Полная версия
Иерархия Неба и Земли. Том III. Часть III и IV. Новая схема человека во Вселенной
5. Иерархические Пары и структура
Хотя иерархия изобилует системностью, в ней все же остается еще очень много непреклонно бессистемных деталей. Возьмем довольно поверхностный пример – число единиц одного уровня, необходимых для составления единицы следующего уровня, кажется совершенно произвольным. Почему число электронов и протонов на атом и число атомов на обычную молекулу так малы по сравнению с числом молекул на клетку и числом клеток на человека? Тогда как геосферы можно сосчитать по пальцам одной руки, а планеты (исключая астероиды) – на пальцах двух рук, то для создания галактики требуется, быть может, много тысяч миллионов звезд, и, по всей видимости, схожее число галактик требуется для создания космоса. Есть ли для этих видимых несоответствий какая-то причина[27]?
Для начала, нужно ясно понимать, что иерархическая схема не претендует на должную оценку реальности. Это всего лишь одна из многих моделей (или, скорее, всего часть общей модели), выраженная фактами, которую нельзя воспринимать слишком серьезно. В ее подробностях так, как я их вижу, нет ничего священного. Очевидно, они будут требовать пересмотра по мере того, как будут появляться дальнейшие эмпирические данные, и по мере того, как к ним будут применяться знания, более экспертные, чем мои. Я пошел бы еще дальше и сказал бы, что о действенности схемы нужно судить не столько по ее способности к выживанию, неизменной при появлении новых фактов, а, скорее, по ее гибкости, по ее способности радикально приспосабливаться к новым фактам, не жертвуя при этом своим принципом. Безусловно, мне не нужно ждать новых научных достижений, чтобы найти в схеме слабые места: таковых уже и так видно предостаточно[28]. Однако ведь существует возможность (если не вероятность) того, что слабые места – это растущие достоинства. Цена закрытой и полностью самодостаточной системы – это отрицание непоколебимых фактов, и подобная система мертворожденная по той простой причине, что у нее нет нужды адаптироваться или расти: она слишком хорошая, чтобы жить. Жизнь несовершенна, она полна постоянных беспокойств и приспосабливания к обстоятельствам – в космологиях не меньше, чем в организмах.
Более того, в иерархической схеме мы имеем если не способ приблизительного предсказания, то, по крайней мере, источник обильных гипотез. Я убежден, что многие их кажущихся непоследовательностей, которые она содержит, не только исчезнут при ближайшем рассмотрении, а также прольют свет на некоторые темные места природы. Если в истории «горизонтальной» науки всегда именно маленький неудобный факт – тот кусочек, который отказывался вписываться в общую картину – и предоставлял намек на какую-то новую крупную систему, то и в истории «вертикальной» науки вполне можно следовать подобной схеме.
Учитывая эти общие соображения, давайте вернемся к вопросу о числе единиц на каждом иерархическом уровне. Я предлагаю выделить (довольно произвольно) два класса индивидов – (а) «многочисленные», многие тысячи или миллионы которых требуются для создания индивида следующего уровня, и (б) «немногочисленные», очень мало которых (а иногда и вовсе лишь двоих) достаточно для этой цели. Когда такое разграничение проделано, начинают появляться новые структуры. Например, мы можем заметить, что человеческая Пара (аа) вместе с наивысшей Парой (bb) составляют сверх-Пару; что земным Парам (ba) (bа) соответствуют небесные Пары (ab) (ab); что иерархия таким образом делится на четыре вертикальных отдела – божественный, небесный, земной и человеческий – с явной границей посередине между концентрической Землей, Жизнью и Человечеством с одной стороны и эксцентрическими небесными единицами с другой. Здесь, по крайней мере, есть намеки на лежащий в основе всего этого порядок, на неожиданные космические полярности.
Следующий отрывок, хотя и был написан давно, сегодня актуален как никогда: «Обнаружено, что атомы предоставляют нам сведения о небесах, а небесные тела, в свою очередь, предоставляют нам дальнейшие сведения об атомах… Таким образом, атомная астрономия проливает свет на космическую астрономию в удивительной и почти ошеломляющей степени. А космическая астрономия взаимно начинает учить нас чему-то об атомах… Каждая (звезда) – своего рода космический атом» (Сэр Оливер Лодж, Современные научные идеи, cc. 19, 72, 76).
Или, оставив вопрос о численности, мы можем искать какое-либо сходство между высшим и низшим членом Пары – если они, в каком-то смысле, являются двумя аспектами одной вещи, а не двумя разными вещами, тогда было бы удивительным не найти никакого сходства.
(1) Несмотря на тот факт, что они абсолютно разные (или, скорее, благодаря этому факту), члены наивысшей Пары достаточно похожи для того, чтобы периодически повторяющуюся ересь об их идентичности можно было считать правдоподобной. (2) Мах, Эйнштейн и другие выдвинули предположение, что, когда физик «взвешивает» электрон (или подобную частицу), его измерения включают в себя и массу вселенной. На самом деле, возможно, было бы так же верно сказать, что он так же взвешивает вселенную, как и электрон[29]. (3) Сходство между атомом, с его ядром и орбитальными электронами, и Солнцем, с его планетами, хорошо известно.
В одной из своих последних книг, Астрономический горизонт, Джинс провел несколько удивительных параллелей между очень большим и очень маленьким. Например, он придавал значимость тому факту, что соотношение предполагаемого изначального радиуса вселенной к «радиусу» электрона (5.0 х 1039) имеет сходство с соотношением предполагаемого возраста вселенной ко времени, за которое свет двигался бы через электрон (4.2 х 1039). Однако другие авторитетные специалисты считают эти параллели притянутыми за уши.
Резерфорд показал, что соотношение диаметра атома к диаметру его ядра сравнимо с соотношением диаметра солнечной системы к диаметру солнца. Бор обнаружил, что электрон, в своем перемещении вокруг атомного ядра, как и планета в своем перемещении вокруг солнца, подчиняется закону инверсии квадратов; и вскоре было добавлено предположение, что, как и планета, орбитальный электрон вращается вокруг собственной оси[30]. Было бы опрометчиво говорить здесь что-либо о современной атомной теории, но я думаю, что все еще можно считать верным, что (цитируя Виктора Гюго) Солнце и атом «взаимно подтверждают друг друга». (4) Соответствует или нет молекула планете (в каком-либо важном смысле), ясно, что Жизнь, или Биосфера, похожа на клетку (в отношении непрестанного и относительно свободного или неравномерного движения большинства ее частей). Жизнь как целое и Жизнь в миниатюре похожи в том, что каждая из них – изменчивая система, «мир поверхностей и потоков»[31]. (5) Что касается отдельного человека и человеческого общества, то их сходство достаточно выдающееся и детальное для того, чтобы породить сложную аналогию, проведенную Спенсером и Шеффле, Гоббсом и Сведенборгом и, на самом деле, писателями всех времен.
Все это не более чем предложения. Однако, возможно, я достаточно сказал для того, чтобы показать, что работа в этом направлении может оказаться плодотворной, даже в сфере «горизонтальной» науки. Когда мы осознаем, что от членов Пары вполне можно ожидать, чтобы они пролили свет на природу друг друга и что их сходства вовсе не случайны, тогда появляются многие подсказки относительно направления будущих полезных исследований. Науке нужен новый инструмент, ограниченный, но явно полезный. Простой поиск аналогий бесполезен; однако различение закона, который лежит в основе аналогии, и использование одного аспекта вещи для того, чтобы он пролил свет на другой, не столь явный, аспект – не что иное, как проверенные методы научных исследований. На самом деле, разве не вероятно, что расслоенная наука, которая продолжает не осознавать (или, по крайней мере, презирать и игнорировать) свой вертикальный аналог, станет все больше отдаляться от реальности и вовсе перестанет развиваться[32]?
6. Расходящиеся Пары и областная схема
Опуская подобные догадки, можно сделать много довольно точных заявлений. Например, чем более мелким и менее включающим является низший член Пары, тем более крупным и более включающим является высший член: контраст между ними – основополагающее раздвоение природы – увеличивается по мере того, как мы оставляем знакомую область человеческого и здравого смысла и отправляемся на поиски чего-то более фундаментального.
Закон симметрии всегда (казалось бы) остается в силе: чем мы больше, тем мы меньше: два наших аспекта идеально уравновешены. Их связывает невидимый шнур и блок, так что подъем одного означает спуск другого. Или, иными словами, это как если бы Алисе нужно было бы постоянно откусывать от обеих половинок гриба – от той части, благодаря которой она уменьшается, и также от той, благодаря которой она растет.
Таков порядок нашей природы, рассматриваем ли мы его в «физическом» или «психическом» контексте. Итак, разум, проводником которого мы являемся, представляет собой способность (i) разбивать реальный объект (А) на части или признаки (b, b, b…), которые, (ii) являясь общими для более широкого диапазона явлений (В), (iii) связывают эту действительность (В) с первоначальным объектом (А), тем самым придавая ему новый смысл. Чем более детален анализ (с, с, c…d, d, d…), тем шире синтез (C, D….): короче, они – Пара. Независимо от того, касается ли это нас или наших объектов, рост означает «урост». Наш «урост» – это обнаружение того, что мы состоим из субчеловеческих единиц; наш рост – обнаружение того, что они представляют собой аспект сверхчеловеческих единиц. Притязая на наши части, мы притязаем на их мир, и масштаб первого обратно пропорционален масштабу второго[33].
Альтернативно, высший член Пары можно описать как арену или поле низших членов: он очерчивает их границы. Наши низшие единицы, связанные таким образом с высшими, имеют самый обширный диапазон. Сфера нашей человеческой активности очень ограничена: за пределами узкой социальной сферы она ничего не значит. Являясь молекулярными, мы обладаем большим диапазоном и больше связаны с молекулами Земли, повсюду: благодаря силе притяжения, малейшее наше движение обладает планетарным масштабом. Являясь атомными, мы предстаем в еще более широком контексте: ибо, как сказал Фарадей, «Каждый атом имеет протяженность… через всю солнечную систему, однако всегда сохраняет свой собственный центр силы». Наконец, являясь Центровыми, мы вездесущие.
(Давайте я переведу эти результаты на язык нашей изначальной схемы областей, вызвав перемещающихся наблюдателей. В части I я привлекал одного-единственного наблюдателя, который начинал свое движение от человеческого тела или приближался к нему. Однако в части II стало ясно, что мое тело всемирное: таким образом, здесь, в части III, будет более уместным привлечь неограниченное число перемещающихся наблюдателей и отдать должное моему суммарному телу, начиная движение от Центров и повсеместно к ним возвращаясь – будь они земными, солнечными, галактическими или внегалактическими. Теперь эти множественные наблюдатели, завершив свою работу и сравнив свои полученные данные, обнаруживают, что, хотя их карты моих областей весьма разнообразны, они вовсе не хаотичны. В общем (безусловно, с некоторыми исключениями) число карт сводится к пяти – первая показывает все мои области; вторая показывает все области кроме человеческой Пары областей; третья – все, кроме человеческой и жизненной Пары; и так далее до пятой карты, которая показывает только мою электронную и галактическую область. Таким образом, все пять карт симметрично расположены вокруг одной оси, и все они следуют схеме иерархических Пар. Например, на третьей карте нет никакого барьера между молекулярной и планетарной зоной – молекула становится планетой, а планета – молекулой, напрямую, без какой-либо явной промежуточной стадии. Аналогичным образом, четвертая карта сводит вместе атом и звезду, а пятая – электрон и туманность. Иными словами, каждая последующая карта обозначает в качестве прямой метаморфозы, то, что на предыдущей карте было обозначено в качестве непрямой или промежуточной метаморфозы).
Существует еще один способ формулирования фактов – способ, который очень важен для данного исследования. Иерархия – это социальная организация, сообщество сообществ сообществ… членство в которой не так просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, низшая единица, на протяжении всей своей деятельности, является членом высшей единицы в Паре (например, атом принадлежит тому великому сообществу атомов, который представляет собой звезда). Во-вторых – и, возможно, всего на какой-то период, – она также является членом своего непосредственного иерархического «начальника» (например, как когда атом принадлежит тому маленькому сообществу атомов, которое представляет собой молекула).
Или, иными словами, высшая единица – это в первую очередь сообщество, члены которого являются меньшими единицами Пары; а во вторую очередь – это сообщество, члены которого являются его собственными непосредственными иерархическими «подчиненными». Таким образом, Жизнь – это одновременно сообщество и клеток, и биологических видов, а Человечество – это одновременно сообществом и людей, и наций. Итак, по всей иерархии происходит фундаментальное и необходимое разделение лояльностей, множественность членства или конституции, служение двум господам, в свете чего можно объяснить огромное разнообразие природных явлений[34].
На протяжении последних лет ста или около того многие философы старались (и я считаю, что достаточно успешно) интерпретировать вселенную в соответствии с принципами социологии. Концепции закона и свободы, традиции и инициативы весьма успешно перемещали из человеческой социальной сферы в космическую. Чарльз Хартшорн (статья в The Hibbert Journal, октябрь, 1945) рассматривает подобные «социальные» интерпретации как характерные для философии нашего времени. Я бы добавил, что мы еще едва начали использовать их так, как могли бы. В любом случае, закон «двойной лояльности», который я здесь предлагаю, представляет собой незначительный вклад в эту задачу.
Например, многие сложности человеческого поведения и опыта возникают из нашей двойной лояльности и нации, и Человечеству; кроме того, наши молекулы вовлечены не только в ту обширную систему социального обмена, который мы называем клеткой, но также в то еще более обширное молекулярное сообщество за пределами организма – в результате чего у нас есть не только метаболизм, но и вес. Безусловно, такая удвоенность придает иерархическому процессу интерес и насыщенность. Одна она также часто приводит к беде, как в тех случаях, когда верность Человечеству при неверности племени влечет за собой суровое наказание; или как когда человек падает с обрыва, и тогда верность его молекул Земле превосходит их верность его клеткам (и кладет ей конец). Наши части лишь временно являются подчиненными, и в любую минуту могут показать, кому они на самом деле верны. Поистине, человек – настоящее скопление троянских коней.
7. Пары и иерархический процесс
На протяжении последних глав я на каждом уровне отмечал то, что я называл вертикальным двухсторонним процессом, состоящим их центробежного (восходящего, объединяющего, анаболического) движения, и центростремительного (нисходящего, разделяющего, катаболического) движения.
Любопытный факт – что наука обязана своим успехом в основном своему отходу от относительно научной концепции вертикального процесса в пользу относительно ненаучной концепции горизонтального процесса. Древнее представление о поделенной на слои вселенной, божественные верхние уровни которой объединены нисходящими и восходящими процессами с более низкими уровнями, в своей основе было правильным – слишком правильным, чтобы быть полезным (см. А. Д. Ритчи, Цивилизация, наука и религия, с. 44). Теперь нам нужно привнести в ту старую вертикальную науку знания, полученные посредством горизонтального метода. В общих чертах это выражает Данте:
«Строй членов мира,как, всмотревшись ближе,Увидел ты, уступами идетИ, сверху взяв, потом вручает ниже»(Рай, II, перевод: М. Лозинский).
Однако именно мы можем дорисовать картину – если захотим. В этом разделе я начинаю над этим работать; или, по крайней мере, предоставляю «базу для обсуждения». (См. Чистилище, ХХХ (перевод: М. Лозинский): «Не только силой горних кругов, властно велящих семени дать должный плод», и «милостью божественных щедрот, чья дождевая туча так подъята, что до нее наш взор не досягнет». Даже в Аду есть вертикальный процесс: адские реки, созданные человеческими грехами и слезами, текут вниз по кругам к Люциферу
Однако я намеренно выражался неопределенно относительно некоторых черт этого процесса, откладывая их обсуждение до тех пор, пока не будет проведен обзор всех членов иерархии, пока не будет выявлена доктрина Пар и пока двухсторонний процесс не сможет быть рассмотрен как некое целое. И основной вопрос, который я до сих пор откладывал, следующий: эти центробежные и центростремительные последовательности явлений всегда охватывают все мои области или уровни (что касается моей собственной конституции) или существует какая-то система обходных путей или игнорирования, посредством чего области или уровни могут быть практически упразднены? И если подобный обход существует, то каковы его законы и пределы?
Мое отношение к процессу как одновременно иерархическому и областному похоже на областную схему элементов и их движения вверх и вниз, к центру Земли и от него, которую пропагандировал Аристотель. Каждый элемент (земля, вода, воздух, огонь, и – на небесах – божественная материя) имеет свою соответствующую область. Вертикальное движение происходит, когда тело находится не в своей стихии – оно находит свой собственный уровень. Конечно, подробности, изложенные Аристотелем, сегодня не котируются, однако в его изображении вертикального двухстороннего процесса гораздо больше правды, чем готов допустить наш горизонтально настроенный век.
Эта глава уже в общих чертах предоставила ответ. Действительно, обходной путь существует, и он пролегает между членами Пары: нужно двигаться по вертикали, а не по наклонной. Он представляет собой часть нормального функционирования, и вовсе не второстепенен. Причина для этого ясна: двухсторонние процессы, объединяющие высшие и низшие члены ранних Пар, остаются как необходимая основа для двухсторонних процессов, объединяющих членов более поздних Пар. Более позднее зависит, в качестве своей основы, от неизменности более давнего: мы ничего не перерастаем. Первичные физические процессы должны беспрестанно продолжаться под биологическими, а биологические – под антропологическими. На самом деле достаточно редко когда последовательность явлений в моем суммарном теле появляется на моем человеческом уровне, вместо того чтобы обойти его. Создается впечатление, что крайняя сложность моего тела возможна только потому, что каждая Пара занимается своим делом, не обращая никакого внимания на то, что делают остальные.
Однако здравый смысл вполне оправданно требует чего-нибудь менее неопределенного. Чем, выражаясь ясным языком, являются эти вертикальные или Парные процессы и как их изучение помогает координировать наши знания природных явлений? Здесь не место для длинной дискуссии с техническими подробностями, относящимися к многим разделам науки. Однако, чтобы показать, какие связанные друг с другом процессы я имею в виду, и дабы не быть голословным, я в оставшейся части этого раздела предоставлю кое-какие примеры.
Арнольд Тойнби (Исследование истории, iii. XI) широко применяет концепцию Ухода от мира и Возвращения, примером которой он считает таких личностей, как св. апостол Павел (который удалился в Аравию на три года между его обращением и проповедничеством), св. Бенедикт и св. Григорий Великий (уход от мира которых в обоих случаях длился те же самые три года), Гаутама Будда, Мухаммад и Данте. Другими примерами служат четырехлетнее умерщвление плоти св. Екатерины Генуэзской, десять лет в уединении Заратустры у Ницше, изгнание Моисея в Мидиан, а затем и его удаление на Синайскую гору. И, конечно, также пребывание Иисуса в пустыне до того, как он стал учить. Независимо от того, короткий ли этот период ухода от мира или длительный, физический и явный или внутренний и неявный, это важное условие активной духовной жизни в ее самом лучшем виде. «Все великие начинания созревали в уединении», – пишет Ф. А. Гаске. «Не в спешке, суматохе и возбуждении, которые сопровождают исполнение дела, а именно в неподвижности и спокойной тишине подготовки к нему, накапливается и сосредоточивается сила, свершающая великие дела». Вступление к Монахам Запада, Ш. Монталамбер. См. Исследования раннего мистицизма на Ближнем и Среднем Востоке, д-р Маргарет Смит, II; а также Джон Макмарри, Структура религиозного опыта, с. 88.
Я уже предоставил сведения о том, что Пары следуют генетическому порядку: наиболее крупные аспекты человеческой эволюции можно описать как разделение, в должном порядке, высших членов и одновременное объединение их низших членов. Теперь я хочу добавить, что один из основных тезисов этой книги (который будет еще дальше разработан в части V) состоит в том, что основные стадии тотальной эволюции человека повторяются основными стадиями процессов, посредством которых он впоследствии поддерживается – что, вкратце, порядок развития является порядком поддержания того, что развилось. Исторические стадии моей эволюции – солнечная, земная, жизненная и человеческая; и это также стадии тех более стремительных явлений, посредством которых я сейчас живу. Итак, я поддерживаюсь (1) энергией Солнца, которая, обработанная и впитанная внешними слоями планеты, становится (2) энергией Земли. Часть этой земной энергии (благодаря хлорофиллу) включается в состав (3) Жизни, а затем (претерпевая надлежащие изменения) и (4) в состав Человечества, которое питается Жизнью. Наконец, часть (еще более измененная) достается мне, (5) отдельному человеку. Однако данное описание, которое обращает внимание только на высший ряд, требует завершенности в виде низшего ряда. Меня поддерживает обмен энергии (Г) солнечных атомов, в ходе которого освобождается энергия – энергия, которая отчасти, благодаря фотосинтезу, становится частью (2’) определенных сложных земных молекул. А они идут на строительство (3’) клеток растений и животных, некоторых из которых съедают (4’) люди, которые тем самым получают энергию для той части, которая достается (5) отдельному человеку. Отметьте, как разделение высшего члена и объединение низшего члена идут наравне.
Однако Парные процессы не заканчиваются в точке их пересечения. Входящим и сходящимся в одной точке Парам соответствуют исходящие и расходящиеся Пары, ибо на человеческом уровне нет никаких резервуаров для хранения энергии. Мне нужно передавать свою энергию дальше, в двух направлениях одновременно. Ее поглощают моя низшая клеточная и молекулярная деятельность, а также моя высшая деятельность по мере того, как я продвигаю развитие Жизни, Земли и Солнца. Возможно, данное исследование является подтверждением этого: его двойная цель представляет собой сверхчеловеческую цель усиления самосознания высшего ряда и субчеловеческую цель жизнеобеспечения – то есть, поддержания незатронутыми моих клеточных и молекулярных процессов. Иными словами, оба ряда метаболические: каждый иерархический индивид является одновременно местом восходящих, или анаболических, и нисходящих, или катаболических, процессов.
И метаболизм (в данном широком смысле) развивается Парами: объединение низших членов является разделением на части высшего члена, и наоборот.
Истинную природу связи между верхним и нижним рядом еще предстоит показать. Что, конкретно, представляют собой связи, объединяющие Пары? Ответ зависит от того, какую Пару – физическую или химическую, жизненную или человеческую – взять в качестве той, которая дает представление об остальных. Возможно, самый простой ответ – тот, который рассматривает все с точки зрения энергетического обмена. Если высший член рассматривать как энергетическую систему, компонентами которой являются низшие члены, тогда их общую историю можно описать как историю энергии, проходящей от компонентов к системе в целом и от системы в целом к ее компонентам. Альтернативно, низшие члены снабжают энергией свой высший член и получают от него энергию. На сходящейся стороне более простые или примитивные низшие члены, в ходе своего объединения, излучают энергию для высшего члена; однако после определенного момента развития этот процесс меняется в обратном порядке, и дальнейшее объединение низшего члена поглощает энергию высшего члена. На расходящейся стороне более сложные меньшие члены, в ходе своего распада, отдают свою накопленную энергию высшему члену; однако после определенного момента процесс дальнейшего распада поглощает энергию у высшего члена. Итак, можно сказать, что у Пары есть четыре энергетических фазы, которые, хотя они и сменяют друг друга во времени, также и сосуществуют во времени. Я называю их (i) фазой излучающего энергию объединения; (ii) фазой поглощающего энергию объединения; (iii) фазой излучающего энергию распада; (iv) фазой поглощающего энергию распада. Давайте я теперь приведу несколько примеров этих фаз.