Полная версия
Проект «Левитация», или Будь как все
– Хороший трюк, – похвалил Давыдов.
– Да, «фонтан». У меня он получается лучше всего. Прыжки пока только учу, недавно его купила – сказала девушка и представилась, – меня зовут Сумико. Профессор ждал вас с утра, а сейчас уже день… Он в аппаратной. Я вас провожу к нему.
Катер мягко ткнулся в причал. Капитан помог выгрузить вещи и, словно в подтверждение недавно сказанных слов, тут же, развернув судно, тронулся в обратный путь. Знакомая по видеозаписи крутая лестница вела от пристани почти вертикально вверх.
* * *Ветки хлещут по коже и оставляют на ней красные полосы. Капли росы перемешиваются с потом, соскальзывают и падают на землю. Видно, как ломаются сухие прутья под ногами. Но хруст веток почти неслышен за разъярённым клёкотом чаек. Сквозь них пробивается крик: «На помощь! На помощь!».
– Дай общий план. Смени камеру, – кто-то почти кричит в темноте у экрана.
Резко меняется угол съёмки. Становится видно, как через подлесок бежит ребёнок семи-восьми лет. Над ним, над самыми кустами, чайки уже почти добивают здоровенного попугая какаду. Его шея и одно из крыльев в крови. Птица в очередной раз повторяет так похожий на человеческий призыв о помощи. Кустарник пересекается глубоким оврагом, верхушки зарослей над которым колышутся почти вровень с землёй. Словно оценив непреодолимость для человека этого препятствия, чайки вместе с жертвой зависают посередине. Но мальчишка, на секунду притормозив, вдруг начинает семенить ногами по ветвям, и успевает ударить самую большую чайку кулаком. Отлетев в сторону, та с удвоенной силой набрасывается на какаду снизу. Теснимый с брюха попугай начинает подниматься вверх, удаляясь вместе с водоворотом чаек всё выше от земли. Ребёнок подпрыгивает, но его руки задевают лишь медленно кружащее в воздухе перо. Он замирает, а потом, пританцовывая на тоненьких ветках, которые не выдержали бы и воробья, вдруг начинает бить кулаками воздух вокруг себя.
– Ничего себе, – звучит возглас удивления из темноты, – как бы он не спятил.
Риторический вопрос прерывает почти командный крик:
– Дай крупный план чаек.
Птиц словно бьёт какая-то невидимая сила. Они поочерёдно отлетают в стороны, возвращаются, снова удар, в воздухе пух, перья. Чайки отступают. Лишь одна из них, самая большая, продолжает кружить в небе, словно пытается рассмотреть, как внизу ребёнок разглаживает перья спасённого попугая. Потом и она исчезает где-то в вышине.
– Тимур Маркович, как он это сделал? – Перед экранами сидят двое, чуть подальше, у большого пульта, ещё один, в инвалидной коляске. На центральном мониторе ребёнок счищает с попугая кровь. На других, которые поменьше, типичные виды тропического курорта: пальмы, тропинки к морю, продолговатый пляж, прозрачная вода в лагуне… Десятки, если не сотня экранов выстроены полукругом. На мужчинах, сидящих у мониторов, зеленоватая униформа. Если бы не толстые профессорские очки на носу одного и довольно интеллектуальные лица обоих, их можно было бы принять за охранников.
– Кто его знает, Пьер. Этому мы его не учили. – Носатый брюнет лет шестидесяти, в очках, с выделяющимся животиком поправляет рубашку. Становится видна пришитая над нагрудным карманом табличка с фамилией «профессор Т. Осмолов». Он поворачивается, встаёт:
– Роуз, Давыдов, вы привезли нам удачу. Это первый проблеск за семь лет. И это почти победа. Получилось! – Он с особым выражением произносит последнее слово. Он направляется к гостям, но в результате подходит к сотрудникам, которые начинают собираться в коридоре у полуоткрытой двери. Новости в этом маленьком коллективе, похоже, распространяются мгновенно. У всех взволнованные лица, радостные, удивлённые, недоумённые.
– На ужин всех жду на террасе, – объявляет профессор, – у нас сегодня праздник в честь гостей и первого успеха. – Одним он пожимает руки, других хлопает по плечу, наконец, останавливается около женщины, стоящей в углу. – Пилар, у него начало получаться.
Ответная улыбка у женщины выходит какой-то неуверенной, словно она знает или чувствует то, что ещё неведомо профессору.
Осмолов опять разворачивается к гостям.
– Знакомьтесь: это Пилар – моя муза, учитель музыки, китайского и испанского языков. Павел Усманов, отвечает у нас за компьютеры и всё с ними связанное. Эмили Джевонс, наш доктор. С Сумико вы уже познакомились. Индира Манви. Эдди, наш повар. Пьер, наш главный администратор и мой помощник.
Он быстро представляет всех собравшихся. Затем называет по имени гостей:
– Максим Давыдов и Анна Роуз, представители нашего главного спонсора и заказчика. – И тут спрашивает: – Вас уже разместили? Нет? Пьер проводит вас в гостевые апартаменты, и жду вас у себя в кабинете под красной крышей.
* * *Гостевыми апартаментами оказались две просторные смежные комнаты, похожие на гостиничные номера, стены которых были украшены картинами. В комнате Давыдова на одной из фотокартин была изображена спящая девушка, которая вместе с подушкой левитировала над кроватью. В комнате Роуз внимание привлекала репродукция картины Марка Шагала «Прогулка», на которой мужчина держал за руку взлетевшую вверх вопреки законам гравитации женщину.
Оставив вещи, Давыдов и Роуз вышли в маленький сад, вокруг которого были выстроены домики-апартаменты всех членов института Осмолова. Кабинет профессора, красная крыша которого выделялась ярким пятном, был направо, но слева, из-за скалы, которой заканчивался сад, доносились взволнованные голоса. Давыдов и Роуз дошли до скалы и сквозь заросли кустарника увидели членов института. Они окружили сидящего в инвалидной коляске Павла Усманова.
– Это правда? – жарко спрашивала у него японка Сумико, которая встретила катер верхом на гидроцикле. – Это точно не твои штучки со спецэффектами?
– Это было на самом деле? – вторила ей Пилар.
– Нам кажется, что всё это вымысел, что это придумали ты и профессор, – недоумевал Пьер, который ещё недавно стоял рядом с Осмоловым в зале для наблюдений за Филиппом, а затем провожал гостей до их комнат.
– Здесь не было ни одного спецэффекта, – отвечал инвалид. – Я сам в шоке и не знаю, что об этом думать.
Участники короткого напряжённого диспута на миг замолкли. Потом индианка Индира произнесла:
– Даже не знаю, что сказать. Получается, профессор прав. Получается, это действительно возможно. Я уже в это не верила.
Давыдов и Роуз развернулись и пошли на встречу с Осмоловым.
* * *Одна из стен кабинета профессора полностью составлена из огромных окон. Сейчас они открыты, ветер колышет прозрачные занавеси. Непрерывный пересвист птиц и другие звуки словно превращают кабинет в участок леса.
– Это ещё не полёт, но он сделал то, на что по легендам способны только святые, йоги и буддийские монахи.
Огромный кабинет для Осмолова, кажется, мал, он ходит по нему, как тигр по клетке, постоянно натыкающийся на прутья-стеллажи, прутья-столы, прутья-стулья. Кажется, что этот большой, грузный человек вдруг враз помолодел. Его движения порывисты, волосы растрёпаны, глаза горят. Он останавливается у старинной гравюры, по виду семнадцатого (максимум восемнадцатого) века, на которой изображён парящим на приличной высоте монах.
– Вы знаете историю этого святого? – профессор словно обращается к аудитории. – Французский юродивый Иосиф Купертинский[8]. Он демонстрировал левитацию самому Папе Римскому Урбану VIII. К моменту смерти в 1663 году, а умер он шестидесятилетним, монахи зарегистрировали более ста «вылетов». Но он был юродивым – это потом его объявили святым, – и не мог управлять парением, взлетал всегда спонтанно, когда молился. Чаще всего парил во время богослужений, чем пугал паству. За это, – хихикнул Осмолов, – его и сослали в один из отдалённых монастырей. Исследовать это явление церковь не решилась. Церковь вообще хранит очень много секретов. Помните «Аки посуху» из Библии? Кстати, по легендам и русский святой Василий Блаженный[9] на глазах у сотен верующих не раз форсировал Москву-реку именно таким способом.
Он чуть сдвинулся вправо к нескольким фотографиям йогов, застывших над землёй в позах Лотоса.
– Эти тоже всё скрывают, – пренебрежительно кивнул Осмолов, – всю жизнь ограничивают себя во всём, отказываются от женщин, вина, мягкой постели, потом часами читают свои мантры, чтобы взлететь на несколько сантиметров. Я был в Индии, посещал Тибет, разговаривал со многими дервишами и монахами. Знаете, что они мне предложили? На десять-пятнадцать лет уйти в их монастырь, постигать бытие. И только потом, после просветления, предполагали они, я, возможно, смогу левитировать. Идиоты, мне не нужно это одному, эти возможности скрыты в каждом из нас.
Профессор крутанулся на каблуках, шагнул вперёд.
– Мальчишка поможет нам понять, какие участки мозга отвечают за левитацию. Но самое главное даже не это. Мы сможем явно продемонстрировать всему миру, что левитация и прочие сверхспособности – это не миф, не сказки. Чтобы развить их, нужно просто заниматься с ребёнком. Обучать его так же, как мы обучаем детей музыке или математике… А потом, потом…
Осмолов остановился и, словно освобождаясь от каких-то мысленных картин, встряхнул головой.
– Роуз, Давыдов, мы на пороге великих открытий, человечество изменится. Вы представляете, каким будет мир? Какими будем мы? – Он попытался подпрыгнуть, взмахнул руками, потом, словно поняв, как это выглядит со стороны, грузно упал в кресло.
Роуз и Давыдов переглянулись, но промолчали. Осмолов и не ждал ответа. Он бы больше обрадовался вопросам, но не дождался и их. Он вновь вскочил, порывисто кинулся вперёд, схватил с полки какой-то фолиант.
– Понимаете, в чём проблема? Левитация или неконтролируема, или достижима лишь на непродолжительное время, – профессор умолк, как будто пришёл к этому выводу только сейчас. Задумался и вдруг заговорил совершенно о другом, словно потеряв нить рассуждений.
– Все слышали о детях, воспитанных животными. Но Киплинг приукрасил историю про Маугли. Новорождённый, попав к медведям или волкам, становится зверем. Верните его в человеческое общество – и он умрёт.
Осмолов взмахнул рукой, словно опуская топор палача.
– Это десятки раз подтверждалось практически. И потреблением сырого мяса дело не ограничивается. В Африке нашли юношу, воспитанного антилопами. Он бегает на четырёх конечностях со скоростью пятьдесят шесть километров в час. Это в полтора раза быстрее, чем мировой рекорд в беге на сто метров. А этот бежит с такой скоростью десятки минут… А на Фиджи ребёнка воспитали курицы – родители сразу после рождения заперли его в курятнике. Он кудахчет и отказывается ходить, скачет на корточках, как курица. В любом помещении ищет место повыше, пытается взгромоздиться на насест…
Осмолов остановился, переводя дыхание, и вновь поднял руку, но теперь для того, чтобы изобразить ею почти танцевальное движение.
– В детстве мы легко учим языки, рисование, пение… В нас очень просто было развить способности к музыке или точным наукам. Кто из вас играет на музыкальных инструментах? – вдруг резко спросил он.
Давыдов и Роуз отрицательно покачали головами.
– А знаете почему? Родители недосмотрели. Колыбель Моцарта стояла у клавесина, на котором его отец-капельмейстер разучивал мелодии, а его мать – сама дочь музыканта, она постоянно пела серенады. От самого зачатия Моцарт был погружён в музыкальную среду, он был практически вылеплен из музыки, поэтому и написал свой первый менуэт в шесть лет. Давыдов, у вас дома звучала музыка? Во что вы играли со своим отцом?
– В шахматы, причём лет с двух, – гордо выпрямился Давыдов, и кресло под ним тяжело скрипнуло, – в шашки, решали головоломки…
– У вас должен быть прекрасный аналитический ум. Всё правильно – вы пошли в науку, стали учёным. Из вас мог также получиться прекрасный детектив, следователь, журналист, – Осмолов взялся за кувшин с водой, на секунды замолчал, отпивая из стакана, и не заметил, как многозначительно Роуз смотрела на своего спутника.
– Итак, среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, определяет, кем он станет – человеком, волком или курицей! Музыкантом или учёным. Социализация имеет основное значение. Почему мы ходим на двух ногах? Мы стараемся быть похожими на окружающих, на своих родителей. И то, что мы усваиваем без каких-либо усилий в один, два, три или четыре года, в дальнейшем даётся с трудом или вообще не даётся. Клавесин вам теперь не одолеть, это не шахматы, – дёрнул головой профессор в сторону Давыдова и многозначительно постучав указательным пальцем по лбу закончил. – Всё дело в мозге, а он развивается только тогда, когда используется. Мозг ребёнка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идёт его активный рост (после трёх лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребёнку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребёнок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой лёгкостью, которая и не снилась детям школьного возраста. Другое дело, что заучивание названий уникальных бабочек или автомашин – это знания, которые, скорее всего, со временем будут ребёнком утрачены. Например, многие родители заставляют детей учить стихи, но лучше научить ребёнка их сочинять, хотя бы через игру в буриме[10]. Стихи он забудет, а умение, навык их сочинять останутся с ним на всю жизнь. Учить ребёнка надо навыкам. Он должен уметь музицировать, рисовать, разговаривать на нескольких языках, плавать, решать задачки… Вот что я отношу к навыкам.
Осмолов подошёл к огромному стеллажу с дверцами из белого стекла. Достал небольшой альбом и две колбы, в которых в растворе плавали почти одинаковые серые полушария.
– Вот посмотрите, в правом сосуде мозг, который с рождения и до трепанации черепа в течение трёх недель развивался под воздействием постоянного вращения. – Осмолов кивнул Давыдову, – знаете ресторан «Седьмое небо» в Останкинской телебашне, до пожара[11] скорость вращения там была примерно такой же: чтоб голова не кружилась. – Он приподнял сосуд, и солнечные лучи, пробившись сквозь мутноватый раствор, вдруг отразились на застывшем лице Роуз.
– Что вы так побледнели? У вас такие экспонаты вызывают неприятные ощущения… – Осмолов недоумённо посмотрел на девушку и вдруг захохотал. Он успел поставить колбы на стол, и этим, наверняка, спас их. Профессор бил себя по коленям, потом по животу, вдруг закашлялся и сквозь хрип наконец произнёс: – Роуз, вы неправильно меня поняли, а я не сказал: это мозг не ребёнка, а щенка. Я не царь Астиаг[12] и не посылаю младенцев на смерть, не надо на меня так смотреть.
Он сел с другой стороны стола, приподнял вторую колбу и, сдерживая смех, продолжил.
– Этот опыт впервые провёл русский нейрохирург Борис Клосовский[13] в начале прошлого века, я лишь повторил его. Щенков из одного помёта делят на группы. Половина живёт на вращающемся диске, другая в обычных условиях. Посмотрите вот на этот участок, это вестибулярный аппарат, – он придвинул обе колбы к гостям и начал водить лазерной указкой, – у экспериментальных щенков он превосходит в своём развитии вестибулярный аппарат контрольной группы на треть. Клеток столько же, но они на треть больше, на треть более зрелые. Это хорошо видно на снимках, сделанных с помощью микроскопа.
Осмолов, ткнув рукой в открытый альбом, вновь бросился к стеллажу.
– Так же с музыкой, – он принёс на стол сразу три колбы, – этого щенка мы поместили в помещение, лишённое звуков, второй с рождения слушал фуги Баха, третий жил в естественных условиях. Смотрите, – он вновь заработал указкой, – какие огромные «музыкальные» участки у второго, но их практически нет у первого.
– Так и в развитии ребёнка, – Осмолов с улыбкой смотрел на Роуз. – В три года у нас временных связей между клетками мозга несколько триллионов. Это в два раза больше, чем у взрослого человека! Почему потом пропадают остальные? Потому что не используются. Представьте, вы возьмёте и на полгода обездвижите свою правую руку. Что произойдёт? Её мышцы полностью атрофируются. Так и бывает после перелома, когда конечность надолго заковывают в гипс… Мозг похож на бицепс: развивается только то, что используется. Закрой вас, взрослых, на пару лет в комнату без света, вы перестанете видеть. В Бразилии живут индейцы, целое племя[14], у членов которого полностью отсутствует ближнее зрение. «Ближнее» – это зрение, которое развивается, когда в детстве мы начинаем ползать, это способность сфокусировать взгляд на собственных руках. С такого расстояния мы, вырастая, читаем, пишем, лепим, рисуем. Специальные детские коврики с яркими картинками, которые так любят покупать родители, рекомендованы именно для развития ближнего зрения. А индейцам оно ни к чему. Они живут на деревьях, на землю никогда не спускаются, а потому не могут научиться фокусировать взгляд на ближайших предметах. Зато прекрасно стреляют из лука на дальние расстояния…
Из-под стеллажа вдруг вылезла пушистая кошка. Прошла мимо Давыдова с Роуз, запрыгнула на колени к профессору, который уже сидел за своим столом, и замурчала, когда он начал её гладить и почёсывать за ухом.
– Тайша, выспалась? – Профессор продолжал её ласкать, а свободной рукой коснулся боковины стола и следующую фразу адресовал опять гостям: – Кстати, обратите внимание, все ножки мебели в моём кабинете раскрашены горизонтальными полосами, видите?
Давыдов с Роуз кивнули.
– Тайша не видит вертикальных полос.
– Что значит – не видит? – переспросил Давыдов.
– Для Тайши окружающий мир имеет только горизонтальные полосы. С рождения её поместили в цилиндр, раскрашенный горизонтальными полосами, и неиспользуемые нейронные связи, отвечающие за различение вертикальных полос, просто не развились[15]. Тайша – плод эксперимента, подтверждающего, что неиспользуемые нейроны не только отмирают, но и не восстанавливаются: прошло уже более семи лет с момента её рождения… Здесь, в кабинете, я ей создал мир, в котором она может безопасно существовать. Наружу она практически не выходит, боится. Там она постоянно бьётся носом о любые вертикальные предметы, о те же деревья, стволы которых её глаза просто не различают.
В раскрытое окно вдруг влетела пара птиц, пронеслась между хозяином кабинета и его гостями и вылетела обратно наружу. Осмолов проводил их взглядом.
– Так же и у людей. Природа такова, – он взмахнул рукой, словно вслед птицам, – что ни один человек не рождается гением, и ни один – дураком. Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребёнка. Отсутствие стимуляции мозга в первые месяцы и годы жизни приводит к необратимому снижению потенциала человека. Это не значит, что после трёх или тридцати трёх лет с человеком не нужно заниматься, но эффект снижается в десятки раз! Как пример, ваш английский, Давыдов. Вы его учили уже взрослым и говорите с акцентом. Попади вы в Новый Свет ребёнком, разговаривали бы, как стопроцентный американец. Дети не учат специально язык, они начинают им пользоваться, потому что все вокруг на нём говорят. Дети – великие имитаторы, они всё повторяют за нами. То есть, всё определяет среда и возможности окружающих.
Осмолов спустил кошку на пол, взял свои экспонаты и понёс их обратно к стеллажу.
– Вы говорите на английском с акцентом, а индийские йоги левитируют с большим трудом, – колбы громко лязгнули о стеклянные полки. – Естественно, это не одно и то же, но суть… – Осмолов потряс указательным пальцем и подошёл к окну.
– Хотите сказать, что помести меня – новорождённого, в общество летающих людей, – не выдержал Давыдов, – то сейчас я слушал бы вас, застыв в полуметре над землёй?
– Именно, – обрадовался Осмолов. Он победно улыбнулся, потёр ладонями друг о друга, словно наслаждаясь, что после его, казалось бы, путанных рассуждений гость сам пришёл к нужному выводу. – Сейчас, – продолжил он, – вы левитацию считаете чем-то экстраординарным, недостижимым, неестественным. Вы на уровне подсознания исключаете для себя лично такую возможность. Препятствует полученный опыт. В подсознании запечатлевается всё произошедшее с человеком. Там регистрируется каждое событие нашей жизни, а также связанные с ним мысли и чувства. Вы знаете о таком заболевании – гипертимезия?
– Чрезмерные воспоминания, сверхвоспоминания? – переспросила Роуз.
– Сверхпамять. Что вы знаете о ней?
– Я только перевела с греческого[16], – ответила Роуз, – учила его в школе.
– Термин «гипертимезия» появился всего пару лет назад[17]. Это неспособность забывать. Люди, страдающие гипертимезией, помнят абсолютно всё, что случилось с ними в жизни. Некоторые из них – с самого рождения. Цвет первой пелёнки, в которую их завернули, лица акушеров… Это очень интересный феномен, достойный изучения, но для меня он служит только подтверждением того, что и обычные люди ничего не забывают полностью. Даже то, что мы не можем вспомнить, хранится у нас в подсознании. Подсознание вам говорит: левитация невозможна. Почему? Потому что у нас нет такого опыта. Но если бы с рождения вас окружали люди, способные левитировать, если бы вы жили в обществе, где левитация – обыденное явление, участки вашего мозга, отвечающие за левитацию, развились бы естественным путём. Они бы у вас развились, когда вы, копируя родителей, пытались застыть в воздухе, как вы выразились, в полуметре над землёй.
– Вся проблема в том, что такого общества нет.
– А это и есть задача нашего эксперимента – создание такого общества, – Осмолов с улыбкой победителя посмотрел на недоумевающего детектива, – пойдёмте, я познакомлю вас с человеком, который живёт в нём. – Профессор повернулся к девушке, – Роуз, у меня к вам просьба, оставьте ваш зелёный платок здесь.
* * *– Вы его уже видели, – профессор и гости остановились перед дверью с надписью «Студия», – его зовут Филипп. Ему семь лет, и он уверен, что все люди умеют летать, а он нет, потому что болен, за что и был вместе с другими больными детьми помещён на остров.
– Но мы же не летаем, – возразила Роуз.
– Вот почему я и попросил вас оставить шарф, – и было непонятно, то ли Осмолов не услышал Роуз, то ли ответил ей. Он открыл дверь студии и уселся на небольшую кушетку прямо у входа, гостям указал на соседние.
Стены, потолок и пол, сами кушетки и все предметы вокруг были зелёного цвета. Каждая из кушеток, как качели, прикреплялась к свисавшим сверху зелёным канатам и, благодаря множеству перекрещённых на потолке рельсов-направляющих, превращалась в подвижный снаряд.
– Технология хромакей[18]. Используется современными телевизионщиками в прогнозе погоды или для имитации присутствия репортёра в труднодоступных местах, а в кинематографе, в том числе, и для создания эффекта полёта, – профессор взялся за небольшой джойстик, выступавший из изголовья кушетки, – управление вашими снарядами я замкнул на себя, устраивайтесь поудобнее.
Кушетки, описав дугу, начали медленно выезжать из-за выступа, который скрывал происходящее в студии. На огромном экране, занимавшем почти всю противоположную стену, уже знакомый мальчишка рассматривал маленькую скульптуру лошади.
Одновременно с управлением кушетками профессор взялся за настройки экрана. Сначала в углу появилось небольшое меню, почти аналогичное тому, что в настройках телевизора, потом его место заняла «картинка в картинке». На ней все присутствующие в студии, благодаря технологии хромакей, уже парили в воздухе. Пейзаж позади них дополнял тот, в котором находился малыш. Небольшая уютная расщелина, заросшая вечнозелёными деревьями и кустами, была залита яркими солнечными лучами. Песок, трава, каменные плиты, мостик из бревна через ручей чередовались с природной естественностью. В глубине скрывался небольшой домик, раскрашенный в яркие цвета. А вдоль одной из скал выстроились огромные телеэкраны. По сути, они транслировали тот же пейзаж, что находился позади них, и благодаря этому практически растворялись в окружающей обстановке.
Лишь на двух экранах картинка отличалась. На одном её заполняли находящиеся в студии люди, на другом как раз в этот момент завершался штурм древнего города. Защитники города и нападавшие на фоне огромной деревянной конской статуи сшибались в поединках, как на земле, так и в воздухе. Порой бой завязывался между закованным в металл пехотинцем и практически лишённым защитных доспехов аэросолдатом. И каждый раз спор между тяжёлой защитой и удивительной ловкостью вооружённого одним лёгким мечом летучего воина разрешался по-разному. Отдельно над схваткой держались лучники-снайперы нападавших. Но через мгновение их строй был разрушен группой горожан с мечами, вынырнувших из облаков…
– Троянская война так, возможно, и велась бы, умей люди левитировать, – негромко начал комментировать происходящее профессор. – Малыш должен знать историю Земли. Мы рассказываем ему об Адаме и Еве, о Древней Греции и Риме, о Китае и Индии, об открытии Америки. И каждый раз перед нашими сценаристами встаёт вопрос: каким бы был ход событий, умей люди левитировать. У них получается замечательная альтернативная история. Я всерьёз подумываю о том, чтобы позвонить в Голливуд.