bannerbanner
Калининград. Полная история города
Калининград. Полная история города

Полная версия

Калининград. Полная история города

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4
ПЁТР ИЗ ДУСБУРГА,Хроники земли Прусской

Северогерманский хронист Адам Бременский в 1070-х гг. упоминал непреклонность пруссов: «Можно было бы указать многое в нравах этих людей, что достойно хвалы, когда бы только они уверовали во Христа, проповедников которого ныне жестоко преследуют». Действительно, и попытки христианизации пруссов, и сопротивление им не прекращались. В 1009 г. еще одна миссия оказалась невыполнима: был казнен преемник Адальберта Пражского Бруно Кверфуртский, получивший благословение на миссионерскую деятельность от папы римского. Епископ Бруно имел амбициозные планы христианизации балтийских язычников, среди пруссов пробыл несколько месяцев, но был обезглавлен, а его спутники повешены.

В Магдебургских анналах 1009 г. содержится запись о смерти Бруно Кверфуртского: «На двенадцатый год своего подвижничества и монашеской жизни он отправился в Пруссию… проповедуя на границе указанной области Руссии и Литвы, он сначала встретил препятствия со стороны местных жителей, но когда он стал проповедовать дальше, его схватили. Затем язычники отрубили [ему] сначала руки, ноги и, наконец, голову, и, казненный со своими восемнадцатью спутниками, славным мучеником он снискал небеса 9 марта».

После подобных эксцессов для защиты христианских миссий потребовалась вооруженная сила, что в те времена означало крестовый поход.

Латинская церковь считала крестовыми походами не только вооруженное паломничество 1096–1272 гг. в Палестину для освобождения Иерусалима с Гробом Господним. Римские папы провозглашали крестовые походы и с целью обращения в христианство язычников Прибалтики, и для подавления еретических течений в Европе (катаров, гуситов и др.).


◾ Средневековая фреска, изображающая смерть святого Бруно. Дата неизв.


Прусские язычники между тем стойко сопротивлялись попыткам их окрестить. Миссионерская активность вызвала в Пруссии ответную реакцию. В 1224 г. пруссы перешли Вислу и сожгли и разграбили несколько католических монастырей. Походы польских князей против соседей-язычников терпели неудачи, ответные набеги пруссов на пограничные польские земли несли им разорение и грабежи. Князь Конрад Мазовецкий вынужден был откупаться, чтобы хоть как-то обезопасить свои земли от постоянных нападений племен с востока.

Польский князь пробовал даже организовать орден для борьбы с пруссами – так называемый «орден рыцарей Христовых» составили примерно два десятка немецких рыцарей. Однако большую часть времени эти рыцари проводили в укрепленном замке Добжынь: «…и так враждебны были пруссы этим братьям, что редко кто из них отваживался появляться за пределами замка…».

И тогда польский принцепс вспомнил о тевтонцах.

Тевтонский орден, как и прочие католические духовно-рыцарские ордена крестоносцев, появился на Святой земле. Он возник в 1189 г. как братство по уходу за ранеными крестоносцами при осаде Акры во время Третьего крестового похода. Основали его на свои средства незнатные участники похода – горожане Любека и Бремена для оказания помощи бедным и больным немцам. Первое время это госпитальное братство входило в структуру ордена госпитальеров (иоаннитов), а его руководитель был «магистром больницы» (Der Meister des Lazaretes). Но немецкие паломники старались держаться особняком от всех остальных и организовали свой госпиталь для поддержания раненых и больных. Со временем его взяла под патронаж церковь Святой Марии в Иерусалиме. В 1197 г. госпитальным братьям из Акры поручили оборону некоторых приграничных крепостей. Папа Иннокентий III (1198–1216), только что избранный на святой престол, издал буллу (19 февраля 1199 г.) о преобразовании общины при госпитале в монашеский орден. Орден получил устав тамплиеров, а его членов стали именовать «братья немецкого госпиталя Св. Марии в Иерусалиме» (fraters hospitalis sanctae Mariae Theutonicorum Ierosolimitanorum) или, сокращенно, «Тевтонский орден» (Ordo Theutonicorum).

Но после того, как в 1187 г. войска султана Салах ад-Дина (Саладина) захватили Иерусалим, никто из европейских королей уже не стремился участвовать в священных войнах за освобождение Гроба Господня. Затруднения в Святой земле почти сразу обратили внимание тевтонов на борьбу с европейскими язычниками.

Таков был исторический фон, когда в 1210 г. великим магистром ордена был избран 30-летний Германн фон Зальца (Hermann von Salza; ок. 1179–1239) – ловкий, дипломатичный и энергичный политик. Он понимал, что пребывать на Ближнем Востоке крестоносцам осталось недолго, и выбрал иную цель – создать орденское государство в Европе. Уже в 1226 г. Герман фон Зальца перенес деятельность ордена в Восточную Европу.

Сначала фон Зальца принял приглашение короля Андраша Венгерского перебазировать основные силы Тевтонского ордена в Трансильванию, но этот альянс оказался непрочным и недолговечным – король изгнал тевтонцев из своей страны.

И тут зимой 1225–1226 г. к крестоносцам прибыло польское посольство от князя Конрада Мазовецкого, чьи земли безнаказанно грабили язычники. Поляки предложили Немецкому ордену в дар Кульмскую землю[3] и другие прусские территории, которые рыцарям предлагалось покорить и уже самостоятельно держать в узде язычников. Был составлен договор, закреплявший прусские земли за крестоносцами «…со всеми правами и пользованием, …в вечном владении».

Чтобы подтвердить эту договоренность, император Священной Римской империи Фридрих II в марте 1226 г. издал «Золотую буллу», пожаловав ордену все завоеванные им у пруссов или полученные в дар земли. Так начала реализовываться мечта Германа фон Зальца об орденском государстве. Активность ордена переместилась из песков Палестины в леса Прибалтики.

Для начала великий магистр отправил к мазовецкому князю отряд во главе с рыцарем Конрадом фон Ландсбергом для выяснения всех обстоятельств дела на месте. Когда те прибыли к княжескому двору, на Мазовию[4] вновь напали пруссы. Тевтонским рыцарям представилась прекрасная возможность продемонстрировать свои боевые качества: «…пришло войско пруссов и разорило Польскую землю огнем и мечом. С этим войском …собрав вокруг себя множество поляков, мужественно вступили в сражение, но пруссы, оказывая сопротивление со своей стороны (а поляки бежали после первой же стычки), смертельно ранили братьев и, взяв в плен и уведя вождя войска поляков, убили многих людей…».


◾ Петер Янссен. Фридрих II освобождает тевтонских рыцарей. XIX век


12 сентября 1230 г. папа Григорий IX призвал к крестовому походу против пруссов жителей северо-восточных германских земель, а также поляков, померанцев и других славян-католиков. Папа издал буллу, утвердив передачу Тевтонскому ордену и Кульма, и прав на все будущие завоевания в земле язычников. В северных крестовых походах, как и в ближневосточных, крестоносцы получали отпущение грехов. Продолжались они 60 лет.

В 1231 г. ландмейстер Пруссии – главный орденский руководитель на этих еще не завоеванных землях – Генрих фон Балк с небольшим отрядом тевтонцев переправился на лодках через Вислу и добрался до прусского святилища. Крестоносцы окружили капище рвом и валом, повесили на дубе, которому поклонялись язычники, свою хоругвь. Им удалось отбить все атаки пруссов, стремившихся уничтожить дерзких пришельцев. Спустя несколько месяцев на этом месте были заложены замок и город Торн (Торунь). Отсюда рыцари постепенно продвигались вглубь Пруссии.

В 1234 г. Тевтонский орден поглотил остатки малочисленного Добринского ордена, а в 1237 г. – ордена меченосцев. Поглощение ордена меченосцев принесло Тевтонскому ордену земли Прибалтики.

На те земли языческой Пруссии, где сегодня расположена Калининградская область, Тевтонский орден вышел во время Третьего крестового похода. Еще до основания Кёнигсберга тевтонцы построили в стратегически важном месте Помезании замок Эльбинг (1237), ставший базой их экспансии. Выгодное географическое расположение сделало его первым и главным морским портом будущего государства. В 1239 г. крестоносцы взяли прусский замок Хонеда в Натангии и назвали его Бальга. Он стал первым рыцарским замком на территории будущей Восточной Пруссии. Следом ландмайстер фон Балк заложил замки Мариенвердер, Кульм и другие.

Это был убедительный в своей последовательности план: орден шаг за шагом расширял сферу своего влияния до берегов реки Прегель/Преголя, а оттуда – дальше вглубь страны. И каждый такой шаг сопровождался возведением укрепленных замков. Схема поступательного завоевания земель была многократно отработана. Первоначально на границе вражеской территории строился замок, потом на расстоянии дня пути вглубь вражеской территории строился второй замок и т. д. Крепости служили опорными пунктами рыцарей, возводились быстро, так как строились из дерева, а пустоты заполнялись камнями и землей. Так возникла укрепленная сеть замков по всей Пруссии, многие из этих крепостей впоследствии переросли в города. К началу 40-х гг. XIII в. орден прочно закрепился в земле Кульмской и Хелмской, а также в собственно прусских землях: Натангии, Бартии, Вармии, Погезании и Помезании.


◾ Найстарская панорама замка Эльбинга (Эльбонга). 1554 год


На землях Пруссии крестоносцы построили около 90 укрепленных замков. Десять из них хорошо сохранились до нашего времени и восстановлены, 13 находятся в состоянии руин. Еще полтора десятка полностью разрушены.

Необходимость строительства замков на захваченных территориях оговаривал и устав Тевтонского ордена, по которому орденские братья могли ночевать только в замках и нигде более. Так орден мог контролировать соблюдение братьями монашеских обетов и прежде всего обета безбрачия.

Отец этого плана, верховный магистр ордена Германн фон Зальца, намеревался закрепить за орденом обширные владения, обеспечивающие ему и независимость, и перспективы на будущее. Это сегодня для нас понятия «Тевтонский орден» и «Пруссия» слились в единое целое, но так случилось в результате долгого исторического процесса. Завоевание Пруссии было результатом крестовых походов, а на идее крестовых походов строилась вся политическая идеология позднего Средневековья. Экспансия ордена происходила с согласия императора, с благословения папы, то есть пользовалась поддержкой духовной и политической власти своей эпохи.

Практически все современные историки подтверждают, что покорение язычников шло мечом и кровью. Об этом писал еще в 1828 г. кёнигсбергский профессор, историк XIX века Йоханнес Фохт[5], отмечавший, что «меч принудил исконное население Пруссии к повиновению. Орден стал полноправным и единственным правителем и собственником их земель, новые отношения… он строил, руководствуясь своими желаниями, интересами и силой…».

В основе отношений ордена с местным населением лежало право на землю. Орден выступал как неограниченный владелец всей прусской земли (это было зафиксировано сначала в Кульмской грамоте 1233 г., а затем и в договоре с пруссами в 1249 г.). Речь шла не только о крещении, смене религии, – речь шла о потере вождями прусских племен власти и территорий. Все это привело к первому крупному восстанию против крестоносцев.

Это восстание весной 1242 г. явилось ответом на Третий крестовый поход в Пруссию 1239–1240 гг. Основной ареной боевых действий стали Кульмская земля, Помезания и Натангия. Фактическим вождем восстания стал восточно-поморский князь Святополк Великий. Он укрепил свои крепости на берегах Вислы, стал взимать пошлины с судов ордена, а позже приостановил и всю навигацию, отрезав замки крестоносцев от снабжения. Пруссы сначала опустошили орденские владения (Вармию, Бартию, Погезанию и Натангию), захватили и разрушили все орденские замки, только что сооруженные крестоносцами, истребив в них всех рыцарей и христиан. Уцелели только Бальга и Эльбинг. Затем повстанцы разорили Помезанию и Кульмскую землю, где также разрушили все замки и поселки крестоносцев. Устояли три замка – Торунь, Кульм и Реден. Согласно средневековому хронисту и брату-священнику Тевтонского ордена, автору «Хроники земли Прусской» Петру из Дусбурга, «они убили 4 тысячи, так что вся земля Прусская казалась обагренной кровью христианской».

Переломным моментом в борьбе с пруссами стал Четвертый крестовый поход 1246 г. Крестоносцы «вторглись в землю Помезании и, проходя мощным и грозным натиском, за 9 дней и ночей с великим воинством опустошили ее, так что не осталось в ней ни одного угла, где бы они не побывали с огнем и мечом». К 1247 г. Святополк признал свое поражение. К 1249 г. крестоносцы принудили пруссов, племена помезанцев, вармийцев и натангов к тяжелому Христбургскому миру. Орден закрепился в западных землях Пруссии, но тут же столкнулся с новым восстанием (1249–1254).

Пятый крестовый поход 1254–1255 гг. против «вероотступничества пруссов» был организован для покорения Самбии – самой богатой из прусских земель. Поход возглавил богемский король Оттокар II Пршемысл. Именно с его именем связано событие, для нас ключевое, – основание замка, а впоследствии и города Кёнигсберга. Участие самого могущественного правителя того времени придало неотвратимости «блицкригу» ордена.


◾ Вацлав Брожик. Прощание Оттокара. 1874 год


Пршемысл Оттокар II (1233 – 26 августа 1278) – король Чехии (с 1253), герцог Австрии (1250–1276). Один из самых могущественных и богатых монархов своего времени, носил прозвище «Король Железный и Золотой». В 1254 г. по предложению папы римского вышел в крестовый поход на язычников Пруссии. Во время похода в январе 1255 г. заложил крепость Кёнигсберг («Королевская гора»).

В 1255 г. крестоносцы сожгли и сровняли с землей крепость Твангсте, основанную пруссами в VI в. Король Оттокар, искушенный военачальник, оценил перспективы места: возвышенность в нижнем течении реки Преголи, рядом с переправой, в точке пересечения торговых путей, позволяла контролировать всю округу – и торговлю, и перемещения войск.

На этом холме Оттокар и великий магистр Тевтонского ордена Поппо фон Остерна заложили орденскую крепость Кёнигсберг (чеш. Královec), названную «Королевской горой» в честь богемского короля.

СЛОВА ВЕЛИКИХ

«Король отдал братьям-рыцарям ордена оставшихся прусских заложников, сам взошел на гору и советовал братьям основать на этом месте замок для защиты истинной веры. Он отдал им совет и план на строительство. Он оставил братьям ордена прекрасные королевские подарки. Посчитав святой обет полностью исполненным, король возвратился в свое королевство. В походе он потерял только несколько своих рыцарей».

ПЁТР ИЗ ДУСБУРГА,Хроники земли Прусской

Как видно из записи хрониста, вождь крестового похода не присутствовал при закладке Замка. Покидая Пруссию в январе 1255 г., он выбрал только место для христианской крепости. Его политические амбиции распространялись гораздо дальше этих провинциальных земель. Поход в Пруссию был для Оттокара Пршемысла лишь эпизодом в борьбе за чешскую или, возможно, за имперскую корону. Со стороны магистра назвать крепость в честь союзника-короля было актом дипломатической вежливости. Так чех Оттокар Пршемысл стал патроном Кёнигсберга, и город всегда чтил его память.

Память об основателе города была закреплена в городском гербе, составной частью которого стала красная «богемская» корона.

Король Оттокар II изображен и на самой древней (1360 г.) из сохранившихся до нашего времени печатей Старого города (Альтштадта) – как рыцарь в доспехах, держащий в руке скипетр с наконечником в форме лилии.

Отреставрированная в 2005 г. скульптура Оттокара на Королевских воротах – единственное его изображение, сохранившееся на территории Калининградской области.

Третье, самое отчаянное, восстание пруссы подняли 20 сентября 1260 г. под началом вождя племени натангов Геркуса Мантоса (немцы называли его Генрихом Монте). Впрочем, вождь – личность легендарная, никаких документальных сведений о нем практически нет, за исключением скупых сообщений вездесущего Петра из Дусбурга.

СЛОВА ВЕЛИКИХ

«После этой сечи наттанги, желая принести жертву богам, бросили жребий среди тевтонов, взятых там в плен, и он дважды выпал одному горожанину из Магдебурга, знатному и богатому, по имени Хиртцхальс; он, оказавшись в такой беде, просил Генриха Монте вспомнить о благодеяниях, какие он не раз оказывал ему в городе Магдебурге, и выручил бы его из этой беды. Услышав это, Генрих, сочувствуя, дважды выручал его. Но когда в третий раз жребий снова выпал ему, он не захотел, чтобы его спасли, но тут же, предлагая себя в добром исповедании жертвой Богу, был привязан к своему коню и сожжен».

ПЁТР ИЗ ДУСБУРГА,Хроники земли Прусской

И вот, согласно этому средневековому хронисту, в январе 1261 г. в битве при Покарвисе (рядом с современным поселком Ушаково) пруссы окружили внушительный отряд крестоносцев и разбили его. Пётр из Дусбурга отмечает, что в этом сражении были убиты многие христиане. Он также упоминает о многочисленных пленниках, среди которых был некий Хиртцхальс. Этот человек хорошо знал Мантоса-Монте во времена его юности.

Мантос еще в детстве был взят в заложники рыцарями тевтонского ордена как сын одного из прусских вождей. Братья ордена рассчитывали, что прусс, воспитанный в католичестве и принявший крещение, возглавит свое племя после смерти отца и будет служить ордену. Но они ошиблись.

И вот когда натанги, готовя жертвоприношения своим богам, выбрали с помощью жребия этого Хиртцхальса, он обратился с просьбой о помощи к вождю. Но Геркус не выручил его.

«Генрих и многие другие после клятвенно утверждали, что, когда этот горожанин, сожженный на коне, испустил дух, они видели, что из уст его вылетел белоснежный голубь», – пишет Пётр из Дусбурга.

После этого язычники осадили Кёнигсберг, но взять крепость не смогли. Война продолжалась еще десять лет и закончилась поимкой и казнью прусского полководца.

В 1994 г. на окраине пос. Междуречье Черняховского района Калининградской области по инициативе литовских общественных организаций был установлен памятник Геркусу Мантосу. Он представлял собою каменного ужа, разрубленного на три части. Надпись (на прусском, литовском, немецком и русском языках) на гранитной плите гласила, что на месте установки памятника в 1273 г. был казнен Геркус Мантос, борец за независимость прусских племен от Тевтонского ордена. Поскольку памятник был установлен литовской стороной самовольно, в нарушение действующего законодательства, то решением местных властей он был демонтирован.

Спорадические вспышки сопротивления пруссов продолжались до 1283 г. Восставшие так и не смогли взять рыцарские замки, и кроме того, в критический момент некоторые вожди перебежали на сторону ордена.

К середине XIII в. Тевтонский орден захватил почти половину всех земель Пруссии и присоединил к своим владениям в Прибалтике еще треть всех земель в Ливонии (владения бывшего ордена меченосцев). К концу XIII в. тевтонцы полностью захватят Пруссию, а в начале XIV в. – польское Поморье. Местное население было истреблено, кто выжил – бежали за Неман, оставшиеся подверглись германизации и были обращены в католицизм.

Завоеванные земли заселили колонисты – выходцы из различных областей Германии. Возникло огромное по меркам средневековой Европы единое орденское государство, включавшее почти все земли Прибалтики (за исключением Литвы). Это государство будет существовать в общей сложности 300 лет, прежде чем окончательно исчезнет с политической сцены Европы.

Под властью тевтонцев оказались два миллиона человек и более пятидесяти городов, которые вели обширную торговлю с Ганзейским союзом. Главными городами были Мариенбург, Кёнигсберг, Торн, Данциг и Кульм. К началу XV в. государство Тевтонского ордена простиралось по всей Прибалтике. Экспансия германцев на Восток была остановлена лишь в 1410 г., когда тевтонцы были разбиты в Грюнвальдской битве поляками и литовцами.

Глава вторая

Замок и его Город

* * *

Орденский хронист Пётр из Дусбурга, самый дотошный летописец происходившего, сообщает, что когда Самбия была покорена, «после ухода господина короля Богемии магистр и братья успешно приготовили все необходимое для строительства и, взяв с собой верных себе пруссов, с большим войском пошли в год от Рождества Христова 1255 и в том месте, которое ныне называется старым замком, построили замок Кёнигсберг».

Так появился укрепленный форпост Тевтонского ордена в богатой янтарем юго-восточной Балтии. Крепость орденских рыцарей была построена не на пустом месте, а там, где располагалось языческое городище, но люди, живущие тут, их происхождение, образ мыслей и цели – все изменилось.

Конечно, в крестовых походах на Балтике принимали участие представители многих народов Европы, но основную массу крестоносцев составляли выходцы из Германии, так что предприятие по крещению язычников в конце концов переросло в колонизацию. В результате сельское население Пруссии к XV в. стало преимущественно немецким, a городское – полностью немецким.

C момента основания замка соседние народы называли его по-своему: литовцы – Караляучюс, поляки – Крулевец, чехи – Краловец. Под именем Королевец замок и местность вокруг него, начиная с XIII в., упоминаются и в различных русских источниках. В России это название широко использовалось до Петра I. Однако начиная с Петра I и до 1946 г. в России чаще использовали немецкое название.

Уже в 1260 г. стены крепости проверили на прочность отряды восставших пруссов, разрушившие поселение при крепости, находившееся на месте будущего Штайндамма (Каменной дамбы). Поэтому епископу Земланда/Самбии, который делил с орденом власть над Пруссией, Кёнигсберг показался местом беспокойным. И он перенес свою резиденцию в Фишхаузен (сейчас – поселок Приморск в тридцати семи километрах от Калининграда). А орден получил наконец необходимую свободу в обустройстве города.

Как был устроен Замок?

Первую небольшую крепость – буквально из земли и бревен – в сентябре 1255 г. построили на холме Твангсте. Впрочем, и эти укрепления строили пруссы. Точнее, те, кого немецкие хроники называли «верные пруссы». Строительство каменного замка и города требовало больших человеческих усилий и ресурсов. Перешедшие на сторону ордена и принявшие крещение вожди поставляли на стройку своих подданных, их использовали на неквалифицированных работах.

Замок должен был дать приют определенному числу братьев-рыцарей, принявших обет вести монашескую жизнь в духе требований ордена. Им нужна была церковь для богослужений, помещения для советов, совместных трапез, отдыха и сна.

Кроме того, орденская крепость была центром административно-территориальной единицы (комтурства или фогтства), которая находилась под защитой и управлением замка. Во время боевых действий фогт или комтур как командир крепости должен был заботиться о размещении войска. Так, замок был центром сбора рыцарских походов в Великое княжество Литовское в XIV в.

На верхней ступени иерархической лестницы Тевтонского ордена находились рыцари (по нем. Ritter), затем священники (Priester) и на нижней – братья (Dienstbruder). Униформой рыцарей являлась черная туника и белый плащ с черным крестом на левом плече. Рыцарями ордена могли быть только немецкие дворяне.


◾ Расположение кёнигсбергских поселений Альтштадт, Кнайпхоф и Лёбенихт. 1255 год


Возглавлял орден великий магистр (нем. Hochmeister, лат. magister generalis). Он выбирался пожизненно на этот пост генеральным капитулом (советом) краевых магистров-ландмейстеров (нем. Landmeister, лат. magistri provincialis), а также высших чинов ордена и членов столичного конвента. Сам конвент являлся также органом местного самоуправления и состоял из рыцарей, священников и служивого братства.

Во главе орденских провинций находились провинциальные магистры-ландмейстеры (нем. Landmeister). Во времена расцвета Тевтонского ордена их было семь.

Ландмейстерам подчинялись комтуры (нем. Komtur; лат. commendator) – они стояли во главе замков, командовали их гарнизонами, занимались финансовыми, хозяйственными делами – колонизацией, распашкой и осушением захваченных земель и т. д. Комтурство состояло из замка и относящегося к нему округа и было замкнутой, относительно самостоятельной хозяйственно-административной единицей.

На Замковой горе орден на протяжении примерно двадцати лет возвел целый комплекс строений. Основные крепостные сооружения в форме вытянутого с запада на восток прямоугольника занимали всё плато горы. В западной половине большого двора возвышался замок – здание Конвента; ко внутреннему кольцу крепостной стены примыкали госпиталь и приют для престарелых ветеранов ордена – «герренфирмари», а также большой амбар и другие помещения.

На страницу:
2 из 4