bannerbanner
Драгоценные истины из греческого языка. Том 1
Драгоценные истины из греческого языка. Том 1

Полная версия

Драгоценные истины из греческого языка. Том 1

Язык: Русский
Год издания: 2007
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 11

А других страхом спасайте, исторгая из огня, ненавидя даже одежду, которая осквернена плотью.

– Иуды, стих 23, KJV

Не знаю, как вы, но я считаю, что слово «ненавидеть» довольно резкое и его не следует употреблять часто. Мы с Дэнис запретили своим детям произносить его. Даже если нам что-то приходится не по душе, мы никогда не позволяем ни себе, ни детям употреблять слово «ненавижу» для выражения своей неприязни. Это слишком негативное выражение своих эмоций.

Но всё-таки кое-что ненавидеть нужно, а что именно – об этом говорится в 23-м стихе Послания Иуды: «ненавидя даже одежду, которая осквернена плотью».

Слово miseo — «ненавидеть» – одно из самых экспрессивных слов в Новом Завете, выражающее крайнюю неприязнь, которая легко перерастает в ярость и неистовство. Так что Иуда, говоря о ненависти к одежде, осквернённой плотью, побуждает испытывать к ней не просто неприятие, а глубокое отвращение.

То же самое слово miseo Иисус употребил в Откровении 2:6, 15, говоря, что Он ненавидит дела николаитов, Ему отвратительны их действия. По мнению Иисуса, дела и учение николаитов противны, отталкивающие, омерзительны, тошнотворны. Господь Иисус испытывал глубокое отвращение к их делам и считал их гнусными, и у нас должно быть такое же отвращение к греху, абсолютная нетерпимость к нему в собственной жизни и жизни других верующих.

Эта часть 23-го стиха из Послания Иуды передаёт следующий смысл:

«Вы не должны мириться с грехом в своей жизни или жизни других верующих. Более того, у вас должна быть крайняя неприязнь и глубокое отвращение к греху…»

Отвращение к греху должно быть настолько сильным, что нужно ненавидеть «даже одежду, которая осквернена плотью». В античные времена словом «одежда» называли нижнее бельё. Если человек меняет верхнюю одежду, а нижнее бельё носит грязное, это говорит о том, что у него серьёзные проблемы с чистоплотностью.

Грех – это не поверхностная, внешняя проблема. Если мы позволим себе неправильное отношение или поведение, моральное разложение распространится туда, куда не может дойти разложение физическое: оно проникнет в самые глубокие, самые сокровенные уголки нашей души. Это нравственное загрязнение может начаться как внешняя проблема, ведь и грязь сначала пачкает верхнюю одежду. Но если от этой грязи вовремя не избавиться, она начнёт проникать во все сферы жизни человека, пока полностью не испачкает его. И тогда человек уже «осквернён плотью». Слово spiloo – «осквернять», переводится и как пачкать, марать, загрязнять. Человеку нужно разобраться с проблемами нравственной нечистоты прежде, чем они станут слишком серьёзными. Игнорируя же их, он дойдёт до того, что вся его жизнь станет грязной.

Вторая часть 23-го стиха имеет такое значение:

«....И не просто разбирайтесь с поверхностными проблемами греха, маскируя истинное положение. Будьте честны перед собой в отношении того, что происходит. И будьте категоричны с грехом, не допуская, чтобы он проник в самые сокровенные части вашей жизни. Если грех уже начал проникать глубже, то скоро он испачкает вас целиком».

Необходимо понимать, каковы последствия греха, и не терпеть даже малейшего его проявления в своей жизни. Если не избавиться от греха, пока он представляет собой незначительную, поверхностную проблему, он перерастёт в более глубокую проблему, разобраться с которой будет гораздо труднее. Не откладывая на завтра, попросите Святого Духа показать вам те сферы жизни, которые нуждаются в вашем внимании и исправлении. Он обязательно покажет их вам и подскажет, как их исправить.

МОЯ МОЛИТВА НА СЕГОДНЯ

Господь, помоги мне относиться к греху так же, как Ты относишься к нему. Я не хочу терпеть в своей жизни то, что отвратительно для Тебя. Я знаю, что если буду смотреть на грех лишь как на ошибку или слабость, то буду относиться к нему терпимо. Поэтому научи меня смотреть на грех Твоими глазами, это поможет мне избавиться от него. Святой Дух, помоги мне увидеть истинное положение вещей и предпринять правильные шаги, чтобы измениться.

Во имя Иисуса. Аминь.

МОЁ ИСПОВЕДАНИЕ НА ЭТОТ ДЕНЬ

Я осознаю последствия греха и не собираюсь терпеть даже малейшего его проявления в своей жизни. Я избавлюсь от него, пока он представляет собой незначительную проблему, и не допущу, чтобы он перерос в более серьёзную проблему. Святой Дух показывает мне те сферы моей жизни, которые нуждаются в моём внимании и корректировке, и я буду Ему послушен.

С верой я исповедую это во имя Иисуса.

ПОРАЗМЫШЛЯЙТЕ НАД ЭТИМИ ВОПРОСАМИ

1. Какие грехи вы уже оставили? Составьте список грехов, с которыми вы боретесь сейчас, и будьте с собой откровенны.

2. Вы просили Господа помочь вам избавиться от этих грехов?

3. Что вы могли бы предпринять, чтобы избавиться от этих грехов навсегда?

31 января

Свободные от тирании и жестокости греха

Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.

– Римлянам 6:17

Хотите полнее оценить то, что совершила в вашей жизни Божья благодать? Вспомните, какой была ваша прежняя жизнь. Наверняка, до того как вы приняли Иисуса Христа, ваша жизнь была полна неудач. По сути, вы были человеком без будущего: вы были рабом греха.

Павел употребил в этом стихе древнегреческое слово doulos – одно из самых презрительных слов. Оно описывало человека, который находился в пожизненном рабстве без всякой надежды на освобождение. Всю свою жизнь он обязан был выполнять распоряжения хозяина – его прихоти, капризы, выходки, причуды, желания.

Словом doulos — «раб», называли человека, чья жизнь сводилась к выполнению распоряжений хозяина. Один толкователь объяснил, что это слово рисует человека, чья воля полностью подчинена воле другого человека.

Павел говорит, что, до того как принять Христа, мы были полностью подавлены, угнетены, подчинены воле сатаны. Мы-то думали, что являемся хозяевами своей жизни и сами распоряжаемся собой, но на самом деле мы были во власти греха, который и контролировал всю нашу жизнь. Мы были подобны пленникам, которых продали в рабство греха и порока. И будучи рабами греха, мы были подчинены власти невидимого демонического духа, задача которого заключалась в том, чтобы нас погубить.

Слово doulos в Послании к Римлянам 6:17

вносит в первую часть этого стиха такой смысл:

«…Раньше вы были жалкими рабами греха, вы были проданы греху, вы не имели права на собственную жизнь, на своё будущее или на исполнение своих желаний. Ваше существование сводилось к выполнению прихотей, капризов, выходок, причуд и желаний своего хозяина – греха.....»

Рабство сатаны, в котором мы находились раньше, настолько крепко держало нас в своих оковах, что грех стал неотъемлемой частью нашей жизни. Сатана долго вёл в нас свою пагубную работу, контролировал нас и разрушал нашу жизнь. Павел написал: «…Вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Ефесянам 2:2).

Слово energeo — «действовать», описывает активную, действующую силу. От него же произошло слово энергия.

Выбрав это слово, Святой Дух ярко отобразил, насколько беспомощным было наше духовное состояние, пока мы не родились свыше: мы были под влиянием силы духа, действующего «в сынах противления». Дьявол разрушал нас, потому что мы были его рабами. Он делал с нами всё, что хотел, но, приняв Иисуса Христа, мы стали полностью свободны! Теперь мы не рабы греха – мы служим Всемогущему Богу!

Злой дух, который некогда господствовал над вами и порабощал вас, больше не имеет силы контролировать вас и портить вам жизнь. Теперь ваш господин – Иисус, а Святой Дух помогает вам и даёт силу исполнять Божью волю. У вас появился новый хозяин – Иисус! У вас появился источник внутренней силы – сила Святого Духа!

Больше не позволяйте греху проникать в вашу жизнь. Раньше вы были рабом греха, но теперь вы принадлежите Иисусу Христу, поэтому прикажите дьяволу убраться вместе со всеми его искушениями. Будьте послушны Святому Духу, и Он поможет вам во всём.

МОЯ МОЛИТВА НА СЕГОДНЯ

Господь, я благодарю Тебя за то, что Ты пришёл в мою жизнь и уничтожил власть греха, который раньше держал меня в рабстве. Мои усилия изменить себя были тщетны. Но с Твоим приходом моя жизнь изменилась. Я прославляю Тебя за то, что Ты возлюбил меня так сильно, что оставил небо и пришёл в этот грешный, порочный мир. Ты сделал это ради меня, и я благодарен Тебе от всего сердца.

Во имя Иисуса. Аминь.

МОЁ ИСПОВЕДАНИЕ НА ЭТОТ ДЕНЬ

Я свободный человек, потому что Иисус умер за меня, но Он и воскрес. Его пролитая кровь искупила меня. Власть сатаны надо мною уничтожена, и теперь я свободен. Бог на моей стороне, и я имею власть над сатаной, а не он надо мной.

С верой я исповедую это во имя Иисуса.

ПОРАЗМЫШЛЯЙТЕ НАД ЭТИМИ ВОПРОСАМИ

1. От каких греховных побуждений и желаний вы освободились с приходом в вашу жизнь Иисуса Христа?

2. Свободны ли вы и сейчас от этих грехов?

3. Попросите Святого Духа помочь вам быть более послушным воле Бога.

1 февраля

Уютно ли Божьему Слову в вашем сердце?

Слово Христово да вселяется в вас обильно…

– Колоссянам 3:16

Много лет назад мне довелось проповедовать в одной церкви. Пастор предупредил меня, что церковь не располагает средствами, чтобы снять для меня номер в гостинице, и предложил остановиться у одной семьи, прихожан его церкви. Когда я приехал в дом этой семьи, хозяин встретил меня, проводил в мою комнату, показал мне ванную и кухню. Когда пришло время обедать, он заявил, что не обязан кормить меня и что мне самому следует позаботиться о себе, поскольку он не собирается со мной нянчиться. И в течение всей недели никто из членов семьи не обращал на меня ни малейшего внимания. Если я задавал кому-нибудь вопрос, они притворялись, что не слышали меня.

Трудно описать тот дискомфорт, который я ощущал, находясь в этом доме. Они не скрывали своего желания, чтобы я поскорее их покинул. Когда закончилась неделя моего пребывания там, я был несказанно счастлив расстаться с «гостеприимными» хозяевами. Я поклялся, что больше никогда не позволю себе оказаться в подобной ситуации.

А вам приходилось останавливаться у людей, которые относились к вам очень неприветливо и недоброжелательно?

Помню, я тогда как раз изучал Послание к Колоссянам 3:16: «Слово Христово да вселяется в вас обильно…» Холодный приём, который мне оказали в том доме, заставил меня задуматься: «А как я принимаю Божье Слово?» Я стал размышлять:

♦ Оказываю ли я Божьему Слову тёплый приём, которого оно и заслуживает, или же я не обращаю на него внимания, выражая этим свою недоброжелательность?

♦ Уютно Божьему Слову в моём сердце, или оно ощущает себя нежеланным гостем?

♦ С радостью ли я принимаю Божье Слово, показывая ему свою любовь и давая знать, что я считаю за честь его пребывание в моём сердце?

Павел говорит, что Божье Слово должно «вселяться» в нас обильно. Я решил обратиться к Новому Завету на греческом языке и изучить слово «вселяться».

Слово enoikeo — «вселяться», составное: en переводится в, oikos – дом. А целиком слово enoikeo означает жить в доме. Оно употреблялось и в Новом Завете, и в светской литературе в значении иметь постоянное местожительство. Человеку настолько уютно в этом доме, и он так доволен своим новым местожительством, что решает постоянно проживать там до конца своей жизни. То есть Павел просит нас оказать Божьему Слову такой радушный, доброжелательный приём, чтобы оно, почувствовав себя в нашем сердце как дома, решило остаться там навсегда.

Занимает ли Божье Слово важное место в вашей жизни? На самом ли деле оно «вселяется» в вас обильно? Чувствует ли оно себя в вашем сердце как дома? Уютно ли ему там? А может быть, вы относитесь к нему как к гостю, который случайно забрёл в ваш дом? Признайтесь честно!

Пусть сегодняшний день ознаменуется вашим решением поселить Божье Слово в своём сердце. Распахните перед ним двери и пригласите его остаться в вашем сердце навсегда.

МОЯ МОЛИТВА НА СЕГОДНЯ

Господь, как мне отблагодарить Тебя за Твоё Слово? Этот дар – огромная честь для меня. Помоги мне ценить его, дорожить им и оказывать ему должное внимание. Я хочу поставить Твоё Слово на первое место в списке своих приоритетов. Я хочу оказывать ему радушный приём, как желанному гостю, которого горячо любят и ценят. Я широко открываю двери своего сердца и приглашаю Твоё Слово вселяться в него обильно.

Во имя Иисуса. Аминь.

МОЁ ИСПОВЕДАНИЕ НА ЭТОТ ДЕНЬ

Божье Слово обильно вселяется в моё сердце. Я оказываю ему такой приём, что оно чувствует себя в моём сердце как дома. Оно занимает там почётное место, поэтому приносит в мою жизнь огромные духовные богатства, которыми обогащаются и окружающие меня люди.

С верой я исповедую это во имя Иисуса.

ПОРАЗМЫШЛЯЙТЕ НАД ЭТИМИ ВОПРОСАМИ

1. Божье Слово является для вас приоритетом или второстепенным вопросом?

2. Каким образом вы могли бы оказать Божьему Слову более радушный, тёплый приём?

3. Какие шаги вы могли бы предпринять, чтобы Божье Слово, почувствовав себя в вашем сердце как дома, поселилось там навсегда?

2 февраля

Самая высокая цена за выкуп раба

Который дал Себя за нас, чтобы искупить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

– Титу 2:14, KJV

Слово «искупить», которое вы видите в этом стихе, одно из ключевых во всем Новом Завете, поэтому сегодня мы обратимся к его происхождению. Иисус нас искупил, и нам следует понимать смысл содержания этого слова.

Во времена первоапостольской церкви рабы могли стоить довольно дорого. Рабовладелец, приходя на рынок, чтобы купить очередного раба, прохаживался по рядам, разглядывая «товар». Найдя раба, который соответствовал его требованиям, он испытывал его, как, например, мы испытываем автомобиль, совершая на нём пробную поездку. Покупатель хотел убедиться в качестве «товара», прежде чем выложить за него деньги. Он мог избить раба, чтобы увидеть его реакцию и определить его выносливость; смотрел его зубы, гнилые они или здоровые, – так он определял состояние его здоровья. Если после осмотра господин не передумывал покупать раба, то переходили к следующему этапу: рабу назначали цену. Продавец, видя, что покупатель заинтересован в покупке этого раба, назначал довольно высокую цену. Если покупатель всё равно хотел купить раба, продавец не снижал цену и получал деньги сполна.

Слово lutroo — «искупить», описывает человека, заплатившего очень большие деньги за раба, которого он выбрал. Цена назначена, деньги заплачены, и теперь раб становится его собственностью. Это же слово употребляется и в Послании к Титу 2:14: «…чтобы искупить нас от всякого беззакония…»

Но слово lutroo включало и другое значение. Иногда добрые, сострадательные люди приходили на этот рынок с одной целью: купить раба и отпустить его на волю, то есть выкупить.

Словом lutroo Павел, говоря о нашем искуплении, указывает на несколько важных фактов:

♦ Иисус пришёл на землю и в поисках нас пошёл на рынок рабов, который принадлежал сатане.

♦ Иисус хотел выкупить нас и не успокоился, пока не сделал это.

♦ Иисус готов был заплатить любую цену, чтобы выкупить нас на этом рынке рабов.

♦ Иисус купил нас ценой Своей крови, чтобы мы стали Его собственностью.

♦ Иисус заплатил за нас Своей кровью, выкупил нас и даровал нам полную свободу.

Наша свобода от власти сатаны стоила невероятно дорого. Цена, которую Иисус заплатил за нас, – самая высокая, когда-либо заплаченная за раба. Какой же выкуп дал Иисус, чтобы вызволить нас из рабства сатаны? Свою собственную кровь!

Слово lutroo в Послании к Титу 2:14 имеет такой смысл:

«Который отдал Самого Себя за нас, чтобы выкупить нас на рынке рабов и сделать Своей собственностью. Он с готовностью дал выкуп, чтобы нас освободить…»

Иисус дал выкуп, чтобы нас освободить. Его пролитая кровь даровала нам избавление и полную свободу от бесовских сил, которые раньше держали нас в своём рабстве. Он купил нас ценой собственной крови! «И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровью, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление» (Евреям 9:12).

Иисус отдал Себя, чтобы выкупить вас из рабства греха. Кто-то должен был пойти на рынок рабов, принадлежавший сатане, – и пошёл Иисус. Кто-то должен был заплатить за вашу свободу – Иисус заплатил собственной кровью. Кто-то должен был довести дело искупления до конца – Иисус пошёл на крест и отдал за вас Свою жизнь.

МОЯ МОЛИТВА НА СЕГОДНЯ

Господь, благодарю Тебя за то, что Ты так сильно возлюбил меня, что пошёл на крест и пролил ради меня Свою кровь. У меня не было никакой будущности и надежды, но Ты пришёл ради меня – и всё изменилось! Моё сердце наполнили надежда, радость, мир, и теперь я совершенно не такой, каким был раньше. И всё благодаря Твоей пролитой крови, Иисус. Я благодарю Тебя: Ты сделал ради меня то, чего не смог бы сделать никто и никогда.

Во имя Иисуса. Аминь.

МОЁ ИСПОВЕДАНИЕ НА ЭТОТ ДЕНЬ

Ценой собственной крови Иисус выкупил меня и даровал мне вечную свободу от демонических сил, рабом которых я был раньше. Иисус возлюбил меня так сильно, что сделал для меня то, чего никто никогда не смог бы сделать: Он пошёл на рынок рабов, нашёл меня и выкупил. Всю свою жизнь я буду служить Иисусу и прославлять Его.

С верой я исповедую это во имя Иисуса.

ПОРАЗМЫШЛЯЙТЕ НАД ЭТИМИ ВОПРОСАМИ

1. Как вы можете отблагодарить Иисуса за то, что Он сделал для вас?

2. Есть ли в вашей жизни то, рабом чего вы опять стали? Что это?

3. Когда в последний раз вы размышляли о том, какой ценой Иисус искупил вас из рабства сатаны и освободил от греха?

3 февраля

Так ли безобидны зависть и раздоры?

Ибо где зависть и раздоры, там неустройство и всё худое.

– Иакова 3:16, KJV

Дьявол знает, что зависть и раздоры разрывают даже крепкую дружбу. Он прекрасно понимает, что если ему удастся посеять зависть и раздоры между вами и дорогими вам людьми, то он разрушит ваши взаимоотношения с ними, какими бы хорошими и тёплыми они ни были. Пытается ли дьявол испортить ваши отношения с близкими вам людьми?

Дьявол целится не только в вашу дружбу с этими людьми, он намерен вклиниться между вами и другими верующими, между вашим служением и людьми, которые его поддерживают, между вами и вашими коллегами. Дьяволу всё равно, кого поссорить – просто ему нравится ссорить. А методы, которыми он это делает, – зависть и раздоры. Поэтому очень важно вовремя распознать его тактику и не допустить, чтобы из-за зависти и раздоров порвались ваши взаимоотношения с окружающими.

«Ибо где зависть и раздоры, там неустройство и всё худое» (Иакова 3:16). Слово zelos — «зависть», означает горячее желание продвинуть собственные идеи и убеждения, не считаясь с мнением других. От слова zelos произошло слово zealot — оно относится к человеку, который настолько одержим собственным делом, что окружающие воспринимают его как экстремиста, который, отстаивая своё дело, может запросто прибегнуть к агрессии.

В вышеуказанном стихе это слово изображает верующего, настолько поглощённого собственным мнением, что он не в состоянии слышать мнение других. Он зациклился на собственной точке зрения и готов отстаивать её до победного конца. Он никогда не уступает и упрямо гнёт свою линию, пока все не признают своё поражение и не согласятся с ним.

Учитывая значение слова «зависть»,

Послание Иакова 3:16 можно перевести так:

«Ибо где есть горячее желание продвигать собственные идеи и убеждения, не считаясь ни с кем…»

Если человек и дальше будет вести себя подобным образом, это приведёт к следующему шагу – к раздорам. Греки употребляли слово eritheia — «раздор», чтобы поддержать ту или иную политическую партию. Это слово часто переводится партийный дух и относится к политической системе и политической партии. Чтобы понять, почему Иаков употребил это слово, давайте коротко рассмотрим, как формируются и функционируют политические партии.

Политические партии создаются группой людей, объединённых общими интересами, идеалами, взглядами. Сформировав партию, её члены разрабатывают единую программу и создают политическую платформу, опираясь на которую, они выдвигают свою программу и идеи, упорно добиваясь, чтобы их программа действий была принята и включена в систему управления.

Точно так же некоторые христиане настолько озабочены тем, чтобы их взгляды и мнение были приняты, что не выносят никого, кто имеет другое мнение. Они, как правило, объединяются с теми верующими, которые имеют схожие с ними взгляды. Когда эти «единомышленники» нашли друг друга и заняли общую позицию, они разрабатывают программу действий, как продвинуть свои взгляды и добиться того, чтобы их мнение было принято. В результате люди, которые когда-то тесно общались, теперь становятся врагами, разрывают отношения и наносят друг другу душевные раны.

Когда зависть и раздоры сделали своё дело, тогда неизбежен следующий этап в этой цепочке: «Ибо где зависть и раздоры, там неустройство…»

Слово akatastasia — «неустройство», в то время означало гражданское неповиновение, беспорядок, анархию в городе или правительстве. Употребив это слово, Иаков предупреждает, что если раздоры и разногласия не прекратятся, наступит хаос, который разрушит некогда близкие и дорогие взаимоотношения. На смену здравомыслию приходят необузданные эмоции, и люди рвут взаимоотношения, причиняя друг другу страдания.

Иаков хочет, чтобы мы осознали, к чему может привести такое поведение, если вовремя не остановиться: «Ибо где зависть и раздоры, там неустройство и всё худое». Слово phaulos — «худой», ещё переводится ужасно плохой, невероятно отвратительный, омерзительный. Иаков говорит, что зависть и раздоры приводят к неустройству и беспорядку во взаимоотношениях, создают отвратительные ситуации.

Учитывая значение греческих слов,

Послание Иакова 3:16 можно перевести так:

«Ибо горячее желание продвигать собственные идеи и убеждения, не считаясь ни с кем, приводит к таким острым разногласиям, что люди расходятся и начинают формировать группировки и разрабатывать программы, направленные против других. Эта ситуация ужасна, потому что люди начинают бесчинствовать, вместо того чтобы стремиться к единству. И в конце концов всё это приводит к полной неразберихе».

Но поймите вот что: вы можете не допустить подобного, если будете считаться с мнением других людей. Вместо того чтобы упорно продвигать собственные идеи, прислушайтесь к их словам. Они могут внести ценные предложения, но, не выслушав их, вы не сможете ими воспользоваться.

Не допускайте зависти и раздоров. Прислушивайтесь к другим – этим вы поставите дьявола на место. Даже если вы не согласны с людьми, всё равно покажите им, что для вас важно их мнение. Стараясь сохранить дружеские отношения с другими верующими, вы обращаете дьявола в бегство, а ваши взаимоотношения остаются полноценными, здоровыми и крепкими.

МОЯ МОЛИТВА НА СЕГОДНЯ

Господь, прости меня за то, что я не пресекал раздоры и, бывало, сам вызывал споры и конфликты. Теперь я понимаю, что дьявол ждёт удобного момента, чтобы посеять разделение. Помоги мне стать миротворцем и приводить людей к согласию, а не быть участником конфликтных ситуаций.

Во имя Иисуса. Аминь.

МОЁ ИСПОВЕДАНИЕ НА ЭТОТ ДЕНЬ

Я буду стараться не допускать в своих взаимоотношениях зависть и раздоры. Чтобы не было конфликта, я буду внимательно прислушиваться к другим – этим я лишу дьявола возможности посеять раздоры. Даже если я не буду согласен с ними, я покажу им, что их мнение для меня важно. Я постараюсь поддерживать дружеские отношения с другими верующими. Это обратит дьявола в бегство, и он уже не сможет расстроить мои взаимоотношения.

На страницу:
7 из 11