bannerbanner
Принцесса и Куртизанка
Принцесса и Куртизанка

Полная версия

Принцесса и Куртизанка

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Пороки по Абаю: 1) воровство, 2) насилие, 3) ковар-

ство, 4) плутовство, 5) ложь, 6) праздность, 7) леность,

8) трусость, 9) безволие, 10) хвастовство, 11) глупость, 12) не-

вежество, 13) бесчестие, 14) жадность, 15) неуживчивость,

16) бездарность.

Добродетели: 1) правдивость, 2) живая душа и отзывчи- вое сердце, 3) вера, 4) сострадание чужому горю,

5) человеколюбие – «уши его открыты советам, а память – кладовая светлой грусти», 6) «никогда он не жалеет о сво- ем прошлом», 7) честь, 8) разум, 9) наука, 10) «постоянный поиск удивительного и необычного».


И «выжимки» из 26 главы «Военного летчика» Сент-Эк- зюпери: «Я понимаю, почему равенство в Боге не влекло за собой ни противоречий, ни беспорядка.

1.   Моя духовная культура, наследуя Богу, основала равенство людей в Человеке.

2.  Моя духовная культура, наследуя Богу, создала ува- жение к человеку независимо от его личности.

3.   Моя духовная культура, наследуя Богу, основала братство людей в Человеке.

4.  Моя духовная культура, наследуя Богу, превратила любовь к ближнему в дар Человеку, приносимый через личность.

5.  Моя духовная культура, наследуя Богу, проповедо-


вала также уважение к самому себе, то есть уважение к Человеку через самого себя.

6.   Моя духовная культура, наследуя Богу, сделала каждого ответственным за всех людей и всех людей – ответственными за каждого.

…В свете всего сказанного я понимаю, что значит свобо- да. Это свобода дерева расти в силовом поле своего зерна

Она – совокупность условий восхождения Человека. Она подобна попутному ветру. Только благодаря ветру свободен парусник в открытом море. Человек, воспитанный в этих правилах, обладал бы силой могучего дерева. Какое про- странство мог бы он охватить своими корнями! Какие чело- веческие достоинства мог бы он в себя вобрать, чтобы они расцвели на солнце!»


Глава 2. Основа любой морали – взаимоотношения полов.

Эволюция любви: любовь вчера – сегодня – завтра.

Любовь, как и все в этом мире эволюционирует: меняются оценки, пересматриваются ценности, переносится ударение на то, или иное в этом сложном чувстве. Любовные отноше- ния в 21 веке отличаются от этих отношений в веке 20, тем более, они отличны от 19 и 18 веков – в мире все течет, все меняется, но любовь остается всегда! И как проблема, и как одно из самых возвышенных чувств человека!

Многие мыслители, писатели, поэты, ваятели пытались зафиксировать в своих творениях примечательные черты этого явления – мы попытаемся вспомнить их описания и оценку, их восприятие этого сложного и высокого чувства и сравнить с тем, что наблюдаем в современной жизни.

Первой большой вехой в истории любви была Антич-


ность – она открыла людям внутренний огонь, сжигающий их, вселяющийся в их душу и не дающий им покоя.

Документально зафиксированные сведения о тех време- нах мы находим в памятниках Античности – мифах, поэ- зии, скульптурах. Нас же интересует отношение древних эллин и римлян к вопросам любви: как они описывали это чувство, что для них значила любовь, на чем они акценти- ровали свое внимание.

Античность (8 век до н.э. – 2 век н.э.) термин, озна- чающий греко-римскую древность – цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её историче- ских форм. Появление множества исследований, связанных с изучением истории искусств, привело к сужению понятия до рамок греко-римской древности.

Но начнем свое путешествие со времен еще более отда- ленных, чем времена Античности.

Цивилизация, зародившаяся намного раньше греко-рим- ской, до сих пор волнует умы современных людей, особен- но ее яркий представитель – египетский фараон Эхнатон (1375 – 1336 гг. до н.э.), который вошёл в мировую историю как первый реформатор.

Почти 3400 лет назад родилась женщина необыкновен- ной красоты – Нефертити, что в переводе с древнеегипет- ского означает «красивая пришла».

Современный компьютерный сравнительный анализ об- лика Нефертити привёл к удивительному заключению – её образ является как бы архетипом идеала красоты евро- пейцев, и не только, в последующие тысячелетия, вплоть до современности. Красавица Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV . Вместе с мужем Нефертити прави- ла Египтом около двадцати лет. Эти годы ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей устои древнеегипетских тра-


диций. Нефертити играла важную роль в событиях свое- го времени. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующего жизнь.

Любовь Эхнатóна (Аменхотепа IV) к Нефертити была, пожалуй, первой известной нам из истории великой любо- вью. В сотнях надписей, в десятках скульптур и надгробий выражал фараон свою любовь к Нефертити, и легенды об этой любви передавались из поколения в поколение.

Образ царицы Нефертити воспел поэт Евгений Евту- шенко еще в советское время:

«Как ни крутите, ни вертите,

существовалаНефертити. Она когда-то в мире оном жила с каким-то фараоном, но даже если с ним лежала, она векам принадлежала.

И он испытывал страданья от видимости обладанья.… Он укреплял свои устои, но, как заметил Авиценна, в природе рядом с красотою

любая власть неполноценна.… Имел он войско, колесницы, ну а она – глаза, ресницы,

и лоб, звездами озарённый, и шеи выгиб изумлённый.

Когда они в носилках плыли,

то взгляды всех глазевших были обращены, как по наитью,

не к фараону, к Нефeртити.…

А сфинксы медленно выветривались, и веры мертвенно выверивались,


но сквозь идеи и событья сквозь всё,

в чём время обманулось, тянулась шея Нефертити

и к нам сегодня дотянулась. Она – в мальчишеском наброске и у монтажницы на брошке.

Она кого-то очищает, не приедаясь,

не тускнея, –

и кто-то снова ощущает неполноценность рядом с нею. Мы с вами часто вязнем в быте.… А Нефeртити?

Нефертити сквозь быт, событья, лица, даты

всё так же тянется куда-то….

Как ни крутите ни вертите,

но существует Нефертити».


Вот так, отодвинув царя-реформатора Эхнатона на задворки истории, поэт воспел его прекрасную жену. Со- гласимся с ним – ведь нас волнует не реформаторская дея- тельность Эхнатона, а отношения мужчины и женщины того далекого времени…. И поэт доносит образ прекрас- ной царицы до наших времен.

Практические наставления дает мужской половине че- ловечества древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII века до н. э.) – первый исторически достоверный древнегреческий поэт, рапсод).


Советы поэта древности не устарели и через более 2700 лет! Не верите? Прочтите:

«В дом свой супругу вводи, как в возраст придешь

подходящий. До тридцати не спеши, но и за тридцать долго не медли: Лет тридцати ожениться – вот самое лучшее время.

Года четыре пусть зреет невеста, женитесь на пятом. Девушку в жены бери – ей легче внушить благонравье. Взять постарайся из тех, кто с тобою живет по соседству. Все обгляди хорошо, чтоб не на смех соседям жениться. Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете,

Но ничего не бывает ужасней жены нехорошей, Жадной сластены. Такая и самого сильного мужа Высушит пуще огня и до времени в старость загонит».

Чем не напутствие молодым людям, стоящим в преддве- рии бракосочетания? Вооружитесь мудростью Гесиода при оценке своей возлюбленной, прежде чем назовете ее женою.

А была ли любовь в древних Греции и Риме? Какая она была? Похожа ли на наши взаимоотношения или нет?

О любви говорится уже в самых древних мифах Греции, а в классическую эпоху, почти двадцать шесть веков назад, появились даже теории духовной любви – Сократа, Плато- на и Аристотеля.

А греческие боги любви? Познакомимся и с ними.

В свите богини любви Афродиты было много богов – покровителей любви:

Эрот, олицетворял собой начало и конец любви – у него была стрела, рождающая любовь, и стрела, гасящая ее;

Гимэрот, представлял плотские вожделения; Антэрот, был ответственен за ответную любовь; Поф, воплощал страстное желание;

Пейтó, богиня, была любовным «дипломатом» – отвеча- ла за любовные уговоры;


Гименей, пожалуй, самый известный и воспетый в сти- хах и музыке, нес тяжелое бремя ответственности за брак; Илифия, богиня, по современному акушер-гинеколог -

была ответственна за роды.

Вот такая четкая специализация богов на небесах. Все было предусмотрено в божественном штатном расписа- нии: если были боги теории и практики любви, то откуда же они брались, если не из описания любви и её ощущения и осязания? Значит, любовь была!

А что же нам говорят о любви представители Бога на земле? Вспомним прекрасное послание апостола Павла ко- ринфянам:

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы перестав- лять, а не имею любви, – то я ничто…

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завиду- ет, любовь не превозносится, не гордится.

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

Не радуется неправде, а сорадуется истине;

Все покрывает, всему верит, всего надеется, все перено- сит.

Пребывают они три; вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (I Кор., 13: 2-13).

Высоко ценит апостол силу любви: «Если имею дар про- рочества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто…».

Как четко и глубоко сформулировано: «… а не имею любви, – то я ничто…». Словно сказаны эти слова в минув- шем 20 веке и нашем 21веке!

Вот как говорит о созидательной силе любви Сент-Эк- зюпери:

«Но я говорю: если нет любви, то не стоит браться ни за


какое дело. Если не верить, что осуществится твоя мечта, скучно играть в кости. Скучной будет заря, вернувшая тебя к собственной опустошенности. И со скукой в душе ты от- правишься воевать ради бестолкового колодца.

Но когда ты влюблен, ради своей любви ты готов на самый изнурительный труд, и чем он изнурительней, тем больше твое воодушевление. Ты тратишь себя, ты растешь. Но нужен тот, кто примет отданное. Дарить себя и тратиться попусту – разные вещи (74).

А ведь разделяют эти мысли почти 2000 лет!

В начале нашей эры появилась книга Лонга «Дафнис и Хлоя» (один из пяти канонических греческих романов, напи- сан около II века): влюбленные Дафнис и Хлоя прозревают:

«Страдают влюбленные – и мы страдаем. Забывают о пище – мы уже давно о ней забыли; не могут спать – это и нам сейчас терпеть приходится. Кажется им, что горят, – и нас пожирает пламя. Хотят друг друга видеть – потому-то и мы молимся, чтобы поскорее день наступил. Пожалуй, это и есть любовь». И вот мнение известного философа 19 века. Оно несколь-

ко диссонирует с произведением Лонга: «Многие считают, что любовь родилась позже своих собратьев – ненависти, за- висти, дружелюбия, материнского чувства. Пещерные люди, которые жили ордой, групповым браком, наверно, не знали никакой любви. Исследователи древности говорят, что ее не было даже тогда, когда стало возникать единобрачие» (Люд- виг Фейербах, немецкий философ, 19 век).

Но не нам судить, кто из них прав: Лонг или Фейербах,

– у каждого из них своя правда – каждый судит с высоты своего времени, со своей логикой, со своим личным опытом. Прислушаемся к совету Сент-Экзюпери: «Чтобы понять человека, его нужды и стремления, постичь самую его сущ- ность, не надо противопоставлять друг другу ваши очевид-


ные истины. Да, вы правы. Все вы правы. Логически можно доказать все что угодно».

Средневековье (5-14 века) период истории Европы и Ближнего Востока, следующий после Античности и предше- ствующий Новому времени. Историки предлагали разные хро- нологические рамки для этого периода, основными из которых были 500-1500 годы и 500-1800 годы.

«До Средних веков не могло быть и речи об индивиду- альной половой любви. Само собой разумеется, что физиче- ская красота, дружеские отношения, одинаковые склонности и т. п. пробуждали у людей различного пола стремление к половой связи, что как для мужчин, так и для женщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали в эти ин- тимнейшие отношения. Но от этого до современной половой любви еще бесконечно далеко» (Фридрих Энгельс (немец- кий философ,19 век).

Спорный вопрос, но оставим его на совести философа. У нас свои источники, свои аргументы, своя логика и свой взгляд на это чувство, но основывается он на известных источниках культуры.

А мы постучим в двери любви Средневековья.

В Средневековье появился настоящий культ любви – по преимуществу духовной, психологически развитой, – этим она отличалась от любви Античности. В этом культе был свой бог – Амур, свои богини – прекрасные дамы, свои служители – трубадуры, свои поклонники – рыцари. В нем были свои обряды и обычаи, свои нравы и установления.

В кодексе рыцарской любви был канон подвигов, ка- нон прославления и восхваления дамы, канон любви на всю жизнь. Как писал Стендаль: «Любовь имела совсем особую форму в Провансе между 1100 и 1328 годом».

В сословной системе Средневековья человек был не че- ловеком, не личностью, прежде всего, а функцией, предста-


вителем сословия: рыцарем, духовным лицом, вилланом (вил- ла́ ны – категория феодально-зависимого крестьянства в некоторых странах Западной Европы: Англия, Франция, Германия, Италия в период средневековья).

Такой же функцией человека – не человеком, не личностью –

была и женщина. Девушка была только будущей супругой; женщина была или хозяйкой дома или матерью наследника, или рабочей силой, прежде всего.

Рыцарская любовь более цивилизованна, более духовна, более утонченна психологически. Но зато античная любовь полнокровнее, цельнее, естественнее, в ней есть гармония телесных и духовных влечений, которой нет у рыцарской любви.

Центр тяжести рыцарской любви лежит в душе чело- века, эта душа – почти единственный – и, во всяком случае, главный источник любовных радостей. Тело человека ото- шло тут на задворки, любовь потеряла равновесие, сдела- лась почти «односторонним» чувством, – и это потеря по сравнению с Античностью. Античная любовь человечнее, ближе к родовым идеалам людей, чем рыцарская любовь.

«Но задолго до духовной любви провансцев у арабов возник свой культ любви, который известен нам из ранних сказок «Тысячи и одной ночи». Это был культ телесной любви, восточный культ любви как сладчайшего лакомства жизни.

Любовь у арабов – это праздник, это пир всех чувств, в наслаждениях любви участвуют у них все человеческие ощущения. Встречаясь друг с другом, любящие соверша- ют омовение, умащивают себя благовониями, облачаются в красивейшие одежды. Они вкусно едят, пьют лучшие вина, слушают музыку и пение» (Ю.Рюриков, «Три влечения»). Какое совершенство прелюдии: омовение, умащивание благовониями, сексуальное одеяние…, разнообразная и по- лезная трапеза, ублажение слуха и глаз утонченной музы-


кой и изящными танцами…. Как это похоже на мечты о возвышенной любви в наше время….

«Медленно, по ступеням – от одного наслаждения к дру- гому – они приближаются к вершине чувственных удоволь- ствий. И только насытив свой вкус, слух и зрение, они пере- ходят к насыщению других чувств, уже наэлектризованных, возбужденных, уже готовых к броску в пламень любви ….» (Ю. Рюриков, «Три влечения»).

Вот оказывается где «зарыты» секреты красивых прелю- дий и последующего за ними страстного обладания женским телом и на финише – яркая вспышка, взрыв, содрогания… и медленное угасание обессиленного тела и опустошенной души….

«Камасутра», вероятно, первая говорит, что суть люб- ви – это «наслаждение, которое дают пять чувств – слух, осязание, зрение, вкус, обоняние, объединенные с душой и сопровождаемые разумом».

Правила «Камасутры» прямо вливают в телесную лю- бовь духовное содержание, очеловечивают ее: «Соедине- ние – вершина и цель любви, объединяющая наслаждение души, разума и тела».

Если сравнить между собой индийскую и прованскую любовь, видно, какими разными путями шло человечество на Западе и на Востоке, и как по-разному – с уклоном в ду- ховность и с уклоном в духовность и телесность – понима- ло оно ценности любви.

Послушаем строки поэмы 16 века «Совершенная подруга»:

Он ищет красоты – прекрасной стану,

Ума – божественной пред ним предстану,… Все, что он хочет, что любовь желает,

Что знает он, иль слышит, иль читает…. Все радости во мне находит он -

Так чем в других он будет соблазнен?


И если трудно верным быть одной, Он тысячу найдет во мне самой:

Коль хочет, пусть меняет их беспечно, Все ж от меня не отойдет он вечно.

(Антуан Эроэ – французский поэт XVI века).


Прекрасный женский монолог, с искренним признанием, с возможностью воплотить в себе тысячу женщин:

«Так чем в других он будет соблазнен? И если трудно верным быть одной, Он тысячу найдет во мне самой:

Коль хочет, пусть меняет их беспечно, Все ж от меня не отойдет он вечно».

И в 20 веке мы получаем в ответ мужской монолог. Он тоже искренен, вымучен; в нем обобщен опыт блужданий в поисках совершенной женщины, а, оказывается все прелести женского совершенства можно найти в одной, любимой жен- щине – стоит только изменить свое отношение к ней:

«Господи! Ту, что я ввожу в свой дом, ты дал мне как землю для возделывания, дал, чтобы я шел с ней рядом и открывал ее».

И, далее, Сент-Экзюпери углубляет и расширяет свой образ женщины-земли. Я назвал этот эпизод из «Цитаде- ли» молитвой мужчины-шатуна.

«Господи! Ту, что я ввожу в свой дом, ты дал мне как землю для возделывания, дал, чтобы я шел с ней рядом и открывал ее. Господи, сказал я, только для того, кто вскапывает свою землю, сажает оливы, сеет ячмень, на- ступает час преображения, которого не дождаться, если ходишь за хлебом в лавочку. Приходит час, и ты празд- нуешь собранный урожай. Торжество наполненных за- кромов, когда ты толкаешь тихонько скрипучую дверь к запасам солнца. Ибо настал час, и ты убрал в амбар силу,


что воспламенит твои черные квадраты земли, убрал холм семян, окруженный еще ореолом золотой пыли, будто славой, что не успела смолкнуть. Ах, Господи, сказал я, я ошибся дорогой, я блуждал среди женщин, словно шатун-бродяга».

Полный текст молитвы мужчины-шатуна заинтере- сованный читатель сможет прочесть в приложении №1. Я привел отрывок этой молитвы, чтобы зачаровать Вас, вдумчивый читатель, стилем Сент-Экзюпери, его образа- ми, его трепетным отношением к верности, преданности к женщинам и о том, к чему приводит бесконечный поиск своей возлюбленной, – к образу мужчины-шатуна.

Возрождение (Ренессанс, 14-16 века) – это период в куль- турном развитии европейских стран, пришедший на смену Средним векам. Это небывалый расцвет изобразительного искусства, время географических и научных открытий.

Истинным родоначальником эпохи Возрождения в лите- ратуре принято считать итальянского поэта Данте Али- гьери (1265-1321), который раскрыл внутренний мир людей своего времени в произведении под названием «Комедия», которое впоследствии будет названо «Божественной ко- медией».

Наиболее значительные литературные памятники эпо- хи: «Декамерон» Боккаччо, «Дон Кихот» Сервантеса, и

«Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле.

Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304-1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни:

…Страшусь и жду; горю и леденею; От всех бегу – и все желанны мне….

Томлюсь в тюрьме, – но нет желез в окне, Открыта дверь, – но я бежать не смею: Любви – не раб, и не чужой вполне,


Я не в цепях и не отпущен ею. Гляжу без глаз; кричу без языка;

На гибель рвусь, – и к помощи взываю; Себе я враг, – и дорог мне чужой….

И жизнь и смерть равно я отклоняю.

Это один из сонетов 14 века: искренний, полный стра- сти и противоречий …, а вот оценка сонетов Петрарки по- этом 19 века Байроном:

«Любую страсть и душит и гнетет Семейных отношений процедура: Любовник юный радостью цветет, А юный муж глядит уже понуро.

Никто в стихах прекрасных не поет Супружеское счастье: будь Лаура Повенчана с Петраркой, – видит бог, Сонетов написать бы он не мог!»

(Джордж Байрон – 1788-1824 г.г.).

Байрон иронически «приземляет» страстные чувства, он различает страсть влюбленности от уравновешенных любовных чувств в браке – страсти улеглись, гормоны во- шли в свое «русло» и в совместную жизнь входят другие чувства: забота о любимой, защита её от внешних пося- гательств, думы о содержании семьи и будущих детях – в организме мужском работают уже другие гормоны и их соотношения, которые регулируют процесс под названием

«привязанность», а это уже не только пылкие страсти…, но и ответственность.

На грани Средних веков и Возрождения поэты нового сладостного стиля Данте и особенно Петрарка открыли нам индивидуальную духовную любовь Нового времени, со всеми ее сложностями и противоречиями. Это было вели- кое открытие, равное любым другим великим открытиям Возрождения.


Самыми известными драматургами этого времени ста- ли Уильям Шекспир (1564-1616, Англия):

… Клянусь до слез, что темный цвет лица И черный цвет волос твоих прекрасен.

… Ее глаза на звезды непохожи, Нельзя уста кораллами назвать.

Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь.

… Мои глаза в тебя не влюблены, Они твои пороки видят ясно.

А сердце ни одной твоей вины

Не видит и с глазами не согласно.

И Лопе де Вега (1562-1635, Испания):

… Терять рассудок, делаться больным… Все позабыв, жить именем одним… Пить горький яд, приняв его за мед…

Считать блаженством рая тяжкий гнет… Кто испытал любовь, меня поймет.

И вновь сгорают в огне любовной страсти влюбленные

… только в 20 веке врач и писатель Вересаев В.В. и писа- тель-психолог Аллан Пиз разложат все по полочкам: где страсть, когда она возникает и пропадает, чем отличает- ся страсть от любви, по каким критериям можно отли- чить одно от другого. Но, … наберемся терпения ….

Изображение обнаженного тела пережило свой высо- чайший взлет в XV–XVI веках, когда жестокие и запрет- ные времена сменились подъемом духовности и люди ис- кусства вновь обратили свои взоры к искусству Древней Греции и Древнего Рима.

На страницу:
2 из 3