bannerbanner
Наука, бытие и становление: духовная жизнь ученых. Исследования тонкой природы реальности
Наука, бытие и становление: духовная жизнь ученых. Исследования тонкой природы реальности

Полная версия

Наука, бытие и становление: духовная жизнь ученых. Исследования тонкой природы реальности

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Пол Дж. Миллс

Наука, бытие и становление: духовная жизнь ученых. Исследования тонкой природы реальности

Paul J. Mills

Science, Being, & Becoming: The Spiritual Lives of Scientists


© 2022 by Paul J. Mills

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. АО «Издательская группа «Весь», 2024

* * *

Отзывы о книге «Наука, бытие и становление»

Профессор Миллс – яркий пример строгого ученого и классического мистика, чей ум и сердце посвящены поиску как объективного знания, так и субъективной мудрости. Эта книга рассказывает истории ученых, преодолевающих границу между наукой и духом, сплетая их воедино в прекрасный гобелен. Она подтверждает личный опыт многих других людей и немного приближает нас к проблеску абсолютной и бесконечно многогранной природы реальности.

Кассандра Вьетен, PhD, директор по исследованиям, Центр человеческого воображения имени Артура Кларка, Калифорнийский университет в Сан-Диего, Ла-Хойя, штат Калифорния


Книга захватила меня с первых страниц. Я не мог оторваться от нее, пока не проглотил всю целиком. Эта книга представляет собой редкий и увлекательный отчет о духовной трансформации научного мышления. С одной стороны, информации много, с другой – в основном она дана из первых рук автором, а также его собеседниками и комментаторами. Многочисленные индивидуальные трансформации, описанные здесь, охватывают огромное разнообразие и потрясающую глубину духовно-нерациональных сфер, сохраняя при этом научную основательность. Все вместе такие трансформации указывают путь к значительно более широкому и светлому потенциальному будущему науки, поскольку она начинает охватывать духовность и сознание. Как говорит Дипак Чопра в своем вступлении, «рациональность не враг пробуждения».

Томас Брофи, PhD, президент Калифорнийского института гуманитарных наук, Энсинитас, штат Калифорния


На протяжении своей выдающейся карьеры профессор Пол Миллс вдохновлял многих ученых своей способностью ориентироваться в конкурентной и строгой среде академической науки и в то же время вести глубоко духовную жизнь. Достаточно провести с Полом всего несколько мгновений, чтобы ощутить его сострадание и мудрость и извлечь из них пользу. В этой столь необходимой книге Пол раскрывает свой личный интимный взгляд на духовную жизнь ученых. В нашем стремительно меняющемся мире их истории о вдохновении, самоотверженности и борьбе ободряют и поддерживают каждого из нас на нашем пути.

Томас Лью, PhD, нейронаука, директор Центра функциональной МРТ, Калифорнийский университет в Сан-Диего, Ла-Хойя, штат Калифорния


В книге «Наука, бытие и становление» профессор Миллс напоминает нам, что некоторые ученые, возможно многие, испытывали столь же глубокие психические, мистические и духовные переживания, о которых сообщали на протяжении всей истории разные люди. Давние табу в науке когда-то препятствовали серьезному исследованию или даже обсуждению таких тем, но книги, подобные этой, медленно, но верно устраняют ограничения, и в процессе могут появиться совершенно новые сферы реальности. Восхитительная и вдохновляющая книга.

Дин Радин, PhD, главный научный сотрудник Института ноэтических наук, Петалума, штат Калифорния, автор книги «Настоящая магия»


В историях из жизни, изложенных в этой книге, представлены практически все комбинации и вариации человеческого духовного опыта и устремлений. Весьма вероятно, что в исследовании профессора Миллса о духовной жизни ученых читатель узнает многие черты самого себя. В моем случае было очень полезно увидеть, как другие переживали трансцендентные явления и познавали всевозможные духовные учения. То, как некоторые ученые, цитируемые в этой книге, понимали определенные традиции, например адвайта-веданту от Парамахансы Йогананда, помогло мне лучше понять данную философию и обогатило мое собственное духовное путешествие. В конечном счете книга профессора Миллса – это духовное руководство, дорожная карта, описывающая множество путей к самореализации (и закреплению в божественном), которая вдохновит человека на дальнейшие духовные исследования в направлениях, о которых он, возможно, еще не думал и с которыми не сталкивался. Это захватывающее повествование. Испытайте радость оттого, что ваш собственный опыт, который в какой-то мере разделяют другие люди, становится еще более ярким и значимым при чтении определенной главы книги и размышлений.

Холлис Х. Кинг, D.O., PhD, Центр интегративной медицины, Калифорнийский университет в Сан-Диего, Ла-Хойя, штат Калифорния


Научный метод, вдохновение, сознание – все работает вместе, чтобы привести ученых к открытию и поделиться работой ответственными и этичными методами. О науке и научном вдохновении написано множество книг, но это единственная, в которой рассказывается о том, как мистицизм и сознание в научном сообществе влияют на дары, которые оно может принести миру. Браво доктору Миллсу, непревзойденному ученому и мистику, за этот огромный вклад!

Джулия Моссбридж, PhD, соучредитель Института любви и времени


Доктор Пол Миллс собрал коллекцию историй жизни ученых, увлеченных духовностью, и эта подборка является настоящей жемчужиной. Если ученые – необычные люди, то ученые-спиритуалисты еще более эксцентричны, а данная книга помогает лучше понять эту редкую породу людей. Наука и духовность противоположны, не так ли? В своем сборнике историй Пол показывает нам, что все не так просто. Духовность и наука могут гармонично сосуществовать и действительно сосуществуют. И, как это ни удивительно, наука как метод может использоваться для достижения духовных целей.

Арно Делорм, PhD, Центр вычислительной нейронауки Шварца, Калифорнийский университет в Сан-Диего, Ла-Хойя, штат Калифорния; Институт ноэтических наук, Петалума, штат Калифорния


Профессор Миллс – пионер в мире науки и исследований. Он мужественно стремится сократить пропасть между наукой и духовностью. Я испытываю восхищение и глубочайшее уважение к доктору Миллсу как ученому. Его репутация безупречна. Более того, для меня большая честь, что он является моим коллегой и наставником, и я с нетерпением жду его следующих новаторских достижений в преодолении разрыва между наукой и духовностью.

Тамара Голдсби, PhD, Университет Луисвилля, Луисвилл, штат Кентукки


Книга «Наука, бытие и становление» посвящена теме, о которой очень редко говорят, но которая очень важна, – духовному путешествию ученых. Большинство первоклассных ученых, таких как Альберт Эйнштейн, Нильс Бор и Эрвин Шрёдингер, писали о духовной стороне своей жизни и даже об основополагающей духовной природе Вселенной. Тем не менее их труды по большей части забыты. Эта книга хорошо написана, занимательна и очень информативна. Я надеюсь, она вам понравится так же, как и мне!

Гаэтан Шевалье, PhD, Калифорнийский институт гуманитарных наук, Энсинитас, штат Калифорния


Профессор Миллс возвращает нас к вопросам, которые вызывают у нас, как у человеческих существ, любопытство, а также рождают подлинное стремление познать и понять самих себя, друг друга и этот грандиозный танец жизни, где все взаимосвязано и в котором мы все участвуем и занимаемся совместным творчеством. Только таким образом один из наших выдающихся ученых мог рассказать историю глубокого духовного путешествия, которое определило его путь и привело к смелому исследованию человеческого духа, сознания человечества и научным достижениям. Пол побуждает нас представить безграничные возможности коллективного бытия, замечательную планету Земля и наши способности как единое целое. Книга отдает дань уважения мастерам науки и духа, которые были до нас и которые находятся рядом с нами в настоящее время. Она также приглашает нас присоединиться к исследованию жизни, использовать инструменты и методы развития всеобъемлющего проявления любви и осознания, которое будет наполнять бесчисленные будущие поколения.

Тони Тидвелл, T.M.D., PhD, Центр здорового разума, Висконсинский университет, Мэдисон, штат Висконсин


Доктор Миллс вернул ученым их право на духовность, сохраняя при этом верность своей профессии. Мир стал богаче благодаря его книге и мудрости.

Мелинда Коннор, D.D., PhD, Университет Акамаи, Хило, Гавайи; председатель Национального альянса энергетических практиков, Редондо-Бич, штат Калифорния


Слушать духовное руководство – это важнейший ресурс для решения значимых проблем, стоящих перед каждым из нас в личном и коллективном планах. В книге «Наука, бытие и становление» доктор Миллс рассказывает о том, какое количество ученых нашли доступ к своему внутреннему голосу. Этот голос создает основу для вдохновенных исследований и такого образа жизни, который помогает достичь хороших результатов всем, а не только немногим избранным. Найдите свой внутренний голос и получите к нему доступ благодаря ежедневным духовным практикам.

Мэри Джо Булбрук, R.N., Ed.D., президент Университета Акамаи, Хило, Гавайи


В течение многих лет наука и медицина были сосредоточены на индивидуальном редукционистском подходе, который исключает такие факторы, как духовность, влияющие на личность в целом. Эта книга – приятная противоположность такому подходу. Доктор Пол Миллс – дальновидный ученый, который рассматривает человеческую жизнь с целостной точки зрения и принимает во внимание факторы, действительно влияющие на здоровье и благополучие. Его многочисленные выступления на эту тему вдохновили меня на применение новых методов для понимания состояния человека. Я горжусь тем, что работал с ним.

Майкл Голдсби, PhD, Университет Луисвилля, Луисвилл, штат Кентукки


В своей новаторской работе доктор Миллс отправляет нас в путешествие по взаимосвязанным мирам науки и духовности, которые показывает через неизвестные ранее жизни ученых, занимающихся личными духовными практиками. По мере того как читатель осознает изящное переплетение духовного опыта с развитием научной мысли через историю каждого ученого, представление о том, что эти темы являются отдельными и незначительными в развитии идей, меняется. Работа доктора Миллса, несомненно, расширит диалог между дисциплинами, которые ранее считались в корне отличными друг от друга, а также будет способствовать использованию духовности как катализатора и инструмента творческой мысли.

Доктор Кристин Тара Питерсон, научный сотрудник Калифорнийского университета в Сан-Диего, Ла-Хойя, штат Калифорния

Предисловие. Дипак Чопра, доктор медицины

Одно из самых странных убеждений нашего времени заключается в том, что человеческие существа можно объяснить с помощью чисел. Мы завалены статистическими данными обо всех мыслимых аспектах повседневной жизни. Мы рассматриваем пищу с точки зрения калорий и микроэлементов. Правительства поднимаются и падают в зависимости от опросов общественного мнения. Увеличение показателей выживаемости от рака диктует необходимость финансирования медицинских исследований в миллиарды долларов.

Мир, в котором мы все родились, подарил нам величайший сдвиг в истории – от эпохи веры к эпохе науки. Но вера – это широкое понятие, и во многих отношениях вера в цифры, которая включает в себя факты, данные, статистику и все, что связано с компьютерами, в том числе искусственный интеллект, заменила традиционную религию.

Эйнштейн утверждал, что без чувства удивления никогда не совершается ни одно великое научное открытие. Это утверждение звучит вдохновляюще и в то же время эксцентрично. Похоже, ни один выдающийся ученый больше не использует такие термины, как удивление и благоговейный трепет. Другая знаменитая цитата Эйнштейна о том, что либо все на свете является чудом, либо ничто не является чудом, теперь кажется совершенно загадочной.

И все же благоговение, удивление и чудеса никогда не зависели от цифр, а тем более от меняющихся мнений. Точно так же, как Земля всегда вращалась вокруг Солнца, не нуждаясь в Копернике, чтобы изменить астрономию, чувства благоговения и удивления пронизывают весь путь человечества. Образно говоря, неважно, что на вас надето – белый лабораторный халат или сутана, – свет ослепит вас с одинаковой вероятностью.

Я размышляю о том, как легко управлял наукой ее собственный набор догм, потому что в этой книге «Наука, бытие и становление» стереотип отстраненного, объективного ученого становится гораздо более человечным. Ученые глубоко человечны, что не должно вызывать удивления. Также это не должно быть тайной, которую скрывают, чтобы не восстановить против себя кого-то из коллег, решивших, что вы перешли на другую сторону.

«Другую сторону» можно определить как диапазон мнений – от организованной религии до суеверий и мифологии. Несмотря на тот удивительный факт, что в церковь ходит больше ученых, чем среднестатистических граждан, никуда не денешься от упрямого предубеждения против субъективности, которое доминирует в науке.

Само собой разумеется, что личное свидетельство – это не наука. Однако личное свидетельство – это история каждого человека, независимо от того, ученый он или нет. Опыт – это смысл. Итак, когда целью книги является восстановление науки как духовной цели, о чем прямо заявляет профессор Пол Дж. Миллс, вы вступаете в сумеречную зону между надеждой и ересью. Ученые, как убедительно доказывают красноречивые интервью, сталкиваются с духовными экстатическими, мистическими переживаниями и откровениями так же, как и любой другой верующий. На самом деле глубоко личная природа таких переживаний, когда они возникают в контексте науки, становится более убедительной, а не менее.

Так происходит, потому что рациональность – квазибожество, которое руководит научными исследованиями, – не является врагом пробуждения. Рациональность заняла центральное место в эпоху Просвещения, что было исторически обусловлено в то время, когда религия стала реакционной силой. Но учения Будды, просветленного, оставались актуальными за пределами ограниченного исторического периода и даже в течение тех четырехсот лет, которые ознаменовались подъемом, доминированием и в конечном счете монополией науки на мышление.

Профессор Миллс построил свою карьеру на том, что примирил науку и духовность. Начиная с ранних исследований благотворного воздействия медитации, на протяжении десятилетий последующих исследований, которые расцвели из этого семени, он понял, что парадигмы меняются, если говорить со старой парадигмой на ее собственном языке. Теологию можно найти в трудах Кеплера, Коперника и Галилея – этого требовала эпоха веры. Век науки требует данных о духовности. Настанет день, когда такая ситуация, вероятно, изменится, но прямо сейчас это так, и профессор Миллс наслаждался успехом, удовлетворяя спрос, а затем шел дальше туда, где видел новые возможности. Рассказ ученых о своих духовных переживаниях представляет собой новое открытие, и очень актуальное.

Позвольте мне рассмотреть вопрос в еще более широком контексте. Мировоззренческие концепции рассказывают нам, на что похож мир, и можно говорить о том, что научные методы, основанные на данных, экспериментах и валидации, проистекают из мировосприятия, не имеющего себе равных. Но, если вы стремитесь выйти за пределы своего нынешнего состояния сознания – если хотите стать счастливее, найти любовь или познать себя, – догматическая рациональность преграждает путь. Хотите – верьте, хотите – нет, но все, что вы можете сосчитать, взвесить, вычислить или измерить, является частью всеобъемлющей иллюзии – осознание этого факта поставит вас на порог «настоящей» реальности и вашего места в ней.

Я использую слово «иллюзия» в самом распространенном его смысле. Например, сон – это иллюзия. Представьте, что однажды ночью вам снится сон и во время сновидения вы используете числа, измеряете предметы и даже занимаетесь наукой. Очевидно, что способность делать все это убеждает вас в реальности такого сна. Но, как только пузырь лопнет и вы проснетесь, все подсчеты, измерения и научные занятия мгновенно станут несущественными. Вы думаете, что такой пример неприменим к реальному миру? Он применим. Вот несколько фактов о базовом природном явлении, а именно о свете.


• Фотоны, элементарные частицы света, невидимы и вообще не обладают яркостью.

• Свет может вести себя как частица или волна, но не может одновременно наблюдаться в обоих вариантах. Оба состояния можно измерить, но, как одно переходит в другое, остается полной загадкой. Мы можем только наблюдать, как это происходит.

• Цвет как восприятие не поддается объяснению. То, почему красный цвет является красным, не имеет ничего общего с его частотой или длиной волны, как и сладкий вкус сахара не объясняется подсчетом атомов углерода в молекуле сахара.

• Никто не имеет ни малейшего представления о том, почему вообще существует свет.

• Визуальные образы, которые вы видите перед своим мысленным взором, не могут быть объяснены с помощью исследования мозга.

• Зрительная кора головного мозга не содержит изображений; на самом деле она полностью темна и лишена света.


Я надеюсь, что вы если и не шокированы, то по крайней мере удивлены, прочитав эти факты. Их связывает вместе то, чего наука долгое время избегала, – сознание. Ваше сознание сообщает свету его яркость и цвет, создает образы в уме и воспринимает мир как театр событий во времени и пространстве.

Несогласных, которые считают, что я преувеличиваю иллюзию, порождаемую наукой, прошу ознакомиться с классической статьей о сложных взаимоотношениях математики и реальности. Она написана выдающимся принстонским физиком Юджином Вигнером в 1960 году и вышла под названием «Необоснованная эффективность математики в естественных науках»[1]. Аргументация Вигнера неубедительна, но он приходит к выводу, что без объяснения сознания математика имеет совершенно загадочное отношение к реальности. Покойный Стивен Хокинг в своей последней книге «Великий замысел»[2] также сомневался в том, что нынешние теории в физике и космологии, которые почти полностью являются математическими, соответствуют реальности.

В некотором смысле профессор Миллс настолько опередил события, что ему пришлось подождать, пока его коллеги-ученые осознают центральную роль, которую играет сознание. В этом ключ к возрождению науки как духовного пути – не путем обратного движения к религии, а в качестве новой области исследования природы сознания. Шансы на успех возрастают, когда мы понимаем, что наблюдение следов бозона Хиггса и свидетельствование о божественном, какими бы противоположными они ни казались, являются переживаниями в сознании.

Давайте признаем, что объективные данные и экспериментальные измерения не могут объяснить природу сознания. Ну и что? Все мы зависим от мира технологий, и сам ход цивилизации зависел от рациональности и ее величайшего инструмента – математики, с тех пор как тысячи лет назад в Египте были сделаны первые архитектурные замеры с использованием равномерно расположенных узлов на веревке.

Если все это иллюзия, добро пожаловать в нее. Именно так отреагирует большинство людей. Что касается ученых, испытывающих глубокое отвращение к метафизическим спекуляциям, то в науке есть известное высказывание: «Заткнись и вычисляй». Преодолеть вопрос «и что дальше?» нелегко, если вы отказываетесь принимать саму идею о том, что повседневный физический мир основывается на переживании сознания. Но существование твердых осязаемых объектов было давным-давно подорвано квантовой физикой. Если вы глубоко вникнете в материю природы, то обнаружите самый базовый уровень, квантовое поле, где «нечто возникает из ничего». Основа Вселенной – это просто рябь в квантовом поле, возникающая из состояния квантового вакуума. Это действительно способствует избавлению от иллюзии.

Есть убедительный аргумент в пользу того, что эти волны являются продуктом сознания; другими словами, Вселенная приводит себя в действие через мышление. Десятилетия назад выдающийся британский физик сэр Джеймс Джинс заявил, что Вселенная начинает гораздо больше походить на великую мысль, чем на великую машину. Поведение, подобное поведению разума, было замечено в действии элементарных частиц. Более того, если Вселенная не является продуктом какого-то космического сознания – действительно, если существование не то же самое, что сознание, – то наука совершенно неспособна объяснить, как возникло сознание. Не существует точки, в которой атомы научились мыслить. Объяснять сознание разума через физику – это величайшая ошибка, как сравнивать яблоки с апельсинами.

Когда природа создала «нечто из ничего», появились и разделились два направления. Одно направление мы называем объективным – мир «внешний», наполненный объектами и событиями, а другое направление – субъективным, мир «внутренний», состоящий из ощущений, образов, чувств и мыслей. Мы чрезвычайно хорошо умеем балансировать между двумя мирами. Физик может измерять элементарные частицы и при этом влюбляться.

Однако реальность на любом из этих направлений – иллюзия. С объективной стороны существует хаотичный квантовый суп, постоянно кипящий, полностью отделенный от нашего повседневного опыта. С другой стороны находится перцептивный суп, хаос личных переживаний, наполняющий разум (можно также назвать его «супом квалиа»). Термин «квалиа» используется для обозначения качеств пяти органов чувств, всего, что мы видим, слышим, осязаем, пробуем на вкус и обоняем. Субъективная и объективная стороны, пока они разделены, фальсифицируют реальность, вот почему нет ничего абсурдного в том, что цифры все глубже затягивают нас в иллюзию.

Мы обманываем себя, предполагая, что мир «там, снаружи» включает в себя реальность, в то время как без надежного внешнего мира наши внутренние переживания солипсичны (существуют только в нашем сознании). Итак, по простой логике реальность возникает, когда расщепление субъекта и объекта устранено. Реальность – это целостность, и мы не испытаем ее, пока не станем целостными.

На следующих страницах этой книги изложена целительная мудрость. Целостность – это наше право по рождению и наше предназначение. Наука может стать мощным инструментом для реализации данного предназначения, и эта информация будет для вас настоящим открытием.


Специальный комментарий

Признание и развитие нашей духовной и человеческой природы

Кен Уилбер

Учеловеческих существ есть как минимум два совершенно разных, но одинаково важных типа духовного развития. Одно было известно на протяжении тысячелетий и в той или иной форме упоминается в большинстве великих мировых религий. Его можно назвать прозрением. Признание другого типа развития произошло гораздо позже, и в основных религиозных традициях информации о нем нет. Его можно назвать взрослением.

Прозрение отмечено непосредственным переживанием пробуждения, или осознания того, что считается высшей реальностью (Дух, Божество, Основа всего бытия, Дао, Брахман, Великое совершенство), переживанием, известным во всем мире как просветление, метаморфоза, сатори, мокша, великое освобождение, высшая идентичность. Хотя, безусловно, в разных культурах и в разные исторические периоды существуют различия в способах осознания, есть некоторые сходства, которые делают все их в целом узнаваемыми. Почти всегда происходит расширение самоидентификации от изолированного, обособленного самоощущения к единству с высшей реальностью и, следовательно, к ощущению единства со всей Вселенной. Это явление часто описывается как «пробуждение» или «просветление», потому что по сравнению с ним типичное сознание человека до пробуждения ощущалось как потерянное в «мире грез», мире, который является падшим, отчужденным и раздробленным, отмеченным присущими ему страданиями (например, дуккха) или первородным грехом. Осознание высшей идентичности обычно называют summum bonum, высшим благом, присущим человечеству.

Во многих великих традициях существуют особые системы медитации, созерцания, глубокой молитвы, йоги или путешествий, которые с помощью определенного набора шагов или предписаний призваны помочь человеку перейти от своей ограниченной и узконаправленной идентичности с отдельным самоощущением (часто называемым «эго») к более глубокому и более широкому «Я» (обычно описываемому как истинное «Я», или настоящее «Я»), которое создано для того, чтобы быть единым с Духом или высшей реальностью. Например, и индуизм веданты, и тибетский буддизм описывают пять основных состояний сознания, которыми обладают все люди. Они включают бодрствующее состояние (которое, как считается, является примером «грубого состояния» сознания); состояние сновидения (пример «тонкого состояния»); глубокий сон без сновидений (пример «очень тонкого», или «причинного», состояния). Затем идет турия (на санскрите просто означает «четвертая»). Она получила такое название, потому что это четвертое основное состояние – после грубого, тонкого и причинного, – которое указывает на чистое осознавание, свободное от содержания, также называемое Свидетелем, или истинным «Я». И наконец, туриятита («превосходящая турию»), которая находится за пределами чистого осознавания, потому что сам Свидетель становится единым, или недвойственным, со всем, чему он является свидетелем. Другими словами, возникает тип «сознания предельного Единства», или «недвойственного Единения». Подобные пять основных состояний можно найти во многих великих мировых мистических и духовных традициях. Считается, что первые три состояния относительны и являются домом эго. Вторые два состояния являются предельными и домом истинного «Я» и его недвойственной таковости, или предельного Единства.

На страницу:
1 из 3

Другие книги автора