bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Но вернемся к Библии. В Новом Завете ангелы выполняют очень важную функцию: именно ангел (Гавриил) предвещает грядущее материнство Елизаветы, которая родит Иоанна Крестителя, и Марии, у которой родится Иисус (Лк. 1), тот же ангел утешает Иосифа, сообщая ему, что ожидаемый сын зачат от Духа Святого (Мф. 1).

КАК ЕНОХ ОПИСЫВАЛ АНГЕЛОВ?

«И вот явились мне два мужа огромного роста, какого никогда не видел я на земле. Лица их были как сияющее солнце, очи – как горящие свечи, из уст их выходил огонь, одеяние их [и] пение [различно], багряные крылья их ярче золота, руки их белее снега. Стояли [они] у изголовья моего и обращались ко мне по имени. Я же проснулся и увидел наяву мужей этих, стоящих предо мной. Я [встал] поспешно, и поклонился им, и испугался, и лицо мое переменилось от страха. И сказали мне мужи: Дерзай, Енох!..» [Цит. по: Книга Еноха // Книга ангелов. Антология / Пер. со ст.-слав. В. Хачатуряна. СПб.: Амфора, 2001. С. 28.]


«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1: 26–38).

Это ангел возвещает напуганным пастухам в Вифлееме рождение Искупителя; и к нему присоединяется целое воинство: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!"» (Лк. 2: 13–14).

После того как Ирод замыслил «избить всех младенцев в Вифлиеме», ангел предупредил Иосифа, повелев ему бежать с семьей в Египет, а позднее призвал его вернуться, когда опасность миновала (Мф. 2). Иисус взрослеет и, прежде чем начать проповедовать, удаляется на сорок дней в пустыню, где его напрасно искушает дьявол: «…и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4: 11).


Сандро Боттичелли. Благовещение. Ок. 1485. США, Нью-Йорк, Метрополитен-музей


Ангелы нередко упоминаются в притчах, рассказанных Иисусом. После его смерти ангелы возвещают апостолам о его воскресении во славе (Мф. 28, Мк. 16, Лк. 24, Ин. 20). В Деяниях апостолов тоже описаны неоднократные явления ангелов, а в Апокалипсисе именно через ангела Иисус посылает Иоанну божье Откровение, чтобы тот показал церквам, «чему надлежит быть вскоре».

АНГЕЛЫ В ОТКРОВЕНИИ ИОАННА БОГОСЛОВА

В Апокалипсисе, или Откровении Иоанна Богослова, ангелы и архангел Михаил участвуют в битве с Антихристом и мировым злом накануне и после второго пришествия Иисуса Христа.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Мильтон, Дж. Потерянный и возвращенный рай / Пер. Е. Кудашевой. М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1910. С. 93. – Здесь и далее, если не отмечено иное, примеч. ред.

2

Имеется в виду, что IV Латеранский собор признал Никео-Цареградский символ веры (325 год), в котором утверждается вера церкви в Бога – творца всего видимого и невидимого, т. е. ангелов. Особая роль ангелов подчеркивается в почитании Девы Марии.

3

К этому списку можно добавить имена многих православных богословов XX века, например Киприана Керна, Василия Кривошеина, Николая Глубоковского; особо выделим и известного библеиста, профессора Киевской духовной академии Александра Глаголева, защитившего в 1900 году диссертацию «Основные черты ветхозаветного библейского учения об Ангелах».

4

Фома Аквинский. Сумма теологии / Под ред. Н. Лобковица и А. В. Апполонова; пер. А. В. Апполонова. М.: Савин, 2007. Т. II. С. 579.

5

Тертуллиан, К. С. Ф. О душе / Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указ. А. Ю.  Братухина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004. С. 130.

6

Окончив философский факультет Уппсальского университета в 1709 году, Сведенборг в течение пяти лет жил за границей, где изучал естественные науки, физику, механику, астрономию, горное дело.

7

Речь идет о спиритуализме и так называемом животном магнетизме, теории, которую обычно связывают с именем врача и астролога Фридриха Месмера (1734–1815), родоначальника магнетизеров.

8

Официально он занимал должность экстраординарного асессора в Горном ведомстве, был помощником знаменитого в то время ученого, изобретателя Кристофера Польхема. Кроме того, он издавал научный журнал Daedalus Hyperboreus («Северный Дедал»), где публиковались отчеты об изобретениях и открытиях в математике и механике.

9

Здесь и далее цитаты приводятся по изданию: Сведенборг, Э. О небесах, о мире духов и об аде / Пер. с лат. А. Н. Аксакова. СПб.: Пальмира; М.: T8 Издательские технологии, 2016.

10

Теория ноосферы имеет соавторство с математиком Эдуардом Леруа, также известно, что эту теорию еще раньше, в 1920-е годы, предлагал академик В. И. Вернадский.

11

Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / Пер. с фр. Н. А. Садовского. М.: Наука, 1987. С. 210.

12

Согласно де Шардену, «космическая функция Омеги состоит в том, чтобы положить начало единодушию мыслящих частиц мира и поддерживать его своим влиянием». См. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / Пер. с  франц. Н. А. Садовского. М.: Наука, 1987. С. 212.

13

Тейяр де Шарден. Феномен человека. С. 210.

14

Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. I. С. 627.

15

Нейхардт Дж. Г. «Говорит Черный Лось. История жизни святого мужа из племени оглала сиу»…

16

Здесь и далее, если не отмечено иное, переводы всех библейских текстов даны по версии Русского синодального перевода. – Прим. пер.

17

Цит. по: Эйнштейн, А. Как изменить мир к лучшему. М.: Алгоритм, 2013.

18

Духи-хранители храмов и дворцов, изображавшиеся в виде полулюдей-полуживотных, крылатых львов или быков, колоссальные статуи которых ставились у входа здания.

19

Фравардин-яшт / Пер. З. Ф. Харебати // Авеста в русских переводах / Сост., общ. ред., примеч. и справ. раздел И. В. Рака. СПб.: Журн. «Нева»: Изд.-торговый дом «Лет. Сад», 1998.

20

К Гермесу // Эллинские поэты / Пер. В. В. Вересаева. М.: Художественная литература, 1963. С. 58.

21

Платон. Апология Сократа / Пер. С. А. Жебелева. (Полн. собр. творений: в 15 т.; т. 1.)

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3