Полная версия
Премудрость Иисуса сына Сирахова. Поэтическое прочтение
Валерий Белов
Премудрость Иисуса сына Сирахова. Поэтическое прочтение
Предисловие
Есть Книга Книг как данность, спору нет.
Кто написал её и кто водил рукою
Писавшего – сужденьям сотни лет,
Что до сих пор кого-то беспокоят.
Премудрость одинакова на вкус
Того, кто пьёт её и не хмелеет.
Сирах ли жал вино иль Иисус,
Иль Соломон – значенья не имеет.
Казалось бы, есть признанный закон,
Но мудрецы иные, тем не мене,
Апокрифы добавили в канон
И выразили собственное мненье.
Один из них по имени Сирах
С благой для своего народа целью,
Подробно написал про Божий страх,
Что от любых несчастий панацея.
Хочу немного ясности внести,
За перевод, возможно, оправдаться,
Здесь «Божий страх», Господь меня простит,
Совсем не как у нас – «Стоять, бояться!»
Когда о нашей пастве речь вести,
То веруют, конечно, не из страха,
Какой бы смысл в слова нам ни вместить…
Но мы пока послушаем Сираха.
Великое дано через закон,
Пророков и писателей речистых,
Трактующих канон – поведал он,
К плеяде славной и себя причислив.
– Израиля достойные сыны,
Что в помыслах крепки и самостийны,
Законы наши славить вы должны
Как здесь, так за пределом Палестины.
За мудрость, образованность народ
Хвалить еврейский нужно непреложно.
Его премудрость Божья уведёт
С путей заблудших, пагубных и ложных…
Завет один, казалось бы, для всех,
Но дело в переводах, может статься.
Ведь даже в том, что нам считать за грех,
Отдельные имеются нюансы.
Есть вещи неизменные в умах,
Что вбиты в нашу психику как сваи.
Но дьявол, как известно, в мелочах,
И прячется за общими словами.
Не раз Сираха труд перечитав,
С Заветом Ветхим встретил расхожденья.
Насколько Иисус прав иль не прав,
Пусть каждый своё выскажет сужденье.
Глава 1 Стоять, бояться!
Премудрость вся от Господа и с ним
Вовеки пребывает в форме мысли.
Песок морей людьми не исчислим.
Как можно высоту небес исчислить
И бездны глубину, и ширину
Земли, всего, что есть на белом свете?
Систему мер познавши не одну,
Премудрость кто исследует, ответьте?
Вначале было то, что Бог изрек
Как Слово. В нём премудрости источник.
То заповеди, данные навек
Всем, кто себя под Богом видеть хочет.
Так кто премудрость нам свою открыл,
Познал её возможности, искусство,
А после на дела свои излил
И знанием наполнил мира пустошь?
Что заповеди вечные? – Они
Есть шествие премудрости по нашей
Планете, чьи стези Господь хранит,
Сидящий на престоле очень страшный.
Премудрость произвёл в своём дому,
Измерил, чтоб хватило самым лучшим,
И выдаёт как бонус лишь тому,
Кто наставленьям Господа послушен.
Всех любящих Его Бог наделит
Премудростью. Тот, кто умом не очень,
У равви пусть премудрость одолжит,
Коль сам Писанье изучать не хочет…
Иное пониманье в текст внести
Не так легко, но можно постараться -
Здесь «Божий страх», Господь меня простит,
Совсем не как у нас – «Стоять, бояться!»
Господень страх для любящих Творца –
Признанье, честь и слава. Страх Господень -
То радость и веселье без конца
Без страха оказаться в преисподней.
Боящемуся Господа дано
В день смерти получить благословенье,
От тягот и забот не пить вино,
А уходить в запой от вдохновенья.
И знание пред Господом есть страх,
Не перед тем, что в ВУЗ попасть сегодня
Возможно только при больших деньгах,
А в том, что знанье – это дар Господень.
Господень страх – гемоглобин в крови
Удушье пустоты изжить поможет.
То дар Господень на стезях любви,
И к Господу любовь – премудрость Божья.
А что есть к Господу любовь для нас?
Случись нам от Сираха ждать ответа,
Ответил бы он нам не в бровь, а в глаз –
«Жить, недоумки, надо по Завету
И соблюдать предписанный закон,
Что Моисей зубилом внёс в скрижали,
Чтоб не блудили вы тайком от жён
Да в козлищ, перепив, не наряжались.
Всем следует уйти от дел лихих,
В достатке жить и Господа бояться.
Господень страх отгонит все грехи…
Без страха нет желанья оправдаться.
А ведь пред Богом очень даже есть
Оправдываться в чём из безобразий.
Несправедливый гнев рождает месть,
Но и без мести гнев людей не красит.
Лишь терпеливый, скрыв свои слова,
До времени не бьёт врагов по лицам,
А случай лишь представится едва,
За сдержанность свою вознаградится.
Вид сделавший при всех, что не гневлив,
С врагами счёты все сведёт умело.
А был ли гнев его не справедлив
Иль праведен, кому какое дело.
Благоразумие его потом
Оценят рассудительные люди,
В его портретах будет каждый дом -
Известно, победителей не судят.
Сокровища премудрости хранят
Разумные слова, благие мысли.
Смиренному дано их смысл понять,
А грешному страх Божий ненавистен.
Премудрости Господней закрома
Откроются пришедшему с повинной.
А если в голове один туман,
Занять ума возможно у раввина.
Закона верный он соглядатай,
В кладовую ума откроет ставни.
Ты заповеди только соблюдай,
А мудрости тебе Господь добавит.
Недопустимо верить напоказ.
И без частот рентгена в мегагерцах
Сокрытое от посторонних глаз
Провидит Бог раздвоенное сердце.
Не лицемерь, а попросту, не ври,
Не оскверняй уста досужей бранью,
За что Господь, ты сколько ни хитри,
Уничижит тебя среди собранья.
Напрасно не прострёт Создатель власть
На чьё-то сердце полное лукавства.
Не возноси себя, чтоб не упасть
В глазах у богоизбранного братства.
Из тех, кто за глупцов держал других,
Разделает Господь особо ушлых.
Честь смолоду, смиренный, береги,
Не навлеки бесчестия на душу.
И после, когда нечего ловить,
Не рви в стенаньях на груди рубаху,
Когда без задней мысли, по любви
Не приступил к Господнему ты страху» …
Страх Божий панацеей от всех бед
Здесь выставлен не зря – приём обычный.
Куда идти слепому при ходьбе
Укажет не костыль, а голос зычный».
Велеречив воистину Сирах.
А мне пред всеми следует признаться,
Что для меня смысл слов «Господень страх»
По-прежнему один – «Стоять, бояться!»
Не самый лёгкий труд держать посты
Или отдать последнюю рубаху.
Но если суждено мне класть персты,
То делать это буду не из страха.
Представить Божий страх как красоту,
Что наряжать скелет цветастой шалью.
И если говорить начистоту,
Не в страхе дело тут, а в послушанье.
Глава 2 Когда готов ты Господу служить
Когда готов ты Господу служить,
Нести, как крест, все тяготы, лишенья,
На всю свою оставшуюся жизнь
Душою приготовься к искушеньям.
В горниле всех уничижений будь
Как золото в огне на испытанье,
Свой к благодати пролагая путь,
Не сгинь во льдах соблазна как Титаник.
От зова плоти всех людей спасут
Лишь гвозди, молоток да крышка гроба.
И с тех, кто Слово Божье в мир несут,
За слабость духа спросится особо.
Всё принимай охотно, не греши,
Меж паствой и Создателем посредник,
А если возвеличиться решил,
То сделай это только напоследок.
На грудь отличья знаки нацепи,
А лучше и не делай это вовсе,
Какой авторитет ни накопи,
Святым тебе не стать, но ты готовься.
Смени долготерпением апломб,
Просящим не отказывай в защите,
Тогда для всех не просто будешь поп,
А батюшка, раввин, мулла, учитель.
Боящегося Господа вовек
Благодеянье Божье не покинет.
Велик угодный Богу человек,
И с ним его награда не погибнет.
Не отклоняйся, дабы не упасть,
От Господа. В дни тягостные скорби
Лишь Он тебя поддержит, не предаст,
В лишеньях обогреет и накормит.
Взгляни, мой сын, на прошлые родЫ,
Без лицемеров, умников бесстыжих.
И был ли хоть один из их среды,
Кто верил и был Господом постыжен,
Взывал к Нему, и Бог его презрел
Боявшегося Господа? – Такого
В Писанье нет, а как Иов терпел
Расскажут толкователи Иова.
Терпенье кто утратили в пути,
Вам не сыскать без Господа покоя.
Что делать, когда Бог вас посетит?
И будет ли когда-нибудь такое?
Что в оправданье скажете Ему,
Нарезавшему вечность и пространство
Для вас, чтоб угол дать в своём дому?
Отступничество хуже шарлатанства.
Кто в страхе Божьем жил, тому приём
Устроит Бог и пусть Он нас услышит:
Себя мы в руки Бога отдаём,
Но не людей. Хвала Тебе, Всевышний!
Быть не подсудным и свой суд вершить -
Что на большую выехать дорогу -
Исправно нужно Господу служить
И получить на то права от Бога.
Глава 3 Как спастись!
«Спастись» – как аргумент звучит весомо
Для тех, кто много в жизни повидал.
Кто погибал, впадал когда-то в кому,
Понятие «спастись» тому знакомо,
Хоть сам он им подчас пренебрегал.
Но обращенье к сыну «чтоб спастись вам»,
Как то почтенный изложил Сирах, -
Что грамоте не знающему письма
Писать, к глухому с просьбой обратиться,
Показывать слепому на овраг.
Ведь молодёжь – что в озере утята,
Про щук они узнают, но потом.
Спастись – им это слово непонятно,
Пока они под маминым приглядом
И водоём ещё не скован льдом.
Но есть от Бога то, что непреложно,
О чём напоминает всем Сирах, -
Какою отвратительною рожей
Осклабится для всех подобье Божье,
Когда утратит сын сыновий страх!
Возвысил Бог над сыном не случайно
Отца и материнский над детьми
Суд утвердил… Но что весьма печально,
Не каждый раз согласьем отвечают
Дитяти тем, кто их взрастил людьми.
Чтить, почитать отца – совсем не пытка,
Каким крутым ни будь папашин нрав.
Поймёт ли это выросшая дитка,
Громилой нагрешившая с избытком,
Про что есть грех, так толком не узнав?
Мать уважать свою – что клад сокровищ
Приобрести… Сираха я б спросил -
Мать уважать, казалось бы, что проще,
А если мать страшней иных чудовищ,
Тот ларь упрятать под какой настил?
Но это исключение из правил,
Не по нему о том, как жить, судить.
Сирах путь к Богу указал сакральный,
И даже если наступать на грабли,
Пункт назначения не изменить.
Отца кто почитал, получит радость
От выросших детей… Живём одним -
Мы всё, что от родителей досталось,
Себе оставив самую лишь малость,
Наследникам своим передадим.
От сонмища гонимых и галимых,
Больных, ущербных, коих без числа,
На костылях, в колясках инвалидных,
Услышит наш Господь к Нему молитвы,
Но только тех, отца кто почитал.
Тот будет долгоденствовать, кто Богу
Послушный успокоит свою мать…
А непослушным Богу, коих много,
С таким подходом неизменно строгим
Им матушку свою не утешать?
Боящемуся Господа сподручней
Принять его родивших как владык.
Отцом благословенные получат
Недвижимость – залог благополучья.
Проклятье матери – удар под дых.
Разрушит всё оно до основанья,
Хоть из палат в сарай переезжай.
Стремись к благословению заранее,
Внимание к родным и почитанье
Не на словах, а делом подтверждай.
В бесчестии отца, сын, ни на йоту
Тебе красивой жизни не сыскать
И славы, даже самой мимолётной.
И нужно быть последним идиотом
В бесчестии оставить свою мать.
Ведь большего позора невозможно
Себе представить… Родственника честь
Со славой человеку лишь поможет -
Когда отец влиятельный вельможа,
Не важно даже, кто у вас за тесть…
Отца вам почитать до самой смерти
И ограждать от всех невзгод и бед.
И даже если блудные вы дети,
Хоть оскудел он разумом, не смейте
На просьбу старика ответить нет.
А нагулявши вес в расцвете силы,
Забыть про милосердие отца -
Сродни лишь слабоумию дебила,
Что самого себя поддел на вилы
И разделил восторги подлеца.
Оставивший отца получит дулю,
Сказать в какой валюте не берусь…
То, что отца предавший богохульник
Получит костыли, а не ходули -
С Сирахом я, конечно, соглашусь.
Все тайны открываются смиренным.
От них, похоже, нечего скрывать
В отличии от разных суверенов,
Которым нужно ведать непременно,
Каких наездов следует им ждать.
Чем выше ты поставлен, тем сильнее
Смиренье перед Господом – закон.
Какие правила вводить, виднее
Сираху для народа Иудеи,
Как наказал ему Синедрион.
Что трудное тебе для пониманья,
Сверх сил твоих, напрасно не ищи.
Доверься, сын, Священному писанью,
Иначе проживёшь весь век в дурмане
И к смерти попадёшь как кур в ощип.
О лишнем не заботься. Очень много
Из знаний человеческих постиг
Ты из того, что лучше и не трогать.
А речь вести про сирых и убогих -
То что нам ждать прикажите от них?
Ныряющий в пучину без опаски
Весь век свой до конца не проживёт,
Будь трижды он удачею обласкан.
Опасности привыкший строить глазки
В опасность обязательно впадёт.
Упорное в своих желаньях сердце
Потерпит зло. От горя и скорбей
Все испытания не служат средством
Для излечения от сонма бедствий
Для сверхупорных в гордости своей.
Гордыня точно хрен пустило корни
Так глубоко, что не представить вам.
Как доброта со злом в извечном споре,
Так грешник, что в желаниях упорен,
Приложит лишь грехи к своим грехам.
То, как вода огня угасит пламень,
Так милостыня грех с души сметёт.
Кто воздаёт за все благодеянья,
Рукою, что давала подаянье,
Опору при падении найдёт.
Дающих длань не оскудеет вовсе.
Кто благодарен даже в мире сём,
Что поражён завистливою злостью,
Сумеет к Богу перекинуть мостик
Через бурлящей жизни водоём.
Глава 4 О подаянии и взятках
Отказать в пропитании нищему,
Ожиданьем калек утомлять,
Насыщая духовною пищей лишь,
О Всевышнем толкуя напыщенно –
Тем, кто голоден, нас не понять.
Не расстраивай, сын, души алчущих,
В ненасытности не огорчай.
Не смущай огорчённых и страждущих
И подачкою, мало что значащей,
Не ввергай ещё больше в печаль.
Не откладывай дать подаяние
Возопившим о помощи. Свой
Взгляд не прячь, удели им внимание.
Отнесись к их судьбе с пониманием
В унижении жить день-деньской.
Преклоняй ухо к нищему, ласковым,
Даже кротким в общенье с ним будь.
Лапсердак передай свой затасканный,
Срок пройдёт, можешь вновь оказаться в нём,
Все под Богом живём, не забудь.
Кто всех выше услышит моление,
Как просящий в душе проклянёт
Проходящих за высокомерие…
Говорят – Лучше дать, чем в сомнении
Ждать-гадать, что потом тебя ждёт.
Ведь насколько потом легче дышится
И тебе, мой податель, и им,
За работу свою расплатившимся
С тем, кого называем мы «крышею»
И своим доброхотством плодим.
К подаянию мнения разные.
Но в чём прав однозначно Сирах:
Угнетённому, сын, не отказывай,
И оказывай помощь не разово,
Угнетение – общий наш враг.
Как отец будь сиротам, их матери
Вместо мужа… Здесь ради словца
Приукрашена суть сострадательно -
Сиротой зваться не обязательно,
Даже если живёшь без отца.
Вместо мужа, в сей фразе нет лишнего -
Кто обиженного защитит,
Станет сам вроде сына Всевышнего,
Будь он даже сословия низшего,
Что Христос всем потом объяснит.
От побоев от рук обижающих
Обижаемого выручать,
Малодушным не быть – трудность та ещё.
Ты ж суди, сын, по правде без жалости,
Не ленись подлецов обличать.
В том премудрость твоя… Слово звучное,
Но какой смысл, заложенный в нём?
Он не в том, чтоб спасать всех измученных,
А лишь самые верные, лучшие
Смогут к Богу прийти на приём.
Возвышает премудрость и царствовать,
Суд вершить над другими даёт,
Помогает правителям властвовать,
Оставляет других благодарствовать
Тем, кто их за собою ведёт.
Ибо кто обладает премудростью
В том значенье, что дал ей Сирах,
Будет даже испытывать трудности,
Но придёт к пониманию нужности,
Когда правит людьми Божий страх.
Всяк внимающий ей служит Святости,
Что написана с буквы большой,
Уважение в чём и признательность
К тем, кто взяв на себя обязательства,
Искушение жизнью прошёл.
И премудрость на путь его вышедши,
Объяснила, как стыд понимать:
С этим делом не просто всё, видишь ли -
Стыд один, если, скажем, ты выпивши,
А другой стыд – сама благодать.
Не стыдись, если то ко вреду ведёт
Твоему, в смысле – ложный тот стыд
Говорить людям то, о чём думаешь.
Ну, а ляпнешь чего не подумавши,
Кого любит Господь, тех простит.
Ты для помощи слов не удерживай.
Говори, если в слове есть мысль.
Потакай всякой истине вежливо,
А вот глупость свою по невежеству
Излагать до поры постыдись.
Ибо есть в ней тщеславье подспудное,
А гордыня властям злейший враг.
Даже если она неподсудная,
Всё одно как девица приблудная,
Потерявшая Божеский страх.
Не стыдись, сын, грехи исповедовать,
Ибо их как теченье реки
Не сдержать. А с раввином беседуя
И его наставлениям следуя,
Ты пойдёшь, как идут бурлаки.
Человека не слушайся глупого,
Не ведись на всесильного речь.
Что они сообщат тебе путного?
Своей дерзостью ежеминутною,
Могут только от Бога отвлечь.
Подвизайся до смерти за истину,
Или до смерти – можно и так.
Без тебя кого нужно Бог высечет,
Ты же рук не запачкав, лишь мысленно
Покажи кому надо кулак.
Не будь скор на ответ языком твоим
И ленив. Нерадивый в делах,
Для серьёзных дел не подготовленный,
Не в ладах с основными законами
Он как притча у всех на устах.
Львом крутым ты не будь с домочадцами,
Не смотри как тифозный на вошь.
Да и с прочими челюстью клацая,
Огрызаясь на всех, может статься, что
Не друзей, а врагов наживёшь.
Да не будет рука распростёртою
К приношеньям и взяткам. Под шкаф
В дипломате купюры потёртые
Ты не прячь, откажись – да ну к чёрту их,
Чем потом донимала мошка.
Простирай свою руку разжатою,
Ибо не оскудеет ладонь,
Чьи персты не сцепились от жадности,
Покраснев до цветов побежалости…
А чужое и вовсе не тронь!
Глава 5 Есть дело до чужих грехов и нам
Не полагайся на имущества твои,
Богатства, как бы ни были несметны.
«До смерти хватит их» – не говори,
Неровен час – имущество сгорит
И станешь ты бомжом одномоментно.
В душе не потакай влечениям своим,
На крепость рук своих не полагайся.
«В делах моих кто властен?» – говорим
Мы часто, что не ведаем творим,
А Бог поползновенья наши гасит,
За дерзость, сил переоценку отомстит.
«Да я грешил, что было мне за это?» -
Не говори, когда не трансвестит.
Бог никому такое не простит.
За каждый грех ответишь ты конкретно.
Не будь бесстрашен, грешник, в низости своей,
Не полагайся на счастливый случай -
Бог милостив безмерно для людей,
Но отморозок, дерзкий лиходей
От Господа поблажки не получит.
Не медли к Богу с обращением своим,
Не жди, когда сойдёт лавиной с кручи
Гнев праведный на грешных. Иже с ним
И мы с тобой, подсудным не одним,
До кучи от Создателя получим.
Когда на всей земле порок творит бедлам,
Отмщенья меч опустится всесильный,
Не станет он считать по головам.
Есть дело до чужих грехов и нам,
Чтоб нас на выход всех не попросили.
Имущество неправедное никому
Добра и пользы принести не может,
А лишь обид прибавит. Потому
В чужом обосновавшийся дому
Пинками будет выгнан из прихожей.
При всяком ветре веять и ходить любой
Стезёю может грешник двуязычный.
Сегодня красный, завтра голубой,
И если то не гормональный сбой -
Двурушник, в понимании обычном.
Два паспорта держа в кармане, за бугор
Смотаться он готов вне расписанья,
Когда беда придёт на отчий двор.
И если на воре стыд и позор,
На двуязычном злое порицанье.
Будь твердым в убеждении, свои слова
На ветер не бросай, давай ответы
Не просто так, подумавши едва,
Чтоб после не болела голова
От всяких обвинений несусветных.
Озвучить знание – ума достойный знак.
Но если есть сомнения в предмете,
То, дабы не попасть потом впросак,
Рука твоя да будет на устах,
Рот на замке для слов и междометий.
В речах и слава, и бесчестие – всё в них.
Язык ославить может, опорочить.
Так не коварствуй языком, одних
Не выставляй мишенью для других -
Не прослывёшь наушником для прочих.
Не будь смешным глупцом ни в малом, ни в большом…
Но заблуждаются порою люди -
Осмеянный бывает не смешон.
Тех, кто с повинной к Господу пришёл,
Людским судом Всевышний не осудит.
Глава 6 Друзей умножат сладкие уста
Из друга, сын, не делайся врагом.
Стыд и позор в удел получит имя…
А если друг вас предал, что потом?
Наверно, лучше промолчать о том,
Чем друга осуждать перед другими.
Ты в помыслах души не возносись,
Не тешь своё тщеславие чрезмерно.
И как бы ни сложилась чья-то жизнь,
Насколько б он ни вытянулся ввысь,
Для облаков он просто недомерок.
Кто слишком распускает свой язык,
Лукавая душа того погубит.
Скакать, чтоб показать, как ты велик,
Пред тем, кто унижаться не привык -
Не дубом возвышаться, а дать дуба.
Душа, что обставляет простаков,
Того, кто обладает этой дамой,
Своим лукавством сделает легко
Посмешищем врагов… с её листком
Набедренным не оберёшься срама.
Друзей умножат сладкие уста,
Приятный всем язык приязнь умножит.
Располагает к дружбе доброта.
Но руки всем навстречу распластать
И ввериться во всём – себе дороже.
Без испытанья друга не сыскать.
Не отличить зерно от разных плевел
При взгляде на снопы издалека,
Пока снопам не обобьют бока
Хоть молотилом, хоть простым поленом.
Бывает и такое иногда,
И случай этот не один из тысяч -
Вчера два друга, не разлей вода,
А завтра, приключись с одним беда,
Другого с фонарями не разыщешь.
Бывает хуже, если друг врагом
Становится и все твои секреты
Досужей пищей сделает кругом,
За прошлые долги опишет дом
И самого тебя пошлёт до ветра.
Где деньги, скажем без обиняков -
Твоих активов будущий хозяин -
Тебя под монастырь и был таков…
Так отделяйся, сын мой, от врагов
И осмотрительнее будь с друзьями.
Лишь верный друг – защита от всех бед.
Его найти – сокровищ нет ценнее.
На нём сойдётся клином белый свет,
Сравнится с этим лишь парад планет,
Насколько это редкое явленье.
Друг верный – врачеватель жизни. Путь
Короче с ним и радостней дорога.
Без друга от забот не продохнуть.
Сираху важно было подчеркнуть -
Друзей найдёт тот, кто боится Бога.