппетиты трутня, одни нищие, другие подлые, но которые насильно сдерживаются его общей самонаблюденностью и самообладанием? «Мы действительно это сделаем», сказал он. «Знаете ли вы, – сказал я, – на что нужно смотреть, чтобы распознать подлости таких людей? " "К чему? " он сказал. «За опеку над сиротами и любые подобные возможности безнаказанно творить несправедливость. " "Истинный. «И разве из этого не видно, что в других делах, где он пользуется репутацией кажущегося справедливого человека, он каким-то лучшим элементом в себе 554d насильно подавляет другие злые желания, обитающие внутри, не убеждая их, что «лучше» не укрощал их разумом, но принуждением и страхом, вообще трепеща за свое имущество. «Совершенно так», – сказал он. «Да, клянусь Зевсом, – сказал я, – друг мой. В большинстве из них, когда есть возможность потратить чужие деньги, вы обнаружите наличие трутневого аппетита. «Наиболее решительно. «Такой человек, стало быть, не был бы свободен от внутренних разногласий. На самом деле он был бы не один, а в каком-то смысле двойной человек. Однако по большей части 554e его лучшие желания одерживали верх над худшими. " "Это так. «И по этой причине, я полагаю, такой человек был бы приличнее, порядочнее, чем многие другие; но истинная добродетель души, находящейся в унисон и гармонии с самой собой, ускользнет от него и останется вдали. " "Я так думаю. «И опять же, бережливый скупой человек был бы слабым конкурентом лично 555а в городе за какой-либо приз за победу или в каком-либо другом почетном соревновании. Он не желает тратить деньги на славу и такого рода соперничество и, боясь пробудить свои расточительные желания и призвать их в союз для достижения победы, борется истинно олигархически, используя небольшую часть своих ресурсов, и терпит поражение. большей частью и – оказывается богатым! «Да, действительно», сказал он. «Есть ли у нас еще какие-либо сомнения в том, что Я сказал: «А что касается соответствия и сходства между бережливым и зарабатывающим деньги человеком 555б и олигархическим государством? «Нет», – сказал он. «Похоже, что теперь мы должны рассмотреть происхождение и природу демократии, чтобы затем изучить характер этого типа человека и поставить его рядом с другими для нашего суждения. «По крайней мере, это была бы последовательная процедура. «Тогда, – сказал я, – не происходит ли переход от олигархии к демократии примерно таким же образом – ненасытной жадностью к тому, что она ставит перед собой как благо, к достижению величайшего возможного богатства? 555c «Каким образом? «Почему, поскольку ее правители обязаны своими должностями своему богатству, они не желают запрещать законом блудным расточителям, возникающим среди молодежи, тратить и растрачивать свое имущество. Их цель состоит в том, чтобы, одалживая деньги под собственность таких людей и выкупая ее, стать еще богаче и уважаемее. " "Во всех смыслах. «И не становится ли сразу очевидным в государстве, что это почитание богатства несовместимо с трезвым и умеренным гражданством, 555d, но что тот или иной из этих двух идеалов неизбежно пренебрегается. «Это довольно ясно», сказал он. «И такая небрежность и поощрение распущенности в олигархиях нередко доводили до нищеты людей весьма благородного качества. «Конечно, так оно и было. «И вот они сидят, я полагаю, в городе, снабженные жалами, то есть оружием, одни обременены долгами, другие лишены избирательных прав, третьи оба ненавидят и строят заговоры против приобретателей их имений и остальных граждан, 555e и жаждущий революции. «Это так. «А эти делатели денег с опущенными головами, притворяющиеся, что даже не видят их, но вставляющие жало своих денег в любого из остальных, кто не сопротивляется, и собирающие с них в проценты как бы многообразное потомство родительская сумма, 556a, способствует развитию трутней и нищих в государстве. «Они действительно умножают это», – сказал он. «И они не желают погасить разгорающееся пламя зла ни посредством закона, запрещающего человеку поступать со своим имуществом так, как он хочет, ни таким образом, посредством второго закона, который устраняет такие злоупотребления. «Какой закон? «Закон, который является лучшим и заставляет граждан обращать внимание на добродетель. Ибо если бы закон предписывал, что большинство добровольных контрактов должно осуществляться на риск подрядчика, 556b погоня за богатством была бы менее бесстыдной в государстве и там вырастало бы меньше тех зол, о которых мы только что говорили. «Гораздо меньше», – сказал он. «Но как бы то ни было, и по всем этим причинам, именно в такое бедственное положение правители государства доводят своих подданных, а что касается самих себя и своих потомков, разве они не заставляют молодых избалованных распутников отвращаться к физическому труду?» и разум, 556c и слишком мягкий, чтобы противостоять удовольствиям и боли, и просто бездельники? " "Конечно. «И не закрепят ли они за собой привычку пренебрегать всем, кроме зарабатывания денег, и столь же полное равнодушие к добродетели, какое демонстрируют нищие? «Мало их волнует. «И когда при таких условиях правители и подданные собираются вместе в походе, в путешествии или в каком-либо другом общем деле, либо на религиозном празднике, либо в походе, либо как товарищи по кораблю или сослуживцы, 556d или, для если уж в настоящем бою и наблюдать друг за другом, то богатые нисколько не презирают бедных, а наоборот, не думаете ли вы, что часто случается, что когда в бою стоит тощий, жилистый, загорелый нищий? рядом с богатым человеком, выросшим в тени и отягощенным излишним мясом, и видит его задыхающимся и беспомощным, – не думаете ли вы, что он подумает, что такие люди сохраняют свое богатство благодаря трусости бедняков, и что, когда последние собираются вместе в рядовой, 556e один передаст другому слово: «наши люди ни на что не годятся»? «Нет, я очень хорошо знаю, что они делают», сказал он. «И как нездоровому телу достаточно лишь незначительного побуждения извне, чтобы впасть в болезнь, а иногда и без того весь человек есть одна внутренняя война, так и соответствующему типу состояния не нужен лишь легкий повод, одна сторона, привлекающая союзников из олигархического государства, или другая из демократического, чтобы заболеть и вести войну сама с собой, а иногда даже 557а, независимо от какого-либо внешнего импульса, возникает фракция? «Наиболее решительно. «А демократия, я полагаю, возникает тогда, когда бедняки, одержав победу, казнят некоторых представителей другой партии, изгоняют других, а остальным гражданам предоставляют равную долю как в гражданстве, так и в должностях – и по большей части эти должности распределяются по жребию. «Да, – сказал он, – это конституция демократии, независимо от того, установлена ли она силой оружия или терроризмом, приводящим к выходу одной из партий. «Каков же тогда, – сказал я, – образ их жизни и каково качество такой конституции? Ибо ясно, что человек такого качества окажется человеком демократического сорта. «Это ясно», сказал он. «Во-первых, разве они не бесплатны? и разве город не полон свободы и свободы слова? и разве каждый человек не имеет права поступать так, как ему хочется? «Так сказано», – ответил он. «А там, где есть такая вольность, очевидно, что каждый устроит себе план прожить свою жизнь так, как ему нравится. " "Очевидный. «Значит, в этом государстве больше, чем в каком-либо другом, возникли бы все виды и состояния людей? " "Конечно. «Возможно, – сказал я, – это самое красивое из государств, как многоцветная одежда, расшитая всевозможными оттенками, так что она, украшенная и разнообразная всеми типами характеров, выглядела бы самой красивой. И, возможно, – сказал я, – многие сочли бы его самым красивым, как мальчики и женщины, когда видят яркие вещи. 557d «Да, действительно», сказал он. «Да, – сказал я, – и это подходящее место, мой добрый друг, в котором искать конституцию. " "Почему так? «Потому что, благодаря этой лицензии, она включает в себя все виды, и кажется вероятным, что всякий, кто желает организовать государство, как мы только что это делали, должен найти путь к демократическому городу и выбрать модель, которая ему нравится, как бы на базаре конституций, и сделав свой выбор, установить свою. «Во всяком случае, – сказал он, – 557e, – он не будет в растерянности в отношении закономерностей. «И свободу от всякого принуждения занимать должности в таком городе, даже если вы имеете право, или снова подчиняться правлению, если только вам не будет угодно, или вести войну, когда остальные воюют, или сохранятьдобивайтесь успеха, когда это делают другие, если только вы не желаете мира; и опять же, свобода, вопреки любому закону, запрещающему вам, тем не менее занимать должности и заседать в составе присяжных, 558а, если вам придет в голову это сделать, не является ли все это на данный момент райским и восхитительным развлечением? «Возможно, – сказал он, – так долго. «А разве смиренность некоторых осужденных преступников не изысканна? Или вы никогда не видели в таком состоянии людей, приговоренных к смерти или изгнанию, которые, тем не менее, остаются и ходят туда-сюда среди людей, и, как будто никто его не видел и не обращал внимания, этот человек проскальзывает и выходит, как призрак ? «Да, многие», – сказал он. «И терпимость к демократии, ее превосходство над всеми нашими строгими требованиями, ее презрение или наши торжественные заявления, сделанные при основании нашего города, о том, что, за исключением случаев трансцендентных природных дарований, никто никогда не сможет стать хорошим человеком, кроме как с детства его пьеса и все его занятия были связаны с вещами справедливыми и хорошими, – как великолепно она попирает все подобные идеалы, не заботясь ни о каких практиках и образе жизни человека, но уважая его, если только он говорит, что он любит людей! «Воистину, это благородное государство! " он сказал. «Эти и родственные этим качества проявит демократия, и это будет, кажется, восхитительная форма правления, анархическая и пестрая, устанавливающая своего рода равенство без разбора как равным, так и неравным! «Да, – сказал он, – это все знают. «Обратите внимание на соответствующий частный характер. Или мы должны сначала, как и в случае с государством, рассмотреть происхождение типа? «Да», сказал он. «Разве не таков же порядок вещей? Нашему бережливому олигарху 558d хотелось бы, чтобы сын был воспитан так же, как его отец. " "Почему нет? «И он тоже будет силой контролировать все свои аппетиты к удовольствиям, которые являются расточителями, а не приобретателями богатства, теми, которые называются ненужными. " "Очевидно. «А чтобы не спорить в темноте, давайте сначала определим различие между необходимыми и ненужными аппетитами? «Давайте сделаем так. «Ну, тогда желания, которые мы не можем отвлечь или подавить, можно по праву назвать необходимыми, 558е, а также и те, удовлетворение которых нам выгодно, не так ли?Ибо наша природа заставляет нас искать их удовлетворения. 559а Разве не так? «Конечно. «Тогда мы будем справедливо использовать слово «необходимые» из них? «Правильно. «А как же те желания, от которых человек мог освободиться дисциплиной с юных лет и присутствие которых в душе не приносит никакой пользы, а в некоторых случаях вредит? Не следует ли нам справедливо назвать все это ненужным? «Действительно. «Давайте выберем пример любого рода, чтобы мы могли понять тип. «Давайте сделаем так. «Разве не было бы необходимым желание есть для поддержания здоровья и физической формы, а также аппетит 559b к простому хлебу и лакомствам? " "Я так думаю. «Аппетит к хлебу необходим в обоих отношениях: в том, что он полезен, и в том, что, если его не будет, мы умрем. " "Да. «А стремление к удовольствиям, поскольку оно способствует фитнесу? " "Во всех смыслах. «И не должны ли мы справедливо объявить ненужным аппетит, который превышает эти и ищет другие виды пищи и от которого исправлением и тренировками с юности можно избавиться в большинстве случаев и который вреден для тела и мешает душевному достижение 559c интеллекта и трезвости? «Нет, совершенно справедливо. «А не можем ли мы назвать одну группу расточительными желаниями, а другую прибыльными, потому что они помогают производству? " "Конечно. «И мы скажем то же самое о сексуальных и других аппетитах? " "Одинаковый. «И разве мы не говорили, что человек, которого мы прозвали дроном, – это человек, изобилующий такими удовольствиями и аппетитами, и которым управляют свои ненужные желания, тогда как тот, кем управляют необходимые аппетиты, – это бережливый олигархический олигарх мужчина? «Да ведь конечно. «Тогда, – сказал я, – мы должны рассказать, как демократический человек развивается из олигархического типа. Я думаю, что обычно это происходит именно так. " "Как? «Когда юноша, воспитанный в нелиберальной и скупой манере, которую мы описывали, вкусит меда трутней и общается со свирепыми и хитрыми существами, которые умеют доставлять удовольствия любого рода, разнообразия и состояния, вот вы должен, несомненно, представить себе начало превращения олигархии в своей душе в демократию. «Совершенно неизбежно», – сказал он. «Не можем ли мы сказать, что точно так же, как революция в городе была вызвана помощью союза извне, пришедшего на поддержку такой же и соответствующей партии в государстве, так и молодежь революционизируется, когда сходная и родственная группа аппетитов извне приходит на помощь одной из сторон его души? «Во что бы то ни стало», сказал он. «И если, я полагаю, на помощь олигархической части его души придет контральянс, будь то со стороны его отца 560а или со стороны других его родственников, которые упрекают и упрекают его, то возникает фракция и противодействие -раздробленность и внутренняя борьба человека с самим собой. " "Конечно. «И иногда, я полагаю, демократический элемент отступает перед олигархическим, некоторые из его аппетитов были уничтожены, а другие изгнаны, и в душе юноши вырастает чувство трепета и благоговения и восстанавливается порядок. «Такое иногда случается», – сказал он. «И иногда, опять же, другой выводок желаний, подобных тем, которые были изгнаны 560b, тайно взращивается, чтобы занять их место из-за незнания отцом истинного образования, и становится многочисленными и сильными. «Да, так принято. «И они тянут и тянут обратно к одним и тем же ассоциациям и в тайном общении порождают множество. " "Да, в самом деле. «И в конце концов, я полагаю, они захватывают цитадель души юноши, находя ее пустой и незанятой учебой, и почетными занятиями, и истинными беседами, которые являются лучшими сторожами 560с и хранителями в умах дорогих им людей. богам. «Самое лучшее», – сказал он. «И тогда ложные и хвастливые слова и мнения поднимаются на высоту, занимают свое место и занимают эту часть такого юноши. «Действительно. «И тогда он возвращается, не так ли, к этим лотофагам и без маскировки живет открыто с ними. И если какая-либо поддержка со стороны его родственников придет к бережливому элементу в его душе, эти хвастливые речи закроют внутри него врата королевской крепости 560d и откажут в допуске к самим вспомогательным силам и не дадут аудиенции, как посланникам, к словам старшие друзья в личной жизни. И они сами одерживают победу в конфликте и, назвав благоговение и трепет «глупостью», выдвинули его, обесчещенного беглеца. А воздержанность они называют «недостатком мужественности» и изгоняют ее с позором, и они учат, что умеренность и упорядоченные траты – это «простоватость» и «нелиберальность», и они объединяются с шайкой невыгодных и вредных аппетитов, чтобы выгнать их за границу. «Действительно. «И когда они опустошили 560e и очистили от всего этого душу юноши, которой они таким образом владели и заняли, и которую они посвящают в эти великолепные и дорогостоящие обряды, они продолжают вести домой из изгнания наглость, анархию и расточительство. и бесстыдство, блистательные в большом хоре сопровождающих и увенчанные гирляндами, и в честь своих похвал они эвфемистически называют дерзость «хорошим воспитанием», распущенность «свободой», расточительность «великолепием», 561а и бесстыдство «мужественным духом». «И не таким ли образом, – сказал я, – происходит в его юности переход от ограничения необходимых желаний в его воспитании к освобождению и освобождению его ненужных и вредных желаний? «Да, ваше описание очень яркое», – сказал он. «Тогда, насколько я понимаю, в последующей жизни такой человек тратит деньги, труд и время не больше на необходимые, чем на ненужные удовольствия. Но если ему посчастливилось, что период бури и стресса длится не слишком долго, и по мере взросления 561б самое сильное смятение внутри него проходит, и он получает обратно часть изгнанных элементов и не отдается совсем себе вторжение других, тогда он устанавливает и поддерживает все свои удовольствия на основе равенства, и так живет, передавая каждому стражу своей души, пока она не насытится, как если бы она вытянула жребий для этой должности, а затем, в свою очередь, к другому, не презирая никого, но одинаково заботясь о всех. «Совершенно так. «И он не принимает и не допускает на гауптвахту слов истины, когда кто-нибудь говорит ему 561с, что одни удовольствия возникают из почетных и добрых желаний, а другие – из низменных, и что мы должны практиковать и уважать один и контролирует и подчиняет других; но он качает головой на все подобные увещевания и утверждает, что все они одинаковы и заслуживают одинакового уважения. «Таково действительно его душевное состояние и его поведение. «И разве он, – сказал я, – тоже не проживает свою жизнь таким образом, изо дня в день потворствуя дневному аппетиту, то попивая вино, отдаваясь похотливому удовольствию флейты и снова пья одну только воду?» и диета; 561d, и то упражнял свое тело, то бездельничал и пренебрегал всем, а в другое время, казалось, занимался философией. И часто он занимается политикой, вскакивает, говорит и делает все, что приходит ему в голову. И если военные люди возбуждают его соперничество, то он устремляется туда, а если люди богатые, то он обращается к этому, и в его существовании нет ни порядка, ни принуждения, но он называет эту свою жизнь жизнью удовольствий, свободы и счастья и 561e придерживается его до конца. «Это идеальное описание, – сказал он, – приверженца равенства. «Я, конечно, думаю, – сказал я, – что он разносторонний человек, наделенный самыми замечательными различиями, и что, как и этот город, он тот самый светлый и разноцветный человек, которого многие мужчины и женщины сочли бы удачливыми в своей жизни, как содержащий в себе наибольшее количество образцов конституций и качеств. «Да, это так», – сказал он. 562a «Можем ли мы тогда определенно утверждать, что такого человека можно причислить к демократии и что он будет правильно назван демократом? «Пусть это будет его место», – сказал он. «А теперь, – сказал я, – нам остается описать самое справедливое государство и самого справедливого человека – тиранию и тирана. «Конечно», сказал он. «Ну, расскажи мне, дорогой друг, как возникает тирания. То, что это результат демократии, совершенно очевидно. «Да, ясно. «Неужели тирания возникает из демократии в некотором смысле так же, как демократия возникает из олигархии? 562б «Как это? «То благо, которое они предлагали себе и которое было причиной установления олигархии, – это было богатство, не так ли? " "Да. «Ну, значит, ненасытная жажда богатства и пренебрежение всем остальным ради наживы были причиной ее гибели. «Правда», сказал он. «И разве жажда демократии к тому, что является ее определением и критерием добра, не разрушает и ее? «Каков, по-вашему, ее критерий? " "Свобода, " Я ответил; «Ибо вы можете услышать, как говорят, что лучше всего управлять этим в демократическом городе 562c, и по этой причине это единственный город, в котором человек свободного духа захочет жить. «Да, – ответил он, – эту поговорку слышишь повсюду. «Тогда, как я собирался заметить, не излишество и жадность этого и пренебрежение всем остальным революционизирует и эту конституцию и подготавливает путь для необходимости диктатуры? " "Как? " он сказал. «Почему, когда демократический город, жаждущий свободы, получает для своих руководителей плохих виночерпиев 562d и опьяняется, слишком много выпивая это несмешанное вино, и тогда, если его так называемые губернаторы не проявляют к нему чрезвычайно мягкости и мягкости и не распределяют его свобода без ограничений наказывает их и обвиняет в том, что они проклятые олигархи. «Да, именно это они и делают», – ответил он. «А тех, кто подчиняется правителям, – сказал я, – оно поносит как добровольных рабов и ничтожных людей, но хвалит и почитает публично и в частном порядке правителей, похожих на подданных, и подданных, подобных правителям. 562e Разве не неизбежно, что в таком состоянии дух свободы должен пойти на все? " "Конечно. «И этот анархический нрав, – сказал я, – друг мой, должен проникнуть в частные дома и, наконец, проникнуть в самих животных. «Что мы под этим подразумеваем? " он сказал. «Почему, – сказал я, – отец обычно старается походить на ребенка и боится своих сыновей, а сын уподобляется отцу и не испытывает ни трепета, ни страха перед своими родителями, 563а, чтобы он мог быть, по-видимому, свободным мужчина. И иностранец-резидент чувствует себя равным гражданину, и гражданин ему, равно как и иностранец. «Да, такие вещи случаются», – сказал он. – Да, – сказал я, – и другие подобные мелочи. Учитель в этом случае боится и заискивает перед учениками, а ученики не обращают внимания ни на учителя, ни на своих надсмотрщиков. И вообще молодые обезьянничают со старшими и соперничают с ними в речах и поступках, тогда как старые, приспосабливаясь к молодым, полны шутливости и любезности, подражая молодым из страха, что их сочтут неприятными и авторитетными. «Во что бы то ни стало», сказал он. «А апогей народной свободы, друг мой, – сказал я, – достигается в таком городе, когда купленные рабы, мужчины и женщины, не менее свободны, чем платившие за них владельцы. И чуть не забыл упомянуть о духе свободы и равноправия в отношении мужчин к женщинам и женщин к мужчинам. 563c «Не должны ли мы тогда, – сказал он, – сказать, используя эсхилову фразу, «все, что приходит нам на ум»? «Конечно, – сказал я, – так и сделаю. Не испытав этого, никто не поверил бы, насколько свободнее в таком городе находятся даже звери, подчиняющиеся людям, чем где-либо еще. Собаки буквально подтверждают поговорку и «становятся такими, как их хозяйки». Точно так же лошади и ослы имеют обыкновение держаться своего пути с предельной свободой и достоинством, натыкаясь на всякого, кто встретится им и кто не отступит в сторону. И поэтому все повсюду просто пронизано духом свободы. 563d «Вы рассказываете мне мой собственный сон», – сказал он; «потому что это часто случается со мной, когда я еду в деревню. «И замечаете ли вы, что совокупность всех этих предметов, когда они поставлены на ноги, такова, что они делают души граждан настолько чувствительными, что они раздражаются при малейшем намеке на рабство и не желают его терпеть? Ибо вы знаете, что они в конце концов не обращают внимания ни на писаные, ни на неписаные законы, 563е, так что нигде над ними не может быть господина. «Я это очень хорошо знаю», – сказал он. «Итак, мой друг, – сказал я, – это тот прекрасный и сильный корень, из которого, по моему мнению, вырастает тирания. «Действительно энергичный», сказал он; «но что дальше? «Та же болезнь, – сказал я, – которая, возникнув в олигархии, разрушила ее, эта более широко распространенная и более жестокая вследствие этой вольности, порабощает демократию. И действительно, любое излишество обычно вызывает соответствующую противоположную реакцию во временах года, 564а в растениях, в телах животных и особенно в политических обществах. «Наверное», – сказал он. «И поэтому вероятным результатом слишком большой свободы является лишь слишком большое рабство личности и государства. «Да, это вероятно. «Вероятно, тогда тирания развивается не из какой-либо другой конституции, кроме демократии – с высоты свободы, я так понимаю, самой жестокой крайности рабства. «Это разумно», сказал он. «Это, однако, я полагаю, был не ваш вопрос, а какая одинаковая болезнь 564б, возникающая как в демократии, так и в олигархии, порабощает ее? «Ты говоришь правду», – ответил он. «Тогда, – сказал я, – я имел в виду класс праздных и расточительных людей, наиболее предприимчивая и энергичная часть которых – лидеры, а менее мужественные – последователи. Мы сравнивали их с дронами, некоторые из которых оснащены жалами, а другие – без жал. «И тоже правильно», – сказал он. «Итак, эти два вида, – сказал я, – когда они возникают в каком-либо состоянии, создают расстройство, подобное тому, которое производят в теле слизь и желчь. 564c И поэтому хороший врач и законодатель должен издалека остерегаться этих двух видов, подобно разумному пчеловоду, прежде всего и главным образом для того, чтобы не допустить их появления, но если они все же возникнут и будут истреблены так быстро, как можно скорее, то клетки и все. «Да, клянусь Зевсом, – сказал он, – непременно. «Тогда давайте поступим так, – сказал я, – чтобы мы могли яснее созерцать нашу цель. " "Как? «Давайте в нашей теории сделаем трёхстороннее деление демократического государства, которое по сути является его структурой. Один такой класс, 564d, как мы описали, вырастает в нем благодаря лицензии не меньше, чем в олигархическом государстве. " "Это так. «Но в этом состоянии оно гораздо более жестокое, чем в том. " "Как же так? «Там, потому что оно не в почете, а держится вне должности, оно не упражняется и не бодрится. Но в условиях демократии это господствующий класс, за редкими исключениями, и самая жестокая его часть произносит речи и ведет дела. а остальные роятся и оседают вокруг трибуны говорящего и продолжают жужжать, а 564e не терпит инакомыслия, так что все, за небольшими исключениями, администрируется этим классом в таком состоянии. «Совершенно так», – сказал он. «И поэтому время от времени появляется или скрывается от толпы другая группа такого рода. " "Какие? " он сказал. «Когда все гонятся за богатством, самые упорядоченные и бережливые натуры по большей части становятся самыми богатыми. «Вполне вероятно. «Тогда они – самый обильный запас меда для трутней, и его легче всего добыть. «Да ведь, – сказал он, – как можно было выжать это из тех, у кого мало? «Класс капиталистов, насколько я понимаю, – это имя, которым они обозначаются, – пастбище трутней. «Почти так», – сказал он. 565а «А третий класс, составляющий «народ», будет включать всех тихих земледельцев своего хозяйства, владеющих малой собственностью. Это самая крупная и влиятельная группа в демократическом обществе, когда она собирается на ассамблею. «Да, так оно и есть, – сказал он, – но оно не часто будет делать это, если только не получит долю меда. «Ну, не всегда ли оно делится, – сказал я, – в той мере, в какой люди во главе находят возможным, раздавая народу то, что они берут от зажиточных, оставлять львиную долю для сами себя? «Да, – сказал он, – в этом смысле он разделяет 565b. «Итак, я полагаю, ограбленные таким образом вынуждены защищаться речами в собрании и любыми действиями, находящимися в их власти. " "Конечно. «И вслед за этим другая партия выдвигает против них обвинение, хотя они могут и не иметь революционных замыслов, что они замышляют заговор против народа, и говорят, что они олигархи. " "Конечно. «И потом, наконец, когда они увидят, что народ не по своей воле, а по недоразумению и введенный в заблуждение клеветниками, пытается его обидеть, почему тогда, хотят они того или нет, они становятся на самом деле олигархами , не по своей воле, но и это зло порождают те трутни, которые их жалят. " "Именно так. «А затем следуют импичменты, приговоры и судебные иски с обеих сторон. " "Да, в самом деле. «И разве не всегда свойственно демосу выдвигать одного человека своим особым защитником и защитником, лелеять и возвеличивать его? " "Да, это. «Итак, ясно, – сказал я 565d, – что когда возникает тиран, он прорастает из корня протектората и ни из чего другого. «Очень просто. «Что же является отправной точкой превращения защитника в тирана? Разве не очевидно, что действия защитника начинают воспроизводить легенду, рассказываемую о святилище Зевса Ликея в Аркадии? " "Что это такое? " он сказал. «История гласит, что тот, кто попробует кусочек человеческих внутренностей, измельченных с внутренностями других жертв 565e, неизбежно превращается в волка. Вы не слышали эту историю? " "У меня есть. «И разве не правда, что подобным же образом и вождь народа, овладев покорной толпой, не удерживает свою руку от пролития родовой крови, но обычными несправедливыми обвинениями приводит гражданина в суд и убивает его, уничтожая человеческую жизнь, причем нечестивым языком и устами, вкусившими родственные кровь, 566а изгоняет и убивает и намекает на отмену долгов и раздел земель – разве не является неизбежным следствием и указом судьбы, что такой человек либо будет убит своими врагами, либо станет тираном и превратится из человека в волка? «Это совершенно неизбежно», – сказал он. «Это он, – сказал я, – который становится лидером фракции против владельцев собственности. " "Да, он. «Не случится ли так, что он будет изгнан в изгнание и, восстановившись наперекор своим врагам, вернется конченным тираном? " "Очевидно. «И если они не смогут 566b изгнать его или добиться его смерти, оклеветав его перед народом, они замышляют тайно убить его. «Такое, конечно, обычно случается», – сказал он. «И вслед за этим те, кто достиг этой стадии, придумывают знаменитое прошение тирана – просить у народа телохранителя, чтобы сделать их город безопасным для друга демократии. 566c «Действительно так», – сказал он. – И люди, я полагаю, соглашаются на это, опасаясь за него, но не заботясь о себе. " "Да, в самом деле. «И когда увидит это человек, имеющий богатство и при своем богатстве репутацию враждебного демократии, то, по словам оракула, доставленного Крезу, «по усыпанному галькой берегу Гермоса Свифта – полет его, он не стоит и не краснеет, чтобы показать белое перо. «Нет, потому что у него никогда не будет второго шанса покраснеть. «А пойманный, я думаю, предается на смерть. «Неизбежно. «И тогда очевидно, что этот защитник не лежит ниц, «могучий с широко раскинутыми конечностями» в гомеровском свержении, но 566d свержение многих других башен в машине государства превратилось из защитника в совершенного и законченного тирана. «Что еще вероятно? " он сказал. «Неужели мы изобразим счастье, – сказал я, – человека и состояния, в котором возникает такое существо? «Непременно давайте опишем это», – сказал он. «Тогда в начале и в первые дни он не улыбается всем людям и не приветствует всех, кого встречает, и не отрицает, что он тиран, 566e и не обещает многого в частном и публичном порядке, и освободив людей от долгов, и раздав земли к людям и своим соратникам он относится ко всем милостиво и мягко? «Обязательно», – сказал он. «Но когда, я полагаю, он примирился с некоторыми из своих изгнанных врагов, а других уничтожил и больше не беспокоит их, то прежде всего он всегда разжигает какую-нибудь войну, чтобы народ мог нуждаться в помощи. лидера. «Это вероятно. 567a «А также, что, обедневшие из-за военных налогов, им, возможно, придется посвятить себя своим повседневным делам и с меньшей вероятностью устроить заговор против него? " "Очевидно. «А если, я полагаю, он подозревает, что существуют свободные духи, которые не потерпят его господства, его дальнейшая цель – найти предлоги для их уничтожения, выставив их перед врагом? Из всех этих мотивов тиран вынужден постоянно провоцировать войны? «Да, он вынужден это сделать. «И не станет ли он таким поведением 567b с большей готовностью навлекать на себя враждебность граждан? " "Конечно. «И не вероятно ли, что некоторые из тех, кто способствовал установлению и теперь разделяет его власть, выражая свое неодобрение ходу событий, будут откровенно говорить с ним и друг с другом – те из них, которые оказались самый храбрый? «Да, это вероятно. «Тогда тиран должен покончить со всем подобным, если он хочет сохранить свое правление, пока он не оставит никого достойного, ни друга, ни врага. " "Очевидно. «Он должен вглядеться, чтобы увидеть, 567c, кто храбр, кто великодушен, кто мудр, кто богат, и его удача такова, что, хочет он того или нет, он должен быть их врагом и заговор против них всех, пока он не очистит город. «Прекрасное очищение», сказал он. «Да, – сказал я, – прямо противоположно тому, что врачи применяют к нашему телу. Ибо в то время как они удаляют худшее и оставляют лучшее, он делает обратное. «Да, очевидно, он должен, – сказал он, – если хочет сохранить свою власть. «Блаженна тогда необходимость, которая связывает его, – сказал я 567d, – которая заставляет его жить по большей части с подлыми товарищами, которые его ненавидят, или же лишиться жизни. «Так оно и есть», – сказал он. «И не будет ли он, чем больше он оскорбляет граждан таким поведением, тем больше нуждаться во все более и более надежных телохранителях? " "Конечно. «Кому же он может доверять и откуда он возьмет их? «Незваные», сказал он, «они полетят к нему в большом количестве, если он предоставит им зарплату. «Дроны, черт возьми, – сказал я, – я думаю, вы снова говорите о 567e, об инопланетной и разношерстной команде. «Вы правильно думаете», – сказал он. «А что насчет домашнего снабжения, разве он не решил бы использовать его? " "Как? «Отняв у граждан их рабов, освободив их и зачислив в свою телохранитель. «Конечно, – сказал он, – поскольку это те, кому он может больше всего доверять. «Поистине, – сказал я, – с вашей точки зрения, этот тиранский бизнес – благословенное дело, если таковы друзья и «доверенные лица» 568а, которых он должен нанимать после уничтожения своих бывших соратников. «Но именно такими он действительно пользуется», – сказал он. «И эти товарищи восхищаются им, – сказал я, – и эти новые граждане – его соратники, в то время как лучшие ненавидят и избегают его. «Почему бы и нет? «Недаром, – сказал я, – трагедия вообще почитается мудрой, а Еврипид выше других трагиков. «Почему, скажи на милость? «Потому что среди других высказываний содержательной мысли он сказал: 568b «Тираны становятся мудрыми, общаясь с мудрыми. Он, очевидно, имел в виду, что эти соратники тирана мудры. «Да, он и другие поэты, – сказал он, – называют власть тирана «подобной Божьей» и восхваляют ее многими другими способами. «Поэтому, – сказал я, – будучи мудрыми, поэты трагедий простят нас и тех, чья политика похожа на нашу, за то, что мы не допустили их в нашу политику, поскольку они воспевают хвалу тирании. «Я думаю, – сказал он, – что тонкие умы среди них простят нас. «Но, путешествуя по другим городам, я думаю, собирая толпы и нанимая прекрасные, громкие, убедительные голоса, они влекут политику к тирании или демократии. " "Да, в самом деле. «И, далее, им за это платят и почитают, главным образом, как и следовало ожидать, тираны, а во вторую очередь демократия. Но чем выше они поднимаются, преодолевая холм конституции, тем больше рушится их честь, 568d, так сказать, от нехватки воздуха они не могут идти дальше. «Совершенно так. «Но это, – сказал я, – отступление. Вернемся к этому справедливому, многочисленному, разнообразному и постоянно меняющемуся телохранителю тирана и расскажем, как его будут поддерживать. «Очевидно, – сказал он, – если в городе есть священные сокровища, он будет тратить их до тех пор, пока они есть, а также имущество тех, кого он уничтожил, тем самым требуя меньших вкладов от населения. 568e «Но что, если эти ресурсы выйдут из строя? «Ясно, – сказал он, – что имение его отца должно будет содержать его и его вассалеров, его товарищей и его подруг. «Я понимаю, – сказал я, – что народу, породившему тирана, придется кормить его и его товарищей. «От этого не уйти», – сказал он. «А что вы скажете, – сказал я, – если народ протестует и говорит, что неправильно, чтобы взрослый сын содержался на содержании отца, а наоборот,

На страницу:
5 из 6