Полная версия
Ангелы в религии, искусстве и психологии
Альберт Эйнштейн утверждал:
«Человек – это часть целого, которое мы называем Вселенной. <…> Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всего остального мира, что является своего рода оптическим обманом. Эта иллюзия стала темницей для нас. <…> Наша задача – освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем его великолепии»[17].
Это положение справедливо и для холизма (от греческого olos – «весь, целый»), древнего учения, которое современный человек с большим трудом открывает заново. Холизм противопоставляет себя рационалистическому западному мышлению, которое строится на фрагментации, познании частей, тогда как целое несводимо к своим частям. О целом нельзя судить по тем скудным фактам, что доступны человеку.
Но вернемся к Альберту Эйнштейну, совершившему прорыв не только в науке, но и в культуре. Конечно, это связано с квантовой физикой и его теорией относительности. Он предложил воспринимать универсальную реальность как целостную и гармоничную систему, где каждый является неотъемлемой частью. Его теория открыла новый тип мышления, новое видение Вселенной, в которой максимально используется потенциал каждого отдельного человека и своеобразие разных отдельных культур.
Нынешняя эпоха открывает перспективы для примирения человека с самим собой, с другими живыми существами, со всем его окружением – одушевленным и неодушевленным, материальным и духовным. Возвращаясь к роли ангелов, мы можем сделать вывод, что они – вестники божественного мира. Их главная задача – быть посредниками, указывать каждой личности путь к Богу, при этом уважая ее свободу. С другой стороны и прежде всего, ангелы – это хранители людей, которые в течение жизни своих подопечных их защищают и им помогают.
По мнению других исследователей, ангелы не столько защищают в трудные минуты жизни, сколько выполняют просветительскую функцию, играют роль духовного наставника, помогают совершенствоваться. Люди и ангелы разделены, но едины, они живут в параллельных, но взаимодополняющих мирах: эти существа света, которые нам представляются очень далекими, на самом деле очень близки к нам.
Джованни Мария Конти делла Камера. Хор ангелов с музыкальными инструментами. XVII в. Италия, Парма, церковь Санта-Кроче
Встреча с нашим ангелом
Принято считать, что рядом с каждым человеком – будь он верующий или нет, хороший или плохой, – пребывает невидимая сущность, духовная по своей природе и наделенная необычайным умом и силой.
Встреча с ангелом – опыт, описанный многими людьми. Тем не менее до сих пор этот опыт не удается «объяснить» с помощью науки. Верой в Бога не удивить даже атеиста, но верой в ангелов легко можно смутить собеседника, скорее всего считающего такую веру наивной или суеверием.
Иногда мы ясно ощущаем присутствие нематериальных сущностей и их попечение о нас. Такими благодатными и светлыми кажутся иные дни, словно сами небеса поддерживают нас, за что бы мы ни взялись. Желая увидеть своего хранителя или испытать его благодатную силу, мы часто говорим, что просто не видим его знаков присутствия. И наоборот, в некоторых случаях мы сомневаемся в том, что сигналы, которые получаем, неслучайны. Именно такие комбинации или совпадения событий Юнг называет «синхроничностью», или «синхронией».
ЮНГ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБСТВЕННОМ СЛУЧАЕ СИНХРОНИЧНОСТИ«В то время я был в Б., выступал там с лекцией. Вернувшись в гостиницу около полуночи, я посидел немного с друзьями и пошел спать, но заснуть никак не мог. Часа в два ночи, едва начав засыпать, я пробудился от страха: мне показалось, будто кто-то зашел в комнату, резко открыв дверь. Я тотчас зажег свет, но все было в порядке. Решив, что кто-то перепутал двери, я выглянул в коридор. Но там стояла мертвая тишина. "Странно, – подумал я, – ведь кто-то же заходил в комнату!" Я лег, стараясь припомнить, что же случилось, и понял, что проснулся от боли, – как если бы что-то, ударив меня по лбу, затем отозвалось тупой болью в затылке. Назавтра мне принесли телеграмму: мой пациент покончил с собой. Он застрелился. Позже я узнал, что пуля застряла у него в затылке.
Этот опыт – настоящий феномен синхронности, подобная связь нередко возникает в архетипических ситуациях, здесь такой ситуацией была смерть. Время и пространство относительны, и вполне возможно, что бессознательно я ощутил то, что в действительности случилось совсем в другом месте». [Цит. по: Юнг, К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления / Пер. В. Поликарпова. Минск: ООО «Харвест», 2003. С. 141.]
Музицирующий ангел. Италия, Больцано, церковь Сан-Мартино ин Кампильо
Беато Анджелико. Благовествующий ангел. Ок. 1450–1455. США, Детройтский институт искусств
Ангелы и религиозные верования
Ангел, будучи посредником, выявляет основную проблему взаимоотношений человека и божества. Мы видим, как образ ангела меняется на протяжении веков в связи с эволюцией культур и цивилизаций.
В политеистических религиях являются человеку и совершают те или иные действия не ангелы, а отдельные боги. Но и в этих религиях, отличных от монотеистических, сверхъестественные посредники часто выполняют функции ангелов: они защищают, утешают, вдохновляют, выступают проводниками или даже духами-хранителями природного мира.
Несмотря на все различия, эти существа в конечном счете имеют много общего с ангелами как таковыми, поэтому мы вправе сказать, что такие сущности можно найти в наследии каждой культуры.
Ахурамазда. Иран, зороастрийский храм огня в Йезде
Происхождение ангелов
Уже в начале человеческой истории налицо присутствие добрых духов природы, которые руководят различными сферами, противостоя дьявольским духам, воплощению зла; их изображения появляются в доисторических наскальных рисунках. Некоторые источники утверждают, что ангелы происходят от манов (лат. manes) – обожествленных душ умерших; действительно во многих культурах считается, что человеческие души после смерти становятся защитниками живых и эволюционируют до более высоких форм небесной иерархии.
Однако отправную точку собственно истории ангелов мы находим в религиях Ближнего Востока. Отсюда берет начало египетская, греческая, ассиро-вавилонская, иранская, гностическая мифология, тесно связанная с еврейской, христианской и, наконец, исламской культурой.
Если придерживаться строго археологического подхода, то, отправляясь к истокам ангеловедения, мы придем к шумерской цивилизации, сложившейся пять тысяч лет назад. Именно к шумерской эпохе восходит древнейшая из когда-либо обнаруженных крылатых статуй. Эта фигура, которая представляет собой одновременно ангела и демона, одна из наиболее часто встречающихся в ассиро-вавилонской религии, о чем свидетельствуют многочисленные скульптуры, найденные при раскопках в этом регионе (территории современного Ирака).
Эти древневавилонские карибу [18] позднее превратятся в христианских херувимов, и они очень похожи на чудовищные звероподобные создания, возникающие в видениях пророка Иезекииля. Они изображались с двумя парами крыльев (верхними и нижними), которые соединялись по центру спины. Вместе с другими фигурами, морфологически столь же диковинными, как, например, крылатые быки, они выполняли двойную функцию по отношению к божеству и человеку – служили первому и защищали второго.
АНГЕЛ ОСВОБОЖДАЕТ АПОСТОЛА ПЕТРА ИЗ ТЕМНИЦЫ«Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Прошедши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский» (Деян. 12: 5–11).
Крылатый гений-хранитель. Деталь барельефа из дворца ассирийского царя Саргона II. 722–705 гг. до н. э. Франция, Париж, Лувр
Отнюдь не ересь думать, что такого рода изображения связаны с ангелами христианской и мусульманской религий, историки отмечают, что скульптуры с подобными профилями можно видеть в некоторых романских соборах. Кроме того, если вспомнить, что первые редакторы книг, впоследствии ставших Библией, начали свою работу после изгнания в Вавилон, то можно представить меру духовных и художественных влияний, которым они могли быть подвержены.
Ассиро-вавилонский пантеон включал, среди прочего, бога Ану (это имя на шумерском означает «небо»), у которого на службе были особые существа – суккал (sukkallu), входившие в контакт с людьми. Этим термином обозначали «вестников». Этим же словом называли и высоких чиновников. Ассиро-вавилонянам следует поставить в заслугу определение двух самых важных ангельских чинов – херувимов и серафимов.
Также и в религии древних персов, зороастризме (позже подавленном исламом), мы видим фигуры, имеющие много общего с ангелами. Верховный бог Ахурамазда («мудрый господь») породил такие сущности, как Амеша Спента (или Амэша-Спэнта, «бессмертные святые»), которые всегда пребывают рядом с ним и принимают участие во всех его делах. Они помогали при сотворении мира. Зороастризм, кроме того, признает существование духа фраваши (или фраварти) с функциями, аналогичными ангелу-хранителю. Это души праведных, трансцендентные «двойники» людей. Фраваши всех людей извечно предстоят перед Ахурамаздой, который с их помощью управляет Вселенной и сражается с врагами; они составляют сонм всех когда-либо живших. Этих праведников Ахурамазда обещает воскресить в конце мировой истории, когда на земле не останется зла.
18. …И тот человек, который хорошо чтит При жизни фраваши праведных, Станет покровителем страны [после смерти], Самым победоносным, Властелином всех людей; [А также] тот, кто хорошо чтит Митру, У которого обширные пастбища; И Арштат, умножающую мир, Усиливающую мир. 19. Так, тебе о силе, мощи, Хварно, помощи и поддержке Провозглашаю поистине, Спитама, Которые [принадлежат] фраваши праведных, Сильным, всепобеждающим, Как [они] приходят мне на помощь, Как [они] приносят мне поддержку, Сильные фраваши праведных! [19]Ангелов при желании можно найти и в древнегреческом мире, а именно в гомеровских поэмах, где описаны посланники богов – Гермес и Ирида, но только роль гонцов и вестников богов роднит их с библейскими ангелами.
Муза! Гермеса восславим, рожденного Майей от Зевса!
Благостный вестник богов, над Аркадией многоовечной
И над Килленою царствует он [20].
Куда ближе к ангелам в Древней Греции «даймоны» (демоны, δαίμων) – мелкие духи, которые могут быть и благими, и злыми. Впоследствии их стали отождествлять с внутренним голосом, во многом благодаря Сократу, который многократно утверждал, что слышал голоса даймонов. Разные философы, изучавшие биографию Сократа, полагают, что даймон – это либо нечто, помогавшее ему предсказывать будущее, либо что-то, удерживавшее его от совершения ошибок, либо аллегория вдохновения или совести. Конечно, о даймоне мы знаем прежде всего от Платона, писца мудрости Сократа, который и подвел это явление к ангельским сущностям.
«…со мною бывает нечто божественное и демоническое, над чем и Мелет надсмеялся в своей жалобе. Началось это у меня с детства: какой-то голос, который, всякий раз, когда бывает, постоянно отклоняет меня от того, что я намереваюсь сделать, но никогда не склоняет к чему-либо. Вот это-то и препятствует мне заниматься политикою. И, кажется мне, великолепно делает, что препятствует»[21].
Ангелы в Библии
После долгих и сложных событий в мире возник монотеизм, а ангелы начали трактоваться как духовные творения единого Бога – Яхве. Чистые духи, созданные по замыслу Яхве, они обладают свободой, хотя и остаются всецело под его властью. Приписать им функции посланников – значит признать особенность их отношений с человеком. И действительно, одна из возложенных на них обязанностей – помогать смертным в их поисках Бога, а кроме того быть их заступниками, особенно на Последнем суде. Некоторые становятся привилегированными опекунами душ (ангелы-хранители).
Вновь в образе ангела появляется двойственность – он может одинаково считаться и воплощением акта веры, и символом или олицетворением удачи. Добрые ангелы составляют воинство, вступающее в столкновение с силами зла, восставшими против Бога и низверженными им. Эта борьба добра и зла происходит и в человеческих душах.
Ангелы – ходатаи человека перед Богом, глашатаи божественной воли, защитники божьих созданий. Они несут свет душам и помогают людям в борьбе за торжество любви и высшей истины, они – без различия между категориями – активно участвуют в становлении совершенного мира, возвещенного в Священном Писании.
Архангел Михаил и ангельское воинство. Ок. XVII–XVIII
АНГЕЛЬСКАЯ ИЕРАРХИЯ ПО ДИОНИСИЮ АРЕОПАГИТУ
Стоит отметить, что в Священном Писании встречаются девять ангельских чинов. Они описаны в Ареопагитском корпусе – древнегреческом корпусе текстов I века н.э. Иерархия более актуальна для православной традиции. Рассмотрим ее на примере иконы святого Михаила (икона датируется ок. XVII–XVIII вв.).
Существует три ангельских лика, или три иерархические степени.
ПЕРВЫЙ ЛИК1. СЕРАФИМЫ («пламенеющие»)
Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал (Ис. 6: 2).
Шестикрылые огненные сущности, пылающие от любви к Богу.
2. ХЕРУВИМЫ («многое разумение»)
И сделал двух херувимов из золота: чеканной работы сделал их на обоих концах крышки, одного херувима с одного конца, а другого херувима с другого конца: выдавшимися из крышки сделал херувимов с обоих концов ее. И были херувимы с распростертыми вверх крыльями и покрывали крыльями своими крышку, а лицами своими были обращены друг к другу; к крышке были лица херувимов (Исх. 37: 7–9).
Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Они несут светоч знания. Интересно, что в Псалтири они представлены как средство передвижения Бога: «И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра» (Пс. 17: 11).
3. ПРЕСТОЛЫ (или троны)
Вид колес и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе (Иез. 1: 18).
Престолы иногда изображаются в виде горящих колец или колес со множеством глаз на ободьях. Считается, что Господь восседает на престоле, и только Божьей Матери позволено приблизиться к нему.
ВТОРОЙ ЛИК4. ГОСПОДСТВА
Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Толкование Ефремом Сириным. Еф. 1: 20–23).
Миссия этих божественных сущностей имеет множество трактовок. Наиболее полное определение дает Дионисий Ареопагит: «Итак, знаменательное наименование святых Господств, по моему мнению, означает некоторое нераболепное и совершенно свободное от всякой низкой привязанности к земному – возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком совершенно случае не колеблемое, – но господство постоянное по своей свободе, которое стоит выше всякого унизительного рабства; чуждое всякой униженности, изъятое от всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству…» (О небесной иерархии, 8, § 1).
5. СИЛЫ
Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8: 38–39).
За описанием Силы вновь обратимся к Дионисию Ареопагиту: «Наименование святых Сил – означает некоторое могущественное и непреоборимое мужество, по возможности им сообщенное, отражающееся во всех их Богоподобных действиях – для того, чтобы удалять от себя все то, что могло бы уменьшить и ослабить Божественные озарения, им даруемые; сильно стремящееся к Богоподражанию, не остающееся праздным от лености, но неуклонно взирающее на высочайшую и всеукрепляющую Силу, и, сколько возможно, по своим силам соделывающееся Ее образом, совершенно обращенное к Ней, как источнику Сил, и к низшим силам богоподобно нисходящее для сообщения им могущества» (О небесной иерархии, 8, § 1).
6. ВЛАСТИ
Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол. 1: 15–17).
По Дионисию Ареопагиту: «Наконец наименование святых Властей – знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений чин, и устройство премирного духовного владычества, – не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее, и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти, и изображающее Его, сколько возможно для Ангелов, в совершенно-истинном употреблении своей владычественной силы. Имея таковые Богоподобные свойства, средняя степень небесных Умов очищается, просвещается и совершенствуется вышесказанным образом посредством Божественных озарений, сообщаемых ей посредственно чрез чины первой Иерархии, а от оной снова разливаемых на низшие чины посредством вторичного проявления» (О небесной иерархии, 8, § 1).
ТРЕТИЙ ЛИК7. НАЧАЛЬСТВА (НАЧАЛА)
Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол. 1: 15–17).
У Дионисия Ареопагита: «…за нужное почитаю объяснить, по возможности, значения святых их имен. Имя небесных Начальств означает Богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, приличнейшему начальствующим Силам, всецело как самим обращаться к Безначальному Началу, так и других, как свойственно Начальству, к Нему руководствовать; отпечатлевать в себе, сколько возможно, образ неточного Начала, – и наконец способность выражать премирное Его начальство в благоустроении начальствующих Сил» (О небесной иерархии, 9, § 1).
8. АРХАНГЕЛЫ
Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (Фес. 4: 15–17).
Считается, что архангелов семь (Книга Товита), однако в разные эпохи их количество на иконах варьировалось. В православии традиционно почитают архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила. В католичестве признают трех архангелов (по Римскому собору 745 года) – Михаила, Гавриила и Рафаила, в исламе – Джибриля (Гавриила), Микаила (Михаила), Азраила и Исрафила (Рафаила).
9. АНГЕЛЫ
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь (Лк. 2: 13–15).
Те самые создания, что несут весть, объявляют божественную волю. В этом чине находятся и ангелы-хранители. Также словом «ангел» обобщенно называют всю ангельскую иерархию.
Ангел останавливает руку Авраама, готового принести в жертву своего сына Исаака
В Ветхом Завете
В Ветхом Завете есть немало повествований, помимо видений Исаии (гл. 6) и Иезекииля (1, 4–25 и 10, 1–22), где ангелы выступают в качестве главных героев, даже если об их характере и отношениях с Богом и людьми ничего не говорится.
Ангелы упоминаются в Книге Бытия (3: 23–24), когда Бог изгоняет Адама и Еву из рая из-за их непослушания, – врата рая отныне охраняют херувимы.
Ангел возвещает служанке Агари (гл. 16) о том, что она родит сына Измаила, и потомство ее умножится настолько, что его нельзя будет и счесть. Измаил – прародитель арабского народа (гл. 21). Три ангела в облике трех мужей являются Аврааму, вкушают за его столом и возвещают, что через год его жена Сарра родит ему сына Исаака (гл. 18). Именно ангел остановил руку Авраама, когда тот уже занес руку с ножом, чтобы принести в жертву своего сына (гл. 22). В главе 19 описывается, как два прекрасных ангела пришли в Содом незадолго до его разрушения.
Иакову, сыну Исаака, снится сон: «…вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт. 28: 12).
Ангел является Моисею в пустыне «в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх. 3: 2).
«Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил [тебе]; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» (Исх. 23: 20–21).
В Книге Судей (гл. 13) ангел предвещает рождение Самсона.
Ангел приходит к пророку Илии в пустыне и утешает его (3 Цар. 19).
В книге Даниила рассказаны две длинные и весьма драматичные истории, где ангелы играют важную роль. В первой из них речь идет о трех мужах, которых бросили в «печь, раскаленную огнем», по приказу вавилонского царя Навуходоносора за то, что они отказались поклониться золотому истукану, описывается, как они были спасены ангелом, сделавшим их невредимыми (гл. 3).
Во второй истории в роли главного героя выступает сам Даниил, которого бросают в ров со львами, но и он спасается благодаря ангельскому вмешательству (гл. 6).
В Новом ЗаветеДостаточно места уделяют ангелам апокрифы (особенно книга Еноха), обогащая повествование подробностями, которых нет в канонических книгах: так, например, там упоминаются ангелы мороза, града и снега. Культ ангелов с элементами суеверия и идолопоклонства распространился среди простого народа. Это вызывало тревогу как у раввинов, осуждавших такое вырождение веры, так и в христианской церкви примерно в то же время.