Полная версия
Иерархия Неба и Земли. Том III. Часть III и IV. Новая схема человека во Вселенной
(а) Пара Целое-Центр. Духовная жизнь следует модели сменяющей друг друга активности и пассивности, отдачи и приятия, направленного вовне усилия и отхода от мира. И если мы сочтем, что выдающиеся святые представляют собой лучшие ориентиры, нежели обычные люди (естественное духовное развитие которых, скорее всего, остановилась на той или иной стадии и скрыто мелочностью других интересов), то тогда мы обнаружим характерную последовательность: (i) фаза незрелой внешней активности; (ii) уход из сферы активности и, возможно, от всего человеческого общества, период уединения и удивительного духовного роста, огромного прогресса во внутренней жизни; (iii) возвращение в мир и к действию – теперь расходуется потенциал, накопленный во время второй фазы; (iv) эта третья фаза активной работы часто (особенно на Западе) продолжается пока то позволяют здоровье и возраст, однако рано или поздно, и пусть только на смертном одре, даже самому деятельному святому приходится признать четвертую фазу и второй отход от дел. Эти четыре фазы сменяют друг друга на протяжении всей жизни, однако они также должны быть современниками, ибо духовная жизнь требует их частого повторения. Дабы пополнить свой резерв духовной силы, активный, который отдает, должен иногда становиться созерцателем, который принимает. И созерцателю, который избегает любого внешнего служения, со временем приходится иметь дело с законом сокращающихся доходов.
Все мы способны на Целое, ибо все мы находимся в Центре[35]. Но так как мы не торопимся осознать нашу способность, то нам нужно обращаться к экспертам за информацией о наивысшей Паре, так же как и за информацией о Паре Галактика-электрон. Насколько жизни величайших святых являются участием в божественной жизни, они предоставляют ценные сведения о природе этой жизни и ее ритмов. Несомненно, наивысшая Пара с ее «исхождениями» находится вне времени и, таким образом, над любыми процессами и переменами; тем не менее, для нас она носит временной аспект и проявляет себя исторически – будь то в космическом масштабе в качестве нисхождения-восхождения созидающего Слова, а затем и в качестве восхождения-нисхождения Сына-Спасителя; или в микроскопическом масштабе, как в систоле и диастоле, или во вдохе и выдохе, в общении души с Богом. Короче, как бы мы ни рассматривали наивысшую Пару, мы находим указание на то, что наши «энергетические фазы» применимы и к ней, хотя и специфичным образом. И, на самом деле, не было бы удивительным обнаружить, что Целое-Центр – это идеальная Пара, которая в высшей степени исключительно проявляет присущие ей качества.
Фазы «энергетического обмена» встречаются на каждой стадии на пути к этой цели. Поэт и верующий, ученый и философ – какой бы ни была Пара, в жизнь которой они входят, они подвержены ритмам этой Пары. Обычно за периодом явного роста и творчества следует период ретрита, тихой сосредоточенности и объединения без явных внешних результатов; а затем, на основной творческой фазе, происходит излияние накопленной энергии[36], пока не наступит четвертая фаза – окончательного ухода. Касается ли это научных открытий, поэтического вдохновения, мистического просветления или философских озарений, все они происходят согласно одной и той же схеме чередующейся работы и отдыха, высвобождения и накопления энергии. И (согласно правилу данного исследования) я считаю этот чередующийся процесс истинным скорее с объективной, а не с субъективной точки зрения – он характеризует познаваемое, а не является просто отличительной чертой познающего. Если, более того, физическое и психическое – две стороны одной реальности, то примеры наших четырех фаз вполне можно найти в процессах физического мира не менее, чем в том, что мы называем жизнью ума. Давайте же рассмотрим эти процессы.
(б) Пара Солнце-атом, (i) Когда легкие атомные ядра объединяются, чтобы стать более тяжелыми ядрами, то последние, как правило, имеют меньшую массу, чем общая масса изначальных частиц; и в результате получается больше энергии, чем ее нужно. Избыточная масса появляется в виде радиации. Итак, считается, что солнечный свет и тепло получают от энергии, высвобожденной по мере того, как ядра водорода окольным путем преобразуются в ядра гелия. (И) Однако нужно еще объяснить и более тяжелые атомы, которых на Земле много видов. Предположительно, на каком-то этапе своей жизни, до образования солнечной системы, Солнце – либо посредством взрыва своего сотоварища (в качестве сверхновой звезды), либо посредством менее разрушительных средств – предоставило условия, в которых могли быть сформированы очень тяжелые ядра. Такие ядра более массивные, чем сумма масс более легких ядер, из которых они созданы; соответственно, при их создании энергия должна поставляться извне[37], (iii) И эта энергия высвобождается, когда ядра распадаются. Например, предполагается, что периодическое нагревание недр планеты (порождающее ритмичную регулировку коры) вызвано энергией, высвобожденной спонтанно распадающимися атомами высокой атомной массы. И теперь, в нужный момент, этот выброс энергий, накопленных во время второй фазы, стал солнечной функцией, очень важной для будущего, (iv) Однако на практике наверняка установлены строгие рамки относительно того, как высшие элементы могут быть использованы в качестве источника энергии. Их трудно накопить в любом количестве, и – стоит ли об этом упоминать? – они опасны. И в любом случае само Солнце предположительно положит конец вкладу атомов в процесс солнечного развития, поскольку Земля будет снова поглощена пучиной.
(в) Пара Земля-молекула, (i) Синтез более простых молекул, как правило, сопровождается увеличением тепла: то есть, сумма запаса энергии отдельных молекул больше, чем сумма запаса энергии соединения, которое они образуют, и эта разница представляет собой излишек[38]. Например, большинство элементов соединяются напрямую с кислородом, увеличивая при этом тепло, (ii) Создание различных очень сложных органических молекул, особенно при фотосинтезе, поглощает энергию из окружающей среды, а не высвобождает ее. (iii) И, безусловно, именно для того, чтобы присвоить эту объединенную энергию, мы и питаемся молекулами растительной пищи, расщепляя их на более мелкие и более стабильные единицы. (iv) Однако после определенного момента распад начинает поглощать энергию, а не излучать ее: данный процесс, как говорят химики, эндотермический, а не экзотермический[39].
(г) Пара Жизнь-клетка, (i) Низшие, более примитивные организмы весьма плодовиты клетками (будь то в форме яиц или семян, или в огромной популяции личинок, которые никогда не созревают, или в огромном избытке зеленых листьев); и эти клетки снабжают Жизнь тем излишком энергии, который делает возможным развитие более высоких и менее плодовитых видов[40], (ii) Эти более поздние многоклеточные – включая травоядных, плотоядных и человека – живут за счет более ранних форм жизни. Они отнимают энергию у живого целого, и, следовательно (как более высоких атомов и более высоких молекул) их относительно мало – привилегированное меньшинство из высшего класса, (iii) Однако энергия, взятая таким образом у Жизни, по большей части возвращается: ход эволюции изменен, и, благодаря действию этих многоклеточных более высокого уровня, вся структура Жизни резко реорганизуется, (iv) Однако, видимо, у этого вклада существуют пределы. Более высокие индивиды и виды исчезают или стареют; и это может произойти и с человеком. В любом случае, его поэтапная эксплуатация Жизни обречена на провал. Наконец он начинает осознавать, что «постижимой областью исследования» является сама Жизнь в целом: и это осознание (особенно в новой науке экологии) – не что иное, как единое Самосознание Жизни, отстаивающее свои права. На четвертой фазе значение имеет именно высший член Пары.
Согласно Арнольду Дж. Тойнби, зарождение цивилизации можно обнаружить в творческом подходе к решению проблемы, к вызову – вызову, который бросает нам новое место или страна с суровыми условиями жизни, жизнь в тропических джунглях или в пустыне, море или речная долина, постоянные нападения соседей или единственное сокрушительное поражение. Когда изначальная внешняя проблема будет удовлетворительно решена, то впредь препятствия, способствующие дальнейшему росту, будут внутренними, а не внешними.
(д) Пара Человечество-человек, (i) Более примитивные виды человеческой организации – состоящие из мелкомасштабных, разбросанных социальных единиц; из населения земледельцев, не отличающегося богатством или культурой – время от времени побуждаются к активности и росту. Рождается цивилизация. По мере объединения высвобождается огромная энергия, и социальные единицы становятся больше и более комплексными. В некоторых отношениях общество организовано более экономично – как когда новая классификация и разделение труда требуют повышенной продуктивности,
Конечно, Гиббон рассматривал эпоху Антонинов как расцвет римской цивилизации, однако Тойнби рассматривает ее уже как эпоху распада: внешнее единство Империи не может заменить утерянное социальное единство.
(ii) Вторая фаза – это фаза дальнейшего роста, но также и фаза ухода от дел: теперь приходится искать ответ на внутренние, а не внешние проблемы. Процесс объединения (который может принять форму роста урбанизации, установления сильного централизованного правительства, эволюции обширного и просвещенного праздного класса и большого прогресса в развитии искусств) забирает большую часть имеющейся энергии, (iii) Внешние угрозы, «время невзгод» (как говорил Тойнби) и неспособность адекватно справляться с новыми сложными проблемами возвещают о наступлении третьей фазы – распада, потери социального единства и высвобождения накопленной энергии. Эта энергия проявляется в создании обширных империй или всемирных Государств – «могущественных предприятий, представляющих собой побочные продукты социального распада»[41], (iv) Хорошо известно, что империи преходящи. Четвертая фаза отмечена дальнейшим нетворческим распадом: теперь энергия берется из окружающей среды, а не расходуется на нее.
Эти четыре фазы также проявляются в жизни отдельного человека. За направленной вовне энергией детства следует уход в себя и внутреннее развитие подростка; и за направленной вовне энергией взрослого человека – уход от мира и состояние покоя старика. Ритм работа-отдых-работа-уход действительно множественный, одинаково применимый к дню и к неделе, к году и всей жизни.
Эти четыре фазы, которые нам наиболее знакомы по истории Рима, также просматриваются (как показал великий труд Тойнби) и в истории многочисленных цивилизаций. Однако они не только следуют одна за другой, но и являются друг для друга современниками: так же, как более высокие атомы, молекулы и живые существа существуют бок о бок с более низкими, так и более продвинутые в культурном плане существуют бок о бок с культурно неразвитыми. На самом деле необходимое разделение труда в обществе держится в основном на том факте, что его члены фактически принадлежат различным стадиям в истории этого общества: большинство являются экстравертными и энергичными представителями первой фазы; меньшинство – интраверты, замкнутые и внешне неактивные, являются высокоразвитыми и потенциально сильными представителями второй фазы; представители третьей стадии активны, однако являются гораздо более сложным типом, нежели активные с первой стадии; и, наконец, разочарованный тип, все время вопрошающий «какой от этого прок?», бездеятельность которого идет от большой усталости, а не (как в случае со вторым типом) от потребности быть, а не делать. По мере того, как четыре фазы социального развития сменяют друг друга, каждый из этих человеческих типов по очереди становится преобладающим, однако все четыре типа все время сосуществуют – по крайней мере, в своих начатках.
Давайте я теперь попытаюсь обобщить результаты этого исследования. В каждой из рассмотренных мною Пар можно наблюдать эти четыре фазы:
(i) Фаза высвобождающего энергию объединения. Начальные стадии в объединении низших членов можно назвать мерами экономии и консолидации[42]. На языке физической науки, они представляют собой достижение новой стабильности путем высвобождения избыточной энергии. Выражаясь обычным языком, они представляют собой растущего ребенка, который «выпускает пар». На официальном языке, они представляют собой слияние отделов, что ведет к увольнению лишних сотрудников и к более эффективной организации персонала. В «областной» терминологии данной книги, они представляют собой повторное расположение единиц в более компактные структуры, так что их взаимное расстояние, в общем и целом, уменьшается, и появляется лишняя энергии для внешней деятельности[43].
(ii) Фаза поглощающего энергию объединения. Однако вскоре начинает действовать закон сокращающихся доходов, и объединение низших членов сверх определенных пределов перестает способствовать надлежащей системе внутри и энергии снаружи. Организация становится излишне централизованной, имеющей слишком большое число высших должностных лиц и весьма сложной; а внутренняя энергия накапливается за счет энергии окружающей среды. Вместо того чтобы привести к избытку и увольнению функционеров, их требуется еще больше. Вместо того чтобы расстояние между единицами сокращалось или оставалось постоянным, оно, в среднем, увеличивается – по мере того как все больше и больше единиц собираются вокруг каждого ядра и наполняют до насыщения все ближние области наблюдения. Низший член достигает пика своего развития.
(iii) Фаза высвобождающего энергию распада. У чрезвычайно сложных единиц, приближающихся к верхним границам, возможным в рамках их иерархического ранга, есть огромные запасы энергии, которая в недостаточной степени является частью целого. Кем бы они ни были – радиоактивными атомами, протеиновыми молекулами, огромными скоплениями клеток или людей, великими первопроходцами, которые в уединении готовили себя к своей миссии, или теми, кого мы называем весьма цивилизованными мужчинами и женщинами – они в своей основе нестабильны, и в этой нестабильности и кроется их эффективность. Высвобождение их энергии, иногда с взрывной силой[44], а иногда с контролем креативности в ее самом лучшем виде, неизбежно, и оно продолжается, пока не восстанавливается равновесие между низшим и высшим членом Пары.
(iv) Фаза поглощающего энергию распада. Так же, как начальная фаза объединения низших членов продолжается (словно благодаря собственной движущей силе) далеко за пределами той ситуации, при которой возможен равноправный компромисс между ними и их вышестоящим членом, так же и начальная фаза спуска меньших членов заходит слишком далеко и длится до финальной фазы, когда энергия, вместо того чтобы освобождаться, вновь принимается.
Закон четырех фаз энергии можно рассматривать как повторное утверждение закона веретена – см. главу IV, п. 11 и главу Х, п. 3. Согласно этому второму закону, наблюдатель, удаляющийся радиально через область, обнаруживает, что его объект сначала увеличивается в масштабе или яркости, а затем уменьшается; если он теперь сменит направление и будет приближаться к Центру, то обнаружит, что объект сначала увеличивается, а затем уменьшается.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Природа (1836), III. 2.
2
Д-р Ф. Р. Теннант верно подмечает, что, тогда как наука должна «разделять, чтобы завоевывать, также необходимо признать такие последовательности и взаимозависимости между науками, которые появятся, если мы объединим свои завоевания». Однако, когда он добавляет, что «Наши знания, в целом, можно, скорее, сравнить с организмом с его членами, нежели с домом с его отделенными стенами комнатами», он явно говорит о том, что должно быть, а не о том, что есть на самом деле {Философия наук, с. 189).
3
Эмерсон, Метод природы. Дело в том, что донаучный человек так же склонен игнорировать горизонталь, предпочитая ее вертикали, как мы склонны делать обратное. Например, Марк Аврелий ясно осознавал вертикальные связи, но из-за отсутствия горизонтальных данных его космос неопределенный и аморфный. «Все связано и переплетено, и этот узел священный… Ибо все вещи расположены вместе в соответствии с их рангом, и, благодаря соблюдению каждым участником его надлежащего места и уровня, все они действуют согласованно для создания одного и того же космоса» (Размышления, VII. б).
4
Аристотель указывает на тот факт, что во всей науке «соединение всегда должно разлагаться на простые элементы, или наименьшие части целого» (Политика, I). Но на самом деле это только половина данного вопроса. Мы не можем найти части, если понятия не имеем о большем целом, которому они принадлежат.
5
См. Ф. Р. Теннант, цитируемое ранее произведение.
6
Пригодность окружающей среды.
7
Расширяющаяся вселенная. См. Р.А. Сэмпсон, Солнце, с. 5 – о взаимосвязи физики и астрономии. Великий труд Эддингтона (обобщенный в его Фундаментальной теории) по расчетам физических констант, независимо от экспериментов, пришедших к схожим результатам путем эмпирического метода, был возможен в основном благодаря его методу связывания очень большого с очень маленьким.
8
Вовсе не имеется в виду, что человек эволюционировал всего лишь как биологический вид и как отдельный организм. Его эволюция происходит на нескольких уровнях: например, (1) на уровне биологического вида, в той мере, в какой он соперничает с другими биологическими видами; (2) на уровне расы (см. А.К. Хэддон, Человеческие расы) в той мере, в какой он соперничает с другими расами; (3) на уровне более мелкой социальной группы (см. сэр Артур Кит, Новая теория человеческой эволюции) в той мере, в какой он соперничает с другими подобными группами; и (4) на уровне отдельного человека в той мере, в какой он соперничает с другими людьми. Однако все подобные уровни содержатся внутри иерархической Пары Человечество-человек. Они – детали внутренней организации.
9
См. Бергсон, «Так же, как мельчайшая частичка пыли связана со всей нашей солнечной системой… так и все организованные создания, от самого скромного до самого высокого, от первых истоков жизни до наших времен и во всех местах и во все времена свидетельствуют об одном-единственном импульсе… Все живое связано друг с другом» (Творческая эволюция, с. 285).
10
У очень прохладных звезд, спектральных классов К и М, обнаруживаются такие соединения, как окись титана. Однако это, видимо, незначительная и бесплодная ветвь эволюции: видимо, жизнеспособная молекулярная эволюция планетарна.
11
См. Бенджамин Мур, Происхождение и природа жизни, с. 185.
12
Джинс пишет: «Физика атомныхядер может… объяснить многие до сих пор сбивающие с толку звездные характеристики; самые большие и самые маленькие компоненты природы – звезда и атомное ядро – встретились и пролили свет друг на друга, способствуя нашему лучшему пониманию обоих» (Вселенная вокруг нас. Предисловие к 4-ому изданию).
13
Сложную теорию выработки энергии в звездах разработал Х.А. Бете – несколько видов атомов низкого атомного веса задействованы в реакциях, основным результатом которых является превращение водорода в гелий. Что касается более тяжелых атомов, то вполне может быть, что они были сотворены во время катаклизма, породившего солнечную систему.
14
Уильям Уотсон, Майская ода.
15
См. Уорд, Царство целей, с. 436.
16
Г. Тери, Давид Динантский, сс. 132, 135; Этьен Жильсон, Дух средневековой философии, с. 449; С. Г. Меллоун, Западная христианская мысль в средние века, сс. 150, 151; К. Ч. Дж. Уэбб, Исследования по истории естественной теологии, с. 239 и далее.
17
Об ученом незнании, цитируется в Джордано Бруно Боултинга. Немногие сочли бы аргумент Николая Кузанского убедительным. С таким же успехом можно сказать, что наивысшая реальность одновременно ничто и бесконечность, ибо когда мы сокращаем знаменатель дроби до нуля, то получаем бесконечность, а когда увеличиваем его до бесконечности, то получаем ноль.
18
Откровения о божественной любви, III. 0 подобном видении сообщает св. Тереза.
19
Сотницы медитаций.
20
Цитируется в Золотой и благословенной сокровищнице чудес природы Бенедикта Фигула, сс. 71, 72.
21
Жильсон (цитируемое ранее произведение) указывает на тот факт, что концепция божественного образа, которая «столь часто лежит в сердце средневекового мистицизма… допускает мистическое обожествление без «путаницы в субстанции»; человек здесь не более чем субъект…»
22
Эдит Ситвелл, Песнь холода, «Две любви».
23
Тимей, 48–53. Платон описывает эту субстанцию как аморфную, невидимую и все-принимающую мать и кормилицу всего, что появляется; пластичную массу, которая формируется всем, что в нее входит. С другой стороны, первичная материя Аристотеля, лишенная любой формы или определения – это, скорее, продукт наших умов, нежели что-то объективно реальное.
24
0 воплощении Слова, 1.3. Св. Афанасий цитирует Пастыря Гермы: «Существует один Бог, который создал и устроил все вещи и привел их от небытия к бытию»; и Послание к евреям, XI. 3: «…из невидимого произошло видимое». См. Послание к римлянам, IV.17.
25
Сумма против язычников, I. А за сто лет до этого св. Бернар (De Diligendo Deo (0 любви к Богу),\1) сказал, что человек был создан Богом из ничто. Однако многие писатели эпохи после Реформации отрицают теорию exnihilo, заявляя, что Бог создал мир из Самого Себя (как Беме и Лоу) или что Он создал его из первичной материи, которая является частью Его субстанции (как Мильтон).
26
Движение, сказал Бергсон в «Восприятии изменчивости», не подразумевает, что что-то является движимым. См. Уайтхед, Способы мышления: «Секунда – и ничего нет» и Г. Уилдон Карр, Философия перемен, с. 15 и далее.
27
Не следует забывать (как я говорил в главе V), что в некоем важном смысле эти огромные числа нереальны.
28
На этой стадии не было бы целесообразным придавать полновесность всем возможным возражениям против данной схемы (предполагая, что я вообще способен справиться с этой задачей). Погода, которая укрепляет растение, убивает саженец. Возражения, на которых настаивают преждевременно, могут предотвратить то самое развитие, которое бы в свое время с ними покончило. Анри Пуанкаре указывает на тот факт, что если бы Ньютон знал столько же о движениях планет, столько знали его преемники, у нас, возможно, все еще не было бы закона о тяготении. «Истина, – говорит Уайтхед, – должна быть своевременной» («Приключения идей», XVI.3).
29
Безусловно, мы используем электроны для изучения туманностей. Полезный способ измерения яркости туманности – посредством фотоэлемента.
30
Спин электрона и других частиц является эффектом квантовой теории, и во всех отношениях не похож на вращение макроскопических тел.
31
См. Шеррингтон, Человек о своей природе, III.
32
Я хотел бы здесь добавить, что иерархические индивиды целостного статуса склонны воспроизводить в своей структуре структуру иерархии в целом. Особенно это относится к Земле: ее недра связаны с низшими иерархическими уровнями, поверхность – со средними уровнями, атмосфера – с высшими уровнями: система областей в миниатюре. Кольцевидная структура солнечной системы в некоторых отношениях противоположна этой модели: здесь отдаленность означает нужду и неполноценность. Как заметил Платон, структура человеческого тела иерархична: то, что в ней более высокое, является более высоким во всех смыслах. Как будто каждый уровень необходим исключительно для того, чтобы проявить какую-то особенность иерархии в целом.