Полная версия
Литература 19 века
Действие романа «Дым» (1867) происходит в основном за границей. Герой его – помещик Григорий Литвинов, молчалив, сдержан. Случай сводит Литвинова с кружком генералов – аристократов, негодующих по поводу реформы 1861 года и мечтающих о возвращении крепостнических порядков, откуда он переходит в кружок Губарева, где пустая болтовня прикрывалась славянофильством и туманными намеками на некую революционную деятельность. Тургенев показал, что вся общественная жизнь России в это время – это «дым», беспрестанно меняющий направления.
Отрывок из романа Тургенева «Отцы и дети»:
«…Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка – муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем… Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»
Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель. Его основные произведения: «Цветы запоздалые», «Драма на охоте», «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Мужики», «В овраге», рассказы, пьесы и др.
В литературу Чехов вошел, прежде всего, как мастер короткого рассказа. В числе самых первых его произведений были пародии, в которых он защищал «большую прозу» от поставщиков низкопробной беллетристики.
Из ранних повестей Чехова наибольший интерес представляют «Цветы запоздалые» (1882) – в основе сюжета произведения – история тайной любви Маруси к Топоркову, его позднее духовное прозрение; повесть «Драма на охоте» (1884) – ее сюжет развивается по правилам детективного романа: неожиданные повороты действия, любовная драма, два убийства и в конце становится известно – кто настоящий преступник.
Повесть «Степь» появилась в печати в 1888 году. Многое из того, что пережил герой повести, мальчик Егорушка, связано с детством самого Чехова. Целая вереница людей проходит перед глазами Егорушки. И только один раз повстречал он счастливого человека; правда, и тот быстро исчезает, оставив тоскливое чувство.
Повесть Чехова «Скучная история» (1889) – повествование ведется от известного профессора-медика. На склоне лет этого человека начинает мучить мысль, что в его жизни не хватает чего-то самого важного. Размышляя об этом в ночные бессонные часы, профессор приходит к горькому выводу: «Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, литературе, учебниках и во всех картинах, которое рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей, или богом живого человека. А коли, нет этого, то значит, нет и ничего».
В 1890 году Чехов совершает поездку на «каторжный» Сахалин. Творческим результатом поездки явились очерки «Из Сибири», книга «Остров Сахалин». Как выразился сам Чехов, все последующие его произведения были «просахалинины».
«Палата №6» (1892) – в начале повести автор сообщает, что больничное здание, флигель, серый забор с гвоздями остриями кверху «имеют тот особый унылый, окаянный вид какой… бывает только у больничных или тюремных построек». В повести сталкиваются представители разных мировоззрений: Иван Дмитриевич Громов, страдающий манией преследования, доктор Рагин, лечащий его, убеждающий своего больного спокойно относиться к своей палате №6 и железные кулаки сторожа Никиты.
Повесть «Мужики» (1897) была написана в Мелихове, в подмосковном его имении. Сюжет повести несложен – заболевший лакей Николай Чигильдеев решает ехать с женой и дочерью в родную деревню. Писатель рисует страшные картины деревенского быта: пьянство, бесконечные ссоры, драки и тяжелый каторжный труд. В тоже время, Чехов сострадает мужикам, так как «в жизни их нет ничего такого, чему нельзя было бы найти оправдания».
Повесть «В овраге» тесно примыкает к «Мужикам» и является продолжением «крестьянского цикла». Действие ее происходит в селе Уклееве, расположенном в овраге. Около него – три дымные фабрики, заражающие все своими отбросами. В этом селе происходят страшные события, в которых виновны и мужчины, и женщины. Одна из героинь повести Липа, возвращаясь из больницы с мертвым ребенком, которого облила кипятком другая невестка, чувствует смертную тоску, мечтает о человеческом сострадании. Один из ее знакомых, мудрый старик Вавила успокаивает ее словами: «Жизнь долгая – будет еще и хорошего, и дурного, всего будет. Велика матушка Россия!.. Я во всей России был и все в ней видел, и ты моему слову верь, милая…»
Новые пути проложил Чехов для развития русской драматургии. В своей пьесе «Безотцовщина, а затем в «Иванове» автор отказывается от деления персонажей на положительных и отрицательных.
Чехов писал: «Современные драматурги начинают свои пьесы исключительно ангелами, подлецами и шутами… Я хотел соригинальничать, не вывел ни одного злодея, ни одного ангела…».
Чехов в своих пьесах затрагивает один мотив – речь идет о старом доме, имении с которым стремятся порвать герои («Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»).
В «Дяде Ване» – все остается по прежнему, дядя Ваня и Соня, будут, как и раньше, работать на профессора Серебрякова; в «Трех сестрах» – рушится мечта героинь уехать в Москву; в «Вишневом саде» у героинь происходит разрыв со старым домом, за которым как бы стоит старый уклад жизни. А в «Чайке» Чехов делает новый шаг – сквозь всю пьесу проходит образ, который символизирует мечту Треплева и Нины Заречной о новом чистом и смелом искусстве, с этим же образом «чайки» связана тема любви.
Большой интерес в творчестве Чехова представляют его рассказы. Персонажи автора всецело принадлежали породившей их действительности: «толстые», «тонкие», «хамелеоны», «господа обыватели», «женихи и папеньки». Все они и не пытаются противопоставить себя окружающей среде – они живут в ней!
В зрелом творческом периоде Чехов становится своеобразным исследователем души человека. «Человек в футляре» – глубоко характерный чеховский образ. «Футляр» становится у Чехова символом всей жизни, «… не запрещенной циркулярно, но не разрешенной вполне».
В своем творчестве А.П.Чехов выступил как преемник и продолжатель лучших реалистических традиций русской литературы. Л. Толстой так сказал о Чехове: «…Чехов – это Пушкин в прозе».
Отрывок из рассказа А.П.Чехова «Шведская спичка»:
«…Тело потянуло в себя со свистом воздух и задвигалось. Дюковский толкнул его локтем. Оно подняло вверх руки, потянулось и приподняло голову.
– Кто это лезет? – спросил охрипший, тяжелый бас. – Тебе что нужно?
Дюковский поднес к лицу неизвестного огарок и вскрикнул. В багровом носе, взъерошенных, нечесаных волосах, в черных, как смоль, усах, из которых один был ухарски закручен и с нахальством глядел вверх на потолок, он узнал корнета Кляузова.
– Вы… Марк… Иваныч?! Не может быть! – Следователь взглянул наверх и замер…
– Это я, да… А это вы, Дюковский! Какого дьявола вам здесь нужно? А там, внизу, что еще за рожа? Батюшки, следователь! Какими судьбами?
Кляузов сбежал вниз и обнял Чубикова. Ольга Петровна шмыгнула в дверь.
– Какими путями? Выпьем, чёрт возьми! Тра-та-ти-то-том… Выпьем! Кто вас привел сюда, однако? Откуда вы узнали, что я здесь? Впрочем, всё равно! Выпьем! Кляузов зажег лампу и налил три рюмки водки.
– То есть, я тебя не понимаю, – сказал следователь, разводя руками. – Ты это или не ты?
– Будет тебе… Мораль читать хочешь? Не трудись! Юноша Дюковский, выпивай свою рюмку! Проведемте ж, друзья-я, эту… Чего смотрите? Пейте!
– Все-таки я не могу понять, – сказал следователь, машинально выпивая водку. – Зачем ты здесь?
– Почему же мне не быть здесь, ежели мне здесь хорошо?..»
Гончаров
Иван Александрович Гончаров (1812-1891). В своих произведениях писатель отображал «что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал…»Его основные произведения: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
Гончаров происходил из купеческой среды, детские годы провел в Симбирске. Гончаров получил образование в Москве – Коммерческое училище, словесный факультет университета. Работал переводчиком в Министерстве финансов. В 1852 году совершил на фрегате «Паллада» кругосветное плавание (фрегату не удалось полностью обойти земной шар). Гончаров был секретарем командира экспедиции адмирала Путятина. Писатель описал это путешествие в книге «Фрегат «Паллада».
Роман «Обыкновенная история» (1847) раскрывает историю перерождения романтика Александра Адуева в преуспевающего карьерного деятеля.
В романе «Обломов» (1859) Гончаров опирался на воспоминания детства, юности и на свои наблюдения в период службы в канцелярии. При всей привлекательности отдельных черт Обломова все же преобладает тенденция осуждения. Произведение содержит глубокие размышления о смысле жизни, о значении любви и дружбы в жизни человека.
Рассматривая роман «Обрыв» надо упомянуть об основном художественном приеме Гончарова – стилистической иронии. Это не тот комизм, который вызывает смех, – ни один из персонажей романа «Обрыв» не смешон. Даже Полина Карповна с ее жеманством, нелепыми нарядами вызывает у читателя скорее жалость. Стилистическая ирония помогает писателю показать пустоту многочисленных фраз, поверхность в кажущейся цельности души.
Как отмечают литературоведы, Гончаров в своих романах не вывел ни одного абсолютно положительного героя, и даже те, к кому писатель относится доброжелательно, не лишены противоречий: Алесандр Адуев и Марк Волохов – их характеры несколько гипертрофированы; Илья Обломов – «слишком» ленив, Андрей Штольц – «слишком» практичен. В этом проявилась и сила реалистического искусства Гончарова.
Отрывок из романа И.А. Гончарова «Обломов»:
«… – Ну, ты слышал историю этого нищего? – сказал Штольц своему приятелю.
–– А что это за Илья Ильич, которого он поминал? – спросил литератор.
–– Обломов: я тебе много раз про него говорил.
–– Да, помню имя: это твой товарищ и друг. Что с ним сталось?
–– Погиб, пропал ни за что.
Штольц вздохнул и задумался.
–– А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!
–– Отчего же? Какая причина?
–– Причина… какая причина! Обломовщина! – сказал Штольц.
–– Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. – Что это такое?
–– Сейчас расскажу тебе, дай собраться с мыслями и памятью. А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится.
И он рассказал ему, что здесь написано…»
Лесков
Николай Семенович Лесков (1831-1895). В своих произведениях писатель раскрыл душу человека. Показал подлинную русскую речь, совершенную музыкальность слова. Его основные произведения: «Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне», «Очарованный странник», «Семейная хроника князей Протозановых», «Железная воля» и др.
Лесков вошел в литературу с огромным запасом жизненных наблюдений, с необычайно яркой писательской манерой. С молодых лет он начал службу чиновником в различных ведомствах. Ему приходилось много ездить по России. Лесков рисовал нравы, характеры, бытовой уклад купечества, духовенства, помещичьей среды, дворовых крестьян.
В 1865 году Лесков напечатал повесть «Леди Макбет Мценского уезда», в которой показал любовь и преступления Катерины Измайловой. Писатель в произведении достиг такой художественной выразительности, такой силы характеров, что его героиня действительно напоминала порочную личность шекспировской трагедии «Макбет». Охваченная страстью к приказчику мужа Сергею, Катерина борется за свое счастье жестокими способами.
В романе «Соборяне» (1872) писатель показывает образ русского праведника – священника Савелия Туберозова. Этим произведением он положил начало целой серии книг об этих людях – повести и рассказы «Очарованный странник», «Не смертельный Голован», «Скоморох Памфалон», «Пугало» и др. «Соборяне» – это целая эпопея жизни провинциальной Руси. Неотразимая сила впечатления, которое производит эта хроника, заключена в личности священника Савелия Туберозова, в его неутомимых нравственных исканиях.
Лесков – автор исторических хроник «Старые годы в селе Плодомасове» (1869), «Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых» (1874). В повествовательном, спокойном тоне автор воспроизводит русскую жизнь 18 века. Своеобразие творческой манеры писателя, проявилось в языке его персонажей: «Вот этот народный, вульгарный и вычурный язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушан у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош…»
Отрывок из произведения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»:
«…Все окаменели от изумления. Катерина Львовна показалась на верху волны и опять нырнула; другая волна вынесла Сонетку.– Багор! бросай багор! – закричали на пароме. Тяжелый багор на длинной веревке взвился и упал в воду. Сонетки опять не стало видно. Через две секунды, быстро уносимая течением от парома, она снова вскинула руками; но в это же время из другой волны почти по пояс поднялась над водою Катерина Львовна, бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе более уже не показались…»
Островский
Александр Николаевич Островский (1823-1886) – великий русский писатель-драматург. Его основные пьесы: «Бешенные деньги», «На всякого мудреца довольно простоты», «волки и овцы», «Таланты и поклонники», «Последняя жертва», «Без вины виноватые» и др.
Отец Островского занимался частной судебной практикой. А.Н. Островский получил хорошее домашнее образование, знал много иностранных языков. Он учился в московской гимназии, затем в Московском университете на юридическом факультете. Работал в судебных учреждениях, что дало ему много материала для будущих пьес.
В 1847 году Островский опубликовал первый набросок будущей комедии «Свои люди – сочтемся!», затем комедию «Картина семейного счастья» и очерк в прозе «Записки замоскворечного жителя».
В 1849 году к нему пришло признание с комедией «Свои люди – сочтемся!» В Островском современники увидели достойного продолжателя дела Н. Гоголя в театре. После этой комедии писатель выпускал по одной, а иногда по три пьесы в год; всего 47 пьес различных жанров – от трагедии до драматических этюдов. Писатель дал русской сцене еще 20 переводных пьес.
Островский изучал жизнь своей эпохи; об этом говорят дневники писателя его поездок по России и особенно материалы многомесячной поездки по верхней Волге (1856). С этого времени волжский ландшафт как поэтический лейтмотив входит во многие пьесы Островского, начиная с «Грозы» и кончая «Бесприданницей».
Литературоведы разделяют творчество Островского на три периода: первый – 1847 – 60, второй – 1860 – 75, третий – 1875 – 86.
В начале первого периода Островский выступает как продолжатель гоголевской традиции («Семейная картина», «Свои люди – сочтемся!», «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами».
В пьесах второго периода тема «волков и овец» продолжает оставаться центральной. В эти годы Островский создает несколько циклов пьес, которые отличаются между собой по материалу, жанровым признакам, композиции.
Интересна серия пьес в жанре «картин из московской жизни: «Праздничный сон – до обеда», «Свои собаки грызутся – чужая не приставай», «Зачем пойдешь, то и найдешь».
К изображению сильных характеров, Островский обращается в цикле исторических хроник, драм и комедий: «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино». Все эти пьесы продолжают традиции пушкинского «Бориса Годунова».
Третий период творчества Островского открывает пьеса «Богатые невесты» (1875), которая входит в серию «печальных комедий». Позже появляются – «Правда – хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Сердце не камень», «Красавец мужчина», «Таланты и поклонники». Все эти пьесы представляют собой как бы главы одного романа, посвященные трагической судьбе женщины. Эти образы написаны Островским в новой для него манере, в тонком психологическом рисунке, овеяны печальной поэзией несбывшейся любви.
Отрывок из пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты»:
«…Глумов. Ничего вы не заметили. Вас возмутил мой дневник. Как он попал к вам в руки – я не знаю. На всякого мудреца довольно простоты. Но знайте, господа, что, пока я был между вами, в вашем обществе, я только тогда и был честен, когда писал этот дневник. И всякий честный человек иначе к вам относиться не может. Вы подняли во мне всю желчь. Чем вы обиделись в моем дневнике? Что вы нашли в нем нового для себя? Вы сами то же постоянно говорите друг про друга, только не в глаза. Если б я сам прочел вам, каждому отдельно, то, что про других писано, вы бы мне аплодировали. Если кто имеет право обижаться, сердиться, выходить из себя, беситься, так это я. Не знаю кто, но кто-нибудь из вас, честных людей, украл мой дневник. Вы у меня разбили все: отняли деньги, отняли репутацию. Вы гоните меня и думаете, что это все – тем дело и кончится. Вы думаете, что я вам прощу. Нет, господа, горько вам достанется. Прощайте! (Уходит.)…»
Фантастические произведения
Вначале девятнадцатого века в русскую литературу вошли фантастические произведения. Так появляются «Двойник, или мои вечера в Малороссии» А.А. Погорельского-Перовского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, «Пестрые сказки» В.Ф. Одоевского, и др. В ряде источников этих произведений не последнее место отводилось древним мифологическим представлениям.
Историю русской фантастической повести принято начинать с сочинений, увидевших свет в 1825 году – повесть А.А. Погорельского «Лафертовская маковница» и повести А. А. Бестужева «Замок Эйзен».
Погорельский
Антоний Погорельский (псевдоним Алексея Алексеевича Перовского) (1787-1836).
А.С. Пушкин писал: «…Что за прелесть бабушкин кот! Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Мурлыкиным…»
Основные произведения А. Погорельского: «Двойник, Или мои вечера в Малороссии», «Монастырка».
А. Погорельский был побочным сыном одного из виднейших представителей екатерининского царствования – графа А.К. Разумовского. Будущий писатель – участник войны 1812 г. В своей литературной деятельности был близок к кругу П. Вяземского, В. Жуковского, А. Пушкина.
Первая повесть Погорельского вышла в свет в 1825 году – «Лафертовская Маковница». Занимательный сюжет, переданный автором колоритный быт московской окраины, яркие характеры персонажей сразу привлекли внимание читателей. Простодушный почтальон Онуфрич, корыстолюбивая его супруга, их красавица-дочь Маша, зловещая колдунья – Машина бабушка, ее черный кот, который неожиданно превратился в титулярного советника жениха Мурлыкина – основные персонажи повести.
В 1828 году был напечатан его цикл повестей «Двойник, или мои вечера в Малороссии». Погорельский оригинально построил книгу: повести объединялись беседой между автором и его «двойником» о таинственных происшествиях, свойствах человеческого ума, страстях и поверьях. Все это перекликалось с произведениями немецких романтиков, особенно с Гофманом. В отличии от этих авторов Погорельский никогда не отрывался от реальной действительности. Фантастика в его произведениях выступала как художественный прием, позволяющий глубже раскрыть жизненный конфликт героев. Автор не случайно ссылается в произведении «Пагубные последствия необузданного воображения» на историю трагической любви юноши к механической кукле. В традициях сентиментализма написана повесть «Изидор и Анюта». Чувствительная ситуация разворачивается на фоне военных событий 1812года.
Погорельский воспитывал своего племянника – будущего писателя и драматурга А.Толстого, для которого написал повесть «Черная курица, или Подземные жители» (1829).
Роман «Монастырка» печатался в «Литературной газете» с 1830 по 1833годы. Многие приключения героев произведения напоминают персонажей семейно-авантюрных сочинений иностранных писателей: история сироты, притесняемой гонителем-опекуном, насильственное похищение девушки, спасающий ее возлюбленный и т. д.
Отрывок из повести А. Погорельского «Черная курица…»:
«…Недель через шесть Алеша, с помощию Божиею, выздоровел, и всё происходившее с ним перед болезнию казалось ему тяжелым сном. Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о черной курице, ни о наказании, которому он подвергся. Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг – которых, впрочем, ему и не задавали…»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.