Полная версия
Чао! Древний Рим
12
Археологические материалы свидетельствуют, что в начале железного века (в 1-й половине 1-го тыс. до н. э.) основными занятиями лигуров были скотоводство и примитивное земледелие. В это время у них появились укреплённые городища, которые постепенно превратились в политические и торгово-ремесленные центры. Особенности погребального обряда лигуров позволяют предположить, что их общественный строй имел характер военной демократии со свойственным для неё усилением примитивной царской власти и укреплением родоплеменной знати. Долгое время у лигуров сохранялась сельская община.
13
К примеру, сладкий вкус мочи мог свидетельствовать о наличии у больного сахарного диабета. Известно, что в Средние века, когда анатомические исследования были редки и патологоанатомическая экспертиза проводилась крайне редко, поэтому урина оставалась одним из немногих доступных инструментов диагностики. Вера в возможность диагностики на основе мочи появилась в конце античности, около 500 года н. э., и оставалась незыблемой в эпоху Возрождения, когда врачам, наконец, разрешили производить вскрытия. Врачи пробовали мочу пациента для определения наличия в ней сахара. Так определяли сахарный диабет и не только. Здесь явная связь медицины разных эпох.
14
Сиракузы в древние времена были одним из основных политических и культурных центров Средиземноморья. Здесь жил знаменитый учёный Архимед. Античные Сиракузы были крупнейшим городом Великой Греции: по состоянию на V век до н. э. не уступали по размерам самим Афинам, а к III веку до н. э. стали самым крупным по площади городом греко-римской цивилизации. В политическом отношении этот город-государство обычно ориентировался на союз со Спартой и Коринфом.
15
В Римской республике квесторами были выборные должностные лица, которые контролировали государственную казну и проводили ревизии. При назначении губернаторам провинций их обязанности были в основном административными и материально-техническими, но также могли расширяться и включать военное руководство и командование. Это была самая низкая должность в cursus honorum (череде должностей); к первому веку до нашей эры нужно было быть квестором, чтобы иметь право на любые другие должности.
16
Ганно́н II Вели́кий – государственный деятель Карфагена, который стоял во главе проримской партии во время Второй Пунической войны с Римом (218—201 годы до н. э.). Помимо него, имя Ганнона Великого в источниках носят также карфагенские политики IV и II вв. до н. э. (см. список карфагенян). В 241 году до н. э. возглавил пунийскую флотилию на помощь своим в Сицилии, однако в ключевом морском сражении при Эгатских островах потерпел полное поражение. Это сражение стало для пунийцев невосполнимой утратой, и они были вынуждены искать мира с Римом.
17
Удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду, пользовались ещё в глубокой древности. В Древнем Египте с помощью голубей доставляли сообщения о разливе Нила. В Древней Греции с помощью голубей передавали имена победителей на Олимпийских играх. Финикийцы, римляне, персы, евреи, а позднее галлы и германцы оставили обильные письменные источники об употреблении голубей для военных, коммерческих и других целей.
18
Римские невесты нередко покупали и вплетали в волосы перед свадьбой, «на счастье», целые куски оружия, которыми были убиты гладиаторы. Например, обломки копий или мечей – лучше всего с засохшими пятнами крови. Тоже должно было принести удачу и плодовитость в семью. В Новое время дамы, после какого-либо события изображали: «Объемная и очень сложная конструкция из волос, каркаса и множества украшений. Корабль на голове, фруктовый сад, театр, военная экспозиция?». Здесь тоже, мы имеем, параллель Римских традиций и Нового времени.
19
"Римляне не знали седел, следовательно, могли использовать конницу в сражении лишь ограниченно, например, для обхода и фланговых атак, преследования отступающего противника. Это было одним из факторов неспособности Римской империи противостоять нападениям варваров, которые широко применяли седла". При том, что седла разные народы начали использовать то ли в 7-м веке до н.э., то ли вообще в 9-м. Особенно странно это выглядит после вот этих слов из записок о Галльской войне Цезаря: "По понятиям германцев, нет ничего позорнее и трусливее, чем пользоваться седлом. Поэтому, как бы их ни было мало, они не задумываются атаковать любое число всадников на оседланных конях".
20
Культ Фортуны – один из самых старых, заимствованных Римом культов италийского происхождения. Римское предание содержит ясное представление только о поздней Фортуне, тождественной Тюхе и приписывает введение культа любимцу счастья, бывшему рабу Сервию Тулию. Он воздвиг храм Фортуне за пределами Рима на правом берегу реки Тибр как выполнение обещания римлянам, сделанного во время этрусских войн.
21
Купидон («страстное желание») – в римской мифологии бог желания, эротической любви, влечения и привязанности. Его часто изображают сыном богини любви Венеры и бога войны Марса. Он также известен как Амур («Любовь»). Его греческий аналог – Эрос. Хотя в классическом греческом искусстве Эроса обычно изображают стройным крылатым юношей, в эллинистический период его все чаще изображали круглолицым мальчиком. За это время к его атрибутам прибавились лук и стрелы, представляющие его источник силы: человек или даже божество, пронзенное стрелой Купидона, наполняется неудержимым желанием. В мифах Купидон – второстепенный персонаж, который в основном служит для приведения сюжета в движение. Он является главным героем только в сказке об Амуре и Психее, когда, раненный собственным оружием, испытывает любовное испытание. Хотя другие истории о нём не рассказываются, его традиция богата поэтическими темами и визуальными сценариями, такими как «Любовь побеждает все» и ответное наказание или пытка Купидона.
22
Юпитер – в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец всех богов, верховное божество римлян. Он был третьим сыном Сатурна и Опы, братом Плутона, Нептуна, Цереры и Весты, а также своей жены Юноны. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему были посвящены дни полнолуния – иды. Храм Юпитера стоял на Капитолии, где он вместе с Юноной и Минервой входил в тройку главнейших римских божеств – Капитолийскую триаду. Юпитер соответствует древнегреческому Зевсу.
23
Вакх, или Бахус – древнеримский бог виноделия, сельского хозяйства и плодородия, его также называли Либером. Соответствует богу Дионису из греческий мифологии. В Древнем Риме тоже избирали распорядителя пира, но его должность называлась магистр, рекс или арбитр бибенди. Он следил за тем, чтобы всем досталась порция вина, и подавал знак наполнять чаши.
24
Припарка – старое название компресса, вымоченной в горячей воде/лечебном растворе ткани, которую прикладывали к больному месту. Таким образом, выражение "как мёртвому припарка" означает "как лечить мёртвого", то есть бесполезность осуществляемого действия.
25
Известный из сочинений Лукана кельтский бог, имя которого созвучно словам teuto, tuath – «племя». По мнению В. П. Калыгина, первоначальное значение его имени, видимо, восходит к значению «племени/народа». Как указывает Мирча Элиаде, начиная с XVIII века его имя принято переводить как «Отец племени»: «Для жизни племени этот бог, несомненно, имел большое значение; он был покровителем войны, но его функции сложнее, чем простая помощь воинам».
26
Эзус – бог в кельтской мифологии, известный благодаря двум монументам и строке из неоконченной поэмы «Фарсалия, или О гражданской войне» римского поэта Лукана:
«успокаивают страшной кровью Страшного Эзуса в его диких святилищах…»
27
В древнескандинавском письменном корпусе берсерками считались те, кто сражался в трансовой ярости, характерной чертой которой позже стало современное английское слово berserk (означающее "яростно жестокий или неконтролируемый").
28
Умер Софокл на 90-м году жизни, в 406 году до н. э. в городе Афины. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя. Сын Софокла – Иофон сам стал афинским трагиком. Сообразно успехам, какими трагедия была обязана Софоклу, им сделаны нововведения в сценической постановке пьес.
29
Горгоби́на. (лат. Gorgobina), город покинувших свою родину галльских бойев, между реками Литером и Элавером. Его точное местоположение неизвестно, возможно, это совр. Charlieu на Луаре или St. Parize-le-Chatel между реками Аллье (Аllier) и Луарой.
30
Церера – в римской мифологии богиня жатвы, покровительница плодородия. Цереру глубоко почитали римские земледельцы. В честь её устраивались торжественные празднества – Цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней. Цереалии особенно ревностно соблюдались низшими классами – плебеями.
31
33 года принято называть «возрастом Христа», потому что, по преданию, именно столько лет было Спасителю, когда Его распяли. В Библии нет прямого указания на возраст Иисуса, однако есть косвенные свидетельства, на которые ориентировались сначала богословы, а потом и ученые.
32
В Древней Греции и Риме глашатаем называли того, кто занимался рекламой профессионально, т. е. не от своего имени, а от имени клиента. Клиентом же могли выступать как государственные структуры, местные органы власти, так и театральные (цирковые) труппы, торговые люди, ремесленники, все те, кто производил продукцию для продажи или оказывал услуги за деньги. Им был необходим глашатай, чтобы привлечь покупателя.
33
«Тайны Мадридского двора» – это выражение, которое означает хитросплетения секретов и интриг, напоминающие спутанный клубок разноцветных ниток, где, потянув за одну, можно неожиданно вытащить несколько других. Выражение появилось в России после публикации в конце XIX века перевода одноимённой книги немецкого романиста Георга Борна о скандальных похождениях испанской королевы Изабеллы. Также раньше французский драматург Эжен Скриб написал пьесу с точно таким же названием. А в начале ХХ века русский писатель Михаил Булгаков написал рассказ всё с тем же заглавием.
34
Эдил ("храмовые сооружения") была выборной должности Римской Республики. Базирующиеся в Риме эдилы отвечали за содержание общественных зданий и регулирование общественных праздников.
35
Ту́рма (лат. turma) – конный отряд из 30—32 человек, 1/10 (алы) в армии Древнего Рима. В Римской республике конница набиралась из римлян или их союзников и входила в состав легиона. Конница легиона состояла из 300 человек, которые делились на 10 взводов (турм) по 30 человек каждый, a турма на три десятка (декурии). Декуриями командовали три декуриона, один из которых командовал всей турмой.
36
В Древнем Риме мужчинам запрещали пить вино до наступления 30 лет. А после 30 лет им разрешалось употреблять незначительное количество этого алкогольного напитка. Женщинам вовсе запрещалось пить вино. Согласно предоставленной информации, в Древнем Риме мужчина мог избить жену за то, что она выпила вина. За это его не могли привлечь к ответственности. Власти сочли его действия справедливым наказанием за нарушение трезвого порядка.
37
«Публикан», или иначе говоря, «сборщик налогов» был одной из самых популярных профессий в Древнем Риме. В то время деньги собирались с граждан вручную, а периодические территориальные войны лишь добавляли неразберихи в общую финансовую суматоху. Зачастую публиканы подвергались нападениям и грабежам, если случайно забредали на вражескую территорию.
38
Роды проходили в доме, в самой удаленной части, предназначенной для частной жизни семьи – в комнате, а точнее на постели, родимом ложе (domus, cubiculum, lectus genialis). Избранная комната могла быть той же самой, в которой обычно спала женщина, но с измененной обстановкой, или другой, специально приспособленной для этой цели. Если предполагалось, что роды не представят никаких особых проблем, принимать их поручали повивальной бабке. Она приходила в дом с помощницами, инструментами, подсобной мебелью – знаменитым акушерским креслом, на которое, подняв с постели, сажали роженицу. У такого кресла была высокая прямая спинка, подлокотники с ручками, чтобы женщина могла за них держаться и сиденье с отверстием, через которое акушерка могла достать рукой гениталии и принять младенца. Сама она, чисто вымытая, в большом фартуке, сидела на низком стульчике, чтобы не смущать пациентку своим взглядом; повитуха успокаивала ее разговорами, а помощницы (ministrae) поддерживали, чтобы та не сползла. Только из-за крайнего утомления позволялось уложить родильницу для извлечения плода на ложе, но тогда для отдыха после родов полагалось приготовить другую постель. Разные травы давали в виде отваров, примочек, припарок или обкуривали ими комнату: одни помогали при родах нормального ребенка, другие при извлечении мертворожденного или отходе последа. Впрочем, некоторые средства рекомендовались только в народной медицине: ели волчатину, пили свиное молоко, жгли ослиное копыто или бычий навоз – это лишь часть рецептов, которые перечисляет Плиний Старший в XXVIII книге «Естественной истории».
39
Гельве́ты (лат. Helvetii) – многочисленное кельтское племя, населявшее северо-западную часть современной Швейцарии. Римляне называли её Хельветией (лат. Helvetia). Страбон помещает земли гельветов в истоках Рейна по соседству с секванами (границей их владений служат горы Юра, на которых были установлены знаменитые каменные орлы).
40
«Извлечение камня глупости» («Удаление камня глупости» или «Операция глупости») – популярный сюжет в картинах нидерландских художников XV—XVII веков. Хирург якобы излечивает пациента от глупости, удаляя из его головы соответствующий камень. В голландском языке выражение «вырезать камень» означает «обмануть», поэтому происходящее на картинах напоминает скорее шарлатанство, нежели какую-либо хирургическую или косметическую операцию.
41
В Древнем Риме инвалидом признавался воин, ограниченный в возможности пользоваться оружием вследствие своего увечья. В древней Греции существовали своеобразные формы содержания раненных на войне солдат на общественные средства. На Руси имелись разнообразные формы отношения к людям с физическими и психическими недостатками. Эти люди не подвергались гонениям, как это было на западе. Их не содержали в тюрьмах и богодельнях.
42
Комси комса – в оригинале comme ci comme ca, это выражение в основном можно услышать во Франции. Если перевести его на русский язык, то получится "так себе", "нормально, но ничего особенного", "ни то ни сё", "не ужасно, но и не прекрасно" и другие подобные выражения.
43
Через 16 часов биологи обнаружили, что рана на втором образце кожи, в которую попала слюна, полностью зажила. Та же, что находилась на первом образце, даже не начала затягиваться. Экспериментальным путем было установлено, что столь волшебными свойствами обладает компонент слюны – белок гистатин.
44
Товарищ- конный шляхтич гусарии ВКЛ, товарищество- эскадрон. После ликвидации Речи Посполита- обращение " товарищ" использовалось, оппозиционной к России, шляхетской прослойкой, а потом и революционерами для идентификации в группе. Речь Посполита или просто Республика, увидела свет после подписания в 1569 г. Люблинской унии между Польским королевством и Великим Княжеством Литовским. Получается, что почти три столетия Речь Посполитая и Римская империя существовали бок о бок.
45
Все население Рима было разделено на пять имущественных групп, так называемых классов. К первому классу принадлежали те, чьё имущество оценивалось в 100 тыс. асов (ас-медная монета весом 327,5 грамм), ко второму-75 тыс. асов, к третьему-50 тыс. асов, к четвёртому-25 тыс. асов, и наконец к пятому-12,5 тыс. асов. Более бедные слои населения не входили в состав этих классов и получили название пролетариев (от латинского слова proles-потомство, то есть в новом названии содержался намёк на то, что единственное их богатство заключается в их собственных детях).
46
Но́рик (лат. Noricum) – царство кельтского племени таврисков (IV—I века до н. э.), а затем римская провинция на территориях современной восточной Австрии и Словении. В римское время Норик располагался между Рецией и Паннонией, а также к югу от Дуная. Наиболее значительные города Виндобона (Вена), Ленция (Линц), Овилия (Вельс), Ювавум (Зальцбург), Птуй. Согласно латинским источникам в IV веке до н. э. иллирийское племя нориков объединило под своей властью несколько кельтских, иллирийских племён и племя венетов, образовав собственное государство в северо-восточных Альпах. Столицей царства была Норея. Первые упоминания о таврисках Норика находим у Полибия во «Всеобщей истории»: «Золотые россыпи в Норике. …Еще в его время, говорит Полибий, в земле таврисков и нориков, вблизи Аквилеи, открыты столь богатые золотые россыпи, что достаточно было углубиться фута на два от поверхности земли, чтобы тотчас напасть на золото; впрочем, золотоносная мина имела не больше пятнадцати футов. Некоторая часть золота находима там в чистом виде, в кусочках величиной с полевой или волчий боб, которые на огне теряют только восьмую долю объёма; другая часть требует более продолжительного плавления, но и она очень прибыльна. Одно время италийцы в течение двух месяцев работали в россыпях вместе с варварами, и золото немедленно по всей Италии упало в цене на одну треть. Когда тавриски это заметили, то прогнали товарищей и вели торговлю одни. – Полибий «Всеобщая история»
Римляне начали проникать в эту местность ещё во II веке до н. э. В Норике сформировалось своеобразное рабовладельческое общество. Уровень развития античного Норика был достаточно высок. Здесь употреблялась своя оригинальная письменность и даже чеканилась собственная золотая монета. Языки венетов и иллирийцев были относительно близки друг другу, поэтому в Норике использовалось венетское и иллирийское алфавитное письмо. Известно лишь два божества нориков – Марс Латобий, именовавшийся «великим богом», «царём туата», и богиня Норейя, «великая мать народа». На основании нескольких нерасшифрованных надписей предполагается существование норикского языка.
47
Основными культурами в Римской империи были зерновые культуры (такие, как пшеница и ячмень), виноград, оливки и инжир. Римские земледельцы выращивали орехи, в том числе миндаль, грецкий орех и каштан, а также различные овощи и травы, используемые в качестве приправ римской и вообще средиземноморской кухни. Римляне разводили много домашнего скота – одних животных – для еды, других – для работы.
48
"Семь футов под килем" это выражение означающее, чтобы моряк или путешественник вернулся домой живым и здоровым и путь был для него легким и безопасным. Появилось это выражение еще когда корабли ходили под парусом и не были тяжелыми. 7 футов – это примерно два метра, что было достаточно для корабля, чтобы не сесть на мель. Такое выражение как "Семь футов под килем" появилось довольно-таки давно и это пожелание относится к морякам.
49
Иллири́йцы – общее название обширной группы родственных индоевропейских народов, населявших в древности северо-запад Балканского полуострова и частично юго-восток Апеннинского полуострова. Их мифическим прародителем считался, по греческим представлениям, персонаж древнегреческой мифологии Иллирий. Первые упоминания об иллирийцах встречаются у греческих авторов Гекатея Милетского (VI в. до н. э.) и Геродота (V в. до н. э.). В состав иллирийцев, по сообщениям греческих авторов, входили албаны, ардиеи, далматы, дарданы, дезитиаты, диционы, паннонцы, пирусты, плереи, мессапы, тавлантии, энхелии, япиги, яподы и др.
50
Салон был древним городом и столицей римской провинции Далмация. Салон расположен в современном городе Солин, рядом со Сплитом, в Хорватии. Салон был основан в 3 веке до нашей эры и был в основном разрушен во время нашествий аваров и славян в седьмом веке нашей эры. Здесь можно увидеть многие римские достопримечательности, такие как стены, форум, театр, амфитеатр, общественные бани и акведук.
51
Латиницу, придумал Стефан Пермский, в конце 16 века! До этого все говорили и писали на глаголице. Затем Огромная Империя распалась и каждый стал себе языки придумывать… никакого отношения латиница ни к греческой, ни к финикийской, ни к этрусской письменности не имеет, т.к. придумавший ее человек жил в Перми, это современный Пиренейский полуостров, где-то в Испании! (Мнение Носовского и Фоменко).
52
Cohors II Civium Romanorum (II когорта римских граждан-италийцев), вспомогательного подразделения, которое сформировали из римских граждан, занимавшихся строительными работами. Дорогу сооружали из строевого леса, бревен одинаковой длины и толщины. «Мы не знали, кто строил эту дорогу, гражданские лица, солдаты или, возможно, рабы. Теперь мы можем сделать вывод, что дорогу недалеко от Валкенбурга построила две тысячи лет назад II когорта римских граждан».
53
Состоятельные римлянки рисовали на стенах домов романтичные граффити, посвященные своим любимцам с арены. Всегда с нетерпением ждали их новых поединков. Они готовы были заплатить ланисте (тренеру гладиаторов) немалые суммы за более близкое знакомство с его брутальными подопечными. Говорили, что даже жена императора Марка Аврелия Фаустина без памяти влюбилась в одного молодого гладиатора, который и стал настоящим отцом ее ребенка. Неудивительно, что у ланиста появилась еще одна статья финансовых доходов. Грязь и пот с кожи гладиаторов собирали особым скребком в специальные флаконы. А затем продавали состоятельным римским матронам.
54
Воконтии – галльский народ, живший в западных предгорьях Альп в железный век и римский период. Воконтии поселились в этом регионе не позднее III века до нашей эры. Помпей Трог, галло-римский историк и гражданин Васио в I веке до нашей эры, был членом Воконтиев. В римский период они, вероятно, были во главе конфедерации, в которую входили Согионтии, Авантичи, Себагинни и Вертамокории.
55
Были древним племенем, жившим на аллювиальной равнине вокруг рек Халиакмон и нижний Аксиос в северо-восточной части материковой Греции. По сути, древнегреческий народ, они постепенно расширялись со своей родины вдоль долины Галиакмон на северной окраине греческого мира, поглощая или вытесняя соседние негреческие племена, в первую очередь фракийцев и иллирийцев. Они говорили на древнемакедонском языке, который ученые обычно классифицируют как диалект северо-западного дорического греческого, а иногда и как отдельный язык-побратим греческого или диалект эолийского греческого. Однако престижным языком региона в классическую эпоху был аттический греческий, замененный греческим койне в эпоху эллинизма.
56
Нарбон вырос из Narbo (Colonia Narbo Martius) – первой римской колонии в Галлии, основанной ещё в 118 г. до н. э. В то время город стоял на берегу Средиземного моря и служил важным морским портом. Во времена империи это был также военный пункт и столица Южной, или Нарбонской Галлии. После битвы при Нарбонне (436) здесь воцарились вестготы. Одно время Нарбон был столицей округа Септимания в Вестготском королевстве. В 719—759 гг. Нарбонной и окрестной областью (Септиманией) владели сарацины.
57
Богиня Недоля полная противоположность своей младшей сестры Богини Доли и ее обязанность наблюдать за полноценным воздаянием всем тем, кто не может и не хочет жить, по совести, кто поступает против свода Небесных правил, карает за нарушение заповедей. На ее гранитном веретене наматывается остистая, неровная, кривая, непрочная и неровная нить судьбы и жизни человека, отмеченного Божественным уроком. После окончательного и полностью исполненного задания, Недоля обрывает серую нить человеческой жизни, после чего освобожденный от бед и несчастий человек отправляется в Ирий, к своим Богам и Предкам.
58
Начало осушительных работ было положено ещё в древнем Риме. Это было обусловлено необходимостью расширения земельных угодий для производства сельскохозяйственной продукции в связи с ростом населения. Наиболее старые объекты осушения – бывшие болота на территории современной Италии. Первые осушительные системы были «сработаны ещё рабами Рима» на знаменитых Понтийских болотах, через которые проходит не менее знаменитая Апиева дорога. Эти болота осушались много веков и даже в недавнее время. Крупным объектом многовековой мелиорации болот является также Падано-Венецианская равнина на севере Италии.