Полная версия
История государства Караханидов в исследованиях ученых Китайской Народной Республики
1.3. Различные взгляды на вопрос названия династии Караханидов
Согласно исследованиям ученых КНР, в состав племен Уйгурского Каганата входили 3 племени карлуков (сан гэлу 三葛祿)[27]. Усилившись к 756–757 годам, они стали претендовать на трон каганата, однако потерпев неудачу в этой борьбе в 789 году, отделившись от уйгуров, откочевали в область Семиречья и обосновались в районах современных городов Токмак (Суййе / Suiye碎叶)[28] и Талас (Данлоси / Danluosi怛逻斯). В дальнейшем карлуки создали здесь каганат с центром в месте названном Караурда (Kalawoerduo 喀喇斡耳朵)[29]. После поражения уйгурского каганата, 15 уйгурских племен переселились[30] на территорию Туркестана. Это привело к объдинению ряда тюркских племен и созданию на этой территории нового государства. В 840 году большая группа уйгурских племен прибыла с севера и, присоединившись к карлукам, создало новое государство со столицей в Баласагуне[31].
По мнению Вэй Лянтао, причина, по которой новое государство было названо государством Кахараханидов заключается в том, что в прошлом слово кара имело значение великий, большой, общий. Происходит эта традиция от того, что у древних тюрков стороны света обозначались как: восток – синий (кўк), запад – белый (оқ), юг – красный (қизил) и север – черный (қора). Северное направление было почитаемым, поскольку в этом направлении молились. Таким образом, правитель созданного карлуками и присоединившимися к ним уйгурскими племенами государства, назывался «карахан», то есть великий хан, великий каган[32]. Согласно административному устройству ханства, трон правителя передавался по наследству. По этой причине правящая династия стала называться караханидской.[33].
В опубликованных на западе исторических работах это государство называется по разному. Например, «династия Караханидов», «династия Хаканидов» «династия Афрасиаб», «династия Табгачханов».
По мнению немецкого ученого О. Притцака (Omeliam Pritsak), практика названия Караханидов «династией Иликханов» пришла из произведений Утби. В свою очередь, Утби ошибочно считал владетелей Мавераннахра Арслана илик Насир бинни Али и его старшего брата Арслана карахан Абу Насир Ахмад бинни Али одним человеком и, объединив два звания «илик» и «хан» в одно – использовал его как «иликхан»[34]. Названия «династия Хакания» и «Хакания» взяты из «Девону лугатит турк» Махмуда Кашгари и «Тарихи умумия» Ибн Атхири. «Династия Афрасиаб» названа в «Шахнаме» по имени легендарного героя Турана Афрасиаба.
В работах ученых КНР название династии Краханидов записывается как «Калахан ванчао» (喀喇汗王朝) и «Хэйхан ванчао» (黑汗王朝). Калахан является транскрипцией слова «карахан», а ванчао есть перевод слова династия. Второе, из указанных названий, есть перевод слов «Династия Караханидов» взятое из раздела «Описание Удуна» («Описание Хотана») из «Истории династии Ляо» («Ляошу»). Однако при переводе было использовано значение слова «кара» в смысле черный цвет, а не великий. Поэтому утвердившееся в китайских источниках и литературе название «Хэйхан ванчао» является ошибочным переводом названия «династия караханидов»[35].
Название «династия Караханидов» есть результат многолетних научных исследований за рубежом. Среди пишущих на китайском языке ученых КНР вопрос о названии этой династии, до сих пор является предметом обсуждений[36]. Некоторые исследователи считают, что переводить нужно как «черная» в смысле цвета, а другие – как «большая, великая».
Профессор Нанкинского университета Вэй Лянтао считает второе мнение верным и в своих исследованиях не переводит слово «кара», а транскрибирует его на китайский язык как «кала». Согласно мнению Вэй Лянтао, в современных тюркских языках, в частности в уйгурском, слово кара имеет значение черного цвета, однако нельзя упускать из виду, что в прошлом это слово использовалось для обозначения чего-то «большого, великого». Например, былое значение слова кара (большой, великий) просматривается в тапонимах Кара карум, Кара денгиз, Кара уй.
Вэй Лянтао отмечал, что нельзя смешивать понятия «династия» и «государство». Караханидские правители также обращали на это внимание, что подтверждается надписями на монетах династии. Например, на монетах Али бинни Хасана (Али Тегина), расширившего границы караханидского каганата до Мавераннахра он именуется как «табгач буграхан». Ибрахим бинни, правивший после него Мавераннахром, также называл себя «табгач буграхан».
Комментируя значение слова «табгач», Вэй Лянтао писал, что «табгач (tabgach) в материалах исламской истории имеет смысл серединная земля (Zhongguo中国)»[37]. Согласно его мнению, первый раз Чжан Гуанда написал об этом в своей статье, посвященной очерченной кругом карте, приведенной в «Словаре тюркских наречий» Махмуда Кашгари.
Трудно считать это мнение обоснованным. В известном «Словаре тюркских наречий», пренадлежащему перу упомянутого Махмуда Кашгари, слову «Табгач» дано следующее пояснение:
«Табгач – это название Чин-Мачина. Мачин находится на расстоянии 4 месячного пути. В действительности Чин делится на 3 части: Верхний Чин на востоке называется Табгач; Средний Чин называется Хитай; Нижний Чин называется Бархон. Бархон суть есть Кашгар[38]. Однако в наши дни словом Табгач называется Мачин, а Китон Чин»[39].
Обращая внимание на это сообщение Махмуда Кашгарий, Вэй Лянтао безосновательно сопоставляет топонимы «Чин» и «Мачин» со своей родиной Китаем (Чжунго / Zhongguo中国 – Срединное государство)[40], поскольку, топоним «Чжунго» используется также как аббревиатура Китайской Народной Республики (Чжунхуа женьминь гунхэго 中华人民共和国). В действительности этот топоним появился еще до нашей эры.
Бывший сторудник института Востоковедения А. Айтбаев, проводивший специальные исследования топонимов «Чин» и «Мачин», подчеркивает, что термин «Табгач», «Чин», «Мачин», «Хитай» и «Хита» нельзя переводить как «Китай» в современной рускоязқчной литературе «Китай» и «Чжунго» («Срединное государство»)[41] в китайской. Причина этого заключается в том, что с территориальной точки зрения, древнее и современное значение топонимов «Китай» и «Чжунго» полностью отличаются.
В границы древнего Китая, называемого топонимом «Чжунго», не входили территории Восточного Туркистана (с 1 октября 1955 г. Синьцзян—Уйгурского автономного региона)[42], Тибета, Кукунора (Цинхай), Внутренней Монголии и Манчжурии (северо-восточная часть современной КНР). По мнению А. Айтбаева, топоним Манчжурия может быть производной от слова Мачин. Поэтому не верно считать, что слово табгач есть перевод топонима «Чжунго», а использовавшееся Караханидами слово табгачхан означает «Чжунго хан», то есть хан Китая.
Глава 2. Взгляды ученых КНР на возникновение, развитие и исчезновение каганата Караханидов
2.1. Возникновение каганата
В упомянутых выше работах, изданных на китайском и уйгурском языках, большое внимание уделяется исторической и этнической ситуации в Средней Азии накануне образования Караханидского ханства. Многие авторы указывают, что на протяжении предыдущих веков политическая карта Центрально-Азиатского региона претерпела многократные изменения. В результате внутренних конфликтов и грабительских войн одни страны исчезали, а другие процветали.
Народы и племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством на пастбищах в долинах, разделенных реками и огороженных такими естественными преградами, как горы – отчаянно враждовали чтобы не потерять право на свои земли. Это, в свою очередь, привело к тому, что регион попал в лапы могущественных держав, обосновавшихся в Восточной и Западной Азии.
С возникновением Тюркского каганата регион стал единым политическим и экономическим образованием, что создало основу для развития культуры. Однако, с разделением Тюркского каганата на Восточный и Западный в конце VI века, в экономическом и культурном развитии населения Большой Центральной Азии[43] произошли изменения, а также поменялась география его расселения.
Западнотюркский каганат претерпел несколько периодов ослабления и усиления. Во времена Ябгу кагана (611–618 гг), племена сиртадуш, обитавшие на Джунгарской равнине, то есть на севере Восточного Туркистана, объединили соседние тюркские племена и расширили свои границы на северо-востоке до гор Алтая, а на юго-востоке до Юймэньгуаня[44], считавшегося пограничными воротами Китая, на севро-западе до Каспийского моря и на юго-западе до гор Гиндукуша у начала территории современного Афганистана.
В 618 году, когда на трон сел младший брат Ябгу кагана Қутлук Ябгу каган, тюркские племена, обитавшие на севере каганата, объединились, двинулись на юго-запад, переправились через Амударью и овладели Тохаристаном.
В середине VII века, правившая в Китае династия Тан (618–907), начала борьбу против тюрков. Длительные дипломатические и военные действия дали результат. В результате, Тюркский каганат был расколот на две части, которые затем были поочередно уничтожены.
Необходимо подчеркнуть, что в упомянутых выше работах о государстве Караханидов указывается, что в течение короткого времени после исчезновения Тюркского каганата, Танская империя начала военные действия в южном и северном направлениях от Тангритага (Тянь-Шаня).
В первой половине VII века империя Тан направила свои войска на Памир, затем в города Такмак, современного Кыргызстана (в китайских источниках Суййе) и Чач (Ташкент), и ввергла местное население в пучину разрухи. Китайские войска пленили правителя Чача и отправили его в свою столицу Чан’ань (современный Сиань). Правитель был казнен на площади столицы[45].
Однако в 751 году на берегу реки Талас (Тараз), в сражении с арабскими войсками, китайцы потерпели полное поражение и были вынуждены уйти из Центральной Азии[46]. Несмотря на это, китайские ученые оправдывают акты насилия империи Тан в отношении местных государств и считают, что большая часть территории Туркестана должна пренадлежать Китаю. На исторических картах изданных в 1994 году, территория Танской империи включает озеро Балхаш, Аральское море и земли южнее от них, междуречье Сырдарьи и Амударьи, северный Афганистан[47].
Согласно сведениям указанным в Китайской литературе, в течение 2-х веков после исчезновения Тюркского каганата в Центральной Азии происходили активные миграционные процессы, которые особенно услились после уничтожения в 840 году Уйгурского каганта, возникшего на территории современной Монголи в 744 году.
К исчезновению этого государства привела совокупность нескольких событий. В 830 г. в Уйгурском каганате ухудшилась внутреняя обстановка: с одной стороны – обострилась борьба за власть, а с другой – повсеместно началась сильная засуха и из-за вызванных ею болезней начался падеж скота. Последовавшая затем зима, принесла сильные холода, усугубившие обстановку. В результате экономическая основа государства была подорвана. В этой ситуации недовольные властью чиновники вступили в сговор с киргизами, напали на дворец и убили кагана. В результате каганат распался, а уйгуры рассеялись повсюду[48].
Большая часть уйгуров покинула свои земли и двинулась на запад, обосновавшись на пастбищах Семиречья[49].
Когда началась борьба за власть в Уйгурском каганате, первыми вышли из подданства карлуки, откочевавшие в западном направлении и осевшие в современной Семиреченской области Казахстана.
Согласно сообщениям Китайских ученых, изначально карлуки входили в состав союза уйгурских племен называвшегося «токуз огуз» («цзю син уху», «цзю син ухэ» или «цзю син угэ» 九姓烏護, 九姓烏紇) и составляли основную часть жителей каганата[50]. В Китайских источниках встречаются также названия «токуз огузов» в форме «цзю син угэ» (токуз уйгур), «цзю син теле» (токуз турклик или токуз турк). Они состояли из союза следующих 9 племен: уйгур, буку, хун, байиргу, тунгра, изгил, чибни, басмил, карлук.
Как было указано выше, в IX веке карлуки имели большое население состоящее из 3-х племен: булок (моло 謨落), сабак (чиси 熾俟) и ташли (ташили 踏實力).
Согласно Вэй Лянтао, карлуки (гэлолу 葛逻禄) были одними»[51] из «одиннадцати [племен] уйгур»[52]. На протяжении длительного времени они занимались скотоводством на джайляо между предгорьями гор Бешбалык и Алтай на севере Тангритага (Тян-шаня).
Этноним «одиннадцать уйгур» (на китайском «ши и син хуэйхэ» 十一姓回纥) встречается в сборнике династических историй «Эршиси ши» (二十四史— «24 истории»). Перед возникновением «Уйгурского каганата» (744–842), когда число тюркских племен, объединившихся в Монголии и называвших себя уйгурами, достигло 11, китайские историки стали назвать их «шиси син хуэйхэ». После возникновения каганата количество племен, называвшихся уйгуры, достигло 30.
Сведения об этом приводятся в истории династий «Эршиси ши» («24 истории») в «Синь Таншу» в («Новой истории [династии] Тан»). Так, там указано, что карлуки изначально жили к северу от Бейтина (北庭— Северный дворец) и к западу от Цзиньшаня (金山— Алтай)[53]. В некоторых китайских источниках, упоминаемый Бэйтин, называется как Футу-чэн (浮图城— крепость с изображениями будды)[54]. На языке местных жителей город назывался Бешбалык.
В 756–757 годах карлуки усилились, предприняли попытку захватить власть и подчинили себе города: Токмак (Суййе 碎叶) и Тараз (Далоси怛逻斯). В 789 году они вышли из состава уйгурского племенного союза и основали свое государство[55].
Здесь необходимо упомянуть два события имевших отношение к судьбе карлуков: 1) После переселения в Семиречье карлуки разделились на 3 ветви из которых одна расселилась в районе Аксу, вторая в Тохаристане, а третья осталась в Семиречье[56]. 2) Приблизительно в 1164 году правитель западных караханидов Али бинни Хасан (в китайских источниках Qiagelei-han恰格雷汗) переселил в область Кашгар карлуков, проживавших в Самарканде и Бухаре[57]. Нахождение, в настоящее время, городка Калук (Карлук) рядом с городом Кашгар может быть подтверждением этого события.
По мнению Вэй Лянтао, задолго до этих событий, в 1141 году, битва на Катванской равнине (Katewan卡特万)[58] произошла по причине разлада произошедшего между предводителем карлуков и правителем[59].
Согласно Лю Чжисяо, Карлуки, после выхода из состава Уйгуров и переселения в Семиречье, быстро окрепли и усилили основанное ими государство. Причиной тому послужили два исторических события: Первое, правившая в Китае в это время империя Тан была занята подавлением восстания Аньлушаня, восстановлением экономических, социальных его последствий и не имела возможности вмешиваться в политические процессы в Центральной Азии[60]. Второе – в район Семиречья, куда прежде переселились карлуки после уничтожения Уйгурского каганата, пришла большая группа уйгурских племен[61]. После это карлуки усилились и установили свой контроль над племенем тюргешей ранее влаладевших Семиречьем[62]. Эта ситуация повлияла на еще большее усиление государства Карлуков[63].
Присоединившиеся к карлукам уйгуры, в составе 15 племен, имели большое население и возглавлялись Пантегином[64].
Здесь необходимо отметить, что во времена расцвета уйгурского каганата в его состав входило 30 племен[65]. Переселение уйгуров, возглавляемых Пантегином, на запад, в область Семиречья, было связано с более ранним приходом и обитанием здесь карлуков.
Согласно Лю Чжисяо, в 40-х годах IХ века племена переселившихся на запад уйгуров усилились и власть в свои руки взяли карлуки. После этого название династии или государства Карлук перестало употребляться и вместо появилась династия Караханидов (Великих ханов)[66].
Изначально, династия Караханидов и входившие в состав каганата племена, в основном жили на территориях вокруг озера Балхаш. В дальнейшем они расширили свои владения в южном направлении и достигли берегов Амударьи, столкнувшись при этом, в первую очередь, с государством Саманидов. В те времена столицей Караханидов был город Баласагун (Balashagun巴拉沙滚) находившийся недалеко от современной столицы Кыргызстана – Бишкека[67]. Правитель, взошедший на престол, назывался Арслан-ханом. Крепость Талас была второй столицей каганата и в ней базировался помощник кагана, которого называли Бугра-ханом. Из этого видно, что ранг Арслан-хан был высшим, а Бугра-хан второстепенным. Путать эти два ранга не следует во избежание ошибки.
Согласно сообщению Вэй Лянтао, в указанном выше исследовании «Калахан ванчао шигао» («Краткая история Караханидов»), в создании и развитии государства Караханидов значительное участие приняли такие тюркские племена как ягма (янмо 样磨), тюргеш (тучиши 突骑施) и чигил (чуюэ 处月). Известно, что племя ягма, до возникновения этого государства, направилось и осело в области Кашгар и состояло из множества различных племен. Разместившиеся вдоль рек ягма начали заниматься сельским хозяйством и ремесленным производством. Вэй Лянтао пишет, что «в последние годы правления династии Караханидов ягма полностью перемешались с уйгурами»[68]. Однако согласиться с этим мнением трудно, так как если посмотреть на состав племен времен Уйгурского каганата, то мы видим, что ягма в начале VII века входили в состав северных уйгуров «токуз уйгуров» (в китайских источниках «цзюсин хуэхэ» 九姓回纥)[69].
В энциклопедическом словаре «Цихай» («Море слов») указано, что тюргеши в 628–700 годах переселились с побережьев реки Или на побережья современной реки Чу (Chuhe楚河), осели здесь и сделали город Суйе (Suiye 碎叶)[70] своим центром[71]. По сообщению Вэй Лянтао, в середине VIII века они подчинялись карлукам и после возникновения Караханидского каганата переселились в область Семиречья.
Согласно китайским источникам, чигилы жили смешанно с тюркскими племенами, входившими в состав Западно-тюркского каганата. В то время они имели большое население, в основном занимались скотоводством и отчасти земледелием на землях вокруг озера Иссык-Куль, и занимали видное место в войсках Караханидов. В 1089 году, после вторжения сельджуков, чигилы были частями расселены в других местах[72].
В опубликованных нами работах отмечается, что в VII–VIII вв чигил было одним из 30 уйгурских племен, которое в китайских первоисточниках, составленных до X века, например, в «Синь Таншу» («Новая история Тан [династии]»)[73], указано под названием сицзие (xijie奚结)[74].
Вопрос об этническом составе населения Караханидского государства не ускользнул от внимания упомянутых выше китайских ученых. Например, Вэй Лянтао так комментировал этот вопрос:
«Население земель Караханидов состояло в основном из тюркских и ираноязычных этносов… Древний этнос, именуемый уйгурами, разросся и сформировался новый этнос, именуемый таджиками. Некоторые этнические группы вступили в период своего становления»[75].
2.2. Расширение территории Караханидского каганата
В работах, изученных в рамках нашего исследования, большое внимание уделено вопросу территориальной экспансии Караханидского государства. Согласно имеющимся данным, войска Саманидского ханства приблизительно в 893 г. разгромили вооруженные отряды Караханидов в низовьях Сырдарьи, завоевали территорию Таласской области и захватили в плен более десяти тысяч человек, возглавляемых женой наместника кагана Караханидского государства, Угульчака.
Часть уйгуров, испытавших на себе натиск Саманидов, переселилась на юго-восток, пройдя через Илийскую долину и Иссык-Кульскую область, преодолела Тангритаг и расселилась в западной части Таримского оазиса.
В конце IX – начале X веков произошло усиление тибетцев, которые взяли под свой контроль западную и южную части Таримского оазиса и создали там свою администрацию. Переселившиеся сюда из Туркестана и названные китайскими учеными «западно-памирские уйгуры» свергли тибетское господство, установившееся в Таримском оазисе. Победив на юге оазиса, династия Караханидов удовлетворилась землями между современными городами Аксу и Кашгар. В дальнейшем эта ситуация изменилась.
После того, как Караханиды основательно обосновались в этом районе, они совершили несколько походов на север и распространили свое влияние на Кучар. Однако в окрестностях Кучара их продвижение на восток было остановлено вышеупомянутым, называемым в китайских источниках уйгурским ханством «Сичжоу Хуэйгу» (西州回鶻)[76], которое после исчезновения с исторической сцены Уйгурского каганата, блокировало движение караванов в страны Дальнего Востока через Урумчи, Турфан, Кумул, вокруг озера Лобнор и юго-восточную часть Джунгарской равнины.
Караханиды перенесли свой политический центр, то есть столицу, из Баласагуна в Кашгар. Причина заключалась в том, что в то время, во-первых, город был одним из крупных развитых торговых центров на Великом шелковом пути, а во-вторых, караванные пути в китайскую столицу Чанъань, через города Яркенд и Хотан на юге пустыни Такла-Макан[77] были свободно проходимы.
После перселения в Кашгар, Сатук Бугра-хан (920–956), правильно оценив ситуацию, принял ислам и назвал себя Абдулкаримом. В период его правления государство Караханидов получило большое развитие.
Согласно легенде, после смерти отца Сатука Бугра-хана престол временно перешел к его дяде (младшему брату отца). Согласно дворцовому договору, после совершеннолетия Сатук Бугра-хана, дядя должен был уступить ему трон. В действительности этого не произошло. Единственным выходом стал силовой метод возвращения трона. Чтобы собрать необходимые силы, Сатук Бугра-хан тайно принял ислам и, тем самым, получил поддержку верующих.
Темной ночью Сатук Бугра-хан, которому только исполнилось 16 лет, с помощью 40 своих сподвижников напал на ставку, убил дядю и его людей, и занял ханский престол. После этого Сатук Бугра-хан начал войну сначала против Хотана, религиозного центра поклонников Будды, и, затем, против владычества уйгуров (Сичжоу Хуэйгу), живших в восточных провинциях Восточного Туркестана. Однако его усилия не дали ожидаемого результата. В итоге Сатук Бугра-хан направил свои политические усилия на запад. Так, он направил свои войска через Илийскую долину на Джунгарскую равнину для подавления восстания племен ягма (в китайских источниках яовугэ 藥勿葛)[78], живших в районах Семиречья и озера Балхаш[79].
По мнению ученых КНР, многие дела и достижения, совершенные Сатук Бугра-ханом в своей жизни, были связаны с принятием, распространением и укреплением ислама.
Сатук Бугра-хан распространил ислам не только в районах Кашгара и Аксу, где правил сам,[80] но и среди жителей всех мест, куда ступила нога караханидского воина, например в Семиречье, вокруг озера Балхаш и на Джунгарской равнине[81]. По его приказу воины караханидов разрушали буддийские храмы и постройки приверженцев других религий, поклоняющихся различным статуям[82]. Поэтому в произведениях, проповедующих ислам, например, в уйгурских, арабских и персидских книгах, усилиям Бугра-хана по распространению религии ислама дается очень высокая оценка.
Сатук Бугра-хан умер в 955 г. (в некоторых произведениях указано, что в 956 г.) и был похоронен на кладбище в городе Артуш, в 32–35 км от Кашгара[83]. После этого, по существующей традиции, ему наследовал его старший сын Муса Бугра-хан (Муса бинни Абдукарим) и был назван Арслан-ханом.
По мнению ученых КНР, Муса Бугра-хан не добился при своем правлении значимых военных успехов, за исключением незначительных походов против буддийских правителей в Хотане и уйгурских в Cичжоу (Западная провинция). По этой причине современники и авторы более поздних исторических сочинений не придали большого внимания деятельности Мусы Бугра-хана. Однако, будет справедливым назвать его одним из самых грамотных правителей династии Караханидов. Так, во время его правления, активно развивались отношения Кашгара с другими регионами. Вдоль реки Кашгар были построены новые водные сооружения, в каганате открывались новые медресе и библиотеки. Город Кашгар превратился в большой экономический и культурный центр.
Правление Мусы Бугра-хана длилось недолго. После его смерти в 958 году престол унаследовал его старший сын Абу Хасан (Абу Хасан Бугра-хан). Именно под командованием Абу Хасан Бугра-хана Караханиды совершили масштабные военные походы на Мавераннахр.
Согласно сообщению Лю Чжисяо, Абу Хасан Бугра-хан продолжил политику своего деда Сатук Бугра-хана и стал предпринимать попытки по расширению территории государства. В связи с этим он начал военные действия против буддийского государства в Хотане. Абу Хасан Бугра-хан проявил храбрость в военном походе на Хотан, но не добился значимых результатов[84].
В процессе завоевания Кашгара и в результате военных действий в регионе, династия Караханидов столкнулась с интересами трех крупных соседних государств. Одним из них было Хотанское ханство на юго-востоке Кашгара, другим – Турфанское уйгурское государство на востоке (Сичжоу Хуэйгу было уйгурским ханством в западном регионе) и третьим было Саманидское ханство на западе.
Если бы эти силы объединились и действовали одновременно, положение Караханидского государства могло бы сильно осложниться. Династия Караханидов пыталась не допустить подобной ситуации и преуспела в этом. Способности Абу Хасана Бугра-хана, правильная политика, которую он проводил, улучшение внутренней ситуации привели к развитию экономики страны.