bannerbanner
Калининград. Полная история города
Калининград. Полная история города

Полная версия

Калининград. Полная история города

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Началось все с того, что в мае 1409 г. на территории Жемайтии (часть территории современной Литвы), подконтрольной Тевтонскому ордену, вспыхнули массовые восстания. Великое княжество Литовское поддержало эти восстания, а орден пригрозил вторжением на земли княжества. В поддержку своего союзника выступило Королевство Польское, и совсем скоро, 6 августа 1409 г., великий магистр Ульрих фон Юнгинген объявил войну и польскому королевству, и литовскому княжеству.

Так началась череда польско-тевтонских и польско-литовско-тевтонских войн, последняя из которых – Тринадцатилетняя война ордена с Польшей – закончилась для крестоносцев унизительно: в 1466 г. они вынуждены были по Торуньскому миру уступить Западную Пруссию с богатейшими ее городами более сильному соседу. Орден лишился большей части своей территории и оказался в ленной зависимости от польской короны. Орденская, впоследствии Восточная Пруссия тоже была присоединена к Польше, но осталась под управлением великого магистра. Гроссмейстер признавал польского короля своим «главой» наряду с папой. Политической власти ордена в юго-восточной Прибалтике фактически пришел конец.


◾ Памятник герцогу Альбрехту у Кафедрального собора Кёнигсберга


Русский историк Н. М. Карамзин так подвел итог орденскому периоду истории: «Пламенный дух сего воинственного братства, освященного верою и добродетелью, памятного великодушием и славою первых его основателей, угас в странах Севера: богатство не заменяет доблести, и рыцари-владетели, некогда сильные презрением жизни, в избытке ее приятностей увидели свою слабость. Покорители язычников были покорены собратьями-христианами».

Стремление удержать хоть какие-то позиции привело к выбору новым (и, как оказалось, последним) главой ордена Альбрехта Гогенцоллерна (1490–1568) из Бранденбурга.

Последний великий магистр ордена Альбрехт, третий сын маркграфа Бранденбургского Фридриха Гогенцоллерна и Зофии, дочери польского короля Казимира Ягелло, с юных лет воспитывался в традициях рыцарства.

Альбрехту, как младшему княжескому сыну, предстояло стать священнослужителем. Однако он предпочел кресту меч и два года провел в военных походах. В феврале 1511 г. нужные связи помогли ему стать рыцарем Тевтонского ордена. А меньше через полгода 21-летний Альбрехт был избран (причем заочно) на высший пост в орденской иерархии.

А Тевтонский орден отличался на редкость аскетичным уставом. Кроме постоянного стремления к своей основной цели – обращению в истинную веру язычников, – рыцарь должен был не менее пяти часов в день проводить в молитвах; сто двадцать дней в году соблюдать строжайший пост, принимая пищу единожды в сутки, а в остальное время есть не чаще двух раз в день. Рыцарям не дозволялись турниры. Охота была разрешена, но только в интересах общины: загоняли волков, рысей или медведей, которых в те времена считали вредными. Орденские братья не могли носить серебряные и золотые украшения, да, собственно, и имуществом владеть им запрещалось. Даже конь и оружие считались собственностью ордена. В одежде предписывалось соблюдать монашескую строгость: она шилась из холстины безо всяких украшений; орденский белый плащ с черным крестом нельзя было подбивать дорогим мехом (только шерстью овец и коз).

Все рыцари давали обет пожизненного целомудрия. Женщины в орден не допускались даже в качестве прислуги. Рыцари должны были жить по десять-пятнадцать человек в одном помещении. Чтобы не возникало нездоровых искушений, им предписывалось ложиться спать в подпоясанных нижних рубахах, подштанниках и чулках.

Когда 31 октября 1517 г. Мартин Лютер, бывший католический монах-августинец, а потом зачинатель Реформации, приколачивал свои знаменитые «95 тезисов» к дверям Замковой церкви в Виттенберге, Альбрехт был великим магистром Тевтонского ордена седьмой год. И у него возник конфликт с родным дядей – королем польским и великим князем литовским Сигизмундом I Старым. Вооруженный конфликт, известный в истории как Война всадников, закончился для немцев не слишком удачно.

Побочным следствием польско-тевтонских войн стало появление в кёнигсбергском Замке так называемого Зала московитов. Альбрехту Бранденбургскому нужны были союзники в борьбе с поляками, и он искал их на востоке. Московиты в лице послов царя Василия III к «магистру Прусской земли» Алексея Заболоцкого и Алексея Малого действительно посещали Кёнигсберг в 1516 г. А в марте 1517-го в Москве был подписан союз с Московским государством. В 1519–1522 гг. в Пруссию из Пскова было доставлено серебро на сумму около 37 000 гульденов. Несмотря на то, что в ходе войны Тевтонский орден потерпел поражение, кратковременный русско-тевтонский союз был полезен для России. Даже непрочный военный альянс сковал силы польской Короны и вынудил ее держать войска в боевой готовности на случай войны с орденом.


◾ Экспозиция Прусского музея в «Зале московитов». XX век


В память об этих событиях зал для проведения торжеств и приемов упомянут в описании замка как «Покои московитов». После визита в Кёнигсберг Петра I название было официально перенесено на аудиенц-зал, построенный Фридрихом I. Естественно, что этот зал пользовался популярностью у визитеров из России. Карамзин, к примеру, сообщал:

«В старинном замке, или во дворце, построенном на возвышении, осматривают путешественники цейхгауз и библиотеку, в которой вы найдете несколько фолиантов и квартантов, окованных серебром. Там же есть так называемая Московская зала, длиною во 166 шагов, а шириною в 30, которой свод сведен без столбов и где показывают старинный осьмиугольный стол, ценою в 40 000 талеров. Для чего сия зала называется Московскою, не мог узнать».

В «Зале московитов» с 1924 г. размещались экспозиции Прусского музея.

Как монах уговорил рыцаря жениться

Альбрехт, заключив перемирие с поляками, на время уехал в родную Франконию. В поисках решения застарелого прусско-польского конфликта он осознавал, что средневековый мир рыцарства стал анахронизмом, что время существования орденского монашеского государства истекло.

Толчком к переменам во взглядах послужило знакомство последнего магистра ордена с идеями Реформации, которая как раз зародилась в Германии. Священник и профессор богословия из Виттенберга Мартин Лютер уже призвал к реформам религиозных догматов, к отъему множества церковных и монастырских земель и замков, к нападению «на пап, кардиналов, епископов и всю остальную свору римского содома».

B Нюрнберге около 1523 г. Альбрехт познакомился со сторонником Лютера, проповедником церкви святого Лоренца Андреасом Осиандером. В 1520 г. этот Осиандер был рукоположен в католические священники, но уже через два года примкнул к движению Реформации. В год встречи с Альбрехтом он уже был одним из ближайших единомышленников «отца Реформации».

Новому движению требовались земли для создания первого в мире лютеранского государства. Альбрехт Бранденбургский как раз владел такой территорией под управлением давно пережившего свой устав ордена. Осиандер немедленно познакомил молодого магистра с Мартином Лютером и его ближайшим сподвижником Филиппом Меланхтоном.

С Лютером Альбрехт и советовался относительно дальнейшей судьбы ордена. При встрече, которая состоялась в ноябре 1523 г. в Виттенберге, Лютер предложил магистру радикальную программу действий – снять рыцарский плащ, провозгласить светскую власть и принять лютеранство как государственную религию. И жениться.

Уже через два года, 8 апреля 1525 г. все так и произошло: Альбрехт Бранденбург-Ансбахский, великий магистр Тевтонского ордена – и горячий (и влиятельный!) сторонник Мартина Лютера, сложил с себя полномочия, отрекся от католической веры и объявил орденскую территорию собственным наследственным герцогством – так возникло первое протестантское государство на свете.

Казалось, протестантизм в качестве «государственной» религии мог утвердиться, например, в Саксонии, где зародилась Реформация. Но нет, первым протестантским политическим образованием стал католический рыцарско-монашеский орден в Пруссии. Все владения Альбрехта приняли лютеранство. Были отменены посты, изменены обряды, богослужения проводились на народном языке. Любая католическая проповедь была запрещена. Герцог ликвидировал все оставшиеся на его территории епископства и монастыри, забрав их земли в пользу государства.

Указом от 26 июля 1525 г. из страны выселялись все нелояльные лица, которые не приняли лютеранства. При герцогском дворе не терпели католиков. Подобным же образом дело обстояло в основанном в 1544 г. университете (Альбертине), где обязательным было принятие присяги на верность «чистому Слову Божьему», т. е. лютеранской вере.

Реорганизованное прусское государство нуждалось в печатном станке. Новые книги должны были объединять сторонников Реформации и учить их, и герцог позаботился об организации книгопечатания в Кёнигсберге. В XVI в. в городе действовало немало типографий, которыми владели выходцы из Германии. Первым кёнигсбергским типографом был Иоганн Вайнрайх (Weinreich), который начал работу в 1524 г. А первой книгой стал евангелический песенник, напечатанный в этой типографии в 1527 г. Его автором был ведущий лютеранский теолог Пруссии Пауль Сператус; настоящая фамилия его была Шпрет – он был родом из Швабии. В Виттенберге он помогал Лютеру собирать евангельские церковные песнопения. Он и сам был сочинителем духовных песен, книголюбом и владельцем немалой библиотеки. По приглашению Альбрехта он в 1524 г. отправился в Кёнигсберг, чтобы стать там придворным проповедником. В 1530 г. Альбрехт возвел своего придворного проповедника в сан епископа.

Книгоиздателем был и Ханс Люффт из Виттенберга, получивший от герцога соответствующую концессию в мае 1549 г. Возле пруда Шлосстайх он открыл филиал своего виттенбергского предприятия – придворную и университетскую типографию. Когда в 1553 г. обе типографии пришли в упадок, герцог пригласил из Нюрнберга в Кёнигсберг печатника Иоганна Даубманна, который до своей смерти в 1573 г. печатал книги на немецком, латинском, польском, литовском и прусском языках.

СЛОВА ВЕЛИКИХ

«До книгопечатания Реформация была бы лишь расколом; книгопечатание превратило ее в революцию. Уничтожьте печатный станок – и ересь обессилена. По определению ли свыше или по воле рока, но Гутенберг является предтечей Лютера».

Виктор Гюго

Андреас Осиандер тоже перебрался из Нюрнберга на главную богословскую кафедру Кёнигсберга и вскоре стал «духовным отцом» нового герцога Прусского, хотя и был младше него годами. Яростный проповедник, он сыграл решающую роль в обращении тевтонских рыцарей в лютеранство.

В недавно основанном университете, в Альбертине Осиандер занял должность профессора богословия, и даже одно время был ректором. В теологии он известен как автор учения о преображающей силе благодати, которая в доктринальных спорах была признана ересью. С критикой взглядов Осиандера выступили почти все видные лютеранские богословы того времени.


◾ Неизв. автор. Портрет Андреаса Осиандера. Гравюра


Когда Осиандер стал проповедовать идеи, расходящиеся с учением Лютера, в его отношениях с герцогом произошло заметное охлаждение. От каких-либо репрессий Осиандера спасла смерть в 1552 г. Помня о былой дружбе, герцог настоял, чтобы проповедника негласно похоронили в Альтштадтской кирхе, несмотря на протесты жителей Кёнигсберга: Осиандер пользовался дурной славой как друг известного авантюриста Павла Скалиха, также находившегося под покровительством Альбрехта.

По городу поползли слухи о том, что по ночам из-под пола кирхи, где покоилось тело Осиандера, слышен скрежет. Кёнигсбержцы говорили, что за грехи его теперь мучают черти. Поскольку перепуганные прихожане перестали посещать кирху, герцог распорядился произвести вскрытие захоронения в присутствии знатных горожан. К удивлению присутствующих, тела Осиандера в могиле не было, а лежал там, по утверждениям очевидцев, истлевший труп колдуна по имени Балтазар, приехавшего в Кёнигсберг в самом начале XVI в.

Могилу закопали, пугающие звуки прекратились, история одного из самых неоднозначных деятелей Реформации, христианского мыслителя и в то же время каббалиста и мистика, проповедника, обратившего в лютеранство магистра влиятельного католического ордена, но осужденного за свои идеи как еретика, на этом закончилась. И все-таки именно благодаря Андреасу Осиандеру реформаторское движение обрело собственный плацдарм в Европе, а тысячи протестантов из многих стран – новую Родину.

Вопросы брака и секса

До Реформации члены ордена давали не только обет целомудрия, но и обет послушания, жили вместе, спали на твердых ложах, ели скудную пищу за общей трапезой, находились в постоянной готовности к военному походу: ложились в постель полуодетые, шпагу держа под рукой.

Обет безбрачия, который принимали тевтонские рыцари, Лютер объявил лицемерной папистской уловкой. Яростный враг монашеских обетов, он вел пылкую кампанию против целибата.

Тем же методом он воздействовал и на Альбрехта Бранденбургского, гроссмейстера Тевтонского ордена. Сначала встретился с ним для личной беседы, а затем 28 марта 1523 г. опубликовал воззвание под красноречивым заголовком «Рыцарям немецкого ордена. Призыв ко избежанию ложного и к достижению истинного христианского целомудрия». Лютер призвал рыцарей отказаться от монашеского безбрачия, обета, который они нарушают, вступая в тайные связи, и жить в супружестве.

«Ваш орден, – утверждал он, – поистине уникален: он одновременно и светский, и духовный, и ни то, ни другое; он обязан владеть мечом против неверных и при этом жить в безбрачии, бедности и послушании, как другие монахи. …Эти вещи не согласуются друг с другом, как показывает разум и повседневный опыт. Следовательно, порядок бесполезен и для Бога, и для мира».

Сам Лютер женился в июне 1525 г., в следующем году его примеру последовал герцог, а затем уговорил и своих монахов-рыцарей. Впрочем, прежде чем откликнуться на настойчивый призыв Лютера, Альбрехт дождался титула герцога Пруссии и тогда уже торжественно сочетался браком с датской принцессой Доротеей, пригласив Лютера на свадьбу. Этот брак означал фактический роспуск тевтонского ордена как монашеского учреждения. Большинство рыцарей получили большие феодальные владения и тоже женились; остальные вернулись в Германию.

Тайна Серебряной библиотеки

Герцог Альбрехт просвещенья дух усвоил с молодости, поэтому отличался интересом и к книгам, и к ученым людям. Практичный и умный, он понимал, что укрепить верховную власть можно с помощью идей. За свой счет герцог посылал способных молодых людей учиться в университеты Германии, Франции, Италии, давал деньги ученым на то, чтобы их произведения увидели свет. В своей столице – Кёнигсберге – он решил создать большую библиотеку.

Книжные знания и всех, кто ими владел, герцог очень ценил. Сам он, став в 22 года великим магистром, не смог продолжить образования (в частности, был очень слаб в латыни, которая в то время считалась языком ученых людей), о чем постоянно сокрушался. Рыцари Тевтонского ордена предпочитали военную науку всем остальным. Сказались 200 лет польско-тевтонских войн: владение мечом ценились гораздо выше элоквенции (красноречия). Но Альбрехт не был «стопроцентным тевтонцем». Он переписывался с Эразмом Роттердамским – а когда начал собирать библиотеку, именно Эразм порекомендовал ему двух своих коллег для покупки книг и для работы библиотекарем и хранителем.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Ныне часть Центрального района.

2

Другое название – Земланд, историческая область, где жило прусское племя самбов, ныне полностью расположенная на территории России.

3

Кульмская земля – историческая область в Польше в излучине реки Вислы.

4

Историческая область в северо-восточно-центральной Польше.

5

Johannes Voigt. Geschichte Preussens, Vol. 2: Von den ltesten Zeiten bis zum Untergange der Herrschaft des Deutschen Ordens, die Zeit von der Ankunft des Ordens bis zum Frieden 1249.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4