Полная версия
Конспект трактата «Абхитамаха»
Ярослав Золотарёв
Конспект трактата «Абхитамаха»
Сознание
Cittasangahavibhāga
С точки зрения конечной реальности (paramatthato = dhamma):
(обусловленное)
Сознание (citta), = viññāṇa
Ментальные факторы (cetasika), = vedanā, saññā, saṁkhāra
Материя (rūpa) = rūpa
(необусловленное)
Nibbāna.
Сознание (citta)
Сознание чувственной сферы kāmāvacara
Сознание сферы материи rūpāvacara
Сознание нематериальной сферы arūpāvacara
Сверхмирное сознание lokuttara.
Сфера желаний
Злые состояния классифицируются по признакам:
Причина: жадность, ненависть или глупость.
Эмоциональный фон: радость, упеккха, неудовольствие.
Сочетаются со взглядами: с неправильными взглядами или без них, с отвращением.
Намеренные или ненамеренные.
По причине жадности – 8 состояний (так как и радость, и упеккха), по причине злобы – 2 состояния (так как только неудовольствие и отвращение)
По причине глупости – 2 состояния: всегда сочетается с упеккхой и может быть связано с сомнением либо с беспокойством. Итого 12 состояний.
Не вызываются злыми причинами, но являются следствием злой кармы, и потому злые по природе:
1. Сознание глаза
2. Сознание уха
3. Сознание носа
4. Сознание языка
5. Боль
6. Восприятие (возникает сразу после чувственной дхармы первых пяти классов)
7. Исследование (возникает после восприятия).
Все злые результирующие дхармы сопровождаются упеккхой, кроме боли.
В результате доброй кармы:
1. Сознание глаза
2. Сознание уха
3. Сознание носа
4. Сознание языка
5. Наслаждение
6. Восприятие (возникает сразу после чувственной дхармы первых пяти классов)
7. Исследование (возникает после восприятия) + радость.
8. Исследование (возникает после восприятия) + упеккха.
Функциональные:
1.Обращение к двери пяти чуств (+упеккха)
2. Обращение к разуму (+упеккха)
3. Сознание арахатов, вызывающее улыбку по поводу феноменов органов чувств (+радость).
Добрые состояния классифицируются по признакам:
Эмоциональный фон: радость, упеккха.
Сопровождаются знанием или нет.
Намеренные или нет.
По причинам не классифицируются, хотя они даются (дана, метта, амоха).
Итого восемь добрых дхарм сферы чувств, порождающих добрую карму.
+ 8 кармических эффектов добрых причин (классифицируются по тем же признакам, что и порождающие добрые состояния).
+ 8 состояний для Будд и Архатов (по тем же признакам) – выделяются отдельно, так как не порождают кармы.
Итого 24 «красивых» состояния, итого в чувственной сфере 44 состояния (со злыми и функциональными).
Сфера форм
Первая джхана: направление ума к объекту (витакка), фокусирование (вичара), интерес (пити), сукха, сосредоточение на одной точке (экагатта).
2. Вторая джхана: вичара, пити, сукха, экагатта.
3. Третья джхана: пити, сукха, экагатта.
4. Четвертая джхана: сукха, экагатта.
5. Пятая джхана: экагатта.
+ 5 результатов, 5 функциональных состояний, итого 15.
Нематериальная сфера
1. Сознание бесконечного пространства
2. Сознание бесконечного сознания
3. Сознание ничего
4. Сознание отсутствия восприятия и невосприятия.
+ 4 результата, + 4 функциональных, итого 12
Сверхмирские
1. Вступление в поток
2. Возвращение один раз
3. Невозврашение
4. Архатство.
+ 4 результата, итого 8.
Итого всего в сознании:
12 akusala
21 kusala
36 vipāka
20 kiriya / kriyā.
Всего 89. Также если уровни просветления достигаются на джханах, то 4* 5 джхан = 20 +20 результатов. Нематериальные состояния входят в пятую джхану. В итоге 121 состояние виджняны получается.
Ментальные факторы
Ментальные факторы (cetasika) – феномены, которые возникают в непосредственной связи с читтой и помогают ей, выполняя более конкретные задачи в акте познания. Всегда зависят от сознания и всегда его сопровождают. Имеют тот же объект и ту же базу (орган чувств), что и соответствующая читта.
Универсальные ментальные факторы (всегда присутствуют в любом акте осознания):
Контакт.
Ведана.
Санджня.
Воля (четана) – основной фактор генерирующий карму.
Экагатта.
Жизненная сила – поддерживает остальные четасики.
Внимание.
Необязательные ментальные факторы:
Витакка.
Вичара.
Решение.
Энергия
Пити (интерес).
Желание достигнуть результата.
Негативные ментальные факторы:
Заблуждение (пассивное качество).
Отсутствие стыда.
Отсутствие страха делать злое.
Беспокойство.
Жадность.
Ложные взгляды (активное присутствие конкретного бреда).
Тщеславие.
Ненависть.
Зависть (негативная реакция на чужой успех).
Скупость (сокрытие собственного успеха).
Сожаление.
Лень – поражает читту.
Сонливость – поражает четасику. Обе противоположны витакке.
Сомнение.
Универсальные позитивные ментальные факторы:
Вера (ясное представление об объекте).
Сати (внимание к настоящему).
Стыд делать злое.
Страх делать злое.
Нежадность (щедрость, отречение).
Отсутствие ненависти (метта).
Упеккха.
Спокойствие четасик.
Спокойствие читты.
Легкость четасик (оппозиция лени).
Легкость читты (оппозиция сонливости).
Гибкость четасик.
Гибкость читты.
Подвижность (kammaññatā) четасик. Способность преодолевать остальные препятствия к образованию объектов.
Подвижность читты.
Умение четасик.
Умение читты.
Прямота четасик (оппозиция лицемерию).
Прямота читты.
Воздержания:
Правильная речь.
Правильное действие.
Правильный образ жизни.
Беспредельные:
Сострадание: желание уменьшить страдания других.
Сорадость: радость успехам других.
Две, так как метта и упеккха были перечислены ранее в 19 факторах
Плюс мудрость как отдельный положительный фактор.
Итак, 13 нейтральных, 14 злых и 25 добрых факторов, итого 52 фактора.
(нет на слайде) Далее рассматривается, с какими читтами какие четасики связываются (например, в джханах присутствуют те или иные четасики). Даже в нематериальных созерцаниях присутствуют 35 четасик.
В нематериальной сфере – 20 четасик, и в локутаре 8 четасик.
Из негативных факторов универсальными являются заблуждение, отсутствие стыда и страха делать зло и беспокойство (присутствуют в любом негативном типе сознания).
Из позитивных факторов три воздержания всегда присутствуют вместе в любом типе сверхмирского сознания. Охарактеризуем их подробнее.
(относятся к сознанию, но не были подробно раскрыты)
Вступление в поток.
Поток:
Правильное понимание (Sammā Diṭṭhi),
Правильное намерение (Sammā Saṁkappa),
Правильная речь (Sammā Vācā),
Правильное действие (Sammā Kammanta),
Правильный образ жизни (Sammā Ājīva),
Правильное усилие (Sammā Vāyāma),
Правильное внимание (Sammā Sati),
Правильная концентрация (Sammā Samādhi).
При вступлении в поток уничтожаются:
Представление о существовании неизменной личности.
Сомнения в трех драгоценностях.
Представление о том, что обряды или ритуалы могут принести освобождение.
Снижаются жадность, ненависть и заблуждение до такой степени, что становится невозможным перерождение ниже человеческого уровня. Навсегда уничтожаются злые читты, связанные с неправильными взглядами и сомнением. В течение семи жизней достигается освобождение.
Возвращение один раз (sakadāgāmi-maggacitta): подавляются наиболее серьезные формы полового влечения и злой воли. Не перерождается более чем один раз в камалоке.
Невозвращение (anāgāmi-maggacitta): тот, кто достиг данного уровня, не будет перерождаться в камалоке и либо в этой жизни спасается, либо перерождается в мире идей и там спасается. Уничтожаются полностью половое желание и злая воля, а также навсегда уничтожается злоба.
Арахант (arahatta-maggacitta): полное освобождение, которое заключается в уничтожении врага (ари + хата), а именно всех клеш. На этом уровне уничтожаются:
Желание перерождаться в мире идей.
Желание перерождаться в нематериальном мире.
Тщеславие.
Беспокойство.
Неведение.
Уничтожаются все злые дхармы.
Нефиксированные факторы (возникают независимо и случайно, всего 11): зависть, жадность, беспокойство, воздержание, милосердие, тщеславие. Остальные фиксированные, так как неизбежно возникают в определенных типах сознания, например 36 факторов неизбежно возникают в сверхмирском типе сознания.
Разное
В этом разделе рассматриваются классификации согласно чувствам (vedanā), причинам (hetu), функциям (kicca), дверям (dvāra), объектам (ālambana) и базам (vatthu). С точки зрения основной классификации, это неразделимые сочетания сознания и ментальных факторов.
Ведана может классифицироваться трояко:
Сукха.
Дукха
Не сукха и не дукха.
Или пятерично:
Удовольствие (sukha) – телесное. 1 дхарма.
Боль (dukkha) – телесная. 1 дхарма.
Радость (somanassa) – ментальная. 62 дхармы.
Печаль (domanassa) – духовная. 2 дхармы.
Упеккха (upekkhā). 55 дхарм.
Причины:
Жадность (lobha),
Ненависть (dosa) ,
Заблуждение (moha),
alobha,
adosa,
amoha.
Функции:
Связь перерождений (paṭisandhi) – связывает одну жизнь с другой.
Существование (bhavanga) – поддерживает единство индивидуальности от рождения до смерти. Присутствует всегда, когда нет активного познавания чего-то, даже в глубоком сне без сновидений. Не нужно путать с атманом, которого нет.
Внимание к объекту (āvajjana). Когда объект поступает на дверь восприятия, бхаванга вибрирует, затем останавливается. Затем возникает вот эта дхарма, внимание к объекту.
Зрение.
Слушание.
Нюхание.
Вкушение.
Прикосновение.
Получение.
Изучение.
Определение.
Джавана – идентификация объекта после его определения, эту функцию выполняют добрые или злые читты («как относимся»). 55 читт выполняют эту функцию.
Регистрация – передает объект как познанный и восстанавливает бхавангу.
Смерть – последняя читта потока индивидуального сознания.
Так как пять функций зрение и так далее альтернативные и занимают один момент в потоке сознания, это может описываться и как десять стадий.
Двери (в какой двери возникают):
Глаз – 46 читт.
Ухо.
Нос.
Язык.
Тело
Разум (манас). Дверью разума является бхаванга. Возникают 55 джаван.
19 читт, например бхаванга, не возникают ни в какой двери.
По объектам:
Видимое.
Слышимое.
Обоняемое.
Вкушаемое.
Осязаемое – непосредственно ощущает первоэлементы:
Земля – твердое или мягкое.
Огонь – горячее или холодное.
Воздух – давление или разрежение. Вода не воспринимается осязанием.
Мыслимое:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.