bannerbanner
Законы истории и особенности мировых цивилизаций
Законы истории и особенности мировых цивилизаций

Полная версия

Законы истории и особенности мировых цивилизаций

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 17

Вскоре начинается противостояние Али с Муавией, чью сторону принял полководец Амр ибн аль-Ас. Весной 657 года два войска встретились близ местечка Сиффин (к западу от Ракки), и в течение последующих месяцев продолжались отдельные стычки, под конец перешедшие в многодневные бои. Погибло немало воинов с обеих сторон, но когда армия Али уже была близка к победе, Амр ибн аль-Ас прибег к хитрости: его люди подняли на копья свитки Корана, тем самым остановив кровопролитие.

Начались переговоры, по итогам которых стороны достигли соглашения создать третейский суд, чтобы решить вопрос о принадлежности верховной власти. Однако многие воины, которые сражались за Али, были глубоко разочарованы как самим фактом переговоров, так и достигнутым соглашением. Усмотрев в действиях Али слабость и посчитав, что он «предал свое право на власть», 12 тысяч человек175 покинули войско халифа, обосновавшись в Харуре неподалеку от эль-Куфы (новой столицы государства).

Али вскоре направился в Сирию против Муавии, однако, во время похода, узнав о насилии, чинимом хариджитами над мирными жителями, он повернул назад и обрушился на бунтовщиков. В ходе боя с войском Али несколько тысяч хариджитов погибло, что еще более подорвало авторитет Али, который начал терять контроль над страной, сотрясаемой мятежами и восстаниями. В 658 году Амр ибн аль-Ас захватил Египет, а в июле 659 года Муавия в Иерусалиме объявил себя халифом.

Тем временем трое хариджитов поклялись убить виновников раскола (Али, Муавия, Амр). Все три убийства были запланированы на один и тот же день. Однако удалось только одно из них – в январе 661 года убийца напал в мечети на Али. Два дня спустя тот умер от полученных ран, повторив судьбу халифа Умара.

После смерти Али новым халифом был провозглашен его сын Хасан. Но Муавия выступил в поход на Куфу, требуя отречения Хасана, который вскоре был ранен во время нападения хариджитов, после чего воины стали покидать его. Оказавшись не в состоянии продолжать борьбу, в августе 661 года Хасан подписал мирный договор с Муавией: он отрекся от престола в его пользу с условием, что после смерти Муавии власть должна перейти обратно к Хасану или его брату Хусейну.

Хасан, однако, не пережил Муавию, умер в 669 году (предположительно был отравлен по приказу нового халифа).

***

Первая фитна (гражданская война) завершилась падением «праведного» халифата и воцарением династии Омейядов. Вместе с тем эта смута положила начало расколу мусульманской общины, из которой обособилось движение хариджитов. Впоследствии в исламе раскол усилится и появится еще одно течение – шииты (досл. «сторонники»), которые только Али и его потомков считают единственными законными наследниками пророка Мухаммада.

Таким образом, разделение в исламе происходит, главным образом, по вопросу власти, что выражает сущность этой религии, с самого начала тесно связанной с политикой.


Халифат Омейядов (661—750)176

В этот период центром халифата становится Сирия – наместничество Муавии, тогда как Аравия превращается в его окраину. Новый халиф сделал столицей государства Дамаск, где выстроил пышный дворец и, памятуя о печальной судьбе своих предшественников (трое из «праведных халифов» пали от рук убийц), окружил себя телохранителями.

Еще во время первой фитны Муавия заключил мир с ромеями и даже согласился уплачивать дань императору. Но в дальнейшем война с Византией возобновилась, был захвачен Крит, а в 674—78 годах арабы осаждали Константинополь. Однако в 677 году их флот был сожжен новым секретным оружием ромеев – «греческим огнем», и на следующий год осаду города пришлось снять.

В 676 году Муавия объявил наследником престола своего сына Язида, положив начало превращению халифата в наследственную монархию, что, однако, вызвало противодействие. Так, когда в апреле 680 года Муавия умер, а Язид стал халифом, он столкнулся с оппозицией в лице Хусейна (сына Али) и сына другого сподвижника Мухаммада – Абдуллаха ибн аз-Зубайра, который бежал в Мекку. В октябре 680 года Хусейн направлялся с небольшим отрядом в Куфу, но был остановлен у Кербелы войском, посланным Язидом. Переговоры не увенчались успехом. И тогда Хусейн и его воины были перебиты177, что явилось началом второй фитны (смуты), в ходе которой в 683 году сирийские войска разграбили Медину и осадили Мекку178. Лишь известие о смерти Язида в ноябре 683 года заставило сирийцев снять осаду и вернуться восвояси. После этого ибн аз-Зубайр объявил себя халифом, установив контроль над Хиджазом; он был признан в Египте и Ираке, а также южной Персии.

Власть Омейядов во время недолгого правления Муавии II была ограничена только Сирией, в которой, тем временем, обострилась межплеменная вражда между родами калб и кайс179. Но при его преемнике (халиф Марван) Омейяды начинают восстанавливать утраченные позиции, отразив нападение из Хиджаза войска ибн аз-Зубайра.

В 685 году с восшествием на престол в Дамаске сына Марвана Абдуль Малика настает перелом в гражданской войне. Полководец нового халифа по прозвищу Хаджжадж («костолом») в 692 году осадил Мекку, бывшую столицей государства ибн аз-Зубайра. Священный город мусульман снова подвергся обстрелам. После того как переговоры ни к чему не привели, на улицах Мекки разгорелся бой, в ходе которого пали все защитники города.

В дальнейшем армия Хаджжаджа подавила восстания хариджитов в Ираке.

Таким образом, Омейядам удалось восстановить контроль над страной и продолжить ранее начатые завоевания, которые достигли своего апогея в правление аль-Валида (705—715). В это время на западе, в северной Африке покорив Ифрикийю (Карфаген) и Магриб (Марокко), арабское войско переправляется через Гибралтар, разбивает вестготов и всего за несколько лет захватывает большую часть Пиренейского полуострова. На востоке арабы устанавливают контроль над Синдом180 и подчиняют Среднюю Азию (Бухара, Самарканд, Шаш).

В 715 году после смерти аль-Валида на трон взошел его брат Сулейман, который предпринял грандиозный поход против Рума, как арабы называли Византию. Были учтены ошибки первой осады Константинополя, и теперь арабский флот координировал свои действия с двумя огромными армиями, одна из которых выступила из Сирии и прошла с боями через всю Малую Азию, обеспечив блокаду столицы Империи с суши. Другая армия тем временем высадилась во Фракии.

Больше года продлилась вторая осада Константинополя, однако стены города оказались неприступными, а арабский флот вновь был уничтожен «греческим огнем». И тогда новый халиф Умар II (717—720) приказал войску отступить…

718 год, когда арабы сняли осаду с Константинополя, историки называют переломным событием в истории. Покорение Рума было мечтой всех мусульманских правителей, начиная с Мухаммада: захват Константинополя сделал бы возможным полное торжество ислама и создание теократической империи, господствующей по всему миру. Отступление из-под стен Константинополя явилось первым крупным поражением арабов, – с этого момента их вера в богоизбранность своего народа пошатнулась, а религиозный порыв, совмещенный с жаждой наживы, стал угасать…



В правление Хишама (723—743) арабские войска потерпели целый ряд поражений: в 730 году – от хазар, в 732 году – от франков (битва при Пуатье), а также в Индии. Халифат сотрясают многочисленные восстания (в Хорасане181 и северной Африке), которые пока еще удается подавлять.

Преемника Хишама – халифа аль-Валида II убивает другой претендент на власть (Язид III), который вскоре умирает сам, оставив трон своему брату – Ибрахиму, но против того выступает военачальник Марван, – он захватил Дамаск и провозгласил себя новым халифом в 744 году.

Марван II стал последним (14-м) халифом из рода Омейядов. В его правление по всей стране вспыхивают восстания. Ему удалось разгромить ибадитов182, которые выступили из Хадрамаута и некоторое время удерживались в Хиджазе (Мекка и Медина). Однако вскоре против нового халифа восстает Хорасан, где действует сразу несколько группировок, в том числе сторонники некоего «неизвестного имама из рода Пророка», которых возглавляет бывший раб из персов по имени Абу Муслим.

Ранее он прибыл из Куфы и в декабре 747 года захватил Мерв.


Абассиды – потомки дяди Мухаммада (Аббаса) – во время первой фитны поддержали Али, но в дальнейшем смогли жить в мире с Омейядами, сохранив свои земли и должности. Однако около 717 года один из них (Мухаммад ибн Али) при поддержке шиитов создал хорошо законспирированную организацию, ставящую целью свержение правящей династии. Заговор зрел на протяжении многих лет, и абассиды долгое время держались в тени, не участвуя ни в каких восстаниях и терпеливо ожидая своего часа, который пробил вскоре после того, как за 1,5 года сменилось три халифа.

В 747 году имам Ибрахим отправил своего вольноотпущенника Абу Муслима в Мервский оазис, с которого началось то, что в исламе носит название «третья фитна»183. Вскоре Абу Муслим захватил весь Хорасан, а потом его войско двинулось на Ирак и в 749 году заняло Куфу.

Халиф Марван II слишком поздно разглядел в событиях на востоке угрозу для себя. Имам Ибрахим был схвачен и заточен в темницу. Но его место занял его брат Абдуль Аббас по прозвищу ас-Саффах184.

В январе 750 года в Месопотамии на реке Большой Заб состоялось решающее сражение, в котором войско халифа Марвана II потерпело сокрушительное поражение. Сам он бежал в Египет, где был убит в августе того же года.

Так, в арабском халифате воцарилась новая династия.

***

При Омейядах исламская экспансия достигает апогея, а халифат – пределов своего территориального роста. Однако в это же время расширяется раскол мусульманской общины: после убийства имама Хусейна оформляется течение шиитов, а из среды хариджитов выделяются «умеренные» (ибадиты). Кроме того, в первой половине VIII века в исламе начинается размежевание на почве богословия – появляются течения калам (араб. – слово, речь), как-то: кадариты и мутазилиты185, которые практикуют символико-аллегорическое толкование Корана и провозглашают разум критерием веры, добра и справедливости.

В период халифата Омейядов постепенно меняется положение покоренных народов: если при Муавии немало христиан и других иноверцев служили халифату в центре и на местах, то при его преемниках, особенно начиная с Абдуль-Малика, управление становится привилегией арабов-мусульман, а арабский язык – языком делопроизводства.

Зиммии (иноверцы из числа «людей Писания», а также зороастрийцы) в халифате не подвергались преследованиям, однако принуждались к выплате подушной подати (джизья), от которой освобождалось мусульманское население. Эта налоговая льгота приводит к массовому обращению в ислам населения покоренных территорий, а вместе с тем и значительному снижению поступлений в казну186.

В результате длительных войн с Византией и неудачных осад Константинополя истощаются ресурсы халифата, что приводит к первым военным поражениям и многочисленным восстаниям, одно из которых (в Хорасане) даже увенчалось успехом. После битвы у реки Большой Заб род Омейядов был почти полностью истреблен. И только внуку халифа Хишама – Абдурахману удалось бежать в Африку, а оттуда он перебрался в аль-Андалус (Испания), где провозгласил себя эмиром Кордовы.


Халифат Абассидов (750—1258)187

Халиф Абдуль Аббас ас-Саффах сделал центром своей империи Ирак (Месопотамию), переместив столицу в Куфу188. В его правление арабы теряют монополию на управление в стране: мусульмане-неарабы замещают важнейшие посты в государстве, которое превращается из арабского в де-факто мусульманский халифат189.

Ас-Саффах, став халифом, провел масштабные чистки среди тех, кто его привел к власти, но процарствовал всего несколько лет и умер в 754 году от оспы. Его брат Абу Джафар по прозвищу аль-Мансур («Победоносный») был провозглашен халифом во время паломничества в Мекку.

Опасаясь роста влияния наместника Хорасана Абу Муслима, которому Абассиды были обязаны приходом к власти, аль-Мансур однажды вызвал его во дворец, где Абу Муслим был вероломно убит.

По-видимому, халиф не чувствовал себя в безопасности в Куфе, где сильны были позиции шиитов, которые после победы абассидов перешли в стан их противников. А потому в 762 году аль-Мансур основал новую столицу халифата – Багдад, «Мадинат ас-Салам» (город мира), который в скором времени вырос в огромный многонациональный «мегаполис».

В это же время в Басре и Медине шииты и алиды подняли восстание, которое, впрочем, было быстро подавлено.

В своей политике аль-Мансур исходил из принципов прагматизма (рационализма). Ему приписывают фразу: «у того, у кого нет денег, нет людей, а тот, у кого нет людей, будет наблюдать, как его враги станут сильнее». Он первым из правителей халифата покровительствовал ученым и способствовал развитию наук. И когда ко двору халифа был представлен «Зидж аль-Синдхинд»190, он приказал перевести его с санскрита на арабский язык, положив начало «переводческому движению», что продолжалось на протяжении последующих двух столетий. Вскоре появились первые переводы с греческого трудов Евклида и Птолемея.

Тем не менее с этого времени в халифате начинается процесс распада. Так, в правление аль-Мансура окончательно был потерян аль-Андалус, где власть захватил омейядский эмир Абдурахман.

В 775 году аль-Мансур отправился в хадж, но умер по пути в Мекку. Ему наследовал сын – Мухаммад аль-Махди (775—785).

С именем аль-Махди, который ввел при дворе пышный церемониал, восстановив многие обычаи персидской династии Сасанидов, связывают появление должности визиря (главы правительства). Первым визирем стал перс и наставник халифа Муавия. Однако на этом посту он оставался недолго: в 780 году как «зиндик» (еретик) был смещен и заменен представителем рода алидов, с которыми аль-Махди пытался примириться.

При Аль-Махди усиливается персидский род Бармакидов – Яхья ибн Халид становится наставником сына халифа – Харуна (род ок. 765 года). В 780 году он сопровождает своего несовершеннолетнего воспитанника во время похода на Рум, когда арабское войско прошло через всю Малую Азию, достигнув берегов Босфора. За этот поход аль-Махди нарек своего сына прозвищем «Рашид», что значит «праведный»191.

Аль-Махди правил десять лет и погиб в результате несчастного случая на охоте (по другой версии был по ошибке отравлен наложницей, которая хотела погубить свою соперницу в гареме). Ему наследовал старший сын аль-Хади, который, однако, вскоре умер. И тогда на престол вступил Харун ар-Рашид (786—809).


После воцарения Харун отстранился от государственных дел, назначив своего наставника Яхью ибн Халида визирем, который де факто стал главой государства. Сыновья визиря Фадль и Джафар получили высокие должности. Джафар ибн Яхья был самым близким другом Харуна ар-Рашида и, если верить сказкам «Тысяча и одна ночь», развлекал халифа и сопровождал его в ночных прогулках по Багдаду.

В период правления Харуна продолжается распад халифата, который теряет контроль над Ифрикийей, – землями к западу от Египта. Государство сотрясают многочисленные восстания. Несмотря на это, рубеж VIII и IX вв. считается эпохой наивысшего расцвета арабо-мусульманской цивилизации, положившей начало «золотому веку» ислама192.

В это время в Багдаде появляется первая фабрика по производству бумаги, основанная Бармакидами.

В 803 году Харун ар-Рашид, по всей видимости, заподозрил Бармакидов в измене: по приказу халифа казнили его приятеля Джафара, визирь Яхья и трое других его сыновей были брошены в темницу, а все их богатства отошли к казне. Однако Харун самостоятельно процарствовал всего несколько лет и умер в 809 году. Это произошло во время подавления восстания в Средней Азии.


В том походе сын Харуна Абдуллах аль-Мамун сопровождал отца и после его смерти успешно закончил военные действия. Между тем к власти в Багдаде пришел его брат Мухаммад аль-Амин, который, вопреки воле отца193, объявил своим наследником сына Мусу. Узнав об этом, аль-Мамун выступил против брата. Так, началась очередная гражданская война в халифате, получившая название «четвертая фитна».

В 813 году после длительной осады Багдад пал, аль-Амин бежал, но был убит, а аль-Мамун стал новым халифом. Смута, между тем, продолжалась, и еще не один год халифат сотрясали мятежи194. В это же время была заложена почва последующего распада халифата: на востоке страны появился ряд лидеров, основавших собственные династии (Тахириды в Хорасане и Саманиды в Мавераннахре).

Халиф аль-Мамун возобновил войну с Румом (Византией), но прославился он не как завоеватель, а как покровитель наук и основатель «Дома мудрости» (араб. байт аль-Хикма) в Багдаде.

«Дом мудрости» начался с весьма богатой библиотеки, унаследованной от прежних халифов, а стал важнейшим интеллектуальным центром халифата, своего рода «академией наук», где осуществлялся перевод древних текстов на арабский язык и проводились публичные дебаты ученых, в которых принимал участие сам аль-Мамун, рационалист и сторонник учения мутазилитов.

Вскоре подобные научные центры появились и в других городах халифата (Каир, Дамаск).

С «Домом мудрости» связана деятельность таких всемирно известных мусульманских ученых, как математик аль-Хорезми (алгебра) и философ аль-Кинди.


Аль-Кинди называют «первым философом арабов»; он явился основоположником фальсафа (восточного аристотелизма в сочетании с платонизмом) – учения, сторонники которого утверждают вечность материи, Бога рассматривают в качестве «перводвигателя» и «первопричины», а мир как Его эманацию (истечение, обусловленное естественной необходимостью). Аль-Кинди – ученый-энциклопедист, который оставил богатое наследие в виде множества трудов в самых разных областях науки («О применении индийской арифметики», «О гармонии чисел», «О духовности планет», «О причине приливов и отливов» и др.).

В это время среди мусульманских ученых растет интерес к наукам о природе195, а вблизи Багдада и Дамаска возводятся обсерватории для наблюдения за небом.

Открытия в области математических и естественных наук дополняются техническими изобретениями. Так, сыновья Бану Муса описали около сотни «хитроумных» механических устройств, в том числе автоматический флейтист (музыкальный инструмент, который играет сам по себе).


В конце своего правления аль-Мамун столкнулся с оппозицией в лице улемов (ученых-традиционалистов), обрушив на них свой гнев.


Михна – с араб. – «испытание», которому подвергались богословы. Им предлагалось ответить на вопрос о сотворенности Корана. Тех, кто не поддерживал этот тезис, как, например, Ахмад ибн Ханбаль, бросали в тюрьму. Компания проводилась с 833 по 851 год.


В 833 году аль-Мамун умер. Ему наследовал брат Мухаммад, известный как аль-Мутасим Биллах (833—842).

Еще до прихода к власти аль-Мутасим196 создал войско из рабов тюркского происхождения, которые теперь стали его личной гвардией под названием «гулямы» (араб. – юноши, слуги). Из-за враждебного отношения жителей Багдада к тюркам в 836 году аль-Мутасим перенес столицу в Верхнюю Месопотамию в ранее основанный им город на берегу Тигра – Самарру.

Аль-Мутасим, как и его предшественник, разделял воззрения мутазилитов (о свободе воли, сотворенности Корана и др.) и продолжал гонения в отношении традиционалистов (суннитов), хотя и освободил из тюрьмы их лидера Ахмада ибн Ханбаля.

За годы своего правления аль-Мутасим подавил несколько восстаний, а в 838 году одержал победу в очередной войне с Византией.

В январе 842 года после нескольких месяцев болезни он умер, ему наследовал сын Харун, принявший тронное имя аль-Васик Биллах (842—847).

При аль-Васике приобрела значительное влияние придворная группировка, в которую входили: визирь Мухаммад аз-Заййат, верховный кади (судья) Ахмад ибн Абу Дуад и тюркские военачальники – Ашинас, Итах и Васиф.

В это время усилились гонения на традиционалистов, а мутазилитский калам стал государственной идеологией в халифате, за исключением востока страны, где в Нишапуре правили Тахириды, поддерживавшие ислам суннитского толка.

Аль-Васик, в отличие от предшественников, стремился к миру с давним противником халифата – Румом (Византией), и в его правление между христианами и мусульманами производились обмены военнопленными.

Между тем, в эти годы произошел ряд восстаний арабов-бедуинов, которые были подавлены войсками, набранными из тюрок. Таким образом, арабский халифат окончательно превращается в мусульманское государство, где этническая принадлежность практически теряет какую-либо значимость…


Халиф аль-Васик умер 10 августа 847 года от водянки. Придворная клика (визирь, кади и тюрки-военачальники) возвели на престол его младшего брата Джафара, который воцарился под именем аль-Мутаваккиль Алаллах (847—861).

Аль-Мутаваккиль начал свое правление с укрепления личной власти. В сентябре 847 года визирь аз-Заййат был вызван якобы для встречи с халифом, вместо этого его доставили во дворец военачальника Итаха, где он был помещен под арест, а впоследствии замучен до смерти. Вскоре настала очередь самого Итаха, который после возвращения из хаджа был заключен под стражу, где и умер от жажды в декабре 849 года.

Верховным кади после Ахмада ибн Абу Дуада, отошедшего от дел, стал его сын, который, однако, был отстранен от этой должности в 851 году, что ознаменовало собой конец эпохи господства рационализма в исламе (мутазилитский калам) и возврат к традиционализму суннитского толка.

Новый халиф показал себя ревнителем ислама. В 850 году он издал указ, предписывающий «зимми» (иудеи и христиане) носить одежду, отличающую их от мусульман (желтый капюшон и пояс). Кроме того, аль-Мутаваккиль подверг гонениям шиитов, чья святыня, – гробница имама Хусейна в Кербеле, – была разрушена. А шиитский имам Али аль-Хади по приказу аль-Мутаваккиля был доставлен в Самарру, где содержался под домашним арестом вплоть до самой смерти.

Добившись укрепления личной власти, аль-Мутаваккиль занялся благоустройством своей столицы: в Самарре в это время возводится великая мечеть с минаретом аль-малвия высотой 52 метра.

В отличие от предшественников аль-Мутаваккиль не был знатоком наук, а свободное время он предпочитал проводить не в «доме мудрости», а в гареме, где по данным арабского историка X века аль-Масуди, содержалось около 4000 наложниц.

Аль-Мутаваккиль назначил наследниками троих сыновей: первым в очереди был аль-Мунтасир, вторым – аль-Мутазз, третьим – аль-Муайяд. Однако в последние годы он охладел к старшему сыну, а, кроме того, готовил смещение тюркского военачальника Васифа, что подвигло того к заговору против халифа, в котором, возможно, участвовал аль-Мунтасир.

В ночь на 11 декабря 861 года тюрки, посланные Васифом, ворвались в комнату, где ужинали Аль-Мутаваккиль и его секретарь аль-Фатх: оба были убиты.

Вскоре последовало объявление, что халиф умер из-за того, что подавился во время еды.


Со смертью аль-Мутаваккиля подходит к концу «золотой век» Абассидов. Начинается эпоха смуты, получившая название «анархия в Самарре» (861—870). На престол вступает аль-Мунтасир, которому присягнули все высшие сановники государства. Однако его правление оказалось недолгим: он умер 7 июня 862 года в возрасте 24 лет.

После смерти аль-Мунтасира тюркские военачальники (Буга пль-Кабир, его сын Муса и Багир) возвели на престол двоюродного брата покойного халифа – аль-Мустаина, что нарушало установленный порядок престолонаследия, в соответствии с которым власть должен был получить второй сын аль-Мутаваккиля – аль-Мутазз.

Аль-Мустаин назначил визирем тюрка по имени Утамиш, который вскоре приступил к разграблению казны, что вызвало финансовый кризис: невыплаты жалованья привели к серии бунтов воинов столичного гарнизона. В результате был убит визирь Утамиш, а новый халиф в начале 865 года бежал из Самарры в Багдад, которым управлял Мухаммад ибн Тахир.

Вслед за аль-Мустаином в Багдад отправились военачальники Васиф и Буга, но вскоре к нему явилась делегация из Самарры, которая просила его вернуться назад. Халиф ответил отказом. И тогда тюрки, оставшиеся в Самарре, провозгласили своим халифом аль-Мутазза, который направил войско под командованием своего брата Абу Ахмада на Багдад197.

На страницу:
9 из 17