bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

«Доволен я Аллахом как Господом, исламом как религией и Мухаммадом как пророком!»

«О Аллах, дай мне довольство тем, что Ты уже решил для меня, и благополучия в том, что Ты мне давал, чтоб я не захотел торопить то, что Ты отсрочил для меня».

«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания, от сердца, не проявляющего смирения, от мольбы, которая не будет услышана, от души, которая не (может) насытиться».

Лишь истинно верующие в Аллаха и Судный день стараются следовать законам и нормам, указанным свыше от самого Творца всего сущего, вопреки своей выгоде. Но и им затруднительно сохраниться от мирской суеты и быть счастливыми в обоих мирах, не обладая знаниями, которые довел до нас Пророк Мухаммад (с.а.с.), подобно тем, которые передал нам его сподвижник Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах). Он рассказывает: «Я спросил: “О Посланник Аллаха, кто удостоится счастья получить твое заступничество в День Великого суда?” Пророк (с.а.с.) ответил: “Удостоится счастья получить мое заступничество в День Суда тот, кто искренне сердцем скажет: «Ла ила-гьа илла Ллагь»”» (Бухари).

Обратите внимание, как коротко и ясно поясняет Посланник Аллаха (с.а.с.) суть счастья человека в обоих мирах! Но каждый ли понимает смысл слов Пророка Аллаха (с.а.с.)? Поясняя вышесказанное, Посланник Аллаха (с.а.с.) говорит: «Тот, кто искренне скажет: “Ла илагьа илла Ллагь”, войдет в Рай». Сподвижники спросили: «В чем заключается смысл искренности?» Он ответил: «Условие искренности – чтобы эти слова удержали его от запретов Аллаха».

Как известно, в наше время участились случаи внезапной смерти, связанные с инфарктом, инсультом. Это сопряжено с переживаниями людей о мирском, со стрессами, но никак не связано с ахиратом. Лекарство, которое оставил нам наш Пророк Мухаммад (с.а.с.), говорит: это зухд (аскетизм), т. е. необходимость отбросить все переживания о мирском. Это утешит сердце и утомление тела.

Мудрость, как и лекарство, не приносит пользу, если не используется по назначению. Некоторые люди не совсем правильно понимают смысл аскетизма, т. е. считают, что надо сесть в мечети и ничего не делать. Ведь Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Нет места в Раю мясу, выросшему на запретном, Ад достойней для него». И еще он сказал: «Тот, кто заснет в поисках дозволенного, тот проснется прощенным (его грехи будут прощены)». Имеется в виду, искать мирское дозволено правильным путем. И приобретенное нужно класть в карман, а не в сердца. Ибо когда вынимают из кармана, становится легче, а когда вынимают из сердца, иной раз случается инфаркт.

Посланник Аллаха (с.а.с.) пояснял, что несчастным людям свойственно забывать о прошлых грехах, и они понесут ответственность перед Аллахом. Несчастный человек помнит и, более того, упоминает свои прошлые благие поступки, не зная, приняты они или отвергнуты. Он смотрит на тех, кто выше него в мирском почете, и не видит тех, кто выше него в религии. Всевышний Аллах говорит (смысл): «О люди! Поистине, обещание Аллаха – истина. Пусть не обманет вас земная жизнь, и пусть не обманет вас относительно Аллаха обманщик [шайтан]!» («Фатыр», 5).

Быть счастливым у человека не получится без душевного спокойствия, а обрести душевное спокойствие возможно, если сторониться следующих трех вещей: греха, зависти и стресса.

1. Грехэто главный враг, препятствующий истинному счастью человека и лишающий его всякого блага. Однако многие из нас, не уделяя этому факту никакого значения, совершают множество грехов, и у некоторых, к сожалению, это ещё и входит в привычку.

От Савбана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Поистине, человек лишается своего удела из-за совершённого им греха. Ничто, кроме мольбы, не может предотвратить предустановленное, и ничто, кроме благочестия, не может продлить жизнь» (Имам Ахмад, Ибн Маджах).

Поэтому тот, кто желает обрести счастье, первым делом должен избавиться от грехов и от плохих привычек, приводящих к их совершению. Грехи отдаляют нас от Всевышнего Аллаха и лишают счастья. Совершив грех, человеку следует совершить покаяние и помнить, что никакой грех не превышает милость Аллаха.

2. Зависть. Завистник желает, чтобы человек, которому он завидует, лишился блага, которым наделил его Всевышний Аллах. По сути, получается, что завистник выражает недовольство решением Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Остерегайтесь зависти, воистину, она пожирает благие дела подобно тому, как огонь пожирает дрова» (Абу Дауд, 4903).

Этот порок так опасен для человека, что первое убийство на Земле произошло из-за зависти. Иблис отказался совершить земной поклон Адаму (да будет мир с ним) также из-за зависти.

Завистник всегда думает только о том, чего он не имеет, вместо того чтобы выражать благодарность Всевышнему за то, что у него есть. Зависть разрушает человека и его счастье, лишая покоя, поэтому завистливый человек никогда не сможет быть счастливым.

3. Пессимизм. Это качество не должно быть присуще мусульманину, пессимизм убивает покой и счастье человека. Человек, который настроен на плохой исход, часто тратит энергию только на негативные мысли. Будьте оптимистами и надейтесь на лучшее от Всевышнего Аллаха, ведь исламрелигия оптимизма и счастья.

Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Поистине удивительны поступки верующего! Все они – для его блага. Если происходит с ним нечто радостное, он благодарен (Аллаху), и это – благо для него. Если же постигает его бедствие, он терпит, и это – благо для него» (Муслим). Жизнь такова, что иногда счастье может привести к невзгодам, а страдания могут стать пу тем к счастью. Верующий принимает все, что выпадет на его долю, предается Божьей воле и переносит трудности, не отчаиваясь и не теряя надежды на милость Всевышнего. Ислам – это ответ на все проблемы, которые переживают люди, и осознание того, что ислам – это решение проблем, медленно, но верно ведет человека к счастью и успеху. Следование учению ислама и стремление угодить Богу – это постоянное напоминание того, что жизнь – лишь переходная ступенька на пути к следующей жизни.

Да остережет нас Аллах от деяний, которыми Он не доволен, и да поможет нам совершать благие деяния! Амин!

1.2. Любовь в исламе – начало счастья

Не вызывает сомнений, что во всяком проявлении любви имеет место начало счастья, следовательно, больше любви и больше счастья. Любовь в исламе имеет особое значение бескорыстности и искренности, проявляющихся по отношению ко всем мусульманам, как к братьям, и особенно к родным и близким.

К книге «Фатху-ль-Бари» приводится следующее: «Пророк желал от Умара такого выбора, так как нет другого способа изменить характер. Затем Умар, поразмыслив, понял, что любит Пророка больше самого себя, потому что эта любовь – спасение от гибели в этом и вечном мире» (из книги «Фатху-ль-Бари», 11/528).

Любовь к Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.) – самое лучшее, что может приготовить человек для встречи с Всевышним, это причина для вхождения в Рай.

Один из сподвижников подошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), читавшему проповедь, и спросил его, когда наступит Судный день. «А что ты приготовил для этого дня?» – спросил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Он ответил: «Я не приготовил много молитв, постов и милостыни, но я люблю Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует)». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ты будешь с тем, кого ты полюбил». Впоследствии сподвижник Анас (да будет доволен им Аллах) говорил: «И ничему не радовались мы после ислама так сильно, как тому, что сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): “Ты будешь с тем, кого ты полюбил”». А потом Анас (да будет доволен им Аллах) добавил: «И я люблю Мухаммада (с.а.с.), Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и Умара (да будет доволен им Аллах) и надеюсь, что буду вместе с ними, хотя я не совершал дел, подобных их делам» (Аль-Бухари, Муслим).

Любовь к шариату Всевышнего

Всевышний сообщил о ненависти неверующих к законам Всевышнего (смысл): «И погибель неверующим [страшный итог и наказание ожидают их] ! Аллах сделает тщетными их дела. Это потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он лишил пользы их дела!» («Мухаммад», аяты 8–9).

Погибнут неверующие, не будут приняты их благие поступки, потому что возненавидели книгу, ниспосланную Всевышним, опровергли ее. В хадисе сообщается: «Намаз – это свет моих глаз» (Ахмад, ан-Насаи).

Любовь к мужу или жене

Сподвижники узнали о том, что Посланник Аллаха (с.а.с.) любит Аишу больше всех, и если кто-нибудь из них желал сделать подарок Посланнику Аллаха (с.а.с.), то дожидался, пока Посланник Аллаха (с.а.с.) появлялся в доме Аиши, и посылал свой подарок ему туда (Аль-Бухари).

Однажды Амир ибн аль-Ас спросил Пророка (с.а.с.): «Кого ты любишь больше всего?»

Пророк (с.а.с.) ответил: «Аишу» (Ат-Тирмизи). «Верующий муж не должен ненавидеть свою верующую жену, ибо если ему не нравится одна из черт ее характера, то он должен довольствоваться другой чертой характера» (хадис от Абу-Хурайры, передал Муслим).

Всевышний так говорит о любви между супругами (смысл): «И из Его знамений – то, что Он сотворил для вас жен из вас самих, чтобы вы находили в них покой. Он установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом – знамения для людей размышляющих» («Ар-Рум», 21). Ар-Рази различает любовь и сострадание: например, человек любит своего ребенка, но когда видит своего врага в смертельном положении, он берет у своего ребенка, чтобы спасти человека. Он так поступает не из-за любви, а из-за сострадания. Поэтому когда супруги становятся старыми (и старость утихает), брак сохраняется благодаря состраданию (рахма) (из книги «Мифтаху аль-гайиб», 7/171).

Любовь к единоверцам

Пророк любил своих сподвижников в предыдущем хадисе от Амра, где говорилось, что Пророк любит Айшу, далее Амр спрашивает: «А из мужчин кого?» Пророк ответил: «Ее отца (Абу Бакра)».

Пророк сказал об Абу Бакре: «Если бы пришлось мне выбирать ближайшего друга из людей, то я обязательно выбрал бы Абу Бакра».

О Посланник Аллаха, поистине я люблю этого человека. Пророк спросил его: «А сказал ли ты об этом ему?» Он ответил: «Нет». Пророк сказал: «Так скажи ему!», и этот человек догнал его и сказал: «Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!» На что тот ответил ему так: «Да полюбит тебя Аллах, ради которого ты полюбил меня!» (Абу Дауд).

1.3. Ислам – религия оптимизма, благородства и счастья

ИСЛАМ – РЕЛИГИЯ ОПТИМИЗМА И СЧАСТЬЯ

Мы солидарны с теми современными исламскими учеными, которые утверждают, что именно атеизм делает большинство людей несчастными. Атеистическая видимость счастья, проявляющаяся у человека в виде радости и улыбок, других позитивных реакций, является их временным состоянием. Это состояние может проявляться с конкретными материальными явлениями и вещами, связанными, например, с покупкой автомобиля, квартиры, других материальных ценностей. Еще хуже, если они были приобретены мошенническим или иным преступным путем. Но со временем чувство новизны, восхищения и радости от этих материальных благ, которое создает иллюзию счастья, исчезает, какими они ни были хорошими, и становится обычным и привычным делом. Другими словами, у атеиста состояние счастья становится как бы временным и сиюминутным.

Ислам расценивает цель жизни намного выше, долгосрочнее, важнее наслаждений и удовлетворения естественных потребностей и в этом отношении придерживается золотой середины: накопление богатства должно быть далеко от таких запретных методов, как использование имущества других людей, мошенничество, расточительство, то есть все, что вредит человеческой натуре, нравственной системе и общей пользе.

Щитом всего пагубного для мусульманина является твердая вера и сильное желание достичь основной цели, ради которой сотворен человек, – это поклонение Аллаху.

Без всяких сомнений, ислам – религия оптимизма и счастья, ибо Аллах даёт нам радости души и тела в этом мире и на том свете. Задача мусульман – радоваться всему, что даёт Творец. Наша задача выражается в аятах Корана (смысл): «И наставляет Он на истинный путь тех, которые уверовали и сердца которых успокаиваются при поминании Аллаха. О да! Ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца верующих. Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, – им благая жизнь (счастье и радость) и прекрасное пристанище (Рай)» («Ар-Рад», 28–29).

Приведенную в аяте задачу достижения радости и счастья конкретизирует Пророк Мухаммад (с.а.с.) в своих следующих хадисах. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Когда многобожники притесняли Пророка (с.а.с.) и других мусульман, верующие обратились к нему с просьбой: “О Посланник Аллаха, помолись Аллаху против многобожников”. На это он ответил: “Я был послан не для того, чтобы насылать проклятия, я был послан как милость”» (Муслим, 2599).

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся: Спросили Посланника Аллаха (с.а.с.): «Ты шутишь с нами (сподвижниками)?!», на что он ответил: «Да, однако я не говорю ничего, кроме правды» (Тирмизи, Имам Ахмад).

Как мы видим, ключевыми словами здесь выступают такие понятия, как «милость» и «шутка», которые, по сути, в эмоциональном аспекте характеризуют наличие составляющих счастья.

Полагаю, многие согласятся с тем, что счастье невозможно без спокойствия сердца и души, без наличия гармонии бытия. Спокойствие возможно лишь тогда, когда человек считает, что у него всего хватает, он доволен своим здоровьем, семьёй, работой, обществом. И наоборот, именно тревога, страх за будущее делают людей несчастными и страдающими. Ислам усматривает пути достижения счастья посредством успокоения души и достижения гармонии.

На наш взгляд, ссылаясь далее на некоторые положения, считаем довольно удачным определением понятия «счастье» то, что дано в газете «Полуостров» (islam. plus.), а именно: «Счастье, с исламской точки зрения, – это верное убеждение, высокая нравственность, здоровье, светлый разум, незапятнанная честь, чувство достоинства, благоприятная жизнь с совмещением удовлетворения потребностей души и тела, отдавая каждому должное по праву. Тот, кто приобрел все эти качества, нашел счастье, достиг совершенства». Мусульманские ученые согласились с тем, что исламское законодательство преследует пять целей: защиту религии, жизни, разума, имущества и чести. Коран и Сунна Пророка (с.а.с.) защищают их и обеспечивают гарантии сохранности.

БОГАТСТВО КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ СЧАСТЬЯ

Нет сомнения в том, что богатство – это средство для достижения счастья, если правильно распоряжаться имуществом, поскольку финансовое изобилие является самым важным условием стабильности и важной основой современного процветания общества.

Богатство также считается условием высокого уровня умственного развития. Именно посредством имущества проявляется социальная сплоченность между гражданами одного государства. Богатство – источник силы, способный дать отпор, защищая мусульманские земли от внешних врагов.

Из этого можем сделать вывод, что ислам очень озабочен решением экономических задач, следствием чего является организация финансовой системы, способной создать условия для того, чтобы люди всегда и везде жили во взаимопомощи и уважении друг к другу.

Первым шагом в излечении проблемы является исправление отношения людей к имуществу. Ислам не считает богатство основной целью жизни, светлой мечтой, борьба за которую любыми средствами оправдана. Также оно не является лишь средством для удовлетворения естественных потребностей.

ВСЕ БОГАТСТВО ПРИНАДЛЕЖИТ АЛЛАХУ

Ислам доказывает, что весь мир и все, что в нем находится, – владение Аллаха. В Коране во многих местах мы видим это (смысл):

– «И [только] Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. В тот день, когда наступит Час [Судного дня], сторонники ложных учений понесут урон» («Аль-Джасийя», 27);

– «…и поделитесь [вы, их хозяева] с ними из того имущества, которое Аллах дал вам [помогайте им ускорить освобождение]...» («Ан-Нур», 33).

Если все имущество принадлежит Аллаху, значит, оно есть не что иное, как вещь, отданная в человеческие руки в пользование, поэтому необходимо распоряжаться им так, как того требует его Хозяин. Также необходимо зарабатывать и расходовать имущество, подчиняясь законам Творца, для достижения чистого поклонения и полноценной веры.

Аллах говорит в Коране (смысл):

– «Состоятельный человек пусть содержит [бывшую жену и ребенка] согласно своему достатку. А ограниченный в средствах пусть содержит [их] из того, что дал ему Аллах. Не возлагает Аллах на человека больше того, что Он дал ему. После трудностей Аллах создаст облегчение» («Ат-Талак», 7).

В некоторых аятах имущество предписывается людям, например:

– «О верующие! Не проедайте имущества друг друга запретными способами, а [обменивайтесь имуществом] только путем торговли по взаимному согласию. И не убивайте друг друга [не проливайте кровь своих братьев-мусульман]. Поистине, Аллах милостив к вам» («Ан-Ниса», 29);

– а также: «Бери [о Мухаммад] из их имущества пожертвования, чтобы этим очистить их [от грехов] и исправить. Молись за них! Ведь, поистине, твои мольбы – успокоение [милость] для них [либо покой – как следствие принятого покаяния]. И Аллах – Слышащий, Знающий» («Ат-Тауба», 103).

Это метафора, поскольку имущество, хотя и находится в руках людей и передается от одного к другому, тем не менее принадлежит Аллаху.

ПОЧЕМУ В КОРАНЕ ИМУЩЕСТВО НАЗВАНО БЛАГОМ?

«Вам предписано – когда приблизится к кому-то из вас смерть, и у того [человека] есть [имущественное] добро – [составить] завещание родителям и близким родственникам по справедливости. Это обязанность богобоязненных» («Аль-Бакара», 180).

Ученые сошлись во мнении, что «благо» в данном случае несет значение «имущество», также в Коране устами Пророка Мусы говорится: «Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне», – то есть в имуществе. В другом аяте присутствует намек на богатство: «Поистине, человек своему Господу неблагодарен» («Аль-Адийат», 8). В Коране местами под благом подразумевается богатство. Стоит обратить внимание на то, что берется во внимание имущество, связанное с благочестием. Пророк (с.а.с.) сказал: «Как прекрасно благое имущество в руках праведного человека» (Бухари). Не секрет, что имущество, потраченное на благо, является рычагом для усиления основ социальной сплоченности и служит средством для взаимопомощи между людьми.

ПОНЯТИЕ ПОКЛОНЕНИЯ В ИСЛАМЕ

Как было уже сказано, целью жизни является поклонение Аллаху. Что же такое поклонение? Многие считают поклонением в исламе молитву и поминание Аллаха, исходящие искренне, от чистого сердца. Но если поразмышлять, то можно прийти к выводу, что поклонение – это нечто иное. Поклонение в исламе – это все благие дела, совершенные искренне, от чистого сердца, ради Святого Лика Аллаха, а также все, что приносит пользу человеку и обществу, все, что выполнено, согласно законам Аллаха и желая Его довольства.

В Коране сказано (смысл): «Благочестие не в том, чтобы вы поворачивали [в молитве] лица на восток и запад, а благочестие – в тех, кто уверовал в Аллаха, в Судный день, в ангелов, в Книгу, в пророков; кто раздавал имущество, любя его, родственникам, сиротам, нищим, путникам, просящим [милостыню] и на [освобождение] рабов; кто [полноценно] совершал намаз, отдавал закят; кто выполнял обещания, если [что-то] обещал; кто был терпелив в бедности, в болезни и во время опасности. Вот они – правдивые, вот они – богобоязненные» («Аль-Бакара», 177). В словах Аллаха «…кто раздавал имущество, любя его….», «…отдавал закят…» явно прослеживается осуществление гарантий на существование и практики социальной сплоченности.

Но ислам раскрывает нам смысл слова «поклонение» гораздо шире. Еда, питье и другие потребности, не выходящие за рамки дозволенного и совершенные с целью защиты себя от запретного, ища довольство Всевышнего, с намерением увеличить силы для подчинения Ему, становятся поклонением и способом приблизиться к Господу. На это нам указал Пророк (с.а.с.), пояснив, что человек получает награду за кусочек еды, положенный в рот супруги, из любви и желания обрадовать ее. И тот, кто женится для увеличения потомства и дабы не угодить в разврат, получает за это вознаграждение от Аллаха.

Исходя из всего этого, исламские ученые пришли к выводу: благое намерение превращает обычные повседневные дела в поклонение. Ислам, сформулировав понятие поклонения, охватил им обыденные дела. Но без основ ислама, таких как пост, молитва, закят, хадж, этих дел для поклонения недостаточно. Пост, молитва, закят, хадж относятся к духовной сфере, с помощью которой человек периодически связывается с Аллахом, являясь также средством исправления себя и других, защитой от греха и разврата.

Подчеркивая свое невежество, люди, оставляющие обязанности, говорят, что суть поклонения – в благом намерении и самих делах, что самое главное – это чистое сердце, а не пост с молитвой. Они дважды ошибаются: во-первых, по отношению к исламу, во-вторых, по отношению к себе. Если допустить, что их слова есть истина, тогда каждый грешник и безбожник будет считать себя самым богобоязненным среди людей. Поэтому Пророк (с.а.с.) сказал: «Ислам – глава всего, его опора – молитва…» (Тирмизи). Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Молитва разделяет нас с ними, тот, кто оставит ее, совершает неверие» (Ахмад).

Глава 2. Счастье твое – в следовании Корану и Сунне

В Коране сказано (смысл): «…Быть может, вам неприятно что-то, а это – благо для вас. И вы можете любить что-то, а оно – зло для вас. Аллах знает [в чем для вас благо, а в чем – зло], а вы не знаете»

(«Аль-Бакара», аят 216)

2.1. Счастье твое – в следовании Корану и Сунне

Самая главная причина несчастья человека – его нежелание быть счастливым. Да, звучит неоднозначно, возможно, даже не совсем понятно. Но за этими словами действительно кроется глубокий смысл. Если взглянуть на этот вопрос с точки зрения религии, всё встает на свои места.

Очень часто человек сам преграждает путь своему счастью, не желая осознавать, насколько он уже счастлив. Каждый понимает счастье по-своему. Для кого-то это богатство, для кого-то успех, для третьих – красота, известность и так далее. Этот список можно было бы продолжить, но мне хочется обратить ваше внимание всего на один пример.

Безусловно, многим кажется, что счастье – это жить в достатке, будучи материально обеспеченным. Но здесь особо хочется подчеркнуть, что материальное имущество не тождественно счастью.

Даже если человек испытывает какие-то финансовые затруднения в определенный период своей жизни, он может быть несказанно счастлив и, наоборот, быть несчастен, не находить покоя и умиротворения, живя в полном достатке.

Многим, думаю, знакомо это чувство, и многие уже сталкивались с этим в своей жизни, когда, казалось бы, и «не время» быть счастливым, а он счастлив, несмотря ни на что. И наоборот, казалось бы, нет никаких видимых причин для грусти и печали, но человек глубоко несчастлив.

Следовательно, счастье – понятие более весомое и многозначное. Счастье – это состояние души, когда человек доволен своим внутренним миром и несёт это чувство окружающим.

На страницу:
2 из 4