bannerbanner
Самоуправление в Забайкалье. Этапы развития
Самоуправление в Забайкалье. Этапы развития

Полная версия

Самоуправление в Забайкалье. Этапы развития

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Озеро Арей

Арей – озеро, расположенное в Забайкальском крае в 240 км от краевого центра в седловине между Малханским и Яблоновым хребтом на высоте 996 метров над уровнем моря. Длина озера около 3 км, ширина 2 км, наибольшая глубина 13 м. Первое упоминание о котором, относится к 1772 году, и архивная фраза «Озеро Арей удалено от больших дорог» отмечена исследователями. На карте, составленной в 1774 году, из всех озер Ингодинского бассейна обозначено лишь озеро Арей, которое на карте имело название Тарей. В 1916 году на озеро Арей выезжали врачи сделавшие выводы о том, что вода озера и другие лечебные силы природы содействуют быстрому заживлению ран, не оставляя рубцов. «Сфероностоки» при употреблении внутрь излечивают болезни желудка, а совокупность благоприятных климатических условий повышает обмен веществ, активизируя жизненные процессы в организме. В 1929 году на Арее находилась Окружная экспедиция здравотдела, в материалах которой отмечалась необычно мягкая светлая вода, насыщенная кислородом, с повышенным содержанием фтора и наличием радона. Но лечебницу открывать посчитали нецелесообразным из-за короткого сезона – только июль, и резких колебаний температуры за сутки с обилием дождей. Но в 1980 году озеро Арей было объявлено памятником природы областного значения, когда бесконтрольное посещение озера лиц желающих излечиться от болезней, создало угрозу существования уникального озера.

Леса, прилегающие к озеру, отнесены к водоохранным с особым режимом природопользования. Такова официальная история открытия целебного озера. Но есть и другая история, основанная на легендах, рассказывающих о древнем происхождении огромной воронкообразной чаши с минеральной водой, которая, замерзая, имеет вид вогнутой линзы. Грязевые донные источники в двух противоположных углах озера поляризованы со сфероностоками, которые тоже растут в двух противоположных углах Арея. Если прочертить диагонали между грязевыми источниками и донными колониями сфероностоков, то линии сойдутся крест-накрест. Версия ученых говорит о «самотворении» озера Арей, когда в течение тысяч лет, ветры дующие в одном направлении, способствовали тому, что примерзший к льдинам донный песок осыпался образуя своеобразную плотину (вал). Которая и отделила озеро от болота, расположенного в низине. Версия эта не убедительна и по многим показателям проигрывает местной легенде о рукотворном создании озера.. Во-первых, «Чингисханов вал» (он так и называется) расположен в наиболее удобной для отсыпки запруды точке местного ландшафта. В сторону более пологой низины вал не такой широкий и не превышает метровой высоты, но в более крутую низину он достаточно мощный, высотой более десяти метров. За многие столетия песчаный вал зарос могучими соснами и кедрами, но до сих пор похож на искусственное сооружение, и кажется что вал узкий, а откос страшный и крутой. Будучи на озере, я еще застал расположенные на валу два гигантских сосновых пня диаметром более метра. По описанию, дно Арея выстилают серые пески, а запруда насыпана кварцевым песком. Большая резкая глубина озера у перемычки говорит о том, что вал был отсыпан быстро, а не в течение многих тысячелетий. А мы знаем, что армия Чингисхана обладала достаточным опытом строительства ирригационных сооружений. Приходит неожиданная мысль. Здесь был «Ям» Чингисхана! Только на его создание великий воитель мог заставить своих воинов везти в тайгу десятки и сотни тысяч мешков с песком, отсыпая «вал Чингисхана». Предположение о рукотворном происхождении перемычки отделяющей озеро от болота, легко подтверждается глядя на космический снимок.

И наше предположение о том, что на Арее был «Ям» Чингисхана основано на следующих фактах. Вся Империя Чингисхана была покрыта густой сетью почтовых линий. «Ям» исполнял одновременно несколько функций и управлялся особыми «дорожными губернаторами», имевшими неограниченную власть в сфере ведения каждого из них и располагавшими нужной военной силой. Губернаторы были ответственными за порядок и безопасность в пределах своего участка. При них имелись управления, в которых производилась регистрация проезжающих лиц и провозимых товаров. Марко Поло в своих описаниях ямов отмечал, что на некоторых станциях содержалось по 400 подменных лошадей. Вот для такого «Яма» Чингисхан и мог создать уникальное озеро – как для демонстрации своего могущества перед проезжающими иностранцами, так и для исцеления своих воинов и их лошадей. Вода Арея очень чистая, отличается слабой минерализацией и высоким содержанием кислорода. Донные грязи обладают лечебными свойствами, помогая при различных кожных заболеваниях. И озеро, могло, выдерживать наплыв десятков тысяч диких соплеменников Чингисхана, Лекари которого хорошо знали свое дело и отвечали за свою работу собственной головой в отличие от современных целителей. Но почему все это великолепие было создано в дремучем лесу, как отмечалось выше, вдали от больших дорог? А это уже другая давно забытая история, которая объясняет причину нахождения на старых картах «Тарейского» озера, единственного из всех имеющихся в округе озер. Все дело в том, что через Арейское плато проходил древний караванный путь, по которому шли караваны с товарами из Китая, Монголии, Борзинских степей. По нему же шли и дикие полчища татаро-монголов, и надо полагать, что по нему же ехал в орду и возвращался на Русь Великий князь Александр Невский.

Вернемся к легенде, говорящей о том, что озеро древнего, «добурятского» происхождения и имеет явную предрасположенность к версии его рукотворного создания. Но кто мог отсыпать озеро, перегородив стекающие с горы ручьи в глухой тайге далеко от дорог? Об этом и говорит легенда: это сделали воины Чингисхана, натаскав сюда песок в кожаных ведрах. В озеро не впадают реки, оно зарегулировано подземными водами и отделено от болотистой низины высоким песчаным валом, который хорошо виден из космоса. Местная легенда рассказывает о том, что шедшая из Монголии долиной реки Ингоды в сторону Байкала конница Чингисхана поднялась на Арейское плато и увидела тридцать четыре целебных источника от тридцати четырех болезней. Эти источники, сливаясь в небольшой котловине, стекали в пологую падь, стекая водопадом с небольшой скалы, к которой приходила старая шаманка. Образ такой шаманки можно увидеть в Читинском краеведческом музее. Чингисхан, по легенде, якобы посоветовавшись с лекарем, приказал запрудить реку и насыпать вал. Конники Чингисхана, которые почти все поголовно мучились разными болезнями, кинулись исполнять волю хана и в кожаных ведрах натаскали песок и насыпали вал, который и запрудил ручей. Озеро получилось настолько громадное, что места для купания в священной целебной воде хватило всем желающим и воинам не пришлось драться между собой за место на берегу. Так гласит легенда об озере Арее, которая и называет имя человека, способного волевым решением создавать подобные сооружения.

Конечно, все происходило не так, как утверждает легенда, и жесточайшая дисциплина, присутствовавшая в армии Чингисхана, не позволила бы воинам драться между собой за место у воды. А сам «потрясатель Вселенной» не отличался сентиментальностью, чтобы, жалея воинов, построить для своей армии бассейн для купания. Чингисхан был способен приказать уничтожить весь вышедший из подчинения тумен, захотевший «помыться», и представлять древних вождей людьми глуповатыми и не далекими не совсем правильно. Здесь что-то другое. Какая-то более важная причина, повлиявшая на решение Чингисхана создать в глухой тайге уникальную лечебницу, в которой залечиваются все кожные болезни и даже трофические язвы. На Арее целебно все – от песков, в которых содержится кварц, до ручьев и родников, которым молва приписывает удивительные лечебные свойства. Со дна озера бьет сильный радоновый ключ, а из земли недалеко от озера выходит целебный родник, вода которого очищает глаза и содержит 55 мг/л кремниевой кислоты. Его так и называют – «глазной», чуть далее находится «ангинный» источник, очень холодный, но тем не менее каким-то чудесным образом излечивающий болезни горла. Местные выпивохи показали, как можно бороться с похмельем. Для этого надо над метровым по высоте муравейником поводить некоторое время руками, а затем понюхать ладони. Шибанувший в нос запах муравьиной кислоты протрезвит любого пьяницу За несколько столетий существования озера Арей на дне его накопились толщи лечебной грязи. Грязь озера биологически активна, содержит соединения железа, цинка, меди. Лечебными свойствами наделяют округлые студенистые образования зеленого или бурого цвета диаметром до трех сантиметров – водоросль «сфероносток», которую в народе называют «картошкой». Химический анализ показывает, что эта водоросль накапливает в себе из окружающей среды много ценных элементов, в частности йод, минерализация воды здесь – 200—250 мг/дм. Такая «картошка» есть и на других Забайкальских озерах, относящихся к бассейну Байкальского водосбора. А подобные целительные источники есть везде, где растет сосна сибирская – кедр, здесь же его в избытке. Отсюда начинаются кедровники, которые уходят высоко в хребет. Чингисхан лишь построил здесь «Ям» и «окультурил» этот лесной оазис, отделив лечебные источники от болота. Затем территория отошла улусу хана Джучи, отцу Бату хана. А по прошествии многих веков о древнем волоке забыли, хотя озеро Арей на карте осталось. Через много лет отряд казаков, проплывая по Хилку, не стал заходить в его приток реку Блудную, чтобы по реке Арей и Арейскому плато подняться по Танге и выйти на реку Ингоду. Казаки проплыли дальше до озера Иргень, где поставили острог. С озера Иргень и был проложен волок на реку Ингоду, по которому Енисейский воевода Пашков пошел на Нерчинск, ведя с собой первого каторжанина Аввакума. А затем уже был проложен второй волок и сплав по реке Чите, в верховьях которой до сего дня существует поселение с названием Подволок. С этого времени дорога в Сибирь пошла по пути, проложенному казаками, а о старом караванном пути через Арейское плато окончательно забыли. Хотя можно предполагать, что какие-то сведения о караванном пути у первопроходцев были. Нерчинский острог, заложенный Афанасием Пашковым, позволял расширить территорию влияния русских царей на Сибирское ханство. Поэтому столицей Забайкальского края долгое время был город Нерчинск, в котором и были организованы все государственные учреждения и торговые компании местного купечества. С назначением на должность губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского было основано Читинское поселение, которое сейчас является столицей Забайкальского края.

Слобода Читинская

Слобода – это вид поселения или района города, в котором население освобождалось из подчинения местному барину и находились на службе у государства. Читинская слобода долгое время была малолюдной, а пребывающее население размещалось по долинам рек Читы, Ингоды, по заимкам и деревенькам в один-два двора. Читинская слобода (другие названия – Читинское плотбище, Читинский острог), – изначально создавалась, как опорный пункт, на стрелке рек Ингода и Чита в Забайкалье, возникновение которого связано с походами российских землепроходцев второй половины XVII века. Этот опорный пункт нес сразу несколько функций. В остроге, который являлся представительством государственной власти, хранилоиь запасы оружия и продовольствия. Здесь рубили лес, заготавливали и собирали из бревен плоты, для сплава на этих плотах вниз по реке в Нерченский острог, Здесь находились зающие местность проводники необходимые для сопровождения прибывающих сюда казачьих отрядов и экспедиций.

В секретариате русского посольства в Китае, проезжавшем в 1693 году через Читинскую слободу, отмечено, что в селении, называемое Плотбищем, было 6 домов. В конце 1690-х годов в Читинской слободе числилось 15 служилых людей, которые сразу же стали в счет хлебного жалованья наделяться большими участками земли, для хлебопашества. Говорят, что по просьбе посла Федора Головина, нерчинский воевода Иван Власов назначил Карпа Юдина на должность сборщика хлеба на плотбище устья Читы-реки. С Юдиным из Нерчинска отправляется отряд казаков, которых благодаря сохранившимся документам мы знаем поименно.. Именно эти люди и основали жилой поселок, который в будущем станет острогом, а затем и городом Читой: Федор Зиновьев, Иван Сидоров, Ананий Никифоров, Василий Молоков, Иван Грамотка, Григорий Кайдалов и пеший казак Алексей Добрынин. По именам этих казаков получили названия местные природные объекты, например, первый уездный город Доронинск:

Жил в Нерчинском краю казак «Дороня»,Проезжих путников невольный казначей.Его зимовье, людям посторонним,Известно было, как «Доронинский» ручей.Вокруг зимовья люди поселились,И место стало зваться слободой.Купцы селитру с озера возили,Сначала по ручью, затем рекой.Уездный город Нерчинского края,Иркутского наместника предел.Стоял Доронинск жизни не теряя,Земли сибирской ранний передел.Деревней был, стал городом заштатным,Затем вернул свой деревенский быт.Судьбы своей движением попятным.Как и упавший здесь метеорит.

От Григория Кайдалова пошло название речке Кайдаловки. На берегу именно этой реки он построил свой дом и завел пашню, и есть село Кайдалово на реке Ингоде. От Василия Молокова, по всей вероятности, осталось название поселка и реки Молоковка. От Карпа Юдина, надо полагать, остались название села и одноименной реки Карповка.

Мы уже говорили об Александровском и Нерчинском заводах, Горном Зерентуе и других горнодобывающих предприятиях, которые возникали на ранее разведанных месторождениях. Поиск новых месторождений полезных ископаемых привел к тому, что на основе многочисленных серебросвинцовых месторождений, открытых в Забайкалье, формировался особый промышленно-хозяйственный комплекс – Нерчинский горный округ (НГО). Основным его отличием было то, что он находился в собственности правящей династии Романовых и являлся, по сути, имперским вотчинным владением. Тогда Екатериной II был подписан указ «Об отдаче Нерчинских заводов в ведомство Кабинета». Таким образом в Читинской Слободе проживали люди Нерчинского горного округа, границы которого поглощали все открываемые в Забайкалье месторождения. Границами округа служили естественные географические рубежи государства, которые возникали в процессе переговоров русских посольств с сопредельными государствами. В районах открытия серебряных и других месторождений строились каторжные тюрьмы, а Забайкалье становится каторжным краем и в начале XVIII века, Читинская слобода перестраивается в острог.

В дальнейшем, с созданием Забайкальской области в 1851 г., во главе Забайкальского областного правления находился военный губернатор, которому перешла часть важных функций общего управления. Обо всем этом мы можем узнать от первого лица «Из записок сибирского охотника» Александра Черкасова, который в 1862 году, был назначен партионным офицером в Амурскую золотоискательную партию А в 1860 году жил в Алгачииском руднике, в Нерчинском горном округе и на Карийских золотых промыслах. Который описал в своей книге все существующие условия жизни и быта местных жителей. Из описания очевидца, мы можем увидеть картину быта местного населения, род занятий и религиозные предпочтения. Когда мы можем убедиться, что при необходимости, буддийские ламы через существующую границу, приходили в Забайкалье из Монголии, а среди местного населения распространен шаманизм.

Читинский острог

При Иване Грозном ссылка становится освященным в Законе наказанием и в сознании русской нации связывается с географическим понятием – Сибирь. Таким открывателем первопроходцем стал и известный противник церковных реформ, один из духовных наставников самого царя, протопоп Аввакум, ставший едва ли не самым первым жителем города Читы и основателем Нерчинской каторги. О чем он писал сам в путевых записках: «Потом доехали до Иргеня-озера: волок тут, – стали зимою волочитца. Моих роботников отнял, а иным у меня нанятца не велит. А дети маленьки были, едоков много, а работать не кому: один бедный горемыка-протопоп нарту сделал и зиму всю волочился за волок (волок – верст со сто…). Весною на плотах по Ингоде-реке поплыли на низ». Наряду с описанием своих мытарств, протопоп Аввакум дает и такую, приводящую в недоумение, информацию, комментировать которую нет ни какого смысла: «У протопопицы моей олнарятка московская была, не сгнила, – по русскому рублев в полтретьяцеть и больши по – тамошнему. Дал нам четыре мешка ржи за нея, и мы год-другой тянулися, на Нерче-реке живучи, с травою перебиваючися.».

Если мы проследим историю Сибирской каторги, то увидим, что в России каторга появилась при Петре Великом в форме принудительного труда на гребных судах. Затем в XVIII в. осужденные на каторгу принуждались к работам в крепостях, на казенных заводах и рудниках. Во второй половине XIX века стала очевидной крайняя невыгодность каторжного труда. С 1869 осужденные на каторгу помещались в специально устроенных каторжных тюрьмах со строгим режимом, где никаких работ не производилось. Но еще при Анне Иоанновне был отменен Петровский закон о наследовании, а в 1736 году правительство Анны издало указ о прикреплении рабочих к заводам: если на крепостном заводе работали ранее мастера по вольному найму, то теперь они были обращены в крепостных. В том же году правительство разрешило предпринимателям ссылать провинившихся рабочих в Сибирь, на заводы и мануфактуры, где кучка немецких вельмож, по протекции Бирона, наживалась за государственный счет.

Так, благодаря любовнику царицы Анны Иоанновны камергеру Бирону, через окно в Европу «прорубленное» Петром I, подобно гоголевским вурдалакам полезли в Россию иностранные предприниматели. Которые начали активно скупать неделимые ранее княжеские вотчины и поместья, а простой, как говорится, русский человек потоком пошел в Сибирь – на каторгу, в работу на создаваемых иностранными гостями металлоплавильных заводах и добывать руду, на казенных заводах и рудниках. По этой проторенной каторжной дороге вскоре пошли декабристы. Трудно переоценить влияние декабристов на развитие Сибири, в этом им нужно отдать должное. Благодаря декабристам Чита из острога стала городом.

До окончательного выбора места и постройки специальной тюрьмы декабристов разместили в Читинском остроге. Читинский острог, или просто Читинск, в то время представлял собой маленькое селение горного ведомства с 49 домами, разбросанными вдоль почтового тракта. Здесь проживало не более трехсот жителей. Для размещения декабристов под казематы были оборудованы два небольших частных дома мещанина Матвеева, и бывшего поверенного Дьячкова, а к осени 1827 г. выстроили новый, вместительный каземат, названный Большим. Большой и Малый казематы, стоявшие в непосредственной близости друг к другу, были огорожены общей оградой. 1828 год в Читинском остроге встречали 66 узников. В 1829 г. из Нерчинских рудников были собраны в Читинском остроге все декабристы. Кроме солдат и Д. Н. Луцкого, находившегося с то время в «бегах». Всего через читинские казематы прошло 85 декабристов: восемьдесят шестым среди них был Ипполит Завалишин, оставивший о себе недобрую память, как провокатор, которого «выгнали» с Читинской каторги в Москву, за «плохое поведение». Новая ссылка Завалишина в Казань не состоялась из-за противодействия губернских властей, и он проследовал в Москву, где и получил разрешение жить. Умер он в 1892 году и похоронен в Даниловском монастыре.

Декабристы прожили в Чите три с половиной года. Чита за это время превратилась из глухой деревушки в значительное селение. Здесь появились книги, аптека, больница.

Читинский острог оказался центром, где сосредоточилось большинство осужденных на каторгу ссыльных декабристов.

«В эпоху прибытия нашего в Читу это была маленькая деревушка заводского ведомства, состоявшая из нескольких полуразрушенных хат. Жители по общему обычаю всех сибиряков – старожилов были ленивы и бедны. Наше почти трехлетнее пребывание обогатило жителей, продававших дорогою ценою и свои скудные продукты, и свои тощие услуги, и вместе с тем украсило Читу десятком хороших домов как чиновничьих, так и наших дам: Трубецкой, Волконской, А.Г.Муравьевой, Фон Визиной, Анненковой и Давыдовой», – писал М.А.Бестужев. До сего дня из домов, в которых проживали жены декабристов сохранился лишь дом Нарышкиной (музейный муляж новодел), стоящий неподалеку от церкви декабристов.

Эти воспоминания Бестужева можно подвергнуть сомнению, комментируя которые можно сейчас сказать, что он недостаточно объективно оценил условия жизнедеятельности коренного населения, проживающего в Сибири. Ведущего охотничье промысловое хозяйство, а в развалившейся хате в период «проживания» декабристов в Чите, жил какой-нибудь бедолага каторжанин или заводской ссыльный. Когда и сами декабристы, столкнувшись с ведением хозяйства в условиях Сибири испытывали некоторые трудности. Например, декабрист Мозгалевский, который, даже получая государственное пособие, не мог прокормить свою семью, ведя крестьянский образ жизни. Другой декабрист М. Лунин так же отказался от крестьянства по той же причине, когда на прокорм было положено от государства 24 пуда муки (384 кг.) и 23 рубля 76 копеек в год. А крестьянин должен был зарабатывать сам. Мы знаем о том, что декабристы создали кассу взаимопомощи, для поддержки сидящих на каторге товарищей, которые получали паек 2 пуда муки и 1 р. 98 коп. в месяц. Более ценным достижением декабристов является кооперация. Профессор С. П. Днепровский и другие исследователи считают, что кооперативная история в Сибири началась на 13 лет раньше, чем в Англии, и на 34 года раньше, чем кыновское общество на Урале, и связана она с пребыванием декабристов в Забайкалье – в Чите и Петровском Заводе.

Как добровольное объединение людей, кооператив создается обычно с целью улучшения условий жизни и труда его членов. В Забайкалье, не только отдаленном, но и климатически суровом крае, такая необходимость ощущалась декабристами с особой остротой, и декабристы стали искать выход из создавшегося положения. Так им пришла мысль объединиться в кооператив.

Решение о создании кооператива устраивало и коменданта тюрьмы генерала Лепарского, освобождая его от сложных обязанностей следить за здоровьем узников. Артель, созданная в Чите в 1827—1830 гг., окончательно сформировалась с принятием устава в Петровском Заводе в 1831—1839 годах. Первым руководителем (хозяином) был избран декабрист Иван Семенович Повало-Швейновский, затем согласно уставу, через каждый год тайным голосованием на эту должность избирались Н.В.Басаргин, А.Н.Сутгоф, И.И.Горбачевский; казначеями – И.И.Пущин, Д.И.Завалишин, И.В.Киреев; закупщиками – П.В.Аврамов, А.Н.Сутгоф, П.Н.Свистунов.

Деятельность кооперации была разнообразной. Члены артели организовали торговлю, общественное питание, заготовку продуктов, гуртовую закупку и откорм скота, огородничество. Артель имела свои мастерские по пошиву и ремонту одежды и обуви, прачечную, парикмахерскую, аптеку. Параллельно с «Большой артелью» с 1834 г. в Петровском Заводе начала функционировать «Малая артель», которую возглавили И.И.Пущин, И.Д.Якушкин, Д.И.Завалишин, П.А.Муханов. Это общество давало рабочим завода денежные (процентные) ссуды на хозяйственные нужды. Работа этих кооперативов в Забайкалье имели важное историческое значение, но и существенно влияли на местное население, убеждая его в целесообразности объединения сил и средств, нужных для коллективного ведения хозяйства, и положили начало кооперативному движению.

Поселение, которое с 1706 года носило название, Читинский острог было известно с 1653 года. В 1851 году оно получило статус города и официальное имя Чита. А Читинский острог, который традиционно воспринимается по смыслу в качестве тюрьмы для декабристов, имеет свое продолжение в форме трех тюрем находящихся в Чите. Четвертую зону расположенную в поселке ГРЭС расформировали, но есть слухи о том, что вместо нее планируется создание другого подобного учреждения ФСИН.

Формирование социума

Социумом называют общая численность всех людей – этносов, которые в совокупности населяют, какой-то определенный участок территории. Применительно к Сибири понятие социум как-то не укладывается в рамки этого термина, потому что этого социума как бы и нет. А понятие «этнический процесс» довольно широкое. Под этим термином понимается изменение в этносе любого его компонента, например, языка, элементов культуры, социальной структуры. Среди этнических процессов выделяются этноэволюционные и этнотрансформационные. Различие между ними в том, что, в первом случае, при изменении отдельных компонентов этнос или какая-то его группа остаются самими собой. Здесь не происходит смены этнического самосознания, Во втором случае – это самосознание изменяется. Примерами естественной ассимиляции могут служить процессы, происходящие с небольшими этническими группами, проживающими на территории Сибири. На вопрос, что нужно понимать под прогнозированием этнических процессов, и каковы его важнейшие моменты, ответ очевиден, что основной задачей такого прогнозирования, является наметка возможных будущих изменений в этносах. К числу таких изменений могут быть отнесены, перемены жизненных условий этносов без нарушения их культурной определенности. А затем качественные превращения этносов, состоящие из трансформации этнического самосознания, слияния нескольких этносов в один или, наоборот, разделения одного этноса на несколько самостоятельных и т. д.

На страницу:
3 из 4