Полная версия
Законы истории и особенности мировых цивилизаций
Начиная с Синьхайской революции (Китайская республика, КНР), в жизнь воплощается рационализм западного образца (прагматизм), хотя и с «китайской спецификой» (национализм, коммунизм).
В целом, история Китая служит прекрасной иллюстрацией ментального (идейного) круговорота, – при сохранении мировоззренческой основы цивилизации (в данном случае – рационализм восточного типа, иначе говоря, этатизм146).
Юг (арабо-мусульманская цивилизация)
Доисламская Аравия
В глубокой древности Аравийский полуостров представлял собой богатые источниками вод и растительностью саванны. Но в дальнейшем климат резко изменился. О тех далеких временах теперь почти ничто не напоминает: Аравия – бесплодная каменистая пустыня, с редкими островками зелени (оазисы).
Семиты, в том числе арабские племена, по одной версии пришли в Аравию из Северной Африки, по другой, они коренные жители этого засушливого края.
Арабы упоминаются еще у Геродота (V век до н.э.) и в Бехистунской надписи персидского царя Дария. Однако об их жизни до принятия ислама мало что известно. Изначально арабы были кочевниками, но в дальнейшем часть из них перешла к оседлому образу жизни, занявшись земледелием в оазисах (например, Ясриб). А позднее – и торговлей на караванном пути, названном «дорогой благовоний» (начальный пункт – остров Сокотра), что проходил с юга на север вдоль побережья Красного моря по территории, известной как Хиджаз147.
Вдоль «пути благовоний» выросли торгово-ремесленные города, в том числе Мариб и Мекка.
Мариб был столицей известного южноаравийского царства – Саба, которое процветало в I тыс. до н.э. за счет торговли и развитой ирригационной системы земледелия (Марибская плотина). Но около 25 г. до н. э. Сабейское царство было завоевано своим южным соседом – Химьяром148.
Цари Химьяра создают империю, которая после недолгого расцвета распадается уже в начале II века н. э. В это же время Рим захватывает Набатейское царство, созданное арабами в Иордании и Идумее (к югу от Мертвого моря).
От времен Набатеи остались не только величественные высеченные в скалах города (такие, как столица – Петра), но и письменность, на основе которой впоследствии был создан арабский алфавит.
С IV века возрождается Химьяр, его цари снова присоединяют Сабу, а также Хадрамаут149, поставив под контроль почти всю южную Аравию.
В VI веке Химьяр становится ареной противостояния великих держав: Восточной римской империи (Византии) и Сасанидской Персии, хотя основная борьба между ними разворачивается в северной Аравии, где появляются государства, основанные выходцами из Йемена. Лахмиды, будучи союзниками Персии, в 550-х годах уничтожают проримское царство Книд, но встречают более сильного противника в лице Гассанидов150.
В Химьяре в 530-е годы власть захватывает выходец из Эфиопии (Аксум) Абраха, который придерживался христианского вероисповедания и, как утверждает исламская традиция, в 570 году предпринял поход на Мекку, – для того чтобы уничтожить священный храм всех арабов – Каабу и возвести на его месте церковь.
В армии Абрахи были слоны, но его поход все равно закончился провалом151.
570 год в исламе был назван «годом слона». Тем же годом обычно датируют рождение Мухаммада ибн Абдаллах из курайшитского рода Хашим (570—632).
В мусульманской литературе принято называть период, предшествующий утверждению ислама, словом «джахилийя» (невежество). Арабы в те времена имели разные культы, и обычно у каждого племени было свое верховное божество. Так, покровитель племени курайш, что контролировало Мекку, – Хубал152, чья статуя находилась в Каабе.
Когда именно появилось это культовое место, неизвестно. Мусульмане верят, что первый храм в тех краях построил Адам, – вскоре после своего изгнания из рая. Впоследствии храм был восстановлен пророком Ибрагимом (библейский Авраам), который в исламе занимает особенное положение как первый ханиф (последователь единобожия)153.
По версии ислама вера пророка Ибрагима со временем была забыта, а священное место, которое изначально предназначалось для поклонения одному Богу, стало языческим капищем, пристанищем множества идолов154.
Мы не знаем, так это или нет. Но, во всяком случае, не вызывает сомнения, что курайшиты, проявляя предприимчивость в торговых делах, сделали всё, чтобы подхлестнуть интерес к своему городу со стороны окрестных и даже отдаленных арабских племен. Так, Кааба стала домом для множества арабских богов, а Мекка – тем священным местом, где запрещались войны, убийства и даже охота на животных («харам»). Местом, куда арабы совершали паломничества (хадж) задолго до ислама.
Вообще из пяти общепризнанных «столпов ислама» (таухид, намаз, закят, хадж, пост в Рамадан) только первый обладает новизной.
Собственно с идеей единобожия (таухид) арабы были хорошо знакомы и до проповеди Мухаммада – через посредство иудеев и христиан, чьи диаспоры расселялись в Хиджазе (в городах по пути благовоний). Сторонники единобожия именовали себя ханифами. И Мухаммад, возможно, в молодости находился под влиянием представителей этого религиозного течения.
***
Отца Мухаммада, который умер еще до рождения своего сына, звали Абдаллах, что в переводе означает «раб Аллаха». И это свидетельствует, что еще до Мухаммада среди арабов почитали Бога с таким именем, возможно, отождествляя его с Хубалом.
Был ли дед Мухаммада – Абд аль-Муталлиб ханифом, неизвестно, но, как считается, именно он, являясь хранителем ключей Каабы, познакомил своего внука с основами религии, с обрядами поклонения богам.
К тому времени мальчик потерял не только отца, но и мать (Амина). Как сирота, он оказался на попечении общины хашимитов, которую после смерти Абд аль-Муталлиба возглавил дядя Мухаммада – Абу Талиб.
В возрасте 12 лет Мухаммад впервые отправился в странствие – с торговым караваном в Сирию (Босра), где, как считается, монах Багира указал на него как на будущего нового пророка.
В юности Мухаммад вероятно был пастухом, а потом сделался купцом, став приказчиком у богатой вдовы по имени Хадиджа. На этой женщине, которая была много старше него, Мухаммад женился в 595 году.
Хадиджа вскоре родила ему сына, нареченного Кассимом, и с тех пор Мухаммада стали называть Абу Кассим (отец Кассима). Однако мальчик умер в младенчестве, как и последующие сыновья Мухаммада, что наверняка явилось для него ударом. К тому же, несмотря на брак с богатой женщиной, ему не удалось преумножить свое состояние. Так что у Мухаммада, достигшего зрелости, не имелось ни богатства, ни сыновей, которые по представлениям арабов являются свидетельствами благоволения небес к мужчине. А потому он не пользовался сколько-нибудь существенным влиянием в среде курайшитов.
Быть может, именно эти неудачи подвигли Мухаммада к духовным поискам…
С некоторых пор он обрел потребность в уединении и стал все чаще удаляться в окрестности Мекки, бродя по горам, а на ночь останавливаясь в пещере под названием Хира.
Именно в этом месте, гласит предание, Мухаммаду во время поста в священный месяц Рамадан явился некто (как считается, архангел Джибрил) и, начав душить, потребовал от него: «Читай!» Когда же Мухаммад сказал, что не умеет читать, тот провозгласил:
Читай! Во имя Господа твоего,
Который сотворил человека из сгустка…
Так, были ниспосланы первые аяты (стихи) Корана155. Это произошло в 611 году.
За последующие два года Мухаммаду удалось обратить в свою веру только ближайших родственников (среди них – жена Хадиджа, двоюродный брат и воспитанник Али ибн Абу Талиб и Абу Бакр из рода Тайм).
В 613 году Мухаммад решается на открытую проповедь, воззвав к мекканцам с одного из центральных городских холмов (ас-Сафа), откуда обычно возвещали о военной опасности. Смысл его проповеди сводился к словам свидетельства (шахада): «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммад – Его раб и посланник».
Курайшиты высмеяли эту проповедь, после чего разошлись по домам. Однако начало было положено, и число сторонников Мухаммада стало расти.
В последующее время Мухаммад продолжал выступать перед собраниями горожан, которые требовали от него доказательств его пророческой миссии. Отвечал он вдохновенными стихами, наполненными клятвами от имени Бога: «Клянусь небом… Клянусь зарею… Солнцем и его сиянием».
Мухаммад указывал на естественные знамения, а также напоминал о пророках, ранее посланных к древним народам, – тем, которые погибли, потому что не уверовали в одного Бога. В качестве доказательства он приводил также совершенство стихов, ниспосланных ему свыше. А когда и это не убедило его противников, начал увещевать словами о будущем наказании для грешников, не принимающих веру в Аллаха и в Его посланника: «В тот день будут они ввергнуты в огонь геенны… Древо заккум, которое выходит из корня геенны, плоды его точно головы дьяволов, а грешники едят их и наполняют ими животы»156.
Напротив, для тех, кто последует за ним, Мухаммад обещал прекрасное воздаяние после смерти: «сады, и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный».
Однако на курайшитов, среди которых были и ближайшие родственники Мухаммада, такие доводы не действовали, – они презрительно называли его «поэтом» и «прорицателем». Мухаммад и его сторонники подвергались насмешкам и унижениям. Им чинили препятствия в делах. В результате в 615 году 83 члена мусульманской общины (умма) вынуждены были бежать из Мекки, перебравшись в Эфиопию, где правил император (негус), исповедовавший христианство157.
Напряжение в Мекке нарастало. Курайшиты объявили бойкот хашимитам. Но Мухаммад все еще пользовался защитой своего рода, во главе которого стоял его дядя – Абу Талиб.
Всё изменилось после смерти Абу Талиба в 619 году. Мухаммад потерял своего покровителя. А вскоре на него обрушилось еще одно горе – умерла жена Хадиджа.
С этих пор Мухаммад стал еще больше опасаться за свою жизнь. Вскоре он тайно отправляется в оазис Таиф, где надеется обрести новый дом. Однако жители этого города отказываются принять его в качестве пророка.
По возвращении в Мекку Мухаммад продолжил поиски выхода из затруднения. В 620—621 годы он ведет переговоры с представителями оазиса Ясриб, которые приносят ему клятву верности при Акабе.
Однажды ночью Мухаммад переживает видение, в котором переносится в Иерусалим, а потом поднимается на небеса (исра валь мирадж), что послужило прологом для смены киблы158 и переселения в Ясриб.
Переселение сторонников Мухаммада началось 16 июля 622 года.
Вскоре после начала исхода мусульман курайшиты попытались схватить Мухаммада. Но тот узнал об этом и бежал из города, укрывшись в пещере к югу от Мекки, где пробыл несколько дней в компании своего друга Абу Бакра, после чего они вдвоем окольными путями двинулись в Ясриб, куда прибыли 24 сентября.
В Ясрибе, который вскоре стали называть Мединой159, жило много иудеев, на которых, по-видимому, рассчитывал Мухаммад. Однако его надежды не оправдались: «люди Писания» не приняли его проповедь и не обратились в ислам. Кроме того, здесь он столкнулся с противодействием некоторых представителей знати, которых заклеймил как «мунафиков» (лицемеров).
В Мекке проповедь Мухаммада носила в основном мирный характер. После бегства в Ясриб ситуация меняется. Так, вскоре был издан документ160, в котором впервые появилось слово «джихад» – священная война во имя Аллаха. Евреи Ясриба, согласно этому документу, вправе сохранить свою веру, но обязаны действовать совместно с мусульманами против тех, кто нападет на город, который объявлялся святым местом, как Мекка. Мухаджиры (переселенцы из Мекки) и ансары («помощники» из числа жителей Медины) составили мусульманскую общину (умма).
С 623 года Мухаммад начал посылать вооруженные отряды, которые нападали на торговые караваны курайшитов.
В марте 624 года в Медине узнали о большом караване, который шел из Сирии. На его перехват выступил отряд мусульман (около 300 человек) под руководством самого Мухаммада. Караван возглавлял Абу Суфиан из рода Умайя161, которому удалось обмануть мусульман и довести караван до Мекки, откуда вскоре выступило войско в 1000 человек во главе с Абу Джахлем. Он двинулся на сторонников Мухаммада, которые остановились в долине Бадр. Там состоялось сражение, в котором мусульмане разбили войско курайшитов. Абу Джахль погиб в бою.
Это была первая победа мусульман.
Однако курайшиты не смирились с поражением: Абу Суфиан, возглавивший Мекку, стал готовиться к продолжению войны. Между тем, Мухаммад укреплял свою власть в Медине – по его приказу было убито несколько его политических противников, в том числе поэты Абу Афак и Кааб ибн Ашраф, а также поэтесса Асма бинт Марван. Кроме того, Мухаммад изгнал из города иудейское племя кайнука.
Спустя год после битвы при Бадре в марте 625 года войско курайшитов во главе с Абу Суфианом появилось на северной окраине Медины – у горы Ухуд, где вскоре разыгралось сражение, во время которого мусульмане прорвали оборону противника. Однако курайшитов спасла атака конницы, возглавленной полководцем по имени Халид ибн аль-Валид. Во время схватки Мухаммад был ранен, но мусульмане решили, что он убит и отступили на склоны горы Ухуд.
Курайшиты одержали победу, смыв позор поражения при Бадре; вскоре они снялись с лагеря и ушли восвояси.
Впрочем, Мухаммад понимал, что рано или поздно они вернутся, а потому заранее стал готовиться к нападению. И когда курайшиты и их союзники весной 627 года вновь подступили к Медине, они наткнулись на препятствие в виде выкопанного вокруг города рва.
Противостояние продлилось около двух недель, ограничившись осадой и перестрелками из луков. Потом мекканцы отступили от Медины.
В марте 628 года Мухаммад объявил о намерении отправиться в малое паломничество (умра) и выступил со своими сторонниками по направлению к Мекке. Курайшиты направили ему навстречу войско, возглавленное Халидом ибн Валидом. И тогда Мухаммад вынужден был остановиться в предместье Мекки – в Худайбие и отправил на переговоры Усмана ибн Аффана, который долго не возвращался, что обеспокоило спутников Мухаммада. Наконец Усман пришел вместе с Сухайлем ибн Амром, посланным для заключения договора на условиях курайшитов.
Мухаммад пошел на уступки, и вскоре было подписано соглашение о мире сроком на десять лет.
Худайбийский договор развязал Мухаммаду руки162, и он начал походы в других направлениях (например, оазис Хайбар к северу от Медины), подчиняя окрестные арабские племена.
В это же время Мухаммад развернул активную дипломатическую деятельность, рассылая к правителям разных народов (эфиопы, персы, греки) послания с призывом принять ислам. Один из тех послов направлялся к царю Босры (Сирия), но был схвачен и убит Гассанидами, которые служили римскому императору Ираклию.
В ответ на убийство своего посла Мухаммад направил против Гассанидов 3-тысячное войско, которое столкнулось с многократно превосходящим по численности неприятелем, и было вынуждено отступить. Так, в августе 629 года произошло первое столкновение мусульман с Восточной римской империей (битва при Муте). В это же время на сторону Мухаммада переходит прославленный полководец Халид ибн аль-Валид.
Когда племя, которое находилось под покровительством курайшитов, нарушило одно из положений Худайбийского договора, Мухаммад использовал это как предлог для возобновления войны. В январе 630 года он во главе 10-тысячного войска выступил в поход на Мекку. Абу Суфиан отправился Мухаммаду навстречу – для переговоров, но, осознав тщетность своих попыток остановить его, поспешил принять ислам. С помощью Абу Суфиана Мухаммад относительно мирно занял Мекку, приказав очистить Каабу от идолов163. Двадцать дней спустя Мухаммад вернулся в Медину, которую сделал столицей своего государства. В октябре того же года он предпринял поход на север и без боя занял город Табук, но потом повернул назад.
630 год в истории ислама известен как «год депутаций» (племена Аравии отправляли Мухаммаду своих представителей с дарами и заверениями в покорности).
Таким образом, Мухаммад в возрасте 60 лет стал правителем обширных владений, но не имел наследника. Когда же одна из наложниц родила ему сына, нареченного Ибрагимом, он был несказанно рад, однако в начале 632 года и этот ребенок умер.
В марте 632 года Мухаммад совершил свой последний хадж. К тому времени он уже был тяжко болен.
Мухаммад скончался 8 июня 632 года.
***
Кем был Мухаммад из рода Хашим?
Мусульмане всего мира верят, что Мухаммад – посланник Бога и последний пророк… Наука не может ни доказать, ни опровергнуть это утверждение. В любом случае нельзя не признать, что он явился основателем новой религии.
Однако с исторической точки зрения Мухаммад проявил себя, прежде всего, как весьма умелый политик, которому удалось создать государственность на новой идейной основе, объединив людей в религиозную общность (умма) через веру в одного Бога. Мухаммад значительно сузил действие родового принципа, поставив во главу угла деление людей не по роду-племени, а по принадлежности к общине верующих164. Но религиозная община, покорная лично Мухаммаду, создавалась им с определенной целью…
В этом смысле интересна эволюция взглядов на войну основателя ислама.
Так, если в Мекке проповедь Мухаммада носила почти исключительно мирный характер, то после переселения в Медину появляются первые призывы к войне, поначалу оборонительной: «Сражайтесь с теми, кто сражается против вас, но не преступайте дозволенного» (2:190).
К концу 620-х годов ислам как покорность Аллаху и Его посланнику был провозглашен единственной истинной религией, которая должна восторжествовать по всему миру. А мир в глазах последователей ислама разделился на два противоборствующих лагеря, в одном из которых находятся верующие (братья-мусульмане), а в другом – все остальные люди (кяфиры, неверные).
В это же время появляются аяты Корана, которые по факту разрешают завоевательные войны: «Сражайтесь с теми людьми Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день… не исповедуют истинную религию, пока они не станут платить дань, оставаясь униженными» (9:29)
Основатель ислама сам положил начало широкомасштабной военной экспансии, совершив несколько походов на север165. И его преемники продолжили эти начинания, создав огромную теократическую империю, вошедшую в историю как «Арабский халифат».
«Праведный» халифат (632—661)
После смерти Мухаммада, пока его родственники, в том числе зять Али, занимались организацией похорон, ансары собрались для выборов нового лидера мусульманской общины. Вскоре к ним присоединились мухаджиры, которые выдвинули в качестве кандидата Абу Бакра: он занял место своего зятя166, приняв титул «заместитель посланника Аллаха» (или кратко – халиф).
Известие о смерти Мухаммада быстро распространилось по Аравии, что привело к отпадению от общины верующих целого ряда племен. Вместе с тем усилились позиции тех племенных вождей, которые ранее, вслед за Мухаммадом, объявили себя пророками Бога, проповедуя альтернативные учения (например, рахманизм). Одним из наиболее влиятельных из тех, кого в исламской традиции принято называть «лжепророками», был Мусайлима, правитель Ямамы167.
Вскоре Медина подверглась нападению, которое Абу Бакр и его сторонники смогли отразить. А потом из похода на север вернулось войско, и тогда началась война с «вероотступниками», которая продлилась больше года. За это время полководцам Абу Бакра удалось установить контроль практически над всем Аравийским полуостровом, включая Йемен, Оман и Бахрейн. «Лжепророк» Мусайлима потерпел поражение и был убит.
Покончив со смутой, Абу Бакр продолжил завоевания и направил в Месопотамию Халида ибн Валида, который одержал над персами ряд побед, заняв бывшую столицу Лахмидов (город Хира).
Абу Бакр умер в августе 634 года, успев назначить своим преемником другого тестя Мухаммада – Умара ибн Хаттаба.
В правление Умара (634—644) Арабский халифат значительно расширил свои пределы. Это было время триумфального шествия ислама: на волне религиозного порыва сравнительно немногочисленные отряды мусульман громят армии двух могущественных империй (Византия и Персия)168. В 635 году после шестимесячной осады пал Дамаск, а в августе 636 года Халид ибн Валид в многодневном сражении при Ярмуке нанес сокрушительное поражение армии императора Ираклия. В декабре того же года другой именитый полководец Саад ибн Абу Ваккас разгромил персидское войско в битве при Кадисии. Вскоре пала столица Сасанидов Ктесифон, а юный шахиншах Йездегерд III бежал на восток. Так, мусульмане овладели всей Месопотамией (Ирак) и начали продвижение в Персию.
В 637 году арабы захватили Иерусалим169; тогда же Умар ввел новое летосчисление (от хиджры). Два года спустя военачальник Амр ибн аль-Ас начал поход в Египет, который был захвачен в последующее время.
Весной 642 года мусульмане под Нехавендом разбили войско шаха Йездегерда III, который окончательно утратил контроль над страной, распавшейся на ряд независимых государств, постепенно захватываемых арабами.
Умар ибн Хаттаб правил 10 лет. Но в ноябре 644 года во время утренней молитвы в мечети персидский раб смертельно ранил халифа Умара.
Умар был незаурядной личностью. Он запрещал войскам грабежи мирного населения, но обложил завоеванные народы повышенным налогом (джизья, харадж). Умар впервые принял титул «повелителя правоверных» и заложил основы государственного строя Арабского халифата, который в его правление стал многонациональной теократической империей с привилегированным положением мусульман170.
Халиф Умар перед смертью велел собрать совет (шура) из шести человек, который избрал его преемником Усмана ибн Аффана (644—656).
Усман, который происходил из курайшитского рода Умайя (Омейяды), одним из первых принял ислам – вслед за Абу Бакром. В 615 году он со своей семьей перебрался в Эфиопию, где прожил несколько лет, после чего вернулся в Мекку, а потом переселился в Медину. Будучи одним из ближайших соратников Мухаммада, Усман, тем не менее, в отличие от первых правителей халифата, подвергался нареканиям. Этот богатый человек владел немалым состоянием, нажитым торговлей и ростовщичеством. После избрания халифом он стал раздавать титулы и земли своим родственникам Омейядам171, что не понравилось другим сподвижникам Мухаммада.
В целом Усман продолжал начатую его предшественниками политику: в его правление Персия была окончательно завоевана мусульманами, а шах Йездегерд III лишился остатков своей власти и погиб в Мерве в 652 году. Тогда же завершилось собирание полного текста Корана.
В начале 650-х годов усиливается недовольство правлением Усмана.
После смещения халифом наместников в Ираке и Египте ситуация обострилась. В январе 656 года в Медину прибыла группа из 500 египтян, к которым присоединились люди, пришедшие из Ирака. Они явились к дому Усмана с требованиями покарать виновных в многочисленных злоупотреблениях. Усман обещал выполнить все их требования, после чего египтяне направились к себе домой. Однако по пути они перехватили гонца, посланного к новому наместнику Египта с приказанием покарать лидеров мятежников. Это заставило их вернуться и осадить дом халифа. Около 40 дней продолжалась эта осада, после чего повстанцы ворвались внутрь, а затем убили Усмана.
Четвертым халифом в июне 656 года был избран Али ибн Абу Талиб172.
Однако правление Али не принесло мира, а стало началом эпохи «испытаний» (фитна) для молодого арабского государства, когда впервые произошел раскол уммы (мусульманской общины).
К расколу привел вопрос о верховной власти. А формальным поводом стала месть (или точнее – ее отсутствие) за убийство халифа Усмана.
В августе 656 года Муавия, наместник Сирии, публично отказался присягать Али. Вместе с тем Али столкнулся с оппозицией в лице других претендентов на власть – бывших соратников Мухаммада (Тальха и аз-Зубайр), к которым примкнула «мать верующих» Аиша173. В иракском городе Басра они собрали войско, которое 8 декабря 656 года было разбито армией Али в «верблюжьей битве»174. Тальха и аз-Зубайр погибли, Аиша попала в плен.