Полная версия
Жизнеописание Данте и Петрарки
12
Каждый язык обладает своим совершенством, звучанием, своей отточенной и научной речью. Если бы меня спросили, почему Данте предпочитал писать в народном стиле более, чем в латинском и в литературном стиле, я ответил бы то, что является истиной, а именно что Данте чувствовал себя значительно более приспособленным к этом стилю – народному и с рифмой, чем к другому – латинскому или литературному. И, конечно же, многое сказано им изящно на народном языке и с рифмой, что он мог бы и умел сказать на латинском языке и в героических стихах33. Доказательством тому являются написанные им в гекзаметрах «Эклоги», которые, принимая, что они красивы, мы, тем не менее, не считаем написанными более сильно. И сказать по правде, достоинство нашего поэта состояло в народной рифме, которой он превосходит любого другого, тогда как в латинских стихах и в прозе он не достиг уровня даже тех, кто писал посредственно. Причина здесь в том, что его век должен был говорить рифмами и только из благородства говорить прозой или латинскими стихами: люди того века, ничего не понимали, но были грубы, неотесанны и без познаний в литературе, хотя и образованы в этих вещах по-монашески и схоластически.
13
Писать рифмами, согласно Данте, начали приблизительно за сто пятьдесят лет до него, и наиболее значительными из таковых в Италии были Гвидо Гвиницелли из Болоньи34, рыцарь-гаудент35 Гвиттоне д’ Ареццо36, Буонаджунта да Лукка37 и Гвидо да Мессина38. Данте значительно превзошел всех их суждениями, утонченностью, элегантностью и изяществом – настолько, что, согласно мнению людей сведущих, никогда больше не будет такого, кто мог бы писать рифмами так, как Данте. И, действительно, удивительны величие и приятность его речи – мудрой, рассудительной и серьезной, с удивительным разнообразием и обилием, со знанием философии, сведениями из древней истории и с таким знанием современных событий, что всем кажется, будто он сам присутствовал при них. Эти прекрасные вещи, выраженные изящными рифмами, захватывают каждого читателя, причем значительно больше захватывают тех, кто больше понимает. Фантазия его вызывает восхищение и измышлена с великим дарованием: в ней соперничают друг с другом описание мира, описание небес и планет, описания людей, заслуг и прегрешений жизни человеческой, счастья и убожества жизни между двумя крайностями. Я полагаю, что никогда еще никто не обращался к предмету более пространному и плодотворному, чтобы выразить смысл каждого его понятия, посредством разнообразия духов, говорящих о различных причинах вещей, о разных странах и разных проявлениях судьбы. Это главное свое произведение Данте начал до изгнания и закончил его затем на чужбине, что можно ясно видеть из самого произведения.
Он написал также нравственные канцоны и сонеты: канцоны совершенны, тщательно отточены, изящны и полны высоких суждений. Начало у всех их возвышенно (generosi), как, например, у канцоны, которая начинается: «Amor, che muovi tua virtù dal Cielo – Come il Sol lo splendore»39, где дано тонкое философское сравнение воздействий солнца и воздействий Любви. Другая канцона начинается: «Tre donne intorno al cor mi son venute»40, а еще одна: «Donne, ch’avete intelletto d’Amore»41. Равным образом и во многих других канцонах его отличают утонченность, тщательная отделка и научность. Сонеты же его лишены столь великих достоинств.
Таковы его произведения на народном языке. На латинском же языке он писал и прозу, и стихи. Прозой написана книга по названию «Монархия», написанная безыскусно, безо всякого словесного изящества. Написал он также книгу по названию «О народном красноречии» и много «Писем» в прозе, а в стихах написал несколько «Эклог» и начало своей книги в героических стихах, однако, поскольку не справился со стилем, не стал продолжать ее.
14
Умер Данте в 1321 году в Равенне. У Данте был, кроме других, сын по имени Пьеро, обучившийся юриспруденции и преуспевший. Благодаря как своим собственным достоинствам, так и памяти об отце, он стал мужем значительным, зарабатывал весьма прилично и укрепил свое положение в Вероне довольно хорошими возможностями. У этого мессера Пьеро был сын, которого звали Данте, а у этого Данте – сын Леонардо, который живет до сих пор и имеет несколько детей. Не так давно этот упомянутый мной Леонардо прибыл во Флоренцию вместе с другими веронскими юношами в полном порядке и уважении. Он навестил меня как почитателя памяти своего прадеда Данте. Я показал ему дома Данте и его предков и сообщил много сведений, которые были ему неизвестны, поскольку он и его родственники жили вдали от родины.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
… довольно длинное произведение. По-видимому, речь идет об «Истории флорентийского народа» (Historiae Florentini populi), наиболее известном сочинении Л. Бруни, начатом в 1415 году. Первые шесть книг «Истории» были опубликованы в 1429 году, а в 1439 флорентийской Синьории были представлены первые девять книг «Истории».
2
Дословно «что-нибудь народное» (alcuna cosa vulgare), то есть на итальянском языке. Понятие «народный язык» (lingua volgare) в широком смысле включало все «новолатинские» или «романские» языки средневековья, отличные от классической латыни (преимущественно итальянский язык) и противостоявшие «литературному», т.е. латинскому языку.
3
«Малый трактат в похвалу Данте» («Trattatello in laude di Dante»; точное название – «Origine vita e costumi di Dante Alighieri» «Происхождение, жизнь и обыкновения Данте Алигьери», первая редакция – 1352, третья – до 1372 года) и незавершенный цикл лекций о «Божественной Комедии», доведенный до начала XVII песни «Ада» (1373-1374).
4
Каччагвида сопровождал императора Конрада III (1138–1152) во втором крестовом походе (1147–1149), был посвящен императором в рыцари и пал в бою с мусульманами. В XVI песне «Рая» Данте называет Каччагвиду «отцом», ни разу не упомянув имени своего отца Алигьеро д’Алигьери. Поэт набросал довольно яркий образ своего предка, вложив в уста описание нравов, господствовавших во Флоренции в середине XII века, а также сделав его пророком своего собственного изгнания.
5
Смену родового имени Элизеи (потомков римских основателей Флоренции) на Алигьери объясняет Боккаччо («Жизнь Данте», 2): «И когда прошло немало времени, сменилось немало поколений, в этом семействе родился и вырос рыцарь по имени Каччагвида, славный доблестью и разумом; в юности он по желанию родителей женился на девице из феррарского рода Альдигьери, всеми превозносимой за красоту и знатность, равно как и за скромность нрава, прожил с ней долгие годы и родил нескольких детей. Как звали других детей, мне неведомо, но одного сына она нарекла Альдигьери, желая, подобно многим женщинам, дать новую жизнь имени своих предков; потом из этого имени выпала буква «д» и, таким образом искаженное, оно стало звучать как Алигьери. Высокая доблесть этого человека и послужила причиной того, что его потомки сменили имя Элизеи на Алигьери, и так оно и осталось за ними по сей день». В нашем переводе трактата Л. Бруни мы сохраняем оригинальное написание Альдигьери, не заменяя его общепринятым Алигьери.
6
Данте родился во Флоренции в мае 1265 года, день его крещения – 25 марта 1266 года.
7
В битве при Монтаперти (близ Сиены) 4 сентября 1260 года гибеллины из Сиены при поддержке присланной императором и сицилийским королем Манфредом конницы кондотьера Джордано д’Альяно одержали победу над гвельфами из Флоренции и их союзниками из Лукки и других городов. Следствием этой битвы было изгнание гвельфов из Флоренции.
8
… получил свободное воспитание (nutrito liberalmente). Ср. свободные искусства (liberali arti): Боккаччо, «Жизнь Данте», 3; свободные занятия (liberali studii): Боккаччо, «Жизнь Данте», 12; 26.
9
«Словесность» (le lettere) здесь и далее имеет значение гуманитарных наук в целом.
10
Брунетто Латини (ок. 1220–1294) – флорентийский поэт, ученый и государственный деятель, которому Данте был в значительной степени обязан своим классическим и энциклопедическим образованием. Итальянская аллегорическая поэма Брунетто Латини «Tesoretto» («Малое сокровище») о небе и земле, где небесные и земные явления и в особенности добродетели дают поэту наставления о природе, стала своего рода «предвестницей» «Божественной комедии». Отзываясь о Брунетто Латини с глубоким почтением в «Божественной комедии» («Ад», Песнь XV), Данте тем не менее помещает его, в седьмой круг ада. Большинство исследователей полагает, что причиной тому была его склонность к содомии.
11
Праздность (ит. ozio, лат. otium как антитеза negotium «практическая деятельность») – свободное от хозяйственной и общественной деятельности времяпровождение, необходимое для творческой деятельности. Более верное русское соответствие «досуг».
12
Битва при Кампальдино произошла 11 июня 1289 между гвельфами (главным образом из Флоренции) и гибеллинами (главным образом из Ареццо). Данте вспоминает об этой битве в «Божественной комедии» («Чистилище», песнь 5). На месте битвы воздвигнут памятник – т.н. «Колонна Данте». Кроме Данте, в этой битве участвовал также поэт Чекко Анджольери (ок. 1260 – ок. 1312), посвятивший Данте три сонета.
13
Письмо это не сохранилось. О нем известно только из труда Л. Бруни.
14
То есть гибеллины.
15
Паладжо («Палаццо капитанов партии гвельфов» Palagio dei Capitani di Parte Guelfa) – комплекс зданий во Флоренции, историческое ядро которого расположено на площади Партии Гвельфов (Пьяцца-ди-Партэ-Гвэльфа). Из «Хроники» Джованни Виллани (III, 2) известно, что в 1267 году у гвельфов не было еще особого помещения для проведения собраний, которые происходили поэтому в церкви Святой Марии Надвратной (Санта-Мария-сопра-Порта).
16
Чертомондо – местность близ Ареццо, известная монастырем, основанным в память о битве при Кампальдино.
17
То есть вместе с флорентийцами.
18
Данте и Джемма Донати были обручены еще детьми: невесте было лет шесть, а жениху не исполнилось двенадцати. Джемма была родственницей Корсо Донати, одного из предводителей партии Черных, и его брата Форезе Донати, с которым дружил Данте.
19
По свидетельству Боккаччо («Жизнь Данте», 6), Данте женился вскоре после смерти Беатриче, то есть после 1290 года. «… Родные решили его женить, дабы новая возлюбленная принесла ему не меньше радости, чем утраченная – печали».
20
В 1282 году во главе управления коммуной стал приорат, то есть коллегия из шести приоров, по одному от каждой из шести частей города. Кандидат в приоры должен был принадлежать к одному из старших цехов. О создании приората подробно рассказывает Джованни Виллани в главе, которая так и называется (VII, 79). Данте был одним из приоров с 15 июня и до 15 августа 1300 года (приоры выбирались на два месяца).
21
Имеется в виду «История флорентийского народа», над которой Л. Бруни начал работать с 1414 года.
22
Речь идет о событиях 1294–1296 годов. См. главу «О возникновении черной и белой партий в Пистойе» в «Хронике» Дж. Виллани (VIII, 38). Примечательно замечание Дж. Виллани в связи со сменой партийной «конфигурации»: «Вся Пистойя разделилась на два лагеря, черных и белых, так что партии гвельфов и гибеллинов были забыты. Этот раскол повлек за собой много гражданских распрей, опасностей и смертей в Пистойе, а позднее во Флоренции и во всей Италии, отравленных духом партий, в чем можно будет убедиться ниже» (Джованни Виллани. Новая хроника, или История Флоренции. Перевод, статья и примечания М.А. Юсима. М.: Наука, 1997.). См. также о возникновении вражды между Черными и Белыми у Макиавелли «История Флоренции», II, 16.
23
Бонифаций VIII – папа с 24 декабря 1294 года до 11 октября 1303 года. Это был последний папа, пытавшийся установить верховенство церковной власти над светской. Дж. Виллани характеризует его как беспринципного интригана и, в частности, замечает: «многие умные люди утверждали, что он внес раскол в гвельфскую партию, прикидываясь ее рьяным сторон¬ником, и в этом проницательный человек сможет убедиться в дальнейшем по его поступкам» («Хроника», VIII, 6). Опираясь в своей политике на короля Франции Филиппа IV Красивого, Банифаций VIII призвал в Италию его брата Карла Валуа.
24
Гвидо Кавальканти (1259–1300) – знаменитый поэт и философ, друг Данте, до которого он был крупнейшим флорентийским поэтом. Гвидо Кавальканти выступает в «Божественной комедии» и в «Декамероне» Боккаччо. Срок полномочий коллегии, членом которой был Данте, закончился15 августа. Одним из ее последних актов было постановление об амнистии высланным в Сарцану вождям Белых. Они вернулись во второй половине июля.
25
Карл Валуа вступил во Флоренцию 1 ноября 1301 года. Макиавелли излагает эти события следующим образом («История Флоренции», II, 19): «При папском дворе находился тогда Карл Валуа, брат короля Франции… И папа, уступая просьбам флорентийских изгнанников, счел вполне уместным послать Карла во Флоренцию… Карл прибыл туда, и хотя правившие городом Белые относились к нему с подозрением, как к вождю гвельфов и посланнику папы, они все же не только не осмелились воспрепятствовать его приезду, но даже, стремясь заручиться его расположением, дали ему право распоряжаться в городе, как ему будет угодно. Облеченный такой властью, Карл тотчас же вооружил всех своих друзей и сторонников, а это вызвало в народе подозрение – не покушается ли он на свободу Флоренции, – и вот все укрылись в своих домах, готовые выйти оттуда с оружием, едва только Карл что-либо предпримет» (Никколо Макьявелли. История Флоренции. Перевод Н.Я. Рыковой, общая редакция, послесловие и комментарии В.И. Рутенбурга. М., 1973.).
26
Прато – второй по величине город Тосканы после Флоренции к северо-западу от нее. Со второй половины XIV века Прато потерял былое значение и стал пригородом Флоренции.
27
Маккиавели («История Флоренции», II, 20) рассказывает об этом ключевом событии в деле изгнания Данте по-другому: «Не успели еще вынести решения по этому делу, как вскрылся заговор, устроенный Белыми и мессером Пьеро Ферранте, одним из баронов принца Карла, с целью снова захватить власть. Раскрыт он был благодаря обнаружению писем от Черки к барону, хотя, правда, многие полагали, что письма-то подложные и исходят от Донати, которые рассчитывали с их помощью смыть пятно, легшее на них со смертью мессера Никколо. Тем не менее, все Черки и их сторонники из партии Белых, а среди них и поэт Данте, приговорены были к изгнанию, имущество их было конфисковано, а дома разрушены».
28
Ср. замечание А. К. Дживелегова: «При вступлении во Флоренцию Карла Валуа Данте, по-видимому, был в городе: едва ли он мог быть в числе послов к папе, как гласит старая традиция… Когда 18 января 1302 года начались процессы, он должен был понять, что его не минует горькая чаша…. 27 января настал и его черед. За свою борьбу против «черных» он был присужден к уплате 5000 лир и двухлетнему изгнанию за пределы Тосканы с конфискацией имущества и срытием до основания дома. Ему было предписано кроме того в трехдневный срок явиться к подесте. То, что Канте собирался сказать ему или сделать с ним, объявлено не было, но приказ был строгий. Данте, конечно, не явился».
29
Алессандро да Ромена упоминается в «Божественной комедии» («Ад», песнь ХХХ, 73–78). Письмо Данте, в котором граф Алессандро да Ромена назван предводителем белых гвельфов, приписывается Данте ошибочно. Несколько позднее, в 1304 году, предводителем белых гвельфов назван Агинульфо да Ромена.
30
Генрих Люксембургский был избран на сейме во Франкфурте 25 ноября 1308 года, а 6 января 1309 года был коронован как король Германии Генриха VII. Однако, чтобы стать официально императором, он должен был еще короноваться в Милане как король Италии, а затем уже как император в Риме. Это и было причиной его похода в Италию.
31
В 1310 году Генрих VII предпринял свой итальянский поход, объявив себя объединителем и умиротворителем Италии и возвращая на родину всех изгнанников. Данте призывал всех подчиниться Генриху, видя спасение Италии только в установлении императорской власти, однако в Тоскане императору подчинилась только Пиза. В «Божественной комедии» Данте поместил Генриха (Арриго) в «Рае», в XXX песне. Эти стихи, объявляющие Генриха спасителем Италии «в слишком ранний час» (h’a drizzare Italia verrà in prima ch’ella sia disposta – XXX, 137-136), высечены в усыпальнице Генриха VII в Пизанском соборе, куда его гробница и надгробные памятники XIV века были перенесены в 1921 году в связи с 600-летним юбилеем Данте. Похожее с дантовским восприятие Генриха VII встречаем у Дж. Виллани («Хроника», II, 1): «Он был мудр и справедлив, милосерден, отважен и стоек в битве, достоин и благочестив».
32
Макиавелли дает краткое описание итальянского похода Генриха VII следующим образом («История Флоренции», II, 24): «Вступив в Италию, император избрал путь на Пизу и через Маремму дошел до Рима, где он в 1312 году и короновался. Решив затем подчинить себе флорентийцев, он двинулся на Флоренцию через Перуджу и Ареццо и расположился со своим войском у монастыря Сан Сальви, в одной миле от города. Там он безуспешно простоял пятьдесят дней, отчаялся наконец в возможности свергнуть существующее в городе правление и направился в Пизу, где договорился с Фридрихом, королем Сицилии, о совместном завоевании королевства Неаполитанского. Он двинулся со своим войском в поход, но, когда уже предвкушал победу…, в Буонконвенто его настигла смерть». Более подробное описание итальянского похода Генриха VII встречаем у Дж. Виллани («Хроника», II, 7-52). Генрих умер 24 августа 1313 года от малярии (или от яда).
33
героические стихи (versi eroici) – гекзаметр.
34
Гвидо Гвиницелли (ок. 1230–1276) – крупнейший поэт Италии до Данте. Гвидо Гвиницелли считается учителем Данте в лирике. Сам же Гвиницелли называет своим «отцом» Гвиттоне д’ Ареццо.
35
Гауденты (лат. Gaudentes – «радующиеся») – итальянский католический рыцарский орден, возникший в 1233 году и утвержденный папской буллой 23 декабря 1261 года. Основателями ордена были гибеллин Лодеринго дельи Андало и гвельф Каталано деи Малавольти, определившие целью ордена примирение гвельфов и гибеллинов и защиту обездоленных. Данте поместил их в восьмом круге Ада среди лицемеров. Лицемерами считал их и Дж. Виллани («Хроника»).
36
Гвиттоне д’Ареццо (ок. 1235 – 21 августа 1294) – поэт и проповедник, крупнейший представитель сицилийско-тосканской школы, основатель особого направления в поэзии, которое называли «гвиттонианством» или «гвиттонизмом». В молодости Данте испытывал сильное влиянием Гвиттоне, которого упоминает, однако, только несколько раз мельком, причем с неодобрением. Так, в трактате «О народном красноречии» Данте порицает Гвиттоне за то, что тот «никогда не обращается к правильной народной речи».
37
Буонаджунта да Лукка (ок. 1220 – ок. 1290) – поэт, представитель тосканской школы, о котором Данте упоминает в песне XXIV «Чистилища» как представителя более ранней тосканской поэзии, вложив в его уста определение своего собственного направления – «нового сладостного стиля» (dolce stil novo).
38
Гвидо да Мессина (или Гвидо делле Колонне; ок. 1210 – ок. 1287) – поэт, представитель сицилийской школы, о творениях которого Данте с похвалой отзывается в трактате «О народном красноречии» (II, 6, 5–6).
39
О бог любви, в тебе – небесный свет / Сродни лучам светила, [/ И благодать твою душа вместила / Лишь та, где благородство – чувств оплот]. (Пер. Е. М. Солоновича). Начало этой канцоны дважды упоминается в трактате «О народном красноречии»: как пример начала канцоны, начинающейся одиннадцатисложным стихом (II, V, 5) и как пример случая, когда « “стопы” превосходят “хвост” по стихам и по слогам» (II, XI, 7).
40
Три дамы к сердцу подступили вместе, [/ Расположась кругом, / Затем что в нем самом / Любви угодно было воцариться]. (Пер. Е. М. Солоновича).
41
Лишь с дамами, что разумом любви / Владеют, ныне говорить желаю… («Новая жизнь», 19; пер. И. Н. Голенищева-Кутузова). Замечательно, что именно эту канцону как самую замечательную их поэтического творчества Данте вспоминает в «Чистилище» (XXIV, 50–51) поэт Буонаджунта, а Данте отвечает словами, раскрывающими смысл его поэтической реформы.