
Полная версия
Китайский новаторский марксизм. Сочинения Чэн Эньфу. Сочинения. Том 4
(iv) Об инновациях в китайской экономике
В начале 1994 г. В небольшой статье «XXI век: перестройка китайской экономики» автор высказал общее суждение об этапе развития и перспективах социалистической политической экономии в Китае, вызвавшее цепную реакцию. В статье «кризис парадигмы, осознание проблемы и обновление политической экономии» утверждается, что с момента образования Нового Китая развитие китайской теоретической экономики в основном шло по двум основным направлениям: марксистская или социалистическая политическая экономия (включая «советскую парадигму») и западная экономика (включая «американскую парадигму»). После реформ и открытия Китая в 1979 г. «советская парадигма» пошла на спад, а марксистская школа получила значительное развитие за счет сочетания теоретических инноваций с практикой реформ в Китае. В то же время «американская парадигма» стала очень популярной в китайской экономике, и ее развитие было чрезвычайно быстрым. Эти две школы имеют как сходства, так и существенные различия, что затрудняет их научный синтез и требует поиска новых точек теоретического роста. Проблемное сознание» включает в себя как раскопки реальных экономических проблем, так и размышления о проблемах самой экономики. В статье подчеркивается, что если Китай хочет построить новую теоретическую систему политической экономии с китайской спецификой, то необходимо осмыслить и разобраться с влиятельными теориями и доктринами, возникшими в Китае с «проблемным сознанием», включая теоретические предпосылки, допущения, методологические основы и саму теоретическую логику, на основе чего можно выйти за их пределы, и выдвигаются основные направления исследовательской работы, которую необходимо провести в настоящее время. В ней также предлагаются основные направления исследовательской работы, которые необходимо выполнить в настоящее время.
2. В статье «некоторые основные вопросы реконструкции китайской экономики» рассматривается и отстаивается позиция по ряду спорных вопросов. Во-первых, в отношении объекта и масштабов исследования теоретической экономики следует исходить из развития материальных и культурных производительных сил, сосредоточиться на изучении экономических отношений и экономической системы социалистического общества, охватить основные уровни распределения ресурсов, экономической деятельности, экономического поведения, экономического развития и благосостояния человека. Во-вторых, в отношении гуманистического характера теоретической экономики следует отказаться от традиционного догматизма «Соблюдение принципов уважения к начальству, соблюдение принципов уважения к книгам, соблюдения этических норм, принятых в академии» и сосредоточиться на классовости, национальности и субъективности на основе диалектического нормативного анализа и всестороннего эмпирического анализа, чтобы обогатить богатый и красочный гуманистический подтекст. В-третьих, что касается количественного метода теоретической экономики, то следует преодолеть недостаток пренебрежения к использованию математики в прошлом, добавить соответствующую количественную составляющую экономики, но при этом не впадать в другую крайность западной чрезмерной математизации, чтобы органично сочетать научный качественный анализ с количественным, а гуманистический дух с математическим и научным выражением. В-четвертых, что касается предпосылок теоретической экономики, то за основу следует взять основные предпосылки марксистской экономики, активно заимствовать разумные предпосылки всех видов экономической мысли в древности и современности, в Китае и за рубежом, чтобы построить новые предпосылки, выходящие за рамки парадигмы марксистской экономики и советской экономики, а также за рамки парадигмы западной экономики, и в соответствии с этим создать экономическую парадигму, отражающую уникальность первичной социалистической рыночной экономики Китая. Если воспользоваться выражением «Основан на китайской школе мысли, дополненной западной школой мысли», то это можно назвать «Марксистская теория как основа и западная академическая теория как методологическое дополнение», т. е. в качестве основного тела или базы взять марксистскую экономику, а разумные частицы западной экономики научно заимствовать.
3. В статье «недостатки западной экономической парадигмы и создание шанхайской школы экономики» утверждается, что основная западная неоклассическая экономика представляет собой разновидность формальной экономики, что тесно связано с использованием ею равновесного анализа для построения системы экономических теорий. В качестве своеобразного отражения, критики и дополнения формалистской экономики в XX веке в большей степени были разработаны западные новые и старые институциональные экономические теории. Марксистская же экономика представляет собой разновидность субстанциональной экономики, в которой в качестве общей методологии используются материалистическая диалектика и исторический материализм. Шанхайская школа экономики (также известная как Интегрированная школа новаторской марксистской экономики, которую автор основал в 1995 году, когда преподавал в Шанхайском университете финансов и экономики) призвана синтезировать древнюю и современную китайскую и зарубежную научную экономическую мысль на основе марксистской экономики и построить новую парадигму, выходящую за рамки как марксистской, так и западной экономики.
4. «научное осмысление и развитие трудовой теории стоимости – «новый монизм стоимости живого труда»», «новый монизм стоимости живого труда – современные расширения трудовой теории стоимости» и «научное осмысление и развитие трудовой теории стоимости К. Маркса», во-первых, комментируется ряд недоразумений, связанных с исходной трудовой теорией стоимости К. Маркса, утверждается, что обслуживающий труд всей третичной индустрии не может рассматриваться как производительный труд, создающий стоимость, и подчеркивается, что стоимость не может быть создана только наукой и техникой без использования живого труда. В нем подчеркивается, что наука и техника не могут создавать стоимость без живого труда, и анализируется вопрос о том, создают ли стоимость неэффективный труд, вредные услуги и незаконная деятельность. Во-вторых, исходя из научного положения К. Маркса о том, что живой труд создает стоимость товаров, произведенных для рыночного обмена, а обращение исключительно для превращения стоимостной формы товаров не создает стоимости, считается, что к стоимостно-создающему труду или труду производства относится весь труд, непосредственно производящий материальные товары и духовные блага для рыночного обмена и непосредственно служащий для производства и воспроизводства предметов труда, включая внутренний управленческий труд физических и юридических лиц и научно-технический труд. К ним относятся внутренний управленческий труд физических и юридических лиц и научно-технический труд, все они являются стоимостно-созидательным или производительным трудом. Этот «новый монизм стоимости живого труда» не только не отрицает основных идей и методов К. Маркса, но и является неизбежным выводом из его исследования создания стоимости в сфере материального производства и его распространения на все социально-экономические отрасли. Цель написания данной статьи «новое исследование закона К. Маркса об изменении объема стоимости товаров и производительности труда развитие трудовой теории стоимости» – показать, что теория К. Маркса о «законе изменения объема стоимости товаров и производительности труда» логически основана на теории «закона изменения объема стоимости товаров и производительности труда». Цель данной статьи – показать, что теория К. Маркса о «законе изменения количества стоимости товаров и производительности труда» несовершенна как логически, так и практически. Этот недостаток не только породил длительную дискуссию в экономической теории по поводу теории стоимости труда, но и противоречит экономической реальности, связанной с ростом производительности труда и увеличением стоимости совокупного общественного богатства. В данной работе предпринята попытка творческого развития важного содержания трудовой теории стоимости, а именно «закона изменения количества товарной стоимости и производительности труда», на основе следования теории К. Маркса о создании стоимости живым трудом, и представляет собой один из важных коннотатов «нового монизма стоимости живого труда». И представляет собой один из важных коннотатов «нового монизма стоимости живого труда».
5. чтобы изменить тенденцию пренебрежения философией под ошибочным влиянием западной экономики, он написал статью «полное признание положительного влияния философии на анализ экономического поведения», в которой подчеркнул, что для того, чтобы китайская социалистическая экономика совершила революционный прорыв в своей системе, мировоззрении и методологии, недостаточно опираться только на современную западную экономику, необходимо также опираться в своей методологии на современную западную философию. Необходимо критически опираться, с одной стороны, на научные составляющие буржуазной экономики, а с другой – на передовые теории философского мира того времени – гегелевскую диалектику и фейербахианский материализм, как это делал в свое время К. Маркс. Это требует от экономистов придавать большое значение марксистской философии и ориентироваться на использование западной философии для постепенного увеличения философского содержания научных исследований, начиная от одной важной экономической проблемы к другой.
(v) Об экономической глобализации и реакции Китая
1. Перед лицом волны экономической глобализации и ее различных противоречий в двух статьях «экономическая глобализация и китайское мышление в отношении ответных мер», «экономическая глобализация и реакция китая» раскрываются причины и основные черты производительных сил и производственных отношений экономической глобализации, анализируются ее различные положительные и отрицательные последствия. Во-первых, раскрываются причины и основные черты современного этапа экономической глобализации с точки зрения производительных сил и производственных отношений, анализируются ее различные положительные и отрицательные последствия, отмечается, что экономическая глобализация не означает угасания интересов государства, напротив, национальная экономика (экономика государства) становится более значимой. Во-вторых, подчеркивается необходимость активного развития «трех контрольных» национальных предприятий: холдинга (капитала), контроля бренда (марки) и контроля технологии (технологии). Только предприятия с «тремя контролями» являются более полноценной национальной экономикой. Суть национальной экономической безопасности заключается в безопасности национальной промышленности. Под так называемой национальной промышленной безопасностью или национальной индустриальной безопасностью понимается статус, права и интересы отраслей, принадлежащих и контролируемых гражданами страны, в международном общении и конкуренции, которые могут быть затронуты и поставлены под угрозу со стороны иностранных отраслей. Причем конкретные критерии дифференциации национальных отраслей могут устанавливаться на нескольких уровнях, таких как капитал, бренд и технологии. В-третьих, участвуя в процессе глобализации под руководством развитых стран, развивающиеся страны должны не только делать упор на международную «конвергенцию» и следовать моделям и правилам, установленным развитыми странами, но и участвовать в выработке правил функционирования глобализации и активно отстаивать свои собственные интересы. В статье четко сформулирована позиция 50/50 win-win, т. е. стремление к равной доле выгод, и предложен ряд конкретных контрмер. Только так мы сможем предотвратить сползание на периферию нового витка модели мира «центр-периферия», который, вероятно, еще не скоро наступит. В статье «Изучение возможности регионализации и интернационализации юаня» рассматриваются необходимость, благоприятные условия и ряд контрмер, способствующих постепенной регионализации и интернационализации юаня.
2. В статье «новая экономика и два типа причин экономического роста США», опубликованной на фоне чрезмерного увлечения американской экономикой, отмечается, что относительное процветание экономики США в 1990-е годы не может быть объяснено исключительно с точки зрения новой экономики, информационных технологий и глобализации в общем смысле. В статье всесторонне рассматриваются два основных типа причин: один – из производительности, обусловленной высокими технологиями, и экономической глобализации, а также корректировки экономических отношений, экономических систем и экономической политики, которые являются общими факторами; и второй – особый тип причин, таких как экономические возможности, созданные распадом социалистических стран Восточной Европы и распадом ЕЭС, а также экономические сделки, которыми воспользовались США в своем стремлении к гегемонии, например, финансовая экономика. В статье также впервые новаторски расширена марксистская политэкономическая формулировка фундаментальных противоречий капитализма, согласно которой противоречие между непрерывной социализацией экономики внутри страны и частной собственностью на факторы производства, противоречие между непрерывной глобализацией экономики в мировом сообществе и частной и государственной собственностью на факторы производства, а также состояние анархии, беспорядка или незапланированности экономики в стране и мире неизбежно приводят к тому, что экономика страны и мировая экономика Расстройства и спады в национальной и мировой экономике. В этом состоит основное противоречие капитализма и международной экономики в условиях непрерывной глобализации экономики.
(vi) О культурной индустрии и потреблении Китая после вступления в ВТО
1. В ноябре 2001 г. Китай официально вступил в ВТО, и поэтому своевременно были написаны статьи «как сделать культурную индустрию Китая более крупной и сильной после вступления в ВТО?» и «холдинг, контроль-карты, техника контроллинга – как повысить конкурентное качество культурных индустрий», в которых анализируется сфера доступа к расширению культурного рынка после вступления в ВТО и допуска иностранного культурного капитала, культурной продукции и культурных услуг. После вступления в ВТО расширится сфера доступа на рынок культуры, что позволит входить на него иностранному культурному капиталу, культурной продукции и культурным услугам, которые окажут более сильное влияние на наши социалистические ценности, культурные традиции и привычки жизни, на функции и методы управления правительства, а также на предприятия и учреждения культуры в нашей стране. В связи с этим предлагаются основные меры противодействия развитию культурной индустрии Китая: улучшение макроконтроля и совершенствование системы управления культурой; совершенствование регулирования культурной индустрии и усиление управления в соответствии с законом; Корректировка промышленной политики с целью создания сравнительных преимуществ; развитие «трех контрольных» национальных групп предприятий для повышения конкурентоспособности культурных бизнес-единиц; повышение научно-технического содержания культурной индустрии и увеличение доли культурной индустрии; изучение опыта стран-членов ВТО по защите собственной культурной индустрии; укрепление самоуправления отрасли и реализация упорядоченной конкуренции для совместного развития национальной культуры.
2. В статье «о потребительском спросе и экономическом росте» исследуются сложные причины относительного отсутствия платежеспособного спроса в Китае, когда текущий ВНП на душу населения составляет всего около 700 долларов США, предлагается для изменения так называемого «отсутствия горячей точки потребления» обратить особое внимание на рынок образования, рынок недвижимости и сельский рынок, а также подчеркивается, что нецелесообразно делать запуск частных автомобилей первой и центральной точкой начала потребления. Подчеркивается, что нецелесообразно брать в качестве первой точки и центра запуска потребления личные автомобили, что необходимо правильно рассматривать роль фондового рынка в запуске потребления и что долгосрочной стратегической мерой является скорейшее изменение структуры доходов, повышение склонности жителей к потреблению и стимулирование внутреннего потребления. В статье «влияние «вступления в вто» на внутреннее потребление и контрмеры», во-первых, анализируется положительное влияние вступления в ВТО на внутреннее потребление, такое как содействие смягчению противоречия между предложением и спросом на отечественные потребительские товары, повышение среднего уровня общественного потребления, структуры и качества потребления, улучшение структуры потребления жителей Китая, содействие улучшению правовой среды потребления в Китае, но есть и негативное влияние на внутреннее потребление, такое как негативное влияние потребления, такое как негативное влияние потребления, такое как негативное влияние потребления, такое как негативное влияние потребления. Однако существуют и негативные последствия для внутреннего потребления, например, интернационализация потребления, которая поставила под вопрос безопасность потребления в более широких масштабах, сократила долю рынка отечественных потребительских товаров и вызвала цепную реакцию, а также может еще больше увеличить разрыв в потреблении между восточными и западными регионами. В связи с этим в статье предлагается ряд мер противодействия.
(vii) О природе партии и научном содержании «Трех представителей».
«Природа партии и научное значение «трех представителей»», отвечая на различные мнения, четко формулирует следующее – КПК принадлежит к авангарду рабочего класса только в том случае, если она одновременно является авангардом всей страны и народа. Во-первых, природа партии как авангарда рабочего класса определяет, что она должна представлять требования развития передовых общественных производительных сил путем создания и представления передовых социалистических производственных отношений. Во-вторых, природа партии как авангарда рабочего класса определяет, что наша партия должна представлять передовое направление развития передовой культуры. В-третьих, сущность партии как авангарда рабочего класса определяет, что наша партия должна представлять коренные интересы народов всех национальных рас. В статье ставится под сомнение ошибочное мнение о том, что коренные интересы широких слоев населения, представляемых КПК, должны включать коренные экономические и политические интересы частных предпринимателей, и утверждается, что материальной основой правления КПК являются все более развитые и мощные общественные производительные силы, духовной основой правления КПК – все более развитая и процветающая культура, массовой основой правления КПК – постоянно расширяющиеся и гармоничные интересы народа. Интересы народа постоянно расширяются и гармонично сочетаются с интересами масс.
2. «Экономическое развитие и передовая культура» – при изучении теории “трех представителей” большое значение имеет выяснение тесной связи между материальными производительными силами и экономическим развитием, с одной стороны, и культурным развитием – с другой. Большой вклад материальных производительных сил и экономического развития в строительство передовой социалистической культуры заключается в том, что требования экономического развития коренным образом регулируют характер и направление культурного производства; в том, что передовая социалистическая культура должна основываться на общественной собственности на средства производства как основе и рыночной экономике и служить ей; в том, что передовая социалистическая культура должна ставить на первое место общественное благо и создавать социально-духовную среду для всестороннего В ней говорится о том, что передовая социалистическая культура должна ставить на первое место общественные блага и создавать социально-духовную среду для всестороннего и свободного развития человека; о том, что передовая социалистическая культура должна воплощать в себе принцип соответствия между производителями и потребителями. В статье диалектически обосновывается, что ни передовые культурные ценности, ни передовые системы управления культурой, ее объектами и предметами не могут быть отделены от внутренних стимулов и ограничений материальных производительных сил и экономического развития. Между строительством передовой культуры и материальными производительными силами и отношениями производства, а также экономическим развитием существует симбиотическая и интерактивная связь, взаимопроникающая и взаимоограничивающая. Она характеризуется тем, что развитие права, философии, религии, литературы, искусства и т. д. опирается на экономическое развитие, как обобщил Ф. Энгельс. Однако все они влияют друг на друга и оказывают воздействие на экономическую базу. Не только экономическая ситуация является причиной и положительным фактором, а все остальное – лишь негативные последствия. Это взаимосвязь, основанная на экономической необходимости, которая, в конечном счете, постоянно открывает себе дорогу.
(viii) Об идеях идеалистического социализма Кан Ювэй
Есть ли в современном Китае мыслители-идеалисты-социалисты? В Китае в статье «об идеях Кан Ювэй о пустом социализме» впервые были определены три источника идей идеального социализма Кан Ювэй – «Три мира» «Весенних и осенних анналов», «Книга обрядов» и западная философская и Идеи идеального социализма, основное идейное содержание которых включало: мировое государство, социальный и демократический строй, систему собственности, распределения, экономического регулирования, семью и брак, равенство мужчин и женщин. Его основные идеи социализма включали: мировое государство, социал-демократическую систему, систему собственности, распределения, экономического регулирования, семью и брак, равенство между мужчинами и женщинами. В отличие от Хун Сюцюаня и Сунь Ятсена в современном Китае, Кан Ювэй был первым идеальным социалистом в строгом смысле слова в новейшей истории Китая и вошел в число великих мировых мыслителей-идеалистов. Его социалистические теории имели сильное антифеодальное значение, а некоторые социалистические теории и политика совпадали с общей тенденцией развития истории, но он рассчитывал на просвещенных императоров и буржуазию для постепенного осуществления своих реформ. Но его надежда на то, что просвещенные императоры и буржуазия постепенно проведут его реформы, была явно иллюзорной.
1999
1. Особенности развития и характер собственности корпоративного капитала
В современных развитых капиталистических странах форма организации предприятия как наиболее базовая форма доминирования акционеров постепенно эволюционировала от первоначальной формы индивидуального и семейного владения акциями к форме владения акциями юридическими лицами, в результате чего система собственности капитализма из первоначальной базовой формы децентрализованного частного владения акциями превратилась в форму владения юридическим капиталом. Японский ученый Хироси Окумура называет это «капитализмом юридического лица», который представлен акционерной собственностью юридических лиц в Японии и акционерной собственностью институциональных инвесторов в США. Для этого феномена акционеры-юридические лица, поскольку уже не являются по форме первоначальным непосредственным физическим лицом – капиталистами, и поэтому некоторыми теоретическими кругами Китая называются «социалистическими»; и даже более того, что публичное владение акциями акционерных обществ является социальным Более того, некоторые считают, что акционерное общество, полностью принадлежащее обществу, является реализованной формой социальной собственности или общественной собственности, что К. Маркс называл «восстановлением индивидуальной собственности»1. Необходимо проанализировать и обсудить эти точки зрения. В данной статье мы рассмотрим развитие корпоративной собственности на капитал и ее сущность от модели взаимного владения акциями японскими корпорациями и модели владения акциями институциональными инвесторами в США.
I. Развитие корпоративной собственности на капитал на Западе и ее модели
Как новый признак развития собственности в современном капитализме, система собственности на капитал юридическими лицами является тенденцией движения основных противоречий капитализма. Основным органом власти в системе корпоративной собственности на капитал является юридическое лицо. Что такое юридическое лицо? Согласно определению гражданского и торгового права каждой страны, юридическое лицо – это понятие, соответствующее физическому лицу, обозначающее социальную организацию, обладающую гражданскими правами и гражданской поведенческой дееспособностью, способную самостоятельно пользоваться гражданскими правами и нести гражданские обязанности, и являющееся своеобразным субъектом гражданского оборота в отличие от физического лица. Юридическое лицо по своей сути является виртуальной личностью на законе. В современной экономике как физическое лицо физическое лицо и как юридическое лицо компания в экономической жизни играют важную роль. Однако роль юридических лиц, напротив, более значительна. В действительности в капиталистических странах в финансовой сфере, бизнесе, производстве и других отраслях важную роль играют всевозможные организации юридических лиц, организации юридических лиц занимают основное содержание трансакционной деятельности между основным содержанием трансакции, организации юридических лиц экономических отношений между основным содержанием социально-экономических отношений. Можно сказать, что юридические лица занимают основное и доминирующее положение в экономической жизни современных капиталистических стран.