bannerbanner
Возрождение йоги (часть 1). Строение «тонкого» тела человека с позиции Йоги
Возрождение йоги (часть 1). Строение «тонкого» тела человека с позиции Йоги

Полная версия

Возрождение йоги (часть 1). Строение «тонкого» тела человека с позиции Йоги

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Возрождение йоги (часть 1)

Строение «тонкого» тела человека с позиции Йоги


Дайяван Харутонарджима Мотояма

© Дайяван Харутонарджима Мотояма, 2024


ISBN 978-5-0062-2231-1 (т. 1)

ISBN 978-5-0062-2232-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Строение «тонкого» тела Человека

Знания, направленные на самопознание и саморазвитие с позиции методологии Йоги

Художественное символическое отображение внутренней работы человека на Пути самопознания

 Вступление

Дорогие читатели, добро пожаловать в увлекательный мир саморазвития, в мир Йоги, где аутентичная методология, традиционное искусство самопознания, органично сочетается с современными передовыми технологиями. И для начала позвольте вкратце рассказать о себе лично.


YAMA.PRO


Как вы уже знаете, меня зовут Дайяван. Преподавать йогу я стал с 2019 года, окончил курс преподавателей йоги (2018—2019 гг) в известном центре йоги «OUMRU». Однако в рамках личной практики заниматься йогой я стал много раньше, ещё с 2000 г. (мне тогда было 14 лет) в г. Новосибирске, где жил и учился до 2005 года. Первоначально моей профессией была музыка, так как по высшему образованию я скрипач (заканчивал Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по специальности скрипка, 2005—2010 гг). С начала 2013 года – работаю в Большом театре России в группе I-ых скрипок. Тем не менее мой интерес к изучению йоги как системы саморазвития с годами стал превалирующим, что и позволило мне в своей деятельности полностью перейти в данную область, занявшись в итоге преподаванием йоги. И за прошедший период времени (с 2000-го года), я познакомился с немалым количеством учений различной (как конфессиональной, так и внеконфессиональной) принадлежности, восточных и западных систем и методик по саморазвитию в целом. Будучи довольно основательно знаком со многими из них на собственном опыте, я глубоко убеждён в том, что именно методология Йоги, как системно-целостный подход к самопознанию, является универсальной и, возможно, наиболее цельной системой из имеющихся.


В данной связи довольно интересно отметить так же и то, что ещё относительно недавно йога (как системно-целостная методология, равно как и ведическая культура/литература в целом) была не только малоизвестна западному сообществу, но и принципиально закрыта для свободного изучения – по целому ряду объективно обусловленных причин…1


В целом же изменившиеся ценности и условия жизни современного общества явились причиной того, что представители индийской культурной элиты стали не только открывать, но и популяризировать, адаптируя ведическое культурное наследие (и йогическую методологию в особенности) для менталитета западного мира. Существенно уязвимой особенностью данного процесса явилось то, что современная т.н. «линейка» стилей йоги зачастую носит выхолощенный, однобокий характер – по причине всё большего смещения приоритетов в сторону обще-физкультурного аспекта практик. В своей деятельности я как преподаватель йоги стараюсь учитывать данное обстоятельство, уделяя внимание в т.ч. анализу исконных, или аутентичных первоисточников Йоги.


Данная книга является своего рода вводной и начальной, открывая собой цикл книг (или частей одной большой книги), посвящённых теории и практике Йоги, под общим наименованием «Возрождение Йоги».

В классических текстах священных писаний брахмано-буддистской направленности содержаться подробные описания структурно-функционального строения всех составляющих человеческого существа, а именно:

– телесного организма

– энергоинформационной структуры

– духовной составляющей (души и Духа)


Далее, мы в общих чертах рассмотрим строение человека с данных плоскостей восприятия.


Прежде всего, важно понимать, что данное йогическое представление вовсе не является всего лишь некой теоретической концепцией (или, проще говоря, не является чьей-либо фантазией). Напротив – является фактической данностью, которую абсолютно любой человек при известной подготовленности (тренированности) и настойчивости может проверить на собственном доподлинном личном опыте, убедившись в объективной реальности описанных явлений и процессов.


Однако прежде, чем мы перейдём, собственно, к изложению темы данной работы – небольшое пояснение, касательно термина «тонкое тело». Данное определение, в самом деле, носит условный характер. Причём не только с точки зрения йогической литературы, но и с точки зрения иных восточных учений, а также с точки зрения западного мистицизма. К слову: именно своеобразная интерпретация йогической терминологии западным сообществом и создала данный термин – для большего удобства и простоты в использовании. Однако существует обоснованное (и подкреплённое практикой) мнение, что данный термин далеко не во всех случаях корректен. И связано это со следующим.


Говоря языком современной западной науки – весь мир представляет собой энергию в различных состояниях. Современный же человек, несмотря на потенциальную доступность ему неизмеримо большего диапазона восприятия (равно как и функциональных возможностей) привык к поддержанию жёстко-регламентированного (самим же человеческим сообществом) и крайне узкого режима восприятия (перцепции). С точки зрения данного положения дел так называемый «тонкоматериальный мир» не столь уж и «тонок», и даже напротив – представляет собой неизмеримо более великий и многомерный спектр различных типов вибраций (или миров Многомерия), восприятие которых, увы, принципиально недоступно среднестатистическому индивиду.


• В данной книге я как автор искренне рад представить вашему вниманию необычный подход к визуализации теории и практики Йоги. Каждое изображение, каждая иллюстрация данной книги (и последующих книг также) были созданы не человеческой рукой, а творческим разумом искусственного интеллекта – нейросетью. Каждое изображение, представленное в этой книге, было сгенерировано автоматически в ответ на запрос, создавая уникальные и вдохновляющие иллюстрации, соответствующие духу истинного йогического Учения (методологии).


Итак, добро пожаловать в будущее Йоги.


Искренне, с уважением, Дайяван

 Строение человека с позиции йоги

Системно-целостное строение человека с позиции Йоги

<1> Тонкие тела

Итак, помимо физического носителя (тела), человек обладает энергетическими телами различной спецификации, что, как правило, обобщённо именуется тонким телом.


Различные источники, например «Тайттирия-упанишада», описывают пять оболочек, называемых коша, находящимися внутри трёх тел, называемых шарира, управляющих различными уровнями сознания.


Три тела (или шарира), соотносятся с пятью оболочками (или коша) следующим образом:


~1~ Стхула-шарира: плотное, или физическое тело. Состоит из материи физического мира. Оно наиболее низкочастотное и плотное, формируется из первоэлементов – из пяти стихий:

– Земля (Притхиви)

– Вода (Джала)

– Воздух (Вайю)

– Огонь (Агни)

– Эфир (Акаша)


Включает в себя оболочку, называемую:

Аннамайя-коша: иллюзорная оболочка, поддерживающая своё существование за счёт питания, подвержена всем видам изменений (от рождения до смерти). С данного уровня восприятия наше сознание идентифицирует себя с физическим носителем (т.е. телом) и его признаками.

~2~ Сукшма-шарира: тонкое тело, или линга-шарира. Содержит чакры (энерго-центры), грантхи (энерго-узлы/блоки) и нади (энерго-каналы); проявляет информационный и энергетический план трёх гун Первоматерии:

– саттва или святость (равновесие)

– раджас или страсть (активность)

– тамас или невежество (инертность)


Состоит из трёх оболочек:


Пранамайя-коша: эфирное, или энергетическое тело, включающее в себя две составляющие: информационную и энергетическую. Именно на данном уровне происходит взаимодействие между людьми. Один из важнейших показателей – чистота энергоинформационной матрицы. На этом уровне сознание человека ассоциирует себя с чувственно-эмоциональными реакциями.

Маномайя-коша: оболочка ментального тела. Состоит из джняна-индрий, или джнянендрий: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С точки зрения индуизма, ум – аппарат, обрабатывающий информацию, получаемую от органов чувств. Человек на данном этапе развития отождествляет себя со своей деятельностью и проявлениями вовне (профессия, социальный род деятельности и т.д.).

Виджнянамайя-коша: оболочка разума, или интеллекта. Разум – аппарат, позволяющий действовать несогласно психоэмоциональным импульсам, т.е. страстям, а осуществляя выбор осознанно, владея самим собой. На этом уровне человек самоотождествляется со своим мировоззрением.

~3~ Карана-шарира: каузальное, или причинное тело (именно его нередко называют термином душа). Состоит из оболочки, называемой:

Анандамайя-коша: оболочка трансцендентного блаженства, за которой скрывается Дух. Анандамайя-коша включает в себя т.н. три модуса счастья:


– Прия: восприятие желанного объекта

– Мода: приближение желанного объекта

– Прамода: обладание желанным объектом


Данная оболочка самопроизвольно испытывает счастье благодаря осуществлению благостных поступков. На этом уровне самость слабо проявлена, человек воспринимает себя проводником и инструментом Божественного.

<2> Пять пранических сил

Пять жизненных сил (вайю, или жизненных ветров) человека


Согласно различным писаниям, в человеческом теле функционально проявлены пять видов энергий, или ветров жизненной силы. В текстах «Шива-самхита» и «Прашна-упанишада» даются следующие описания пяти вайю – ветров жизненной силы:


– Апана – локализована в области ног и промежности. Нисходящая энергия по своей природе, согласно «Прашна-упанишаде» «…управляет органами выделения и воспроизведения», связана со всеми выделительными процессами и, соответственно, усиливается каждый раз, когда они включаются.


– Самана – локализована в районе пупка, занимая область от района живота до грудной клетки. Отвечает за переваривание пищи, или, иначе говоря, за огонь пищеварения: «Самана воспринимает пищу и рождает семь пламён» [«Прашна-упанишада»]. Эта же энергия отвечает за усваивание информации и выделение телесного тепла.


– Прана – локализована в районе сердца, занимая область с уровня грудной клетки примерно до носа. Отвечает за жизненную силу. Прана увеличивается от выполнения пранаям. Прана отвечает за дыхательную систему, функции сердца, а также в целом за работу органов чувств (индрий).


– Удана – локализована в районе горла. Определяет характер мышления и соотношение позитивных и негативных тенденций в сознании человека. Удана отвечает за высшую нервную деятельность.


– Вьяна – не имеет локального местонахождения, напротив – движется через всё тело, представляя собой энергетический кокон, поддерживающий баланс вышеперечисленных энергий; нередко проявления именно данного жизненного ветра называют аурой.


«Прана, апана, самана, удана, вьяна, нага, курма, крикара, девадатта и дхананджая – эти десять вайю (жизненных потоков) перемещаются во всех нади.


Прана перемещается в ноздрях, горле, пупке, двух больших пальцах ног, в нижних и верхних частях Кундалини. Вьяна перемещается в ухе, глазе, пояснице, лодыжках, носе, горле и ягодицах. Апана перемещается в анусе, гениталиях, бёдрах, коленях, желудке, семени, пояснице, икрах, пупке. Удана находится во всех суставах, а также в руках и ногах. Самана пронизывает все части тела, наряду с огнём она обеспечивает распространение в теле принимаемой пищи и жидкости. Она перемещается по [всем] семидесяти двум тысячам нади. Огонь вайю, начинающийся с наги, идёт к коже, костям и т. д. Находящаяся в пупке прана разделяет находящиеся там пищу и жидкость и порождает расы (соки) и др. Помещая воду над огнём и пищу над водой (или в ней), она идёт к апане и наряду с ней раздувает огонь в центре тела.


Огонь, раздуваемый таким образом апаной, постепенно увеличивается в яркости в середине тела. Затем он порождает своим пламенем воду, которая направляется в кишечник праной для разогревания. Огонь с водой заставляет пищу и вышеупомянутые элементы перевариваться до надлежащей степени. Затем прана разделяет их на пот, мочу, воду, кровь, семя, фекалии и т. д. И, наряду с саманой, она переносит сок (или сущность) по всем нади и перемещается в теле в форме дыхания.


Вайю выводит урину, фекалии и т. д. через девять отверстий в теле, которые связаны с внешним воздухом. [Функции] праны – вдох, выдох и кашель. [Функции] апаны – выведение фекалий и мочи. [Функции] вьяны – [такие действия как] предоставление и взятие. [Функции] уданы – поддержание тела прямым и т. д. [Функции] саманы – питание тела. [Функции] наги – рвота и т. д. [Функции] курмы – движение век. [Функции] крикары – вызов чувства голода и т. д. [Функции] девадатты – вызов лени и т. д. [Функции] дхананджаи – порождение мокроты.


Обретя, таким образом, полное знание о местопребывании нади и вайю с их функциями, необходимо приступить к очищению нади».

«Шандилья упанишада» [1.15]


Кроме того, все 5 жизненных токов содержатся в энергетической оболочке, называемой Пранамайя-коша, а процентное соотношение данных энергий в организме человека регулируется исключительно степенью развитости сознания.


Отдельно, в качестве дополнения, стоит отметить, что число «72», применительно к строению человека, встречается и в священных писаниях иных конфессий, например: апокрифы древних христиан из библиотеки Наг-Хаммади, а именно – «Апокриф от Иоанна».


Люди – в основном существа бодрственного поверхностного сознания. В бодрствовании (джаграт) функции праны активизируют физическое тело, оживляют органы чувств и создают настройку на физический мир.


В состоянии сна-со-сновидениями (свапна) прана активна в астральном теле, проецирует сновидения и создаёт иллюзию реальности, воздействуя на тонкие чувства астрального тела.


В глубоком сне (сушупти) прана сосредоточена на чистом светящемся сознании «Я» -субъекта – за пределами чувств, в это время поверхностный ум не функционирует.


Прана-вайю и апана-вайю в основном переживаются и доминируют в состоянии бодрствования и во сне.


Самана-вайю переживается и доминирует во сне-без-сновидений.


Удана-вайю переживается и доминирует в состоянии осознавания за пределами сна-без-сновидений (турья

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Об этом и многом другом подробнее в последующих частях данной книги.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу