Полная версия
Создай свой «второй мозг»! Как построить систему поиска и организации информации, чтобы раскрыть ваш креативный потенциал
Бесконечно переносить, откладывать события, которые могли бы сильно обогатить нашу жизнь, очень легко. Мы думаем, что не готовы. Мы боимся, что не подготовились. Мы не можем смириться с мыслью, что всегда не хватает какой-то одной крупицы информации, ведь именно она могла бы изменить все, если бы она у нас была.
Я здесь, чтобы сказать вам: так жить нельзя. Информация становится личным, воплощенным, проверенным знанием только тогда, когда мы используем ее. Вы обретаете уверенность в ваших знаниях лишь тогда, когда узнаёте, как они работают. До этого момента знания – это просто теория.
Поэтому я и рекомендую вам направить как можно больше времени и усилий не на потребление информации, а на созидание. Во всех нас присутствует желание творить, привносить в жизнь что-то хорошее, настоящее и красивое[37][38]. Это часть нашей природы. И создание нового ведь глубоко удовлетворяет не только нас, оно может позитивно повлиять и на других людей – вдохновить их, развлечь или научить чему-то.
Что же следует создавать?
Это зависит от ваших навыков, интересов и личности. Если вы склонны к углубленному анализу, то сможете оценить множество вариантов снаряжения для кемпинга и создать список рекомендуемых продуктов, которыми можно поделиться с друзьями. Если вы любите обучать, то можно записать видеорецепт своего любимого десерта и опубликовать его в социальных сетях или в блоге. Если вас волнует благоустройство вашего города, например парков, то вы могли бы составить план и провести его лоббирование, чтобы получить дополнительное финансирование от городской администрации.
Все эти действия (оценить, поделиться, обучить, записать, опубликовать и пролоббировать[39]) являются вариантами актов самовыражения. Исходный материал для них черпается из внешних источников, с течением времени они совершенствуются на практике, а в конечном итоге оказывают влияние на важных для вас людей и значимые для вас процессы.
Информация постоянно меняется и никогда не находится в окончательном виде. А раз так, то нет необходимости ждать, чтобы начать. Вы можете запустить простой веб-сайт сейчас, и со временем понемногу заполнять его страницами. Вы можете отправить черновой вариант вашего произведения сейчас, а когда у вас будет больше времени, внесете в него изменения. Чем раньше вы начнете, тем быстрее встанете на путь совершенствования.
Я ввел много новых концепций и терминов. Понимаю, что к этому моменту вы можете поймать себя на мысли, что у вас голова пухнет. Может показаться, что вам нужно столько всего узнать и сделать, чтобы суметь создать свой «второй мозг».
Поэтому пришло время для удивительной правды: вы уже делаете бо́льшую часть необходимой работы.
Вы уже изучаете новое, и даже если бы захотели, то не смогли бы остановиться. Вы уже потребляете интересные идеи: посмотрите на ваш браузер – там наверняка открыты десятки вкладок. Вы уже наверняка прикладываете много усилий, чтобы не упустить необходимые данные для вашей учебы, работы или компании. Все, что вам нужно, – это чуть более осознанный и продуманный способ управления этой информацией и немного полезных привычек, с помощью которых вы гарантированно этого добьетесь.
Во второй части книги я покажу вам, как в рамках шагов метода CODE значительно расширить вашу память, творческие способности и развить интеллект. При рассмотрении каждого шага я поделюсь с вами набором практических техник, которые вы можете применить сегодня, чтобы они начали приносить вам пользу уже завтра. Эти техники не потребуют наличия каких-то передовых технологий – достаточно будет тех повседневных устройств, которые сейчас находятся на вашем рабочем столе и у вас в кармане.
Часть II
Четыре шага метода CODE
Глава 4
Шаг 1. Сохраняем то, что вызвало наш отклик
Все несохраненные данные будут утеряны.
Сообщение при выходе из меню на игровой приставке Nintendo WiiИнформация – это питание для мозга. Мы неспроста называем новые идеи пищей для размышлений.
Очевидно, что для выживания нам нужны еда и вода. Однако уже не так очевидно, что в жизни нам также необходима информация, чтобы понимать окружающую среду и адаптироваться к ней, поддерживать отношения и взаимодействовать с другими людьми, а также принимать мудрые решения, отвечающие нашим интересам.
Информация – это не роскошь, это основа основ нашего выживания.
Как и в случае с едой, выбор информационной диеты является нашим правом и нашей ответственностью. Нам решать, какая информация полезна для нас, какая нам нужна больше, а какая – меньше, и что мы с ней в итоге будем делать. Вы – то, что вы едите и потребляете, и это относится не только к здоровому питанию, но и к информации.
«Второй мозг» дает нам возможность фильтровать поток информации, отбирать только лучшие идеи и сохранять их в уединенном, надежном месте. Его можно считать вашим собственным «садом знаний», где вы вольны культивировать идеи и развивать свое мышление вдали от оглушающего шума мнений других людей.
Цветение зависит от качества семян, поэтому мы начнем с того, что засеем свой сад знаний только самыми интересными, глубокими и полезными идеями, которые сможем найти. Вы наверняка уже потребляете огромное количество контента из разных источников, но, возможно, никогда не задумывались, что делать с информацией потом. Или у вас уже хорошие организаторские способности, но вы привыкли к «цифровому захламлению», которое не приводит к обогащению вашей жизни. А может, для вас все это в новинку, и вы начнете с исходной точки.
Как бы то ни было, предлагаю с нее и начать: узнаем, как использовать первый шаг метода CODE, чтобы начать создавать свою личную коллекцию знаний.
Создание личной коллекции знанийТейлор Свифт – икона современной поп- и кантри-музыки, одна из самых коммерчески успешных исполнительниц в истории. Ее девять альбомов, которые возглавляли множество различных чартов, разошлись тиражом более 200 миллионов копий по всему миру и принесли ей россыпь наград, в том числе и 12 премий «Грэмми». Она уже фигурирует в списках величайших авторов-исполнителей всех времен, но ее влияние уже вышло за рамки музыки, и благодаря ему она попадала в списки 100 самых влиятельных людей по версии журнала Time и 100 самых богатых знаменитостей по версии журнала Forbes[40].
За карьеру Свифт вышло пять документальных фильмов, в которых рассказывается о творческом процессе написания ее песен. В каждом из них ее можно увидеть уткнувшейся с головой в телефон. Она говорит: «Я исчезаю в своем телефоне, потому что там я храню свои черновики и там же их редактирую»[41]. В этих черновиках и заметках она может записывать любой фрагмент текста (а также перечитывать, редактировать и играть с ним) или мелодию, которая мелькнула у нее в голове. И эти заметки она может создавать где угодно, получать доступ к ним из любой точки мира и за считаные секунды отправить их своей команде и обширной сети продюсеров, которые пользуются таким же устройством. И любая обратная связь от этих людей попадет к ней через те же самые заметки.
В интервью о том, как она написала ставшую хитом песню Blank Space[42], Свифт рассказывает: «Занимаясь повседневными делами, я задумывалась: “Ух ты, значит, в отношениях есть всего два пути: либо они будут длиться всю жизнь, либо сгорят дотла”, и тут же записывала это в свои заметки… Я придумывала разные, казавшиеся мне умными строки в духе: «Darling I’m a nightmare dressed like a daydream» («Милый, я кошмар в обличье мечты»), а потом выбирала их и использовала в подходящих местах, а за последние два года таких строк стало только больше, и некоторые попали в бридж… Для Blank Space я написала свои самые лучшие строки».
Для Свифт написание песен – не самостоятельный вид деятельности, которым она может заниматься только в определенное время и в определенном месте. Это своего рода побочный эффект того, как работает ее разум, рождающий новые метафоры и обороты в самые неожиданные моменты: «Меня вдохновляет писать песни в любое время суток, когда я переживаю какую-то ситуацию или когда страсти уже улеглись, и я через это прошла. И речь может идти о чем угодно. Я могу мыть посуду, давать интервью, и мне может прийти в голову идея в духе: “Это подойдет для хука[43], это – для предприпева, а это хорошая первая строчка”». Далее она объясняет, почему для нее так важно зафиксировать эти мимолетные мысли сразу, как только они появляются: «Мне нужно извлечь максимум из взволнованности от этой идеи и довести ее до конца, иначе я оставлю ее, предположив, что она недостаточно хороша».
Даже находясь на волне успеха, Тейлор Свифт нуждается в системе, чтобы ее идеи проходили полный цикл от зарождения до завершения. Интегрировав ведение заметок в повседневную жизнь, она использует лексику и аналогии, появившиеся из ее ежедневных эмоций и переживаний. Таким образом создается прочная связь с ее фанатами, которые называют себя «Свифтис» (Swifties). При прослушивании альбомов Тейлор Свифт вы можете пройти вместе с ней по пути ее самопознания, ведь каждый из них повествует о том, кем она становилась на разных этапах своей жизни и что при этом переживала.
Эта история проливает свет на то, что даже наиболее успешным и плодотворным творцам нужна поддержка, чтобы заниматься своим любимым делом. И я не говорю про данный от природы талант, ведь его нужно направлять и развивать, чтобы он был чем-то бо́льшим, чем мимолетная искра. Американский актер и комик Джерри Сайнфелд, возможно, самый влиятельный комик поколения, в своей книге Is This Anything? («Ну как?») писал:
Всякий раз, когда я придумывал смешную шутку, будь то на сцене, в разговоре или на моем любимом холсте – большом желтом блокноте юриста, я сохранял ее в старомодной папке-аккордеоне… И многие люди, с которыми я общаюсь, словно удивляются, что я сохранил все эти заметки. Я не понимаю почему. И не понимаю, почему я должен сохранять что-то иное. Что может быть ценнее?
Подумайте о своем любимом спортсмене, музыканте или актере. Вне своего публичного образа они следуют определенному процессу, чтобы регулярно превращать новые идеи в результат творческого труда. То же касается изобретателей, инженеров и эффективных лидеров. Инновации и их вклад в жизнь общества случайно не появляются. Ваши способности к творчеству зависят от творческого процесса.
Создание банка знаний: как постоянно «получать проценты» от своих мыслейВ главе 2 мы изучили историю книг для записей, которые хранили представители интеллигенции и писатели прошлых столетий. Для них назначение информации было очевидным: использовать ее в письменных работах и в устной речи. Понимание того, как они собираются использовать свои идеи, было мощным фильтром, помогающим выделить и записать самые ценные из них.
Такая практика продолжается и сегодня в рядах творческих личностей. Известно, что авторы песен составляют книги хуков, куда они записывают тексты и риффы, которые могут использовать в будущих песнях. Разработчики программного обеспечения используют библиотеки кода, чтобы полезные фрагменты кода были в легком доступе. Юристы собирают материалы прошлых дел в досье на случай, если захотят обратиться к ним в будущем. Маркетологи и рекламщики сохраняют примеры привлекательной рекламы, которыми они могут вдохновиться, в свайп-файлы.
Задача для всех остальных состоит в том, чтобы применить этот же фильтр к нашей ежедневной работе. Какую информацию стоит сохранять, если мы не знаем, как мы ее используем? Наш мир меняется намного быстрее, чем в предыдущие эпохи, и большинство из нас работает сразу в нескольких креативных медиа. Как решить, что сохранить, когда нет никакого представления о том, что нас ожидает в будущем?
Для ответа на этот вопрос мы должны кардинально расширить наше определение знания.
Знание – это не просто мудрые цитаты давно ушедших древнегреческих философов в белых тогах. Это не просто сведения из толстых академических изданий. Мы живем в цифровом мире, и знание в нем накапливается в виде контента – фрагментов текста, скриншотов, статей с закладками, подкастов и других медиаресурсов. Также сюда можно отнести контент как из внешних источников, так и создаваемый вами – электронные письма, планы проектов, идеи для мозговых штурмов, ваши мысли, которые записываются в дневник.
И это не какой-то бесполезный продукт. Это интеллектуальные активы, которые придают конкретную форму тому, что вы знаете[44].
Знание не лежит «где-то там», куда надо целенаправленно пойти, чтобы его подобрать. Оно везде, вокруг вас: погребено под завалом входящих на вашем электронном адресе, спрятано среди файлов в папке документов, ожидает на облачных хранилищах. Сохранение знаний связано с осознанием ценности как чтения, так и жизни.
Иногда эти активы достаточно обыденны, как, например, повестка прошлогоднего финансового планирования, к которой можно обратиться на собрании в следующем году. В других случаях знание возвышенно, величественно – ваши подробные заметки из книги по истории, которые могли бы изменить ваше представление о мире. Или что-то среднее между этими крайностями. Интеллектуальный актив – это все, что может быть использовано в будущем для решения задачи, экономии времени, освещения концепции или усвоения уроков из накопленного опыта.
Интеллектуальные активы могут исходить либо из внешнего мира, либо из ваших внутренних мыслей. К примерам из внешнего мира можно отнести:
• Лучшие моменты. Поучительные отрывки из прочитанных книг или статей.
• Цитаты. Запоминающиеся отрывки из подкастов или аудиокниг, которые вы слушаете.
• Закладки и избранное. Ссылки на интересный контент из интернета или избранные сообщения в социальных сетях.
• Голосовые заметки. «Заметки для себя» в виде записей на диктофон на мобильном устройстве.
• Протоколы собраний. Заметки, которые вы создали во время собраний, совещаний, телефонных звонков.
• Изображения. Фотографии или другие изображения, которые вас интересуют или вдохновляют.
• Основные мысли. Вынесенные уроки с курсов, конференций или презентаций, на которых вы присутствовали.
Оглянитесь и обратите внимание, что интеллектуальных архивов у вас уже много. Вероятно, они беспорядочны, разбросаны по разным местам, сохранены в различных форматах, но они есть. Просто отметьте для себя, что вы уже потратили усилия на их создание или приобретение. Вам нужно лишь собрать их и посадить эти первые семена в вашем саду знаний. Скоро я расскажу, как это делать.
Материалы из внешнего мира зачастую рождают новые идеи и приводят к определенным осознаниям в вашем внутреннем мире. Эти мысли тоже можно сохранить! К ним могут относиться:
• Истории. Смешные случаи из жизни, вашей или чьей-то еще.
• Озарения. Незначительные или важные.
• Воспоминания. События из вашей жизни, которые не хочется забыть.
• Размышления. Ваши собственные соображения и уроки, записанные в дневник или блокнот.
• Хаотичные мысли. Случайные мысли, которые могут прийти в голову, например, в ду́ше.
Значение мыслей, догадок или воспоминаний зачастую не сразу очевидно. Нам нужно записать их, вернуться к ним позже и посмотреть на них другими глазами, чтобы понять, что они для нас значат. В пределах нашей головы это сделать чрезвычайно трудно. Нам нужен внешний носитель, на котором наши идеи можно увидеть с другой стороны, ведь ничего лучше и эффективнее, чем вести письменные заметки, еще не придумали.
Возможно, вы немного сомневаетесь, стоит ли записывать свои потаенные мысли в какую-то программу вместо личного дневника. Конечно, всегда решать вам, что вы решите зафиксировать в заметках, но помните, что ваш «второй мозг» больше никому не принадлежит. Да, какими-то заметками вы можете поделиться с другими людьми, если захотите, но по умолчанию система предназначена лишь для ваших глаз.
Пока выберите в каждом из списков выше по два-три вида контента, которые у вас преобладают и уже имеют ценность. Некоторые отдают предпочтение внутренним источникам знаний, некоторые – исключительно внешним, но большинство людей находятся где-то посередине. Со временем вы можете научиться сохранять информацию из десятков разных источников, но пока важно начать с малого и потихоньку привыкнуть, прежде чем нырнуть в этот процесс с головой.
Что не нужно сохранятьПриведенные выше примеры контента могут показаться слишком обширными, и вы можете задаться вопросом: а что не стоит хранить во «втором мозге»? По моему опыту, существует четыре типа контента, которые не очень подходят для приложений по ведению заметок:
• Это конфиденциальная информация, которую вы бы хотели сохранить в безопасности? К контенту, который вы сохраняете в заметках, легко получить доступ с любого устройства. Это плюс для доступности, но не для безопасности. Налоговая отчетность, государственные документы, пароли, медицинские карты в заметках сохранять не нужно.
• Это файлы особого типа или формата, которые открываются только в специальном приложении? Вы можете сохранять в заметках файлы для работы в Photoshop или видеоматериалы, но вам все равно потребуется специальное приложение, чтобы их открыть, поэтому в заметках их держать бессмысленно.
• Файл очень большого размера? Приложения для заметок предназначены для коротких фрагментов текста и небольших изображений, поэтому их эффективность значительно снизится, если вы попытаетесь сохранить в них огромные файлы.
• Потребуется ли совместное редактирование? Приложения для заметок идеально подходят для частного, но не совместного использования. Вы можете поделиться отдельными заметками или даже их группой с другими людьми, но, если нужно, к примеру, внести изменения в документ в реальном времени коллективными усилиями, вам потребуется другая платформа.
Двенадцать любимых вопросов: метод сохранения информации от нобелевского лауреатаИз-за обилия контента вокруг нас может быть трудно понять, что именно стоит сохранить. Я помогаю людям легче принимать такие решения с помощью продуктивного упражнения. Я называю его «Двенадцать любимых вопросов», и оно вдохновлено лауреатом Нобелевской премии, физиком Ричардом Фейнманом.
Фейнман был известен своими разнообразными, эклектичными увлечениями. В детстве он уже показал свой талант к инженерному делу, собрав охранную сигнализацию для дома из запчастей, пока его родители были заняты. За свою яркую жизнь Фейнман преподавал физику в Бразилии, научился настолько хорошо играть на бонго и конге[45], что выступал с оркестрами, и с энтузиазмом путешествовал по миру, изучая другие культуры.
Конечно, Фейнман наиболее известен своими революционными открытиями в теоретической физике и квантовой механике, за которые он был удостоен Нобелевской премии в 1965 году. В свободное время он сыграл ключевую роль в комиссии по расследованию катастрофы космического челнока «Челленджер» и опубликовал шесть книг[46].
Как один человек смог внести столь ощутимый вклад во многих областях? Как он нашел время, чтобы прожить такую насыщенную и интересную жизнь, при этом став одним из самых известных ученых своего поколения?
Своей стратегией Фейнман поделился в интервью[47]:
Нужно постоянно держать в уме дюжину своих любимых задач, хотя, по большому счету, они будут находиться в пассивном запасе. Каждый раз, когда вы услышите или прочтете о каком-то новом приеме или методе, испробуйте его на каждой из ваших двенадцати задач и посмотрите, поможет ли. Порой что-то будет получаться, и люди скажут: «Как он это сделал? Должно быть, он гений!»
Иными словами, метод Фейнмана заключался в том, чтобы составить список из двенадцати открытых вопросов. При появлении новых научных открытий он проверял каждое из них с помощью этих вопросов, чтобы понять, пролило ли то или иное открытие новый свет на его задачу. Этот междисциплинарный подход позволял ему устанавливать связи между несвязанными, казалось бы, предметами и потворствовать своему любопытству.
В книге Джеймса Глика «Гений. Жизнь и наука Ричарда Фейнмана»[48] рассказывается, как простой случай за обедом послужил вдохновением для работы Фейнмана:
…он обедал в студенческой столовой, когда кто-то подбросил вверх обеденную тарелку – обычную тарелку с эмблемой Корнелла на каемке. В тот момент, наблюдая за ее полетом, он испытал то, что впоследствии долго считал озарением. Кружась в воздухе, тарелка колебалась. Благодаря эмблеме было видно, что кружение и колебание происходили не синхронно. Но ему показалось – а может, он просто интуитивно это почувствовал, – что между двумя вращательными движениями есть взаимосвязь[49].
Расписав задачу на бумаге, Фейнман обнаружил, что соотношение между колебанием и кружением тарелки было 2:1. Именно такое соотношение указывает на основополагающий принцип работы.
Когда его коллега-физик и наставник спросил о пользе от этого озарения, Фейнман ответил: «Оно не имеет никакого значения… Да меня это и не волнует. Разве это не весело?» Он следовал своей интуиции и любознательности. В итоге пользу это озарение принесло: его разработка уравнений покачивания стала основой работы, которая в конечном счете сделала его нобелевским лауреатом.
Метод Фейнмана побуждал его следовать собственным интересам, куда бы они ни вели. Чтение, разговоры и повседневная жизнь помогали ему задаваться различными вопросами и искать решения давних проблем. И когда он находил их, он устанавливал такую взаимосвязь, которая другим казалась явлением гения, не имеющего себе равных.
Спросите себя: «Какие вопросы меня всегда интересовали?» В этот перечень могут входить вопросы глобальные, всеобъемлющие, например: «Как мы можем сделать общество более справедливым и бескорыстным?» или практические: «Как мне сделать занятия спортом ежедневной привычкой?». Вопросы могут касаться как отношений между людьми («Как я могу установить более тесные отношения с близкими людьми?»), так и продуктивности («Как тратить больше времени на наиболее значимую работу?»).
Приведу примеры любимых вопросов моих студентов:
• Как меньше жить прошлым и больше – настоящим?
• Как разработать инвестиционную стратегию, соответствующую моим среднесрочным и долгосрочным целям и обязательствам?
• Как выглядит переход от бездумного потребительства к осознанному созиданию?
• Как лечь спать раньше вместо просмотра сериалов после того, как уложил спать детей?
• Как моя отрасль может стать более экологически устойчивой и остаться при этом прибыльной?
• Как мне справиться со страхом взять на себя больше ответственности?
• Как моя школа может предоставить больше ресурсов для студентов с ограниченными возможностями?
• Как начать наконец читать все мои книги и перестать покупать новые?
• Как мне повысить продуктивность, не напрягаясь?
• Как можно сделать систему здравоохранения более чуткой к потребностям людей?
• Как сделать свое питание более здоровым?
• Как стать более уверенным при принятии решений?
Обратите внимание, что некоторые из этих вопросов абстрактны, а остальные – вполне конкретны. Одни выражают глубокое стремление, другие же больше напоминают спонтанные интересы. Бо́льшая часть вопросов касается того, как жить лучше; акцент оставшихся сделан на достижении успеха в профессиональной среде. Ключ к этому упражнению – сделать вопросы открытыми, чтобы ответ на них не был односложным. Ведь именно такие вопросы вызывают восхищение удивительным миром, в котором мы живем, и желание узнать его еще лучше.
Сила ваших любимых задач в том, что они практически не меняются с течением времени. Точная формулировка каждого вопроса может меняться, но даже по мере переключения между проектами, работой, отношениями и карьерой наши любимые вопросы, как правило, будут следовать за нами годами. Рекомендую вам спросить у членов своей семьи или друзей детства, чем вы увлекались в детстве. Эти же самые интересы наверняка будоражат ваше воображение и во взрослом возрасте. А это значит, что любой связанный с ними контент, который вы собираете, наверняка будет актуален и в будущем.
В детстве у меня была страсть к конструкторам LEGO, любимым целыми поколениями детей. Мои родители заметили, что я играю с ним не так, как другие ребята. Я разбирал его и собирал детали другими способами. Помню, как был поглощен задачей создать порядок из тысяч раскиданных деталей разных размеров и форм. Я изобретал новые организационные схемы – по цвету, по размеру, по теме – ведь я был одержим идеей найти правильную систему, чтобы наконец получилось создать свой шедевр – космический корабль LEGO, как в моих любимых научно-фантастических фильмах.