Полная версия
Счастье от Всевышнего, управляя собой: психологический практикум. Советы наставника мудрости
Именно в связи с этим некоторые видят счастье в здоровье, спокойствии, мирном небе и крыше над головой, когда нет голода и нищеты. Эти понятия гораздо ближе к понятию «счастье», хотя и у этого есть свои особенности и тонкости.
Если подумать, человеку достаточно руководствоваться несколькими аятами и хадисами, чтобы привести в порядок его жизнь, взгляды и отношение к этому миру.
Только это не значит – прочитал и забыл, надо, чтобы это стало твоим девизом по жизни. Так как описывается счастье в Коране и Сунне?
«Поистине, это Аллах – Дающий удел, Обладатель силы, Мощный» («Аз-Зарият», аят 58).
В жизни человека случаются и падения, и взлеты. Верующий мусульманин осознает и понимает, что все трудности временны, что это просто некие испытания Всевышнего Аллаха, потому он не проявляет спешки и нетерпения. Даже если все творения и люди на Земле будут против него, но Всевышний Аллах не лишит его Своей милости, Он не оставит Своего раба и не лишит его пропитания.
Человеку, которому кажется, что он уже не в силах терпеть, что это самый тяжелый момент в его жизни, достаточно вспомнить о следующем аяте.
«Не возлагает Аллах на человека того, что не в его силах» («Аль-Бакара», аят 286).
Если тебя настигло какое-то несчастье, знай, что Аллах никогда не возлагает на человека того, что не в его силах. Отныне остается решить лишь два вопроса: понять, для чего ему дано это испытание и как сделать так, чтобы пройти его достойно.
«И поистине, за трудностью – облегчение» («Аль-Инширах», 5).
Когда кажется, что бед и несчастий, свалившихся на голову, настолько много, что эта черная полоса никогда не закончится, не видать ни конца, ни края этих испытаний, вспомни этот аят. После каждой трудности нас ждет облегчение, подобно тому, как рассеиваются тучи после дождя и светит радуга.
Хадисы Посланника Аллаха (с.а.с.) также способствуют тому, чтобы изменить отношение человека к счастью и к жизни в положительном русле, упорядочивая все его мысли. Что же говорится в этих хадисах?
В хадисе сказано: «Тот, кто проснется, будучи в здравии и благополучии, имея дневное пропитание, тот как будто владеет всем миром» (Ибн Маджа, Тирмизи).
Человеку свойственно, едва открыв глаза, вспомнить о проблемах и трудностях, которые ему придется решить сегодня. Также ему свойственно преувеличивать, давая волю своей бурной фантазии, что он сам начинает верить, будто бы нет на земле человека несчастнее его. А вот тут я попрошу вас остановиться на мгновение и поразмышлять.
Представим: вы только что проснулись, открыли глаза, ваше тело здорово, вы не испытываете ни боли, ни затруднений. Если вы проснулись, следовательно, Всевышний Аллах (Табарака ва Та‘аля) даровал вам еще один прекрасный день вашей жизни. И только от нас зависит, как мы проживем этот день.
Всевышний Аллах решает, проснемся мы сегодня или нет, а мы, в свою очередь, решаем, как проведем предстоящий день: станем ли жаловаться по пустякам либо наслаждаться каждым мгновением, благодаря Всевышнего Аллаха за всё, что у нас есть. Безусловно, каждый решает сам за себя.
В хадисе сказано: «Смотрите на того, кто ниже вас, и не смотрите на того, кто выше, ибо это является наилучшим средством для того, чтобы вы не считали милость, оказанную вам Аллахом, незначительной» (Ахмад, аль-Бухари, Муслим).
Человек весьма неблагодарен. Слово «инсан» (человек) в переводе с арабского («насия») означает «забывающий». Человек недооценивает все те милости, которые дарует ему Всевышний Господь, и даже если благодарит, пользуется благами, но слишком быстро забывает те моменты, когда он жил в счастье и благополучии.
Он может жить сегодня в достатке и ни в чем не нуждаться, но стоит ему столкнуться с незначительными трудностями, он тут же начинает жаловаться, считая, что он самый несчастный человек на земле.
Но ведь это не так! Есть те, кому намного тяжелее, чем ему. Также есть те, кто день и ночь умоляет и просит Всевышнего Аллаха даровать ему то, что есть у этого человека. И сегодня человеку не хватает размышлений именно о таких людях.
В хадисе сказано: «Богатство человека не в изобилии мирских благ. Истинное богатство – это богатство души» (аль-Бухари, Муслим).
Кого же можно назвать сегодня обладателем духовного богатства? Какими чертами он обладает? В чем его преимущества?
Духовно богатый человек – это тот, кто благонравен, благодарен, далёк от таких недостатков, как высокомерие, жадность, алчность, лицемерие и прочее. Они непоколебимы перед жизненными тяготами и не завидуют чужому успеху, умеют искренне радоваться чужому счастью, а при необходимости протянуть руку помощи, не надеясь получить за это что-то взамен.
Когда беды обрушиваются на него, то он просит помощи лишь у Всевышнего Аллаха, проявляет терпение, не стремится обвинить весь мир.
Эти люди, поистине, самые счастливые, ведь не каждому это дано. Не каждый способен проявить истинное терпение и старание. Это состояние души пророков и святых. И если в тебе, по воле Всевышнего Аллаха, есть эти черты, ты должен быть счастлив.
И таких аятов и хадисов очень много. Если мы хотим изменить нашу жизнь в лучшую сторону, то достаточно и этих нескольких изречений, стоит только руководствоваться ими. Вот уметь бы не преграждать путь своему счастью, размышлять, делать правильные выводы и просто быть счастливым…
Да, согласитесь, каждый воспринимает счастье по-своему. Но как бы мы ни описывали это состояние, человек не способен быть полноценно счастлив, если на его душе неспокойно. Что же это значит? Это довольство твоей души твоими деяниями.
Когда человек грешит, его душа неспокойна, она не может найти себе место, и наоборот. А счастье без спокойствия души невозможно. Хотите верьте, хотите нет – каждый сам решает. Тем не менее счастливым быть хочет каждый.
2.2. Счастье твое – в руководстве аятами Корана и хадисами Пророка (с.а.с.)
РУКОВОДСТВУЙСЯ АЯТАМИ КОРАНА1. «…всякий, кто последует Моему верному руководству, не впадет в заблуждение [в этом мире] и не станет несчастным [в вечной жизни]. А кто отвернется от Моего руководства [от Куръана и не уверует в него], того ожидает тяжелая участь [в этом мире и в могиле], а в Судный день Мы воскресим его слепым» («Та Ха», аят 123–124).
2. «А кто жаждет вечной жизни и как следует трудится ради нее [совершая подобающие поступки], будучи верующим, старания того будут вознаграждены [он получит великую награду от Аллаха]» («Аль-Исра», аят 19).
3. «Верующим мужчинам и женщинам, которые совершали праведные поступки, Мы обязательно дадим прекрасную жизнь [на земле, в могиле и в Раю]. Мы вознаградим их лучшей наградой за то, что они совершали» («Ан-Нахль», аят 97).
4. «Каждая душа вкусит смерть. Лишь в Судный день вы получите ваше воздаяние сполна. Кого отдалят от Ада и введут в Рай, тот обретет успех. А земная жизнь – только обманчивое [и краткое] наслаждение» («Али Имран», аят 185).
5. «И неверующие спрашивают: «Почему ему не ниспосылается знамение [чудо] от его Господа [такое, какое захотим мы]?» Ответь [им, о Мухаммад]: «Аллах сбивает [с верного пути], кого пожелает, и наставляет [на путь, ведущий к Нему] тех, кто обращается к Нему [размышляя над увиденными знамениями]». Они [обратившиеся к Аллаху] уверовали [во все то, во что необходимо уверовать], и их сердца [избавляясь от проблем и сомнений] успокаиваются при поминании Аллаха. Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?» («Ар-Рад», аят 27–28).
6. «Не будьте подобны тем, кто забыл об Аллахе и кого Он заставил забыть о самих себе [кто перестал приносить самим себе пользу]. Они – нечестивцы [непокорные Аллаху]» («Аль-Хашр», аят 19).
7. «[Аллах даст ему выход] И наделит его уделом оттуда, откуда тот даже и не рассчитывает [его получить]. Тому, кто уповает на Аллаха, будет Его достаточно. Поистине, Аллах завершает все [что Он пожелал совершить]. Аллах сделал для всего [для каждого творения] меру [предопределил все еще до его сотворения] («Ат-Таляк», аят 3).
8. «И Он дал вам все, что вы у Него просили. Если вы захотите сосчитать все блага Аллаха [которыми Он вас наделил], то не сможете [сделать это]. Поистине, человек крайне несправедлив и неблагодарен» («Ибрахим», аят 34).
9. «В этот день никто не будет говорить без Его [Всевышнего Аллаха] разрешения. И среди них [людей и джиннов, собранных в Судный день] будут как несчастные [неверующие, ожидающие наказания], так и счастливые [которым обещан Рай] («Худ», аят 105).
10. «Несчастные же [неверующие] – в Аду. Там они будут стонать и рыдать» («Худ», аят 106).
11. «[Неверующие] Останутся там [в Аду] навечно, пока существуют небеса и земля [вечной жизни, которые не имеют конца], если только твой Господь не пожелает иного [тогда один вид наказания для неверующих сменится другим]. Поистине, твой Господь делает, что пожелает» («Худ», аят 107).
12. «А счастливые [которые умерли верующими и совершали при жизни благие дела] – в Раю. Они останутся там навечно, пока существуют небеса и земля [вечной жизни], если только твой Господь не пожелает иного. Это будет бесконечный дар» («Худ», аят 108).
РУКОВОДСТВУЙСЯ ХАДИСАМИ ПРОРОКА МУХАММАДА (с.а.с.)1. «Счастье заключается в четырех вещах: праведной жене, обширном жилище, праведном соседе и удобном средстве передвижения. Несчастье также заключается в четырех вещах: плохой жене, плохом соседе, плохом средстве передвижения и тесном жилище» (Байхаки).
2. «Стремись к тому, что приносит тебе пользу, ищи помощи у Аллаха и не слабей (не опускай руки). Если тебя постигнет беда, то не говори: “О, если бы я сделал так-то, то было бы так-то”, но скажи: “Это Предопределение (Кадар) Аллаха, как Он пожелал, так и сделал. Ведь слово «если бы» открывает возможность для дел шайтана”» (Муслим).
3. «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас, это более достойно, дабы не были попраны милости Аллаха» (Бухари, Муслим).
4. «Если кто-либо увидит человека, попавшего в беду, и скажет: “Хвала Аллаху, который дал мне благополучие и избавил меня от того, чем испытал тебя и дал мне большое превосходство над многими из тех, кого Он сотворил», – того не коснётся данная беда, какой бы она ни была”» (ат-Тирмизи).
5. «Кто помянет Аллаха про себя, того и Аллах помянет про себя. Кто помянет Аллаха в собрании, того Аллах помянет в собрании лучшем, чем то, в котором Он был упомянут».
6. «Воистину, человек лишится удела в результате совершения греха! Ничто не может остановить уже определенное, кроме мольбы-дуа. Ничто не продлевает жизнь так, как любое проявление благородства» (хадис от Савбана).
2.3. Ночное путешествие (Исраъ) и вознесение (аль-Миърадж) Пророка (с.а.с.) на небеса
Что увидел Посланник Аллаха (с.а.с.) в аду [11]В ночь своего вознесения на небеса пророку Мухаммаду (с.а.с.) было показано множество чудес, и было раскрыто множество тайн и знамений Всевышнего Аллаха.
В эту благословенную ночь Пророку (с.а.с.) был также показан рай и ад. А что именно увидел наш Посланник Аллаха (с.а.с.) в аду, перечислим ниже:
1. Увидел мужчин, которые разрезали себе губы огненными ножницами, это те, которые призывали людей к истине, а сами не следовали истинному пути.
2. Увидел людей, которые передвигались на своем животе, ползая, и были змеи, похожие на корни деревьев. Эти змеи откапывали их и ели. Это те люди, которые занимались лихоимством.
3. Увидел много людей, которые были лишены своих знаний и благих деяний.
4. Увидел женщину, которая страдала от адских мук, из-за того, что связала лапы кошке и не давала ей ни пить, ни есть.
5. Увидел очень много женщин, которые подвергались различным наказаниям, из-за того, что не слушали своих мужей, пренебрегали омовением (гуслем), выставляли свою красоту напоказ и завидовали.
6. Увидел также человека, который купался в речке из крови и глотал камни, это был человек, который кушал от ростовщичества (риба).
7. Увидел людей, у которых животы были подобны домам, полным змей, и их можно было увидеть снаружи. Это те люди, которые занимались при жизни ростовщичеством.
8. Увидел людей, которые беспрестанно разбивали свои головы о камни, это были те, кто ленился совершать намаз при жизни.
9. Увидел людей, закованных в цепи, которые издавали звуки подобно верблюдам, и питались они колючим хворостом, дикой маслиной и плодами дерева ада с противным запахом, и глотали камни ада. Это были те, кто в мирской жизни не давал милостыню.
10. Увидел людей, у которых ногти были из железа, и они царапали друг другу лица, это были те, кто сплетничали в мирской жизни.
Красота раяТакже Посланнику Аллаха (с.а.с.) был показан и рай, красоту которого невозможно описать словами. Здесь были ангелы, держащие в своих руках драгоценные одежды, сосуды, наполненные райскими лучами, и ангелов, ждущих прихода верующих.
Он видел реку Каусар, райские сады и другие красоты – все для верующих. Весь рай был показан нашему Пророку (с.а.с.), который после ада стал для него утешением, радостью и надеждой.
Увидев рай, наш Пророк (с.а.с.) очень захотел, чтобы его община попала именно сюда, на что Аллах Всевышний сказал:
«В твою честь Я даю тебе право в Судный день оказать защиту своей общине. Я буду прощать людей твоей общины по твоей просьбе до тех пор, пока ты сам не перестанешь об этом просить. Кто будет выполнять мои приказы, тот избавится от наказаний и обретет Мою Милость, а также получит возможность увидеть Меня в раю…»
2.4. Семь уроков счастья, заключенных в аль-Миърадже
Счастье быть уммой (общиной) Пророка (с.а.с.).
А вы знали, что чудесная история Ночного путешествия и вознесения Пророка (с.а.с.) на небеса к тому же наполнена уроками счастья? О Вознесении пророка (с.а.с.) сказано в суре «Аль-Исра»:
Пречист [от всех недостатков] Тот, Кто [молниеносно] перенес ночью Своего раба [Мухаммада] из мечети Запретной [аль-Харам в Мекке] в мечеть Отдаленную [аль-Акса в Кудсе], окрестности которой Мы благословили [плодородием] – [перенес] чтобы показать ему [Мухаммаду] некоторые из Наших знамений. Поистине, Он [Всевышний Аллах] – Слышащий, Видящий» («Аль-Исра», аят 1).
Урок счастья № 1: Счастье быть рабом Аллаха.
В вышеупомянутом аяте Аллах говорит о своем Пророке «Свой раб». И быть рабом Аллаха, Его Творением, Созданием Его величия – это самое большое счастье для нас.
Урок счастья № 2: За каждой тягостью наступает облегчение.
Это удивительное событие произошло именно в год печали, когда Пророк (с.а.с.) пережил множество бед и трудностей. В предыдущем году умерла Хадиджа, его дядя Абу Талиб, жители Таифа не приняли его призыва. Исра и аль-Миърадж стали утешением и облегчением нашему Пророку после трудностей.
«И поистине, за трудностью – облегчение». «Поистине, за трудностью – облегчение» («Аль-Инширах», аят 5–6).
Урок счастья № 3: Счастье быть уммой Пророка (с.а.с.).
Во время аль-Миъраджа Пророку была оказана величайшая честь, возглавлять намаз вместе со всеми пророками в мечети Аль-Акса. И мы благословенны, быть уммой пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Всевышний Аллах сказал Пророку: «О, Мой любимец! Ты мне дороже всех пророков, и твоя умма обладает большим достоинством передо Мной».
Урок счастья № 4: Счастье – заступничество Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Увидев рай, Пророк (с.а.с.) очень захотел, чтобы его умма попала именно сюда, на что Аллах Всевышний сказал: «В твою честь Я даю тебе право в Судный день оказать защиту своей общине. Я буду прощать людей твоей общины по твоей просьбе до тех пор, пока ты сам не перестанешь об этом просить. Кто будет выполнять мои приказы, тот избавится от наказаний и обретет Мою Милость, а также получит возможность увидеть Меня в Раю…»
Урок счастья № 5: Счастье – известие о рае.
Всевышний сказал Пророку во время аль-Миъраджа: «Тебе, о Мухаммад, и твоей умме Я подарил Рай и оттуда вас не выведу. Для тебя Я сделал мечетью всю землю. Можешь поклоняться там, где захочешь. И в Судный день вы восстанете из своей мечети. Ты и твоя умма спокойно перейдете через мост Сират. Для твоей уммы огонь Геенны Я сделал прохладой и спасением. Тебе в Раю будет дарован водоем Кавсар. Тебе в День воскрешения Я дарую чудесную трапезу. Я спасу твою умму от темноты в могиле, от мучительной тьмы в день киямата и от мрака во время перехода через мост Сират».
Урок счастья № 6: Счастье – обретение главного столпа ислама.
В ночь вознесения Пророк (с.а.с.) был обучен намазу и времени его совершения в том виде, как мы знаем это сегодня. Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил, что в эту ночь предписал Всевышний 50 намазов в сутки. После чего пророк Муса посоветовал ему попросить облегчения в этом, так как мусульманам будет это тяжело. Всевышний уменьшил число ежедневных намазов до пяти молитв, и в этом облегчении также заключено счастье и радость для нас.
Урок счастья № 7: Подарки от Всевышнего.
Шесть вещей Пророк (с.а.с.) принес в качестве подарка мусульманам из аль-Миъраджа – это шесть повелений Аллаха.
«1. Если питают надежды на добро и исполнение желаний, то пусть любят Меня, а не кого-то другого. 2. Если станут бояться обитателей небес и земли, то скажи им, что Я всемогущ, пусть боятся Меня. 3. Если у кого-то они просят чего-то, то Я щедрее любого. Пусть просят Меня. Кто опасается, что кто-то принесет ему страдания, тот пусть знает, что Я превыше любого. 4. Страдания – от вас, избавление от страданий – от Меня. 5. Кто становится чьим-то рабом ради пропитания или богатства, тот пусть знает, что Я – ваш создатель и даю ваш удел. 6. Вы доверяете тому, кто держит данное слово. Я больше достоин доверия, ибо обеспечиваю вас всем, что обещал: уделом и пропитанием, Раем и милостями, возможностью увидеть Мой Лик» [10].
2.5. Счастье пророков – в суровых испытаниях
Самые счастливые люди на землеСамыми счастливыми людьми в истории человечества были пророки Аллаха. И это несмотря на то, что им пришлось пережить самые суровые испытания и самые жестокие унижения из-за их миссии. Кроме этого, они так же, как и обычные люди, страдали от голода, болезней, нищеты, жажды. Иногда эти страдания были даже больше, чем у обычных людей.
Так, например, посланника Аллаха (с.а.с.) часто испытывал сильный голод. Однажды ночью Пророк (с.а.с.) вышел из дома и встретил Абу Бакра, сидящего перед своим домом. Рядом с ним был и Умар ибн аль-Хаттаб. Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил: «Что вас заставило выйти из ваших домов в такой час?» Они ответили: «Голод, о посланник Аллаха». Пророк (мир ему) ответил: «Клянусь Аллахом, я вышел по той же причине» (Муслим).
Известно, что в особо тяжелых случаях посланник Аллаха (с.а.с.) привязывал к животу камень, чтобы немного заглушить боль от голода.
Пророки и посланники Аллаха часто сталкивались с жестокостью своего народа, к которому они были посланы с миссией. Тем не менее они оставались стойкими перед лицом испытаний. Более того, они оставались открытыми по отношению к своему народу. Они терпели его жестокость и в результате одерживали над ним верх.
Красота их жизни поражает. Несмотря на то что им пришлось пережить в своей жизни, они были более счастливыми и удовлетворенными, чем любые другие люди. Это видно по тому, как они вели себя и как реагировали на то, с чем сталкивались в жизни.
Через испытания к удовлетворенностиОдним из ярчайших примеров удовлетворенности своим положением был посланник Аллаха (с.а.с.). Одним из самых ужасных дней, которые ему пришлось пережить, был день призыва к исламу в городе Таиф. Местные жители не только отказались принять ислам, но и изгнали Пророка (с.а.с.), забросав его камнями.
Ему пришлось спасаться бегством, в то время как он был серьезно ранен. Однако он нашел в себе силы и достоинство воззвать к Аллаху с такой мольбой:
«О Аллах! Только у Тебя я прошу спасения от своего бессилия и унижений со стороны других. О Милостивый из всех милостивых, ты Господь слабых! В чьи же руки Ты меня передаешь? Тех чужаков, которые, едва увидев меня, меняются в лице, или же сильных врагов?
О Аллах! Если Ты не гневаешься на меня, то для меня все остальное не столь важно. Мне достаточно Твоей защиты и покровительства. Я ищу убежища от Твоего гнева и наказания только у Тебя, о Тот, который озаряет своим светом темноту, ведь важно лишь Твое довольство. Поистине, только Ты обладаешь истинной Силой и Властью».
Испытание истинной верыИстинная вера в Аллаха приносит в сердца верующих ощущение счастья и удовлетворенности. Это, конечно, не означает, что испытаний и трудностей в жизни будет меньше, однако отношение к ним станет совершенно другим.
Говоря о времени – о днях, неделях, месяцах и годах, – мы на самом деле говорим о нашей жизни. Если человек не задумывается о проходящем времени, если он беспечен по отношению к тому, что с каждой минутой уходит часть его жизни, то такого человека с трудом можно назвать живым. Всевышний Аллах говорит:
«Поистине, тем, кто боится своего Господа, не видя Его, – прощение и большая награда» («Аль-Мульк», 2).
Жизнь полна испытаний как для верующих, так и для неверующих. Как для праведников, так и для грешников. Каждый будет сталкиваться с трудностями и испытаниями, пока он жив. Но Аллах нас не оставил с трудностями наедине. Он посылал пророков и писания, чтобы озарить наш путь светом истины. Его руководство касается не только того, как обрести счастье в следующей жизни. Оно также касается и счастья в этом мире.
Многие люди ошибаются, считая, что религия полезна только для следующей жизни. Истина заключается в том, что, подобно тому, как религия показывает нам путь достижения довольства Аллаха и рая, точно так же показывает и путь, через который верующий осознает истинное удовлетворение и обретает счастье в этом мире. Истинное счастье может прийти только от веры в Аллаха и знания о Нем.
Всевышний Аллах говорит: «Разве тот, чью грудь Аллах раскрыл для Ислама, кто озарен светом от своего Господа [равен неверующему] ? Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они – в явном заблуждении» («Аз-Зумар», 22).
2.6. Десять советов счастья от Пророка Мухаммада (с.а.с.)
Как было уже отмечено выше, согласно светской психологии, человек только в пределах 40–50 % своего счастья может достигать сам и может им управлять. Это уже говорит о том, что мы должны действовать и стремиться к обустройству своего счастья через самоуправление. Следует отметить, что эти проценты не зависят от материальной составляющей, так как материальное представляется временным, а ничто временное не может сделать человека по-настоящему счастливым. Истинное счастье – это довольство, и достигается оно только посредством постоянного самоуправления личности.
Счастье – ментальное состояние благополучия, характеризуемое приятными эмоциями и довольством. Каждый человек стремится к обретению счастья: взрослые и дети, мусульмане и немусульмане, мужчины и женщины, абсолютно все. Чтобы достичь этого вечного счастья, человек должен понимать, что на самом деле значит счастье. Как бы то ни было, никто не поспорит, что счастье – это довольство, довольство собой, своей жизнью и обстоятельствами. В Коране и хадисах Посланника Аллаха (с.а.с.) указаны ключи, которые способны раскрыть двери вечного счастья и сделать нас гораздо счастливее.